Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Ахмет Иванов

Республика Татарстан

в октябре 1997 года

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РТ

1.1. Ситуация в РТ по итогам 9 месяцев 1997 года

Пресс-центр Госкомстата опубликовал данные экономического и социального развития за январь — сентябрь текущего года [[i]].

Обощающей характеристикой состояния дел в экономике Татарстана, как и России в целом, с известной долей условности можно назвать стабилизацию как результат подавления инфляции и снижения платежеспособного спроса как в сфере производства, так и на потребительском рынке.

Индекс потребительских цен в нынешнем сентябре составил относительно декабря 1996 г. 113,6%, цен предприятий-изготовителей — 111,3%, цен в капитальном строительстве — 109,1%, индекс тарифов грузовых перевозок — 102,1%.

На протяжении уже двух лет наблюдается заметное снижение цен на плодоовощную продукцию.

Цены на некоторые продукты питания заметно разнились в Татарстане и в соседних регионах (рублей за килограмм, литр, десяток):

 

Таблица 1

 

 

Казань

Нижний Новгород

Самара

Саранск

Улья-новск

Уфа

Чебок-сары

Говядина

15167

16346

16800

12857

14182

13556

13747

Мясо птицы

14688

15654

18100

13855

13133

15076

13900

Масло сливочное

18122

18140

22500

19979

17496

18949

21128

Масло подсолнечное

11171

10600

9800

9688

8864

9898

9593

Молоко

2156

2900

2900

1974

2550

2847

2133

Яйца

4841

4121

5100

4043

4626

4062

4906

Сахар-песок

4108

4236

4200

4798

4588

4412

4906

Рис

4599

3995

5280

4988

4455

4209

4406

Мука

2768

2887

3000

2827

2570

2505

2744

Хлеб и хлебобу-лочные изделия из муки 1 с.

3733

3056

3200

3125

3799

3799

3429

Хлеб ржано-пшеничный

2660

2768

2800

2718

1778

3155

3089

Картофель

872

1725

1600

1172

1336

838

1333

Капуста свежая

1201

1935

1800

1517

1743

1190

1380

Лук репчатый

1845

2364

1500

2217

2000

2088

2147

Яблоки

3850

5990

5000

5463

4587

6185

4712

Водка

26120

40093

37160

32551

34500

33480

35787

Стоимость набора из 25 наименова-ний, тыс. рублей

178,3

205,1

208,1

180,2

178,8

191,7

185,5

 

Разительный перепад цены на водку, при том, что Татарстан занимает второе место по цене на первосортный хлеб и третье — на говядину и на яйца, а также отсутствие данных об удельном весе тех или иных продуктов (в частности, той же водки) в “корзине” примениельно к различным социальным группам — все это делает весьма затруднительным сколь-либо предметный комментарий. Возможно, что речь идет об определеной протекционистской политике по отношению к производителям алкоголя из соседних регионов.

Всероссийский центр уровня жизни на основе данных мониторинга доходов и расходов опубликовал сравнительную таблицу покупательной способности населения (соотношения прожиточного минимума и среднего денежного дохода) различных регионов страны. Уровень покупательной способности в Москве измеряется индексом в 9,02; в Тюменской области — 6,00; В Ямало-Ненецком авт. округе — 4,93; Ханты-Мансийском авт.округе — 4,63; в СанктПетербурге — 3,03. Республика Татарстан занимает в этом списке 15-е место (с индексом 2,31), уступая из республик Карелии и Коми, но опережая Удмуртию (2,00), Башкортостан (1,98), Чувашскую республику (1,80), Мордовию (1,64), Мари Эл (1,48), Ингушетию (0,74) и др. [[ii]].

Ситуация в промышленном производстве характеризуется ростом объемов производства по сравнению с аналогичным прошлогодним перодом на 2,7% (в химической и нефтехимической промышленности — на 7,2%, в машиностроении и металлообработке — на 4,1%). В электроэнергетике, топливной промышленности, деревообработке происходило дальнейшее сокращение выпуска продукции, особенно ощутимо — в легкой промышленности (почти на 20%).

Промышленный потенциал республики по-прежнему зиждится на трех столпах: топливной промышленности (22,6% общего объема призводимого продукта), химии и нефтехимии (26,7%) и машиностроении и металлообработке (17,5%).

Отмечается отставание объемов отгруженной продукции от произведенной на 12,5%.

Накблюдается тенденция роста строительства жилья: за 9 месяцев текущего года предприятиями и организациями всех форм собственности построено 7311 благоустроеных квартир (рост по сравнению с прошлогодними показателями за тот же период — 8,2%).

1.2. Рекордный урожай зерна в Татарстане

Сельскохозяйственный год в республике отмечен небывалым урожаем зерновых. Татарстан вышел на первое место в России, оставив позади по валовому сбору зерна и урожайности Кубань. Собрано 6,2 миллиона тонн зерна, что означает превышение планки 1,6 тонны зерна на душу населения. Как известно, уровень 1 тонны зерновых на душу населения по мировым меркам считается гарантией продовольственной безопасности страны.

Впервые в истории республики средняя урожайность зерновых культур в республике превысила 37 центнеров с гектара. В Арском районе урожайность составила 55 центнеров с гектара, в Бальасинском и Азнакаевском — свыше 50. В целом около двухсот хозяйств республики получили на круг по 40-50 центнеров. Также впервые в валовом обмолоте 2,5 миллиона тонн составила пшеница (из этого объема — 700 тыс. тонн пришлось на пшеницу продовольственных сортов; по другим данным, — 1,5 млн. тонн.).

Площадь зернового клина в РТ составляет 3,5% от общероссийского, а удельный вес республики по валовому сбору зерна — свыше 7%. Республика расположена в зоне рискованного земледелия, в условиях ограниченного количества осадков. Более 60% — нечерноземные почвы. На этом фоне успехи выглядят по-особому впечатляюще.

За годы экономических реформ среднегодовое производство зерна в Татарстане увеличилось на 40%.

Этим достижениям были посвящены грандиозные празднества, состоявшиеся в Казани 10 октября. В своем выступлении перед участниками торжеств Минтимер Шаймиев сформулировал некое кредо аграрной политики, ориентированной на “становление цивилизованного рынка”:

— создается необходимая правовая база для регулирования земельных отношений, включая права на частную собственость с правом купли и продажи;

— складываются различные формы собственности и многоукладность в отрасли;

— развивается процесс интегрирования;

— жизненно необходимыми становятся продовольственные рынки, начала функционировать республиканская продовольственная биржа, заработал лизинговый фонд;

— постепено создается единая информационная цепь.

Президент говорил и о необходимости республиканской маркетинговой инфраструктуры, основанной на эффективных информационных технологиях, об острой нужде в “высококвалифицированных кадрах новой формации”. Особое беспокойстов было выражено в связи с проблематикой свободной продажи урожая нынешнего года, продажей с наибольшей выгодой и за “живые” деньги.

В целом, наряду с приподнято-поздравительными интонациями выступление М.Шаймиева, как никогда, было пронизано акцентированно прорыночной риторикой, призывами к обучению “прибыльной хозяйственной деятельности”. “Привычную для нас цепь “поле — магазин” мы должны рассматривать в обратном порядке. Ведь в конечном счете именно потребитель, его платежеспособность, вкусы, покупательские традиции определяют производство” [[iii]]. Весь пафос президентских слов подтверждает его намерение внедрить рыночный менталитет в выпестованную им самим агробюрократическую элиту, прежде всего — в среду глав районных администраций, по-прежнему назначаемых из Казанского кремля. Модернизаторские стремления М.Шаймиева по крайней мере в плоскости зернового производства, уже увенчаны зримыми плодами. Однако вся диалектичность ситуации и состоит как раз в том, что и дальше потребуется сочетать традиционные методы управления с рыночным стилем поведения...

Было бы крайне однобоко рисовать картину республиканского сельского хозяйства только лишь в виде “благорастворения воздухов и изобилия плодов земных”. Так, производство (реализация) мяса скота и птицы в колхозах, совхозах и новых формированиях, как отмечается в данных статистики, по сравнению с 9 месяцами прошлого года снизилось на 11,6%, яиц — на 0,7%. В некоторых районах снижение производства мяса достигло 32-38%. В целом такое снижение охватило 32 района. В качестве одной из главных причин здесь приводится сокращение поголовья скота (крупного рогатого скота стало меньше по сравнениюс 1996 годом на 65,9 тысячи голов; свиней — на 47,7 тыс. голов; овец и коз — на 61,7 и птицы на 1380,5 тысячи голов). вместе с тем несколько уменьшился падеж. Несколько утешает также и то, что неблагоприятные тенденции не коснулись животноводства в личном подсобном хозяйстве. А это — почти треть стада крупного рогатого скота (в том читсле — 38% коров), 14% — поголовья свиней и 77% — овец и коз. Реализация же мяса скота в этом секторе составила 42% от общереспубликанской.

1.3. Экспорт и импорт товаров в январе-августе 1997 года

По данным Пресс-центра Госкомстата РТ, внешнеторговый оборот республики за 8 месяцев текущего года достиг $1385,4 млн., уменьшившись по сравнению с прошлогодним на 14,3%, в том числе экспорт — $996,3 млн. (18,4%), импорт $389,1 млн. (1,9%).

Торговое сальдо активное в размере $607,2 млн. против $824,1 млн. — за соотвествующий период 1996 года.

Таблица 2

Объемы экспорта и импорта товаров, $ млн.

 

 

Январь-август

Январь-август

1997 г. в % к

Доля стран в % к

 

1996 г.

1997 г.

1996 г.

1996 г.

1997 г.

Внешнеторго-вый оборот

1617,1

1385,4

85,7

100,0

100,0

в том числе:

 

 

 

 

 

Страны вне СНГ

1011,5

1044,6

103,3

62,6

75,4

Страны СНГ

605,6

340,8

56,3

37,4

24,6

из него:

 

 

 

 

 

Экспорт

1220,6

996,3

81,6

100,0

100,0

в том числе:

 

 

 

 

 

Страны вне СНГ

780,8

776,9

99,5

64,0

78,0

Страны СНГ

439,8

219,4

49,9

36,0

22,0

Импорт

396,5

389,1

98,1

100,0

100,0

в том числе:

 

 

 

 

 

Страны вне СНГ

230,7

267,7

116,0

58,2

68,8

Страны СНГ

165,8

121,4

73,2

41,8

31,2

 

Таблица 3

Товарный состав экспорта

 

 

Январь-август 1996 г.

Январь-август 1997 г.

1997 г.

 

кол-во

$, млн.

в% к итогу

кол-во

$,млн.

В% к итогу

в%
к 1996 г.

Экспорт

-

1220,6

100,0

-

996,3

100,0

81,6

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

нефть сырая,
тыс. тонн

6127,9

616,9

50,5

5458,9

558,2

56,0

90,5

нефтепродукты,
тыс. тонн

705,7

54,3

4,5

678,1

55,0

5,5

101,3

машины, оборудова-ние, приборы и транс-портные средства

146,1

12,0

74,0

7,5

50,7

 

Остальные товары

403,3

33,0

309,1

31,0

76,6

 

 

Таблица 4

Импорт товаров

 

 

Январь-август 1996 г.

Январь-август 1997 г.

1997 г.

 

кол-во

$, млн.

в% к итогу

кол-во

$, млн.

в% к итогу

в% к 1996 г.

Импорт,
в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

мясо, тонн

1127,3

2,0

0,5

979,7

1,5

0,4

75,0

зерновые культуры

8,1

2,1

4,6

1,2

56,8

пшеница, тыс. тонн

18,7

2,7

0,7

3,9

0,4

0,1

14,8

ячмень, тыс. тонн

5,4

0,7

0,2

6,9

0,7

0,2

100,0

кукуруза, тыс. тонн

2,7

3,9

1,0

0,9

1,3

0,3

33,3

сахар, тыс. тонн

17,3

9,2

2,3

7,7

2,9

0,8

31,5

напитки алк. и безалког.

3,3

0,8

3,2

0,8

97,0

медикаменты, тонн

233,2

5,9

1,5

274,4

6,7

1,7

113,6

черные металлы,
тыс. тонн

15,1

3,8

13,0

3,3

86,1

трубы, тыс.тонн

56,6

31,0

7,8

56,3

34,1

8,8

110,0

машины, оборудование, приборы и транспорт-ные средства

166,4

42,0

222,2

57,1

133,5

автомобили легковые, шт.

829,0

4,0

1,0

3016,0

29,9

7,7

750,0

автомобили грузовые, шт.

118,0

2,8

0,7

39,0

0,5

0,1

17,9

остальные товары

155,5

39,2

100,9

25,9

64,9

 

Редакционный заголовок к материалу с данными Госкомстата, напечатанному на страницах газеты “Время и деньги” получился вполне говорящим — “нефть в обмен на иномарки” [[iv]].

1.4. “Шевроле-Блейзер” и Ту-324 остаются без инвестиций

В первый день октября было обнародовано постановление Правительства России, делающее перспективу принципиальнейших для Татарстана проиводственных проектов весьма неблагоприятной. Речь идет о самолете Ту-324, предполагаемом к выпуск на Казанском авиационном производственном объединении имени Горбунова, и об автомобиле “Шевроле-Блейзер” — на Елабужском автозаводе (ЕлАЗе). Принятое решение фактически лишает названные предприятия инвестиций, ожидавшихся за счет гарантированных поставок нефти на экпорт, что и было закреплено соотвествующими решениями российского Правительства в феврале и мае 1996 года. сегодня квота анулирована “во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 1997 года №693 “О мерах по снижению задолженности предприятий нефтяного комплекса по платежам в федеральный бюжет и государственные внебюджетные фонды”. Положение несколько смягчается поручением о поиске источников финансирования елабужского проекта, которое дано В.Черномырдиным и предполагает месячный срок исполнения. В целом же ситуация, особенно в связи с самолетостроением, расценивается весьма и весьма пессимистически.

2. Реакция на заявление Николая Гончара

Известное заявление депутата Госдумы Николая Гончара о том, что Татарстан поддерживает “своеобразные” бюджетные отношения с Российской Федерацией и практикует “обходные” методы финансирования Чечни, вызвало контр-заявление депутатов Госдумы от Татарстана О.Морозова, И.Сайфуллина, В.Альмяшкина, В.Алтухова, Г.Багаутдинова, Д.Каримовой, А.Хамаева. Депутаты расценили слова Гончара как “стереотип имперского мышления”.

В интервью “Интерфакусу” М.Шаймиев был достаточно резок: утверждения о том, что Татарстан финансирует Чечню в счет своих долгов в федеральный бюджет — полная и безответственная ложь. Как “бессовестную ложь” президент расценил ссылку на договор о дружбе и сотрудничестве между Татарстаном и Чечней, в котором, по словам М.Шаймиева, нет даже косвенного упоминания об оказании Казанью финансовой помощи Грозному. Далее, он напомнил, что обращался в Правительство РФ с предложением оказать помощь в восстановлении нефтехимического комплекса Чечни. Речь шла о том, чтобы работы проводились предприятиями РТ в счет их отчислений в федеральный бюджет, что представлялось вполне рациональным и преемлемым из-за нехватки средств, испытываемой федеральным Правительством. Последнее не прислушалось к предложению, в связи с чем М.Шаймиев выразил сожаление. Затрагивая тему долгов Татарстана федеральному бюджету в связи с демаршем Гончара, глава республики подчеркнул, что за девять месяцев Казань перечислила Москве более 2,6 триллионов рублей, что в 1,2 раза больше, чем за весь прошлый год. Было сказано: “Мы расчитываемся вовремя с центром, и у нас нет никаких долгов перед федеральным бюджетом” [[v]].

3. Страсти по паспорту

Вопрос о российском паспорте нового образца получил в середине октября весьма острую и динамичную тематизацию. 15 октября в Казани отмечали традиционный день поминовения защитников Казани, павших в 1555 году при штурме города войсками Ивана Грозного. В мероприятии приняли участие, по некоторым оценкам, около 3 тыс. человек, значительное число из них составили прибывшие из Набережных Челнов, где национально-радикальные круги имеют более прочные позиции, чем в Казани. Акция запомнилась символическим сожжением планшета с изображением российского герба в знак протеста против введения паспортов с “имперской” символикой. Прибывшие демонстранты требовали “отказаться от получения паспортов с двуглавым орлом на обложке”.

Степень массовости этой акции нуждается в дополнительной проверке. Вряд ли последовали бы сколь либо энергичные проявления публичного протеста, если бы решение о паспортах не совпало бы с траурной годовщиной.

Но уже на следующий день ситуация получила новую динамику во время работы сессии “малого” парламента. В повестку дня был включен вопрос “О выдаче паспортов РФ нового образца на территориии Татарстана”. Речь пошла уже не только о символике, но прежде всего об упразднении графы о национальности, а также об одноязычном исполнении документа. Прозвучала информация вице-министра внутренних дел.

Состоялись достаточно эмоциональные прения: “Это делается в интересах международного капитала”, “Российские нации решено уничтожить не физически, а путем приведения к общему знаменателю” и проч. и проч. Заместитель спикера Госсовета Зиля Валеева признала вопрос настолько серьезным, что его придется выносить в повестку дня пленарной сессии Госсовета. “Мне кажется, на наших просторах все делается не столько из-за существования какой-то идеологии, сколько по недомыслию и глупому подражательству. В данном случае я просматриваю попытку американизировать Россию... Это у них — “американец японского происхождения”, а наши народы — коренные в Российской Федерации... Складывающаяся ситуация дает хороший повод для продвижения вопроса о татарстанском гражданстве. Думаю, что в новом паспорте должна быть специальная обязательная страница с удостоверением гражданства Татарстана, отпечатанная Гознаком на двух языках” [[vi]].

Председатель постоянной комиссии по законодательству, законности, правопорядку и депутатской этике Госсовета РТ Рашид Вагизов в газетном интервью говорил: “Я считаю, что подписанное В.Черномырдиным положение о новом паспоте в корне противоречит всем мировым международным нормам, в частности, Всеобщей декларации прав человека, и международному пакту о гражданских и политических правах. Больше того — оно противоречит и российской Конституции, статья 26 которой гарантирует каждому граданину РФ право на национальную самоидентификацию. Это юридически крайне безграмотный документ...” [[vii]].

Озабоченность своих колег по Госсовету разделяет, как сообщалось, и Василий Лихачев, согласившийся с тезисом о потенциальной дестабилизирующей роли решения об отмене “пятого пункта”. По словам спикера Госсовета и вице-председателя Совета Федерации, республики, ставшие в 90-е годы полноценными национально-государственными оразованиями, “считают национальную составляющую одной из основных в понятии “суверенитет”. Мало того, национальная приналдежность в условиях современной Российской Федерации является определяющей и для развития самой Федерации” [[viii]].

Сессия 16 октября приняла постановление, в котором говорится: “Министерству внутренних дел РТ до принятия решения пленарной сессией не приступать к выдаче паспортов гражданина Российской Федерации на территории Республики Татарстан”.

22 октября М.Шаймиев дал интервью телекомпании НТВ, в котором недоумевал по поводу действий Москвы, в “год примирения и согласия” не удосужившейся сгласовать свои действия с республиками, по поводу сохраняющегося “имперского мышления”. О путях выхода из сложившейся ситуации было сказано: во-первых, надо соблюдать 26-ю статью Конституции РФ (“...между тем в республиках есть еще и такая норма, как двойное гражданство”). “...Мне показалось, что этот вопрос будут поднимать не только татары. Возможно, в чисто русских областях и краях этот вопрос может и не обостряться. Но сегодня, когда началась дискуссия, уже и русские задумались... Я считаю, что нынешняя ситуация — недоразумение. Точнее, хочу, чтобы это оказалось недоразумением. А если что-то другое здесь заложено, то это вовсе непонятно”. Относительно официального двуязычия М.Шаймиев сказал: “В Татарстане два государственных языка... Я думаю, что это тоже недоразумение и люди, котроые занимались данным вопросом, должны исправить положение. В противном случае мы вынуждены будем действовать в одностороннем порядке. Тем более, что скоро этот, на первый взгляд, формальный вопрос столкнется с вопросом о купле-продаже. Потому что с началом земельной реформы на каждой территории появятся различные ограничения и т.д.”. Вместе с тем М.Шаймиев несколько неопределенно говорил о том, состоялись или не состоялись у него переговоры с президентами других российских республик по этому поводу: “В то время, когда в Совете Федерации отдельные республики уже начали распространять обращения, в том числе и к Борису Николаевичу Ельцину, чтобы он рассмотрел этот вопрос, я еще не сформулировал своего мнения (курсив — А.И.)” [[ix]].

Ясно, что и в политическом, и в экспертном планах позиции по данной проблематике могут весьма пространно варьироваться. Помимо центристского — “что же нам стыдиться своей национальности” (Г.Селезнев) будут и неизбежные поляризации.

Валерий Тишков предупреждает об опасности, исходящей от “этнических предпринимателей”, которые “при нехватке способностей и умений” будут всячески стремиться извлечь свой профит из истории с паспортами. Он же предуперждает: в результате записи национальности в паспорте “убудет и татар, и русских”. Значительное число татар назовут себя в паспортах булгарами, мишарями, кряшенами, калмаками, нагайбаками. Часть астраханских татар перейдет в ногайцев. Появится около десятка новых национальностей из числа сибирских татар. Несколько миллионов могут недосчитаться и русские, часть которых запишется казаками, колымчанами, поморами... “Если власть уступит в этом вопросе, Россия будет еще 30-40 лет заниматься своим государствостроительством, причем с неясным исходом” [[x]].

Очевидно, что роль татарского фактора в развитии событий вокруг новых паспортов будет в ряду определяющих. От поведения Татарстана во многом будет зависеть мера политизации вопроса.

Сценарий по жесткому варианту чреват новым раундом этнополитического противостояния центра и республиканских элит. Какие рычаги будут при этом использованы, можно только догадываться. Компромиссная модель предполагает учет интересов тех кругов, которые способны привести в действие этнические механизмы мобилизации. Решающее значение принадлежит тому, какую позицию выберет для себя Минтимер Шаймиев, располагающий всеми необходимыми организационными респурсами для эффективного регулирования и направления и интенсивности проявления этого кризиса. По меньшей мере, он имеет возможность смикшировать негативные последствия нарастания конфликта.

4. Новый инцидент с казанскими авиаторами

“Кажинный раз на энтом самом месте” — это присловие вполне подходит как эпиграф к сюжету об аресте в конголезском потровом городе Пуэнт-Нуаре 16 иностранцев-летчиков, шестеро из которых — казанцы.

За два последних года это третий случай с пилотами из Татарстана, подозреваемыми в транспортировке оружия и боеприпасов в зоне ведения боевых действия. Первый эпизод начинался в августе 1995, когда боевики-талибы пленили экипаж ИЛа-76 казанской авиакомпании “Аэростан”. “Кандагарская эпопея” длилась больше года и увенчалась громким побегом, прославившим семерку казанцев, которые впоследствии были удостоены высоких правительственых награнд. Второй случай — вынужденная посадка самолета Ан-26, принадлежавшего казанским вертолетостроителям и державшего путь в Непал, в аэропорту Нью-Дели по ошибочному подозрению в работе на сепаратистов. Тогда казус был быстро разрешен, а летчики с извинениями отпущены.

И вот третий случай: 22 октября по телеканалам ОРТ, РТР и НТВ прошел информационный сюжет о захвате экипажа самолета “Ан-32” RA-69309, принадлежащего АО “Казанское моторостроительное производственное объединение” и переданного в аренду московской компании “Транс Чартер эйрлайнз”. Работник последей, житель Казани также оказался среди плененных. Пришедшие к власти силы обвинили пилотов то ли в транспортировке оружия, то ли в бомбардировке инсургентов, т.е. в участии в боевых действиях на стороне правительственных сил, потерпевших поражение.

Особенностью конголезского случая явилось то, что летчики в конечном счете были освобождены исключительно усилиями российского МИДа, а не казанского департамента внешних связей, как это имело место в истории с кандагарскими пленниками. Причем на этот раз в адрес летчиков звучали не только нотки сочувствия. Если их и не обвиняли впрямую, то на некоторые меры росийских властей предупредительного характера мидовцы периодически ссылались. Замдиректора департамента Африки МИД РФ Валерий Липняков напоминал о распоряжении Федеральной авиационной службы России, которая еще 10 июня запретила все полеты в Конго. Всем российским авиакомпаниям было предписано немедленно эвакуировать людей. Однако на частные авиакомпании это распространяется лишь в виде рекомендации [[xi]].

Рукводство же “Транс Чартера” настаивало на том, что борт был занят перевозкой гуманитарной помощи — рыбы из Намибии.

Как бы то ни было, ситуация благополучно разрешена. Что, впрочем, не дает никаких гарантий на будущее...

5. Визит Джорджа Сороса в Казань

В середине октября в Татарстане побывал председатель правления института “Открытое общество”, финансист и филантроп и, как сказано в сообщении “Татар-информ”, — мыслитель Джордж Сорос. Поездка предпринята в рамках турне, посвященного десятилетию открытия фонда имени Сороса.

Гость был принят М.Шаймиевым. Применительно к такой знаковой фигуре, как Сорос, этот шаг вновь свидетельствует о тяге руководства Татарстана к самостоятельным действиям во внешнем мире. Десятилетний юбилей деятельности фонда не встретил в Москве сколь-либо заментной реакции со стороны высших должностных лиц и инстанций. Прием же в Казани был устроен “согласно законов гостеприимства”. Помимо обмена комплиментами (Сорос высоко отозвался, в частности, о “глубоком понимании идеалов открытого общества” со стороны М.Шаймиева), и традиционного обсуждения проектов подключения к сети “Интернет”, ряда других гуманитарных инициатив и образовательных программ были затронуты и потенциальные перспективы инвестиционной деятельности Сороса в Татарстане.

Был подписан протокол о сотрудичестве между правительством Татарстана и институтом “Открытое общество”.

“Единственное о чем мы пожалели сегодня, — резюмировал М.Шаймиев, — это о том, что не встретились 10 лет назад”.

Гость был удостоен звания почетного профессора Казанского университета.



Источники

[i]. Время и деньги. — Казань, 1997. — 28 октября.

[ii]. Известия. — Москва, 1997. — 25 октября.

[iii]. Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 11 октября.

[iv]. Время и деньги. — Казань, 1997. — 7 октября.

[v]. Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 18 октября.

[vi]. Площадь свободы. — Казань, 1997. — Октябрь. — №30.

[vii]. Казанское время. — Казань, 1997. — 17-23 октября.

[viii]. Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 22 октября.

[ix]. Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 25 октября.

[x]. Известия. — Москва, 1997. — 4 ноября.

[xi]. Вечерняя Казань. — 1997. — 29 октября.