Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Александр Гандеев

Астраханская область

в октябре — первой половине ноября 1998 года

1.    власть и политика

1.1.    Губернатор

1.1.1.    Совет Федерации и Закон «О государственной поддержке СМИ»

Губернатор Астраханской области Анатолий Гужвин комментируя скандал в Совете Федерации, разразившийся вокруг продления действия Закона «О государственной поддержке СМИ» заявил, что, по его мнению, никакой политической подоплеки или ущемления свободы слова, как пытались представить это некоторые центральные телеканалы в данном решении сенаторов нет. Сомнения членов Совета Федерации, по словам А.Гужвина, вызвала необходимость давать льготы всей книгоиздательской отрасли, не отделяя издания коммерческого характера от социально значимых, например, учебников.

1.1.2.    Голосование по отставке Президента РФ

Говоря о заявлении Совета Федерации по итогам всероссийской акции протеста 7 октября, в котором среди прочего, содержался и призыв к Президенту России Б.Ельцину подать в отставку, А.Гужвин сообщил, что голосовал против принятия этого заявления.

1.1.3.    Вопрос об укрупнении субъектов РФ

В октябре астраханский губернатор высказался по поводу достаточно популярной сейчас идеи сокращения субъектов Федерации путем их разукрупнения и объединения в губернии. Так, например, саратовский губернатор Д.Аяцков заявил, что границы Саратовской губернии должны простираться до Каспийского моря. «Когда люди не знают, что делать, они говорят глупости» — сказал на это А.Гужвин. Впрочем, он отметил, что согласился бы с идеей преобразования Астраханской губернии, но только по указу Петра I: «... губернии Астраханской быть особо, а к Астрахани городы Симбирск, Самара, Кашкар, Саратов, Петровский, Дмитровский, Царицын, Черный Яр, Красный Яр, Гурьев, что на Яике, Терек».

1.1.4.    Конфликт с Министерством финансов и Генеральной прокуратурой

Выступая перед участниками акции протеста 7 октября А.Гужвин несколько раз заявил, что Генеральная прокуратура намерена возбудить против него уголовное дело. На первой же после 7 октября пресс-конференции он сообщил подробности этого конфликта. У правительства и генпрокуратуры к астраханскому губернатору претензии по поводу того, что из федерального бюджета без какой-либо санкции «уплыло» 77 миллионов рублей. Эти средства в сентябре поступили через систему государственного казначейства от РАО «Газпром» к своему дочернему предприятию — «Астраханьгазпром». Отдавать эти деньги в областной бюджет «Газпром» права не имел. Однако, по мнению А.Гужвина, не получи область тогда эти деньги, и ситуация могла бы значительно ухудшиться. Эту операцию провернули, когда в период правительственной чехарды, когда и.о. премьер-министра был В.Черномырдин. Очевидно, что этот шаг был сделан не без ведома последнего. И если бы во главе правительства остался именно В.Черномырдин, то все бы сошло с рук, поскольку у А.Гужвина с ним давние дружеские отношения.

Губернатор убежден, что сейчас федеральные власти ведут лукавую игру с регионами, игру в одни ворота: говорится только о долгах регионов Кремлю, а вот про долги федерального бюджета регионам в правительстве предпочитают не вспоминать. Так, например, в настоящее время правительство должно региону более 600 миллионов рублей.

Сейчас готовится специальное соглашение между правительством и Астраханской областью, касательно возвращения злополучных 77 миллионов.

1.2.    Областное Представительное Собрание (ОПС)

В октябре депутаты ОПС достаточно эмоционально обсуждали готовность жилищно-коммунального и энергетического хозяйства области к зиме. Представитель «Астраханьэнерго» сообщил, что из-за необеспеченности финансирования подготовка к зиме ведется в напряженных условиях. В зиму регион входит не достаточно подготовленным: обеспеченность потребителей города и области энергоснабжением находится на уровне 60-80%, а теплоснабжением — 80-90%. Уже сейчас дважды в день в Астрахани производится плановое отключение электроэнергии.

Депутаты ОПС также приняли поправки к Закону Астраханской области «О налоге с продаж». Представительную и исполнительную власти заставила вернуться к этому вопросу резко негативная реакция населения и представителей малого бизнеса на налог с продаж. В результате администрация области предложила внести в закон следующую поправку: четко обозначить перечень товаров и услуг, которые облагаются пресловутыми пятью процентами. Состоит он из двадцати двух пунктов — это дорогостоящие товары, деликатесные продукты и такого же рода услуги, например, сауна, сотовая связь, туристические поездки (кроме стран СНГ) и так далее. Озабоченные этим депутаты приняли поправки в данный закон без обсуждений сразу в трех чтениях, направив их на подпись губернатору.

В октябре депутаты ОПС заслушали информацию о деятельности предприятий с участием иностранного капитала, зарегистрированных на территории Астраханской области. По состоянию на 1 октября 1998 года в области зарегистрировано 63 совместных предприятия с участием иностранного капитала (СП), 39 филиалов, 8 представительств, 2 дочерних предприятия, 2 некоммерческие организации. Специализация предприятий: переработка местного сырья и сельскохозяйственной продукции, производство товаров народного потребления, строительство, монтаж, ремонтно-отделочные работы, торгово-закупочная деятельность, экспортно-импортные операции и др. В организации предприятий участвуют 39 стран, в том числе 9 — ближнего зарубежья и 30 — дальнего зарубежья. Анализ деятельности СП позволяет сделать следующие выводы:

1. Инвестиционная активность иностранных партнеров во многом определяется политической и экономической ситуацией в стране. Подъем — 1994, 1996 годы, спад — 1995, 1997-98 годы;

2. В числе наиболее активных иностранных партнеров — представители стран, с которыми область поддерживает отношения в первую очередь из-за их геополитического положения — Турция, Иран, Казахстан, Азербайджан.

Основные проблемы:

большинство СП не могут оказать заметного влияния на экономику области. По данным областного комитета статистики, их удельный вес (на 1.01.97) в производстве промышленной продукции составляет всего 1,4%;

проверки налоговых органов свидетельствуют о многочисленных нарушениях финансовой и налоговой дисциплины;

некоторые предприятия с момента регистрации уклоняются от уплаты налогов, отсутствуют по юридическим адресам;

На рассмотрение депутатов ОПС будет предложен областной закон «О порядке регистрации предприятий с иностранными инвестициями».

1.3.    Астраханский городской Совет и мэрия Астрахани

В октябре на очередном заседании городского Совета Астрахани был поставлен вопрос о проведении аудиторской проверки астраханской мэрии в части использования бюджетных средств. С инициативой проведения такой проверки выступила бюджетная комиссия горсовета, которую возглавляет Владимир Щербаков, директор астраханской дирекции «Мосбизнесбанка», до февраля 1996 года бывший мэром Астрахани. В результате мнение депутатов о необходимости такой проверки разделились поровну. Предложение о проведении аудиторской проверки не прошло, однако бюджетная комиссия может своими силами провести проверку, тем более, что об этом говорилось еще летом при обсуждении и принятии городского бюджета-98.

Комментирую сложившуюся ситуацию в беседе с корреспондентом делового еженедельника «Астраханские ведомости» В.Щербаков заявил, что у мэрии и части депутатов горсовета вообще нет желания что-либо проверять. В.Щербаков не понимает, как можно из года в год утверждать отчеты об исполнении бюджета, не проведя самостоятельно ни одной проверки.

Если говорить о том, что стоит за инициативой В.Щербакова о проведении аудиторской проверке, то в кругах мэрии и горсовета называется несколько версий. По одной из них В.Щербаков просто озвучил и проталкивает идею той части оппонентов мэра и его команды, которая группируется вокруг областной администрации. В таком случае, это можно расценивать как удар по амбициям мэра Игоря Безрукавникова на губернаторский пост на выборах 2000 года. В этом смысле персона В.Щербакова подходит как нельзя лучше. Он сам был мэром и в случае проведения проверки будет знать, где и что можно искать. Кроме того, бывший мэр В.Щербаков не испытывает особых симпатий в своему преемнику, хотя открыто с ним никогда не конфронтировал. Более того, в администрации В.Щербакова И.Безрукавников занимал должность первого вице-мэра. Однако есть в этой затее и слабые места. Бывшие заместители мэра В.Щербакова, ныне заместители мэра И.Безрукавникова также могут рассказать много интересного о деятельности на посту мэра В.Щербакова. Это может охладить пыл последнего при проведении проверки.

По другой версии В.Щербакова просто «достали» своим неуважительным отношением к нему и возглавляемой им бюджетной комиссии горсовета службы мэрии, и бывший мэр решил поставить на место своих бывших подчиненных.

2.    экономика

Валовый региональный продукт в 1998 г. составит 11960 млн. рублей вместо прогнозируемых 10268 млн. рублей. Это на 0,9% меньше, чем в прошлом году.

За 9 месяцев прирост объемов промышленного производства составил 15%. Наибольший рост (50%) в топливной, химической и нефтехимической отраслях. Без учета показателей газодобывающей компании «Астраханьгазпром» объем промышленного производства составляет 91%. Ожидается, что по итогам года прирост объемов производства в целом по области составит 8%.

Валовая продукция сельского хозяйства составит 87% к уровню прошлого года.

Объем экспорта в 1998 году оценивается в $120 млн. (прогноз — $173,4 млн.).

Итоги социально-экономического развития области за 9 месяцев 1998 года обсуждались в октябре на заседании кабинета при губернаторе. По мнению председателя комитета экономики и инвестиционной политики администрации области Татьяны Максимовой, при нынешнем положении дел рост экономики невозможен.

А.Гужвин в очередной раз заявил о необходимости всячески поддерживать местных товаропроизводителей. Действия своей администрации по обеспечению роста производства легкой и пищевой промышленности губернатор признал неудовлетворительной.

3.    Социальная сфера

3.1.    Прожиточный минимум

По данным управления труда администрации Астраханской области, прожиточный минимум для среднестатистического жителя области составил в сентябре 1998 г. 503,7 рублей, в том числе для:

мужчин трудоспособного возраста — 593,42 руб.,

для женщин трудоспособного возраста — 491,39 руб.,

пенсионеров — 372,75 руб.,

для детей в возрасте до 7 лет — 460,95 руб.,

для детей в возрасте от 7 до 15 лет — 479,99 руб..

По сравнению с предыдущим месяцем, размер прожиточного минимума в среднем увеличился по области на 17,3%. Повысились цены почти на все продукты, входящие в продуктовый набор, который используется для просчета величины прожиточного минимума. Снижение цен произошло только на картофель и овощи.

В соответствии с проведенным мониторингом прожиточный минимум в районных и областном центрах области в сентябре 1998 г. составил:

г. Астрахань                  —     507,82 руб.,

г. Ахтубинск                 —     493,65 руб.,

г. Харабали                   —     499,14 руб.,

г. Камызяк                     —     458,56 руб.,

г. Нариманов                —     481,08 руб.,

с. Черный Яр                —     447,78 руб.,

с. Красный Яр              —     480,98 руб.,

с. Началово                   —     488,71 руб.,

пос. Лиман                    —     458,13 руб.,

пос. Володарский        —     496,12 руб.

3.2.    Обращения граждан в администрацию Астраханской области

За три месяца в адрес руководства администрации области поступило 1390 письменных и устных обращений граждан, что соответствует уровню 1997 г. и несколько ниже, чем в I и во II кварталах 1998 г. Треть указавших свое социальное положение — пенсионеры (33%). Среди обращавшихся также — рабочие и служащие (14,3%), безработные (7%), беженцы (3,5%). В тематике обращение преобладают вопросы выплаты детских пособий, улучшения жилищных условий и предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, оказание материальной помощи на газификацию домовладений, работы коммунально-бытовых служб.

На характер обращений оказал значительное влияние экономический и финансовый кризис.

По обращениям граждан принято 14 распоряжений главы администрации области. Рассмотрено 94 обращения, пересланных из администрации Президента РФ. От депутатов всех уровней поступило 40 запросов.

Говоря о результативности рассмотрения обращений, следует отметить, что количество положительно решенных вопросов снизилось по сравнению с предыдущим годом с 20% до 11%, что во многом объясняется дефицитом бюджетов разных уровней. Таким образом, увеличилось количество ответов, в которых признавалась обоснованность просьбы, но сообщалось, что в ближайшее время не представляется возможным ее удовлетворить из-за отсутствия необходимых средств в местном бюджете.

4.    ОБЩЕСТВЕНно-политические ОРГАНИЗАЦИИ

4.1.    Визит В.Черномырдина

В начале ноября бывший российский премьер, лидер движения «Наш дом — Россия» Виктор Черномырдин посетил Астрахань с однодневным визитом. Он провел встречу с активом регионального НДР, прессой и просто «лучшими людьми региона», как представил их экс-премьеру губернатор А.Гужвин. Астраханский губернатор, открывший встречу, поблагодарил В.Черномырдина за все то, что он сделал для региона, возглавляя правительство. В.Черномырдин заявил, что его движение делает cтавку на регионы. Хотя местное отделение НДР этого пока как-то не ощущает. Члены регионального политсовета сетовали на то, что руководство движения про Астрахань просто забыло: депутаты не приезжают, документы не присылают, а резолюцию последнего съезда в астраханские НДРовцы вообще ждали три месяца. Приятной неожиданностью для астраханских коллег В.Черномырдина по движению стало известие о том, что недавно думская фракция НДР пополнилась еще одним членом — депутат Думы от Астраханской области В.Зволинский вступил в эту фракцию. Ранее В.Зволинский участвовал в движении «Реформы — новый курс», был членом ЦК КПРФ, входил в думскую фракцию «Народовластие», пытался создать в Думе депутатскую группу «Российский промышленный союз», входил в состав движения в поддержку армии оборонной промышленности и науки.

Высказал В.Черномырдин свое мнение о конституционной реформе. На его взгляд, она нужна. Необходимо перераспределить ряд полномочий от президента к правительству, но процесс этот должен проходить без эмоций и не сейчас, во время кризиса. Изменения в Конституцию, по Черномырдину, лучше всего было бы вносить в 2000 году, одновременно с президентскими выборами. Сейчас для НДР главный вопрос — подготовка к выборам в Госдуму в 1999 году. Движение создавалось сверху вниз и сейчас нужно ставить все на свои места.

В.Черномырдин высказался против идеи досрочных президентских выборов. Крайне скептически относится он и к идее импичмента. По его мнению, президент только сам может досрочно подать в отставку.

Резко негативно отозвался В.Черномырдин по поводу гуляющей сейчас идее провести эмиссию, чтобы рассчитаться с долгами по зарплатам пенсиям и прочим социальным выплатам. Он заявил, что эмиссия — это смерть для экономики.

Под конец встречи В.Черномырдин стал говорить достаточно откровенно.

Относительно преждевременно начавшейся президентской гонки и его личных шансов на то, чтобы занять этот пост: «Эта суета у нас ни к чему... Это колоссальные затраты. Нам нужны эти выборы сейчас? Это нетерпение некоторых ни к чему хорошему не приведет. Мои шансы лучше вам оценивать. Я себе цену знаю...»

Относительно заявления Г.Явлинского о коррупции в правительстве: «Шпана... и все!.. Я живу в своей родной стране, и вдруг так сразу начну мазать... Если он знает, что кто-то ворует — может быть кто-то и ворует — то нужно было сразу сказать об этом Примакову или сообщить в Генеральную прокуратуру. А он теперь на телевидении объясняет, что имел ввиду. Ему бы показать, что имеем ввиду и что вводим. И ввести бы ему по самое... При мне он такого не заявлял».

4.2.    КПРФ

26 октября состоялась встреча полномочного министра посольства Великобритании Тони Лонгрига с первым секретарем Астраханского обкома КПРФ Николаем Арефьевым. Беседа проходила за закрытыми дверями и в крайне узком кругу участников. Кроме г-на Лонгрига в ней принимали участие лишь три человека: второй секретарь посольства Великобритании Дон Маккен и секретари обкома КПРФ Виталий Аракелян и Николай Крючков. Даже сопровождавший англичан сотрудник управления международных и внешнеэкономических связей администрации области не был допущен на эту встречу. Однако содержание этой встречи стало достоянием общественности. Редакция газеты «На неделе» опубликовала выдержки из беседы представителей правительства Великобритании и руководством Астраханского обкома КПРФ. Редакция газеты получила аудиозапись этой встречи из анонимного источника:

Лонгрин: Как лидеры государственной власти Вашей области относятся к политике Президента РФ?

Арефьев: Гужвин поддерживает Ельцина, хотя в последнее время — три месяца — говорит, что его тоже что-то не устраивает. Но на голосовании по поводу отставки Ельцина Гужвин был против этого. И сейчас проводит туже политику, что и Президент.

Лонгриг: Какова роль коммунистов в ОПС?

Арефьев: Из 29 депутатов пять коммунисты. Их меньшинство и поэтому они ничего не решают. Нет фракции, так как у нас в областном Собрании не принято их создавать. Коммунисты — депутаты ОПС не поддерживают А.П.Гужвина.

Лонгриг: Через 2 года состоятся выборы губернатора. Будет ли кандидатура от КПРФ?

Арефьев: Будет.

Лонгриг: Насколько я понимаю, основная проблема у вас — не выплата заработной платы?

Аракелян: Да, годами задерживают! А в Англии бывает такое?

Лонгриг: Нет!

Крючков: При коммунистах такого тоже не было.

Лонгриг: Я бы на месте Вашего правительства не знал, что делать.

Арефьев: А я знаю! Не надо поддаваться на уговоры МВФ и не идти у него на поводу. Например, нужно запретить ввоз импортных машин. Тогда будут раскупаться наши. Необходимо регулировать экспорт и импорт. Напрасно упразднены таможенные пошлины. Что парадоксально, обвал рубля положительно сказался на наших предприятиях! Выстроились очереди за отечественным товаром, так как импорт не всем доступен. А вам нравятся наши российские товары?

Лонгриг: Да, некоторые: мороженое, сок, колбаса и другие. Но шоколад, обувь я предпочитаю свои. У нас другая проблема — переизбыток производства продуктов питания. Например, даже штрафуем за излишний надои молока.

Арефьев: Присылайте нам...

* * *

Лонгриг: Каков у вас процент безработицы?

Арефьев: Двадцать пять процентов. Нам нельзя надеяться на Запад. Но если вы нам не поможете, то семь миллионов россиян уедут на Запад и вы будете их кормить.

Лонгриг: Но они не получат визы!

Арефьев: Пешком пойдут...

* * *

Арефьев: Заинтересованы ли англичане помочь России?

Лонгриг: В наших интересах иметь здорового и сильного партнера, но из-за августовских событий финансовой и кредитной помощи Россия не получит. Наше правительство потеряло доверие к вашим банкам. Я даже против гуманитарной помощи. Будем торговать.

Арефьев: Поверили бы вы коммунистам, если бы они пришли к власти?

Лонгриг: Мы будем работать с любым правительством.

4.3.    ЛДПР

В октябре произошла смена руководства в региональной организации ЛДПР. Вместо Наили Мамедовой исполняющим обязанности был назначен Дмитрий Угрюмов, до этого являвшийся пресс-секретарем организации. По имеющейся информации, смена руководства произошла в результате «дворцовых интриг». Д.Угрюмов отвез некий компромат на Н.Мамедову в Москву, в центральное руководство ЛДПР, после чего в Астрахань было спущено распоряжение об отстранении Н.Мамедовой от занимаемой должности. Формулировка — неучастие организации в местных выборах. Очевидно, что данная формулировка «притянута за уши», так как никаких выборов в регионе не было уже почти год. На последних выборах в областное Представительное Собрание, прошедших в октябре 1997 года, региональная организация ЛДПР выставляла кандидатов в большинстве городских округов, хотя никто из них победы и не одержал. Это уже третий руководитель региональной организации ЛДПР с момента ее учреждения в Астрахани в декабре 1993 года. При этом, если при первых двух руководителях — Д.Бабайцеве и Н.Мамедовой, являвшихся врачами, — интеллектуальный уровень организации еще как-то поддерживался, то при Д.Угрюмове он, по мнению первого руководителя организации Д.Бабайцева, стал крайне низким. Д.Угрюмову 30 лет, образование средне-специальное — Каспийское мореходной училище.

Следует также отметить, что в последнее время Астраханская организация ЛДПР достаточно активно заявляет о себе. Так, в частности, в эфире частной телекомпании «Экс-видео» осуществляется регулярный показ фильма «Это — Жириновский». Молодежная организация ЛДПР проводит серию благотворительных акций в детских домах Астраханской области.

4.4.    РСМС

В Астраханском отделении Российского союза местного самоуправления также произошла смена руководителя. Новым председателем избран Владимир Элеменкин. По мнению ряда экспертов, с приходом В.Элеменкина, признанного знатока и высококвалифицированного специалиста по вопросам местного самоуправления, у РСМС, до этого фактически переставшего функционировать, может открыться «второе дыхание».

4.5.    Студенты

В аналитической записке по итогам акции протеста 7 октября, составленной управлением по работе с объединениями граждан администрации области поведение студентов характеризуется как индифферентное. И это при том, что студенчество является одной из самых незащищенных групп населения. Для защиты своих интересов ими не использовалась всероссийская акция протеста. Среди астраханских студентов, отмечается в записке нет ни одной влиятельной структуры, которая могла бы взять на себя организацию межвузовских акций. на сегодняшний день студенты Астрахани если и примут массовое участие в акциях протеста, то только при давлении и содействии со стороны ректоратов.

4.6.    Палаточный городок

В предыдущих обзорах уже сообщалось о палаточном городке, разбитом у стен администрации области. В октябре он прекратил свое существование. По словам одного из организаторов этой акции, лидера профсоюза «Защита» Олега Шеина, данная акция закончилась в связи с удовлетворением большинства требований «палаточников».

5.    ОПРОСЫ населения

Редакция газеты «На неделе» провела по итогам октября очередной экспертный опрос. Задавались традиционные вопросы: герой октября, антигерой октября и событие октября.

Герой октября. Таковых оказалось два. Одна часть экспертов зачислила в герои месяца премьер-министра Евгения Примакова. Он уже второй месяц держит лидерство. Вторая часть экспертов назвала героем месяца лидера «Яблока» Григория Явлинского. В предыдущем опросе Г.Явлинский упоминался частью экспертов, но стать героем месяца тогда ему так и не пришлось. В октябре он вышел в лидеры благодаря своему наделавшему много шума заявлению о коррупции в правительстве.

Антигерой октября. Тут большинство экспертов были единодушны, назвав таковым лидера российских коммунистов Геннадия Зюганова.

Событие октября. Здесь практически все эксперты были единодушны, назвав главным событием октября появление на свет программы мер правительства Примакова.