Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

И.А. ГЕРМАНОВ

Пермская область

в октябре 1998 года

1.    Экономика

1.1.    Статистика

Финансово-экономический кризис определенным образом отразился и на экономике Прикамья. По данным облстаткомитета в сентябре предприятиями всех форм собственности, включая малые и совместные, а также промышленные подразделения при непромышленных организациях произведено, продукции в фактических отпускных ценах и оказано услуг промышленного характера на сумму 3617,4 млн. рублей. Сравнивая этот показатель с предыдущим месяцем (2596,3 млн. рублей), можно сделать вывод о промышленном подъеме. Однако сравнение объемов производства в денежном исчислении не дает реальной картины. В физическом исчислении в сентябре объемы продукции по всей промышленности сократились на 11%.

Индекс физического объема (ИФО) произведенной продукции по всей промышленности за январь-сентябрь с.г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 97%. За этот период произведено продукции и оказано услуг на сумму 27 648,9 млн. рублей. Как и в предыдущие месяцы, выше 100% сложился ИФО производства в нефтедобывающей отрасли, цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности. В деревообработке этот показатель также выше чем в соответствующий период прошлого года. В остальных отраслях объемы производства в физическом исчислении по отношению к прошлому году сократились. Значительное отставание производства от уровня аналогичного периода 1997 года отмечено в промышленности стройматериалов, черной металлургии, машиностроении и легкой промышленности.

Следует отметить, что в отдельных отраслях глубина сокращения была значительно меньше, чем в январе-сентябре прошлого года. Так, если за девять месяцев прошлого года темп производства в лесозаготовительной промышленности к уровню предыдущего составлял 85,4%, то в текущем году — 91,6%, в электроэнергетике соответственно 87,7 и 88,9%.

В то же время, в такой отрасли, как угольная спад производства в текущем году ежемесячно был намного глубже, чем в предыдущем — по итогам работы за прошедший период объемы снизились в целом по отрасли более, чем наполовину. Здесь отмечено максимальное отставание производства от прошлогоднего уровня.

По сравнению с предыдущими годами структура производства не претерпела каких-либо существенных изменений. Наибольшая часть выпуска промышленной продукции по-прежнему сосредоточена в четырех ведущих отраслях: электроэнергетике, топливной и химической промышленности, машиностроении. В целом, эти отрасли производят более двух третей всей промышленной продукции области [[1]].

Валовая продукция аграрного сектора области, включая мелкотоварное производство, в январе-сентябре т.г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 6%. Все снижение связано с уменьшением производства продукции земледелия (88% к уровню прошлого года), при этом животноводы увеличили производство продукции на 2%.

За девять месяцев т.г. крупными и средними сельскохозяйственными предприятиями области выпущено товаров и услуг на сумму 1857 млн. рублей в фактических ценах. Индекс физического объема производства сельскохозяйственной продукции в январе-сентябре 1998 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 103,8%, в том числе 90,7% за сентябрь.

К середине октября практически во всех хозяйствах закончилась уборочная страда. На треть меньше чем в прошлом году собрано зерна. В связи с засухой продуктивность колосовых культур снизилась во всех районах области с 15,4 центнеров с гектара в прошлом году до 10,8 центнеров в нынешнем. Размеры погибших посевов в этом году значительно превысили уровень 1997 года и составили 8,5% посевных площадей (0,2% в 1997 году).

Пополнение зерновых ресурсов на следующий год во многом зависит от темпов полевых работ текущего года. По данным на середину октября посевы озимых культур снижены на 19 тыс. га, зябь поднята на 410 тыс. га (99% к уровню прошлого года).

Сельскохозяйственные работы во многом тормозятся отсутствием топлива и ГСМ. Из-за повышения их стоимости приобретение нефтепродуктов предприятиями отрасли снизилось: дизельного топлива — на 10%, бензина — на 12%.

В животноводческих хозяйствах области увеличение производства достигнуто за счет роста реализации свиней (на 2%) и мяса птицы (на 14%). Рост молочной продукции связан исключительно с повышением продуктивности дойного стада, при этом его численность продолжает сокращаться [[2]].

22 октября на состоявшейся коллегии департамента АПК и продовольствия принято постановление, согласно которому сельхозпроизводители должны накормить область продуктами собственного производства. Для этого необходимо существенно увеличить валовое производство животноводческой продукции [[3]].

В свою очередь ассоциация фермерских хозяйств и сельхозкооперативов внесла ряд предложений, адресованных губернатору, о развитии частного землевладения. Учитывая тот факт, что фермерские хозяйства, личные подворья, садоводы и огородники производят около 95% картофеля, 90% овощей, 48 — молока, 41 — мяса от общего объема производства, частные производители предложили губернатору усовершенствовать нормативно-правовую базу их существования.

Суть этого обращения не в том, чтобы получить финансовые вливания в этот сектор сельскохозяйственного производства, а в том, чтобы создать кредитно-финансовую структуру и четкую правовую базу для мелких сельхозпроизводителей, которые сегодня уже во многом определяют насыщение продовольственного рынка, не имея практически никакой государственной поддержки и правовой основы.

Как сообщила Пермская газета «Капитал» глава области Г.Игумнов, учитывая проблемы продовольственной безопасности области, принял письмо к рассмотрению с большой заинтересованностью [[4]].

Решение проблем сельхозпроизводителей связывается, в том числе и с расширением их контактов с местными предприятиями. Как мы сообщали, в сентябре в областном агродепартаменте состоялась встреча с руководителями промышленных предприятий. Аграрники и промышленники договорились о взаимовыгодном техническом и другом сотрудничестве, чтобы вместе решать проблемы производства сельхозпродукции в своем регионе.

По информации корреспондента газеты «Звезда» областное аграрное ведомство, сообщило о том, что с некоторых предприятий начали поступать предложения на предмет производства оборудования для сельхозпроизводителей. В частности, готово принять заявки ПНИТИ, завод им. Дзержинского, ОАО «Пермские моторы». Сейчас в департаменте формируется специальный банк данных. ОАО «Сильвинит» готов поставить птицеводам восемь тысяч тонн зерна под гарантию бесперебойного снабжения своих рабочих продукцией птицефабрик [[5]].

1.2.    Финансы

По данным пермского областного финансового управления дефицит консолидированного бюджета области за 8 месяцев составил 50 млн. рублей. Основная сумма налогов и платежей поступила от налогоплательщиков и составила 3381 млн. рублей — это ниже соответствующего периода прошлого года на 627 млн. рублей. За месяц прирост налогов составил 17%.

Общая сумма расходов из средств консолидированного бюджета за восемь месяцев текущего года составила 4201 млн. рублей. Основными направлениями финансирования являются образование, культура и искусство (1105 млн. рублей), здравоохранение и физическая культура (610 млн. рублей), что составило соответственно 26 и 14% всех расходов бюджета [[6]].

На состоявшемся внеочередном заседании областного парламента депутаты заслушали информацию начальника главного управления экономики областной администрации В.Чебыкина и обсудили первоочередные меры по обеспечению жизнедеятельности социально значимых отраслей в IV квартале текущего года. В представленном докладе говорится, что администрация планирует получить в бюджет до конца года 275 млн. рублей. При этом средняя норма поступлений должна составлять 3,4 млн. рублей в день. Сегодняшняя цифра меньше — 3,1 млн., но по сравнению с сентябрем ситуация улучшилась: в предыдущий месяц ежедневное поступление составляло всего 2,1 млн. рублей. Все средства администрация планирует направить на выплаты зарплаты бюджетникам. Предполагается, что в октябре — ноябре работники бюджетных отраслей получат деньги без задержек. С декабрем ситуация не ясна, поскольку в представленном администрацией бюджете спланирован дефицит 39 млн. рублей. Положение осложнено и тем, что «повис» долг по зарплате бюджетникам за предыдущие два месяца [[7]]. Кроме того, бюджет области до конца года должен погасить банковские кредиты на 43,224 млн. рублей. Задолженность по кредитам в немецких марках составляет 7,233 млн. рублей, в долларах -16 млн. рублей, в рублях — 19,991 млн. рублей. Выплаты по валютным кредитам предстоят в декабре текущего года, а по рублевым — 10,1 млн. рублей в октябре, 4,35 млн. рублей — в ноябре и 5,541 млн. рублей — в декабре. Кроме того, за пользование кредитами требуется уплатить проценты в размере 9,822 млн. рублей [[8]].

1.3.    Инвестиции

По данным журнала «Эксперт» Пермская область попала в список 18 российских территорий, которые обладают всеми необходимыми предпосылками для экономического роста, и, по мнению аналитиков, должны образовать «каркас» новой территориальной структуры хозяйства страны. В опубликованном инвестиционном рейтинге российских регионов, составленном по результатам 1997 года, Пермская область входит в первую десятку регионов с наибольшим инвестиционным потенциалом, где занимает 8-е место. Кроме двух столиц и Московской области впереди — Свердловская область, Красноярский край, Ханты–Мансийский автономный округ и Самарская область. В таблице инвестиционного риска регион в 1998 году занимает 31-е место, в рейтинге 1997 года он был 39–м. По объему прямых иностранных инвестиций Пермская область не вошла в первых двадцати. Не вошла также она в число наиболее динамичных регионов по физическому объему промышленного производства в 1991‑1997 годах, а также в перечень наиболее динамичных по инвестиционному потенциалу. Нет Пермской области и в рейтинге 20 первых регионов по числу малых предприятий. Хотя по большинству других слагаемых инвестиционного потенциала она находится в числе лидеров [[9]].

Тем не менее, по данным областного комитета государственной статистики, совокупный объем инвестиций в Пермской области за прошедший с начала года период снизился на 16%. На развитие экономики и социальной сферы области предприятиями и организациями всех форм собственности, с учетом малых предприятий и неформальной экономики, за январь–август 1998 года использовано инвестиций около 3,4 млрд. рублей (84% к соответствующему периоду прошлого года) [[10]].

2.    Социальная сфера

2.1.    Уровень цен

По мнению специалистов облкомстата, нестабильность курса доллара стала основным фактором резкого повышения цен в основных секторах экономики Пермской области. Проводимая кредитно-денежная политика привела к устойчивому росту темпов инфляции. За девять месяцев текущего года потребительские цены в среднем по области выросли на 46,78%, в том числе сводный индекс потребительских цен за сентябрь 1998 года сложился 135,9%.

Цены на продовольственные товары (включая алкоголь) выросли в прошедшем месяце на 40,09%. Наибольшим был рост цен на такие продукты питания, как сахар, чай, кофе (в 2,4 раза), крупа и бобовые (в 2,2 раза), макаронные изделия, маргарин (в 1,9 раза). Несколько медленнее росли цены на колбасные изделия, молоко и молочную продукцию, их удорожание не превысило 8% за месяц.

Сезонный характер повлиял на удешевление овощной продукции в целом по области на 3,18%, в том числе картофеля — на 11,86%, при одновременном росте цен на фрукты — на 46,4%.

Стоимость необходимого набора продуктов в конце сентября в целом по области составила 365,53 рубля, увеличившись на 17,6% по сравнению с предыдущим месяцем. Наибольшей стоимость набора осталась в г. Березники (378,04 рублей), наименьшей — в г. Кудымкаре (326,6 рублей), в Перми его стоимость равнялась 363,3 рублей.

Непродовольственные товары дорожали более ускоренными темпами, чем продукты питания, их увеличение за месяц составило 43,6% (за сентябрь 1997 года — 0,22%). Наибольшими сохранялись темпы прироста цен на электротовары (на 57,04%), телерадиотовары (на 44,84%) [[11]].

Тем не менее, негативное влияние кризиса сказалось на экономике региона в гораздо меньшей степени, чем в других территориях. Как сообщил председатель Пермской городской Думы В.Сухих, Пермь вошла в «пятерку» городов России, которых разразившийся в стране финансово–экономический кризис коснулся в наименьшей степени. Об этом стало известно на совещании правительства РФ с руководителями органов местного самоуправления [[12]].

2.2.    Прожиточный минимум

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения области по ценам сентября составила 449,5 рублей. Изменение цен привело к увеличению этого показателя в сентябре по сравнению с предыдущим месяцем на 20%, с начала года — на 27%, по отношению к сентябрю 1997 года — на 26,4% [[13]].

2.3.    Денежные доходы и средняя зарплата

Денежные доходы, полученные населением области в январе-сентябре 1998 года, сложились в сумме 24323,5 млн. рублей (904,9 рублей в среднем за месяц в расчете на каждого жителя области) и уменьшились по сравнению с предыдущим годом на 3%. В сентябре денежные доходы населения превысили уровень предыдущего месяца на 20% и составили 1044,9 рублей.

Однако реальные денежные доходы в январе-сентябре 1998 года составили 86,9% от уровня прошлого года. В результате резкого повышения потребительских цен в сентябре реальные денежные доходы населения области снизились на 11,6% по сравнению с августом и на 39,5% по сравнению с началом года.

Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам в августе 1998 года, сложилась в размере 1110,9 рублей и по сравнению с предыдущим месяцем снизилась на 4,5%. Реальная августовская средняя заработная плата сократилась по сравнению с июлем с.г. на 9%. К уровню декабря 1997 года размер реальной заработной платы составил 82%, к уровню августа — 95%.

Сохраняется существенная дифференциация заработков в отраслях промышленности. Самое значительное уменьшение августовской заработной платы отмечено в цветной металлургии, полиграфической и легкой промышленности. Здесь оно составило соответственно 18%, 15% и 14%. Однако в некоторых отраслях в сентябре произошло увеличение заработной платы. Наибольшее увеличение заработков отмечено в газовой — в 2,7 раза и в деревообрабатывающей промышленности — в 1,5 раза.

Самый высокий уровень заработков отмечался по-прежнему у работников нефтеперерабатывающей (3371,3 рубля), нефтедобывающей (2661,9 рубля) и газовой промышленности (2571,4 рубля). Среднемесячная заработная плата в этих отраслях выше средней по области в 3; 2,4; 2,3 раза, соответственно.

Средняя заработная плата работников бюджетных отраслей в 1,4-1,9 раза ниже среднеобластного уровня. Она превышает бюджет прожиточного минимума лишь в 1,5-2 раза (в образовании — в 1,5 раза, в культуре — в 1,6 раза, в здравоохранении — в 2 раза) [[14]].

2.4.    Рынок труда

По состоянию на 1 сентября 1998 года уровень регистрируемой безработицы составил с среднем по области 1,6% от численности экономического активного населения. Число ищущих работу граждан, состоящих на учете в городских и районных отделах департамента федеральной службы занятости населения Пермской области составило 28 тыс. человек. По сравнению с августом предыдущего года численность безработных снизилась на 61%, с июлем 1998 года — на 5,5%. Столь значительное снижение этого показателя связывается специалистами с ужесточением требований при регистрации и задержками выплаты пособий [[15]]. По данным на начало октября задолженности по выплатам пособий по безработице составила 8864,7 тыс. рублей [[16]].

Кризис существенно не повлиял на состояние рынка труда. По информации вице-губернатора В.Сергеева продолжается снижение регистрируемой безработицы. Тем не менее напряжение на рынке труда растет. Если прежде на одну вакансию было 4-5 безработных, то сегодня уже 7 [[17]].

2.5.    Бюджетные выплаты

Недостаток средств бюджетов всех уровней продолжает оставаться одной из главных причин социальной напряженности в Прикамье. В связи с крайней ограниченностью финансовых возможностей Правление областного фонда социальной поддержки населения объявило о свертывании программ помощи малоимущим. Прекратится также дотирование фондом учреждений социальной сферы [[18]].

В Лысьве взбунтовались опекуны несовершеннолетних детей, которые добровольно взяли на попечение ребят, оставшихся без родителей. Попечители пришли на встречу с главой города — В.Фиониной, чтобы заявить о своем отчаянном материальном положении. До сих пор государство не рассчиталось по категории социальных выплат еще за второй квартал. Областной бюджет задолжал Лысьве по детским пособиям, в том числе и опекунским, около 6 млн. рублей [[19]].

Во многих районах схожая ситуация с выплатой детских пособий. По данным главного управления пенсионного обеспечения на 29 октября 23 района области из 40 до сих пор не расплатились с долгами по детским пособиям, а в целом по области эта задолженность составляет 280 млн. рублей. В том числе за 1998 год — 263 млн. рублей.

Начальник управления пенсионного обеспечения проблему видит в самой системе финансирования выплат детских пособий, которая осуществляется через органы местного самоуправления. Проблемы задолженности неоднократно рассматривались на заседаниях комиссий в Законодательном собрании, у губернатора области, в региональной трехсторонней комиссии. Принято решение, что с будущего года финансирование выплат детских пособий будет осуществляться через главное управление пенсионного обеспечения из средств областного бюджета [[20]].

По всей видимости, это решение вызовет неоднозначную реакцию среди руководителей городских администраций. Если глава администрации Губахи Г.Мишустин подал в областной суд иск на Законодательное собрание области за решение возложить на органы местного самоуправления исполнение Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» [[21]], то мэр Перми Ю.Трутнев уже высказался против отмены этого решения. Он считает, что финансирование детских пособий из областного бюджета проблемы сроков выплаты не решит, но вновь нанесет ущерб территориям — донорам [[22]].

Несмотря на сложную обстановку, в области есть и положительные сдвиги. В конце октября удалось добиться некоторого сокращения задолженности по пенсиям. В этом месяце — впервые с начала года — в Пенсионный фонд Пермской области поступило 300 миллионов рублей. Именно столько необходимо для месячной выплаты пенсий. По сообщению Главного управления пенсионного обеспечения области, с 28 числа начата выплата пенсий за сентябрь. Еще недавно их задерживали почти на два с половиной месяца [[23]]. В конце прошлой недели Г.Игумнов встретился с первым вице-премьером В. Густовым, и тот обещал выделить отделению Пенсионного фонда безвозвратную ссуду в размере 50 млн. рублей. Это позволит еще на несколько дней сократить отставание от графика выплат [[24]].

3.    власть и Политика

3.1.    Исполнительные органы

Основным направлением деятельности региональных властей по-прежнему остается поиск источников дополнительных поступлений в бюджет. Администрация области довольно длительное время ведет переговоры с руководством РАО «Газпром» о приобретении компанией «Межрегионгаз», осуществляющей свою деятельность на территории области, статуса юридического лица. Это позволит взимать налоги с этого предприятия в областной бюджет. В последнее время ведение переговоров значительно затруднено тем, что область находится в списке крупнейших должников «Газпрома». Как сообщил вице-губернатор И.Шубин, сейчас ведется работа над соглашением между областной администрацией и РАО «Газпром», где четко будут расписаны взаимные обязательства [[25]].

Как сообщила газета «Губернские вести», Пермская область, Министерство путей сообщения и Свердловская железная дорога подпишут трехсторонний договор, который будет регулировать взаимоотношения субъекта федерации и железнодорожников. Об этом договорились вице-губернатор И.Шубин и глава МПС Н.Аксенов. Темой переговоров стали трудности с введением валютного коэффициента для тарифов на железнодорожные перевозки. Кроме льгот для пермских промышленников, речь шла и о механизме уплаты НДС, при котором налог оставался бы в областном бюджете [[26]].

Эта же газета сообщила о весьма своеобразных мерах администрации по поддержке некоторых местных предприятий. Несмотря на попытки осуществления жесткой политики в отношении предприятий — неплательщиков налогов администрация области решила «заступиться» за предприятия, задолжавшие в пенсионный фонд и налоговую инспекцию. За последний период эти структуры подали несколько исков в арбитражный суд о банкротстве. По мнению вице-губернатора Г.Тушнолобова, если дела так пойдут дальше, то процесс может оказаться неуправляемым. Налоговая инспекция и пенсионный фонд проблемы выплаты долгов так и не решат, а предприятия погубят. Администрация видит иные пути реструктуризации предприятий. Поэтому в ближайшее время с пенсионным фондом и налоговой инспекцией будет подписано соглашение об упорядочении предоставления в суд дел о банкротстве [[27]].

3.2.    Законодательные органы

Как уже говорилось, на состоявшемся 8 октября внеочередном заседании областного парламента администрация вынесла на обсуждение проект бюджета на IV квартал. Депутатам было предложено пойти на сокращение ряда расходных статей бюджета, что даст возможность уже сейчас безотлагательно приступить к финансированию по приоритетным направлениям — зарплата и задолженность по ней.

Областной парламент, фактически не предложив где, из каких источников брать деньги, поручил администрации представить к своему следующему заседанию проект изменений в бюджете «предусмотрев полное финансирование приоритетных, защищенных статей бюджета» [[28]].

В качестве возможного источника пополнения областного бюджета администрация предложила депутатам Законодательного собрания введение 5% налога с продаж тех товаров, которые не являются товарами первой необходимости. В то же время, предложено было отменить ряд налогов, установленных органами местного самоуправления и снизить налог на прибыль на 3%. Ожидаемый эффект — поступление в бюджет дополнительно 400 млн. рублей [[29]].

Депутаты предложили не спешить с принятием этого документа. Некоторые из них считают, что сегодня для этого слишком неподходящее время. Федеральный закон, которым был введен этот налог, был принят до 17 августа. В результате разразившегося кризиса уровень жизни людей и без того снизился в несколько раз, а суть нового налога — переложить тяжесть налогового бремени с производителя на население.

Кроме того, в проекте обнаружилось много неясных моментов. К примеру, управление финансовой экспертизы считает, что порядок исчисления налога с продаж создает возможности ухода от уплаты этого налога, проект документа не прошел согласование с органами местного самоуправления, хотя и затрагивает их интересы.

Не исключено, что к обсуждению законопроекта депутаты вернутся при проработке бюджета на 1999 год, тем более, что, по заключению специалистов, «при введении налога в 1998 году требуется либо изменение отчислений по регулирующим налогам на 1998 год, либо введение закона с 1 января 1999 года» [[30]].

2 ноября депутатам Законодательного собрания был передан проект бюджета области на 1999 год, разработанный администрацией области. Предполагается, что бюджет, как и в нынешнем году, будет бездефицитным. Общий объем консолидированного бюджета увеличится, по словам губернатора Г.Игумнова, в полтора раза — с 7 до 10 млрд. рублей. Не забыты и интересы территорий-доноров. Они получат на 4% средств больше от общего объема бюджета, чем все остальные. Правда, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, закон о которых недавно принят в области, по-видимому, в следующем году будут выполнены не полностью, а лишь на 90% [[31]].

3.3.    Органы местного самоуправления

Главы администраций городов Прикамья предпринимают различные меры, чтобы в условиях кризиса хоть как-то облегчить положение своих жителей.

В Березниках с ноября вводятся талоны для малоимущих слоев населения. На них можно будет приобрести необходимые продукты питания и иные товары. Глава местного самоуправления Г.Мошкин уже подписал соответствующее постановление об их выдаче нуждающимся работникам бюджетной сферы, пенсионерам. Критерий для получения талонов — доход горожанина в месяц должен быть ниже 350 рублей. Березниковские талоны являются, по сути, своеобразными денежными суррогатами, которые идут в дополнение к пенсиям, пособиям, зарплате. На них можно будет приобрести необходимое в отдельных магазинах города, сеть которых сейчас определяется. По предварительным подсчетам, такая социальная защита малоимущих будет обходиться городской казне в 1,1 миллиона рублей ежемесячно [[32]].

Мэр Перми Ю.Трутнев заявил, что в сегодняшних условиях приоритетным направлением деятельности руководства города, областного и городского УВД, отдела по борьбе с экономическими преступлениями является расследование дел, негативно влияющих на общую ситуацию в экономике региона. На страницах газеты «Местное время» он привел факты, когда руководители ряда пермских предприятий, чьи работники годами не получают заработную плату, имеют в собственности большие парки автомобилей (от 4 до 18), строят коттеджи — дворцы и т.п. Администрацией города принято постановление, в котором соответствующим органам поручена проверка экономической деятельности ряда пермских предприятий, а также соответствия доходов и расходов, произведенных их руководителями. За каждым предприятием — недоимщиком будут закреплены сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями [[33]].

3.4.    Взаимоотношения региональных и местных органов власти

В конце октября в Прикамье остро проявился конфликт между местным самоуправлением и областной законодательной властью. Поводом для углубления конфликта стал принятый Законодательным собранием в первом чтении законов о бюджетном процессе и о минимальном социальном обеспечении, которые, по мнению мэров, ущемляют права местного самоуправления.

Инициатором «мэрского бунта» стала объединяющая 6 территорий ассоциация «Верхнекамье» во главе с главой администрации г.Березники А.Мошкиным. Она первой выступила с заявлением о необходимости внесения изменений в областные законы и более четкого разграничения полномочий. Позиция мэров северных городов Прикамья была поддержана главами местного самоуправления других территорий, в том числе и Перми.

Для защиты прав местного самоуправления было решено создать областной Союз муниципальных образований. Инициаторы создания союза выступили с совместным заявлением и провели переговоры с губернатором и руководством областного парламента. На этих переговорах удалось договориться о том, что необходимые коррективы в областные законы будут внесены в ближайшее время [[34]].

4.    Социальный протест

4.1.    Итоги акции протеста 7 октября

На традиционном брифинге в областной администрации вновь обсуждалась тема акции протеста 7 октября. Вице-губернатор В.Сергеев обнародовал официальные данные о количестве участников акции. По словам В.Сергеева, всего в акции приняли участие 30143 человека, из них 22190 человек — в митингах и шествиях. Зарегистрировано 6 приостановок работы предприятий, потери от которых составили 9672 человеко-часа, или около полумиллиона рублей в денежном исчислении, и 14 забастовок [[35]].

Несколько иные данные о количестве участвующих в акции привел председатель Пермского облсовпрофа Б.Пожарский на своей пресс-конференции. Они таковы: 179 забастовок на предприятиях (еще на 1103 предприятиях была приостановлена работа), 23 тысячи на двух митингах в Перми, 28 митингов в городах и районах области, 1450 собраний на предприятиях. Общая численность участников акции протеста составила полмиллиона человек.

На вопрос, чем объясняется большая разница между данными профсоюзов и данными администрации области — неумением последних считать или чем-то иным, Пожарский ответил: «И тем и другим. Мы можем ошибаться в подсчетах людей на улицах, но цифры участников акции протеста на предприятиях проверены и за них мы отвечаем головой. До администрации области данные просто еще не дошли».

Главным результатом, по мнению лидера профсоюзов, стало то, что началось погашение задолженности по зарплате, почти всем стало ясно: курс реформ прежним путем не пойдет. Однако пока не будут удовлетворены законные требования трудящихся, профсоюзы не намерены отказываться от акций протеста. По словам Б.Пожарского, 7 октября — лишь начало Всероссийской акции протеста. Если же все останется по-прежнему, то у облсовпрофа есть предложение угольщиков объявить бессрочную забастовку, либо провести акцию в более жестком варианте. При этом председатель облсовпрофа напомнил недавнюю историю о перекрытии железных дорог, прозрачно намекнув, что в нашей области есть дороги не только железные.

Впрочем, по словам Б.Пожарского, если правительство Е.Примакова займет решительную позицию и поддержит российскую промышленность, то профсоюзы готовы его поддержать и даже призвать своих членов немного потерпеть, если увидят перспективу.

В адрес депутатов областного парламента, которые никак не отреагировали на проведение акции, профсоюзный лидер сказал, что профсоюзы сумеют заставить их вспомнить: кто их избирал и зачем [[36]].

Вняв требованиям облсовпрофа, депутаты областного парламента решили определить свое отношение к прошедшей акции в начале своего очередного заседания, состоявшегося 22 октября. В проекте решения, предлагалось признать справедливыми большую часть требований трудящихся. Но, внимательно вчитавшись в требования, присланные профсоюзами, депутаты обнаружили в них некоторые сомнительные пункты. Например, предлагалось «выразить недоверие областной администрации» и даже «устранить институт Законодательного собрания области, так как его содержание обходится народу слишком дорого». Поэтому депутаты с требованиями решили не соглашаться, а лишь принять их к сведению и учесть при подготовке обращения к правительству РФ [[37]].

Итогам акции протеста было посвящено и очередное заседание областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Оказалось, обладминистрация к действиям профсоюзов отнеслась необычайно серьезно. Требования их считает и обоснованными, и справедливыми. За два дня до заседания комиссии, как сообщил ее координатор В. Сергеев, в администрации Пермской области состоялось специальное совещание, посвященное действиям областной исполнительной власти «по итогам акции». Он сообщил также, что в администрацию от профсоюзов поступило 95 требований, предложений и вопросов, которые будут внимательно изучены и не останутся без ответа. Затем координатор комиссии и вице-губернатор коснулся социально-экономического положения страны и области и сделал вывод о том, что сегодня все признают необходимость корректировки курса реформ. Председатель облсовпрофа Б.Пожарский сначала подвел некоторые итоги акции протеста, еще раз обратив внимание на то, что это был протест против «губительного социально-экономического курса», что руководство страны неспособно обеспечить минимальные социальные гарантии гражданам. А потом заявил, что если до конца года не будет конкретных результатов, то профсоюзы поставят вопрос о дальнейшем сотрудничестве в рамках социального партнерства [[38]].

4.2.    Забастовки учителей

Как сообщает пермская газета «Профсоюзный курьер», в области не прекращается волна учительских забастовок. 20 октября однодневную забастовку провели работники 7 школ Коми-округа. В этот же день прекратили работу 6 образовательных учреждений Частинского района области. По данным на конец октября забастовка там приостановлена, но не прекращена.

Сразу после акции 7 октября бессрочную забастовку объявили педагогические коллективы десяти школ г. Губаха из пятнадцати. В акции протеста против регулярной задержки зарплаты приняли участие около пятисот учителей. Инициатором выступила школа №2, выходившая в позапрошлом и прошлом годах победителем Всероссийского конкурса школ, известная в области как экологическая площадка департамента образования Прикамья [[39]].

После почти двухнедельной забастовки учителя начали занятия. Педагогам выплачены отпускные, погашена часть задолженности по июньской зарплате. Городским властям, чтобы выплатить долги пришлось обратиться с просьбой о кредите в один из коммерческих банков [[40]].

После того как страсти немного улеглись, началось разбирательство последствий акции педагогов для города, прежде всего для его казны. Часть общественности на страницах городской газеты «Уральский шахтер» теперь упрекает руководство города в том, что оно не имело права брать для выполнения требований учителей кредит под столь высокий процент — 80. Ведь возвращать его надо будет из городского бюджета почти в двойном размере, а это означает только усугубление кризиса погашения задолженности по зарплате другим бюджетникам.

Особенно возмущают общественность выдвинутые педагогами требования о выплате им зарплаты за дни забастовок и повышении ее на 10% в соответствии с решением областного Законодательного собрания. На встречах директоров школ с ответственными за финансовое положение города работниками администрации по этому поводу произошло настоящее словесное сражение. В конце концов, директора школ и члены стачечного комитета пришли с этими требованиями к главе города Г.Мишустину. Но тот тоже высказал свою непреклонность в удовлетворении требований педагогов, уже в который раз, откровенно рассказав о бедственном положении городской казны.

В конце концов, «учитывая тяжелую финансовую ситуацию в городе», учителя решили и сами временно передохнуть от акций протеста и сняли требования об увеличении на 10% зарплаты и погашении долгов по ней за сентябрь [[41]].

4.3.    Медицинские работники

Работники Лысьвенской городской больницы объявили о начале бессрочной забастовки. Не покидая рабочих мест, почти тысячный коллектив больницы решил до выполнения своих основных требований оказывать населению только экстренную медицинскую помощь. Медики еще не получили зарплату за июнь. В больнице нет самых необходимых медикаментов. Нечем кормить больных. Стачком заявил, что в больнице до тех пор не будет проводиться плановая работа, пока он не увидит гарантий выполнения главного требования — уравнять финансирование больницы с финансированием других лечебных учреждений Лысьвы [[42]].

4.4.    Рабочие

Проблема выплаты долгов по заработной плате стала причиной состоявшегося 21 октября митинга работников ГП «Машиностроитель», в котором приняло участие более полутора тысяч человек. Главное требование, которое было закреплено в резолюции митинга — в срок до 10 ноября выплатить долги по заработной плате не менее чем за два месяца (на сегодня выплачена зарплата лишь за сентябрь 1997 года). В случае невыполнения своих требований митингующие решили созвать конференцию трудового коллектива и выразить недоверие руководству предприятия.

Было решено создать комиссию по проверке и распределению средств, поступающих на заводские счета, возобновить оформление документов о банкротстве предприятия и обратиться в Государственную Думу РФ с требованием прекратить импорт продукции, которую могут производить отечественные производители, в том числе и «Машиностроитель» [[43]].

Работники Пермских городских электросетей не получают зарплату в течение 3 месяцев. На состоявшемся собрании трудового коллектива принято обращение к руководителям АО «Пермэнерго», в котором работники требуют выплатить долги по зарплате, предусмотреть ее индексацию в связи с ростом цен. Поскольку главная причина задержки заработной платы — неплатежи потребителей, в обращении руководству указывается на необходимость ужесточения требований по платежам за электроэнергию с должников. Коллектив предприятия предупредил руководство, что при невыполнении этих условий он будет вынужден принять, как сказано в решении «неординарные меры» [[44]].

5.    Политические партии и организации

Деятельность основных политических сил Прикамья в октябре во многом была обусловлена прошедшей 7 числа акцией протеста.

На состоявшемся расширенном заседании исполкома областной организации Народно — патриотического союза России (НПСР) принято решение, что необходимо продолжать борьбу за отставку президента РФ и смену курса проводимых реформ. Следующей массовой акцией исполком НПСР назвал митинг и демонстрацию в день 7 ноября [[45]].

Переменой политических установок депутата Госдумы В.Похмелкина в отношении грядущих выборов парламента и президента завершилась его встреча с избирателями. В начале встречи лидер областной организации партии «Демократический выбор России» отдавал предпочтение формуле: «Каждой ветви власти — выборы в свой срок». Однако пенсионеры требовали, чтобы их депутат добивался скорейшей отставки главы государства. По сообщению газеты «Новый компаньон», нажим публики был столь ощутимым, что, в конце концов, депутат не удержался и воскликнул: «Ну, хорошо! С этого момента я поддерживаю лозунг профсоюзов — «Одновременные выборы президента и Государственной Думы в 1999 году!» [[46]].

По всей видимости, воодушевленные примером лидеров КПРФ, пермские коммунисты начали наступление на местные средства массовой информации. Первый секретарь обкома КПРФ Ю.Перхун направил письмо вице-губернатору В.Сергееву с предложением рассмотреть вопрос о создании наблюдательного совета при ГТКРК «Т7». По мнению коммунистов, в последнее время государственная компания «Т7», финансируемая из бюджета, «стала обслугой либералов-монетаристов», а руководитель компании Г.Волчек злостно нарушает закон о СМИ и не предоставляет слово представителям всех точек зрения, существующих в обществе. В обкоме отмечают также низкий профессиональный уровень журналистов и низкое качество программ, в которых информация искажается и передергивается.

Вскоре обком КПРФ направил еще одно письмо в адрес вице-губернатора Сергеева. На сей раз жалуются на газету «Звезда», которая якобы нарушает закон и не предоставляет слово депутату Госдумы В.Зеленину [[47]].

6.    Международные связи

21 октября состоялась встреча посла США в России Дж.Коллинза с губернатором Прикамья Г.Игумновым. Американский посол сказал, что приехал в Пермь затем, чтобы, во-первых, наладить контакты с местным руководством, а во-вторых — посмотреть на примеры успешного сотрудничества американских и русских компаний и узнать, почему оно удалось. На встрече обсуждались перспективы вложения иностранного капитала в пермские предприятия. По сообщению газеты «Пермские новости» Дж. Коллинз сделал вывод, что, несмотря на общероссийский кризис, инвесторам есть смысл строить отношения с пермяками на долговременной основе [[48]]. Состоялась встреча посла и с главой администрации Перми. Здесь удалось достигнуть договоренности об организации в Американской торговой палате презентации г. Перми [[49]].

В октябре на заводе имени Кирова состоялось открытие совместного предприятия «Москва — Штокхаузен — Пермь» (МСП). Это стало одним из примеров успешной реализации сотрудничества российских предприятий и иностранных компаний. МСП будет заниматься производством флокулянтов, при помощи которых происходит высокоэффективная очистка питьевой и сточной вод, что позволяет не только улучшить питьевой режим, но и в огромной мере снизить уровень загрязнения воды при сбросе в водоемы промышленных и бытовых стоков. На открытие нового предприятия присутствовали представители российских городов, химических предприятий ФРГ, прилетел и председатель Госкомэкологии РФ В.Данилов-Данильян [[50]].

После выхода предприятия на проектную мощность областной бюджет будет ежегодно получать до 60 млн. рублей дополнительного дохода. Кроме того, будет создано 150 новых рабочих мест для пермяков. Проектная мощность рассчитана на выпуск 10 тыс. тонн флокулянтов в год (на сумму 60 млн. немецких марок). По предварительной оценке, в 1998 году будет произведено около 1 тыс. тонн продукта. Первая партия химических реагентов для водоочистки уже закуплена МГП «Мосводоканал», и в дальнейшем москвичи будут оставаться крупнейшими потребителями продукции СП [[51]].



Источники

[1]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — сентябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 6-10.

[2]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — сентябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 26-28.

[3]. Ужегов В. Как прокормить три миллиона? // Звезда. — Пермь, 1998. — 23 октября.

[4]. Ужегов В. Частник — лицо государственное // Звезда. — Пермь, 1998. — 3 ноября.

[5]. Ужегов В. Почин сделан, кто следующий? // Звезда. — Пермь, 1998. — 22 октября.

[6]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — сентябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 44 — 45.

[7]. Горева Н. Пусть платят богатые // Вечерняя Пермь. — Пермь, 1998. — 15 октября. — №110 — 111.

[8]. Бюджет области до конца года должен погасить банковские кредиты на 43,224 млн. рублей // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 20 октября. — №36.

[9]. Власенко Т. Кого любят деньги? // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 27 октября.

[10]. Совокупный объём инвестиций снизился на 16% // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 18 октября.

[11]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — сентябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 55 — 58.

[12]. Пермь — оазис благополучия? // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 18 октября. — №35.

[13]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — сентябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 73-74.

[14]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — сентябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 68-70.

[15]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — сентябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 75.

[16]. Долги // Вечерняя Пермь. — Пермь, 1998. — 22 октября. — №112 — 113.

[17]. Конкурс — семь человек на место // Губернские вести. — Пермь, 1998. — 16-22 октября. — №42.

[18]. Иссякли социальные копейки // Пермские новости. — Пермь, 1998. — 23 октября.

[19]. Хайбутов В. Голодают и старые и малые… // Звезда. — Пермь, 1998. — 20 октября.

[20]. Семченко О. ЯБЛОКО раздора — детские пособия // Вечерняя Пермь. — Пермь, 1998. — 29 октября. — №114-115.

[21]. Медведев В. Подал иск в суд на законодателей // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1998. — 29 октября. — №43.

[22]. Коробейников В. «Надежда» замерзает последней // Местное время. — Пермь, 1998. — 21 октября. — №45.

[23]. Гордин М. Пенсии в срок? // Звезда. — Пермь, 1998. — 29 октября.

[24]. Семёнов М. В понедельник, у губернатора // Капитал. — Пермь, 1998. — 4 ноября.

[25]. Мы должны «Газпрому» // Губернские вести. — Пермь, 1998. — 16 — 22 октября. — №42.

[26]. Доходу прибудет // Губернские вести. — Пермь, 1998. — 16 — 22 октября. — №42.

[27]. На всех всё равно не хватит // Губернские вести. — Пермь, 1998. — 16 — 22 октября. — №42.

[28]. Седых Н. Минимум ответственности, максимум долгов // Пермские новости. — Пермь, 1998. — 16 октября. — №133.

[29]. Горева Н. Пусть платят богатые // Вечерняя Пермь. — Пермь, 1998. — 15 октября. — №110 — 111.

[30]. Власенко Т., Москвин А. Проект Закона Пермской области “О налоге с продаж” направлен на доработку // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 18 октября. — №35.

[31]. В понедельник, у губернатора // Звезда. — Пермь, 1998. — 4 ноября.

[32]. Алиев Р. Продукты и товары по талонам // Звезда. — Пермь, 1998. — 23 октября.

[33]. Предупреждение! В Перми опасно не платить налоги // Местное время. — Пермь, 1998. — 28 октября. — №46.

[34]. Виниченко В. Наши мэры мирные, но отнюдь не смирные // Пермские новости. — Пермь, 1998. — 30 октября. — №136.

[35]. В понедельник, без губернатора // Капитал. — Пермь, 1998. — 14 октября.

[36]. Семёнов М. Пока не будут удовлетворены требования // Звезда. — Пермь, 1998. — 15 октября.

[37]. Семёнов М. Устранить себя не захотели // Звезда. — Пермь, 1998. — 23 октября.

[38]. Мещеряков А. Акция протеста не прошла даром // Звезда. — Пермь, 1998. — 23 октября.

[39]. Пырсиков В. Не платите деньги? Работать не будем! // Звезда. — Пермь, 1998. — 13 октября.

[40]. Медведев В. Урок закончен, мы бастуем // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1998. — 29 октября. — №43.

[41]. Хайбутов В. Ещё не баста? // Звезда. — Пермь, 1998. — 27 октября.

[42]. Хайбутов В. Бессрочная забастовка // Капитал. — Пермь, 1998. — 21 октября.

[43]. Так будут ли возвращены долги? // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1998. — 29 октября. — №43.

[44]. Соловьёв А. Или зарплата, или… // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1998. — 15 октября. — №41.

[45]. Следующая акция — 7 ноября // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1998. — 15 октября. — №41.

[46]. Москвин А. Старики «достали» депутата // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 27 октября. — №. 37.

[47]. Семёнов М. На каждый роток не накинешь платок // Звезда. — Пермь, 1998. — 17 октября.

[48]. Посол Америки приезжал на разведку // Пермские новости. — Пермь, 1998. — 23 октября. — №134.

[49]. Семёнов М. На Пермь посмотреть и себя показать // Звезда. — Пермь, 1998. — 22 октября.

[50]. Пырсиков В. Порошок жизни в «пороховнице» // Звезда. — Пермь, 1998. — 23 октября.

[51]. Новое производство прибавит в областной бюджет 60 млн. рублей // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 27 октября. — №36.