Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

С.И. Аккиева

Кабардино-балкарская республика

в октябре 1997 года

1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

1.1. Межпарламентский договор между КБР и Татарстаном

2 октября в Нальчике было подписано Соглашение между Государственным советом Республики Татарстан и Парламентом Кабардино-Балкарской Республики о межпарламентском сотрудничестве. Для подписания этого Соглашения в Кабардино-Балкарию прибыла делегация Республики Татарстан во главе с Председателем Госсовета РТ Василием Лихачевым.

Соглашение было подписано в Доме Правительства КБР. Президент КБР открыл церемонию. В.Коков сказал в своем обращении к парламентариям, что в истории двух республик еще не было столь значительного акта, и выразил надежду, что это соглашение послужит укреплению Российской государственности.

Соглашение подписали председатель Госсовета Республики Татарстан, заместитель Совета Федерации РФ В.Н.Лихачев, председатель Совета Республики Парламента КБР З.А.Нахушев и председатель Совета Представителей Парламента КБР М.Н.Жабоев. Подписавшие Соглашение стороны дали свою оценку этому событию. В.Лихачев сказал, что подписание данного Соглашение есть новая страница во взаимоотношениях между двумя республиками, руководители палат Парламента КБР выразили надежду, что Соглашение станет прологом к заключению государственного договора о сотрудничестве между Кабардино-Балкарией и Татарстаном.

На церемонии присутствовали вице-президент КБР Г.Губин, премьер-министр Х.Чеченов, депутаты парламента, члены правительства КБР.

Соглашение между Парламентом КБР и Государственным советом РТ о межпарламентском сотрудничестве включает в себя 11 статей и предполагает содействие развитию государственных отношений между республиками во всех сферах сотрудничества, обеспечение правовых условий реализации идей, заложенных в подписанных договорах и соглашениях. Согласно ст. 5 Соглашения возможно учреждение Межпарламентской комиссии по сотрудничеству высших законодательных органов; по ст. 6 стороны будут развивать все формы межпарламентского сотрудничества в целях создания правовой основы дальнейшего развития равноправных отношений в политической, социально-экономической, гуманитарной и других сферах, представляющих взаимный интерес.

Задачи обеих сторон в Соглашении определены, как анализ состояния межгосударственных отношений и возможностей для их дальнейшего развития, организация правовой деятельности и усилий по сближению законодательных систем, подготовка предложений и рекомендаций для законодательных органов обеих республик.

В Соглашении подчеркнуто, что стороны организуют взаимодействие между парламентскими комитетами и комиссиями, содействуют по мере необходимости созданию совместных депутатских и экспертных групп с целью разработки проектов законодательных актов для изучения и обобщения опыта парламентской деятельности.

Соглашение подписано на пять лет и автоматически продлевается на каждые пять лет, если ни одна из сторон за шесть месяцев до истечения указанного срока не уведомит в письменной форме другую сторону о своем намерении прекратить действие документа.

Спикеры парламентов КБР и Татарстана дали интервью после подписания Соглашения. Ими была высказано отношение к существующей в Центре (по крайней мере, среди части политиков) точке зрения, согласно которой желательно трансформировать Россию в унитарное государство. Председатель Совета Республики Парламента КБР З.Нахушев, высказав свое отрицательное к этому отношение, заметил, что, к сожалению, унитаризм просматривается и практике Центра, в частности, в устройстве таких органов, как прокуратура, таможенная служба, Арбитражный суд. Это касается и учреждения института представителей Президента РФ в регионах, без которых республики не могут выходить в центр по ряду вопросов.

В.Лихачев отметил, что регионами надо управлять не окриками, а думать о том, чтобы объединение было им выгодно экономически. Он привел в пример договор между Татарстаном и федеральным Центром, напомнил, как трудно он рождался, отметив: “Теперь этому примеру последовали 32 субъекта РФ, в том числе и КБР”.

Н а вопрос о том, что привлекло Татарстан в Кабардино-Балкарии, был дан ответ, что между республиками есть немало точек соприкосновения — от разведения пушного зверя до туризма.

В июле 1997 г. был создан Межпарламентский Совет Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. Журналистов интересовало предполагается ли присоединение к нему других субъектов РФ, в том числе и Татарстана.

Председатель Совета Республики КБР З.Нахушев ответил, что в связи с созданием совета раздавалось немало упреков в сепаратизме. Но он образован прежде всего по этническому признаку для сотрудничества в решении общих языковых, культурных, законотворческих проблем. И вхождение в него Татарстана сейчас нецелесообразно.

В.Лихачев назвал процесс интеграции регионов естественным, не противоречащим международным нормам. Сегодня российский Центр явно недостаточно внимания уделяет органам законодательной власти в регионах. Чтобы восполнить пробел, создается ассоциация представителей законодательной власти, и уже около 50 субъектов выразили готовность в нее войти. Это позволит снять многие проблемы во взаимоотношениях с Центром [[i]].

1.2. Предстоящие парламентские выборы

14 декабря в КБР должны состояться выборы в Парламент КБР.

Парламент КБР двухпалатный: Совет Республики и Совет Представителей. Борьба будет идти за 72 мандата (по 36 в каждую палату). Финансирование предвыборных агитационных мероприятий через государственные средства массовой информации будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета. Использование кандидатами, объединениями, блоками личных средств на агитацию и политическую рекламу исключается. На проведение избирательной кампании избиркому КБР будут выделены средства в сумме 1 млрд. 984 млн. рублей. 51,6% этой суммы предназначено на финансирование участковых избирательных комиссий. Создано 48 окружных избирательных комиссий — им будут выделено 33,5% общей суммы. Остальные 14,9% будут находиться в распоряжении избиркома КБР. Из этих средств предполагается оплачивать отпуска тем кандидатам, которые на время выборной кампании оставляют свое место работы, а также агитационные материалы в государственных СМИ.

Предполагается, что рекламный плакат с фотографией и биографическими сведениями кандидата обойдется по подсчетам Центризбиркома в 377,3 тыс. рублей. Заказывать его для каждого кандидата будут окружные избирательные комиссии.

В соответствии с Положением о порядке и условиях проведения предвыборной агитации через государственные СМИ кандидаты в депутаты, избирательные объединения имеют право на бесплатную газетную площадь и бесплатное эфирное время, которые будут предоставляться один раз в период с 24 ноября по 12 декабря. 20 ноября в 11 часов будет проведена жеребьевка для составления графиков предоставления бесплатного эфирного времени на каналах ГТРК “Каббалктелерадио” и бесплатной газетной площади на страницах государственных печатных изданий.

Политический спектр участников борьбы за мандаты обещает быть широким. Пока же о своем участии в выборах заявили компартия и “Наш дом — Россия”. Выдвижение и регистрация кандидатов продлится до 14 ноября включительно, и к этому времени список объединений, участвующих в выборах, несомненно пополнится [[ii]].

1.3. Деятельность политических партий и общественно-политических организаций

1.3.1. Подготовка к выборам

В начале октября в Нальчике состоялась пресс-конференция заместителя председателя комитета по делам Федерации и региональной политики Госдумы РФ М.М.Ульбашева, заведующего отделом федерального исполкома НДР по работе с региональными организациями Северного Кавказа и Центрально-черноземного района В.И.Боховкина, ответственного организатора-консультанта отдела исполкома А.М.Яблокова, председателя Совета Кабардино-Балкарской организации НДР Г.К.Пытова и руководителя исполкома региональной организации А.Ш.Кушхаунова.

Представители федерального исполкома прибыли в КБР для оказания организационной помощи в проведении выборов в Парламент республики и ознакомления с деятельностью местной организации НДР.

Ознакомившись с работой районных, территориальных организаций движения в КБР, где уже сложился определенный, неплохо работающий актив, представители федерального исполкома движения заметили, что крепкие организации есть во всех районах республики, причем официально зарегистрированные в Минюсте, и это является едва ли не единственным подобным примером в России.

Особое внимание было уделено предстоящим выборам в Парламент КБР. НДР примет самое широкое участие в предстоящих в декабре выборах. Наряду с выдвижением своих кандидатов будут поддержаны люди, близкие по своим политическим убеждениям к НДР.

22 октября в Нальчике состоялась конференция объединения “Наш дом — Россия”. На этой конференции были рассмотрены вопросы о выдвижении кандидатов в депутаты Парламента КБР от НДР, о поддержке кандидатов, выдвинутых инициативными группами избирателей, о назначении уполномоченных представителей. В обе палаты Парламента КБР от региональной организации НДР в ходе тайного голосования было выдвинуто 18 кандидатов в депутаты и еще 20 человек были поддержаны движением.

НДР начало сбор подписей в поддержку своих кандидатов. После 20 ноября платформа движения, принятая на конференции будет опубликована в печати.

Свою внеочередную конференцию провела и Кабардино-Балкарская республиканская организация КПРФ. На ней с докладами выступили первый секретарь республиканского комитета КПРФ Х.Келеметов и секретарь рескома КПРФ В.Демьяненко.

Тайным голосованием были выдвинуты кандидаты в депутаты парламента КБР от КПРФ, была принята предвыборная платформа [[iii]].

1.3.2. Реакция на новую форму паспорта РФ

В связи с предполагаемым исключением графы “национальность” в новых паспортах тхамада “Адыгэ Хасэ” (пользующейся заметным влиянием в республике) В.Хатажуков созвал пресс-конференцию. Отмена графы “национальность” вызывает обеспокоенность членов “Адыгэ Хасэ”, так как, по их мнению, отсутствие сведений о национальной принадлежности может способствовать упразднению национально-государственных образований и перекраиванию национально-территориальных границ. Свою позицию тхамада высказал также в ряде публикаций в СМИ.

“Адыгэ Хасэ” подчеркивает, что авторы проекта нового паспорта неоднократно высказывали в центральных средствах массовой информации мнение, что отмена “пятого пункта” должна работать именно на нивелирование национально-государственных образований. В.Хатажуков сказал, что положение было принято вопреки мнению субъектов Федерации. Отношение к этому вопросу отрицательное и у властных структур на местах, и у национальных движений. Свое негативное отношение к данному новшеству выразил в одном из своих выступлений секретарь Совета безопасности КБР Юрий Кетов.

Кроме того, на пресс-конференции, данной председателем “Адыгэ Хасэ”, было подчеркнуто, что исключение графы “национальность” вступает в противоречие с. Конституцией РФ и Конституцией КБР, которые закрепляют за гражданином право определять и указывать свою национальность.

По мнению “Адыгэ Хасэ”, последствия внедрения данного пункта положения могут быть непредсказуемы и во многих местах дестабилизируют общественно-политическую ситуацию. Есть люди, готовые пойти на крайние меры: сожжение новых паспортов, организацию неповиновения властным структурам и т.п. В ряде населенных пунктов КБР, по словам В.Хатажукова, прошли собрания общественности, и выступавшие были против отмены графы “национальность” в паспорте, появились группы людей, собирающие подписи против отмены пункта. Витает идея создания общероссийского движения протеста. Президиум общественно-политической организации “Адыгэ Хасэ” принял обращение к президенту КБР В.Кокову и Парламенту КБР с просьбой “принять соответствующие меры по пресечению внедрения в жизнь планируемой практики нивелирования значимости понятий “нация” и “национальность”, их роли и места в нашей государственности” [[iv]].

1.4. Декларация о доходах Президента КБР

Президент КБР В.М.Коков подал декларацию о доходах и имуществе, выполняя таким образом данное на одной из своих пресс-конференций обещание, что в скором времени он обнародует свое материальное положение. Согласно декларации, доход семьи Президента в 1996 г. был равен 60 млн. 648 тыс. рублей. Эту сумму составили:

заработная плата В.Кокова по основному месту работы (Президент КБР) и неосновному месту работы (заместитель председателя Совета Федерации)немногим более 41 млн. руб.,

годовая зарплата супруги (главного врача детского санатория “Огонек”)чуть более 9 млн.руб.

и сына — зам. директора акционерного общества “Халвичный завод”9 млн. 765 тыс. руб.

На родине президента, в селении Кызбырун-3 Баксанского района, семья Коковых владеет приусадебным участком (более 17 соток), на котором расположен недостроенный жилой дом. В Нальчике он имеет приватизированную квартиру площадью 86 кв. м., оцененную в 76 млн.100 тыс. руб. Сын президента имеет автомобиль УАЗ-3153 стоимостью 61млн. 821 тыс. руб., стоимость которой также внесена в декларацию.

Семья президента не имеет денежных счетов в банках, акций коммерческих организаций, ценных бумаг [[v]].

В скором времени по примеру президента все госслужащие республики обнародуют свое материальное положение. Вопрос о степени достоверности всех этих деклараций, естественно, остается открытым.

2. ПРАВОПОРЯДОК

2.1. Отчет о деятельности прокуратуры

В начале октября в прокуратуре КБР состоялась расширенная коллегия, посвященная подведению итогов за девять месяцев 1997 г. В ее работе приняли участие Генеральный прокурор РФ действительный государственный советник юстиции Ю.Скуратов, вице-президент КБР Г.Губин, руководители министерств и ведомств республики.

С докладом выступил прокурор республики Р.Абазов, который отметил, что криминогенная обстановка в республике остается по-прежнему сложной, поскольку еще не исчезли очаги напряженности на Северном Кавказе. На 32% возросло число особо опасных преступлений, на 12,5% — умышленных убийств и на 21% — изнасилований. Особое беспокойство вызывает рост преступлений, связанных с наркотиками, а также похищение числа людей с последующим требованием выкупа. Причем участвуют в этом неблаговидном деле “интернациональные” бригады — представители криминальной среды Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. Расследование затрудняется отсутствием взаимодействия правоохранительных органов Северного Кавказа, и при такой ситуации ожидать эффективной борьбы с преступностью не приходится.

Бедой республики является коррупция. Принимаемых мер противодействия явно недостаточно, и в борьбу с этим явлением, по мнению прокурора республики, активнее должна включиться налоговая полиция.

В настоящее время в следственном управлении прокуратуры КБР создан отдел по надзору за межрегиональным Управлением по борьбе с организованной преступностью МВД РФ на Северном Кавказе и Управлением Федеральной службы налоговой полиции РФ по КБР. Цель его создания — максимально использовать имеющиеся резервы в борьбе с оргпреступностью и коррупцией, обеспечить координацию их действий.

В своем докладе прокурор КБР остановился и на деятельности политических объединений. Действия Национального Совета балкарского народа и Конгресса кабардинского народа прекращены как дестабилизирующие обстановку в республике.

Пристального внимания требуют исправительные учреждения: их материально-правовая обеспеченность, а также необеспеченность подавляющего большинства контингента трудом, грозят превратить эту зону во взрывоопасную. Предполагаемая амнистия поставит новые задачи, связанные с трудоустройством освобождающихся из мест заключения людей и их социальной адаптацией. В противном случае, ситуация с рецидивной преступностью в республике быстро изменится в сторону ухудшения.

Генеральный прокурор РФ Ю.Скуратов положительно оценил работу прокуратуры КБР. Первое, на что он обратил внимание: на принципиальную позицию прокуратуры КБР в области межнациональных отношений. “Это кирпичики в общем здании стабильности на Северном Кавказе, чего нельзя сказать о других регионах”,- отметил Генеральный прокурор РФ.

Ю.И.Скуратов, говоря о роли прокуратуры, подчеркнул, что, несмотря на обозначения в Конституции РФ четких функций надзорных органов, удалось сохранить сильную, многофункциональную прокуратуру, общественные ожидания от которой велики. Совет Европы, сказал Генпрокурор РФ, пытается подвести российскую прокуратуру под конкретную схему развития, перекроить отечественную прокуратуру по евростандарту. Отрицательно оценил Скуратов и “вторжение” в сферу прокурорского надзора созданных Государственной Думой комиссий, и стремление при реорганизации Минюста передать ему ряд надзорных функций прокуратуры.

Ю.Скуратов согласился с рядом суждений, прозвучавших на коллегии, о необходимости ужесточения статей Уголовного Кодекса (незаконный оборот оружия, похищения людей), однако с оговоркой, что “ссылки на несовершенство законов не должны оправдывать нашу бездеятельность”.

Юрий Ильич призвал работников прокуратуры к серьезной и плодотворной работе. Он определил приоритеты в надзорной деятельности. Это — правозащитная функция, надзор за соблюдением законности в кредитно-финансовой, экономической сфере, борьба с преступностью, с ее организованными формами. Коррупцией. “ Конечно, — отметил Ю.Скуратов, — прокурорскими протестами мы не обеспечим защиту прав и свобод человека и гражданина без изменения социально-экономического положения. Но то, что от нас зависит, мы должны делать добросовестно” [[vi]].

2.2. Пресс-конференция Ю.Скуратова

Пресс-конференция Генерального прокурора РФ Ю Скуратова была непродолжительной, но в ней были затронуты злободневные вопросы.

Первый вопрос касался детской преступности, мер, принимаемых по ее профилактике. Ю.Скуратов сказал, что возможности прокуратуры здесь ограничены. “Не в полном объеме выполняется надзорная деятельность за соблюдением законодательства о несовершеннолетних, — признал он. – Мы в полной мере осознаем, что складывающаяся сложная ситуация с детской преступностью через десять-пятнадцать лет может отозваться негативными последствиями”.

Журналисты задали несколько вопросов, касающихся взаимоотношений с Чечней. Генеральный прокурор РФ ответил, что все соглашения между Чечней и центром велись в рамках закона. “Никакой независимости де-юре быть не может. Сфера совместной деятельности определена законом”. “Чечня захлебнется в собственной самостоятельности”, — спрогнозировал Ю.Скуратов.

Была дана правовая оценка отношениям с прокуратурой Чечни. Так как прокурор Чечни не вступал в должность в соответствии с положениями Конституции РФ, следовательно, и сформированные им республиканские надзорные органы нелегитимны.

Высокая оценка была дана Ю.Скуратовым специальным бригадам по борьбе с оргпреступностью и коррупцией, в которые входят высококлассные специалисты. Однако отсутствие достаточного финансирования не позволяет развернуться в полной мере. “Дорогая вещь — бороться с преступностью”,констатировал Генеральный прокурор РФ [[vii]].

3. ЭКОНОМИКА

3.1. Визит заместителя председателя Правительства РФ, министра сельского хозяйства и продовольствия В.Н.Хлыстуна в КБР

В октябре по приглашению руководства КБР республику посетил министр сельского хозяйства РФ В.Хлыстун, который ознакомился с агропромышленным комплексом республики. Он встретился с членами Кабинета министров Кабардино-Балкарии. Министр сельского хозяйства РФ сказал, что всегда с глубоким уважением относился к Кабардино-Балкарии и рад возможности прибыть в республику. Он в своем выступлении затронул целый ряд вопросов аграрной политики в стране, которые напрямую касаются и КБР

Характеризуя в целом состояние отрасли, он отметил, что главным итогом прошедших семи лет стало то, что российское продовольствие стало конкурентоспособным. Состояние шока и растерянности, охватившее всех в первые годы реформы, прошло. Появилось понимание того, что государство не в состоянии в прежнем объеме поддерживать товаропроизводителей, и надо надеяться только на себя, чтобы найти свою нишу в рыночных условиях. Среди приоритетных государственных мер В.Хлыстун назвал ряд приостановление экспансии зарубежного продовольствия на российский рынок, для чего вводятся жесткие таможенные и ветеринарные требования. Вместе с тем министр сельского хозяйства не согласен с теми, кто утверждает, зарубежные товаропроизводители полностью захватили наш рынок. Доля российского товаропроизводителя на внутреннем рынке страны составляет 33-35%, как и было в конце 80-х годов. Однако изменилась структура импорта. Раньше мы импортировали зерно, а теперь в основном мясные и молочные продукты.

В.Хлыстун рассказал об изменениях в кредитной политике. Она будет ориентироваться на денежное кредитование на льготных условиях. Готовится постановление Правительства РФ по улучшению лизинговой деятельности, направленное на увеличение привлекаемых для лизинга средств, ибо в основном за счет них ведется техническое оснащение отрасли. В связи с тем, что система государственных закупок себя не оправдала, предполагается ее ликвидация и создание федеральной маркетинговой службы, которая будет не закупать продовольствие, а собирать и распространять о нем информацию.

Правительство РФ решило отказаться и от душившей товаропроизводителя налоговой системы, взамен которой будет введен единый земельный налог, который будет зависеть от размера, качества и местоположения земельного участка.

В.Хлыстун сказал, что иного пути, кроме рынка, нет и ситуация будет зависеть от инициативы в регионах. Он привел ряд примеров, в частности, из опыта Белгородской области, которые дают надежду, что и в других местах успехи возможны.

В конце встречи министр ответил на вопросы членов правительства КБР. Премьер-министр Кабардино-Балкарии Х.Чеченов интересовался опытом других регионов и информацией о таком опыте. В.Хлыстун ответил, что Минсельхозпрод РФ приобрел телевидеостудию и будет обеспечивать такой информацией всех желающих.

Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды КБР И.В.Иванова он заверил в том, что все сельхозпроекты согласовываются с экологическим ведомством.

Высказал Хлыстун и свою точку зрения на волнующий многих вопрос о праве частной собственности на землю. Она (частная собственность), по мнению министра сельского хозяйства и продовольствия РФ, должна быть категорией не политической, а экономической и каждый регион может предложить свой механизм реализации конституционного права граждан РФ [[viii]].

3.2. Деятельность Госкомзема КБР

За прошедшие с 1991 г. время в КБР изменилась система земельных отношений. Изменилось распределение земель между различными пользователями. Раньше основные площади были в распоряжении колхозов и совхозов, теперь самыми крупными пользователями стали акционерные общества. Жители республики получили участки для индивидуального жилищного строительства, под личные подсобные и фермерские хозяйства, сады и огороды. Такие участки получили 124 877 семей, в том числе более 17 тысяч – городских. Теперь в КБР 196 942 землепользователя.

По заказу Госкомзема КБР институт СевкавНИИгипрозем разработал схему перераспределения угодий. В результате были определены административные границы земель, передаваемых в ведение сельских и станичных администраций. Создан запасный фонд для организации фермерских хозяйств, коллективного и индивидуального садоводства. Только в 1997 г. в Прохладненском районе возникло 18 новых хозяйств, в Терском — 7, в Майском — 3.

К сожалению, не вся эта земля используется рационально. Вместе с тем, в Терском районе 44 га земли, отданных в распоряжение фермеров запущены, в Зольском таких земель — 185 гектаров. Плохо осваиваются и земельные участки, выделенные под индивидуальное строительство, сады и личные подсобные хозяйства. В скором времени в республике будет проведена инвентаризация земельных участков и предполагается, что нерадивых хозяев будут лишать земельных участков и передавать эту землю очередникам, благо недостатка в желающих иметь землю для ведения подсобного хозяйства нет.

Принятая 1 сентября 1997 г. Конституция КБР установила частную собственность на приусадебные участки, а также землю под строениями и объектами, находящимися в частной собственности. Это предполагает большую работу по выдаче каждому владельцу правоустанавливающего документа. На сегодняшний день такая бумага есть только у 21% собственников, но решение этого вопроса упирается в проблемы финансирования

В РФ планируется проведение второго этапа земельной реформы, передачи земли в частную собственность. Концепция земельной реформы предложена Госкомземом РФ. Срок определен 1997-2002 годами. Для решения этой задачи предполагается принятие новых законодательных актов. По мнению председателя Госкомзема КБР М.Клевцова, потребуется разработка 32 нормативных актов по землепользованию. Предстоит массовая оценка земель и переход на новый механизм налогообложения, ставится задача создания единой информационной системы государственного земельного кадастра, совершенствования структуры землепользования. В этих условиях Госкомзем КБР приступил к созданию государственной автоматизированной системы ведения земельного кадастра республики, которая включает сведения о регистрации земельных участков и прочно связанной с ним недвижимости, без чего невозможно управление земельными ресурсами. Составлен план реализации программы инвентаризации земель, разработаны методы сбора первичной информации, но решение проблемы упирается в недостаточное финансирование, которое ставит под угрозу срыва запланированный график работ.

Намечается переподготовка специалистов из республики в национальных кадастровых службах Германии, Швеции, Испании. [[ix]].

Земельная реформа не должна стать категорией политической, ее главной целью должна быть эффективность экономики. В таких регионах, как КБР, где земельный вопрос является одним из самых сложных, должна быть очень взвешенная и продуманная политика. Проведение в жизнь реформы также должно быть предельно взвешенным.



Источники

[i]. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1997. — 2 октября. — С. 1; 3 октября. — С. 1; 4 октября. — С. 1; Советская молодежь. — Нальчик, 1997. — 10 октября. — С. 1.

[ii]. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1997. — 24 октября. — С. 1.

[iii]. Советская молодежь. — Нальчик, 1997. — 10 октября. — С. 2; Советская молодежь. — Нальчик, 1997. — 24 октября. — С. 1; 3 октября. — С. 2.

[iv]. Советская молодежь. — Нальчик, 1997. — 3 октября. — С. 2.

[v]. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1997. — 10 октября. — С. 1.

[vi]. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1997. — 7 октября. — С. 1; Советская молодежь.Нальчик, 1997. —
10 октября. — С. 2.

[vii]. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1997. — 10 октября. — С 1.

[viii]. Кабардино-Балкарская правда.Нальчик.1997. — 10 октября. — С. 1.

[ix]. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1997. — 14 октября. — С. 1-2.