Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Александр Гандеев

Астраханская область

в октябре 1997 года

1. ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ (ОПС)

1.1. Кандидаты в депутаты ОПС. Статистика

Окружными избирательными комиссиями зарегистрировано 227 кандидатов. Отказано в регистрации — пяти (один впоследствии зарегистрирован решением Советского районного суда г.Астрахани). Уведомили о сборе подписей, но не сдали документы — 7 человек. Количество кандидатов по округам колебалось от 2 (округ №3) до 18 (округ №25).

 

Политическая принадлежность кандидатов (основана на сведениях об их выдвижении):

группой избирателей                                                         — 135

самовыдвижение                                                                — 22

КПРФ                                                                                 — 23

ЛДПР                                                                                   — 9

ОФТ                                                                                   — 11

“Честь и Родина”                                                                 — 9

Блок “Защита прав налогоплательщиков”                            — 7

НДР                                                                                     — 4

Союз “Чернобыль”                                                               — 1

Областной профсоюз работников образования и науки        — 2

Российская объединенная промышленная партия                — 1

Партия самоуправления трудящихся                                   — 1

“Трудовая Россия”                                                               — 1

Профсоюз “Защита”                                                             — 1

Межвузовский студенческий союз                                       — 1

 

Половозрастные характеристики кандидатов:

мужчины                                                                           — 204

женщины                                                                            — 23

до 30 лет                                                                             — 14

до 40 лет                                                                             — 51

до 50 лет                                                                             — 99

до 60 лет                                                                             — 51

старше 60 лет                                                                       — 8

 

Статус кандидатов в социальной инфраструктуре:

руководители предприятий, организаций, учреждений       — 104

работники органов власти и управления                               — 8

помощники депутатов Федерального Собрания                   — 2

депутаты ОПС                                                                   — 16

студенты                                                                              — 4

военнослужащие                                                                   — 2

рабочие                                                                              — 10

ученые                                                                                 — 8

безработные                                                                         — 7

 


Профессиональная принадлежность кандидатов:

медицинские работники                                                      — 20

ИТР                                                                                    — 22

работники СМИ                                                                   — 3

образование                                                                          — 3

предприниматели                                                                  — 8

лидеры общественных организаций                                    — 18

правоохранительные органы                                                 — 3

1.2. Ход избирательной кампании

Избирательный процесс проходил в обстановке, осложненной следующими факторами: несвоевременность финансирования (на выборы в бюджете области было предусмотрено 5 млрд. рублей, в то время как реально за всю кампанию была выделена лишь треть этих средств); несовершенство правовой базы (Закон Астраханской области “О выборах депутатов Астраханского областного Представительного Собрания” содержал достаточно много “белых пятен” и нечетко прописанных формулировок, все это осложнялось тем, что ОПС, имеющее право давать толкование законов, не могло этим воспользоваться, так как половина его депутатов являлась одновременно и кандидатами); давление на избирательные комиссии (осуществлялось уже традиционно в основном со стороны представителей левой ориентации).

Администрация области играла на этих выборах достаточно пассивную роль. По уже сложившейся традиции исполнительная власть и, в частности, глава администрации, не поддерживали в каждом округе конкретного кандидата. Количество кандидатов, поддерживаемых губернатором в разных округах, колебалось от одного до пяти. Из кандидатов просто были “выделены” те люди, с которыми исполнительной власти хотелось бы работать в ОПС. Из-за отсутствия конкретного списка кандидатов “от администрации” (один кандидат — один округ) в ряде округов избирательная кампания была проиграна. Однако в сравнении с областной администрацией мэрия на этих выборах вела себя абсолютно пассивно. Мэр и его заместители даже не формировали список “своих кандидатов”, хотя среди кандидатов и среди победителей все-таки есть “люди города”. Но их участие в выборах в большей мере является их личной инициативой.

1.3. Итоги выборов депутатов ОПС. Статистика и анализ

 


ок-
ру-
га

Коли-чество избира-телей

Явка
в%

Всего кан-ди-датов

Избран

Год
рож-де-
ния

Пар-тий-ность

Образо-вание

Ученая степень, почетное звание

Место работы

Изби-
рался
ли
ранее

Прого-лосо-вало
“за” в%

1

26,5

41

3

ЦАПКО
Виктор Николаевич

1952

 

Высш.

 

Председатель сельхоз.
производи-тельного кооператива “Новонико-лаевский”

 

66

2

26,5

39

6

ЯКУШЕВ Владимир Петрович

1949

КПРФ

Высш.

 

Ведущий ин-женер “ОКБ им. Сухого”

 

20

3

24,6

40

2

ЛИХ
Виктор Николаевич

1954

 

Высш.

 

Зам.команди-ра военной части

 

53

4

27,6

31

5

ВИНОГРАДОВ Владислав Владимирович

1961

 

Высш.

Кандидат философ-ских наук

Зам. главы администра-ции области

1993-95гг. депутат Госдумы 1-го созыва

58

5

26,4

45

5

ЩУГОРЕВ Виктор Дмитриевич

1936

НДР

Высш.

Кандидат техничес-ких наук

Ген.директор ООО “Газодо-бывающая компания “Астрахань-газпром”

1990-93гг. депутат облсовета

1994-97гг. Депутат ОПС 1-го созыва

56

6

26,9

39

8

РЫТОВ
Петр Александрович

1954

 

Высш.

Почет-ный ра-ботник рыбного хозяйства

Председатель колхоза “За-веты Ильича”

 

30

7

26,3

28

5

НУРМУХА-МЕДОВ
Исках Исламович

1948

КП РФ

Высш.

 

Зам. директо-ра сельхоз-предприятия “Килинчин-ское”

 

23

8

27,9

37

8

КУШАЛАКОВ Гайдар Мадиевич

1964

 

Высш.

 

Директор сельхозтова-рищества “Семибуго-ринское”

 

29

9

22,5

34

3

ПОПОВ
Петр
Иванович

1946

 

Высш.

 

Ген.директор АООТ “Аст-раханский об-ластной газ”

 

43

10

25,6

32

3

ВИНОКУРОВ Яков

Яковлевич

1947

 

Высш.

Отличник народно-го прос-вещения

Заместитель председателя ОПС 1-го созыва

1994-97гг. депутат ОПС 1-го созыва

66

11

24,1

30

5

ТЮМЕНЦЕВ Виктор Гаврилович

1941

 

Высш.

 

Директор гос-предприятия “Астрахан-жилкомхоз”

 

30

12

26,4

32

9

ГНУЧЕВ Геннадий Ефимович

1941

 

Высш.

 

Начальник управления магистраль-ных трубо-проводов и продукто-проводов “Астрахань-газпром”

 

18

13

21,8

33

3

АНИСИМОВ Павел
Петрович

1947

 

Высш.

 

Управляю-щий Астра-ханским ре-гиональным отделением фонда социального страхования

1990-93гг. депутат облсовета, зам.пред-седателя облсовета

82

14

22,2

26

5

ЧЕРВОНЕНКО Владимир Владимирович

1953

КП РФ

Высш.

 

Мастер ЖЭУ №4 МПО “Ахтубжил-комхоз”

 

28

15

23,9

25

9

АБДУЛГА-ЗИЕВ
Ибрагим Искакович

1949

 

Высш.

 

Ген.директор АООТ “Астрахан-ский крупя-ной завод”

 

22

16

24,2

25

8

НЕМЦЕВ Александр Алексеевич

1947

КП РФ

Средне-технич.

 

Временно не работающий

Горсовет

17

17

25,4

30

15

АФАНАСЬЕВА Наталья Александровна

1948

 

Высш.

Заслу-женный учитель РФ

Учитель средней школы №36

1994-96гг. Депутат Астрахан-ского го-родского Предста-вительно-го Собра-ния

17

18

24,7

38

10

ШЕИН
Олег Васильевич

1972

ОФТ

Высш.

 

Депутат ОПС 1-го созыва

1994-97гг. Депутат ОПС 1-го созыва

34

19

24,6

30

9

АСФАНДИЯ-РОВ
Растям Измаилович

1937

 

Высш.

Доктор медицин-ских наук

Зав. кафедрой анатомии мед. академии

1994-97гг. Депутат ОПС 1-го созыва

40

20

23,4

26

13

ПАШАЕВ Аликбер Алескерович

1963

 

Высш.

 

Председатель совета дирек-торов Астра-ханского хла-докомбината

 

23

21

24.3

25

7

КОЗЛОВ Александр Владимирович

1954

 

Высш.

 

Исполнитель-ный директор территориаль-ного фонда обязательного мед.страхова-ния

 

37

22

23,5

25

12

БОЖЕНОВ Сергей Анатольевич

1965

 

Астра-ханское речное училище

 

Консультант-экономист ООО “Лето”

 

15

23

22,4

25

10

САРЫЧЕВ

Олег Вячеславович

1962

 

Высш.

 

Учредитель предприятий “Парк Пла-нета” и “Козья ферма”

 

 

24

22,7

27

11

КАМЕНЕВ Александр Сергеевич

1940

 

Высш.

Почет-ный гражда-нин г.Астра-хани

Ген.директор объединения “Водоканал”

 

25

25

23

29

18

ДАНИЛОВ Сергей Валентинович

1956

 

Высш.

 

Ген.директор производст-венно-техни-ческой фирмы “Инна”

 

16

26

23,6

24

8

Выборы не состоялись

 

 

 

 

 

 

 

27

25,5

33

8

СУХОРУКОВ Владимир Павлович

1949

 

Высш.

 

Президент Волго-Кас-пийского ак-ционерного банка

 

37

28

26

27

9

САРЫЕВ Шамиль Алтынович

1958

 

Высш.

 

Председатель совета дирек-торов ОАО ДС ПМК “Астрахан-ская”

 

17

29

27,1

26

9

БОРОДАЕВ Валерий Васильевич

1951

КПРФ

Высш.

 

Председатель ОПС
1-го созыва

1994-97гг. Депутат ОПС 1-го созыва

35

 

 

Половозрастные характеристики депутатов:

мужчины                                                                                 27

женщины                                                                                   1

до 30 лет                                                                                   1

до 40 лет                                                                                   6

до 50 лет                                                                                 15

до 60 лет                                                                                   5

старше 60 лет                                                                           1

 


Статус в социальной инфраструктуре:

руководители предприятий, организаций, учреждений             16

работники органов власти и управления                                    3

депутаты ОПС                                                                          5

военнослужащие                                                                       1

ученые                                                                                      1

безработные                                                                             1

 

Профессиональная принадлежность:

Медицинские работники                                                            2

ИТР                                                                                          9

образование                                                                              4

предприниматели                                                                      4

лидеры общественных организаций                                          2

 

Следует отметить, что выборы депутатов ОПС образца 1997 года существенно отличались от выборов депутатов ОПС 1994 года. Это вызвано не только изменением ситуации в стране и в области, но и изменением сознания избирателей. По мнению председателя избирательной комиссии Астраханской области Евгения Покровского, “избиратель стал более зрелым”.

На прошедших выборах было отмечено значительное снижение влияния средств массовой информации. Главным для кандидатов стала работа с избирателями в округах.

Еще одной особенностью прошедших выборов стала их максимальная деполитизированность. Большинство кандидатов предпочло выдвинуться не от общественных объединений, а от групп избирателей. Фиаско потерпели большинство политических партий и движений, выдвинувшие своих кандидатов. ЛДПР, НДР, “Честь и Родина” не провели в ОПС ни одного представителя. ОФТ, блок “Защита прав налогоплательщиков” провели лишь по 1 кандидату. КПРФ, выдвинувшая 23 кандидата, получила в ОПС лишь 5 мест. Причем основная агитационная работа коммунистами проводилась в Астрахани, а получили они здесь всего 2 места.

“Газпром” сохранил свои позиции в ОПС. Так же, как и в собрании 1-го созыва, за представителями этой структуры осталось 2 места.

Необходимо отметить то, что представители бюджетной сферы, доминировавшие в ОПС 1-го созыва, после этих выборов значительно сдали свои позиции.

Разброс голосов, поданных за победителей, колебался от семи с лишним тысяч до девятисот.

Средняя явка избирателей по области составила 35%, по городу — 28%. Астрахань, обычно участвующая в выборах пассивнее, чем область (как правило вполовину от села), на сей раз сократила этот разрыв. Кроме того, город “отобрал” у области 4 мандата (в 4-х сельских округах победу одержали кандидаты-горожане).

Предварительный анализ информации об итогах выборов дает основание предполагать, что новый состав областного Представительного Собрания действительно будет иметь право называться представительным. В его составе представлены все наиболее значительные этнические и конфессиональные общности. С точки зрения профессиональной принадлежности и социального статуса спектр представительства еще более широк. Одновременно и совместно должны будут осуществлять законотворческую деятельность и 1-й секретарь райкома КПРФ Немцев (он же единственный из депутатов — безработный), и банкир Сухоруков.

Предварительный анализ политической ориентации победителей предвыборного марафона позволяет сравнить новое Собрание с Конвентом времен Великой Французской буржуазной революции. Оно представляется в виде якобинской “горы” — сплоченных партийной дисциплиной выдвиженцев КПРФ и примкнувших к ним “леваков”, жирондистского “болота” — центристов, которые будут отстаивать свое право называться независимыми, блока “роялистов” — поддерживающих курс на возрождение региона, намеченный главой администрации области Анатолием Гужвиным.

Все перечисленные блоки приблизительно равновелики: 8 — 10 голосов. В отличие от “горы” “роялисты” пока не спаяны организационно. Однако у них есть фигура — Павел Анисимов, имеющая все основания быть их лидером и, следовательно, председателем нового собрания. Этот человек обладает безупречной репутацией и достаточно высокими профессиональными качествами, необходимыми для того, чтобы возглавить законодательный орган субъекта федерации.

У фигуры номер один левого крыла — Валерия Бородаева (прежнего спикера), по мнению ряда политиков, таких качеств не имеется. По их мнению, Бородаев довольно жестко контролируется секретариатом обкома и ЦК КПРФ, и его деятельность будет преследовать узкопартийные интересы.

Сразу после выборов в кулуарах резко оживилась активность депутатов Госдумы от КПРФ. Судя по всему, интенсивно идет сколачивание левого блока уже с учетом личностных характеристик вероятных победителей. Коммунисты, ответственные за руководство деятельностью прежнего собрания, торопятся, поскольку до выборов спикера может произойти оценка общественным мнением результатов этой деятельности. То, что из 16 баллотировавшихся депутатов ОПС 1-го созыва сумели переизбраться на второй срок лишь 5, позволяет предполагать, какой будет эта оценка.

1.4. Вероятные претенденты на пост председателя ОПС

К вероятным претендентам на пост председателя ОПС, кроме упомянутых выше Валерия Бородаева и Павла Анисимова, можно также отнести Владислава Виноградова и Якова Винокурова. Впрочем, возможно, что для достижения цели (места председателя) В.Бородаев пойдет на сговор с В.Виноградовым, предложив ему место заместителя. Не исключено также, что и Я.Винокуров также откажется от претензий на пост председателя при условии, что за ним будет сохранен его прежний пост — заместителя председателя собрания. Кроме того, не следует исключать, что в ходе переговоров между вновь избранными депутатами, которые, скорее всего, последуют до проведения первой сессии, всплывет еще одна-две кандидатуры на председательское кресло.

2. КРИМИНАЛ

17 октября на собственной даче был убит председатель правления Астраханского областного Союза рыболовецких потребительских обществ Василий Глазов. Убийство произошло около 20.00. В.Глазов вышел на крыльцо своего дома. По сведениям, полученным из хорошо информированных источников в УВД, выстрел был произведен с расстояния 6 метров из пистолета с глушителем. Пуля попала в висок. Следствие уверено, что стрелял профессионал и убийство заказное. По приметам, установленным следствием, возраст убийцы — 20-25 лет.

СПРАВКА. Глазов Василий Иванович родился 24 декабря 1927 года в селе Алексеевка Камызякского района Астраханской области в семье рыбака-колхозника. Трудовую деятельность начал в 1941 году рыбаком колхоза “Наш путь” Травинского района Астраханской области.

В 50-х годах был председателем Труд-Фронтовского поселкового Совета народных депутатов. В 60-х — секретарем партийной организации, председателем колхоза “Красная Звезда” Икрянинского района, вторым секретарем, первым секретарем Икрянинского райкома КПСС. С июня 1973 года — председатель правления Астраханского областного Совета рыболовецких потребительских обществ.

Награжден пятью орденами, в том числе орденом Ленина. Почетный гражданин г.Астрахани.

На Глазова уже совершалось покушение в апреле этого года, когда к ручке двери его квартиры была привязана граната. Ее обнаружил пришедший рано утром за Глазовым шофер. Вызванные сотрудники милиции гранату обезвредили.

Среди множества версий о причинах убийства деловой еженедельник “Астраханские ведомости” наиболее вероятной назвал следующую. Незадолго до убийства В.Глазов выиграл в арбитражном суде три крупных дела. Ответчики должны были выплатить облпотребсоюзу весьма солидную сумму (счет шел на миллиарды рублей).

Однако облпотребсоюз не только выигрывал дела. В частности, в феврале этого года Межэкономсбербанк предъявил структуре В.Глазова иск почти на 7 млрд. рублей. Арбитражный суд Астраханской области удовлетворил иск частично — на 4 млрд. В настоящее время дело находится на рассмотрении в следующей инстанции — Федеральном арбитражном суде Поволжского округа.

В этом году В.Глазову должно было исполниться 70 лет. Люди из его окружения говорят, что он собирался на пенсию. Хорошо знавшие его люди утверждают, что это был достаточно жесткий и бескомпромиссный человек.

СПРАВКА. В настоящее время потребительская кооперация Астраханской области владеет: 1697 магазинами общей торговой площадью 135,1 кв. м; 372 предприятиями общественного питания на 18443 посадочных места; 44 хлебозаводами и пекарнями мощностью 364 тонны хлебобулочных изделий в сутки; 21 колбасным цехом; 10 безалкогольными цехами; 56 овощехранилищами емкостью 26,5 тыс. тонн; складскими помещениями площадью 104 тыс. кв. м; двумя консервными заводами и заводом по производству пива мощностью 200 тыс. дал. в год; жилым фондом в 43 тыс. кв. м.

Облпотребсоюзу принадлежит также 11 рынков, в их числе три крупнейших рынка Астрахани.

В последнее время крупнейшее общество потребительской кооперации области переживает не лучшие времена (нестабильное финансовое положение, арбитражные тяжбы, неритмичность выплаты зарплаты), испытывая сильнейшую конкуренцию со стороны коммерческих структур. В советские времена Астраханский облпотребсоюз являлся одним из трех облпотребсоюзов страны, которым было разрешено торговать не только в районах области, но и в областном центре.

3. СУД “ЗВОЛИНСКИЙ ПРОТИВ ОБЛИЗБИРКОМА”

16 октября была поставлена точка в судебном разбирательстве по иску экс-кандидата на должность главы администрации области Вячеслава Зволинского к избирательной комиссии Астраханской области. Последний требовал признать выборы главы администрации области недействительными. Областной суд после девятимесячного разбирательства отказал В.Зволинскому в иске. А в октябре Верховный Суд РФ отказал В.Зволинскому в удовлетворении кассационной жалобы на решение Астраханского областного суда.

4. ИНВЕСТИЦИИ

В октябре Астрахань посетил председатель совета директоров ЗАО “Управляющая компания банковской группы “СБС-Агро” Александр Смоленский. Итогом визита стало подписание генерального соглашения о сотрудничестве между администрацией Астраханской области и “СБС-Агро”.

В соответствии с подписанным документом банк создаст в области Центр проектного инвестирования и кредитования предприятий, внедрит систему расчетов и выплаты зарплат на основе пластиковых карт STB-card, предложит ряд социальных проектов (выдача под льготные проценты долгосрочных — до 10 лет — кредитов на образование, приобретение жилья, автомобиля и т.д.).

Кроме того, банк предложит администрации концепции кредитования индивидуального жилищного строительства в сельской местности и финансирования региональных программ, обеспечит инвестициями промышленные предприятия, сельскохозяйственных производителей, предприятия рыбного хозяйства, розничной торговли.

Инвестиционная программа, представленная банку администрацией области, весьма обширна. К наиболее крупным проектам можно отнести: “Индивидуальное жилищное строительство в сельской местности” — 100 млрд. рублей, “Газификация области” — $16,1 млн., “Строительство рыболовецкого флота по развитию промысла частиковых на Северном Каспии” — $15,2 млн., “Модернизация кондитерской фабрики “Астраханская” — $15 млн., “Поддержка малого бизнеса и предпринимательства в АПК” — ежегодно по $10 млн. Кроме того, проекты по птицеводству, выращиванию и переработке хлопчатника, риса, табака, томатов, производству и переработке рыбных продуктов, мяса, молока. Инвестиции долгосрочны. Срок окупаемости ряда проектов 7-8 лет. Само же соглашение подписано сроком на 10 лет.

А.Смоленский заявил о том, что 800 млрд. рублей — это лишь одна десятая тех средств, что СБС-Агро мог бы вложить в Астраханскую область.

Глава администрации области А.Гужвин считает это соглашение о сотрудничестве наиболее масштабным и подробным из всех тех, что были заключены областью с банками. Губернатор также заявил, что администрация области сделает все возможное для поддержки инвестиционных проектов и возврата кредитов.

5. ДОГОВОР О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ

30 октября был подписан договор “О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Астраханской области”. Данным договором к предметам совместного ведения отнесены:

— создание условий для структурной перестройки экономики Астраханской области;

— межбюджетные отношения РФ и Астраханской области;

— вопросы создания на территории Астраханской области международного транспортного узла в соответствии с федеральным законодательством, обеспечения транзита грузов и пассажиров всеми видами транспорта в Астраханскую область и из Астраханской области;

— вопросы реализации таможенной политики РФ на территории Астраханской области в соответствии с федеральным законодательством;

— развитие топливно-энергетического комплекса Астраханской области;

— развитие агропромышленного комплекса, включая вопросы мелиорации сельскохозяйственных земель Астраханской области;

— лицензирование отдельных видов деятельности на территории Астраханской области в соответствии с федеральным законодательством;

— вопросы социальной защиты военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы и из правоохранительных органов, и членов их семей;

— осуществление согласованной миграционной политики на территории Астраханской области, совместное решение вопросов социального обустройства беженцев и вынужденных переселенцев;

— организация прохождения альтернативной гражданской службы в соответствии с федеральным законодательством;

— сохранение уникальных природных объектов, имеющих общенациональное и мировое значение (природные комплексы дельты Волги, Волго-Ахтубинской поймы, Северного Каспия);

— сохранение объектов историко-культурного наследия общенационального и мирового значения;

— проведение согласованной кадровой политики при осуществлении предметов совместного ведения и полномочий, определенных настоящим договором.

Подготовка договора велась более года. Комментируя этот документ на пресс-конференции по приезде из Москвы после подписания, глава администрации области А.Гужвин заявил, что придает договору большое значение. Он поставил его на один уровень с Конституцией РФ и Уставом Астраханской области. Данный договор губернатор расценивает как отход от принципов взаимоотношения между центром и регионом, как старшего с младшим.

Кроме всего прочего, данный договор дает администрации области письменно заверенное главой государства право отстаивать свои интересы перед федеральным центром и в судебных инстанциях — в Верховном, Высшем Арбитражном и Конституционном судах РФ.