Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Анатолий Вульфович

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

в октябре 1999 года

В Тюмени состоялась очередное двадцать первое заседание областной Думы. В Салехарде прошло очередное заседание Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. Пресс-конференции руководителей Ханты-Мансийского автономного округа, г.Тюмени, общественных объединений. ФПГ «Альфа» расширяет свое присутствие в Тюменской области. Облкомстат опубликовал сведения о задолженности по заработной плате в Тюменской области.

основные тенденции

Главные события октября в Тюменской области связаны с переделом собственности, подготовкой к предстоящим выборам в Государственную Думу РФ, а также с выборами в органы местного самоуправления. В октябре прошли выборы главы администрации третьего по величине города южной части Тюменской области – Ишима. С большим преимуществом выборы выиграл действующий глава администрации. Началась выдвижение кандидатов в депутаты Тюменской городской Думы и на должность главы города Тюмени.

18-20 октября в Ямало-Ненецком округе побывал председатель общественного объединения «Наш дом – Россия» В.Черномырдин, кандидат в депутаты Государственной Думы по 225 Ямало-Ненецкому одномандатному округу (в конце октября он был зарегистрирован). В течение двух суток В.Черномырдин посетил города Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Новый Уренгой, поселок Тарко-Сале. В поездке кандидата в депутаты сопровождал губернатор округа Ю.Неелов.

28 октября г.Тюмень с однодневным визитом посетил председатель фракции «ЯБЛОКО» в Государственной Думе Г.Явлинский. Лидер «ЯБЛОКА» встретился с вице-губернатором Тюменской области В.Первушиным, председателем областной Думы С.Корепановым, дал пресс-конференцию для местных средств массовой информации и встретился с избирателями.

В октябре Тюмень посетила делегация Законодательного собрания Красноярского края. Началась практическая реализация «Соглашения о сотрудничестве органов законодательной власти Красноярского края и Тюменской области», подписанного в марте этого года в Тюмени. В официальной программе законодателей регионов обсуждение проблем местного самоуправления, налоговой политики, других вопросов.

В Ханты-Мансийске состоялся II съезд межрегионального общественно-политического объединения «Югра». Лидер этого объединения губернатор округа А.Филипенко поставил перед делегатами съезда (в основном, чиновниками органов власти и местного самоуправления) задачу провести в Государственную Думу РФ как можно больше представителей «Югры», при этом кандидатам поставлено условие, что в случае их избрания они должны отстаивать интересы округа. Таких кандидатов семь: пять по региональному списку блока «Отечество – Вся Россия» и два по одномандатным округам.

В экономике области наиболее значительным событием следует считать продолжение концентрации капитала в Тюменской области финансово-промышленной группой «Альфа». Как известно, ФПГ «Альфа» владеет контрольным пакетом акций Тюменской нефтяной компании (ТНК). На состоявшимся 21 октября конкурсном аукционе ТНК приобрела имущественный комплекс ОАО «Кондпетролеум» и собирается принять участие в торгах по продаже имущества ОАО «Черногорнефть», назначенных на 26 ноября. Оба упомянутых акционерных общества входили в состав ныне разваливающейся Сибирско-Дальневосточной нефтяной компании («Сиданко»). Министр топлива и энергетики РФ В.Калюжный заявил, что если ТНК приобретет ОАО «Черногорнефть», министерство будет выступать за передачу ей еще одного дочернего предприятия НК «Сиданко» – Ангарской нефтехимической компании. В актив ФПГ «Альфа» следует записать и назначение генеральным директором ОАО «Тюменьэнерго» близкого ей А.Бикова.

Интересы ФПГ «Альфа» не ограничиваются в Сибири только Тюменской областью. Как известно, ФПГ «Альфа» является одним из участников скандала на Ачинском глиноземном комбинате в Красноярском крае. Характерно, что и в Красноярском крае, и в Тюменской области действия ФПГ «Альфа» поддерживают губернаторы этих регионов, при этом не всегда в рамках закона. В Красноярском крае губернатор А.Лебедь против назначенного арбитражным судом внешнего управляющего применяет милицию, а также демонстрирует на пресс-конференции сфальсифицированное решение суда. В Тюменской области губернатор Л.Рокецкий официально входит в состав высшего руководства Тюменской нефтяной компании, являясь председателем ее Совета директоров. Успешная деятельность ТНК в Тюменской области объясняется не только высоким профессиональным уровнем ее менеджмента, но и благоприятным режимом, созданным исполнительными органами власти.

1.    поЛИТИКА

1.1.       XXI сессия Тюменской областной Думы

19 октября состоялось двадцать первое заседание Тюменской областной Думы. В повестке дня заседания более тридцати вопросов, большая их часть связана с предстоящими выборами (утверждение составов избирательных комиссий). На заседании присутствовали 18 депутатов из 25 избранных.

Основным на этом заседании планировалось рассмотрение бюджетного послания губернатора Тюменской области на 2000 год. Все предыдущие годы бюджетное послание направлялось в областную Думу как минимум с месячным опозданием, в результате областной бюджет принимался не ранее марта текущего года. В этом году бюджетное послание впервые направлено в срок, предусмотренный областным законом.

Однако в связи с тем, что послание только накануне заседания поступило в областную Думу, депутаты не стали его рассматривать. Из двух вариантов решения, предусмотренных регламентом – направление в постоянные комиссии либо в согласительную комиссию Думы и областной администрации – областная Дума приняла второе, что значительно, не менее чем на месяц, сократит время на рассмотрение бюджета. Есть реальная возможность принятия областного бюджета в январе, значительно раньше, чем в прошлые годы.

Одним из первых был рассмотрен вопрос о назначении на должность главного редактора – директора учреждения «Парламентская газета «Тюменские известия». Еще летом был объявлен конкурс на замещение этой должности в связи с уходом редактора на пенсию. Из шести кандидатов, пожелавших принять участие в конкурсе, к рассмотрению на заседании Думы были представлены трое: и.о. главного редактора газеты «Тюменские известия» Ю.Бубнов, корреспондент газеты «Тюменская правда сегодня» В.Гранник, главный специалист отдела региональной информации администрации области В.Кузнецов. Интересно, что в 1990 году, на заседании Тюменского областного Совета народных депутатов, в этом же зале, рассматривался вопрос о назначении главного редактора «Тюменских известий», и среди соискателей были Ю.Бубнов и В.Кузнецов.

Каждый из кандидатов выступил с предложениями о концепции газеты. По результатам рейтингового голосования главным редактором газеты «Парламентская газета «Тюменские известия» назначен В.Кузнецов. В кратком выступлении В.Кузнецов гарантировал изменения в газете, по его словам, парламентская газета – это парламент трех палат: читатель – областная Дума – редакция.

Одним из основных вопросов на этом заседании областной Думы было принятие в третьем, заключительном, чтении Избирательного кодекса Тюменской области. После второго чтения к проекту кодекса поступило более шестидесяти замечаний и дополнений от губернатора области, областной прокуратуры и депутатов. Избирательный кодекс регламентирует всю выборную процедуру: формирование всех избирательных комиссий, выдвижение и регистрацию кандидатов, проведение и финансирование предвыборной агитации, порядок и подведение итогов голосования, регистрацию избранных депутатов и должностных лиц. Как отметил председатель комиссии по общему законодательству И.Маров, возглавлявший работу над этим нормативным актом, он даст всю необходимую информацию любому заинтересованному человеку: избирателю, члену избирательной комиссии, юристу, преподавателю. Немаловажно и то, что в работе над кодексом принимали участие депутаты представительных органов власти автономных округов, в результате в кодекс внесено положение о том, что выборы губернатора области и областной Думы проводятся на всей территории области, имеется статья об общем финансировании этих выборов всеми субъектами РФ, расположенными на территории Тюменской области [[1]].

В третьем, окончательном, чтении принят Закон Тюменской области «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений». Рассмотрение законопроекта неожиданно приняло скандальный характер. Это произошло в связи с отрицательным заключением по законопроекту прокуратуры области, при этом прокуратура основным аргументом против принятия Закона считает наличие федерального Кодекса об административных правонарушениях. 14 статей законопроекта противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству. Депутатов возмутил не сам аргумент, а не допустимый тон письма прокуратуры, содержащего, по мнению депутатов, некорректные выражения и угрозы. В частности, заключение прокуратуры заканчивается словами «прокуратура предпримет самые жесткие меры, чтобы не допустить его (закона – А.В.) исполнение на территории Тюменской области». Вопреки мнению прокуратуры области депутаты 17 голосами из 18 приняли Закон [[2]].

В третьем чтении принят Закон «О казачестве в Тюменской области». Закон регламентирует правовой статус казачьих общин на территории области.

Во втором чтении рассмотрен законопроект «О лизинговом фонде в агропромышленном комплексе Тюменской области». Законопроект разрабатывался в сложной обстановке. На состоявшихся в июне парламентских слушаниях депутаты пришли к выводу, что лизинговый фонд должен был быть единым для всех отраслей, однако в июле разработчики убедили областную Думу в необходимости принятия отдельного Закона для агропромышленного комплекса. Законопроект был принят в первом чтении, но с очень большим количеством замечаний и предложений.

На состоявшихся в начале октября парламентских слушаниях представленный к рассмотрению во втором чтении законопроект вновь вызвал множество замечаний. Основное из них – Закон не гарантирует возвратность бюджетных средств, выделяемых сельскому хозяйству. Фонд формируется в основном за счет областного бюджета, для чего предусматривается выделять не менее 5% от статьи расходов на сельское хозяйство и рыболовство. А возвратные средства аккумулируются на счетах лизинговой компании и в доходной части бюджета даже не обозначаются.

Участники слушаний пришли к выводу, что законопроект необходимо серьезно переработать. Прежде всего, четко определить взаимоотношения фонда и лизинговых компаний, указать, что наличие собственных средств этих компаний должно быть основным критерием конкурсного отбора при выделении им бюджетных денег [[3]].

После депутатских слушаний в законопроект была внесена поправка о возвратном характере бюджетных поступлений в фонд. Законопроект принят во втором чтении.

В первом чтении принят Закон Тюменской области «Об обязательном введении в высших и средних специальных учебных заведениях, средних школах предмета «Основы Тюменского законодательства». Л.Чистова, заместитель председателя Ханты-мансийской окружной Думы так прокомментировала проект закона: «Надо отдать должное тюменским законодателям, выступившим с подобной инициативой. Однако, поскольку уже сегодня в ВУЗах Тюмени учится более 4 тысяч студентов из Ханты-Мансийского автономного округа, уверена, мы найдем специалистов, которые из 30 часов предмета 4-5 посвятят и основам законодательства Ханты-мансийского автономного округа».

В порядке анализа действия областного законодательства был рассмотрен вопрос «О реализации Закона «О молодежной политике в Тюменской области». По мнению заместителя председателя комитета по делам молодежи областной администрации А.Чебалкова, только благодаря этому Закону на территории области проблемы молодежи стали частью социальной сферы, поскольку сейчас нет ни одного федерального закона о молодежи. Молодежной политикой на юге области занимаются около пятидесяти человек, в том числе в областной администрации – 9 человек, в городах и районах по 1–3 человека.

С помощью Закона этого создана новая, достаточно эффективная система, в основе которой – тесное взаимодействие молодежных структур органов власти и самодеятельных детских и молодежных организаций и объединений. Закон позволяет заняться информационным обеспечением молодежи, что дает возможность для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов. Для оперативной помощи молодым людям в постоянном и временном трудоустройстве создано специализированное областное учреждение «Молодежная биржа труда» в Тюмени, Тобольске и Ишиме. Возрождена система летних студенческих отрядов. В 1997 – 1999 годах через биржи получили временную работу 33,3 тыс. подростков. После принятия Закона произошло объединение детских и пионерских организаций «Ребячья республика», появилась общественная организация в поддержку детского и молодежного движения «Доверие», областной студенческий совет.

Законом «О молодежной политике в Тюменской области» определен объем отчислений на молодежную политику в размере 2% доходной части бюджета, при более чем четырехмиллиардном бюджете области на молодежную политику в 1999 году должно было быть направлено около 80 млн. рублей, фактически направлено 15,5 млн. рублей. Недостаточное финансирование не позволяет исполнять требование ст.12 Закона о гарантии поддержки молодых семей.

Комиссия по местному самоуправлению, готовившая вопрос к рассмотрению, отметила и слабые места Закона. В частности, Закон не препятствует изъятию квартир у детей, направляемых в детские дома. Комиссия приступила к разработке изменений и дополнений к Закону [[4]].

1.2.       Заседание Государственной Думы Ямало-Ненецкого округа

Согласно повестки дня депутаты рассмотрели более двадцати вопросов.

В третьем чтении были приняты законы округа «О бюджете развития Ямало-Ненецкого автономного округа», «О государственном страховом залоговом фонде», «О правилах рыболовства в водоемах автономного округа», который был предварительно рассмотрен на депутатских слушаньях. Как отметил заместитель председателя окружной Думы С.Харьючи, внесенные в ходе слушанья поправки и дополнения носят конструктивный характер, а сам закон в полной мере отражает интересы и особенности уклада жизни коренных малочисленных народов Севера, для которых рыболовство является одним из основных источников существования.

В ходе заседания депутаты приняли Закон автономного округа «О внесении изменений и дополнений в Устав Ямало-Ненецкого автономного округа», согласно которому будут увеличены с четырех до пяти лет сроки полномочий вновь избранных губернатора и Государственной Думы автономного округа нового созыва.

В первом чтении принят окружной Закон «О порядке передачи объектов государственной собственности автономного округа в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность автономного округа».

Депутаты приняли постановление о поддержке законодательной инициативы группы депутатов Государственной Думы Российской Федерации о внесении изменений в федеральный Закон «О государственных пособиях граждан, имеющих детей», которые направлены на увеличение детских пособий.

Принято решение с 1 октября в полтора раза повысить должностные оклады муниципальным служащим.

Рассмотрев информацию председателя Государственной Думы автономного округа А.Артюхова, об антитеррористических мероприятиях окружного Управления внутренних дел, и учитывая, что на территории Ямало-Ненецкого автономного округа находятся стратегически важные объекты нефтегазового комплекса, окружная Дума постановила: «Предложить председателю Правительства РФ В.Путину в первостепенном порядке рассмотреть вопрос и выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу по усилению паспортного контроля и упорядочению въезда на территорию автономного округа, как субъекта Российской Федерации, обеспечивающего стратегический и энергетический потенциал страны».

До 1990 года территории газовых месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе (Надымский, Пуровский, Тазовский районы, города Надым, Новый Уренгой) официально считались пограничной зоной, въезд в которую был ограничен. Для переезда на работу в пограничную зону необходим был пропуск, который выдавался органами внутренних дел по вызову исполкомов Советов народных депутатов, а в паспортах постоянных жителей указанных городов и районов ставился штамп с буквами «ЗП». Без пропуска или штампа в паспорте в агентствах «Аэрофлота» не продавали билет на самолет.

В 1990 году районы газодобычи были открыты, а федеральный Закон от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» окончательно отменил любые ограничения по въезду на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа. После отмены ограничений въезда в округе резко возросла преступность. С этого времени органы власти и местного самоуправления округа постоянно обращались в федеральные органы власти с просьбой рассмотреть вопрос об ограничении въезда на территорию округа. На всех выборах в программах кандидатов обязательно были обещания добиться ограничения въезда. Но на все обращения обычно приходил ответ одного из заместителей министра внутренних дел России с разъяснением, что такое ограничение противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству. МВД считает, что безопасность объектов газодобычи обязаны обеспечивать правоохранительные органы и РАО «Газпром».

1.3.       Пресс-конференции

1.3.1.      Пресс-конференция вице-губернатора Ханты-Мансийского округа В.Миця и заместителя председателя окружной Думы Л.Чистовой

18 октября состоялась пресс-конференция вице-губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Владимира Миця и заместителя председателя окружной Думы Любови Чистовой.

До 1999 года во главе исполнительной власти в округе находился губернатор и администрация округа, хотя Уставом округа, принятом в 1995 году, предусмотрены администрация губернатора и правительство округа. Сейчас началось формирование правительства. Уже назначены два заместителя председателя правительства, обязанности председателя временно исполняет губернатор округа А.Филипенко.

В октябре впервые назначен вице-губернатор округа, им стал сорокатрехлетний Владимир Миць, который широко известен в Тюменской области тем, что он был последним первым секретарем обкома ВЛКСМ. В 1979 году по распределению после окончания Краснодарского политехнического института приехал в Ханты-Мансийский округ в Красноленинскую нефтегазоразведочную экспедицию, затем работал в райкоме, окружкоме и обкоме комсомола. Последние годы работал вице-президентом крупного Ханты-Мансийского коммерческого банка и одновременно возглавлял его отделение в г.Тюмени.

Свои функции В.Миць определил так: общественно-политический блок, взаимодействие с муниципальными образованиями, субъектами РФ и, возможно, федеральными органами власти.

Отвечая на вопрос о взаимоотношениях области и округов, В.Миць сказал, что «я и там десять лет проработал, и там. И убежден, что само жизненное пространство, которое называется «Тюменская область» как было, так и осталось. Да, проведена граница. Но все, что связывало людей, осталось незыблемым. Для людей было бы намного полезней слушать не политические дебаты, а видеть решение реальных проблем в разных сферах. Если мне удастся найти в этой сфере больше доброты, наладить тесные контакты, я посчитаю, что свою лепту в сохранение доверия внес». Л.Чистова отметил, что «нет войны, есть разные взгляды на отдельные проблемы».

Участники пресс-конференции считают, что необходимо развитие экономических связей, в первую очередь в сельском хозяйстве. В округе уже резко увеличилась закупка тюменского картофеля и овощей. Успешно прошли ярмарки в городах округа с участием представителей производителей продовольствия с юга области. Округ выделил на закупку продовольствия на юге области 78 млн. рублей, из них 20 млн. рублей уже проплачены.

Губернатор Ханты-Мансийского округа А.Филипенко и его ближайшее окружение раньше постоянно подчеркивали свою аполитичность, занимались решением только управленческих и хозяйственных вопросов. Первым шагом губернатора в публичную политику было учреждение общественного объединения «Югра», уставом которого предусмотрено участие в том числе и в формировании органов власти и местного самоуправления. Вторым шагом можно считать разделение администрации округа на правительство, которое будет заниматься решением хозяйственных вопросов, и администрацию губернатора, решающую политические вопросы. Подтверждение этому – приглашение на должность вице-губернатора В.Миця и поручение ему заниматься политическими вопросами.

Выборы губернатора Ханты-Мансийского автономного округа должны состоятся в октябре 2000 года. Предыдущие выборы А.Филипенко выиграл благодаря тому, что его единственным соперником был его заместитель. О такой технологии выборов было много неприятных для губернатора высказываний, и это, видимо, подтолкнуло А.Филипенко к активной публичной политике.

Одно замечание об этой пресс-конференции – на ней демонстрировалось желание наладить хорошие отношения с югом области. За последние годы это произошло впервые [[5]].

1.3.2.      Пресс-конференция делегации г.Тюмени, посетившей Республику Беларусь

12 октября состоялась пресс-конференция членов делегации г.Тюмени, посетившей в начале октября Белоруссию. В составе делегации были председатель комитета внешнеэкономических связей и торговли В.Смагин, председатель комитета по промышленности и предпринимательству Н.Батарчук, директор Тюменского химфармзавода Н.Морев, директор Тюменского театра драмы и комедии В.Коревицкий, проректор Тюменского госуниверситета Г.Чеботарев, председатель Тюменской областной организации национально-культурного общества «Беларусь» В.Шугля. В конференции также принял участие руководитель отделения посольства Республики Беларусь в Тюменской области В.Яскевич.

Взаимный интерес Беларуси и Тюменской области не случаен. В семидесятые-восьмидесятые годы белорусские строительные организации обустраивали города Среднего Приобья, появились смешанные семьи, многие уроженцы Белоруссии после ее отделения от России остались жить в Тюменской области. Сейчас в области проживает более пятидесяти тысяч этнических белорусов. Беларусь заинтересована в поставках тюменских нефти и газа и готова поставлять производимую ею продукцию.

В 1996 году Тюменскую область посетил Президент Республики Беларусь А.Лукашенко, в мае 1999 года в Беларуси побывал губернатор Тюменской области Л.Рокецкий.

Судя по тону всех выступавших на пресс-конференции, они удовлетворены результатами визита, при этом в Беларуси делегаты решали практические вопросы взаимоотношений Минска и Тюмени. В частности, по словам В.Смагина и Н.Батарчука, представителей Тюмени заинтересовали два предприятия – Минский автомобильный завод и Завод коммунальной техники. Минский автозавод освоил выпуск городских автобусов, не уступающих по своим качествам «Мерседесу», но значительно дешевле, чем автобус немецкой фирмы.

Эти автобусы уже поставляются в Москву, Санкт-Петербург и Башкирию. Также необходима городу дорожная и снегоуборочная техника, производимая в Минске. Рассмотрены и приняты схемы финансирования, часть продукции будет поставляться за нефть и газ.

Н.Морев рассказал, что в Беларуси были встречи в объединении «Белмедпрепараты» и на Борисовском фармацевтическом заводе. Сейчас лекарственные средства поставляются в Тюменскую область через московских посредников, после переговоров в Минске и Борисове появилась возможность заключения прямых договоров. Часть лекарств будут поставляться за оплату, часть обмениваться на лекарства, выпускаемые Тюменским химфармзаводом. Необходимо только перерегистрировать лекарства, так как система регистрации СССР уже не действует.

По словам В.Коревицкого, в Беларуси он представлял не только свой театр, но и Тобольский драматический театр, и Тюменский театр кукол и масок, и Тюменскую филармонию. Достигнута договоренность о проведении в ноябре фестиваля «Дни Беларуси в Тюмени», а также о проведении гастролей творческих коллективов области в Беларуси. Главный режиссер Минского русского драматического театра намерен поставить в Тюменском театре драмы и комедии спектакль по пьесе белорусского драматурга А.Дударева.

Г.Чеботарев вел переговоры с руководством Белорусского госуниверситета и Минского педагогического института. Ими было принято решение о создании на филологическом факультете ТГУ группы по изучению белорусского языка и литературы, обмене студентами и преподавателями и ежегодном направлении на обучение в ВУЗы Беларуси десяти этнических белорусов из Тюмени.

Все участники пресс-конференции подчеркивали, что в Минске их встречали очень тепло, что руководители предприятий Беларуси очень заинтересованы в сотрудничестве с Тюменской областью, готовы поставлять продукцию даже на реализацию без предоплаты.

На пресс-конференции не затрагивались политические вопросы, круг обсуждения ограничился только экономическим и культурным сотрудничеством [[6]].

1.3.3.      Пресс-конференция председателя регионального отделения общественного объединения «Отечество» Н.Карнаухова

11 октября состоялась пресс-конференция председателя Тюменского регионального отделения общественного объединения «Отечество», ректора Тюменского нефтегазового университета профессора Н.Карнаухова. Тема пресс-конференции – состоявшаяся накануне конференция регионального отделения, на которой были подведены итоги деятельности отделения за время, прошедшее после регистрации отделения, то есть с 13 марта этого года.

По сообщению Н.Карнаухова, его «организация окрепла», она имеет в области 26 территориальных отделений, количество ее членов составляет 3474 человека, половина из них – женщины, четвертая часть – молодежь и столько же пенсионеров. По его мнению, несмотря на массированную пропаганду, избиратель еще не привык к мысли о том, что это объединение может стать решающей силой российской современности.

Реально оценивая ситуацию, он считает, что на выборах в Государственную Думу РФ объединение наберет 9-10% голосов избирателей. По причине ограниченности времени региональное отделение не выдвинуло своих кандидатов по одномандатным избирательным округам юга области, здесь объединение поддерживает Г.Райкова и Ю.Конева, которые, по словам Н.Карнаухова «на 51% нас удовлетворяют, от них будет больше пользы населению области, чем от вновь заявленных кандидатов». По этой же причине «Отечество» поддержит на выборах главы города С.Киричука.

Н.Карнаухов отметил, что на прошедшей конференции отделения присутствовал губернатор Тюменской области Л.Рокецкий, который, несмотря на то, что входит в политсовет НДР, поддерживает основные политические цели объединения. Председатель регионального отделения удовлетворен тем, что Ю.Лужков учитывает мнения региональных отделений объединения и их руководителей и действует отнюдь не диктаторскими методами. По его мнению, в «Отечестве» найдена оптимальная форма сочетания проверенных практикой методов политической работы и требований к политическим движениям нашего времени.

Самым больным для участников пресс-конференции был вопрос о колониальном ограблении Москвой российских провинций. Они с цифрами в руках доказали, что бюджет Москвы в основном пополняется от развития малого и среднего бизнеса, а не от деятельности, например, нефтяных компаний. И отметили, что любой руководитель региона должен, также как и Ю.Лужков, создавать условия для развития деловой активности [[7]].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       ФПГ «Альфа» расширяет свое влияние в Тюменской области

2.1.1.      Смена генерального директора в ОАО «Тюменьэнерго»

ОАО «Тюменьэнерго» – крупнейшая энергосистема России. Установленная мощность электростанций энергосистемы – 10,4 млн. киловатт, 11% установленной мощности российских электростанций, 30% электроэнергии, вырабатываемой системой, передается в 25 регионов России и за границу. В ОАО «Тюменьэнерго» работает 26 тыс. человек.

Многие годы объединение «Тюменьэнерго», а затем и акционерное общество возглавлял генеральный директор В.Боган, постоянно входивший в первую пятерку в рейтинге руководителей предприятий Тюменской области.

Утром 1 октября на заседании правления РАО «ЕЭС России» было принято решение об отставке В.Богана с формулировкой «в связи с окончанием срока контракта и достижением пенсионного возраста», а генеральным директором ОАО назначен А.Биков, до этого работавший первым заместителем председателя Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Сразу после назначения А.Биков вылетел в г.Сургут (здесь находится головной офис ОАО «Тюменьэнерго»), занял кабинет генерального директора (В.Боган в этот день находился на больничном) и блокировал здание прибывшей с ним вооруженной охраной даже не поставив в известность замещавшего В.Богана исполнительного директора.

По сообщению некоторых информационных агентств, назначение А.Бикова связано с претензиями на ОАО «Тюменьэнерго» Тюменской нефтяной компании, а сам новый генеральный директор считается человеком, близким к ФПГ «Альфа».

Заместитель председателя правления РАО «ЕЭС России» В.Завадников сообщил, что правление не продлило контракт с В.Боганом в связи с несоответствием его корпоративной политике РАО, в которую заложены три основных требования: повышение эффективности энергосбытовой деятельности, четкое взаимодействие со структурами РАО, возраст. По этим же причинам не продлены контракты еще с шестью генеральными директорами энергосистем.

Однако имеются и другие мнения. Депутат Государственной Думы РФ Г.Райков заявил, что причины отставки кроются в независимой политике В.Богана, сопротивлявшегося изъятию финансовых ресурсов акционерного общества в пользу РАО «ЕЭС России». Отставку В.Богана ускорила отставка В.Савельева с должности президента нефтяной компании «Транснефть», финансировавшей избирательную кампанию предвыборного блока «Правое дело». Г.Райков считает, что «…А.Чубайс ставит на руководство неграмотных, но преданных и зависимых от него людей, которые будут действовать по его указке и в его интересах, которые не всегда совпадают с интересами государства».

По сообщению В.Рослякова, председателя региональной энергетической комиссии, первые попытки отстранить В.Богана были предприняты еще в прошлом году, сразу же после назначения А.Чубайса председателем правления РАО «ЕЭС России». Но тогда генерального директора отстоял Совет губернаторов области и округов, исключивший, кроме того, из тарифа на электроэнергию оплату инвестиционной составляющей РАО «ЕЭС России». После того, как в апреле этого года А.Чубайс попытался сменить правление и Совет директоров ОАО «Тюменьэнерго», губернаторы направили в Государственную Думу проект федерального Закона о создании государственного Российского акционерного общества «Тюменьэнерго». После этого начались многочисленные проверки энергосистемы, но существенных нарушений найти не удалось.

В сентябре В.Боган дал согласие баллотироваться в Государственную Думу по списку предвыборного блока «Отечество – Вся Россия» и вошел в первую тройку регионального списка по Западной Сибири (Курганская и Тюменская область с округами). Это, видимо, и решило окончательно вопрос об отставке генерального директора.

Уже 2 октября у А.Чубайса прошло совещание с участием губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, двух его заместителей и мэра Сургута. На совещании был рассмотрен проект соглашения о взаимоотношениях между округом и РАО, представленном правительством округа. В проекте предлагалось передать в управление Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам блокирующего пакета акций ОАО «Тюменьэнерго» (25% + 1 акция), включение в Совет директоров представителей области и округов и избрании В.Богана его председателем. Протоколом совещания предусматривалось согласованное с Тюменской областью и Ямало-Ненецким округом соглашение в течении недели подписать. До настоящего времени оно не подписано.

Тем временем в Сургуте собирают подписи под обращением трудового коллектива Президенту, Государственной Думе, председателю Правительства РФ, губернаторам области и округов. «Сегодня, говорится в обращении, над ОАО «Тюменьэнерго» нависла угроза ограбления и развала. Стремление заменить высокопрофессионального и уважаемого в коллективе энергетика, на удобного, но не имеющего представления об электроэнергетике управленца, иначе как преступлением назвать нельзя. Многотысячный коллектив ОАО «Тюменьэнерго» категорически против такой замены и будет бороться всеми доступными ему средствами за Валентина Федоровича, а в его лице и за свои интересы, которые он всегда понимает и защищает».

Как сообщили в сургутском отделении объединения «Отечество», под обращением уже собрано более 10 тысяч подписей и все эти десять тысяч по первому зову готовы выйти на улицу, чтобы отстаивать свои интересы [[8]].

2.1.2.      Тюменская нефтяная компания

Тюменская нефтяная компания 21 октября приобрела на аукционе имущественный комплекс ОАО «Кондпетролеум», дочернего предприятия Сибирско – Дальневосточной нефтяной компании («Сиданко»). Стоимость сделки составила 1,3 млрд. рублей (52 млн. долларов США) при стартовой цене 145 млн. долларов США.

Первый аукцион не состоялся из-за отсутствия заявок, так как потенциальные покупатели сочли слишком высокой начальную цену в 170 млн. долларов, назначенную комитетом кредиторов, после чего было принято решение о снижении стартовой цены до 145 млн. долларов США, при этом в ходе аукциона цена могла как повышаться, так и снижаться.

В ОАО «Кондпетролеум» было преобразовано в процессе приватизации производственное объединение «Красноленинскнефтегаз» (г.Нягань), разрабатывающее одноименное месторождение в западной части Ханты-Мансийского округа. В 1994 году ОАО «Кондпетролеум» вошло в состав НК «Сиданко», при создании которой предполагалось, что она будет вести работы в Новосибирской и Иркутской областях, Восточной Сибири, модернизирует Ангарский и Хабаровский нефтеперерабатывающие заводы, проложит трубопроводы в Монголию, Китай и Южную Корею, реконструирует порт «Восточный» в Приморье. По итогам 1995 года НК «Сиданко» заняла в рейтинге нефтяных компаний мира 26-е место, оставив позади себя «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз» и ТНК. Однако в 1995 году контроль над компанией получила ФПГ «МФК – ОНЭКСИМбанка», после чего практически прекратились капиталовложения, нефтеразведка и бурение скважин – с 2,5 млн. до 30 тыс. метров в год. Почти половина (1,4 тыс. из 2,3 тыс.) скважин не работает, а обводненность на отдельных площадях достигает 88%. Геологическая модель месторождения отсутствует, а проектная документация устарела. В результате добыча нефти в ОАО «Кондпетролеум» снизилась с 14 млн. тонн до 2,5 млн. тонн в 1998 году, задолженность по зарплате достигла 8 месяцев.

Летом 1998 года на собрании трудового коллектива был поставлен вопрос о выходе ОАО «Кондпетролеум» из состава НК «Сиданко» и прошли акции протеста рабочих. Администрация округа требования поддержала, возбудив в арбитражном суде дело о банкротстве предприятия. 13 сентября арбитражный суд Ханты-Мансийского округа принял решение об отстранении НК «Сиданко» от управления ОАО «Кондпетролеум», а 7 декабря признал его банкротом.

Свои претензии на ОАО «Кондпетролеум» на аукционе предъявили ОАО «ТНК – Нягань», ОАО «Сибнефть – Ноябрьскнефтегаз» и КБ «Инфобанк». Полученные в результате торгов 52 млн. долларов США едва хватит на покрытие долгов основных кредиторов.

Президент ТНК С.Кукес на пресс-конференции убеждал журналистов, что ТНК пришла в Нягань всерьез и надолго. Компания приобрела на аукционе прилегающий к Красноленинскому месторождению Западно-Талинский участок, в который планирует вложить 155 млн. долларов США и добывать там 1,7 млн. тонн нефти в год. На Красноленинском месторождении за счет восстановления неработающих и бурения новых скважин ТНК предполагает добыть в 2000 году 3 млн. тонн нефти, а в дальнейшем довести добычу до 11 млн. тонн в год. Текущие извлекаемые запасы с учетом целесообразности разработки составляют по Красноленинскому месторождению более 600 млн. тонн нефти, причем очень высокого качества.

В последние годы Тюменская нефтяная компания работает довольно стабильно, своевременно вносит платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Готовится реконструкция Самотлорского месторождения на условиях раздела продукции. Намного спокойнее стала социальная обстановка в г. Нижневартовске, где расположена основное добывающее предприятие ОАО «Нижневартовскнефтегаз». Поэтому приобретение имущественного комплекса ОАО «Кондпетролеум» должно привести к решению многих социальных проблем жителей Нягани, накопившихся за те годы, что ОАО «Кондпетролеум» входило в состав НК «Сиданко» [[9]].

2.2.       Задолженности по заработной плате

Облкомстат опубликовал данные по задолженности по заработной плате на 1 октября 1999 года, млн. рублей

 

 

Тюменская

В том числе:

 

область

Ханты-Мансийский

округ

Ямало-Ненецкий

округ

Юг области

Общая сумма задолженности

2851,4

641,4

1801,2

408,8

Отрасли производственной сферы

2426,2

573,7

1581,0

271,5

Промышленность

716,1

221,3

392,4

102,4

Строительство

1247,7

168,3

1018,5

60,9

Сельское хозяйство

105,0

8,6

28,0

68,4

Транспорт

357,4

175,5

142,1

39,8

Отрасли непроизводственной сферы

425,2

67,7

220,2

137,3

Жилищное хозяйство

200,4

24,2

149,6

26.6

Коммунальное хозяйство

136,7

37,0

66,5

33,2

Социальное обеспечение

1,0

0,1

0,9

Здравоохранение

37,8

0,7

0,1

37,0

Образование

19,1

2,3

0,5

16,3

Культура и искусство

5,6

1,6

0,6

3,4

Наука и научное обслуживание

3,7

1,1

0,5

2,1

Органы управления

19,0

0,8

0,4

17,8

Правоохранительные органы

1,9

1,9

Общая задолженность за последний календарный месяц

 

1074,8

 

360,9

 

572,3

 

141,6

Задолженность из-за отсутствия финансирования бюджетов всех уровней

 

354,1

 

25,6

 

214,9

 

113,6

— в том числе федерального бюджета

4,8

0,6

0,6

3,6

— бюджета субъекта РФ

349,3

25,0

214,3

110,0

Количество предприятий, имеющих задолженность

 

1795

 

302

 

241

 

1252

Численность работников, тыс. чел.

339917

105265

104035

130617

 

За год общая сумма задолженности, составлявшая на 1 октября 1998 года 7,9 млрд. рублей, снизилась почти в три раза. При этом по Ханты-Мансийскому округу она снизилась более чем в пять раз (с 3,47 до 0,64 млрд. рублей), по Ямало-Ненецкому округу в 2 раза (с 3,8 до 1,8 млрд. рублей), по югу области – на 35% (с 630 до 408 млн. рублей). Значительное снижение задолженности по Ханты-Мансийскому округу объясняется резким ростом цен на нефть за последний год.

Структура задолженности по округам отличается от структуры по югу области. Если задолженность по непроизводственной сфере в округах составляет 11-12% общей задолженности, а по наименее защищенным отраслям (здравоохранение, образование, культура) – менее 1%, то по югу области соответственно 33% и 14%.

В производственной сфере обращает на себя большая задолженность в строительстве в Ямало-Ненецком округе – 65% задолженности производственной сферы. В округе создана значительная база строительства, сейчас она в большей части не востребована, заказчик – ОАО «Газпром» – монополист, что и позволяет ему не оплачивать уже выполненные строительные работы, что, в итоге, и приводит к не своевременной выплате заработной платы строителям.

В непроизводственной сфере по округам практически вся задержанная зарплата приходится на жилищное и коммунальное хозяйство. В округах жилищно-коммунальная сфера находится на балансе предприятий, а работники ЖКХ состоят в их штате.

Задолженность за последний календарный месяц в Ханты-Мансийском округе составляет 56% общей задолженности, в Ямало-Ненецком округе – 32%, на юге области – 34%. Следовательно, в Ханты-Мансийском округе задолженность за прошлые месяцы в значительной части выплачена, по остальной части области положение несколько хуже [[10]].

Заключение

Политическая жизнь в Тюменской области в октябре заметно активизировалась. Началась регистрация кандидатов в Государственную Думу РФ, выдвижение кандидатов в Тюменскую городскую Думу и на должность главы города Тюмени. В область нанесли визиты «политические тяжеловесы» В.Черномырдин и Г.Явлинский, что вызвало определенный интерес у избирателей.

В Ханты-Мансийске приступил к работе вице-губернатор округа В.Миць с явно политическими полномочиями, там же прошел съезд общественного объединения «Югра», решавшего политические вопросы.

В экономике области в октябре продолжался процесс перераспределения собственности, что, в какой то степени связано с приближающимися выборами. Создается впечатление, что политическая и экономическая региональная элита спешит до выборов в Государственную Думу, Президента решить имущественные вопросы.



Источники

[1]. Никифорова Л. Избирательный кодекс – один из важнейших документов области // Тюменская правда сегодня. – 1999. – 26 октября; Шевченко С. С новым кодексом – к новым выборам // Сибирский посад. – 1999. –  26 октября – 2 ноября.

[2]. Лысов В. Прокуратура возражает… // Тюменские известия. – 1999. – 20 октября; Панкова А. Прокуратура в оппозиции Думе // Тюменские известия. – 1999. – 20 октября.

[3]. Шевченко С. Кому нужен лизинговый фонд? // Сибирский посад. – 1999. 5 –  12 октября.

[4]. Панкова А. Какой будет молодежная политика? // Тюменские известия. – 1999. –  23 октября.

[5]. Князев В. Владимир Миць: Экономика – хорошая наука. Строгая // Сибирский посад. – 1999. – 19-26 октября; Золотухин Г. Югра «наводит мосты» на юг // Тюменская правда сегодня. – 1999. – 21 октября; Роменский А. Вице-губернатор не просто тень // Тюменская правда. – 1999. – 21 октября; Титов В. Куда движется «Югра»? // Тюменская правда. – 1999. – 3 ноября.

[6]. Машинова Л. Соберем земли славянские // Тюменская правда. – 1999. – 13 октября; Фатеев А. Тюмень будет дружить с Минском. // Тюменские известия. – 1999. – 13 октября.

[7]. Золотухин Г. «Отечество» хочет получить 10 процентов // Тюменская правда сегодня. – 1999. – 16 октября.

[8]. Фатеев А. В «Тюменьэнерго» – предвыборный переворот? // Тюменские известия. – 1999. – 28 октября.

[9]. Фатеев А. Тюменская нефтяная компания осваивает владения «Сиданко» // Тюменские известия. – 1999. – 28 октября.

[10]. Комитет по статистике Тюменской области. Данные о просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату // Сибирский посад. –  1999. – 26 октября –  2 ноября.