Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

А.Переляева

РЕСПУБЛИКА ТУВА

в сентябре-октябре 1996 года

Главными событиями стали юбилей Конституции Республики Тува и начало предвыборной президентской кампании. В связи с последним свобода печати в республике приказала долго жить. Возможно, временно.

1.    Экономика

Напомним общую картину [1].

Республика дотационна на 92%. Надо заметить, что, несмотря на географическую отгороженность Тувы Саянским хребтом, степень ее экономической интегрированности в Россию, пожалуй, максимальна. Инфраструктура в республике отсутствует – железных дорог нет, после постройки Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС потеряло практическое значение и прекратилось судоходство (сейчас в Туве два катера и паром). С внешним миром республику связывают две автодороги через Саяны – так называемое "Саянское кольцо". Из них реальное значение имеет одна – Кызыл-Минусинск. Дорога находится далеко не в блестящем состоянии, зимой регулярно случаются сели, оползни, завалы и снежные лавины. Республиканская авиация находится на грани развала, есть один рейс на Москву, осуществляемый на подаренном республике Президентом РФ самолете Як-42. Топливо в республику возят автотранспортом, при этом сжигается, по оценкам экспертов, до 20% доставляемого горючего.

Промышленность представлена мелкими предприятиями легкой и пищевой индустрии, машзаводом, находящимся на грани банкротства, а также ЖБК и кирпичным заводом – все это сосредоточено в Кызыле. В Усть-Элегесте находится завод по производству керамического камня. Крупнейшее предприятие в республике – объединенное автохозяйство, после него – авиаотряд.

В республике находятся два крупнейших горнодобывающих комбината – "Туваасбест" в поселке Ак-Довурак и "Тувакобальт" в поселке Хову-Аксы. "Туваасбест", по местному выражению, "лежит на боку". На "Тувакобальте" производство остановлено. Причины – после кровавого межнационального конфликта 1990 года уехали почти все русские специалисты. Есть и вторая причина кризиса "Туваасбеста" – резкое снижение цен на асбест на мировом рынке и неплатежеспособность большинства постоянных потребителей асбеста в странах бывшего СССР. Положение комбината бесперспективно. Что касается "Тувакобальт", то его тоже коснулись колебания цен на кобальт. Между тем не только рядом залегают месторождения других редких металлов, не говоря уже о серебре и золоте, но даже в отвалах комбината так много полезного содержимого, что в 1992 году Норильский горно-металлургический комбинат предложил за свой счет поднять производство редких металлов из отвалов, накопившихся за время работы комбината. Сделка не состоялась по вине руководства республики, выставившего абсурдные условия. В результате судьба комбината до сих пор под вопросом. Уже ясно, что кобальт там добывать и перерабатывать больше не будут, а перепрофилирование на золотодобычу требует огромных средств.

В республике есть запасы угля (Каа-Хемское месторождение), чрезвычайно богатого углеводородами (любой кусок этого угля буквально сочится нефтью); теоретически он является ценнейшим сырьем для химической промышленности, но вывозить его из республики не на чем, и его сжигают в Кызылской ТЭЦ (в результате чего в городе зимой падает черный снег).

Республика богата золотом. Его здесь добывают с прошлого века. Золото есть в каждой реке. Много золота лежит прямо на поверхности (что порождает большую проблему – в республику устремились нелегальные старатели). Золото добывается исключительно артелями, а затем отправляется на переработку в Красноярский край, так как мощностей по переработке в Туве нет. Республика не вкладывала в золотодобывающую промышленность ни рубля, все оборудование – собственность артелей. В связи с этим у республики нет возможности даже объявить своей собственностью какую-то часть добываемого золота по примеру Якутии (на чем настаивают некоторые депутаты ВС).

Тува – область рискованного земледелия. Резко континентальный засушливый климат мало способствует возделыванию земли. Тем не менее в годы советской власти много усилий было потрачено на попытки возделывания пшеницы, кукурузы и тому подобных культур, причем урожайность пшеницы бывала и меньше, чем уходит на посев. Хорошие урожаи собирают только на орошаемых участках. Исторически степные тувинцы (в отличие от таежных) – скотоводы. На республику распространяются ставки закупочных цен на животноводческую продукцию, установленные для районов Крайнего Севера и приравненных к ним высокогорных местностей. Пять территорий сельских Советов в двух районах республики, где живут оленеводы, по условиям жизни приравнены к районам Крайнего Севера. Сейчас происходит постоянное сокращение поголовья и снижение продуктивности в животноводстве. Развитие аратских и крестьянских хозяйств тормозится объективными причинами – прежде всего скотокрадством, принявшим массовые масштабы. Раскрываемость скотокрадства примерно такова: по коровам – 20%, по овцам – 18%. У многих тувинских родов скотокрадство издавна было одним из основных видов занятий – скот крали и у тувинцев, и у монголов, и у хакасов (монголы занимались и с успехом занимаются тем же самым – нередки случаи как угона скота монголами с территории Тувы, так и наоборот). Если раньше, когда человек, у которого было 10-20 голов скота, считался бедняком, скотокрадство было одной из форм экономических отношений, то в нынешних условиях создание аратских хозяйств тормозится в основном из-за этого.

Опубликованный статистический отчет по итогам 8 месяцев 1996 года говорит лишь о дальнейшем углублении кризиса. Выступая на заседании правительства 24 октября, президент РТ Ооржак сказал, что особенно критическое положение сложилось в капитальном строительстве и промышленном комплексе республики [2].

Доля негосударственного сектора в объеме промышленного производства достигла 79%. Продолжается снижение объема произведенной промышленной продукции: по сравнению с прошлым годом индекс (в сопоставимых ценах) составил 78,2%. Однако затраты в промышленности по итогам полугодия на 1 рубль продукции повысились (123 коп. – 105 коп. в 1995 г.). Снижение выпуска промышленной продукции произошло на 36 предприятиях. Не приступали к выпуску продукции в этом году (полностью стояли все восемь месяцев) 5 предприятий, 15 предприятий не выпускали промышленную продукцию в августе.

За январь-август объем производства увеличился только в цветной металлургии – за счет сезонной добычи золота в артелях. Добыча золота возросла с 760 кг до 830. Золото сдали на аффинаж – переплавку и обогащение. В машиностроении и металлообработке снижение на 65,8%. Стоит весь 1996 год машзавод – объект оборонки. Снизились добыча угля и производство электроэнергии – на 32,2%, продукции деревообработки – на 20,3%, стройматериалов – на 54,7%. В легкой промышленности спад составил 55,1%, в пищевой – 31,2 процента, производстве товаров народного потребления – 36,5 %.

Увеличен выпуск товарной продукции в мукомольной промышленности (на 16,2 процента), макаронных изделий, улов рыбы. В августе по сравнению с июлем увеличились поставки мяса, масла животного (сезонный рост).

В связи с засухой сократилось производство зерна, картофеля и овощей на 50%. После многолетнего сокращения стада увеличилось поголовье крупного рогатого скота на 2%, свиней на 4%. Поголовье овец продолжает сокращаться, но при этом в личных хозяйствах оно возросло на 10,2%.

Кормов заготовили меньше, чем в прошлом году. В качестве причин называются сухие весна-начало лета. Снизился приплод телят на 20%, поросят на 21 процент, выход ягнят и козлят на 100 овцематок составил 38 и 66 голов соответственно. Однако падеж всех видов скота снизился на 40%, что связано с сокращением доли общественного стада – чем больше скота переходит в частные руки, тем сохраннее каждая единица. Не имея наличных денег и возможности их заработать, люди режут скот и продают на рынках мясо (средняя цена которого стабильно держится на уровне 15 тыс. руб. за килограмм), из-за чего и после перехода скота из общественного стада в частные руки тенденции к сбросу поголовья сохраняются. При этом сдача скота в живом весе на убой за 8 месяцев составила 2622 тонн. Дело в том, что закупочные цены на мясокомбинате невысоки – предельно 7 тыс. руб. за 1 кг, чаще ниже, поэтому люди предпочитают забивать скот сами и продавать мясо на рынках.

Реализация зерна составила 3208 тонн. Валовой надой за 8 мес. составил 5174 тонны, средний удой от одной коровы 669 кг. Оговоримся, что здесь статуправление имеет данные только по государственному сектору. В частном секторе наверняка удой выше, судя по тому, что г.Кызыл в молоке не нуждается. Его и молочную продукцию продают частники. До сентября цена молока была 3000 рублей за литр, сметаны 16-18 тыс. руб., масла 20 тыс. руб. В сентябре повысилась до 19 тысяч цена за сметану, до 22-24 – за масло.

Грузооборот на автотранспорте, воздушном, водном транспорте снизился на 58% и 58,1 процента. Незначительно выросли перевозки пассажиров – на 1,5 процента. Объем услуг связи снизился, так как постоянно растут тарифы.

В капитальное строительство за 8 месяцев вложено 25,8 млрд. руб., 80% инвестиций – государства, в основном на производственное строительство – 10,8 млрд. рублей (55,5% всех госвложений). Введено жилья 555 кв.метров, поликлиника в г.Туране на 300 посещений, детский реабилитационный центр на 14 коек. Ввод жилья сократился в 8,3 раза.

Бюджет выполняется с дефицитом в 166,8 млрд. рублей. Сбор налогов составил лишь 27,7% к запланированным доходам. Недоимка по платежам в бюджет составила на 1 сентября 27,7 млрд. рублей, на 1 октября – 31,9 млрд. рублей (в том числе в бюджет РТ 7 млрд.). Кредитные вложения в экономику составили 24,3 млрд. руб. (рост на 8,5% по сравнению с 1995 годом). Убытки по промышленности, строительству, транспорту с января по июль составили 45,3 млрд. руб.

Задолженность всех предприятий составила 483,9 миллиардов рублей, просроченная – 260,1 млрд. руб. Доля прибыльных предприятий всего 38,2 процента.

Положительным фактом можно считать некоторое снижение темпов роста цен.

Общее число преступлений снизилось, однако выросло количество убийств.

Экономически активное население республики – 149,0 тыс. человек, или 48,3 процента населения. Доля официальных безработных – 3,6 процента трудоспособного населения. Средняя зарплата работников предприятий снизилась в июле по сравнению с июнем на 16,5% и составила 654,3 тыс. рублей.

Задержка пенсий составляет два месяца (сейчас она не выдана за сентябрь, октябрь), врачи и учителя тоже не получили зарплату за этот период.

В сентябре медики провели забастовку, и учителя их поддержали. Забастовка не была четко организована и напоминала скорее ползучий процесс: начавшись в сельской больнице, охватывала затем другие, в то время как в исходной точке уже прекратилась. Выдвигались чисто экономические требования – прежде всего погашение задолженности по зарплате. Тем не менее забастовка вызвала в первую очередь политический резонанс – как противоправительственная акция.

Профсоюзы республики приняли участие во всероссийской акции протеста 5 ноября. Состоялся большой (по меркам Тувы) митинг в Кызыле. На митинге было заявлено, что акцию протеста поддерживают Верховный Хурал и правительство РТ. Таким образом, возмущение народа было переадресовано правительству РФ, которое задерживает деньги. Таким нехитрым путем республиканские власти стремились уклониться от ответственности.

2.    ПОЛИТИКА

Политическими лидерами республики являются президент РТ Шериг-оол Дизижикович Ооржак и председатель Дзэди (Верховного) Хурала Каадыр-оол Алексеевич Бичелдей. Президент – профессиональный аппаратчик. Председатель Дзэди Хурала – бывший ученый, кандидат филологических наук. В политику пришел под флагом умеренного национализма, затем за короткое время стал известен радикальными заявлениями. Но ощутив в 1992-1993 гг. на своих плечах реальную ответственность за судьбу народа, пересмотрел свои взгляды.

Взаимоотношения этих двух ключевых фигур развивались довольно сложно.

“Обострение межнациональных отношений” в республике датируется летом 1989 года. В это время (накануне известного националистического взрыва июня 1990-го) Ооржак был секретарем (не первым) Тувинского обкома КПСС. В апреле 1990 года он стал председателем Совета министров республики. Бичелдей стал народным депутатом РСФСР и ВС Тувы (на выборах 4 марта 1990 года), выступая с националистическими речами. Контактов между секретарем обкома и старшим научным сотрудником Тувинского НИИ языка, истории и литературы, естественно, до этого не было. После августовских событий 1991 года и запрета КПСС председатель правительства и парламентский лидер националистов стали ведущими фигурами в политике Тувы, хотя и были оба крайне мало искушены в политике. В этот период они действовали скоординировано, что и позволило Бичелдею 2 октября 1991 года стать председателем Верховного Совета РТ (вместо бывшего первого секретаря рескома), а Ооржаку – победить на выборах президента РТ в марте 1992 г.

В 1992-1993 гг. конфликтов между ветвями власти в республике не наблюдалось. Наблюдатели отмечали спокойную обстановку на сессиях ВС, их ровный ход, нормальные взаимоотношения с правительством и президентом.[1] Однако заметный политический рост Бичелдея (при том, что в политику он пришел “с нуля”), видимо, стал внушать беспокойство Ооржаку, который просто удерживал достигнутую им позицию. Возможны были и другие причины. Во всяком случае, московские события были использованы президентом Ооржаком для принятия 21 октября 1993 года на референдуме новой Конституции Республики Тува, предусматривающей замену ВС Дзэди Хуралом (парламентом, работающим на постоянной основе) и Улуг (Великим) Хуралом (органом из 200 депутатов, работающим лишь в режиме сессий и имеющим лишь право внесения поправок в конституцию).

Однако и в новых условиях Бичелдей сохранил свои позиции, став в январе 1994 года председателем Дзэди Хурала.

С этого момента одной из основных черт политической ситуации в Туве стало противостояние законодательной (Дзэди Хурал) и исполнительной власти, осуществляемой президентом Ооржаком.

Главным событием в политической жизни 1994-1995 гг. стали выборы в Улуг Хурал в декабре 1995 года. Обе стороны конфликта старались сделать все, чтобы состав этого органа был максимально предсказуемым, а сам Хурал – управляемым. Летом 1995 года были приняты законы о партиях и движениях, в который по инициативе президента внесены поправки, гласящие, что регистрации подлежат партии и движения, насчитывающие 500 фиксированных членов и, хотя закон обратной силы не имеет, была проведена принудительная перерегистрация всех общественных организаций. Зарегистрирована была только Коммунистическая партия Республики Тува (отделение КПРФ). Документы Народной партии Суверенной Тувы забракованы Минюстом Республики. ЛДПР, ДВР, “Демократическая Россия”, также не пройдя перерегистрацию, не могли выдвигать кандидатов для участия в местных выборах. Созданное отделение АПР также не было зарегистрировано.

В результате выборов в Улуг Хурале оказались представлены сторонники и Ооржака, и Бичелдея, причем никто не имел решающего перевеса.

Полномочия президента Ооржака, избранного в марте 1992 года сроком на пять лет, заканчиваются. Фактически он уже начал свою предвыборную кампанию. Правительство недавно объявило себя и редакции единственными учредителями главных республиканских газет “Шын” и “Тувинская правда”, выкинув из состава учредителей Дзэди Хурал. Пользуясь тем, что при взрослом населении в 170 тыс. человек никакой печатный орган не может набрать тираж, достаточный для самостоятельного существования, правительство лишило дотации всех, кто мало-мальски позволял критические замечания в его адрес. Таким образом, оппозиционных СМИ в республике не стало (кроме коммерческого “Тува-ТВ”, вещающего только на Кызыл, и его маленькой программной газетки “Тува-ТВ информ”).

Все события в жизни республики стали рассматриваться через призму приближающихся выборов. Так, пресс-секретарь правительства РТ назвал забастовку медиков “разведкой боем” перед выборами президента (на самом деле, как отмечено выше, никаких политических требований они не выдвигали, и оппозиция к организации этой забастовки не имеет никакого отношения). Предметом борьбы стали итоги работы комиссии Минфина РФ, проверявшей расходование средств федерального бюджета в республике. Акт проверки не обнародован, опубликовано лишь, что на Кызыльской ТЭЦ допущены нецелевые расходы в сумме 7 млрд.рублей, в министерстве здравоохранения – 310 млн.руб., в Управлении федерального казначейства Минфина России по Республике Тува – 369 млн.руб. [3]

В сентябре в трех подряд номерах газеты “Тувинская правда” пресс-секретарь президента (в публикациях объемом по целой странице) разъяснял населению, как якобы необоснованно критикуют президента и возглавляемое им правительство и как эта критика вредит республике. Так, оказывается, создав СП в Москве и Ставрополе, правительство РТ надеялось получить там высокую прибыль из-за благоприятной экономической конъюнктуры, но критика не позволила довести дело до конца, так как руководитель московского СП “Эне Сай” (фамилия его в статье не называется) ушел, обидевшись на проверки. При этом никаких цифр ожидаемой прибыли не приводится. Весь дух публикации сослагательно-осудительный. Сообщается, что если кандидаты от оппозиции выдвинутся в президенты РТ, то они никогда не смогут сделать того, что совершил нынешний президент. Правда, все перечисленные его заслуги заключаются в выпрашивании денег из казны Российской Федерации.

В этом же предвыборном контексте находится и празднование трехлетней годовщины Конституции РТ, и уже внесенные (в сентябре) и обсуждаемые поправки к ней.

Значение принятия Конституции в специальном обращении к народу Тувы президент РТ Ооржак истолковал так: после принятия Декларации о суверенитете "в первую очередь надо было разработать и задействовать механизм обеспечения нашего суверенитета". Отвечая критикам, еще в момент принятия утверждавшим, что текст Конституции “сыроват” и предлагавшим повременить с утверждением на референдуме, Ооржак (как и в 1993-ем) вновь утверждает, что эта спешка была вызвана желанием предотвратить гражданскую войну, казавшуюся, учитывая события в России, вполне вероятной. В его обращении достаточно заметно стремление оправдать себя за те трудности, которые создали республике нормы Конституции, нарушающие Конституцию РФ. Как известно, она содержит статью о праве выхода республики из состава России. Представители федеральных органов отказывались в 1994-1995 гг. предоставлять республике дотации до тех пор, пока эта статья не исключена из конституции, а в соответствии с тем же документом вносить изменения в конституцию был правомочен лишь еще не избранный Улуг Хурал.

В Обращении за подписью Великого и Верховного Хурала говорится, однако, следующее: "...наша Конституция в силу объективных обстоятельств (интересно, каких? – А.П.) содержит нормы и положения, не совпадающие с соответствующими статьями Федеральной Конституции". И далее: "...принятие первых блоков поправок к Конституции республики в целях приведения ее в соответствии с Конституцией Российской Федерации... является актом признания со стороны Тувы верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства". [1]

Содержание трех блоков поправок, внесенных Улуг Хуралом накануне годовщины самой Конституции, относится к вопросам войны и мира (которые данной Конституцией отнесены к компетенции Тувы), местного самоуправления, судебной системы и статуса судей.

Согласно принятому на референдуме тексту, Дзэди Хурал принимал решения по вопросам войны и мира, мобилизации военного резерва, действий военных формирований, дислоцированных на территории республики. Сейчас принята поправка, что законодательная власть "по собственной инициативе либо на основании заключения Совета безопасности республики Тува при возникновении конфликтных ситуаций, угрожающих жизни и безопасности граждан, выражает свое отношение к решениям федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам войны и мира".

По местному самоуправлению поправками исключена возможность назначения глав администраций. Теперь вопрос решен однозначно в пользу выборов. Осталось условие, что на должность мэра столицы может баллотироваться только человек, владеющий русским и тувинским языками.

Блок поправок по судебной власти ликвидировал изоляцию от России судебной системы республики. В принятом на референдуме тексте было заложено, что Дзэди Хурал утверждает председателя Верховного и Высшего арбитражного судов РТ по предложению президента РТ. Внесенные поправки приводят ситуацию в соответствие с Конституцией РФ – судьи назначаются указами Президента России, республика только высказывает Президенту РФ отношение по кандидатурам судей. Меняются статьи, касающиеся функционирования судебной власти, устанавливая общероссийские нормы.

Отметим, что предметом ожесточенной борьбы были как сами поправки, так и процедура их внесения. Великий Хурал предлагал вообще убрать из республиканской Конституции все, что относится к вопросам войны и мира, поскольку они относятся к компетенции федеральной власти. Но это не удалось. Кроме того, по тексту Конституции РТ, Улуг Хурал только голосует за поправки, согласованные между президентом и Дээди Хуралом. Возникли противоречия по самой процедуре согласования: одни считают, что достаточно прийти к согласию только по вопросу о статье Конституции, которая требует внесения поправки, и можно вносить на рассмотрение Улуг Хурала альтернативные тексты поправок; другие понимают так, что пока в редакции варианта поправки не достигнуто единомыслие, она не вносится на голосование.

Идет борьба и вокруг дальнейших поправок. Сторонники Дзэди Хурала пытаются поставить и решить вопрос о разделении постов главы правительства и президента. В свою очередь, президент Ооржак еще накануне выборов Великого Хурала высказывал мысль, что Улуг Хурал упразднит профессиональный парламент. (Хотя по Конституции РТ правом законодательной инициативы Улуг Хурал не обладает, он лишь утверждает предложения законодательной и исполнительной власти.) Сейчас президент проводит мысль о работе Дзэди Хурала на неосвобожденной основе, в режиме сессий.

В заключение можно отметить, что перспективы Тувы довольно мрачны. Вообще не видно возможных путей выхода экономики республики из кризиса – все так или иначе упирается в отсутствие инфраструктуры и надежного транспортного сообщения. Единственное реальное дело, способное принести республике ощутимый доход – туризм. Но в обозримом будущем он вряд ли будет развиваться, причем не столько из-за отсутствия условий, сколько в первую очередь из-за очень высокого уровня преступности.

Политическое развитие республики представляется столь же тупиковым и лишенным позитивных перспектив, как и экономическое положение. Дело не только в том, что исполнительная власть и лично президент Ооржак некомпетентны, а возможность их смены на выборах сомнительна. Дело еще и в том, что программы действий, способной дать надежду на выход из лабиринта законодательной властью, играющей роль оппозиции в республике, не выдвинуто. И неизвестно, может ли быть найдена такая программа.

Источники

1. Иргиз Темирханов. Республика Тува – Тыва Республика: мифы и реальность // Политический мониторинг – М.: ИГПИ, 1993. – №7

2. Тувинская правда – Кызыл, 1996 – 26 октября

3. Тувинская правда – Кызыл, 1996 – 1 октября

4. Тувинская правда – Кызыл, 1996 – 19 октября

 



[1] Разница же в публичных высказываниях в этот период (президент постоянно подчеркивал свою поддержку курса Президента РФ, а пpедседатель ВС регулярно этот курс критиковал) определялась прежде всего разницей в положении – президент так или иначе входит в систему исполнительной вертикали РФ, а у председателя ВС руки в этом смысле были полностью развязаны.