Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Алиса Епишина

Азербайджанская республика

в октябре 1999 года

Законопроект о средствах массовой информации вызвал бурные дискуссии. Возможно скоро в Азербайджане санкции на арест будут выдавать судьи. Состоялась четвертая встреча без посредников президентов Азербайджана и Армении. Российская авиабомба упала на территорию Азербайджана.

1.    Внутренняя политика

1.1.       Деятельность президента

В начале октября Гейдар Алиев освободил от занимаемой должности главу исполнительной власти Садаракского района Нахичеванской Автономной Республики Гасана Джалал оглу Насирова. В соответствующем распоряжении по этому поводу не указываются причины снятия с поста Г.Насирова.

В этот же период президент принял председателя правления германской компании «Берлинер вассер бетрибе» Бертрана Вичорика. Немецкий предприниматель проинформировал президента страны о завершении компанией разработки технико-экономического обоснования реконструкции канализационной системы Баку, а также о путях инвестирования этого проекта.

Алиев также направил телеграмму премьер-министру Великобритании Тони Блэру, в которой выразил соболезнование родственникам и близким погибших в результате железнодорожной катастрофы, произошедшей в окрестностях Лондона [[1]].

1.2.       Работа Милли меджлиса

1.2.1.      Изменения в работе

В начале октября в работу Милли меджлиса (ММ) были внесены изменения. Так, вместо двух заседаний в неделю по внутреннему уставу ММ, их будет проводится четыре. Спикер М.Алескеров объяснил интенсификацию работы парламента необходимостью принятия пакета законов, которые требуются для вступления Азербайджана в Совет Европы в качестве полноправного члена.

Парламентская комиссия по правовой политике и вопросам госстроительства одобрила и передала на рассмотрение ММ поправки в закон «О Центральной избирательной комиссии». Согласно документу, сокращается срок полномочий Центризбиркома с 9 до 6 лет и изменяется периодичность ротации части состава Центризбиркома.

Спикер ММ Муртуз Алескеров принял в начале октября японскую делегацию во главе с бывшим министром иностранных дел Японии, депутатом японского парламента, председателем комитета по внешнеполитическим вопросам правящей японской либерал-демократической партии Таро Hакаямой. В состав делегации из 34-х человек вошли представители парламента, правительства и частные предприниматели.

На заседании ММ 8 октября глава парламентской комиссии по бюджетным вопросам Саттар Сафаров предложил обсудить вопрос об индексации и возвращении вкладов населения в Сбербанк, вложенных до 1 января 1992 года. С.Сафаров отметил, что соответствующий законопроект комиссией разработан и четыре раза был обсужден с участием специалистов на ее заседаниях.

В октябре комиссия ММ по бюджетным вопросам одобрила и рекомендовала на рассмотрение парламента проект положения «О службе в таможенных органах». В проекте за таможней закрепляется статус правоохранительного органа. В связи с этим определяется соответствующая иерархия служебных званий таможенников. Снизу она начинается с прапорщика таможенной службы. На последующих уровнях все звания совпадают с рангами военных, вплоть до генерал-полковника с добавлением словосочетания «таможенной службы» [1].

1.2.2.      Обсуждение законопроектов

В начале октября в парламентских комиссиях прошло обсуждение двух законопроектов: «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Документы вызвали в парламентских кругах дискуссию, так как они предусматривают важное нововведение административно-судебной системы – передачу полномочий на выдачу санкций на арест от прокуроров к судьям.

По мнению председателя комиссии по правовой политике и вопросам госстроительства Закира Зейналова, среди специалистов данный вопрос вызвал споры. В связи с этим президент Гейдар Алиев дал поручение специалистам выбрать тот вариант, который отвечает стандартам Совета Европы. Кроме того, во внимание было принято то обстоятельство, что соседние страны – Грузия и Армения – также наделили судей указанными полномочиями.

Закир Зейналов заявил по данному вопросу, что полномочия по выдаче санкций на арест целесообразнее сохранить все же за прокурорами при условии закрепления за арестованными права обжаловать данное решение в судебном порядке. Зейналов мотивировал свое мнение тем, что на практике это может привести к определенным проблемам. Дело в том, что в некоторых районах Азербайджана суды состоят всего из одного судьи, и в случае выдачи им санкции на арест лицу, взятому под стражу, некуда будет обращаться с жалобой. Кроме того, по мнению Зейналова, суды в Азербайджане не готовы к выполнению полномочий по выдаче санкций на арест. Свою позицию он аргументировал тем, что в органах прокуратуры на сегодняшний день собраны наилучшие в стране юридические кадры и поэтому, учитывая большую значимость данного вопроса для судеб людей, правильнее было бы сохранить у прокуроров полномочия по выдаче санкций на аресты, хотя бы на определенный переходный период. За этот промежуток времени можно было постепенно перевести часть высококвалифицированных кадров из органов прокуратуры в судебные структуры. При этом З.Зейналов напомнил, что в восьми странах СНГ выдача санкций на арест остается прерогативой прокуроров.

В этой связи руководитель аппарата ММ Сафа Мирзоев сообщил, что вопросы, поднятые главой комиссии, в определенной степени приняты во внимание. Так, в переходных положениях вышеуказанных законопроектов оговаривается, что нормы, касающиеся выдачи санкций на арест судьями, будут введены в действие со вступлением в силу нового уголовно-процессуального законодательства, а также назначения судей в соответствии с законом «О судах и судьях».

Как отметил С.Мирзоев, в судах нового состава можно будет возложить на одного из судей исключительно функции по выдаче санкций. Этими судьями как раз и могут быть назначены сотрудники органов прокуратуры. По словам С.Мирзоева, введение в действие нового уголовно-процессуального законодательства произойдет не ранее середины 2000 года. К этому времени, очевидно, будет назначен и новый судейский корпус.

Согласно рассмотренному законопроекту, полиция является единым централизованным правоохранительным органом, находящимся в подчинении верховной исполнительной власти. Полиция обеспечивает общественный порядок и безопасность, предупреждает преступления и другие правонарушения, раскрывает их и обеспечивает безопасность дорожного движения. В сферу деятельности полиции входят также оперативно-розыскные мероприятия, обеспечение выполнения решений суда, содержание под арестом.

С предложенным законопроектом согласились «парламентское большинство» и министр внутренних дел республики Рамиль Усубов. Однако некоторые наблюдатели считают, что принятие этого закона может способствовать укреплению полицейского произвола в стране и бесконтрольному увеличению армии полицейских в стране. По мнению же ряда независимых юристов, законопроект предусматривает вывод полиции из-под надзора органов прокуратуры и уменьшает контроль над ее деятельностью.

Кроме того, не все азербайджанские адвокаты согласны с тем, что санкции на арест будут выдавать судьи. Так, один из наиболее влиятельных адвокатов страны Рамиз Зейналов отметил, что в Азербайджане пока нет такой судебной системы, которая могла бы осилить данные полномочия. Адвокат считает, что целесообразней было бы вывести следственные управления из состава генпрокуратуры, МВД и МНБ в отдельное единое ведомство, а полномочия выдавать санкцию оставить за прокуратурой.

Наблюдатели обратили внимание на тот факт, что в дебатах не принимал участия генпрокурор Эльдар Гасанов. В азербайджанской прессе уже долгое время муссировались слухи о том, что между главой МВД Р.Усубовым и генпрокурором Э.Гасановым идет борьба. Видимо, в этой борьбе Р.Усубов на данный момент одерживает верх. При этом отмечается, что независимость генпрокурора, очевидно, сыграла определенную роль в передаче части полномочий системе, которая более подвержена влиянию исполнительной власти [1].

1.2.3.      Новый законопроект о СМИ

Законопроект «О средствах массовой информации», который должен в ближайшее время быть представлен для второго чтения в парламент, вызвал в различных кругах общественности и СМИ бурные дискуссии. Дело в том, что документ претерпел ряд существенных изменений.

В частности, в обновленном варианте документа из перечня случаев, при которых не допускается злоупотребление в СМИ, изъята расплывчатая формулировка о запрещении распространения «материалов, противоречащих нормам национальной этики и морали». Вместо нее вводится тезис о недопустимости использования в СМИ порнографических материалов. Против прежней расплывчатой формулировки резко выступал, например, глава журналистского объединения «Ени несил» Ариф Алиев, который утверждал, что она позволяет контролирующим органам по-разному трактовать данный пункт.

В ходе переработки редактированию подверглась и статья документа, касающаяся антимонопольных мер в СМИ. В нынешнем варианте допускается учредительство или соучредительство одним и тем же физическим или юридическим лицом шести или десяти (еще не определено) периодических изданий и одной телерадиовещательной организации. Кроме того, один и тот же субъект не имеет права вести вещание на более чем в двух теле- и трех радиоканалах. Исключение составляют системы кабельного вещания и трансляции программ в зарубежные страны.

В законопроекте сохранен пункт о запрете юридическим и физическим лицам иностранных государств, а также лицам без гражданства самостоятельно создавать органы СМИ в Азербайджане. Иностранцам запрещается также финансировать СМИ в Азербайджане, они могут лишь частично (выпуск отдельных номеров периодических изданий, подготовка отдельных теле- и радиопрограмм) спонсировать азербайджанские масс-медиа. В совместных предприятиях им может принадлежать не более 30% акций. Более того, иностранцам и лицам без гражданства запрещается быть главными редакторами в СМИ Азербайджана. Эту должность могут занимать только азербайджанские граждане, проживающие на территории страны, имеющие высшее образование, обладающие не менее чем трехлетним стажем работы в области прессы, не лишенные права по решению суда занимать ответственные должности и не имеющие судимостей за мошенничество, клевету, взяточничество и ряд других преступлений.

В обновленном варианте законопроекта приводится также ряд налоговых льгот для СМИ – освобождение от НДС, уплата налога с прибыли по сниженным ставкам, включение зарплаты работников СМИ в себестоимость информационной продукции. Кроме того, предусматривается освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на развитие по основному профилю деятельности СМИ. Предполагается применять в отношении СМИ минимальные тарифы за пользование государственными средствами связи, транспорта, услугами коммунальных служб.

Негативным моментом в законопроекте остается лишение корреспондентов аккредитации самим аккредитующим органом, а не судом, как это зафиксировано в прежнем законе 1992 года.

Комментируя данный документ, учредитель и главный редактор газеты «Аврасия» Ирфан Сапмаз, являющийся гражданином Турции, заявил о своем несогласии с пунктом о том, что главным редактором издания может быть только гражданин Азербайджана, поскольку такой практики нет ни в одной стране. Вместе с тем, он поддержал мнение о том, что в СП в сфере средств массовой информации, иностранцам не может принадлежать более 30% акций.

В свою очередь, главный редактор газеты «Биржа» Рафик Абасов, комментируя налоговые льготы СМИ, предусмотренные данным документом, отметил, что в нем есть положительные моменты. Однако, по его мнению, законопроект не дает четкого ответа на вопрос, какие виды деятельности будут освобождены от НДС. В частности, было бы целесообразным, если бы печатные органы были бы освобождены от уплаты НДС на рекламу и телефонные разговоры, так как в этом случае будет возможно снизить стоимость газет. Также, по его мнению, целесообразно уменьшить налогообложение по затратам СМИ на социальное страхование, арендную плату и т.д. Однако при этом он считает, что налогообложение эротических изданий должно, наоборот, повыситься.

С антимонопольной же частью законопроекта о СМИ категорически выразил свое несогласие президент телекомпании «ABA» (осуществляет вещание на трех российских каналах) Фаик Зульфугаров. По его словам, пункт о том, что одно лицо не может владеть более чем двумя телеканалами противоречит антимонопольному законодательству страны, в котором сказано, что субъектом, доминирующим на рынке, является структура, имеющая более 35% в общем объеме вещания.

Таким образом, нынешний вариант законопроекта устраивает далеко не всех азербайджанских представителей масс-медиа. Впрочем, есть надежда на то, что в окончательном варианте законопроект будет устраивать подавляющее большинство местных СМИ [1].

1.3.       Политические партии и общественные организации

1.3.1.      Сотрудничество азербайджанской, армянской и грузинской компартий

В начале октября в г.Гори (Грузия) состоялась встреча лидера одной из коммунистических партий Азербайджана Рамиза Ахмедова со своими коллегами из Армении и Грузии, Сергеем Бадаляном и Пантелеймоном Георгадзе. Мероприятие осталось практически незамеченной СМИ, поскольку в Азербайджане существует четыре компартии.

Лидеры трех данных партий организовали движение «Красный мост», призванное координировать их действия. При этом целями движения является «расширение взаимопонимания между народами Закавказья, снижение мирным путем напряженности в регионе» и т.д. После образования «Красного моста» лидер армянских коммунистов С.Бадалян заявил о том, что они с Рамизом Ахмедовым договорились подходить к карабахскому конфликту «на основе ленинского принципа права наций на самоопределение».

Однако Ахмедов опроверг это утверждение, считая, что в данном вопросе должен быть восстановлен статус-кво 1988 года. По его словам, Компартия Азербайджана поддерживает принцип самоопределения, но территориальная целостность также должна быть учтена. Что касается С.Бадаляна, то он неоднократно заявлял о необходимости участия Карабаха в переговорах для выражения своей позиции в качестве самостоятельной государственной единицы.

Наблюдатели отмечают, что сотрудничество с непримиримыми армянскими коммунистами на фоне усиливающегося «карабахского движения» внутри Азербайджана ставит Р.Ахмедова и возглавляемую им партию под серьезный удар. Более того, страдает имидж не только КПА, но и блока «Социалистический Азербайджан», в который, кроме Компартии Рамиза Ахмедова, также входят социал-демократы и Коммунистическая единая партия Азербайджана [1].

1.3.2.      Предложения партии «Мусават» по обеспечению национальной безопасности страны

В начале октября партия «Мусават» предложила концепцию преодоления последствий агрессии Армении против Азербайджана, вынеся на суд общественности ряд предложений под названием «Пакет успеха». Целями, заложенными в его основу, являются укрепление независимости Азербайджана, обеспечение территориальной целостности и восстановление суверенитета над утраченными территориями.

Поводом для активизации интеллектуального потенциала мусаватистов послужили, по определению лидера партии «Мусават» Исы Гамбара, обвинения властей в неконструктивности оппозиции, что, якобы, наглядно демонстрируется отсутствием конкретных предложений по карабахскому урегулированию.

В программе «Пакет успеха» содержится четыре направления. Первым из них является внешняя политика. По мнению составителей программы, Азербайджан должен занять достойное место в международном сообществе, добиться признания Армении агрессором и реализации в отношении нее системы международных санкций, вплоть до силового воздействия. По словам секретаря «Мусават» Сульхаддина Акпера, следует окончательно расставить приоритеты во внешней политике и вывести на новый уровень двусторонние отношения между Азербайджаном и стратегическим союзником – США. В партии убеждены, что линия на интеграцию с НАТО должна стать определяющей, для чего необходимо вступление Азербайджана в эту организацию.

Важное место «Мусават» отвела и сотрудничеству Азербайджана со стратегическим союзом Турция-Израиль. Кроме того, в проекте предлагается создание блоков: Азербайджан-Турция-Грузия и Азербайджан-Грузия-Украина.

Экономическая политика, по мнению авторов проекта, должна быть направлена на улучшение социальной ситуации в стране. Во внутриполитической сфере «Мусават» выступает за национальное единение, уважение демократии и прав человека, устранение препятствий в регистрации партий и общественных движений, освобождение политзаключенных и т.п. Партия также предлагает усилить статью 57 Уголовного кодекса страны, за счет введения нового пункта об уголовной ответственности за посягательство на территориальную целостность, неприкосновенность и нерушимость границ Азербайджана [1].

1.3.3.      Визит Али Керимова в США

12 октября начался визит делегации партии Народный фронт (ПНФА) в составе ее первого зампредседателя Али Керимова и зампредседателя по внешнеполитическим вопросам Асима Моллазаде в США. Члены ПНФА посетили Соединенные Штаты по приглашению руководителя Хельсинкского комитета конгресса Кристофера Смита. В ходе визита были проведены встречи в конгрессе, государственном департаменте США и нескольких министерствах.

Это уже не первый визит азербайджанских политиков за океан, равно как и не первый визит представителей ПНФА. Однако нынешний визит азербайджанских оппозиционеров проходил по приглашению руководителя влиятельного комитета законодательного органа США. Некоторые наблюдатели усматривают в этом особый знак внимания со стороны официального Вашингтона к ПНФА.

Нужно отметить, что прозападная внешнеполитическая ориентация характерна для большинства стран на постсоветском пространстве. Все более дистанцируясь от северного соседа – России, власти Азербайджана тоже демонстрируют лояльность Западу. Вашингтон же в этом крайне заинтересован. Но также несомненно, что в США не могут быть не заинтересованы в том, чтобы обеспечить преемственность прозападного курса Азербайджана. Очевидно, что это будет зависеть от того, кто будет находиться у власти в стране.

Среди политических сил, реально претендующих на власть в Азербайджане, особой поляризации во внешнеполитической ориентации не заметно. Даже те, кто в недавнем прошлом ориентировался на Россию и Иран, под давлением общественного мнения вынуждены были если не отказаться от своих приоритетов, то, во всяком случае, камуфлировать их реверансами в адрес Запада. Но, судя по всему, наиболее последовательной силой, выступающей за дальнейшее сближение с Западом, в США считают именно ПНФА. А то, что эта партия опирается на серьезную электоральную поддержку, видимо, привлекает к ней уже серьезное внимание за океаном.

Некоторые наблюдатели считают, что приглашение А.Керимова в США высокопоставленным представителем законодательного органа является показателем того, что с выбором преемника нынешних властей в Азербайджане США уже определились [1].

1.3.4.      Заявление лидера Либерально-социалистической партии Азербайджана

Председатель Либерально-социалистической партии Гаджи Абдул Абдулов выступил с заявлением, в котором потребовал запретить в Азербайджане деятельность ваххабитских и других миссионерских организаций и немедленно выслать из страны лиц, пропагандирующих эти идеи. По его мнению, прикрываясь именем ислама, ваххабиты уже осуществили ряд кровавых акций в Дагестане, которые привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. Абдулов считает, что ситуация на севере от азербайджанских границ не может не беспокоить ее граждан, поскольку подобные события могут повториться и в Азербайджане [1].

1.3.5.      Заявление председателя ПННА

Председатель ПНФА Абульфаз Эльчибей в своем заявлении, сделанном в начале октября, обвинил Россию в том, что она проводит политику геноцида против кавказских народов. Он выразил уверенность в том, что предстоящая акция протеста пройдет на высоком уровне. Эльчибей заявил при этом, что во имя решения общенациональных вопросов он готов в случае необходимости обратиться к государственным представителям в случае необходимости. По его словам, эта акция протеста связана только с Карабахом, и лозунгов против правительства в ходе нее выдвигаться не будет [1].

1.3.6.      Заявление председателя партии «Юрддаш»

Председатель партии «Юрддаш» Маис Сафарли заявил, что, по его мнению, азербайджанское правительство должно направить в Россию ноту протеста по поводу притеснения азербайджанцев в РФ. Сафарли считает, что Баку также может оказать давление на Москву (например, запретить ей пользоваться Габалинской радиолокационной станцией), и это России следует учитывать. Он также отметил, что, если Азербайджан поднимет вопрос перед международными организациями о массовом нарушении прав человека в России, эти организации могут прекратить выделение кредита РФ [1].

2.    Экономика

2.1.       Нефть

Как известно, нефтяной фактор определяет не только внутреннюю, но и внешнюю политику Азербайджана. Однако американские компании пытаются всячески отсрочить реализацию контрактов. Обычно процесс проходит по следующей схеме: в результате бурения не находят достаточных запасов нефти, и консорциум распускается. В частности, так произошло с проектом «Карабах». А в конце сентября американская компания Atlantic Richflield Company (ARCO) вышла из нефтяного проекта Д-222 («Ялама») на азербайджанском шельфе Каспия, в котором она выступала партнером российского «Лукойла» (соглашение о сотрудничестве на совместную разработку блока Д-222 Госнефтекомпанией Азербайджана и «Лукойлом» было подписано в июле 1997 г.). При этом ARCO ничего не вкладывала в проект и стремилась затормозить его реализацию. Наблюдатели справедливо полагают, что Вашингтону сложно укрепиться на Каспии без крупных инвестиционных вливаний в экономику стран региона. В этой связи, и особенно учитывая геополитический фактор, Россия имеет возможность активизировать свое сотрудничество с прикаспийскими государствами, определенные шаги в этом направлении были сделаны в начале осени [[2]].

2.2.       Подготовка реализации проекта транскаспийского нефтепровода

В октябре наметилось ускорение реализации проекта экспорта «большой нефти» Азербайджана. Завершены переговоры рабочих групп, а подписание основополагающего документа о строительстве Основного экспортного трубопровода (ОЭТ) должно быть предпринято во время саммита государств ОБСЕ в Стамбуле 17-18 ноября нынешнего года. Президент Турции Сулейман Демирель, посетивший Баку 18 октября, заявил, что в планы его страны также входит реализация проекта транспортировки азербайджанского газа по территории Турции на мировые рынки.

Итак, строительство транскаспийского нефтепровода становится реальностью. В Баку было крайне негативно воспринято недавнее заявление министра топлива и энергетики РФ В.Калюжного о том, что необходимо помешать строительству ОЭТ по маршруту Баку-Джейхан, особенно учитывая его более ранние предложения об активизации сотрудничества России и Азербайджана в нефтяной сфере. Кроме того, к словам Калюжного о возможности строительства обходного нефтепровода через Дагестан в Новороссийск в течение 6-8 месяцев здесь отнеслись скептически. По мнению азербайджанских экспертов, страна обладает достаточными запасами нефти, которую можно будет перекачать и по этому направлению, однако данное заявление Калюжного не подкреплено реальными возможностями [[3]].

2.3.       Заявление заместителя министра экономики Азербайджана

В начале октября заместитель министра экономики Азербайджана Октай Ахвердиев сообщил, что в настоящий момент уже подготовлены концепция и конкретный план действий совершенствования системы государственного управления. По его словам, Госнефтекомпания Азербайджанской Республики (ГНКАР), АООТ «Азерэнержи» и АОЗТ «Азеригаз» будут реструктуризированы с точки зрения полного их освобождения от функций разработки и осуществления политики в своей области. Им будет предоставлена возможность заниматься непосредственно своей производственно-коммерческой деятельностью. Ахвердиев заявил, что управление всем комплексом и каждой структурой в отдельности будет осуществляться через создаваемое министерство топлива и энергетики, которое, видимо, возьмет на себя ведение переговоров и подписание контрактов, например, по проекту разведки и разработки нового нефтяного блока. ГНКАР при этом будет координировать реализацию данного проекта [ 1].

2.4.       Антимонопольная политика

В начале октября председатель Ассоциации предпринимателей Азербайджана Алекпер Мамедов высказал резкую критику в адрес Госкомитета по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. По мнению А.Мамедова, необходимо разделить этот госкомитет на две структуры. Это предложение вызвало, в свою очередь, возражения в самом госкомитете.

Так, начальник управления развития инфраструктуры и региональной политики этого ведомства Фуад Ибрагимов заявил, что сейчас комитет формирует механизм кооперации малых и крупных предприятий, и в настоящее время на рассмотрении в ММ находятся пять законопроектов, подготовленных как самим Антимонопольным комитетом, так и при его участии. Исходя из этого, Ибрагимов выразил недоумение по поводу утверждения Алекпера Мамедова, поскольку последний фактически утверждает, что в Азербайджане нет государственной организации, осуществляющей политику защиты предпринимательства. По словам Ибрагимова, главной задачей госкомитета в этой области является формирование законодательного механизма. Конкретными же случаями, когда требуется защита прав предпринимателей, должны заниматься, главным образом, судебные органы.

Однако комитет реагирует и на обращения предпринимателей, рекомендуя людям, освоившим азы антимонопольного и предпринимательского законодательства, современную систему аналитической информации по этим вопросам [1].

2.5.       Заявление министра финансов

Министр финансов Аваз Алекперов сообщил, что, согласно последним данным, внешний долг республики в пересчете на душу населения равен 111 долл., что является одним из лучших показателей в СНГ. Он подчеркнул, что на сегодняшний день Азербайджан получил кредиты примерно на 900 млн. долларов, погашение основной суммы которых начнется через 5-7 лет [1].

2.6.       Международная выставка «Экономическое развитие прикаспийского региона»

12-15 октября в Баку проходила международная выставка «Экономическое развитие прикаспийского региона». Организатором ее выступили британская компания «Spearhed Exhibitions» и Торгово-промышленная палата Азербайджана.

В выставке приняли участие 120 компаний из 10 стран мира: Кувейта, США и ряда европейских государств, при этом наибольшее число компаний представляло Италию и Великобританию.

В рамках работы выставки были организованы две секции – «Каспийская инфраструктура» (в ней принимали участие 90 компаний) и «Сельское хозяйство» (30 компаний). Одновременно с выставкой состоялась третья Международная конференция «Каспийская инфраструктура» и вторая Международная конференция «Сельское хозяйство и продукты питания прикаспийского региона».

В ходе конференции были заслушаны доклады об использовании нефтяного фонда для достижения долгосрочной экономической стабильности в прикаспийском регионе, о структурных реформах и макроэкономической среде в Азербайджане, отношениях Азербайджана с международными финансовыми институтами. Обсуждались также вопросы о значении нового налогового кодекса для иностранных инвесторов, о таможенной системе в условиях рыночной экономики, процедурах инвестирования промышленных проектов в Азербайджане, транспортной политике в Азербайджане и деятельности Всемирного банка по поддержке сельскохозяйственных реформ в Азербайджане [1].

2.7.       Деятельность нового совместного предприятия

В 1999 году акционерным обществом Чехии «Hacar» и азербайджанской компанией «NAR Holding» было создано чешско-азербайджанское совместное предприятие «Hacar-Azerbaijan». Основной целью нового предприятия является продажа в Азербайджане автомобилей «Skoda» и организация сервисных услуг, а также производство и монтирование разных кузовов для грузовых автомобилей.

Как известно, АО «Hacar» – одна из крупных компаний Чехии. В основном она занята производством высококачественных кузовов для грузовых автомобилей. В производственной деятельности компании главное место занимает выпуск специализированных кузовов для перевозки разных грузов, молочной и мясной продукции, хлебобулочных изделий, мобильных стоматологических, операционных и лабораторных комнат. Компания также производит кузова по индивидуальным заказам. В настоящий момент планируется, что на основе разработанного чешскими специалистами проекта в течение года в Баку начнется строительство нового центра продажи и сервиса [1].

3.    Культура

3.1.       Дни Великобритании в Азербайджане

В начале октября в Баку, Сумгаите и Гяндже проходили Дни Великобритании. Организаторами программы являлись Азербайджано-Британская Торгово-промышленная палата, посольство Великобритании в Азербайджане, Британский совет в Азербайджане и компания «Spearhead Exhibitions Ltd».

Культурную программу открыла демонстрация в кинотеатре «Азербайджан» пяти фильмов английских кинематографистов. Также были организованы выставки работ художников и фотографов этой страны.

В рамках мероприятия состоялись концерты известных мастеров искусств Великобритании при участии азербайджанских музыкантов, в том числе и выступление известного саксофониста Джеральда МакКристала. Произведения из нового альбома Джеральда МакКристала на презентации прозвучали в исполнении Шинед О'Коннор, Брайана Кеннеди, Ануны, Донал Лени и Стоктонс Винг [1].

3.2.       Бакинский кинофестиваль

В середине октября в Баку прошел 3-й международный кинофестиваль, на котором были представлены фильмы из Азербайджана, России, других стран СНГ (в частности, Казахстана и Узбекистана), Эстонии, США, Южной Кореи. По мнению руководства фестиваля, одной из лучших картин явилась лента Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». Актерам разных стран были вручены призы: за самый женственный и самый мужественный образы, за вклад в мировое кино и др. Специального приза – за яркое исполнение роли – был удостоен российский актер Леонид Ярмольник [[4]].

Организаторы фестиваля отмечали, что таким образом они хотели объединить образцы киноискусства как западного, так и восточного производства. Этот факт свидетельствует о стремлении Азербайджана утвердиться не только в качестве политического и экономического, но и культурного моста между Востоком и Западом [1].

4.    Внешняя политика

4.1.       Продолжение переговоров с руководством Армении

4.1.1.      Встреча президентов Азербайджана и Армении

11 сентября в районе юго-восточного участка границы Армении с Нахичеванской Автономной Республикой, между армянским селом Ерасх и азербайджанским – Садарак, состоялась четвертая встреча без посредников между Гейдаром Алиевым и Робертом Кочаряном. Таким образом, впервые подобные переговоры прошли не за пределами двух стран [[5]].

По официальной версии, многочасовая беседа была посвящена обсуждению мер по укреплению режима перемирия. Однако неофициальные источники утверждают, что главной темой переговоров был вопрос о возобновлении переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ. По словам министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, сопредседатели Минской группы настаивают на том, чтобы до ноябрьского саммита ОБСЕ в Стамбуле должно быть выработано соглашение, предопределяющее возобновление полномасштабного миротворческого процесса в рамках ОБСЕ. Надежду на это выразил и вице-президент США Альберт Гор, который после встречи Алиева и Кочаряна высказал свое удовлетворение ходом переговоров [[6]]. В.Оскарян также заметил, что в последних посреднических предложениях о возможности создания «общего государства» между Карабахом и Азербайджаном, может произойти изменение позиции в пользу Баку, что должно ускорить процесс переговоров [[7]].

Встреча двух президентов была высоко оценена также советником госсекретаря США по новым независимым государствам Стивеном Сестановичем. Подобные комментарии со стороны Соединенных Штатов во многом объясняются тем, что с весны нынешнего года процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта осуществляется фактически под патронажем Вашингтона. Очевидно, что США стремятся перехватить инициативу у России, являющейся другим сопредседателем Минской группы [[8]].

Наблюдатели отметили, что встреча двух президентов не принесла сенсаций, однако бесспорно положительным моментом является то, что стороны согласны с необходимостью дальнейших взаимных уступок в решении проблемы [[9]]. Однако немногим позднее Гейдар Алиев заявил о категорическом неприятии Азербайджаном подготовленной Москвой и представленной Минской группой ОБСЕ идеи «общего государства» как варианта решения карабахской проблемы. По мнению Алиева, подобные проекты не имеют перспективы уже потому, что Нагорный Карабах является частью Азербайджана, и изменение его статуса невозможно. В этой связи можно говорить о том, что стороны конфликта вернулись на свои исходные позиции [[10]].

4.1.2.      Реакция оппозиции на ход переговоров

Встреча Гейдара Алиева с Робертом Кочаряном была негативно воспринята азербайджанской оппозицией, ряд деятелей которой назвали ее не иначе, как очередным предательством Алиева. Экс-президент Абульфаз Эльчибей заявил, что в случае подписания мирного договора с Арменией по статусу Нагорного Карабаха оппозиция может начать гражданскую войну. Накануне встречи президентов в Баку прошел оппозиционный митинг под лозунгом «Свободу Карабаху». В акции приняло участие более 50 тыс. человек. Участники выступили за освобождение армянских земель и выразили недовольство позицией России, которая поддерживает сторону Армении и, по их мнению, не должна поэтому принимать участие в работе Минской группы ОБСЕ. Однако все эти требования являются нереальными. В частности, многое здесь зависит от позиции США, а они уже дали понять Баку, что придется идти на уступки с Арменией. Кроме того, благодаря влиянию в Конгрессе США армянского лобби так и не удалось добиться отмены 907-й поправки, запрещающей предоставление американской гуманитарной помощи Азербайджану. Что касается поддержки Турции, то, во-первых, она находится под сильным влиянием Вашингтона, а во-вторых, в настоящее время турецкая армия нуждается в серьезной модернизации. Наблюдатели отмечают, что азербайджанская армия сейчас также не способна на проведение военной операции. Кроме того, ее, как и другие круги руководства страны, захлестнула волна коррупции. Так, министр обороны Сафар Абиев уже некоторое время находится под угрозой отставки, которая не осуществлена потому, что на этот пост пока не могут найти преемника [[11]].

4.2.       Нарушение российским самолетом ВВС воздушных границ Азербайджана

4.2.1.      Реакция руководства Азербайджана

1 октября в 10:15 по бакинскому времени произошел военный инцидент: самолет российских ВВС нарушил воздушные границы Азербайджанской Республики и сбросил авиабомбу на окрестности села Гымыр Закатальского района. При этом обошлось без жертв, но были повреждены несколько построек. По факту возбуждено уголовное дело. В связи с инцидентом Министерство обороны (МО) Азербайджана сделало заявление, в котором возложило ответственность за инцидент на МО России и потребовало принятия решительных мер для наказания виновных.

МИД Азербайджана также выступило с протестом «по поводу боевого пуска с российской территории оперативно-тактической ракеты 8-К-14 в окрестности села Гымыр Загатальского района». Как говорится в заявлении МИД, в результате инцидента был нанесен значительный ущерб хозяйственным строениям.

Посол РФ в Азербайджане Александр Блохин сообщил в этой связи, что, по его информации, самолет «потерял бомбу» на территории страны, однако не смог объяснить, каким образом данный российский самолет оказался в Азербайджане. Дипломатические источники в Баку считают, что эта акция является ни чем иным, как предупреждением азербайджанской стороне, которую официальные круги России обвиняют в помощи сепаратистам на Северном Кавказе. Азербайджанские военные эксперты заявляют при этом, что инцидент не мог быть случайностью, поскольку российские ВВС действовали в данном случае намеренно и точно. Все это, по их мнению, не способствует налаживанию добрососедских отношений между двумя странами [[12]]. Руководство страны в лице госсоветника по внешнеполитическим вопросам Вафы Гулузаде в очередной раз опровергло слухи о том, что Азербайджан причастен к подготовке чеченских боевиков. По словам Гулузаде, если бы Азербайджан и занимался подготовкой наемников, то для освобождения Карабаха [[13]].

4.2.2.      Комментарий командующего войсками ПВО Азербайджана

В конце октября командующий ВВС и войсками ПВО в Азербайджане Раиль Рзаев высказал предположение о том, что вблизи с.Гымыр взорвалась не бомба, а оперативно-тактическая ракета типа «земля-земля», основываясь на деятельности экспертов, группой которых он руководил на месте происшествия. По его словам, 5 октября специалисты окончательно определили, что это была ракета. Среди осколков были четко определены элементы ее оснащения, фрагменты радиодеталей, в частности – диод и трансформатор. Было также выражено предположение, что ракету запустили с территории Габалинской РЛС, подчиняющейся России, и российские военные могли засечь пуск ракеты класса «земля-земля» по территории Азербайджана с северного направления с помощью Габалинской РЛС. Рзаев подчеркнул, что, скорее всего, ракета была запущена с территории России. Возможно, это было ошибочное попадание, поскольку Закатальский район граничит с Чечней, однако азербайджанские военные выразили крайнее недовольство данным фактом.

Российские эксперты в ответ на заявления Рзаева сообщили, что, во-первых, нет подтверждений того, что Россия применяет в Чечне ракеты класса «земля-земля», и во-вторых, засечь пуск ракеты типа «земля-земля» с Габалинской РЛС невозможно [[14]].

4.2.3.      Заявление Милли меджлиса

Свое заявление сделал и азербайджанский парламент, в котором выразил обеспокоенность данным фактом. По мнению ММ, подобные инциденты наносят серьезный удар двусторонним отношениям. Парламентарии также выразили надежду на то, что более такие факты не повторятся [[15]].

4.3.       Усиление охраны границы с Чечней

В октябре Азербайджан усилил охрану своей границы с Чеченской Республикой, для чего туда было дополнительно переброшено 2 тыс. военнослужащих мотострелкового полка. Об этом, в частности, сообщил 13 октября директор Федеральной погранслужбы России Константин Тоцкий. Руководители пограничного ведомства Азербайджана заверили Тоцкого в том, что российско-азербайджанскую границу не пересечет ни один караван с оружием, следующий в Чечню [[16]]. Главы азербайджанских спецслужб и погранвойск заявили, что сделают все, чтобы территория Азербайджана не могла быть использована как транспортный коридор, а российским инспекторам была предоставлена возможность проверки нескольких объектов. В ходе проведенных проверок в дальнейшем не было обнаружено ни одного факта помощи чеченским боевикам. 14 октября Тоцкий заявил, что граница с Азербайджаном надежно прикрыта.

Таким образом, в отношениях с Москвой, невзирая на все нерешенные проблемы, наметилось некоторое потепление. Напомним, в частности, что Алиев поддержал как российскую военную акцию в Дагестане, так и непосредственно в Чечне, заявив, что эти действия являются внутренним делом России. Кроме того, президент уволил нескольких антироссийски настроенных высокопоставленных чиновников. В частности, была удовлетворена просьба об отставке госсоветника Вафа Гулузаде, выступавшего за размещение на Апшеронском полуострове военных баз НАТО и называвшего действия ваххабитов на западе Дагестана «национально-освободительной борьбой».

Наблюдатели видят в этом процессе не только стремление объединения усилий по борьбе с угрозой исламского фундаментализма. Баку заинтересован в завоевании доверия Москвы для смягчения ее позиции в нагорно-карабахском конфликте и таким образом, возможно, стремится дать понять, что Нагорный Карабах для Азербайджана то же самое, что Чечня для России, и Азербайджану необходимо сохранить территориальную целостность своего государства [[17]].

4.4.       Протесты относительно ущемления прав азербайджанцев в России

В связи с последними событиями по усилению паспортного контроля в Москве парламент Азербайджана высказал свою озабоченность нарушением прав азербайджанцев в России. ММ отметил, что, как член Совета Европы, Россия должна соблюдать международные нормы, запрещающие преследование по национальному признаку [[18]].

В начале октября в Баку у здания посольства России в Азербайджане состоялся также пикет, организованный активистами молодежных организаций, оппозиционных Народному фронту и партии «Мусават». Участники акции выразили свой протест не только против притеснения в России этнических азербайджанцев, но и против нынешней военной кампании в Чечне, а также выразили свое возмущение военным инцидентом в Закатальском районе. По некоторым данным, в ходе пикета произошли столкновения его участников с полицией [[19]].

4.5.       Прошение В.Гулузаде об отставке

В начале октября госсоветник по внешнеполитическим вопросам Вафа Гулузаде обратился к президенту Г.Алиеву с просьбой об отставке. Причину сложения полномочий В.Гулузаде объяснил необходимостью лечения, а также творческими планами, поскольку относит себя к категории творческой интеллигенции. При этом работу с Гейдаром Алиевым Гулузаде назвал для себя большой школой, а самого президента – наиболее видным государственным и политическим деятелем. В связи с этим В.Гулузаде подчеркнул, что его отставка не носит никакого политического смысла.

Однако ряд аналитиков полагает, что данные аргументы, могут быть только одной из возможных причин ухода В.Гулузаде со своего поста. Совсем недавно в Азербайджане прошел слух о том, что В.Гулузаде сменит на его посту глава парламентской комиссии Рза Ибадов (к тому же последний окончил дипломатические курсы в Великобритании). В свое время, комментируя эти слухи, Гулузаде заявил, что статус независимого политолога-международника может «развязать ему руки».

Однако заявление об его отставке не принято наблюдателями однозначно. В.Гулузаде считается одним из главных и ярых сторонников прозападного курса Азербайджана, и с начала нынешнего года он открыто выступал с антироссийских позиций, начиная с темы размещения баз НАТО в Азербайджане, и до заявления о том, что чеченский народ ведет «национально-освободительную борьбу». Примечательно, что заявление «о борьбе чеченцев» сразу же было прокомментировано завотделом аппарата президента Али Гасановым в том смысле, что это лишь личное мнение госсоветника, с чем согласился и Г.Алиев. Однако упомянутое заявление В.Гулузаде было крайне негативно встречено послом России в Азербайджане Александром Блохиным, который предложил Г.Алиеву отправить В.Гулузаде в отставку. Поэтому возможно, прошение об отставке связано с давлением российских представителей.

Впрочем, отставка В.Гулузаде может быть составной частью игры, затеянной нынешними властями. Местные аналитики связывают это с тем, что власти Азербайджана, маневрируя в сторону России, тем самым намерены оказать моральное давление на Запад с тем, чтобы последний осознал, что Азербайджан может пересмотреть свой однозначно прозападный курс. Нельзя упускать из виду и то, что в последнее время Россия, пользуясь событиями на Северном Кавказе, наращивает давление на Азербайджан, обвиняя его в помощи «чеченским сепаратистам».

Другая причина отставки В.Гулузаде может состоять в том, что он как опытный дипломат предвидит неприемлемые для Азербайджана компромиссы в переговорах с Арменией. К примеру, недавно лидер ПННА Этибар Мамедов заявил, что с ним встречались несколько чиновников среднего и высшего звена. В ходе встречи, по его словам, чиновники пожаловались на некоторые моменты правления Алиева. В числе прочего было высказано и недовольство возможными уступками со стороны Азербайджана в вопросе урегулирования карабахского конфликта. В этой связи нельзя исключать того, что В.Гулузаде не хочет связывать свое имя с ожидаемыми непопулярными решениями. Наблюдатели полагают, что в данный момент (особенно учитывая крайне сложную обстановку на переговорах с Арменией), отставка Гулузаде была бы крайне несвоевременна и нежелательна. Просьба об отставке Гулузаде была удовлетворена [1].

4.6.       Визит президента Турции

18 октября в Баку совершил однодневный визит президент Турции Сулейман Демирель. Встреча с Гейдаром Алиевым была посвящена подготовке реализации проекта экспорта азербайджанской нефти. По окончании встречи стало известно, что Анкара и Баку подпишут соглашение о строительстве нефтепровода протяженностью от азербайджанских нефтяных месторождений до турецкого порта на Средиземном море в ходе ноябрьского саммита государств ОБСЕ в Стамбуле. Демирель и Алиев выразили оптимизм в перспективах экономического сотрудничества двух стран и констатировали, что в целом между сторонами нет никаких проблем. Кроме того, президент Азербайджана наградил С.Демиреля орденом Независимости за большой вклад президента Турции в дело развития двусторонних отношений [[20]].

Таким образом, турецкая сторона в очередной раз подтвердила свою солидарность с позицией Азербайджана по основным экономическим и политическим вопросам.

5.    заключение

Ключевые события октября в Азербайджане связаны с внешнеполитической жизнью. Продолжаются встречи и переговоры между Кочаряном и Алиевым. При этом проглядывают некоторые перспективы мирного урегулирования карабахской проблемы. Однако этот вопрос служит неким детонатором внутриполитической жизни в Азербайджане. Оппозиция недовольна возможными уступками, которые неизбежны в случае мирного разрешения конфликта.

Не менее важным событием стали военные действия в Чечне. С одной стороны, позиция российской стороны ужесточилась (в частности, в вопросе о статусе азербайджанцев в Москве, по охране границы, по визовому режиму). Неприятным инцидентом стало также нарушение российским самолетом воздушного пространства страны. С другой стороны, в конфликте России и Чечни Алиев занял (или, скорее, продекларировал) пророссийскую позицию. Стали говорить даже об изменении вектора внешней политики Азербайджана в связи с увольнением Вафы Гулузаде. О возможности таких изменений мы писали в предыдущем обзоре. Тем не менее, мы не склонны переоценивать степень «пророссийскости» нынешней позиции Азербайджана, как прежде мы были не склонны переоценивать ее «прозападный» характер. Если прежде Азербайджан заигрывал с Западом с целью шантажировать этим Россию и изменить ее позицию по Карабаху, то теперь Азербайджан заигрывает с Россией с целью повлиять на позицию Запада. При этом режим Алиева всегда стремиться извлечь всю возможную пользу как от сотрудничества с Востоком, так и от сотрудничества с Западом.

Следует отметить также и объективное совпадение интересов России и Азербайджана в чеченском вопросе. В случае серьезной дестабилизации положения на Кавказе, к чему вели действия чеченских экстремистов, Азербайджан также сильно пострадает.



Источники

[1] Агентство «Айна-Зеркало» – http:\\www.zerkalo.azeri.com

[2] Наумов Г. Нефтяные проекты Азербайджана под угрозой // Независимая газета. – Москва, 1999. – 1 октября.

[3] Гаджизаде А. Президенты наградили друг друга // Независимая газета. – Москва, 1999. – 21 октября.

[4] Капралов Г. Бакинский смотр «Восток-Запад» // Труд. – Москва, 1999. – 27 октября.

[5] СНГ: новости, комментарии // Труд. – Москва, 1999. – 13 октября.

[6] Новости СНГ // Известия. – Москва, 1999. – 13 октября.

[7] Ханбабян А. Армяно-азербайджанский саммит // Независимая газета. – Москва, 1999. – 12 октября.

[8] Топчан К. Стороны готовы к уступкам // Независимая газета. – Москва, 1999. – 23 октября.

[9] Новости СНГ // Известия. – Москва, 1999. – 13 октября.

[10] Баблумян С. Камень преткновения между Баку и Ереваном // Известия. – Москва, 1999. – 19 октября.

[11] Наумов Г. Азербайджанская оппозиция против договора с Арменией // Независимая газета. – Москва, 1999. – 15 сентября.

[12] Гаджизаде А. Закавказское эхо чеченской войны // Независимая газета. – Москва, 1999. – 5 октября.

[13] НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 9 октября.

[14] Гафарлы М., Сокут С. Что упало на Азербайджан? // Независимая газета. – Москва, 1999. – 27 октября.

[15] НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 7 октября.

[16] НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 15 октября.

[17] Гафарлы М. Старый друг лучше новых двух // Независимая газета. – Москва, 1999. – 16 октября.

[18] НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 7 октября.

[19] НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 9 октября.

[20] НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 21 октября.