Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Галина ИВАНОВА

ЛИТОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в октябре 1997 года

1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1. Президент

1.1.1. Отказ А.Бразаускаса баллотироваться на президентских выборах

6 октября, выступая по Литовскому национальному ТВ (ЛНТВ), А.Бразаускас заявил, что к власти должны прийти политики нового поколения, у которых в прошлом не было связей с коммунистической партией. Он отметил, что и его оппоненты в Литве, и зарубежная пресса постоянно напоминают о том, что нынешний литовский президент — бывший лидер Коммунистической партии Литвы. Отметив, что во многих соседних центрально-европейских странах президентами избраны политики, не связанные в прошлом с коммунистической партией, Бразаускас сказал, что в этом отношении для литовского государства его биография — “большой минус”. Президент не скрывал разочарования неконструктивными, на его взгляд, отношениями с правящим парламентским большинством консерваторов, и дал понять, что такой “модус вивенди” с Сеймом его не устраивал.

А.Бразаускас исключил возможность своего возвращения в ряды Демократической партии труда Литвы. (Бразаускас вышел из правящей тогда ДПТЛ после избрания президентом в феврале 1993 года).

А.Бразаускас отметил, что принял решение не баллотироваться на новый президентский срок после долгих раздумий и колебаний, что причины его отказа накапливались долго [[i]].

После того, как А.Бразаускас объявил о своем намерении не баллотироваться на пост главы государства, В.Ландсбергис заявил, что решение Бразаускаса он расценивает как “тонкую игру искушенного политического бойца” [[ii]].

1.1.2. Комментарии по поводу отказа А.Бразаускаса
баллотироваться на пост президента

На общем фоне Центральной и Восточной Европы Литва еще раз продемонстрировала себя весьма оригинально. На сей раз явно в положительном смысле. Нигде в посткоммунистической Европе экс-коммунист, занимая высочайший пост, не покинул его по собственному желанию. В Литве президент-экс-коммунист сам признал свои недостатки и определенную историческую вину или ношу, которую вынужден нести. Именно президент-экс-коммунист первым заявил, что политикам его возраста уже пора посторониться, не рваться к высшим постам. Тем самым создан прецедент в масштабе всей Европы [[iii]].

После того, как президент А.Бразаускас решил не участвовать в выборах главы государства, в политической жизни Литвы образовалась пустота. Это событие комментируют литовские политологи.

Профессор философского факультета Вильнюсского университета А.Шлегерис:

— Жаль, что из избирательного марафона уходит благородный человек, умеющий консолидировать различные политические группы и выдерживающий нажим со стороны консерваторов. В демократическом аспекте это решение президента нельзя назвать хорошим. Если бы баллотировались и А.Бразаускас, и В.Адамкус, и А.Паулаускас, статистически больше возможностей победить было бы у кого-то из нынешней оппозиции. Сейчас этих шансов поубавилось. Думаю, Литве не пойдет на пользу победа В.Ландсбергиса. В этом случае вся власть будет сконцентрирована в руках одной партии. Сильной оппозиции сегодня и так нет, а консерваторы не склонны делиться властью с другими политическими силами. И это неизбежно ведет к автократии. Демократия все больше становится лишь макияжем. Другая, на мой взгляд, опасная тенденция — чувство родства и тяга родственной крови. Если у нас и дальше будет укрепляться однопартийная власть, боюсь, что это тяга снова начнет толкать нас на Восток, и результаты могут оказаться очень неожиданными.

Доцент, доктор философских наук В.Раджвилас:

— Сегодня все будет зависеть от случайного выбора. Эти президентские выборы проходят в еще более неясной политической атмосфере.

Заведующий кафедрой социальной теории философского факультета, доцент А.Добрынин: — После ухода Бразаускаса возможности кандидата А.Паулаускаса значительно увеличатся. Если он станет президентом, политическая трапеция консерваторов (Сейм, правительство) может поколебаться, то есть может быть ограничена их политическая власть [[iv]].

Газета “Республика” отмечает:

“После отказа Бразаускаса участвовать в президентских выборах изменилась вся архитектоника политических сил в стране. Оппозиция В.Ландсбергис — А.Бразаускас структурировала политическую жизнь, расставляла в ней определенные ориентиры. Ведь ориентиром для большинства людей пока остаются лидеры, личности, а не партии или их лозунги. Это можно было бы считать выражением общественной незрелости, возможно, даже особенностью литовского менталитета, однако необходимо учесть одну важную реалию литовской партийной жизни. Партии, в сущности, не создали четких и/или последовательных идеологий. Партии не склонны пропагандировать свои идеологические принципы, которые так или иначе должны обосновывать картину будущего Литвы, потому что такая пропаганда, естественно, обяжет партию хоть как-то придерживаться провозглашенных принципов. Литовские партии — чисто инструментальные институты: они не склонны к идеологическим обязательствам, они действуют, учитывая лишь возможности момента” [[v]].

1.2. Президентские выборы

14 октября Сеймом Литвы принято дополнение к закону о президентских выборах, согласно которому все претенденты в президенты обязаны ответить на вопрос, сотрудничали ли они со спецслужбами зарубежных стран. Поправка к закону говорит о том, что претендент в президенты обязан до регистрации кандидатом в президенты представить Главизбиркому (ГИК) данные о своей работе в НКВД, НКГБ, МГБ, КГБ СССР или бывших советских республик, а также в соответствующих службах (структурах) других зарубежных государств, об учебе в школах этих служб или сотрудничестве с ними.

За поправку к закону голосовал 61 член Сейма, 1 был против, 11 воздержались.

Против поправки голосовала лидер Женской партии Казимира Прунскене. По ее словам, эта поправка спровоцирует взаимное “обливание грязью”, которое и так уже стало атрибутом нынешней кампании по выборам президента.

Представитель оппозиционной Демократической партии труда Литвы (ДПТЛ — бывшие коммунисты) Юстинас Каросас подверг сомнению полномочия, которыми наделяется ГИК. По его словам, ГИК получил функции юридического института [[vi]].

1.2.1. Рейтинг популярности кандидатов

Социологический опрос, проведенный литовско-британским центром изучения общественного мнения “Балтиес тиримай” (Балтийские исследования) в середине сентября, показал, что популярность возможных претендентов на президентский пост (в скобках — разница по сравнению с августовским опросом) такова:

Вальдас Адамкус             —     29,7 (+1)

Альгирдас Бразаускас      —     26.7 (+3)

Артурас Паулаускас        —     21,0 (-3)

Витаутас Ландсбергис     —     11,7 (+1,8)

Римантас Смятона           —       0,9 ( 0)

Люция Башкаускайте       —       0,5 (-1)

Казис Бобялис                  —       0,5 (-1)

Вайдотас Жукас               —       0,2 ( 0)

Альгирдас Пильвялис       —       0 ( 0) [[vii]].

1.2.2. В.Адамкус и проблемы других политиков — литовских американцев

Спикер литовского Сейма В.Ландсбергис считает, что отказ Главизбиркома выдать листы для сбора подписей американскому литовцу В.Адамкусу вызван мнением представителей левых сил в комиссии. Сам Ландсбергис хочет, чтобы Адамкус участвовал в выборах. Спикер считает, что это внесет некоторый раскол в голоса правых, но он лично ничего против Адамкуса не имеет [[viii]].

10 октября окружной суд Вильнюса отменил решение ГИК не регистрировать Адамкуса кандидатом из-за несоответствия конституционному требованию три последних года жить в Литве. Глава ГИК Зенонас Вайгаускас после оглашения решения суда сказал, что уже 11 октября выдаст Адамкусу бланки для сбора подписей, а сам “серьезно подумает” об отставке [[ix]].

11 октября ГИК выдал Адамкусу листы для сбора подписей.

В.Адамкус — девятый зарегистрированный в комиссии кандидат. Листы для сбора подписей уже выданы:

председателю Сейма В.Ландсбергису,

юристу (бывшему. зам. Генпрокурора Литвы) А.Паулаускасу,

безработному Юрию Субботину,

лидеру партии реформ Альгирдасу Пильвялису,

ректору Вильнюсского университета Роландасу Павиленису,

члену Сейма Казису Бобялису,

члену Сейма Витянису Андрикайтису (Социал-демократическая партия)

члену Сейма Римантасу Смятоне (Национал-демократическая партия) [[x]].

Для ГИК самой трудной была проблема трех кандидатов — литовских “американцев”: В.Адамкуса, К.Бобялиса и Л.Башкаускайте. Проблема в том, что они связаны присягой другой стране — США. К.Бобялис еще и депутатом Сейма стал — отрекся от присяги Соединенным Штатам письменно (еще два американца — Ф.Палубинкас и В.Дуденас – став членами Сейма, отказались от присяги устно). В.Адамкус отказался от присяги письменно. Однако создательница частного ТВ “ТЕЛЕ-3” Л.Башкаускайте решила сразу продемонстрировать свою принципиальность как будущего президента Литвы и заявила, что ни от какой присяги не откажется, потому что те, кто отказался (и устно, и письменно) американские паспорта все-таки оставили при себе, так что отказ был чисто формальный, а она-де не хочет лицемерить [[xi]].

Поскольку Л.Башкаускайте даже и чисто формально не отказалась от присяги США, ей не позволили баллотироваться на предстоящих президентских выборах [[xii]]. Суд, в который она обратилась, подтвердил решение ГИК.

Равносильно ли требование Конституции к кандидатам в члены Сейма и президенты не быть связанными присягой или обязательством с другим государством требованию отказа от гражданства другого государства? Этот вопрос, возникший еще перед выборами в Сейм, остался открытым и поныне.

Комментарии по данному случаю председателя ГИК З.Вайгаускаса:

— По каким законам у нас устанавливается, связано ли лицо присягой или обязательством с другим государством — по литовским или другого государства? Разъяснения этого нет. Но есть решение Верховного суда о Казисе Бобялисе: тогда было сказано, что в наших законах не установлен порядок, как нужно отказаться от присяги, данной другому государству.

Перед выборами в Сейм в 1996 году было не зафиксированное на бумаге соглашение всех политических сил — не препятствовать баллотироваться литовцам-эмигрантам.

Комментарии председателя комитета Сейма по делам права и правопорядка, бывшего судьи Конституционного суда Стасиса Стачекаса:

— В Конституции ясно сказано: член Сейма или президент не должны быть связаны присягой или обязательством с другим государством. Это непосредственно связано с гражданством другого государства. В данном случае мое отношение категорично: представители верховной власти государства не могут являться двойными гражданами. Конституционное требование отказаться от присяги или обязательства — это и вопросы гражданства. По бесспорным общим положениям конституционного права человек, имеющий несколько гражданств, не может быть верховным должностным лицом государства.

Конституция не запрещает быть членом Сейма сыну эмигранта, родившемуся в Америке. Но если он получил американское гражданство по праву рождения, то на каком основании он получил гражданство Литвы? Если по происхождению, то это определенная коллизия законов, которую нужно решить [[xiii]].

1.2.3. Закон о контроле за финансированием политических компаний

16 октября Сейм Литвы принял закон о контроле за финансированием политических кампаний, который, по словам его инициатора, вице-спикера Сейма А.Кубилюса, обеспечит “большую прозрачность всех политических процессов”.

Закон гласит, что денежные пожертвования для партий могут поступать только на счета партий, а средства для кандидатов и инициаторов референдумов — только на специальные счета банков. Пожертвования в размере более 1000 литов запрещается накапливать и хранить наличными [[xiv]].

1.3. Парламент

1.3.1. Дело В.Ландсбергиса

A. Обвинения в адрес В.Ландсбергиса

30 сентября состоялось первое заседание временной комиссии Сейма по расследованию ставших известными фактов сознательного сотрудничества членов Сейма со спецслужбами других государств.

Член этой комиссии центрист Витаутас Чапас передал председателю комиссии консерватору Альгимантасу Сеюнасу протоколы опроса четырех бывших сотрудников КГБ. В этих протоколах говорится о связях В.Ландсбергиса с КГБ.

Временной комиссии был передан протокол опроса бывшего работника КГБ, утверждающего, что он в 1959 — 1961 гг. непосредственно общался с В.Ландсбергисом.

Свидетель — подполковник КГБ — утверждает, что не помнит псевдонима В.Ландсбергиса, но как-то Ландсбергис ему сказал: “Называйте меня Витаутасом”. Бывший работник КГБ утверждает, что В.Ландсбергис сотрудничал с КГБ сознательно и добровольно, что против Ландсбергиса не использовали насилие и компрометирующие материалы, что делал он это ради карьеры и что информация от Ландсбергиса не имела особого значения и важности.

Один из одноклассников В.Ландсбергиса, лидер социал-демократов, член Сейма Алоизас Сакалас утверждает, что он уже давно “в глубине души сомневался” в В.Ландсбергисе.

“В 1949 году, когда меня арестовали за школьной партой, были опрошены все мои друзья, — рассказывает А.Сакалас. — В 1950 году мне дали подписать дело, и я заметил, что там не было показаний моего товарища по парте. Значит, его не допрашивали. Естественно, возникает вопрос, почему не столь близких друзей допросили, а самого близкого — нет. Безопасность обычно таких ошибок не делает”. (А.Сакалас учился вместе с В.Ландсбергисом в каунасской гимназии “Аушра”, в 1949 году был арестован и приговорен к лишению свободы 8 лет за антисоветскую агитации, сидел в лагерях Казахстана и Хабаровской области).

Новые подозрения появились у А.Сакаласа после рассказов самого председателя Сейма о том, что он встречался с работниками КГБ на одной из конспиративных квартир.

“Кагэбисты не приглашают на конспиративную квартиру человека, который не сотрудничает, иначе эта квартира станет известной”, — сказал А.Сакалас.

Он утверждает, что верит показаниям бывших работников КГБ, при опросе которых лично присутствовал [[xv]].

Председатель Женской партии, член Сейма Казимира Прунскене полагает, что сообщения о возможных в прошлом связях В.Ландсбергиса с КГБ неизбежно повредят этому политику. К.Прунскене подчеркнула, что раскапываемые спустя много лет истории о связях с КГБ всегда отмечены “явной печатью политических интересов”.

“Люди, занимавшие в то время определенное место в обществе, не могли избежать каких-либо контактов со спецслужбами”, — считает К.Прунскене.

К.Прунскене сказала, что у нее после статей в прессе и анализа “некоторой” накопленной лично ею информации действительно “возникают подозрения”, касающиеся прошлого В.Ландсбергиса. К.Прунскене также заявила, что “парламентское большинство может решить исход дела, остановив реальное расследование, отбросив доказанные факты”. “К сожалению, решают не сами факты, не их суть, а то, чьи позиции в тот или иной период в Сейме, Верховным суде, еще где-то весомее”, — отметила депутат [[xvi]]. Отметим, что в 1992 году саму К.Прунскене обвиняли в сотрудничестве с КГБ. Экс-премьер называла тогда инициатором кампании по своей дискредитации В.Ландсбергиса.

Бывший заместитель председателя Комитета госбезопасности Литовской ССР генерал КГБ Эдмундас Балтинас дал интервью газете “Республика”:

“Вопрос журналиста: — Этично ли, что бывшие сотрудники КГБ вдруг начинают говорить о своих агентах?

Ответ генерала: — Многие из тех людей, с которыми мы сотрудничали, не сами пришли к нам, они были привлечены к этой работе. Так что виноваты мы, а не они... Однако этот случай — незаурядный. Речь идет о руководстве страны, от которого зависит программа государства, его курс, судьба, к которой и мы, “бывшие”, неравнодушны. А тут видишь, что руководитель уже даже не в силах скрывать страсти к почестям и величию, видишь лицемерие, видишь как он уже сейчас создает собственный культ, позволяя находиться своему портрету рядом с образом Пресвятой девы Марии... Где гарантии, что мы не дождемся диктатуры? Так можно ли молчать?

Вопрос: — Как могли бы вы прокомментировать возникший сейчас скандал вокруг В.Ландсбергиса?

Ответ: — Не могу, даже если и хотел бы...Но в прессе я обнаружил немало интересного. К примеру пишут, что г-н Ландсбергис не скрывает, что его приглашали побеседовать. Сначала в МВД, потом на какую-то квартиру. Он понял так, что это не является квартирой того сотрудника. Значит, речь идет о конспиративной квартире. Но любой, даже тот, кто всего год проработал в госбезопасности, скажет вам, что незавербованного человека никогда не вызывали на конспиративную квартиру. Этих квартир было не так уж много, и это было большой тайной... Предположений в прессе и в жизни достаточно, чтобы можно было заподозрить, что г-н Ландсбергис мог иметь в то время отношения с органами безопасности. Во-первых, выделяется его положение. Отец в июне 1941 года был министром временного правительства, подписывал петицию о преследовании евреев, о репрессиях, оказался в эмиграции, а у сына — все гладко. Не забывайте, что госбезопасность была тогда иною, чем в последние годы. В 50-60 гг. детям простых ссыльных нелегко было в вуз поступить, а тут... Поступает, учится, заканчивает, преподает в одном вузе, в другом, получает научные и почетные звания...Так не было.

А потом отец с такой репутацией возвращается в Литву [1]... Нужно было иметь необыкновенные заслуги перед тогдашней советской властью. Возвращались только те, кто имел дело с советской госбезопасностью...А то, что дом в Каунасе просили вернуть? Ведь тогда такого огромного дома никто не мог отдать.

Вопрос: — А картотека агентов действительно вывезена в Москву?

Ответ: — Думаю, да.

Вопрос: — Значит, что-то важное можно найти только там?

Ответ: — Да.

Вопрос: — Может ли председатель Сейма сам запросить ФСБ России, зафиксированы ли факты его сотрудничества с КГБ?

Ответ: — Ответ будет отрицательным. Во всем мире так поступили бы” [[xvii]].

В интервью газете “Республика” В.Ландсбергис, отвечая на вопросы журналиста, говорил:  “Однажды от меня потребовали услуги за разрешение на поездку за границу, но я не согласился. Это был этап моих усилий к поездке в Америку...Я хотел поработать в Америке в литовском музыковедческом архиве Чикаго, а в Австралию я пару раз просил разрешение, чтобы навестить сестру и брата...Потом, в 1977 или 1978 гг., по чьему-то совету я пытался — и в конце концов мне удалось — поехать в качестве туриста в Англию...Однако меня очень интересовал архив Жилявичюса (в Америке). Я вел переписку с Юозасом Жилявичюсом, историком музыки, коллекционером всевозможных документов... мне хотелось поехать, пока он еще жив. Это было примерно в 1975 году. Мне предложили: “Работай на нас, тогда сможешь выехать”. Я отказался и снова не поехал...Потом в качестве туриста я ездил в Индию, выпустили и в Австралию”.

Далее в этом интервью на вопрос журналиста, что людям трудно поверить, что вашему покойному отцу, бывшему членом временного правительства в 1941 году, советская власть разрешила вернуться в Литву, не получив ничего взамен, В.Ландсбергис ответил:

“Когда из переписки отца со мной и его другом Балистом Дварионасом стало известно желание отца вернуться, профессор Дварионас довольно долго “зондировал” власти, а уж потом, когда дело шло к окончательному решению, я сам вместе с Дварионасом был у Прейкшаса[2], чтобы мне непосредственно дали гарантию того, что отца не будут преследовать... Разговор с Прейкшасом был коротким, серьезным. Он гарантировал, что моего отца не будут преследовать, что он после возвращения сможет работать и нормально жить. На предыдущих разговорах на уровне самого Снечкуса[3], — были даны даже обещания, что отцу вернут и дом в Каунасе, на ул. Донейлайче...После возвращения он не ощутил преследования, за исключением того, что не было выполнено обещание возвратить дом в Каунасе. Не разрешили, чтобы пригласили преподавать в КПИ (Каунасский политехнический институт – Г.И.). Через много лет, примерно в 1983 году, благодаря стараниям коллег-архитекторов, имевших доступ в государственные учреждения, ему все-таки вернули дачу в Качаргине. А дом в Каунасе так и не вернули” [[xviii]].

В интервью, данном по случаю 65-летия В.Ландсбергиса, он ответил на вопрос, заданный корреспондентами “Летувос ритаса” “Но вы не стали отрицать, что вас вербовали, что вы встречались с сотрудниками КГБ на конспиративной квартире. Так ли безосновательны обвинения?” следующей тирадой:

“Не путайте разные вещи. Я сам давно и откровенно обо всем рассказывал. Была даже специальная анкета для депутатов Верховного Совета. Я так и написал: “Пытались. Я отказался”. Болтовня полковников КГБ о каких-то там периодах, когда они якобы встречались со мной, полнейшая ложь...Какой-то разговор состоялся на одной квартире. Не знаю был ли она конспиративной или этот человек там проживал. Это было примерно в 1979 году, после многократно предпринимавшихся мной усилий выехать в США для изучения архива музыковеда Юозаса Жилявичюса. Мне сказали: будешь хорошим, и мы будем хорошими. В США я не смог выехать еще 13 лет” [[xix]].

6 октября на пресс-конференции, комментируя обвинения в свой адрес относительно сотрудничества с КГБ, В.Ландсбергис заявил, что Генпрокуратуре стоит изучить “деструктурную и клеветническую” деятельность. Ландсбергис, по его словам, еще не решил, подавать ли в суд на тех, кто развернул клеветническую кампанию против него. Он отказался назвать, кого конкретно он имеет в виду — парламентария Аудрюса Буткявичюса, признавшего, что инициировал сбор компромата на него, или же бывших офицеров КГБ [[xx]].

B. Расследование обвинений в адрес В.Ландсбергиса

В то же время член литовского Сейма Аудрюс Буткявичюс, подозреваемый в получении взятки и лишенный статуса депутатской неприкосновенности, признал, что именно он стоит за всплеском информации о возможном сотрудничестве спикера парламента Витаутаса Ландсбергиса с КГБ в прошлом. Он говорит, что почти два года собирал материал, который позволит обвинить председателя Сейма в сотрудничестве с органами советской безопасности. А.Буткявичюс утверждает, что он пересмотрел немало архивных материалов, говорил со многими людьми, но его деятельность не осталась незамеченной, и произошла “утечка” информации, которая и стала двигателем сегодняшних событий [[xxi]].

А.Буткявичюс публично заявил, что ему известен бывший работник КГБ, который якобы сфабриковал так называемую подписку о сотрудничестве от имени К.Прунскене. Копию этого документа специальная комиссия тогдашнего Верховного Совета сочла основным документом, позволившим обвинить К.Прунскене в сотрудничестве с КГБ [[xxii]].

В свою очередь Генеральная прокуратура не исключает возможности, что Центр стратегического развития, которым руководит лишенный статуса неприкосновенности член Сейма А.Буткявичюс, связан с бывшим отделением КГБ в Советской Литве [[xxiii]].

Кандидата в президенты страны Артураса Паулаускаса заподозрили в том, что он способствовал обвинениям в сотрудничестве с КГБ председателя Сейма В.Ландсбергиса. Пресс-секретарь В.Ландсбергиса Лорета Закарявичене считает, что этого кандидата “можно вычислить методом исключения” “Не думаю, что это мог быть Вальдас Адамкус или Альгирдас Бразаускас, поскольку это люди высокой внутренней культуры, — заявила пресс-секретарь. — Остается только один — Артурас Паулаускас” [[xxiv]].

Альгимантас Сеюнас, председатель временной комиссии, рассматривающей ставшую достоянием гласности информацию о возможных связях парламентариев с иностранными спецслужбами, подтвердил, что получил от члена комиссии центриста В.Чапаса письменный материал опроса бывшего подполковника КГБ, проживающего в Клайпеде. В опросе на правах наблюдателя участвовал староста фракции социал-демократов А.Сакалас. По словам руководителя комиссии, эти показания “не могут рассматриваться как свидетельство” [[xxv]].

Генпрокуратура Литвы попросила члена парламентской фракции Союза центра Витаутаса Чапаса предоставить информацию о новых лицах, которые могут свидетельствовать о том, что спикер Сейма В.Ландсбергис в прошлом сотрудничал с КГБ. Чапаса опросил прокурор Гинтарас Пагажетскас, расследующий клеветнические обвинения в адрес спикера.

Комиссия отказалась рассмотреть протоколы проведенных Чапасом допросов нескольких офицеров КГБ, отказалась считать их документами, и подала жалобу на парламентария в комиссию Сейма по этике.

Чапас удивлен, почему специальная парламентская комиссия поступает “абсолютно безответственно”, так как, на его взгляд, уже давно пришло время начать серьезное расследование [[xxvi]]. В.Чапас попросил отозвать его из этой комиссии, поскольку она не посчитала нужным рассмотреть снятые им показания бывших офицеров КГБ. Однако центристская фракция Сейма Литвы не удовлетворила просьбу своего члена В.Чапаса отозвать его из состава специальной парламентской комиссии, аргументируя свою позицию тем, что отзыв Чапаса может быть интерпретирован как наказание ему за недостаточно хорошую работу. Фракция решила, что наказывать надо не центриста Чапаса, а комиссию, которая плохо работает.

Участвовавший в заседании центристской фракции А.Сеюнас заявил, что комиссия не стала заниматься протоколами проведенных Чапасом допросов, так как не обнаружила факты, которые стоит изучить.

Центристская фракция собирается инициировать рассмотрение работы парламентской комиссии. По словам Э.Бичкаускаса, старосты фракции Центра, нынешняя комиссии приносит больше вреда, чем пользы [[xxvii]].

В своем заявлении об отзыве из состава комиссии Чапас опровергает обвинения члена комиссии Юозаса Листавичюса в том, что он, В.Чапас, якобы нарушил права и обязанности депутата Сейма, а также принесенную присягу. Ю.Листавичюс утверждал, что располагает сведениями о том, что В.Чапас передал журналистам протоколы допроса свидетелей и “тем самым распространил слухи, очерняющие высокопоставленное государственное лицо”.

Решение депутатов, представляющих парламентское большинство, счесть объяснения сотрудников КГБ клеветой В.Чапас назвал юридически неправильным и политически недальновидным. “Иначе наличие временной комиссии просто бессмысленно”, — говорится в заявлении В.Чапаса [[xxviii]].

Генеральная прокуратура решила возбудить уголовное дело о клевете на председателя Сейма В.Ландсбергиса [[xxix]].

22 октября Генеральный прокурор Казис Педнича, ссылаясь на архивные документы КГБ, заявил, что советская госбезопасность следила за В.Ландсбергисом с 1981 года. По его словам, с 1981 года КГБ осуществлял оперативную деятельность против Ландсбергиса, который считался антисоветским элементом.

Педнича сказал, что небезызвестные допросы бывших офицеров КГБ не доказывают сотрудничества Ландсбергиса с КГБ [[xxx]].

1.3.2. Дело А.Буткявичуса

13 октября в Генеральной прокуратуре была проведена очная ставка между А.Буткявичюсом и Сигитасом Василяускасом. Как сказал прокурор Роландас Тилиндис, очная ставка проведена “по подозрению, что могла иметь место попытка оказать давление на свидетелей”. От более подробных комментариев прокурор отказался, упомянув, что С.Василяускас ранее был опрошен по данному делу как свидетель.

Сам А.Буткявичюс сказал, что во время очной ставки встретился с “провокатором от госбезопасности”, который доказывал, что парламентарий обращался к нему с просьбой раздобыть компрометирующие документы о некоторых должностных лицах ДГБ (департамент госбезопасности). Эту очную ставку Буткявичюс назвал еще одной провокацией со стороны прокуратуры и недоумевал, каким образом в его деле мог оказаться свидетель С.Василяускас.

О роли С.Василяускаса в деле Буткявичюса не захотели говорить и должностные лица Генпрокуратуры.

С.Василяускас известен тем, что летом прошлого года заявил, что устроит самосожжение у Дома правительства, если ему не выплатят премию за раскрытие контрабанды. Дело в том, что несколько лет назад С.Василяускас сообщил работникам полиции Алитуса, где в одной из деревень находится контрабандная партия сигарет. После конфискации товара С.Василяускас заявил, что по закону ему полагается часть денег, полученных от реализации контрабанды. Однако вскоре нашелся владелец сигарет, который в суде выиграл процесс о признании его собственником. Несмотря на это, правительство выплатило Василяускасу премию в 30 тыс. литов за раскрытие контрабанды [[xxxi]].

15 октября Аудрюсу Буткявичюсу предъявлено официальное обвинение в покушении на мошенничество в крупном размере. Обвинение в Генпрокуратуре предъявил следователь по делу Роландас Тилиндис в присутствии адвоката парламентария Адомаса Лютвинскаса.

Сам Буткявичюс категорически отрицает свою вину. Он заявил, что предъявление обвинения не повлияет на его решимость “бороться с провокациями”. Буткявичюс заверил, что “стреляться или бежать” он не намерен [[xxxii]].

21 октября парламент образовал временную комиссию, которой предстояло обсудить просьбу генерального прокурора Казиса Педничи о назначении парламентарию Аудрюсу Буткявичюсу мерой пресечения арест. Генеральный прокурор мотивировал свою просьбу тем, что Буткявичюс намеренно мешал и будет мешать следствию. В качестве примера он привел тот факт, что парламентарий норовил узнать, где именно хранятся записи, имеющие отношения к делу, обещая за их размагничивание “столько, сколько брал сам”.

За решение образовать комиссию проголосовали 76 членов Сейма. “Против” только один — В.Чапас. 9 парламентариев воздержались. По словам Чапаса, он не сомневается, что комиссия даст “добро” на арест Буткявичюса.

Комиссия не стала тянуть время и уже 22 октября предложила Сейму удовлетворить просьбу об аресте Буткявичюса.

Экспертиза установила, что в трех из пяти представленных аудиозаписей действительно можно различить голоса К.Кирши и А.Буткявичюса. Относительно одной записи у экспертов есть сомнения. Еще на одной слишком много посторонних шумов.

А.Буткявичюс говорил журналистам, что эксперты не исключают вероятности того, что три из пяти записей — монтаж, и лишь одну попытаются использовать как доказательство [[xxxiii]].

А.Буткявичюс называет просьбу Генерального прокурора разрешить арест “политическим заказом”, утверждая, что лично он не собирается никуда бежать из Литвы или как-то иначе препятствовать расследованию дела.

“Прокурор, прося разрешение на мой арест, доказал, что это дело политическое, поскольку для этого нет никаких причин” — сказал А.Буткявичюс [[xxxiv]].

23 октября Сейм Литвы неожиданно отложил решение о разрешении на арест А.Буткявичюса, так как представители консерваторов предложили дать время “определиться сомневающимся”. Парламентская оппозиция заявила, что консерваторы внесли такое предложение, так как поняли, что им не хватит голосов для принятия решения комиссии [[xxxv]].

28 октября 80 депутатов Сейма проголосовали (9 — против, 19 — воздержались) за то, чтобы парламентарию А.Буткявичюсу, подозреваемого в покушении на мошенничество в особо крупных размерах, была избрана самая строгая мера пресечения — арест. И в этот же день вечером председатель Вильнюсского 2-го апилинкового суда (по месту жительства А.Буткявичюса) В.Янцявичюс дал санкцию арестовать депутата на 48 часов. Из здании суда А.Буткявичюс был препровожден в следственный изолятор Лукишской тюрьмы.

Заместитель генерального прокурора К.Бетингис отметил, что суд разрешил задержать депутата только на двое суток, в течение которых его должен опросить судья. И только потом станет ясно, продлевать ли далее срок ареста.

На 30 октября консерваторы в Сейме еще так и не определились, когда же инициировать обвинительный процесс против А.Буткявичюса с тем, чтобы лишить парламентария депутатского мандата. При этом первый заместитель председателя Сейма Андрюс Кубилюс сокрушался по поводу того, что ни в Конституции, ни в уставе Сейма не предусмотрено автоматическое аннулирование мандата скомпрометировавшего себя парламентария [[xxxvi]].

1.3.3. Предложения об ужесточении ответственности за геноцид

Канцлер Сейма Юргис Разма представил поправку к Кодексу административных правонарушений о привлечении к административной ответственности за печатание, хранение и распространение изданий, пропагандирующих национальную, расовую или религиозную ненависть, а также за создание организаций, пропагандирующих такую ненависть, и за участие в них. Сейм также одобрил представленный вице-министром юстиции Гинтарасом Швядасом проект изменений некоторых статей Уголовного кодекса, который должен предусмотреть ответственность за преступления против человечества и человечности, а также за геноцид.

Предполагается расширить понятие геноцида и установить, что он представляет собой действия с целью физического уничтожения всех или части жителей, принадлежащих не только к национальной, этнической, расовой или религиозной, но и к политической группе. По словам Г.Швядаса, это позволит решить вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, осуществлявших массовые репрессии в отношении населения Литвы в годы ее оккупации и аннексии нацистской Германии и СССР [[xxxvii]].

1.3.4. Инициатива интерпелляции министра здравоохранения

23 октября под интерпелляцией министру здравоохранения Юозасу Гальдикасу подписались 33 члена Сейма, представляющий все парламентские фракции, кроме консерваторов и христианских демократов. Письмо об интерпелляции Гальдикасу в тот же день было вручено канцлеру Сейма Ю.Разме.

28 октября на пресс-конференции министр здравоохранения сказал, что президентские выборы уже начались и он расценивает инициативу по вынесению ему вотума недоверия как один из способов политической борьбы. А вице-спикер А.Кубилюс на этой пресс-конференции признал, что Гальдикас не избежал ошибок, но он убежден, что это “проблема не Гальдикаса, а президентских выборов” (Гальдикас и Кубилюс — консерваторы) [[xxxviii]].

1.4. Армия и силовые структуры

1.4.1. Дело о покушении на А.Лукашенко

23 октября руководители силовых структур Литвы были приглашены в Сейм, чтобы дать объяснения по поводу так называемого покушения на президента Белоруссии А.Лукашенко в начале сентября во время его визита в Вильнюс на Международную конференцию руководителей 12 государств. Парламентарии решили узнать, действительно ли готовилось покушение или это была провокация (инициатором этого заседания в Сейме была фракция ДПТЛ).

Генеральный директор Департамента госбезопасности Юргис Юргялис признался, что его ведомство не располагает полной информацией о готовившемся покушении.

Генеральный прокурор К.Педнича не смог однозначно сказать, действительно виновны 7 добровольцев службы охраны края. Уголовное дело, по его словам, будет закончено нескоро. Генеральный прокурор отметил, что МВД действовало по ситуации, хотя “различные юристы по-разному оценивают имеющиеся в деле доказательства”.

Член Сейма Альгимантас Саламакинас, задавая вопросы Генеральному прокурору, не удержался от реплики: — если выяснится, что действительно готовилось покушение, придется уйти в отставку руководителям МОК (министерство охраны края), а если обвинения подозреваемым не будут предъявлены, то уйдет в отставку министр внутренних дел [[xxxix]].

1.4.2. Обязательная воинская служба

Вице-министр охраны края Эдмундас Симанайтис утверждает, что альтернативная воинская служба в Литве не создана, поскольку на это нет средств.

Сейчас в Литве около 70 тыс. годных к воинской службе молодых людей в возрасте 19-27 лет, однако каждый год в армию призываются около 3 тыс. [[xl]].

По статистике в Литве лишь 46% юношей обладают здоровьем, необходимым для армейской службы. В армию не берут студентов дневных отделений вузов и техникумов, отцов, у которых есть дети до трех лет, а также юношей, являющихся в семье единственными кормильцами.

Тем не менее все молодые люди старше 19 лет обязаны оформить документы воинского учета и являться на комиссию. Как говорят работники призывной комиссии, вильнюсцы не хотят служить в армии. Гораздо большими патриотами Литвы выглядят представители некоренных национальностей. Литовцы всячески выкручиваются [[xli]].

Парламентский комитет по вопросам национальной безопасности намерен внести предложение об ужесточении медицинского контроля при призыве на воинскую службу, сообщил председатель комитета А.Каткус. Комитет намерен предложить поправки к закону об охране края, предусматривающие первоочередность в приеме на государственную службу лиц, прошедших армию. Членов комитета удивляет, что из 76 тыс. парней призывного возраста годными к строевой службе оказываются не более 3-4 тыс. [[xlii]].

1.5. СМИ

1.5.1. Встреча В.Ландсбергиса с журналистами

Председатель Сейма В.Ландсбергис встретился с журналистами из регионов. Эта встреча происходила как часть семинара “Региональные средства массовой информации: информирование о законодательстве”. Один из высших руководителей страны, претендующий стать президентом, прочитал большую лекцию, которая изобиловала советами, как и о чем должны писать, говорить СМИ, что отражать. В.Ландсбергис очень хотел, чтобы журналисты сообщали такую информацию, которая пусть и не очень интересует людей, но зато очень актуальна для властей. Прозвучало откровенное пожелание, чтобы работа Сейма, правительства понималась как служение обществу [[xliii]].

1.5.2. Восстановление в должности и отставка незаконно уволенного
директора Национального радио и ТВ

17 октября Совет Национального радио и ТВ (НРТВ) решил подчиниться постановлению апилинкового суда и восстановить в должности генерального директора РТВ незаконно уволенного В.Кветкаускаса. Однако В.Кветкаускас почти не сомневался в том, что работать ему придется лишь один день, поскольку совет на своем заседании 21 октября воспользуется поправками к закону об РТВ и уволит его.

Председатель совета РТВ Р.Гучас заявил, что совет по-прежнему считает В.Кветкаускаса незаконным директором и пообещал приложить все усилия, чтобы это было доказано юридически.

21 октября на заседании совета Р.Гучас огласил обращение В.Кветкаускаса, предложившего подать в отставку и совету, и генеральному директору.

В.Кветкаускас в своем кабинете написал прошение об отставке. Совет немедленно согласился, а генеральным директором временно назначил А.Тракимавичюса. Совет в отставку не ушел.

По законам РТВ, совет в течение 15 дней должен объявить конкурс на замещение должности генерального директора [[xliv]].

2. ЭКОНОМИКА

2.1. Финансы и банки

2.1.1. Спор об оценке валютного риска

Журнал “The Economist” в статье “Там творится нечто ужасное” на основании оценки валютного риска ряда стран по 12-балльной шкале предупреждает Эстонию, Латвию и Литву, что они могут оказаться на пороге валютного кризиса.

Эстония и Латвия получили по шкале риска 9 баллов, Литва — 11 (отсутствие риска по этой шкале — 0 баллов, наличие большой опасности — 12 баллов).

“Наиболее высокая степень риска у Литвы. Далее идут Словакия, Эстония и Латвия”, — пишет “The Economist”, анализируя дефицит текущего счета, рост реального курса валюты, сбалансированность бюджета, величину валютных резервов и рост предложения денег.

Предложение денег в Литве за последние 12 месяцев выросло на 29%, в Эстонии — 13,7, в Латвии — 9,5%. За последние три года реальный курс лита по отношению к немецкой марке повысился и составил в Литве 92%, в Эстонии — 60%, в Латвии — 59%. В Мексике соответствующий показатель составил 13% и в Таиланде 25% [[xlv]].

Банк Литвы не согласен с прогнозами журнала “The Economist”. Заместитель директора Департамента банковской политики Центрального банка Литвы В.Гяралавичюс утверждает, что делегация Международного валютного фонда расценила как приемлемый дефицит платежного баланса Литвы, который в прошлом году составлял 9,3%, и что главное при оценке этого показателя — из каких источников он финансируется, каково политическое и финансовое положение страны. Худшее, по его словам, то, что дефицит текущего счета платежного баланса финансируется из официальных запасов. По его словам, в Литве официальные запасы не только не уменьшились, но за первое полугодие увеличились на 421 млн. литов. Продолжается быстрый рост инвестиций.

Наибольшую проблему при большом дефиците текущего счета платежного баланса представляет спекулятивный капитал. Сравнивая данные 1995-1997 гг., можно видеть, что доля спекулятивного капитала в инвестициях сокращается: в 1995 году было инвестировано около 66% долговременного капитала, в прошлом — 73%, а в первом полугодии с.г. уже 82%, — утверждает Гяралавичюс. Остаток внешнего долга, имевшийся на конец 1996 года, не изменился к концу первого полугодия 1997 года. Дефицит государственного бюджета в нынешнем году сократился до 1,9% ВПП, в будущем году планируется уменьшить его до 1,6% (что составит 695 млн. литов) и до 2000 года предусматривается сбалансировать бюджет [[xlvi]].

Открывая в Вильнюсе международную конференцию “Изменяющаяся роль центробанков в Европе”, литовский президент А.Бразаускас сказал, что новая реальность требует отказаться от действующей в стране модели валютного управления. По словам президента, уже разработан и представлен на рассмотрение парламенту новый проект закона о Банке Литвы, дополненный и уточненный в соответствии с требованиями банковского дела ЕС. Бразаускас сказал, что после отвязки лита от доллара, осуществить которую намечается в 1999 году, лит будет связан с евро или с евро и долларом США. Таким образом, Литва постепенно войдет в европейское денежное пространство [[xlvii]].

2.1.2. Хроника

12 сентября Банк Литвы выдал лицензию на деятельность в Литве девятому по величине польскому банку “Kredyt Bank PBI”. Он стал первым иностранным банком, выполняющим банковские операции в Литве. Этот банк в Польше был основан на основе частного капитала семь лет назад. За это время банк, имевший ранее название “Kredyt Bank SA”, перенял деятельность 5 польских банков, а несколько месяцев назад объединился с довольно крупным инвестиционным банком (РВI) и изменил название на “Kredyt Bank PBI” Сейчас он владеет 4,4% рынка вкладов и 3,2% — ссуд в Польше. Имущество банка оценивается в 2,2 млрд. долларов США, а собственный капитал — в 120 млн. долларов. Второй крупнейший акционер банка — Европейский банк реконструкции и развития, которому принадлежит 7,8% акций [[xlviii]].

Банк Литвы “Вильняус банкас” при выдаче вкладов, превышающих 10 тыс. литов (2,5 тыс. долларов) наличными взимает 0,1% от суммы вклада, а бизнес-клиенты платят за выдачу вклада независимо от суммы [[xlix]].

Банк Литвы в этом году выпустит в обращение банкноты достоинством 200 литов с портретом мыслителя Видунаса. Они напечатаны в Германии в типографии, которая печатает немецкие марки для банка “Бундесбанк”. Новые банкноты будут снабжены всеми современными средствами защиты [[l]].

Выпущены литовские золотые монеты. Монета номиналом в 1 лит изготовлена из золота высшей пробы. Ее диаметр — 22,3 мм, масса — 1/4 унции (7,78 грамма), тираж — 1500 экз. Последний раз такая монета чеканилась в XYII веке [[li]].

2.2. Энергетика

Первый реактор Игналинской АЭС уже работает на полную мощность, поэтому на плановый 3-месячный ремонт будет остановлен второй реактор [[lii]].

2.3. Соглашение с Adidas

Каунасское АО “Инкарас”, изготовляющее литую спортивную и текстильную обувь, в ноябре начнет выпускать продукцию со знаком “Адидас”. Подписан договор на пять лет [[liii]].

2.4. Дорожный налог

24 января 1995 года был принят закон о дорожном фонде, однако сохранились прежний и несовершенный объект налога, а также методика подсчета этого налога. Дорожный фонд формируется из отчислений от доходов от реализации, части акциза, полученного за проданное горючее, и пошлин за проезд по дорогам и на транспортные средства.

Налог обязаны платить предприятия или фирма, получившие доходы от реализации, несмотря на то, есть ли у него транспорт или нет. Налог берут даже с доходов, получаемых филиалами в других государствах. Эти предприятия должны платить дорожному фонду 5-10% чистого дохода. В этот фонд переводится и 15% акцизных доходов за проданное горючее (примерно около 15 центов от каждого проданного литра бензина) [[liv]].

3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

3.1. Выступление министра социальной защиты и труда

В передаче Литовского радио “Актуальная студия” министр социального защиты и труда И.Лягутене заявила: “Правительство консерваторов свои обязательства не только выполнило, но и перевыполнило”. “Планировали, что к концу 1997 года средняя пенсия по старости составит 240 литов, но уже в этом году она будет составлять 265 литов, а к 2000 году возрастет до 360”. “Мы хотим расширить инфрастуктуру социальных услуг, чтобы появились дома престарелых, детские дома. На финансирование этих социальных программ предусматривается выделить 12 млн. литов. В ближайшее время будут увеличены пособия семьям, воспитывающим трех и более детей, будет принят закон об опеке детей, на выполнение которого потребуется 48 млн. литов” [[lv]].

Правительство постановило с 1 ноября утвердить базовый месячный оклад в размере 100 литов и базовую почасовую ставку — 0,59 лита. Сумма базовой пенсии государственного социального страхования составит 132 лита, прожиточный минимум — 120 литов на человека в месяц.

С 1 ноября поддерживаемые государством доходы будут составлять 130 литов на каждого члена семьи.

Повысится оплата труда педагогов системы образования и ряда других бюджетных учреждений в среднем на 15%. На предусмотренное повышение зарплаты в месяц дополнительно потребуется 25,1 млн. литов [[lvi]].

3.2. Возврат вкладов

13 октября начался возврат вкладов вкладчикам прогоревшего Литовского акционерно-инновационного банка (ЛАИБ). Вклады будут возвращает Сбербанк Литвы. [[lvii]].

Как заявила заместитель управляющего столичным отделением Сбербанка Литвы А.Якубаускене, филиалы Сбербанка еще не открывают восстановительных счетов — они только принимают прошения сделать это. Эти прошения принимаются с 15 октября и по 31 декабря с.г., а восстановительные счета будут открыты в следующем году. Одному вкладчику будет возвращено не менее 6 тыс. литов (в расчете 1 советский рубль — 1 лит.). На восстановление вкладов потребуется примерно 3,5 млрд. литов. Эти деньги предполагается получить от продажи стратегических предприятий страны [[lviii]].

3.3. Жилищная программа

На заседании правительства обсуждена программа по обеспечению жильем квартиросъемщиков из возвращенных и подлежащих возвращению владельцам жилых домов. По сведениям самоуправлений, на 1 января с.г. было 8349 таких съемщиков.

Программа состоит из двух этапов. На первом этапе в 1998-2002 гг. предусматривается обеспечить жильем или безвозмездно предоставить участки под индивидуальное строительство съемщикам, проживающим в домах, возвращенных владельцам до 1 января 1997 года (1997 г. в программу не включен, так как на выселение съемщиков было выделено 18,7 млн. литов). А на втором этапе в 2002-2007 гг. решено обеспечить жильем съемщиков, проживающих в домах, которые будут возвращены владельцам после 1 января 1997 года [[lix]].

3.4. Пенсионный возраст

Член Сейма Р.Смятона предлагает с 1 января 1998 года установить пенсионный возраст для женщин 56 лет (сейчас предусматривается 60), а для мужчин — 60,5 (сейчас 62,5). По мнению парламентария, это поможет облегчить положение людей пенсионного возраста. Они быстрее получат пенсию, а с другой стороны, появится больше свободных рабочих мест для тех, кто помоложе. Кроме того, по подсчетам Р.Смятоны, такие меры не потребуют дополнительных средств, а может быть, лишних затрат вообще не будет, так как сократятся расходы на другие социальные выплаты и пособия по безработице [[lx]].

3.5. Дети, школа, здоровье

По сведениям Государственной инспекции гигиены, в нынешнем году школы страны посещали только 50,5% здоровых школьников. Меньше всего здоровых детей в Вильнюсе — 41,6%. В каждой третьей школе нет ни столовой, ни буфета, только 10% учащихся получают горячий обед в школе [[lxi]].

Премьер-министр Г.Вагнорюс и иерархи Литовской католической церкви обсудили вопросы финансирования католических школ, а также социального страхования и страхования здоровья духовенства [[lxii]].

3.6. Безработица

Каждый пятый безработный в Литве зарегистрирован на Вильнюсской бирже труда. Она самая крупная в Литве и по численности обслуживаемого населения — в Вильнюсе и Вильнюсском районе проживает 667745 жителей (413845 — трудоспособного возраста), и по количеству зарегистрировавшихся: на 1 сентября работу искали 22305 человек, из них 20886 безработных [[lxiii]].

3.7. Высшая школа и наука

Данное в начале нынешнего года обещание — выделить в 1998 году на науку и обучение не менее 7% государственного бюджета — будет выполнено, так заявил премьер-министр Г.Вагнорюс, встретившись с ректорами высших школ. По его словам, с будущего года предусматривается также увеличить зарплаты ученым [[lxiv]].

3.8. Система технической помощи и чрезвычайные происшествия

С 1 ноября по всей Литве начнет действовать централизованная система технической помощи “188”. При поломке автомобиля можно будет по одному телефонному номеру вызвать ремонтников из любого уголка Литвы, где действуют телефоны мобильной связи. Телефон мобильной связи GSM (8-298) 188, (8-299)188 и по телефону связи NMT 450 (8-290)40-188 [[lxv]].

По сведениям Департамента статистики, за 9 месяцев с.г. в автоавариях и пожарах в Литве погибло 505,а ранены на дорогах 4463 человека [[lxvi]].

3.9. Демография, миграция

Как сообщает Департамент статистики, в начале сентября в Литве проживало 3 млн.706,5 тыс. человек, что на 740 меньше, чем в начале года. 78% этого уменьшения составил отрицательный прирост населения. А 23,2% — миграция. За январь-август родилось 26 657 младенцев — на 581 меньше, чем за соответствующий период прошлого года.

В Литву за первые 8 месяцев с.г. въехали 1543 лица (в основном литовцы — 531 и русские — 536), выехали 1715 (в том числе 755 русских, 210 литовцев, 165 евреев, 131 белорус, 118 украинцев). Въехало на 514 и выехало на 1163 меньше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года [[lxvii]].

По данным Департамента статистики, в прошлом году в общей сложности заключили браки 20433 пары. 16936 мужчин литовцев взяли в жены 15920 литовок, 315 русских и 701 женщину другой национальности. 17065 литовских женщин выбрали себе 15920 мужей литовцев, 305 русских и 840 мужей другой национальности [[lxviii]].

Город Висагинас (бывший Снечкус, где расположена Игналинская АЭС) — самый многонациональный в стране. По данным на 1994-1995 гг., 59% населения города составляли русские, 11% — белорусы, 7% — украинцы, 6% — поляки, 3% — представители других национальностей, то есть только 14% — литовцы. Установлено, что в настоящее время почти 75% работников государственных учреждений Висагинаса не владеют государственным языком. На Игналинской АЭС только 12% работников могут говорить по-литовски [[lxix]].

3.10. Комиссия по помилованию

Комиссия по помилованию рассмотрела прошения 103 осужденных и предложила президенту помиловать 21 [[lxx]].

4. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

В Германии опубликован почти двухтысячный список пособников еврейского геноцида в Литве — личного состава так называемого батальона народно-трудовой защиты (ЮНТЗ). Он приводится в монографии Кнута Штанга “Коллаборационизм и массовые убийства. Литовская вспомогательная полиция, моторизованная летучая группа полиции Хаммана и убийства евреев в Литве”, которая опубликована в Европейском научном издательстве. В списке батальона — 1834 лица, в том числе 76 офицеров.

К.Штанг раскрывает историю создания и “деятельности” истребительного батальона, сформированного в первые дни нацистской оккупации Литвы заместителем командующего оперкомандо Е-3 СС Иоахима Хаммана в Каунасе.

Только за три неполных месяца (с 7 июля по 2 октября 1941 года) батальон провел 68 “операций” в разных городах и селах Литвы, в каждом из которых было уничтожено все еврейское население. После окончания войны Хамман покончил жизнь самоубийством из страха перед наказанием.

В монографии Штанга приводится весь личный состав штаба и семи рот — имена, фамилии, воинские звания, должности, даты начала службы. Костяк батальона составили бывшие военнослужащие литовской армии, полицейские, стрелки.Автор использовал архивные документы одиннадцати государств.

Учитывая, насколько болезненна для современной Литвы тема соучастия литовцев в геноциде европейского еврейства (в том числе в связи с отношениями с Израилем – см. наши предшествующие обзоры), выход этой книги в свет является для республики политическим событием.

5. Отношения с Западом и странами Балтии

5.1.1. Литва и НАТО

Литовский президент А.Бразаускас назначил бывшего министра Л.Линкявичюса чрезвычайным и полномочным послом Литвы при НАТО. Л.Линкявичюс 1993-1996 гг. возглавлял оборонное ведомство Литвы и проводил последовательную политику на интеграцию литовской обороны в НАТО [[lxxi]].

13 октября на 43-й сессии Североатлантической ассамблеи (САА) в Бухаресте генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана заявил: “...Членству стран Балтии — да, так как это ясно сказано в Мадридской декларации”.

САА приняла резолюцию с поправкой литовской делегации, в которой Балтийские государства вместе с Румынией и Словенией названы наиболее реальными кандидатами в НАТО [[lxxii]].

5.1.2. Литва и США

Министр обороны Литвы Ч.Станкявичюс встретился в Вашингтоне с шефом американской обороны Уильямом Коэном. Они обсудили готовность Литвы к членству в НАТО и процесс интеграции вооруженных сил Литвы с силами альянса, уточнили планы подготовки и подписания литовско-американского документа о сотрудничестве в области военных приобретений. Были также затронуты вопросы создания в Литве регионального центра контроля над воздушным пространством Балтийских стран (на который американский Конгресс в следующем году обещает выделить 10,4 млн. долларов), проблемы Балтийского миротворческого батальона, а также другие проекты [[lxxiii]].

5.1.3. Посольства, консульства, визовые режимы

Президент А.Бразаускас отозвал посла Литвы Г.Кобецкайте из Эстонии и назначил ее послом Литвы в Турции [[lxxiv]].

Договор Литвы и Финляндии о безвизовом режиме вступит в силу со 2 ноября — это выяснилось, когда финские дипломаты передали МИД Литвы ноту, сообщая об обязательствах своей страны [[lxxv]].

Министр иностранных дел Германии К.Кинкель 17 октября в Риге сказал, что будущий год должен стать годом отмены визового режима между Германией и Балтийскими странами. Инициатор традиционных ежегодных встреч с министрами иностранных дел Балтийских стран Кинкель назвал введение безвизового режима с Эстонией, Латвией и Литвой программной задачей Германии [[lxxvi]].

В посольстве Австрии в Вильнюсе открылся консульский отдел, поэтому желающим получить австрийскую визу и решить иные консульские вопросы уже не придется, как раньше, обращаться в посольство этой страны в Копенгагене [[lxxvii]].

Республика Берег Слоновой Кости стала 115-м государством, с которым Литва за последние 7 лет установила или восстановила дипломатические отношения — соответствующее коммюнике 21 октября подписано в Москве [[lxxviii]].

Посольство Италии в Вильнюсе начало выдавать визы, действительные во всех странах Шенгенского договора. До сих пор такие визы можно было получить только в посольствах Германии и Франции [[lxxix]].

5.1.4. Договоры, соглашения, меморандумы

Сейм ратифицировал договор Литвы и Турции о свободной торговле, который, как предполагается, поможет литовским товарам, особенно промышленным, попасть на турецкий рынок, поскольку Турция предоставила Литве в одностороннем порядке скидки на торговлю текстилем [[lxxx]].

Директор Департамента гражданской обороны (ДГО) Литвы Гядиминас Пулокас отбыл в штаб-квартиру МАГАТЭ в Вену, где состоялось подписание многостороннего меморандума о техническом сотрудничестве в гармонизации подготовки стран к ядерным экстремальным ситуациям [[lxxxi]].

На данный момент Литва заключила договоры об отмене двойного налогообложения с Норвегией, Финляндией, Швецией, Беларусью, Чехией, Данией, Эстонией, Китаем, Латвией и Польшей. Подписаны, но еще не вступили в силу аналогичные соглашения с Италией, Канадой, Украиной, Францией, Германией и Казахстаном. С США договора нет [[lxxxii]].

5.1.5. Отношения со странами Балтии

В Лиепае, где раньше размещалась крупнейшая военно-морская база советского Балтийского флота, решено открыть совместный учебный центр военно-морских сил стран Балтии [[lxxxiii]].

5.2. Отношения с Россией

5.2.1. Визит А.Бразаускаса в Россию

“Литва — маленький, но серьезный партнер”, — заявил в Москве президент Литвы А.Бразаускас, прибывший туда с официальным трехдневным визитом, который проходил с 23 по 25 октября. Это первый в истории Литвы официальный визит руководителя литовского государства в Россию [[lxxxiv]].

В Москве президентами А.Бразаускасом и Б.Ельциным были подписаны договора о российско-литовской границе, о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Балтийского моря, что по мнению А.Бразаускаса, “еще более упрочит положение Литвы как суверенного государства”.

“Теперь у нас есть договоры о сухопутной границе со всеми соседями. Это крайне важно в свете стратегической цели нашей внешней политики — интеграции в европейские и трансатлантические структуры”, — заявил Бразаускас. Он надеется, что невзирая на противодействие депутатов Госдумы России и некоторых политиков в Литве, договор о границе будет ратифицирован Госдумой России и Сеймом Литвы [[lxxxv]].

Директор консульского департамента МИД Литвы Р.Шидлаускас прокомментировал договор о границе: — “При подписании договора, мы руководствовались принципами, зафиксированными в конвенции ООН 1982 года о морском праве. Месторождение нефти “Д-6” отошли к России. В районе озера Виштитис государственная граница Литвы будет проходить по воде. (Раньше граница шла по береговой линии). Теперь нам будет принадлежать 20% озера. Это около 400 гектаров”.

Стороны обменялись нотами о принципиальном согласии на аренду части озера в будущем. Если договор будет ратифицирован, Литва при определенных условиях сможет поставить вопрос о долгосрочной аренде более 500 гектаров. О границе в дельте Нямунаса Р.Шидлаускас сказал, что в последние десятилетия протяженность суши за счет естественного намывания возросла примерно на 1,3 км и эта территория отходит к Литве [[lxxxvi]].

24 октября на встрече с А.Бразаускасом президент России Б.Ельцин пообещал, что Россия в случае необходимости гарантирует безопасность Балтийских государств. Это было отражено в заявлении, в котором говорится, что Россия “жизненно заинтересована в безопасности и стабильности своих балтийских соседей”.

Москва и ранее заявляла, что готова гарантировать безопасность Балтийским странам. На этот раз она предложила, чтобы такие гарантии были даны в виде одностороннего обязательства России, подкрепленного, возможно, в последствии в международно-правовом плане заключением соглашений о добрососедстве и взаимном обеспечении безопасности между Россией и отдельными Балтийскими странами или же между Россией и тремя Балтийскими странами. Как отмечается в заявлении Ельцина, Россия готова к тому, чтобы гарантии безопасности стран Балтии приобрели многосторонний характер через присоединение к ним США, Германии, Франции и некоторых других западных стран [[lxxxvii]].

А.Бразаускас заявил, что президентский консультационный совет по вопросам внешней политики обсудит предложения Б.Ельцина о российских гарантиях безопасности балтийских государств. А.Бразаускас отметил, что предложения России могут быть приняты, если они будут способствовать реализации стратегической цели внешней политики страны — интеграции в европейские и трансатлантические политические и экономические структуры, а также структуры безопасности. А.Бразаускас сказал, что предложения Б.Ельцина хотел бы обсудить с руководителями Латвии и Эстонии [[lxxxviii]].

Спикер Сейма В.Ландсбергис считает, что сделанное президентом России Б.Ельциным предложение о российских гарантиях безопасности Литве означает “почти протекторат” [[lxxxix]].

Государственная Дума выступает против подписания Ельциным и Бразаускасом договора о российско-литовской границе. Об этом заявил на пресс-конференции депутат Госдумы от Калининградской области В.Никитин. Он предоставил проект обращения Госдумы к президенту РФ, подписанный депутатами Н.Безбородовым, Н.Биндюковым, С.Глотовым, В.Жириновским, Н.Зацепиной, Г.Зюгановым, Н.Рыжковым, В.Никитиным, Г.Тихоновым, Н.Харитоновым, Л.Рохлиным, С.Говорухиным.

Пресс-секретарь президента России С.Ястржемский назвал это обращение “с политической точки зрения — вредным, а с юридической — несостоятельным” [[xc]].

5.2.2. Военные вопросы

Министр обороны Литвы Ч.Станкявичюс отказался выполнить просьбу США о приглашении России участвовать в международных военных учениях “Вызов Балтии”, которые состоятся в 1998 году. Он обосновал свой отказ тем, что законы Литвы запрещают какие-либо действия вооруженных сил стран СНГ на территории Литвы и предложил России прислать наблюдателей [[xci]].

5.2.3. Литва и Калининград

В Вильнюсе состоялось заседание рабочей группы Литвы и Калининградской области, посвященное подготовке к заключению соглашения между российским регионом и уездами Литвы.

Калининградскую делегацию на переговорах возглавлял заместитель главы областной администрации Г.Топазлы.

Рабочая группа сконцентрировала внимание на разработке соглашений о сотрудничестве в областях торговли, инвестиций, строительства, погашения задолженностей и культуры.

По словам Й.Рудалявичюса, вице-министра иностранных дел, задолженность Калининградской области литовским строителям достигает примерно 8 млн. долларов. На заседании поднимались вопросы долгов Калининграда Литве за работы по углублению русла Немана и экспорт электроэнергии в Калининградскую область. В области культуры Литва хочет на территории исторической Малой Литвы (Калининградская область) увековечить память своих просветителей М.Мажвидаса и Видунаса, а также открыть литовский культурный центр в Калининграде [[xcii]].

Политические партии Литвы: демократы, младолитовцы, националисты, зеленые, независимости, политзаключенных и союз политзаключенных и ссыльных призвали ежегодно отмечать геноцид литовцев в Малой Литве и демилитаризовать этот регион России [[xciii]].

5.2.4. Литовско-российская межправительственная комиссия

18 октября состоялась первая сессия литовско-российской межправительственной комиссии под руководством министра иностранных дел Литвы А.Саударагаса и вице-премьера России В.Серова. На этой встрече было парафировано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации.

В интервью агентству “Интерфакс” В.Серов подчеркнул, что в 1997 году товарооборот между Москвой и Вильнюсом составит 1,7 млрд. долларов США и на 30% превысит прошлогодний уровень.

Следующая сессия межправительственной комиссии намечается на апрель 1998 года [[xciv]].

5.2.5. Погашение задолженностей “Внешэкономбанка”

По словам Н.Германаса, советника литовского президента по внешней политике, на переговорах о погашении задолженностей “Внешэкономбанка” бывшего СССР физическим лицам Литвы Россия предложила перенять ответственность за долги бывшего СССР в обмен на все права на активы СССР — золото, драгоценные камни, валютные запасы, ценные бумаги, недвижимость.

На вкладах жителей Литвы в обанкротившемся московском банке находится 9,8 млн. долларов. Этот долг Россия признала на переговорах [[xcv]].

Министр иностранных дел Литвы А.Саударгас на пресс-конференции заявил, что Литва предлагает не увязывать возвращение вкладов во “Внешэкономбанке” с предложением России относительно внешнего долга и активов СССР.

Литовские дипломаты говорят, что Литва не является правопреемницей СССР и не принимала никаких обязательств в этой области. Официальные лица Литвы утверждают, что аналогичные документы к предлагаемому Россией договору уже подписали почти все страны СНГ, но Литве этот “нулевой вариант” Москва пытается навязать впервые [[xcvi]].

5.2.6. Договоры и соглашения

Литовский министр внутренних дел и глава налоговой полиции России С.Алмазов подписали в Москве межведомственный договор о сотрудничестве в борьбе с нарушениями налогового законодательства, незаконной хозяйственной деятельностью, преступными финансовыми операциями и отмываем денег. Это соглашение дополняет договор о сотрудничестве, подписанный в 1992 году.

14 октября на международной конференции в Праге, посвященной вопросам миграции, встретились главы миграционных служб Литвы и России. Глава российского миграционного ведомства Т.Регент во время этой встречи сообщила, что премьер В.Черномырдин обязал ее подписать договор о реадмиссии с Литвой.

Подписание литовско-российского договора о реадмиссии поможет Литве заключить подобное соглашение с Белоруссией [[xcvii]].



[1] В 1959 году отец В.Ландсбергиса вернулся в Литву из США.

[2] Зам. Председателя Совета министров ЛССР.

[3] Первый секретарь ЦК КПЛ.



Источники

[i]. А.Бразаускас заявил... // BNS Республика. — Вильнюс, 1997. — 9 октября.

[ii]. Отказ А.Бразаускас... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 11 октября.

[iii]. ...президентский уход // Республика. — Вильнюс, 1997. — 14 октября.

[iv]. Решение А.Бразаускаса... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 14 октября.

[v]. Изменения на...сцене... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 28 октября.

[vi]. Принято...к закону // Республика. — Вильнюс, 1997. — 16 октября.

[vii]. Популярность А.Пауласкаса... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 2 октября.

[viii]. Спикер... хочет... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 9 октября.

[ix]. Суд обязал... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 14 октября.

[x]. Его штаб... приступил... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 14 октября.

[xi]. Время размышлять... // Литовский курьер. — Вильнюс, 1997. — 24-30 октября.

[xii]. Л.Башкаускайте... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 16 октября.

[xiii]. ...руководитель...двух государств? // Республика. — Вильнюс, 1997. — 23 октября.

[xiv]. Принят закон... // Республика. — Вильнюс, 1997 — 18 октября.

[xv]. Кагэбисты подтверждают... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 2 октября.

[xvi]. ...“Этого не было”... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 4 октября.

[xvii]. Генерал КГБ Э.Бальтинас... // Республика. — Вильнюс, 1997 — 9 октября.

[xviii]. В.Ландсбергис: “В чем провокация?” // Республика. — Вильнюс, 1997. — 28 августа.

[xix]. Считает...продолжать // Летувос ритас. — Вильнюс, 1997. — 24-31 октября.

[xx]. В.Лансбергис предлагает... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 9 октября.

[xxi]. А.Буткявичюс объявил... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 4 октября.

[xxii]. ... “Этого не было”... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 4 октября.

[xxiii]. Обвинения А.Буткявичюса... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 7 октября.

[xxiv]. ...подозревает А.Паулаускаса // Республика. — Вильнюс, 1997. — 7 октября.

[xxv]. Скандал в...семействе... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1997. — 3-10 октября.

[xxvi]. Еще четыре свидетеля... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 18 октября.

[xxvii]. Хвалят В.Чапаса... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 18 октября.

[xxviii]. Разногласия в комиссии... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1997. — 10-17 октября.

[xxix]. КГБ // Республика. — Вильнюс, 1997. — 21 октября.

[xxx]. КГБ вело слежку... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 25 октября.

[xxxi]. Прокуратура нажимает... // Республика. — Вмльнюс, 1997. — 14 октября.

[xxxii]. А.Буткявичюсу предъявлено... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 16 октября.

[xxxiii]. ...об аресте Буткявичюса // Летувос ритас. — Вильнюс, 1997. — 24-31 октября.

[xxxiv]. Аргументы К.Педничи... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 23 октября.

[xxxv]. Сейм отложил арест... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 28 октября.

[xxxvi]. ...не зарекайся // Летувос ритас. — Вильнюс, 1997. — 31 октября — 7 ноября.

[xxxvii]. Ужесточают ответственность // Республика. — Вильнюс, 1997. — 14 октября.

[xxxviii]. ... против Ю.Гальдикаса // Республика. — Вильнюс, 1997. — 28 октября.

[xxxix]. Покушение на Лукашенко... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 14 октября.

[xl]. На альтернативную службу... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 23 октября.

[xli]. В армию...нелитовцы? //Летувос ритас. — Вильнюс, 1997. — 3-10 октября.

[xlii]. Страна инвалидов? // Летувос ритас. — Вильнюс, 1997. — 17-24 октября.

[xliii]. Ценные указания... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 28 октября.

[xliv]. Совет ТРВ... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 23 октября.

[xlv]. “The Economist” предостерегает... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 23 октября.

[xlvi]. Валютный кризис... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 28 октября.

[xlvii]. А.Бразаускас подчеркивает... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 7 октября.

[xlviii]. ...первый иностранный... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 7 октября.

[xlix]. Лучший из банков... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1997. — 17-24 октября.

[l]. На 200-литовом... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 2 октября.

[li]. Золотые монеты... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1997. — 3-10 октября.

[lii]. Аотм // Республика. — Вильнюс, 1997. — 7 октября.

[liii]. “Арида”... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1997. — 3-10 октября.

[liv]. Не следует ли отказаться? // Республика. — Вильнюс, 1997. — 21 октября.

[lv]. Приоритет правительства... ELTA // Республика. — Вильнюс, 1997. — 14 октября.

[lvi]. Повысят зарплату... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1997. — 10-17 октября.

[lvii]. Вкладчики ЛАИБ... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1997. — 17-24 октября.

[lviii]. Принимают решения... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 21 октября.

[lix]. Правительство обеспечит... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 2 октября.

[lx]. Предлагается не продлевать... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 14 октября.

[lxi]. Половина учащихся...// Республика. — Вильнюс, 1997. — 4 октября.

[lxii]. Обсудили... проблемы // Республика. — Вильнюс, 1997. — 2 октября.

[lxiii]. Последний безработный... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 7 октября.

[lxiv]. Обещание премьера... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 18 октября.

[lxv]. “Скорая помощь”... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 23 октября.

[lxvi]. Статистика... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 28 октября.

[lxvii]. Население страны // Республика. — Вильнюс, 1997. — 25 октября.

[lxviii]. 19 октября (Литва...) // Литовский курьер. — Вильнюс, 1997. — 24-30 октября.

[lxix]. ... Висагинас не будет... // Республика.. — Вильнюс, 1997. — 28 октября.

[lxx]. Помилование // Республика. -Вильнюс, 1997. — 11 октября.

[lxxi]. Л.Линкявичюс возглавит... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 11 октября.

[lxxii]. Генсек НАТО... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 16 октября.

[lxxiii]. Ч.Станкявичюс встретился. // Республика. — Вильнюс, 1997. — 23 октября.

[lxxiv]. Теплее // Республика. — Вильнюс, 1997. — 4 октября.

[lxxv]. Путешествия // Республика. — Вильнюс, 1997. — 7 октября.

[lxxvi]. К.Кинкель обещает... // Республика. — вильнюс, 1997. — 21 октября.

[lxxvii]. Визы // Республика. — Вильнюс, 1997. — 21 октября.

[lxxviii]. Экзотика // Республика. — Вильнюс, 1997. — 23 октября.

[lxxix]. Посольство Италии... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 28 октября.

[lxxx]. Свободно // Республика. — Вильнюс, 1997. — 25 октября

[lxxxi]. Присоединяется к меморандуму // Республика. — Вильнюс, 1997. — 28 октября.

[lxxxii]. У кандидата...проблемы... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1997. — 24-30 октября.

[lxxxiii]. Учиться // Республика. — Вильнюс, 1997. — 14 октября.

[lxxxiv]. А.Бразаускас в России... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 25 октября.

[lxxxv]. Отныне... границы... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1997. — 31 октября — 7 ноября.

[lxxxvi]. О... ньюансах // Летувос ритас. — Вильнюс, 1997. — 31 октября — 7 ноября.

[lxxxvii]. Б.Ельцин обещает... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 28 октября.

[lxxxviii]. Отныне...границы... // Летувос-ритас. — Вильнюс, 1997. — 31 октября — 7 ноября.

[lxxxix]. ... “почти протекторат” // Летувос-ритас. — Вильнюс, 1997. — 31 октября — 7 ноября.

[xc]. Страсти вокруг... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 4 октября.

[xci]. Литва. (22 октября) // Литовский курьер. — Вильнюс, 1997. — 24-30 октября.

[xcii]. Заседание... группы... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 14 октября.

[xciii]. Призывают отмечать... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 18 октября.

[xciv]. Москва ждет... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 21 октября.

[xcv]. Россия предлагает... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 16 октября.

[xcvi]. О возвращении... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 25 октября.

[xcvii]. Подписан договор... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 28 октября.