Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Александр ШЕГЕДИН

ЭСТОНИЯ

в октябре 1997 года

1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1. Силовые структуры

Сентябрьская трагедия (при выполнении учебного задания погибли 14 солдат Балтийского миротворческого батальона) стала поводом для выяснения отношений между различными политическими группировками. Оппозиция и президент Л.Мери требовали отставки министра обороны Андруса Эвеля, в то время как правящая коалиция пыталась возложить большую часть ответственности на командующего Сил обороны Йоханнеса Керта.

Очень жесткий разговор произошел на специально созванном заседании Совета обороны, которое вылилось в открытое столкновение между президентом и премьер-министром Мартом Сийманном. Л.Мери в чрезвычайно резком тоне критиковал действия министра обороны и правительство в целом, и одновременно заявил, что отклоняет прощение об отставке Й.Керта. М.Сийманн заявил, что президенту непозволительно обращаться с правительством как с нашкодившими детьми, и пригрозил отставкой всего кабинета [[i]].

Охранная полиция, которой было поручено расследовать трагический инцидент в Курксе, в начале октября выдвинула обвинения в адрес Й.Керта и ряда офицеров Балтийского миротворческого батальона (БМБ) [[ii]].. Одновременно “Объединенная оппозиция” в парламенте выступила с заявлением, требуя отставки А.Эвеля с поста министра обороны. Заявление подписали лидеры оппозиционных партий Сийм Каллас (Реформистская партия), Андрес Таранд (“Умеренные”), Тойво Юргенсон (“Союз Отечества”) и Воотеле Хансен (“Правые”) [[iii]].

Вопрос об отставках А.Эвеля и Й.Керта обсуждался на заседании правления Коалиционной партии, членом которой является А.Эвель. Было решено, что ответственность за случившееся несут оба, поэтому оба должны либо одновременно уйти, либо остаться [[iv]].

Й.Керт, опираясь на поддержку президента, собирается все же остаться на своем посту. На встрече командующих ВС Латвии, Литвы и Эстонии в Риге, где обсуждалась ситуация, сложившаяся в БМБ, Керт фактически возложил всю вину на младшего лейтенанта Яануса Карма, непосредственно руководившего переправой через пролив [[v]].

10 октября, пользуясь поддержкой премьер-министра и явным нежеланием Керта уходить в отставку, А.Эвель заявил, что забрал обратно у М.Сийманна свое заявление об отставке и будет продолжать выполнять свои обязанности на посту министра. Его решение поддержал и бывший премьер Тийт Вяхи, при этом пожурив президента за то, что тот не хочет увольнять Й.Керта [[vi]].

В то же время парламентская комиссия по обороне, которая находиться под контролем оппозиции, 13 октября потребовала от М.Сийманна убрать А.Эвеля (за это решение проголосовало 4 члена комиссии, один был против и один воздержался [[vii]]. В конце месяца комиссия выразила надежду, что Эвель уйдет после съезда Коалиционной партии (1 ноября), но М.Сийманн охладил пыл парламентариев заявив, что он и его партия не собираются идти на поводу у комиссии [[viii]].

В конечном счете сложилась патовая ситуация, когда ни одна из сторон не хотела отступать и не могла заставить это сделать оппонента. Трагедия в Курксе превратилась всего лишь в очередной повод для политических интриг. Правая оппозиция имеет традиционно сильные позиции именно в армии, и не желает их потерять в период правления умеренно-центристской коалиции.

Между тем ситуация в Силах обороны ЭР действительно далеко не идеальна. Широкое распространение получили как уклонение от службы, так и самовольные уходы военнослужащих из частей, причем последнее наиболее распространенно в элитных частях — Калевском и Куперьяновском батальонах [[ix]]. В бюрократических военных структурах царит беспорядок, между Генеральным штабом СО и Министерством обороны нежелание сотрудничать периодически перерастает в открытые конфликты, а между тем расходы на военную бюрократию постоянно растут. На следующий год в бюджете предусмотрено увеличение расходов на Министерство обороны на 70%. Между тем уже сейчас один бюрократ из МО стоит налогоплательщикам 21600 крон в месяц, в то время как аналогичный показатель по МВД составляет 8600 крон, а по Департаменту полиции — 2500 [[x]]. В то же время в октябре зафиксирован первый случай ухода из СО офицера высшего командного состава из-за нерешенности квартирного вопроса. В настоящее время в квартирах остро нуждаются более 400 офицеров [[xi]].

Активные политические игры ведутся и вокруг полиции, причем здесь большую и зачастую самостоятельную роль играет Охранная полиция, которая находится с “простой” полицией в весьма непростых отношениях.

ОП, в компетенцию которой входит расследование всех дел с политическим оттенком, вот уже несколько лет ведет тяжбу с бывшим командующим СО Александром Эйнсельмом. Эйнсельм подает иски на предмет слежки и подслушивания со стороны ОП во все судебные инстанции Эстонии, где их с завидным постоянством отклоняют. Теперь отставной генерал эстонской и отставной полковник американской армии грозится подать жалобу в Европейский суд по правам человека в Страсбурге [[xii]]. Одновременно Эйнсельм по иску ОП обвиняется в злоупотреблении служебным положением во время пребывания на посту командующего и упорно игнорирует заседания Государственного суда, рассматривающего этот иск [[xiii]].

Генеральный директор ОП Юри Пихль не раз публично подчеркивал, что ОП имеет элитный штатный состав сотрудников, которые высокопрофессиональны, морально устойчивы и не имеют в прошлом связей с репрессивными органами СССР (в отличие от “простой” полиции). С тем большим смаком в прессе (которая в целом недолюбливает ОП) расписывались “подвиги” сотрудника ОП Тоомаса Сыгеля, который в начале октября, будучи пьян “в стельку”, открыл беспорядочный огонь из служебного пистолета по случайным прохожим. Инцидент произошел средь белого дня в оживленном микрорайоне Таллина. Пикантность ситуации заключается в частности в том, что в свое время Сыгель был фактически выгнан из обычной полиции за пьянство [[xiv]].

Достаточно часто ОП выполняет прямой политический заказ. Так, в конце октября в незаконной деятельности владельца детективного бюро “Ius Dicerе” Койта Пикаро, который является советником председателя горсобрания Таллина лидера Центристской партии Эдгара Сависаара. Пикаро, в недавнем прошлом самого знаменитого сыщика Департамента полиции, ОП обвинила в том, что он добывал секретную информацию через своих людей, оставшихся работать в Департаменте [[xv]]. По этому делу в качестве подозреваемых проходят 15 сотрудников полиции и 2 сотрудника Департамента гражданства и миграции. Кроме того, был арестован ближайший сотрудник Пикаро, исполнительный директор “Ius Dicere” Рейго Кала [[xvi]].

На втором этапе “раскрутки” этого дела начали действовать политики. Лидеры “Союза Отечества”, Реформистской партии и секретарь Коалиционной партии Мярт Кубо прозрачно намекнули, что Пикаро действовал по заданию Э.Сависаара [[xvii]].

“Дело Пикаро” тесно связано с ожесточенной борьбой за контроль над таллинской полицией, которая уже давно идет между Э.Сависааром и министром внутренних дел Робертом Лепиксоном. В конце месяца Р.Лепиксон заявил, что ОП прослушивала телефонные разговоры между Пикаро и высшими чинами таллинской полиции, во время которых передавалась секретная информация. Министр пообещал провести тотальную чистку среди высших полицейских чинов, некоторые из которых находятся в теплых отношениях с Сависааром [[xviii]]. У министра есть и чисто личные причины для недовольства. При обыске в конторе “Ius Dicere” было найдено досье на нынешнего министра, в недавнем прошлом — торговце цветным металлом довольно темного происхождения.

1.2. Правительство

Премьер-министру М.Сийманну по-прежнему удается лавирование между интересами различных политических групп, представленных в правительстве, несмотря на наличие среди министров таких самостоятельных (если не сказать “анархиствующих”) фигур, как Р.Лепиксон и министр иностранных дел Тоомас Ильвес.

В этом премьеру помогает оппозиция, давление которой на правительство пока имеет скорее ритуально-символический характер. Коалиция правых (так называемая Объединенная оппозиция) пыталась пригрозить Сийманну вотумом недоверия, если он не освободит с поста А.Эвеля немедленно, однако премьер заявил, что законы он знает, и передаст прошение об отставке Эвеля президенту в положенный срок, то есть 16 октября [[xix]]. Все это происходило 8 октября, а через два дня Эвель свое заявление забрал обратно.

1.3. Парламент

В парламенте октябрь прошел достаточно спокойно. Праворадикальные депутаты от “Правых” — Энн Тарто и Виктор Нийтсоо в начале месяца предложили проект закона об амнистии политзаключенным. Так как таковым в Эстонии считается всего один человек — Тийт Мадиссон, профессиональный диссидент при всех режимах, то проект является еще одной попыткой освободить Мадиссона. Амнистировать его может также своим указом президент, но для этого Мадиссон должен послать ему прошение, чего Мадиссон упорно не желает делать. Тарто и Нийтсоо не забыли упомянуть радикальных лидеров русского населения, которых давно следовало бы посадить на место и вместо Мадиссона [[xx]].

Локальный скандал разыгрался на заседании парламентской комиссии по финансам. В повестке дня стояло обсуждение госбюджета. Представители правящей коалиции дружно пришли на заседание минута в минуту. Когда на пять минут позже прибыли задержавшиеся на банкете в посольстве Германии представители оппозиции, все уже было принято, и довольные удавшимся маневром члены правящей коалиции во главе с министром финансов покидали помещение [[xxi]].

14 октября неожиданно быстро было принято решение о введении таможенных пошлин на некоторые импортные товары, что было долгое время причиной ожесточенной борьбы между правящей коалицией и оппозицией [[xxii]].

1.4. Партии

Для ведущей правящей партии — Коалиционной — октябрь прошел под знаком подготовки съезда партии, намеченного на 1 ноября. Еще в начале месяца две районные организации Таллина выдвинули на пост председателя партии М.Сийманна. Хотя секретарь КП М.Кубо заявил, что не исключает выдвижения на этот пост постепенно уходящего из политики Тийта Вяхи, уже тогда было очевидно, что Сийманн останется единственным реальным кандидатом [[xxiii]]. В середине месяца о своем отказе баллотироваться на пост председателя заявили как вечный внутрипартийный диссидент (впрочем, уже давно не проявляющий политической активности) бывший спикер парламента Юло Нугис, так и Т.Вяхи (последний заявил, что поддерживает кандидатуру Сийманна) [[xxiv]].

Учитывая явное разочарование избирателей в том варианте правой радикальной идеи, которой придерживают политики из “Союза Отечества”, тартуская организация этой праворадикальной партии 4 октября обсудила возможность составления единого избирательного списка с “Умеренными” для парламентских выборов 1999 года [[xxv]]. 14 октября представители правых партий (“Союз Отечества”, Партия хуторян Эстонии, Народная партия республиканцев и консерваторов) обсуждали вопрос о выборах и пришли к выводу о необходимости создания широкого блока правых сил [[xxvi]].

26 октября состоялось заседание правления партии “Умеренные” — наиболее вероятного союзника правых радикалов. Правление пришло к выводу о том, что на выборах нужно выступать своим списком, но в то же время укреплять сотрудничество с партиями, входящими в настоящее время в Объединенную оппозицию, и прежде всего с “Союзом Отечества”. Что касается Коалиционной и Центристской партий, то сближение с ними совершенно неприемлемо. На собрании критиковалось предложение Центристской партии о введении прогрессивного налогообложения. “Умеренные”, формально считающие себя социал-демократами, выступают за реформу социального обеспечения и поднятия минимального размера дохода, не облагаемого налогом. Введение прогрессивного налогообложения лидер “Умеренных” Андрес Таранд назвал шагом, направленным на раскол эстонского общества [[xxvii]].

В октябре своей кульминации достиг конфликт между Министерством юстиции и Демократической партией труда Эстонии (бывшие коммунисты) вокруг партийного здания в центре Таллина, которое является фактически единственным источником доходов для ДПТЭ (партийцы сдают его частным фирмам). В середине месяца министерство предприняло решительную атаку, обратившись в суд с требованием взыскать с ДПТЭ долги (8 миллионов крон) либо объявить партию банкротом [[xxviii]]. В конце месяца здание партии было блокировано охранниками частной фирмы, действовавшими, однако, по заданию министерства юстиции. Партийцы заявили о грубом нарушении Минюстом всех норм права и пообещали обратиться в суд с требованием возвращения здания в их пользование [[xxix]]. Один процесс ДПТЭ уже проиграла, потеряв право собственности на дом, однако он продолжал находится в их пользовании из-за нечеткости формулировок судебного решения.

1.5. Положение русскоязычного населения

Политическое представительство русских в парламенте в настоящее время не выполняет своих функций. Бесконечные выяснения отношений между Объединенной народной партией (ОНПЭ) и Русской партией (РПЭ), точнее, между их лидерами В.Андреевым и Н.Маспановым, переносятся на заседания парламента. Голосуют русские депутаты парламента за тот или иной законопроект по принципу “от противного”: если один голосует “за”, то другой — обязательно “против” [[xxx]].

В то же время ОНПЭ удается пока увеличивать количество своих членов, что совершенно необходимо для прохождения перерегистрации и участия в предстоящих парламентских выборах (необходимый минимум — 1000 членов — ОНПЭ уже имеет). Что касается РПЭ, то в ней, похоже, начался процесс распада. Братья Седашевы, изгнанные Н.Маспановым из РПЭ, в конце месяца объявили о создании новой Русской партии единства, куда перешли многие бывшие члены РПЭ.

Председатель РПЭ Игорь Седашев заявил, что целью партии является создание единого блока русских партий на выборах [[xxxi]]. Однако, учитывая личные отношения лидеров теперь уже четырех русских партий в Эстонии (ОНПЭ, РПЭ, РПЕ и Русский христианский союз), надеяться на это не приходится.

Более или менее успешно удается действовать русским депутатам Таллинского горсобрания. По крайней мере, им удается время от времени выбивать деньги на проекты, касающиеся русских в Эстонии. В конце октября Таллинское горсобрание выделило полмиллиона крон на проведение социологического исследования русского населения [[xxxii]].

На Северо-Востоке центральные власти продолжают политику жесткого давления и контроля, немедленно убирая депутатов местной власти, которые считаются недостаточно лояльными. Для этого успешно используются стандартные обвинения в недостаточном владении эстонским языком. Так, весной по этому обвинению с поста председателя горуправы Силламяэ убрали Юрия Божко, а в октябре Департамент языка инициировал судебный процесс с целью лишить Божко депутатского мандата [[xxxiii]].

Экономическая ситуация на Северо-Востоке остается чрезвычайно сложной. 20 октября в городах Нарва, Силламяэ, Йыхви, Кохтла-Ярве, а также в Таллине, прошли демонстрации и митинги пенсионеров, несанкционированные властями. На них выдвигались как экономические, так и политические требования. Организаторами выступили такие радикальные русские политики, как Юрий Мишин, Эдуард Шаумян, Олег Морозов из Союза российских граждан Эстонии. Председатель Объединения Эстонских пенсионеров Олег Буров присутствовал на мероприятии, однако подчеркнул, что согласен с экономическими, а не политическими лозунгами митингующих [[xxxiv]]. Охранная полиция завела уголовные дела на организаторов митингов [[xxxv]].

2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

В последнее время контроль над проведением внешней политики все больше переходит в руки министра иностранных дел Т.Ильвеса. Ранее ее в гораздо большей степени определял президент, однако сейчас его влияние явно упало (в значительной степени — по чисто возрастным причинам).

2.1. Отношения с западными странами

Накануне декабрьской встречей глав стран — членов ЕС в Люксембурге Эстония развивает бурную деятельность с целью закрепить свое право на начало переговоров о вступлении в Евросоюз. На встрече министров иностранных дел ЕС только Греция, Португалия и Дания высказались за единовременное начало переговоров со всеми 11 странами—кандидатами, остальные склоняются к ограничению этого числа 6 странами (с Эстонией, но без Латвии и Литвы). Однако в отношении Эстонии вновь было обращено внимание на наличие большого количества лиц без гражданства, проживающих на ее территории [[xxxvi]].

Заместитель госсекретаря США Рон Асмус, выступая 8 октября в Хельсинки, подтвердил, что США поддерживают ту позицию, что начинать переговоры о вступлении в такие организации, как ЕС и НАТО, следует только с теми странами, которые действительно готовы к этому на настоящий момент [[xxxvii]].17 октября в Риге, на встрече с министрами иностранных дел Балтийских стран Клаус Кинкель ясно дал понять, что переговоры будут начаты ЕС только с Эстонией [[xxxviii]]. Финляндия призывает к поиску неких промежуточных вариантов для стран, которые на этом этапе останутся вне переговоров процесса с ЕС (в частности, Латвии и Литвы) [[xxxix]]. И, наконец, на встрече министров иностранных дел стран ЕС 25-27 октября были, по существу, расставлены все точки над — переговорный процесс ЕС начнет при участии только 6 стран—кандидатов, включая Эстонию [[xl]].

Однако Эстонии до декабря нужно срочно решить некоторые вопросы. В середине октября на заседании парламента председатель правовой комиссии Даймар Лийв заявил, что Эстонии необходимо до декабря отменить смертную казнь. М.Сийманн считает, что для обсуждения этого вопроса необходимо созвать “круглый стол” партий, так как общество явно настроено против отмены смертной казни. Министр иностранных дел Т.Ильвес настаивает на принятии немедленного решения правительства по этому вопросу, считая, что без отмены смертной казни Эстония рискует остаться вне ЕС [[xli]]. Еще одним вопросом, требующим быстрого решения, касается таможенных барьеров в отношениях со странами ЕС [[xlii]]. Парламент в октябре голосовал за установление таможенных барьеров, что может вызвать негативную реакцию ЕС.

29 октября М.Сийманн объявил, что правительство послало свои ответы на замечания Европейской комиссии, которые в основном касались внешней торговли, несбалансированность которой является опасной для всей экономической системы Эстонии [[xliii]].

Что касается вступления в НАТО, то здесь Эстония находится в той же ситуации, что Латвия и Литва — членство в альянсе всем трем странам обещано в весьма неопределенном будущем. Чтобы подсластить пилюлю, США еще год назад предложили идею Хартии США — Балтия. В середине октября посол Эстонии при НАТО Эри Луйк вылетел в Вашингтон для обсуждения текста Хартии, который планируется подписать в ноябре-декабре [[xliv]].

В результате обсуждения Хартии представители США, Латвии и Эстонии заявили, что они пришли к соглашению по всем пунктам, а с Литвой остался несогласованным один пункт. Хартия призвана служить укреплению сотрудничества в области безопасности и оборонной политики, однако никаких гарантий безопасности США не дают и никаких юридических обязательств на себя не принимают [[xlv]].

В отношении Эстонии США применяет те же методы военной помощи, что и с развивающимися странами. В первую очередь осуществляется обучение персонала. Летом 1998 года командующий СО ЭР Йоханнес Керт уедет на год учится в военный колледж в Пенсильвании. Й.Керт заявил, что эстонским военным нужно учиться именно в США, так как для интеграции в НАТО необходимо знание английского языка [[xlvi]].

Скандинавские страны и европейские члены НАТО оказывают помощь Эстонии в форме поста-вок старого военного оборудования и техники. Однако в октябре делегация шведских военных, прие-хавшая для осмотра бывшего советского аэродрома в Эмари, обещала не только подарить несколько боевых и тренировочных самолетов, сходящих с вооружения в Швеции, но и организовать обучение эстонских военных летчиков. Эту идею поддержал и министр обороны Германии Фолькер Рюхе [[xlvii]].

10-11 октября на саммите Совета Европы в Страсбурге президент Мери в очередной раз подчеркнул приоритеты эстонской внешней политики. Мери в чрезвычайно одобрительном тоне высказался о деятельности НАТО. В то же время главными вопросами обсуждения на саммите были создание постоянного Европейского суда по правам человека и учреждение поста уполномоченного по правам человека. Однако в своем докладе Мери ни слова не упомянул об этих вопросах. Мери заявил, что Эстония уже готова учить демократии другие страны, что выглядело довольно странным, учитывая тот факт, что из 165 конвенций СЕ Эстония ратифицировала лишь 34. Не обошлось и без курьезов — к президенту Украины Мери обратился со словами: “Господин премьер-министр” [[xlviii]].

2.2. Отношения с Россией и странами Балтии

Отношения с Россией продолжают оставаться довольно холодными. В начале октября руководитель российской делегации на переговорах о границе Василий Свирин в очередной раз заявил, что позиция Эстонии может привести к затяжке и даже перерыву в переговорах [[xlix]].

С другой стороны, несколько оживились контакты, осуществляемые помимо МИДа и министра Т.Ильвеса, занимающего жесткую антироссийскую позицию. Министр по национальным отношениям РФ Вячеслав Михайлов после встречи с премьер-министром М.Сийманном заявил, что с оптимизмом смотрит на перспективы развития российско-эстонских отношений. Сийманн высказался столь же оптимистично, добавив, что очень надеется на подписание договора о границе в конце этого или в начале будущего года. Премьер подчеркнул, что особенно плодотворно развиваются отношения на уровне министерств [[l]].

Так, министр внутренних дел Р.Лепиксон имел неофициальную встречу в Швейцарии с патриархом Алексием II. Беседа касалась проблемы статуса православной церкви в Эстонии, причем велась на эстонском языке (патриарх (в миру – А.Ридигер) – уроженец Эстонии). Пресс-секретарь правительства заявил для прессы, что о встрече знали и премьер, и министр иностранных дел, однако подтверждения от последнего не последовало [[li]].

После того, как стало известно, что Эстония одна будет допущена к процессу переговоров с ЕС, отношения между Балтийскими странами резко обострились. Этим достаточно умело воспользовалась российская дипломатия. В конце октября был заключен договор о границе между Литвой и Россией, причем А.Бразаускас в ходе визита заявил, что Эстонии и Латвии стоит поучиться у Литвы, как вести дела с Россией. Именно Бразаускасу были первому переданы документы, в которых Б.Ельцин предлагает гарантии безопасности Балтийским странам [[lii]].

Еще более обострились отношения между прибалтами, когда все три президента высказались по поводу этих гарантий и состояния отношений с Россией в целом. Гунтис Ульманис немедленно провел параллель между нынешней ситуацией и ситуацией 1939-1940 гг., когда Сталин навязал прибалтам ряд соглашений, а затем аннексировал Балтийские страны. Леннарт Мери не только отверг гарантии, но и обвинил Бразаускаса в подрыве балтийского единства путем подписания договора о границе с Россией [[liii]]. 28 октября три президента провели переговоры по телефону, обсуждая предложенные Ельциным гарантии безопасности. Содержание переговоров осталось пока неизвестным [[liv]]. МИД Латвии выступил с предложением дать Ельцину единый ответ от лица всех трех стран, причем была высказана латвийская точка зрения на этот вопрос: предложения России, возможно, и хороши, но поданы в неприемлемой форме [[lv]].

Позднее всех предложения Ельцина были переданы президенту Мери. Их вручил 30 октября в Таллине, вместе с верительными грамотами, новый российский посол Алексей Глухов. Вероятно, конкретный ответ на эти предложения президенты Балтийских стран дадут после их обсуждения 10 ноября в Паланге [[lvi]].

Достаточно низкий уровень сотрудничества между Балтийскими странами демонстрирует история с Балтийским батальоном миротворческих сил (БМБ). Четкая структура управления этой военной частью отсутствует, что и привело к трагедии в Курксе. В середине октября, выступая в парламенте, министр обороны А.Эвель пообещал, что договор с Латвией и Литвой, касающийся БМБ, будет заключен до конца этого года [[lvii]].

В ходе скандала вокруг трагедии в Курксе, в частности, выяснилось, что еще в феврале 1995 года министерства обороны Латвии, Литвы и Эстонии заключили договор о сотрудничестве. Однако за стенами МО о нем в Эстонии вообще никто не знал [[lviii]].

В целом можно констатировать, что при росте разногласий с Латвией и особенно Литвой (которая больше других Балтийских стран стремиться к развитию диалога с Россией) Эстония все теснее связывает себя с Западом, поддерживая холод в отношениях с Россией.



Источники

[i]. Тоомас Маттсон и др. Президент Мери обвиняет министра обороны // Постимэес.- Тарту, 1997. — 2 октября. — С. 3.

[ii]. BNS. Охранная полиция выдвигает обвинения... // Постимэес. — Тарту, 1997. — 4 октября. — С. 2.

[iii]. BNS. Оппозиция: Эвель должен уйти в отставку. // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 5 октября. — С. 2.

[iv]. Энно Таммер. Коалиционная партия хочет, чтобы Эвель остался // Постимеэс — Тарту, 1997. — 8 октября. — С. 1.

[v]. BNS. Керт: виноват командир разведгруппы // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 9 октября. — С. 2.

[vi]. Урмас Клаас, Андрус Эвель останется министром обороны // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 11 октября. — С. 1.

[vii]. Урмас Паэт. Комиссия по государственной обороне требует отставки Эвеля // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 14 октября. — С. 1.

[viii]. Урмас Паэт. Уход Эвеля ожидается... // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 25 октября. — C. 2.

[ix]. BNS. В бегах от армии — 153 военнослужащих // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 9 октяьбря. — С. 2.

[x]. ЭТА. Бюрократия МО дорожает быстрее всех // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 15 октября. — С. 2.

[xi]. Урмас Паэт. Первый высший офицер увольняется из-за квартирной проблемы // Постимеэс — Тарту, 1997. — 18 октября. — С. 3.

[xii]. ЭТА. Генерал в отставке Эйнсельн... // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 3 октября. — С. 2.

[xiii]. Тоомас Маттсон. Обсуждается принудительный привод... // Постимеэс. — Тарту, 1997. -14 октября. — С. 4.

[xiv]. Расмус Кагге, Тоомас Силдам. Пьяный сотрудник Охранной полиции... // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 10 октября. — С. 1.

[xv]. Расмус Кагге, Тоомас Силдам Инфобюро Пикаро под ударом // Поститмеэс. — Тарту, 1997. — 24 октября. — С. 1.

[xvi]. Расмус Кагге, Тоомас Силдам Черные дни Койта Пикаро // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 25 октября. — С. 1.

[xvii]. ЭТА-BNS. Политики избегают обвинять Сависаара в слежке // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 25 октября. — С. 2.

[xviii]. Расмус Кагге, Тоомас Силдам. Щепки летят // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 27 октября. — С. 1.

[xix]. BNS. Премьер-министр не боится вотума недоверия правительству // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 9 октября. — С. 3.

[xx]. Тоомас Маттсон. Парламент решит, амнистировать ли Мадиссона // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 9 октября. — С. 3.

[xxi]. Эпп Алаталу. Комиссия по финансам обсуждали госбюджет 4 минуты // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 9 октября. — С. 3.

[xxii]. Эпп Алаталу. Парламент решил ввести пошлины // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 15 октября. С. 1.

[xxiii]. ЭТА. Марта Сийманна предложили на пост председателя Коалиционной партии // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 2 октября. — С. 2.

[xxiv]. ЭТА. Юло Нугис не будет выставлять свою кандидатуру... // Постимеэс. — Тарту, 1997. -17 октября. — С. 2.

[xxv]. BNS. Союз Отечества думает о союзе с “Умеренными” // Постимеэс. — Тарту, 1997. -5 октября. — С. 3.

[xxvi]. BNS. Правые партии готовятся к выборам // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 15 октября. — С. 2.

[xxvii]. Тоомас Маттсон “Умеренные” не хотят прогрессивного налогообложения // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 27 октября. — С. 1.

[xxviii]. Тоомас Маттсон. Государство требует объявления банкротом партии труда // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 15 октября. — С. 1.

[xxix]. BNS. Варуль пригласил руководителя Партии труда на чашку кофе // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 27 октября. — С. 3.

[xxx]. Димитрий Кленский. Размахивая руками, мало что докажешь // День за днем. — Таллин, 1997. — 3 октября. — С. 5-6.

[xxxi]. Эльконд Либман. Одной партией больше // День за днем. — Таллин, 1997. — 31 октября. — С. 4.

[xxxii]. Кленский Димитрий. Котлеты отдельно, мухи отдельно // День за днем. — Таллин, 1997. — 31 октября. — С. 4.

[xxxiii]. Арго Соолеп. Владение языком бывшего лидера управы Силламяэ оценит суд // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 14 октября. — С. 3.

[xxxiv]. БНС-ЭТА. Русские пенсионеры скандалили на Тоомпеа // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 31 октября. — С. 2.

[xxxv]. БНС. Уголовные дела по митингам пенсигнеров // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 7 октября. — С. 2.

[xxxvi]. BNS. Министры иностранных дел ЕС против одновременного начала переговоров о присоединении // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 7 октября. — С. 2.

[xxxvii]. BNS. Соединенные Штаты не считают нужным... // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 10 октября. — С. 2.

[xxxviii]. BNS. Министры иностранных дел Германии и Балтийских стран обсуждают расширение ЕС // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 13 октября. — С. 3.

[xxxix]. СТТ-ЭТА. Финляндия надеется найти компромисс при расширении ЕС // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 21 октября. — С. 1.

[xl]. BNS. Одновременный старт при расширении ЕС не получил поддержки... // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 27 октября. — С. 1.

[xli]. Тоомас Маттсон. Смертная казнь в Эстонии — предмет спора // Постимэес. — Тарту, 1997. -17 октября. — С. 1.

[xlii]. BNS. Правительство взвешивает возможность... // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 22 октября. — С. 3.

[xliii]. BNS. Эстония ответила на критику Европейской Комиссии // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 30 октября. — С. 2.

[xliv]. Эпп Алаталу. Представители четырех стран обсуждают в Вашингтоне... // Постимэес. — Тарту, 1997. — 13 октября.— С. 3.

[xlv]. Эпп Алаталу. Харта ждет подписей четырех президентов // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 18 октября. — С. 3.

[xlvi]. Тоомас Маттсон, Тийна Каалеп. Генерал Керт едет учится в США // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 22 октября. — С. 1.

[xlvii]. BNS. Швеция считает аэролом в Эмари лучшим в Прибалтике // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 11 октября. — С. 3.

[xlviii]. Айвар Ярне. План действий Совета Европы // Постимеэс. — Тарту, 1997. 12 октября. — С. 3.

[xlix]. BNS. Россия обвиняет Эстонию в несговорчивости... // Постимеэс. — Тарту, 1997. 3 октября. — С. 2.

[l]. BNS. Российский министр интересуется проблемой... // Постимеэс. — Тарту, 1997. 3 октября. — С. 2.

[li]. Тоомас Маттсон. Лепиксон встретился с Алексием // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 18 октября. — С. 1.

[lii]. Интерфакс и др. Политика Литвы в отношении России — пример для Эстонии и Латвии // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 26 октября. — С. 5.

[liii]. РИА-Новости-ЭТА-BNS. Латвия отклонила гарантии безопасности со стороны России // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 28 октября. — С. 1.

[liv]. BNS. Балтийские президенты разговаривали по телефону // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 30 октября. — С. 2.

[lv]. BNS-РИА-Новости-ЭТА. Латвия хочет, чтобы Прибалтика дала единый ответ Ельцину // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 30 октября. — С. 13.

[lvi]. Прийт Эннет. Уголовные дела по митингам пенсионеров // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 31 октября. — С. 3.

[lvii]. BNS. Эвель обещал договор о БалтБате к концу года // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 16 октября. — С. 2.

[lviii]. BNS. Комиссия не знала о договоре о сотрудничестве // Постимеэс. — Тарту, 1997. — 17 октября. — С. 3.