Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Н.П. РАСПОПОВ

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в октябре 1998 года

1.    Политика

Основным политическим событием октября стал второй тур повторных выборов мэра Нижнего Новгорода.

1.1.    Повторные выборы мэра Нижнего Новгорода

Благодаря телекомпаниям «Волга» и «Сети НН» нижегородцы в ночь на 12 октября могли получать самые свежие сводки о подсчете голосов. Динамика этих сводок подвигла комментаторов на утверждение о том, что между Ю .Лебедевым и Д. Бедняковым развернулась острая борьба. Хотя фактически соперничество  за голоса закончилась, конечно, двумя днями раньше.

Первые электронные данные, поступившие до полуночи, давали Ю. Лебедеву 10‑процентное преимущество. Однако, после обработки 36% бюллетеней разрыв сократился уже до 4,5%. Далее он сокращался медленнее, телекомпании прекратили трансляцию в третьем часу ночи, когда были озвучены данные по 521 из 536 избирательных участков. В это время был зафиксирован разрыв в 2,9%. Стало ясно 15 оставшихся участков ничего изменить не смогут.

Окончательно преимущество избранного мэра Ю. Лебедева над Д. Бедняковым составило 2,7% голосов. По сравнению с первым туром активность избирателей уменьшилась на 1%; строка «против всех» собрала на 3% голосов больше.

Второй тур удивил не победой Ю .Лебедева, а его невысоким преимуществом. Опережая Д. Беднякова на 9% в первом туре, лидер потерял 11 октября две трети преимущества и обошел конкурента всего на три процента. Очевидно, виной этому более наступательная тактика Д. Беднякова. В том числе так называемая «война компроматов», развернутая им в большей степени, чем Ю. Лебедевым. Предстоит еще разобраться, сколько в этом потоке критики оказалось правды и сколько вымысла. Заметим лишь, что Ю.Лебедев не смог или не захотел опровергать те или иные конкретные обвинения, ограничившись заявлением в суд о защите чести и достоинства.

Волжский отдел ВНИИ МВД РФ (г. Нижний Новгород) — единственная из социологических служб, которая проводила опросы общественного мнения в обоих турах выборов мэра. По результатам первого тура волеизъявление избирателей сильно отличалось от замеренных данных, особенно в отношении Беднякова и Семаго. Зато результаты второго тура были предсказаны намного точнее.

В таблице приведены данные замеров, в процентах от числа решивших, за кого будут голосовать. Было опрошено 1893 чел.

Таблица 1

 

 

Голоса избирателей

 

Бедняков

Лебедев

Семаго

Против всех

Опрос ВНИИ МВД 24.09.98г.

39

38,5

15,4

 7

Результаты первого тура выборов

25

34

21,5

10

Опрос ВНИИ МВД 7.10.98г.

41,4

47,2

11,4

Результаты второго тура выборов

41,3

44

12,8

 

По данным ВНИИ МВД, в электорате Лебедева женщин на 10% больше, чем мужчин, что соответствует составу голосующего населения. Среди сторонников Беднякова наблюдается перевес женщин — 59% против 41% сторонников-мужчин. Оба кандидата черпали ресурсы среди сторонников Семаго. Из результатов опроса видно, что это ресурсы разных социальных групп. Во втором туре Лебедев не приобрел дополнительные голоса пенсионеров и интеллигенции, в то же время ряды его сторонников резко пополнились за счет рабочих и молодежи. Бедняков сумел удержать поддержку всех социальных групп.

По мнению руководителей исследования, доцента ВНИИ МВД А. Меджевского, Беднякову не хватило несколько дней, чтобы переломить ситуацию в свою пользу. Причиной его поражения он считает неумение разговаривать с людьми на социально-бытовом уровне. Бедняков не стал человеком толпы, и лишь в конце гонки вспомнил о рабочих окраинах города. Лебедев же чувствовал себя в толпе органично, все время был в гуще народа, организуя встречи прямо на улицах [[1]].

Крайняя нервозность последних предвыборных дней с потоками взаимных обвинений и разоблачений сменилась довольно единодушным чувством удовлетворения. Главное, что мэр наконец избран. Завершен полуторагодовой процесс смены глав города, вызванный отъездом Б. Немцова в Москву. Возникает лишь вопрос: стоило ли ценой таких волнений менять местами бывшего мэра Нижнего Новгорода И. Склярова и бывшего исполняющего обязанности губернатора Ю. Лебедева?

Выборы мэра состоялись с третьей попытки (признанные недействительными выборы в марте, первый тур 27 сентября, второй тур 11 октября) [[2]].

Таблица 2

Итоги выборов главы местного самоуправления г. Нижнего Новгорода

 

Общее число избирателей

1 млн. 703 тыс.

 

Первый тур

27.09.98

Второй тур

11.10.98

Явка избирателей,%

37,2

36,1

Из них проголосовало досрочно, %

0,9

0,7

Из них проголосовало вне участка, %

2,5

2,7

Процент недействительных бюллетеней

1,9

1,8

Число голосов за Беднякова

100 068

159 774

Число голосов за Лебедева

134 830

170 144

Число голосов против всех

40 352

49 632

 

Таблица 3

Голосование по районам г.Н ижний Новгород [[3]]

 

 

Голоса избирателей,%

 

Первый тур 27.09.98

Второй тур 11.10.98

 

Явка

Бедня-ков

Лебе-дев

Против всех

Явка

Бедня-ков

Лебе-дев

Против всех

Автозаводский

38

31

29

10

35

48

38

12

Канавинский

36

20

39

10

37

37

48

13

Ленинский

37

23

38

10

36

40

47

11

Московский

37

23

38

12

36

39

46

13

Нижегородский

38

24

29

12

37

42

40

16

Приокский

38

25

29

10

37

43

40

15

Советский

38

25

32

10

36

41

43

15

Сормовский

36

24

41

10

36

36

52

11

Н.Новгород

37,2

25,1

33,8

10,1

36,1

41,3

44,0

12,8

 

Эта избирательная кампания войдет в историю не только, как самая долгая, но и как самая насыщенная прикладными политическими технологиями. По сути, на заключительной стадии она переросла в информационную войну, которую вели между собой штабы двух финалистов. В нее как никогда активно включились и нижегородские телекомпании. В этом смысле за результатами выборов можно увидеть победу «Сетей-НН» над «Волгой» и ННТВ.

Мэрство досталось Ю. Лебедеву с превеликим трудом. Ценой победы стало обширное конфликтное поле, сложившееся вокруг нового градоначальника. В результате кампании у Ю. Лебедева оказались испорченными отношения с большинством авторитетных фигур региона, начиная с митрополита и заканчивая депутатами областного Законодательного собрания ( многие из них оказались прямо вовлечены в конфронтацию с будущим мэром — Д. Бедняков, О. Носкова, М. Дикин, О.Шарадзе и др.).

Преимущество, достигнутое Ю. Лебедевым во втором туре, стало следствием ряда обстоятельств.

Во-первых, ставка им была сделана на популярность среди наиболее маргинальных групп населения; его отрыв от Д. Беднякова в Сормовском районе и, наоборот, поражение в Нижегородском и Приокском говорят о многом. Во-вторых, сказалась внешняя поддержка (прямая или косвенная) со стороны таких фигур, как А. Лебедь, Б. Березовский, Б. Немцов, С. Кириенко, В. Жириновский. Эти факты особого оптимизма не внушают, поскольку за помощь всегда нужно платить. Чем, когда и как конкретно будет расплачиваться Ю. Лебедев, пока неизвестно.

Наконец, свою роль сыграла позиция областной «партии власти». На решающей стадии она открыто отвернулась от Д. Беднякова и стала открыто заигрывать с его противником. После первого тура ни В.Буланов, ни В. Седов не оказали Д. Беднякову никакой поддержки. Люди И. Склярова в областном Законодательном собрании устроили обструкцию антикризисной программе Д. Беднякова. За этим последовал дружеский визит Ю. Лебедева в Нижегородский кремль к А. Мелешкину и на автозавод к Н.Пугину. Слова А. Климентьева о том, что «они все там родственники», дополнили общую картину.

Лояльность Юрию Исаковичу со стороны нижегородской элиты сомнений никогда не вызывала. Он мог позволить себе постоянно играть на грани фола. Горизбирком лишь слегка пожурил его за большое количество забракованных подписей на стадии регистрации, затем оставил без последствий прозвучавшие с телеэкранов призывы его сторонниц физически разделаться с губернатором. Никаких последствий не повлекла за собой противоречащая, по словам начальника правового управления ОЗС В. Ольнева, нижегородскому законодательству агитация в пользу Ю. Лебедева руководителей Самары Г.Лиманского и Красноярского края А. Лебедя. Наконец, прокуратура фактически сквозь пальцы посмотрела на агитационные по своей сути действия группы С. Воронова во время голосования 27 сентября.

Среди нижегородских политологов существует точка зрения, что этих фактов достаточно, чтобы считать нового нижегородского мэра человеком, плоть от плоти той самой власти, которая из-за стечения обстоятельств удалила его от себя полгода назад. Они же считают что можно лишь посмеяться над наивностью Семаго, который узрел в Лебедеве чуть ли не лидера местной оппозиции. На самом деле новый городской начальник, как две капли воды, похож на губернатора — и по происхождению, и по образованию, и по манере общаться. Они периодически обмениваются нелицеприятными эпитетами; у каждого есть «любимый» и «нелюбимый» телевизионный канал, и демонстративный уход Ю. Лебедева с прямого эфира по ННТВ мало чем отличается от игнорирования Скляровым «Сетей-НН». Правда, у Юрия Исаковича, в отличие от Ивана Петровича, возможностей пока маловато [[4]].

По мнению другой группы политологов и политиков, существуют серьезные сомнения по поводу возможности достижения полного взаимопонимания и договоренности между этими главными должностными лицами региона, и для этого есть серьезные исторические основания. Сразу после отъезда Б.Немцова весной 1997 года в Москву в Нижнем Новгороде разгорелась нешуточная борьба за то, кто будет лучшим продолжателем дела первого нижегородского губернатора постперестроечной эпохи. Впрочем, на это звание больше претендовал Юрий Лебедев, а Иван Петрович просто хотел стать губернатором, считая, что он этого достоин более других.

У Немцова были свои резоны, ему, похоже, не нравился ни тот, ни другой, иначе не возникали бы тогда на слуху фигуры сначала Николая Пугина, а затем и Сергея Кириенко. Это уже потом, между двумя турами, Немцов станет поддерживать Ивана Склярова, а сначала появляется письмо Президента, явно подготовленное в недрах администрации нижегородской области с предложением о переносе сроков губернаторских выборов на март 1998 года и совмещении их с выборами Законодательного собрания. Это все играет на руку Юрию Лебедеву, но против выступает И. Скляров, заявляя, что любые сроки, кроме конца июня 1997 года — «от лукавого». Юрий Лебедев начинает «обрабатывать» глав районных администраций, пытаясь склонить их к поддержке идею о перенесении сроков.

В итоге «изнурительной» борьбы в июле 1997 года губернатором Нижегородской области был избран Иван Скляров, в качестве противовеса получив представителем президента своего прошлого и, как сейчас выяснилось, настоящего и будущего конкурента. Временно в нижегородском Белом доме воцарилось равновесие. Но что такое должность представителя президента в отличие от публичной должности губернатора! Равновесие ломается достаточно быстро и приходит к своему логическому концу после неудачных для власти весенних выборов мэра города. Лебедев благоразумно уходит в отставку и через несколько месяцев объявляет о том, что во время подсчета голосов губернатору звонили некоторые главы районных администраций города и докладывали о том, на сколько они уменьшили результат А. Климентьева.

Однин из нижегородских социологов заметил: « Нижегородцы не могут простить Склярову, что они его избрали». Не стоит заблуждаться и на случай Юрия Лебедева, его ждет то же самое. Разве что будет происходить это в другом виде, а в том, что это непременно произойдет, нет никаких сомнений. Единственное, что может сделать Юрий Лебедев, и он это будет непременно делать, так это постоянно переводить стрелки недовольства на верхний этаж, на губернатора, благо, опыт есть. Подобные действия, заряженные жаждой реванша, слишком органичны для всей истории существования этих двух политических фигур. Органичны они и характеру самого Юрия Лебедева. Об этом хорошо знают многие главы районных администраций. Знают они и о том, как сразу после назначения Юрия Лебедева вице-губернатором ушли со своих должностей главы Воскресенского, Краснобаковского, Ветлужского и Тоншаевского районов — районов, соседних с Шахунским, откуда и был приглашен Лебедев на пост вице-губернатора. Все они прекрасно знали о качествах Юрия Лебедева и хорошо представляли себе, что им все равно не работать.

В ходе предвыборной борьбы за пост мэра выдвигались аргументы, доказывающие невозможность воспроизведения ситуации Владивостока в Нижнем Новгороде, аргументы совершенно неубедительные.

Первый из них состоит в том, что Приморский край — дотационный регион, и деньги туда идут сверху вниз. На это есть, что возразить. И у нас деньги идут сверху вниз. И у нас городская Дума уже заявила свои претензии на часть трансфертов из федерального бюджета, так что разница с Приморьем здесь невелика.

Второй аргумент заключается в том, что Нижний Новгород слишком близко находится от Москвы по сравнению с Приморским краем, который, напротив, находится слишком далеко. В условиях политически очень слабой федеральной власти и Приморье, и Нижегородская область, одинаково далеки от федерального центра.

Кроме того, карьера Ю. Лебедева состоит из резких подъемов, так что после недолгого отдыха и некоторого накопления сил и ресурсов обязательно последует попытка резко рвануть наверх, тем более, что есть основания для этого: совершенно неприспособленная к борьбе за свои позиции областная власть терпит одно поражение за другим и никаких доказательств своей способности к мобилизации абсолютно не предъявляет [[5]].

1.2.    Нижегородский регион — полигон реформ. Попытка номер два

В полночь 15-го октября новый градоначальник Юрий Лебедев и его помощники встречали бывшего нижегородского губернатора, бывшего вице-премьера российского правительства, заместителя председателя президентского Совета по местному самоуправлению и руководителя Национального центра региональной политики Бориса Немцова. В ходе недельного пребывания в Нижнем Новгороде Б.Немцов рассказал журналистам о своих планах на ближайшее будущее. Главной своей обязанностью на предстоящие годы Б. Немцов считает развитие малых и средних городов России. Речь идет о разработке антикризисных программ развития для конкретных городов. Пилотный проект Немцов предложил, естественно, нижегородским властям и нашел полное взаимопонимание. Распоряжением мэра Нижнего Новгорода уже создана рабочая комиссия, которую возглавили сам Ю. Лебедев и Б. Немцов. В ее состав наряду со специалистами области включены сотрудники Института экономики переходного периода, Института проблем рынка, Института экономики города. Им предстоит смоделировать на ближайшие два года конкретные проблемы: своевременность выплат зарплат и пособий, занятость населения, инвестиции, образ города на российском и мировом уровне. Основным источником реализации предлагаемой реформы должен стать местный бюджет, 40% которого, по словам Немцова, сливается в канализацию. И только половина этих средств расходуется на образование и медицину. На нижегородский проект, по утверждению Немцова, не будет истрачено ни одной копейки из городского бюджета. Все затраты — порядка 100 тыс. долларов — готовы нести иногородние спонсоры, фамилии которых до окончания реализации программы Немцов предпочел не обнародовать. Городская администрация, со своей стороны, окажет проектантам посильную помощь предоставлением рабочих кабинетов, автообслуживанием и временным жильем. Уже в конце декабря программа будет представлена на утверждение всех ветвей власти, которые окончательно решат ее судьбу: претворять немедленно в жизнь или отложить до лучших времен. Было заявлено, что разработка антикризисных программ не ограничится Нижним Новгородом, а будет продолжена в крупнейших городах региона — Дзержинске, Арзамасе, Кстове и на Бору [[6],[7]].

19 октября специалисты «антикризисной» команды Б.Немцова провели два совещания в городской и областной администрациях, совместными усилиями подготовили распоряжения первых лиц города и области. Необходимо заметить, что даже сами распоряжения иллюстрируют разницу в понимании роли Б.Немцова в жизни региона. Если Ю.Лебедев сразу создает специальную комиссию по разработке муниципальной антикризисной программы, то И.Скляров подписывает распоряжение, в котором оговаривает только возможность применения разработок немцовского фонда для пяти муниципалитетов области: Нижнего Новгорода, Арзамаса, Бора, Дзержинска и Кстова.

Координировать работу групп на уровне города будут Лебедев и Немцов (они сопредседатели комиссии), на уровне области — заместитель губернатора — Станислав Бисин. Не определен состав областной рабочей группы. В городскую войдут работники администрации и «первый десант» столичных специалистов. Пока приехали первые лица Института экономики города, Института проблем переходного периода и Федеральной комиссии по подготовке кадров. Они-то и выберут тех, кто будет претворять в жизнь идеи бывшего нижегородского губернатора.

Правда, сам молодой реформатор не раз подчеркнул, что экспериментировать на регионе не собирается, задача его команды — «минимизировать количество ошибок и сделать так, чтобы в Нижегородской области можно было нормально жить». Главное решение предстоит принимать народным избранникам [[8]].

Реакция на приезд Немцова и обнародование его муниципальной программы была в области далеко неоднозначной. В частности, в заявлении Нижегородского обкома КПРФ говорится: «... сегодня серьезную тревогу у нас вызывает появление в стенах администрации города в непонятном качестве Б.Немцова... Напоминаем нижегородцам, что его 6-летнее пребывание в должности губернатора оставило разрушительный след в экономике области и губительно сказалось на благополучии ее жителей... Недавно Немцов со свойственной ему самоуверенностью заявил средствам массовой информации, что будет реализовывать в крупнейших городах области свои пять программ. Мы заявляем решительный протест по поводу его бесцеремонного вмешательства в дела города и области...» Чуть раньше устный, но столь же решительный протест, заявил на ту же тему лидер местной фракции НДР А.Осташкин. Разваливающейся по швам партии директоров и начальников тоже не по нраву действия Бориса Немцова. Само собой разумеется не одобрили приезд Немцова «соколы Жириновского». Однако, есть примеры и другого свойства. 19 октября И. Скляров издал распоряжение №1611-р, где «... в целях... выполнения предвыборной Программы, укрепления бюджетно-финансовой сферы местного самоуправления, обеспечения эффективности защиты прав и интересов населения Нижегородской области» обязал глав Арзамаса, Бора, Кстова, Дзержинска и Нижнего Новгорода создать совместно с «Национальным фондом региональной политики» рабочие комиссии для разработки программ, предложенных экс-вице-премьером. В переводе с бюрократического это означает одобрение целей приезда Немцова в Нижний Новгород. В тот же день Б. Немцов и И. Скляров в одном вагоне уехали в Москву: Немцов — за помощниками по разработке программ, губернатор — на съезд промышленников и предпринимателей. По сведениям от источника в администрации Президента, И. Скляров по его просьбе 20-го октября вечером был принят заместителем главы администрации Президента О. Сысуевым. Доложив об обстановке и принимаемых мерах по стабилизации положения в регионе, губернатор высказал просьбу к администрации Президента сделать все, чтобы Немцов больше не появлялся в Нижнем Новгороде. Мотивация просьбы состояла в том, что в области есть эффективно действующее руководство, способное во главе с законно избранным губернатором самостоятельно решать все возникающие проблемы, а приезд безответственного политика не будет способствовать этому. В доказательство безответственности Немцова были приведены его суждения на пресс-конференции для местных средств массовой информации о Е. Примакове и его «правительстве пенсионеров» [[9]].

1.3.    Деятельность региональных органов власти

27 октября состоялся выездной семинар-совещание для депутатов Законодательного собрания Нижегородской области. Основной разговор, ради которого был организован семинар, касался анализа социальной обстановки в области и состояния общественного порядка. Он прозвучал в выступлениях начальника УВД В. Каныгина, прокурора области А. Федотова и начальника УФСБ В. Булавина.

После пяти лет снижения уровня преступности в этом году в области зарегистрирован рост на 3,5%. По прогнозу УВД, в ближайшее время эта тенденция сохранится, и к концу года рост преступлений составит 5%. Зарегистрировано 609 преступлений в сфере организованной преступности, из которых 578 относятся к категории тяжких и особо тяжких. Около 1600 преступлений связано с наркобизнесом, около 5000 преступлений приходится на экономическую сферу. Раскрываемость преступлений в Нижегородской области составляет 78,6%, что на 4% превышает средний российский уровень. В УВД считают, что местные законодатели могут оказать положительное влияние на состояние правопорядка в области. По мнению генерала В. Каныгина, необходимо принять меры к своевременному выделению средств под принятую недавно областную программу по борьбе с преступностью. Нужны областные законы о профилактике токсикомании и наркомании и о лицензировании мест легального хранения наркотических средств. Еще одно предложение, прозвучавшее со стороны правоохранительных органов, — ввести запрет на торговлю алкогольной продукцией в любых местах, кроме стационарных магазинов. При этом целесообразно закрепить магазины за заводами-изготовителями.

С точки зрения социальной обстановки Нижегородская область относится к числу сравнительно спокойных регионов. Как сообщил начальник УФСБ генерал В. Булавин, за 9 месяцев текущего года в области состоялось 280 забастовок, митингов и других акций протеста, в которых приняло участие 48 тысяч человек. Среди политических и общественных движений, действующих в области нет таких, которые ставили бы своей целью насильственное изменение конституционного строя.

Отдельно он остановился на деятельности РНЕ (Русское Национальное Единство), потенциально вызывающей беспокойство. РНЕ — организация, официально незарегистрированная, но и не запрещенная. По мнению В. Булавина, это правильно, так как при запрете организация уйдет в подполье, и проконтролировать ее действия будет намного сложнее. Начальник УФСБ проинформировал, что действия зарубежных спецслужб в области в последнее время характеризуются все большей «наглостью и агрессивностью». По-видимому, они рассчитывают, что при нынешней тяжелой ситуации в стране это сойдет с рук. Например, зафиксированы встречи представителей спецслужб с гражданами прямо на квартирах у последних. Имеются признаки активизации деятельности не только традиционных оппонентов, но спецслужб государств Балтии и некоторых стран СНГ. Например, Украины и среднеазиатских республик, прежде в подобном незамеченных. Остановившись на проблеме коррупции, начальник УФСБ отметил, что основной причиной, ее порождающей, является «нищий чиновник с распределительными возможностями». Следовательно, для ликвидации этой основной причины необходимо либо чиновника сделать материально независимым, либо лишить его распределительных функций. Конкурсы на замещение вакантных должностей в их нынешнем виде, по мнению В. Булавина, эту задачу не решают. Прокурор области А. Федотов в своем выступлении особый упор сделал на профилактике правонарушений. По его мнению, таким путем можно существенно снизить уровень преступности. Например, более трех четвертей таких тяжких преступлений, как убийство, совершается на бытовой почве. По словам прокурора, одна из основных задач, которую сейчас ставит перед собой криминал, — это вхождение во власть. У областной прокуратуры имеются данные, что и выборная кампания А. Климентьева частично финансировалась криминальными деньгами [[10]].

1.4.    Изменения в структурах власти и новые назначения

1.4.1.    Областная администрация

Проблемами привлечения в экономику области дополнительных ресурсов, в частности для решения конверсионных задач, создания производств и рабочих мест, продиктовано решение губернатора И.Склярова ввести в структуру администрации области должность заместителя губернатора по инвестиционной политике. Им на общественных началах назначен Сергей Васильевич Крысов. В рамках возложенных на него задач естественно выглядит и назначение его генеральным директором унитарного предприятия Нижегородской области «Региональное агентство содействия инвестициям». С. Крысов -1955г. рождения. Доктор физико-математических наук. Руководил СП «Телеком», ЗАО «Ринверс». На работу в областную администрацию пришел с должности советника министра по атомной энергии РФ [[11]].

Губернатор И. Скляров подписал распоряжение «О внесении изменений в структуру областной администрации». Оно предусматривает разделение департамента по связям с общественностью и средствами массовой информации на два самостоятельных департамента. Первый — по связям с общественностью возглавила экс-руководитель прежде единого департамента, заместитель губернатора О. Савинова. Второй — пресс-службу губернатора — М. Карелина. Губернатор заявил также о намерении создать в областной администрации Информационно-аналитический центр [[12]].

1.4.2.    Городская администрация

28 октября на заседании Нижегородской Думы была утверждена структура городской администрации. Этому решению предшествовало долгое и скрупулезное обсуждение в комиссиях Гордумы. В предложенную мэром Ю. Лебедевым структуру депутаты внесли 29 поправок, с 17 из которых городская администрация вынуждена была согласиться.

По новой схеме управления правой рукой мэра является первый заместитель. В его подчинении находятся три заместителя главы администрации, которые курируют городское хозяйство, социальные вопросы и экономику, промышленность и предпринимательство. Должность заместителя мэра сохраняется и за директором департамента финансов и налоговой службы и за главами районных администраций.

Четыре городских управления — здравоохранения, образования, социальной защиты и по международным связям — становятся департаментами. Как пояснил Ю. Лебедев, это обуславливается их большим значением в жизни города. В структуре администрации появился ряд новых департаментов — по обеспечению работы городской Думы, территориального общественного самоуправления и взаимодействия с депутатами Законодательного собрания области и Федерального Собрания РФ, по связям с общественностью и СМИ, информационно-аналитической работы. Департамент организационно-инспекторской работы и юридическое управление реорганизуются в департамент организационно-правовой работы. Еще одно важное изменение — комитет по управлению городским имуществом объединяется с комитетом по земельным ресурсам. Мэр подчеркнул, что все директора департаментов будут набираться только на конкурсной основе. После победы на конкурсе новый директор должен подготовить структуру своего департамента. После обсуждения структуры администрации Дума приступила к согласованию кандидатур заместителей главы администрации. В результате голосования депутаты утвердили Сергея Абышева в должности первого вице-мэра (21 — за, 10 — против), Александра Разумовского — заместителем главы города по социальным вопросам (20 — за, 11 — против). Депутаты не утвердили заместителем главы города — директором департамента финансов и налоговой политики Ольгу Сулиму (14 — за, 17 — против) [[13]].

Причины, происходящих кадровых изменений Ю. Лебедев объясняет так : «Нужны люди, которые имеют новые идеи». Правда, кандидатура первого зама Ю. Лебедева 29-летнего Сергея Абышева вызвала в Городской Думе большие споры. Г-н Абышев известен по своей работе в качестве проректора Технического университета, первого секретаря обкома Российского союза молодежи, а также как руководитель аппарата Ю. Лебедева в бытность того представителем президента и глава его предвыборного штаба в период последней кампании. Однако определение «опытный хозяйственник», которое традиционно связывается с этой должностью, к нему никак не подходит. Тем более, что на вопрос журналистов: «Чем вы будете заниматься?» С. Абышев честно ответил: «Пока не знаю». Поэтому можно предположить, что при выдвижении этой кандидатуры Ю. Лебедевым двигал один, но пламенный мотив: чтобы в случае чего «на хозяйстве» оставался верный человек. Первым же его реальным делом стала организация народных гуляний (инаугурации) в честь победы Ю. Лебедева [[14]].

1.4.3.    Назначение Геннадия Ходырева в Правительство РФ

Свою лепту в «розовое» правительство РФ внес и нижегородский регион. Министром по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства назначен депутат Государственной Думы (фракция КПРФ) Г. Ходырев. При создании министерства, которое он возглавил было ликвидировано два госкомитета — антимонопольный и по поддержке и развитию малого предпринимательства — и две федеральные службы по регулированию естественных монополий в области связи и на транспорте. Функции ликвидированных структур перешли к новому министерству. Естественно, что и в регионах произойдет слияние этих четырех структур, и теперь уже известно, на чьей базе — на базе территориального управления Государственного антимонопольного комитета (ГАК). Для сегодняшних кадровых перестановок и реорганизаций в столице фигура Г. Ходырева знаковая. Коммунист с аппаратным прошлым, убежденный государственник, «на деле доказавший верность идеалам народовластия и социализма», который «против развала страны и ограбления народа».

Последние годы в Нижнем Новгороде Г. Ходырев являлся президентом Торгово-промышленной палаты Нижегородской области и на этом посту ратовал за развитие мелкого частного бизнеса и расширение торгово-промышленного обмена области с зарубежными странами. Как и его тезка, руководитель КПРФ Г. Зюганов, Ходырев — «мягкий коммунист», тяготеющий к социал-демократии. Все наблюдатели отмечали его вялость на весьма горячих выборах губернатора Нижегородской области в 1997 году. Несмотря на мощную поддержку Г. Зюганова и нижегородских партийцев, он спокойно дал обойти себя Склярову, тоже бывшему партийцу. И удовольствовавшись мандатом депутата Госдумы, отбыл в Москву. Сегодня в Москве сбор «опытных хозяйственников» с партноменклатурным прошлым, своего рода реванш за отнятые демократами семь лет власти. Ходырев в их числе [[15]].

1.5.    Региональные политические партии и движения

Губернатор И. Скляров поручил своим помощникам разработать концепцию общественного движения, которое предположительно будет называться Нижегородским промышленным альянсом. По словам губернатора, инициативу по созданию этого движения проявили ряд «капитанов индустрии», среди которых известные в городе промышленники и крупные предприниматели.

Нижегородский промышленный альянс будет призван объединить местных промышленников — «патриотов края» и местные, областные и муниципальные власти для конструктивной работы в целях «консолидирующего движения вперед». Этот союз, по мнению губернатора, не должен быть политическим. Впрочем, не сразу, но И. Скляров оговорился: «может быть».

В любом случае, как подчеркнул губернатор, даже не претендуя на некое политическое лидерство в регионе, альянс должен противопоставить себя «всяким» новоявленным партиям типа «Молодая Россия» (о которой в октябре во время своего приезда в Нижний говорил Б. Немцов) и ограничить некие деструктивные политические или карьерные устремления ряда лиц. Во главе же этого процесса должны будут встать мэр и губернатор [[16]].

Политический реестр пополнила партия «Новые левые». Ниша левого центра пользуется у политиков все большей популярностью. Едиными кандидатами в президенты от этого крыла пожелали стать недавно такие крупные фигуры, как московский мэр Ю. Лужков и председатель Госдумы Г. Селезнев. Поспевает за своими влиятельными коллегами и рядовой депутат Госдумы В. Семаго. Учредительная конференция общероссийского движения «Новые левые» собрала в воскресенье 25 октября почти полный зал Нижегородского театра оперы и балета. Собравшиеся рассчитывали принять участие в создании новой общественной структуры, что включает в себя принятие устава и программы, однако фактически попали на творческий вечер В. Семаго (в промежутках между выступлениями депутата высказались еще несколько активистов), по окончании чего состоялся концерт. Как оказалось, 27 учредителей «Новых левых» все организационные вопросы решили накануне, на настоящей учредительной конференции. Пришедшие же в театр ни программы, ни устава движения не получили. Это не мешало публике активно записываться в «Новые левые»: лидер движения В. Семаго и без того хорошо знаком нижегородцам. В выдержках из устава, розданных на конференции, цели движения сформулированы так: «качественное преобразование экономической, политической и правовой системы общества, на основе синтеза ставших общечеловеческими традиционных социалистических ценностей (труда, гуманизма и справедливости; мира, равенства и добровольности; самоуправления и солидарности; интернационализма и народности) и широкого спектра этических, коммуникационных, экологических, иных «новых левых» идей, а также социальных технологий постиндустриальной эры, учитывающих специфику России; создание условий для такого общественного прогресса, при котором каждому гражданину страны обеспечиваются расширяющиеся возможности для его всестороннего развития как свободной личности в интересах общего блага, социальной и природной гармонии; становление социального гражданского общества и служащего ему, «усыхающего» естественным путем демократического правового государства».

Таковы глобальные цели движения, а конкретная деятельность нижегородских активистов будет подчинена таким задачам: жесткий контроль за выполнением предвыборной программы Ю. Лебедевым; мягкие советы новой администрации города по улучшению ее работы; предъявление претензий Б.Немцову в связи с расчетами между областной администрацией и Министерством финансов РФ по навашинскому кредиту; национализация НБД-банка; отторжение от Инкомбанка бывшего здания «Нижполиграфа». Кроме того, В.Семаго обещал организовать общественные приемные, куда горожане могли бы обращаться со своими жалобами и предложениями. Резонный вопрос: чем будет отличаться новое левое движение от «старых» коммунистов? КПРФ, считает Семаго, работает по сталинским лекалам, когда все вопросы решает кучка вождей. «Новые левые» должны вернуться к ленинским принципам: технические секретари выполняют технические функции, не более того, а стратегию и тактику определяют широкие массы. Как это будет реализовано в движении В. Семаго, пока непонятно, ведь учредители находятся в Нижнем Новгороде, а правление планируется разместить в Москве. В первую голову «Новые левые» собираются заняться проблемами пенсионеров, детей, молодежи и военных. В более дальних планах Семаго также создание всероссийского концерна оппозиционной печати.

Кстати, «Новые левые» — второе движение за становление гражданского общества, деятельность которого разворачивается вокруг А. Климентьева. Первое движение называлось «Правый берег» и было основано три года назад. Сейчас «Правый берег» свое существование прекратил. Об этом официально заявил идеолог «Правого берега» и технический организатор «Новых левых», он же руководитель предвыборных штабов А. Климентьева и В. Семаго, публицист Николай Симаков. Можно понять Владимира Семаго, который не раз заявлял о своих политических планах на ближайшие два года. Точку в них должно поставить его предполагаемое участие в выборах президента России. На раскрутку «новым левым» остается практически два года. Семаго не скрывает, что его участие в президентской гонке в решающей степени будет предопределено итогами выборов в Госдуму. Преодолеть 5‑процентный барьер, по его оценке, «Новым левым» вполне под силу. В. Семаго заявляет, что порядка 50-60 депутатов фракции КПРФ в Госдуме разделяют его взгляды и готовы стать членами нового движения, что в итоге повышает шансы создания собственной фракции в Госдуме. Сам Семаго не исключает для себя варианта выдвижения по одному из шести округов Нижнего Новгорода. Занятое третье место среди претендентов на пост мэра Нижнего Новгорода дает вполне весомые основания для принятия этого решения [[17],[18]].

«Движение «Наш дом — Россия» входит в новую эру своего развития,» — заявил на пресс-конференции член совета, председатель исполкома Нижегородского регионального отделения движения НДР А.Осташкин. Движение постепенно становится партией, а основной акцент руководители этого движения делают на усиленную работу в регионах. Сейчас активно ведется работа по созданию двадцати районных отделений. По словам А. Осташкина, реальные оценки и прогнозы по поводу становления НДР как партии, опирающейся на средний класс, можно будет давать только после заседания в Москве политсовета движения, которое ориентировочно намечено на 15 ноября этого года. Кроме создания районных отделений, в Нижегородской области планируется осуществление программы «Молодежная биржа труда», создание в области ветеранской секции и общественных приемных для ветеранов. Сейчас в области создано отделение ассоциации малого и среднего бизнеса, представители которого видят в движении НДР здравомыслящего помощника. Руководителями движения налажены прочные связи с руководством Нижегородской области, и, как заявил А. Осташкин, есть большая надежда на плодотворное сотрудничество с новым мэром Нижнего Новгорода Ю. Лебедевым, который, по мнению представителя НДР, является самостоятельным политиком и хозяйственником. В то же время, публичное заявление Б. Немцова о том, что московская команда в очередной раз приезжает в Нижний Новгород для того, чтобы помочь городу, — не более чем самореклама, считает руководитель регионального отделения НДР [[19]].

2.    ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

2.1.    Власть и межэтнические отношения

В комитет Законодательного собрания Нижегородской области по вопросам государственной власти области и местного самоуправления обратилось руководство ОВИРа по Нижегородской области с предложением принять постановление об усилении административной ответственности за нарушение правил пребывания иностранных граждан в нашем регионе. Для чего это нужно? По данным управления паспортной службы (УПВС) УВД, вьетнамцев у нас в городе тысячи, однако зарегистрировано из них только 12 человек. То же положение и с представителями других государств, в основном азиатских и среднеазиатских.

«С появлением в Нижнем Новгороде вьетнамских, корейских, китайских и других диаспор в городе заметно усложнилась криминогенная обстановка, — пояснил начальник ОВИР УПВС УВД Петр Фролов. — В этом году против иностранных граждан совершено 343 преступления, а сами они совершили 253 преступления. Это в два раза больше, чем в 1997 году». Как же можно бороться с «нелегальными» гостями? Есть два пути — выдворить их из страны и штрафовать. Но принудительная высылка одного человека (а добровольно уезжать никто не хочет) обойдется правоохранительным органам в 500-600 долларов (стоимость билета, сопровождение и т.п.), а существующие штрафы в 40 рублей просто смехотворны для тех же вьетнамцев, которые ведут активную торговлю в Нижнем Новгороде. П. Фролов предложил членам комитета вынести на заседание областного Законодательного собрания постановление, в котором размер штрафов за проживание иностранных граждан без документов на право жительства в РФ и уклонение от регистрации увеличивается до 20-ти минимальных зарплат. Повторное нарушение влечет за собой наложение штрафов до сорока минимальных зарплат. Если правила нарушает принимающая сторона (а в роли таковой могут выступать как юридические лица, российские и иностранные, так и должностные лица государственных органов власти и органов местного самоуправления), то мера ответственности выше — до 50 минимальных зарплат, при повторном совершении того же в течение года — до 100 минимальных размеров оплаты труда. На рассмотрение Законодательного собрания будет вынесен и проект постановления «О регистрации и снятии граждан государств СНГ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства Нижегородской области». Оно предусматривает взимание с граждан постсоветских государств, временно пребывающих на территории нашей области, сбора в размере 2,5 руб. в сутки. От его уплаты предлагается освободить участников ВОВ, инвалидов 1-й и 2-й групп, близких родственников принимающего лица, детей до 14 лет, лиц, проходящих лечение в российских медучреждениях, членов официальных делегаций органов госвласти и местного самоуправления, членов творческих групп, участников научных и творческих собраний, неработающих пенсионеров.

Полученные в результате штрафных санкций деньги предполагается перечислять на специальные счета УПВС УВД. Впоследствии 60% из них останутся там же, а 40% будут направляться на содержание милиции. В случае, когда депортируемый не в состоянии оплатить свое возвращение на родину, средства на это будут сниматься со счетов УПВС [[20],[21]]

2.2.    События в сфере национальных культур

Семь лет назад еврейской религиозной общине было возвращено историческое здание синагоги. Сегодня это здание выглядит хуже всех культовых сооружений города. И это несмотря на то, что за 7 лет синагога действительно развивалась и сплотила вокруг себя коллектив единомышленников. Нижегородская синагога сегодня — это религиозно-культурный центр, где действует воскресная школа с изучением иврита и традиции, молодежный центр, прекрасная библиотека с многими редкими изданиями, благотворительная столовая для малоимущих. Это регулярные встречи в рамках Союза евреев — инвалидов войны и бывших узников концлагерей и гетто. Это детский театр, выступающий на еврейских религиозных праздниках, и ежемесячная газета «Нижегородская синагога», которую знают уже не только в нашем городе, но и в обеих столицах, в Америке, в Молдове и в Белоруссии.

Дело возрождения синагоги и еврейской религиозной жизни без преувеличения можно назвать заслугой одного человека — раввина Липы Грузмана, оставившего этот пост в сентябре и возвратившегося в Израиль. Потребовались его неутомимая энергия и пробивная сила, чтобы зарегистрировать общину. Потребовался его дар убеждения, чтобы люди, предпочитавшие до этого молиться тайно, в миньянах на частных квартирах, подписали заявление на регистрацию общины. Чтобы наконец начали звучать в старых стенах распевные молитвы на древнем языке.

К сожалению, мало кто из евреев в Нижнем Новгороде, способен прочувствовать свое еврейство, голос предков в совокупности с российским опытом. Чаще встречается одно из двух: либо полная, вполне искренняя ассимиляция, либо религиозный фанатизм, отсутствие широты взгляда, современного понимания многообразия мира. По мнению раввина Липы Грузмана, возрождение еврейской духовности остается именно за евреями, рожденными в России. Еврей, рожденный в Израиле, США для российской почвы — экзотика. В Нижегородском регионе больше нет действующих синагог, кроме нижегородской. А регион, как утверждают некоторые аналитики, действительно может стать некой моделью развития межконфессиональных отношений. На посту раввина Липа Грузман старался сотрудничать с руководителями ведущих нижегородских конфессий: митрополитом Николаем и настоятелем мечети Умар-Хазратом. Синагога проводила немало совместных акций с другими конфессиями. Последняя — совместно с Фондом развития татарского духовного наследия Хиляль (Москва) — переиздание уникальной «Всеобщей иллюстрированной истории письмен» Шницера 1903 г.

Возвратившегося в Израиль раввина Л. Грузмана сменил на его посту Залман Иоффе. 15 октября в половине десятого утра он был избит при выходе из своего дома. Обстоятельства инцидента пока остаются невыясненными. Сразу после случившегося Иоффе был отправлен в 1 городскую больницу. Врачи предложили ему госпитализацию, однако раввин отказался, предпочтя отправиться домой. По словам прихожан синагоги, этот вопиющий случай всех потряс, так как в течение восьми последних лет ничего подобного они припомнить не могут. Информация о случившемся в средствах массовой информации практически отсутствует [[22],[23]].



Источники

[1]. Е.Стариченкова. Голосовали обидой // Нижегородские новости. — 1998. — №201. — 22 октября.

[2]. В.Окмянский. Нижегородцы избрали мэра с третьей попытки // Нижегородские новости. — 1998. — №194. — 13 октября.

[3]. В.Окмянский. Вылетел — не поймали // Нижегородские новости. — 1998. — №198. — 17 октября.

[4]. А.Макарычев. История с продолжением // Биржа. — 1998. — №41. — 15 октября.

[5]. В.Лысов. Стратегия реванша // Биржа. — 1998. — №41. — 15 октября.

[6]. А.Языков. Полигон реформ // Биржа. — 1998. — №42. — 28 октября.

[7]. Д.Скворцов. Осень молодого патриарха // Монитор. — 1998. — №88. — 15 октября.

[8]. О.Смирнова. Лебедев дал крышу немцовскому центру // Монитор. — 1998. — №88. — 20 октября.

[9]. В.Ионов. От любви до ненависти.. // Биржа. — 1998. — №43. — 29 октября.

[10]. Е.Маслова. Как ни наказывай.. // Нижегородские новости. — 1998. — №207. — 30 октября.

[11]. Маслова. Научный подход к инвестиционной политике // Нижегородские новости. — 1998. — №208. — 31 октября.

[12]. К. Фокин. Пресс-служба сообщает.. // Нижегородские новости. — 1998. — №205. — 28 октября.

[13]. Н. Аничкова. Новая команда в новой структуре // Нижегородские новости. — 1998. — №206. — 29 октября.

[14]. Д.Демин. Назначения недели // Биржа. — 1998. — №42. — 22 октября.

[15]. Соб.инф. Назад, в будущее // Нижегородские новости. — 1998. — №207. — 30 октября.

[16]. Н.Беляков. У руля // Монитор. — 1998. — №88. — 20 октября.

[17]. А.Языков. Семаго строит в Нижнем трамплин // Биржа. — 1998. — №43. — 29 октября.

[18]. В.Окмянский. Кто там шагает старой? Новой! // Нижегородские новости. — 1998. — №206. — 29 октября.

[19]. О.Успенская. «Наш дом» идет в регионы // Нижегородские новости. 1998. — №202. — 23 октября.

[20]. К.Фокин. В Ханое хорошо, а в Нижнем — лучше // Нижегородские новости. — 1998. — №195. — 14 октября.

[21]. С.Пудов. Административное выдворение // Монитор. — 1998. — №86. — 15 октября.

[22]. Е.Чернова. «Мой раввин сегодня — стена плача...» // Нижегородские новости. — 1998. — №189. — 6 октября.

[23]. Д.Токман. Избит раввин нижегородской синагоги // Дело. — 1998. — №42. — 16-22 октября.