Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

М. Ж.

Республика Беларусь

в октябре 1998 года

1.    РЕПРЕССИИ

6 октября стало известно об аресте одного из наиболее влиятельных в недавнем прошлом финансистов Беларуси, бывшего председателя Сберегательного банка Владимира Хилько. Его проблемы начались вскоре после победы Александра Лукашенко на президентских выборах, в 1995 году. Первоначально его защищал руководитель Службы контроля президента, а затем вице-премьер Владимир Долгалев (ныне постоянный представитель президента Беларуси в интеграционных структурах). Однако после слияния Сбербанка и крупнейшего коммерческого банка страны «Беларусбанка» в единую банковскую структуру Хилько был обречен: место руководителя нового АСБ «Беларусбанк» заняла Тамара Винникова, а Хилько ушел в отставку. Он практически не занимался политической и активной коммерческой деятельностью, защитил докторскую диссертацию и закончил в Чехии коммерческое учебное заведение. Это ему не помогло. Г-н Хилько страдает гипертонией, сахарным диабетом, недавно перенес операцию по шунтированию сердца.

16 октября г-ну Хилько было предъявлено официальное обвинение в превышении власти, «что повлекло причинение ущерба Сбербанку на сотни тысяч долларов США». Расплывчатость обвинения косвенно свидетельствует о надуманности всего дела. Статья, по которой предъявлено обвинение, предусматривает лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с запретом занимать в последующем ответственные посты.

 

23 октября состоялась пресс-конференция генерального прокурора Республики Беларусь Олега Божелко. Г-н Божелко проинформировал журналистов о состоянии расследования получивших наибольший общественный резонанс уголовных дел. В частности, отмечалось, что следственные действия в отношении бывшего председателя правления Национального банка Республики Беларусь Тамары Винниковой прекращены в связи с плохим состоянием здоровья подследственной; что следствие по делу бывшего министра сельского хозяйства Беларуси Василия Леонова продолжается; что дело дважды Героя Социалистического труда, экс-председателя АПО «Рассвет» Василия Старовойтова в ближайшее время будет передано в суд. Особо генеральный прокурор остановился на деле депутата Верховного Совета Беларуси 13-го созыва, известного бизнесмена Андрея Климова. По словам г-на Божелко, в ближайшее время мера пресечения, избранная следователем в отношении г-на Климова, изменена не будет, поскольку объем работы предстоит еще довольно большой. Одновременно г-н Божелко акцентировал внимание на возможных последствиях данного дела для ряда крупных столичных чиновников: известно, что до того, как заняться активной политической деятельностью, г-н Климов вел солидные строительные подряды, так что среди потенциальных жертв «дела Климова» может оказаться даже нынешний столичный мэр Владимир Ермошин, в те времена в должности первого заместителя председателя Мингорисполкома курировавший управление капитального строительства мэрии.

2.    ПОЛИТИКА

2 октября состоялось заседание оргкомитета по подготовке очередного Конгресса демократических сил Беларуси. (Предшествующие конгрессы прошли в октябре 1996 года и январе 1997 года.) Инициаторами проведения мероприятия выступили Объединенная гражданская партия, Белорусский народный фронт и ряд беспартийных общественных деятелей и деятелей культуры. Поскольку предыдущие конгрессы не привели к реальному объединению оппозиции, многие аналитики склонны расценивать подобную инициативу как попытку ряда оппозиционных деятелей (в частности, Геннадия Карпенко) напомнить широким электоральным слоям о своем существовании.

 

2 октября начали свою работу Совет Республики и Палата Представителей (верхняя и нижняя палаты Национального Собрания – Парламента Республики Беларусь). Утверждена повестка дня сессий обеих палат, в частности, намечено совместное заседание, на котором депутаты заслушают членов правительства и получат возможность задать им вопросы.

 

13 октября руководство Белорусской либерально-демократической партии (лидер – Сергей Гайдукевич) выступило с предложением к Александру Лукашенко баллотироваться на пост президента России, что, как сказано в заявлении ЛДПБ, «полностью соответствует духу Союза России и Беларуси». ЛДПБ также выступила с публичной инициативой проведения общереспубликанского референдума по вопросу объединения России и Беларуси в единое конфедеративное государство. Однако до конца октября в Центральную республиканскую комиссию по выборам и проведению референдумов никаких документов по этому поводу не поступало.

ЛДПБ является одной из маргинальных белорусских партий, а сам г-н Гайдукевич еще во времена, когда Беларусью руководило правительство Вячеслава Кебича, неоднократно привлекался для обеспечения «общественной поддержки» и «шумового фона» в ходе правительственных пропагандистских кампаний.

 

29 октября в Беларуси праздновалось 80-летие ВЛКСМ. В торжественных мероприятиях принял участие президент Беларуси Александр Лукашенко, который выступил с речью, посвященной основным направлениям государственной молодежной политики. Президент обратил внимание на недопустимость культивирования в молодежной среде пренебрежительного отношения к достижениям прошлого, на необходимости максимального использования лучших традиций комсомола. Кроме того, все присутствовавшие обратили внимание на следующий пассаж в речи главы государства: «Государство сделало все, что могло, чтобы помочь нашим гражданам защитить свои права и интересы. Далее это дело самих граждан.»

Торжества завершились вручением премий Белорусского союза молодежи – юридического правопреемника Ленинского коммунистического союза молодежи Белоруссии; в том числе премии за защиту прав и интересов молодежи был удостоен Александр Лукашенко. После этого был торжественный концерт.

3.    ИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

21 октября на заседании рабочей группы по реформированию Содружества независимых государств постоянными представителями государств – членов СНГ был отклонен проект, предложенный исполнительным секретарем СНГ Борисом Березовским. Суть проекта заключалась, в частности, в сокращении численности аппарата, в придании решениям всех органов Содружества характера обязательных (ныне они имеют лишь рекомендательный характер и исполняются лишь теми государствами, которые этого пожелают), в расширении полномочий исполнительного секретаря СНГ и, наконец, в переносе центра политической деятельности СНГ из Минска в Москву. По мнению минских аналитиков, прежде всего постпреды независимых государств были возмущены именно попыткой расширения «явочным порядком» полномочий г-на Березовского, в частности, его идеей назначать постпредов лишь по согласованию с исполнительным секретарем. Это первая крупная неудача г-на Березовского на посту исполнительного секретаря СНГ, которая может иметь достаточно серьезные последствия.

 

23 октября группе депутатов обеих палат белорусского парламента во главе с председателем комиссии по международным отношениям и безопасности Совета Республики, генерал-майором милиции Николаем Чергинцом было отказано в получении визы для вылета по приглашению ООН в Соединенные Штаты Америки. Депутаты намеревались принять участие в обсуждении проблем сотрудничества Межпарламентского союза и ООН.

Как известно, после скандала вокруг дипломатического поселка «Дрозды» группе должностных лиц Беларуси было отказано во въезде в ряд государств Европы и Соединенные Штаты Америки. В этом списке белорусские парламентарии отсутствуют. Однако связано это не с тем, что депутатов Запад любит больше, нежели белорусских чиновников. До сих пор Запад не признает иного парламента, кроме Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва. Таким образом, действующего сегодня де-факто Национального Собрания для Госдепартамента США просто не существует, как не существует и депутата Чергинца. Однако очевидно, что поскольку речь идет о лицах, официально приглашенных для участия в работе авторитетной международной организации, визы должны были быть выданы, поскольку это было оговорено даже в решении Европейского Союза, ограничившем возможности странствий по миру для главы белорусского государства.

В своих комментариях по этому поводу г-н Чергинец особо возмущался тем, что ему помешали спасти человечество: он намеревался предать гласности документы о якобы затонувшей в Северном море советской атомной подводной лодке, ядерное топливо которой угрожает сегодня всему миру. Показательна реакция главы белорусского МИДа: профессор Иван Антонович заявил, что подобные акции не входят в полномочия депутатов, а кроме того, документы такого рода просто не следует возить в дорожном багаже.

 

29 октября представитель Госдепартамента США по связям с прессой г-н Фоули заявил, что посол США не вернется в Минск иначе, как в свою резиденцию в поселке «Дрозды». Это заявление было вызвано попыткой белорусского МИДа урегулировать конфликт вокруг посольских резиденций хотя бы частично, что выразилось в предложении послу Турции г-же Шуле Сойсал вернуться в Минск, причем именно в ее бывшую резиденцию. Как заявили представители белорусского МИД, вернуться на территорию поселка смогут все, кроме послов Франции, Германии и США, чьи резиденции попали на территорию вновь созданной президентской резиденции «Дрозды-1». Послам же этих трех держав будут предоставлены любые устраивающие их помещения, но вне резиденции «Дрозды-1» (то есть, кроме прежних).

Параллельно распространился слух о «первопричине» всего этого дипломатического скандала. Согласно этому слуху, в распоряжение одной из белорусских спецслужб попал фотоснимок, сделанный одним из сотрудников американского посольства, где на фоне президентской резиденции был запечатлен кто-то из его коллег. Все дело было якобы в том, что в окне президентской резиденции в этот момент виднелся силуэт женщины – возможно, одной из обслуживающего персонала резиденции. После этого инцидента президент и распорядился выселить послов.

 

В Минске с визитом побывал депутат Государственной думы Российской Федерации, лидер движения «Союз народовластия и труда» Андрей Николаев. Г-н Николаев имел продолжительную встречу с президентом Беларуси Александром Лукашенко, состоявшуюся буквально на следующий день после подписания в Москве документов о создании левоцентристского блока. Вместе с тем на встрече с журналистами г-н Николаев тщательно дезавуировал связь между этими двумя событиями. По мнению ведущих белорусских аналитиков, визит носил, скорее, ритуальный характер, поскольку за год до выборов в Государственную думу публичным политикам в России необходимо обозначать свое отношение к проблемам интеграции постсоветского пространства.

4.    ЭКОНОМИКА

1 октября состоялась учредительная конференция Белорусской конфедерации предпринимателей (БКП), проходившая под патронажем государства. На конференции присутствовали президент страны Александр Лукашенко и другие официальные лица, общей численностью 250 человек (на 900 посадочных мест в зале). Учредителями БКП стали уже существующие 19 действующих предпринимательских структур от Белорусской научно-промышленной ассоциации, объединяющей крупнейшие белорусские предприятия до Союза налогоплательщиков и гильдии пекарей включительно. Это уже вторая попытка министра предпринимательства и инвестиций Александра Сазонова создать зонтичную предпринимательскую структуру пропрезидентской ориентации (первая, вылившаяся в создание Национальной ассоциации предпринимателей, закончилась ничем). Сама идея создания подобной структуры была вызвана недовольством президента отсутствием поддержки его политики со стороны «среднего класса» и его лоббистов – Белорусского союза предпринимателей, Белорусского союза предпринимателей и арендаторов и Белорусской научно-промышленной ассоциации. На этот раз идея получила реализацию, хотя (на всякий случай) возможных оппонентов просто не допустили в зал; в частности, был аннулирован гостевой билет вице-президента Белорусского союза предпринимателей профессора Александра Потупы, известного в Беларуси книгоиздателя и критика правительственного курса. Вновь созданная БКП получила полномочия представлять интересы нанимателей в тройственном соглашении «наниматели – профсоюзы – государство», хотя по действующему соглашению круг участников его определен до 2000 года. Таким образом завершается строительство пропрезидентских структур гражданского общества (ранее были созданы «широкое» народное движение и молодежная организация; на очереди профсоюзы и женская организация).

 

9 октября в Минске с рабочим визитом побывал новый руководитель ЗАО «Славнефть» Василий Дума. Г-н Дума был назначен на этот пост при явно выраженном противодействии белорусской стороны, желавшей сохранить на посту президента «Славнефти» Анатолия Фомина и 3 октября, при окончательном голосовании по кандидатуре президента ЗАО, даже проголосовавшей против. Цель визита сам г-н Дума оценил как знакомство с работой исполнительной дирекции ЗАО, а о перспективах сотрудничества с руководством Беларуси высказался как о «самых радужных». Вместе с тем,  представители Беларуси были насторожены тем фактом, что якобы в первый раз (3 октября) г-н Дума прилетал в Минск на самолете, принадлежащем компании «ЛУКОЙЛ», с которой отношения у белорусского правительства так и не сложились.

28 октября г-н Дума побывал в Минске в третий раз, уже официально, причем лишь в этот раз был принят на уровне премьер-министра. Премьер-министр Сергей Линг в ходе переговоров акцентировал внимание гостя на необходимость инвестиций в белорусские нефтеперерабатывающие заводы, причем на справедливые замечания гостя о том, что эти вопросы в принципе следовало бы начать обсуждать еще с его предшественником, г-ном Фоминым, г-н Линг дал понять, что этого не делалось, поскольку г-н Фомин закрывал глаза на задолженность Беларуси за поставки нефти. До этого г-н Линг подверг идею акционирования Мозырского нефтеперерабатывающего завода критике на проходившем в тот же день в Минске заседании Международного клуба директоров; по его словам, не оправдались расчеты белорусской стороны на инвестиции. В ответ на эту критику г-н Дума резонно заявил на пресс-конференции, что он бы мог изъять 43 миллиона долларов и инвестировать их собственно в российскую экономику, но он понимает положение дел в Беларуси, а потому не станет спешить с подобным решением.

Когда Василий Дума получит возможность встретиться с президентом Беларуси, пока неизвестно.

 

15-16 октября в Национальной Академии наук Республики Беларусь прошло очередное заседание комиссии по атомной энергетике. Комиссия состоит из 34 представителей различных организаций, имеющих отношение к проблемам энергообеспечения страны. Комиссия, изучающая вопрос целесообразности строительства в Беларуси атомной электростанции, и на этот раз не смогла придти к каким-либо результатам. Это связано с противоречивостью имеющейся у комиссии информации, на основании которой и должно даваться заключение. В частности, по мнению многих авторитетных белорусских специалистов объем даваемой АЭС энергии в лучшем случае будет покрывать 4% необходимого, причем в условиях постоянного финансового кризиса это строительство ляжет дополнительным бременем на плечи налогоплательщиков. Вторым аргументом против строительства АЭС в Беларуси является «Чернобыльский синдром», который закономерно характерен для большинства белорусов после аварии на ЧАЭС. Сторонники строительства апеллируют к острой потребности страны в электроэнергии и к тому факту, что в Пуховичском районе Минской области (60 километров от столицы) еще в советские времена начала возводиться АЭС, строительство которой было заморожено после предания в 1990 году гласности информации о последствиях катастрофы на ЧАЭС, так что часть необходимых для строительства средств уже де-факто вложено. Кроме того, идею строительства Минской АЭС по американским технологиям, по слухам, усиленно лоббирует управляющий делами президента Беларуси Иван Титенков, так что белорусскими экологами эта битва по праву может считаться проигранной изначально.

 

28 октября Палата Представителей Национального Собрания Республики Беларусь единогласно (77 голосов «за», всего депутатов в палате сегодня 108) приняла новую редакцию Гражданского Кодекса Республики Беларусь. В этом документе практически перечеркиваются все имущественные права граждан, существовавшие в действовавшей до сих пор редакции Кодекса. В частности, отсутствуют понятия «срока давности», «ограниченной ответственности»; государство получает право в одностороннем порядке пересматривать действующие арендные договора и договора о купле-продаже недвижимости. Государство получает исключительное право определять стоимость продаваемого объекта, вне зависимости от того, является продавец частным лицом, субъектом хозяйствования негосударственной формы собственности или же государственным предприятием (организацией).

 

29 октября состоялось заседание Совета Министров Республики Беларусь, посвященное проблемам внешнеторгового баланса Беларуси. Как отмечалось на заседании, экспорт в Россию за сентябрь уменьшился более, чем в 2 раза, а отрицательное сальдо за прошедшие 9 месяцев составило 1,2 миллиарда долларов США. Вместе с тем, по словам премьер-министра Беларуси Сергея Линга, «наша страна избрала правильные приоритеты и движется в верном направлении». Что именно имелось в виду, Сергей Степанович не пояснил.

 

В конце октября глава концерна «Белэнерго» Валентин Герасимов выступил с заявлением, согласно которому концерн намерен отказаться от практики так называемого «перекрестного субсидирования», при которой задолженность населения за потребление бытовой электроэнергии погашается за счет средств, поступающих от субъектов хозяйствования. Это означает, что население должно будет оплатить такое количество электричества, которое потреблено населением. Если заявление г-на Герасимова действительно будет реализовано, то тарифы на коммунальные услуги населению возрастут в течение 1999 года в 5-6 раз. Поскольку сегодня размер среднего дохода гражданина Беларуси составляет 30 долларов США на душу, а платить придется порядка 10-12 долларов, нет сомнения, что большинство граждан страны окажутся просто за чертой бедности.

5.    КАДРЫ

В начале октября Минск покинул секретарь ЦК Партии коммунистов Белорусской (оппозиционной президенту), бывший первый вице-спикер Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва Василий Новиков. Тов. Новиков отбыл в Кишинев, поскольку получил назначение на пост советника по политическим вопросам в посольстве Беларуси в Молдове.

 

В конце октября в политических кругах Минска начали распространяться слухи о возможной отставке помощника президента Республики Беларусь по международным вопросам, полковника КГБ, профессора Урала Латыпова. Согласно этим слухам, г-на Латыпова должны назначить послом в России.

Уроженец Башкирии, г-н Латыпов, бывший заместитель директора Института национальной безопасности (бывшая Высшая школа КГБ в Минске), доктор юридических наук, специалист по проблемам борьбы с международным терроризмом, владеет тремя иностранными языками. После распада СССР и образования Министерства госбезопасности России был приглашен Виктором Баранниковым вернуться в Россию и занять пост начальника одного из главков МГБ и члена коллегии министерства, однако, посетив Москву, по неизвестным причинам отказался и вернулся в Минск. В Администрации президента Беларуси работает с декабря 1994 года, причем с 1995 по 1996 год занимал пост начальника секретариата – первого помощника президента. Имеет сына, которому, по тем же слухам, приобрел в Москве квартиру в районе Воробьевых гор, что является косвенным подтверждением и его собственного возможного отъезда в Москву. Г-н Латыпов принадлежит к числу наиболее интеллигентных и умеренных представителей президентского окружения, так что его отъезд будет означать резкое ослабление крыла, возглавляемого главой Администрации президента Михаилом Мясниковичем, выступающего за мирное развитие политического процесса в Беларуси, и усиление крыла, лидером которого является государственный секретарь Совета Безопасности Виктор Шейман, правомерно считающийся «ястребом» и сторонником максимально жесткой политики.

6.    КУЛЬТУРА И MASS-MEDIA

28 октября в Бресте побывал председатель Национальной телерадиокомпании Беларуси Григорий Кисель, ведший длительные переговоры с председателем Брестского облисполкома Владимиром Заломаем. Содержание переговоров г-н Кисель определил как «проблема расширения телевещания местных белорусских телестудий». Поскольку большую часть телевизионных частот в Беларуси занимают российские телевизионные каналы (повсеместно берутся каналы ОРТ, РТР, 80% территории перекрываются каналом «Культура», минчане и жители ряда крупных городов смотрят НТВ, ТВ-Центр и ТВ-6), принято решение расширять объем местного телевещания на частоте канала «Культура». Наблюдатели считают, что выбор потенциальной жертвы продиктован прежде всего спецификой этого канала: там не демонстрируются «мыльные оперы», а потому интересы широких электоральных масс это не затронет. Подобным образом на телечастотах, занимаемых российскими каналами, уже ведется вещание на территории Могилевской и Витебской областей. В перспективе за счет продукции областных телекомпаний планируется создать второй общенациональный государственный телеканал (сегодня есть лишь один, но тоже государственный) и разместить его на частотах той российской телекомпании, которая будет максимально досаждать белорусскому президенту.