Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Галина ИВАНОВА

ЛИТОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в октябре 1999 года

Премьер-министр Литвы Р.Паксас ушел в отставку в знак протеста против существующего плана приватизации нефтекомплекса республики. По принятой национальной энергетической стратегии первый блок Игналинской АЭС будет закрыт к 2005 году. Экономика Литвы находится в тяжелом положении. Обсуждается возможность заключение со Святым Престолом договора о преподавании католической веры во всех образовательных учреждения республики.

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.       Правительство

1.1.1.      Приватизация нефтекомплекса Литвы

«Вильямс интернешнл» в Литву привел американский литовец Юозас Казицкас, пользующийся влиянием в высших политических кругах США, он в свое время финансировал литовский «Саюдис» и сыграл важную роль в процессе международного признания Литвы в 90-х годах. Ю.Казицкас, пользуясь своими связями, устроил неофициальную встречу тогдашнего премьер-министра К.Прунскене с президентом США Дж.Бушем, с руководителями крупных европейских государств – президентом Франции Ф.Миттераном, премьер-министром Великобритании М.Тэтчер. Именно тогда имя Литвы прозвучало во всем мире. Ю.Казицкас привел в Литву «Мотороллу», «Кока-Колу», «Филип Морис» и «Омнител».

Не меньшим влиянием в высших политических кругах США пользуется зять Ю.Казицкаса – Роджер К.Альтман, которого не обделяет вниманием пресса США и которого называют хорошим другом Б.Клинтона. Ю.Казицкас прямой и активнейший посредник в переговорах по приватизации «Мажейкю нафта». Примечателен факт – Ю.Казицкас старый друг президента Литвы В.Адамкуса и хороший друг президента «Вильямса» Дж.Бумгарнера.

5 октября Сейм Литвы поставил себя в безнадежную ситуацию – прекращение переговоров с частной компанией «Вильямс» фактически означало бы прекращение всех инвестиций США в Литве, поэтому правящее большинство Сейма постатейно приняло поправки к пяти законам, которые открыли «Вильямс» дорогу к приватизации нефтекомплекса Литвы. В результате принятия поправок, призванная стратегическим инвестором частная компания «Вильямс интернешнл» сможет приобрести 33% новой эмиссии акций «Мажейкю нафта»; взять на себя контроль над управлением, и в течение 7 лет удвоить свою часть в акционерном капитале «Мажейкю нафта». Согласно изменениям в законе о реорганизации АО «Вильямс» вправе предоставлять часть своих акций «Мажейкю нафты» поставщикам сырья и другим кредитующим «Мажейкю нафта» финансовым организациям; «Вильямс» получает 51% в виде акций акционерного капитала «Мажейкю нафта».

За эти проекты голосовали лишь члены парламентской фракции консерваторов и некоторые представители христианских демократов. Другие фракции Сейма высказались против этих документов. Отдельно за каждый закон голосовали от 73 до 79, против – от 37 до 42, воздержались – от 1 до 4 парламентариев. Голосование по пакету всех пяти законов, по требованию независимой фракции и фракции ДПТЛ было решено проводить поименно. В начале заседания Сейма центрист Э.Бичкаускас требовал перенести обсуждение на более позднее время, поскольку для членов Сейма не была создана возможность ознакомиться с проектами договоров об инвестициях «Вильямса» на литовском языке. Член парламентской фракции ДПТЛ А.Плокшто прогнозирует, что «Вильямс» предрешит разгромное поражение консерваторов на выборах в Сейм. В.Андрюкатис лидер социал-демократов предупредил, что 9 парламентских партий обжалуют решение Сейма в Конституционном суде, так как приватизация стратегических объектов противоречит основному закону о стратегических объектах [[1]].

12 октября президент В.Адамкус подписал принятые Сеймом поправки к законам, связанным с приватизацией нефтекомплекса Литвы «Вильямсом». В подписанных законах предусматривается, что акции «Мажейкю нафта» будут проданы также и Европейскому банку реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и российским поставщикам нефти. Литва оставит себе менее 25% акций, которые в будущем также продаст. Ранее предусматривалось, что у государства останется более 25% акций «Мажейкю нафта». Кроме того, правительству Литвы разрешено для реконструкции «Мажейкю нафта» и завершения строительства Бутингского нефтетерминала взять в кредит или гарантировать кредит до 650 млн. долларов (2,6 млрд. литов). Ранее установленный лимит составлял 400 млн. долларов [[2]].

Представители «Вильямс» парафировали договора о приватизации «Мажейкю нафта». В след за «Вильямсом» и президентом В.Адамкусом министр юстиции Литвы Г.Бальчюнас подписал вывод Минюста, что согласованные тексты договоров с «Вильямс» соответствуют законам Литвы и могут быть парафированы. Однако до официального подписания договоров правительством Литвы обе стороны – Литва и «Вильямс» не обязаны выполнять договорных обязательств [[3]].

Оборот «Мажейкю нафта» в первом полугодии с.г., по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, сократился на 360 млн. литов – до 1,08 млрд. литов. В предприятие «Мажейкю нафта», которое в нынешнем году несет немалые убытки от периодических простоев из-за перебоев в поставках нефти, правительство Литвы за довольно короткий срок должно вложить около 350 млн. долларов. А поскольку поступления в бюджет Литвы сократились, то это для Литвы огромные финансовые обязательства. Литве до последнего времени в этом концерне принадлежало 88,5% акций, который создает около 10% ВВП Литвы и платит около 20-25% государственных налогов [[4]].

Руководитель «Мажейкю нафта» В.Мацкявичюс, осмелившийся раскритиковать бизнес-план «Вильямса» был отстранен 12 октября от должности руководителя нефтекомплекса по решению президента В.Адамкуса, спикера Сейма В.Ландсбергиса и премьера Р.Паксаса во время встречи руководителей в президентуре. Руководство Литвы пришло к выводу, что В.Мацкявичюс сознательно препятствует инвестициям «Вильямс» в Литве, согласовывая свои действия с российской нефтяной компанией «Лукойл». «Грех» перед Литвой В.Мацкявичюса заключался в том, что он назвал бизнес-план «Вильямса» сборником лозунгов и прогнозировал, что существует 90% вероятность возникновения у «Мажейкю нафты» проблем с поставками нефти, если действия против него предпримет концерн «Лукойл», координирующий поставки нефти в Мяжейкяй и Бутингский терминал [[5]].

Как сообщил представитель «Лукойл Балтия» по печати, концерн «Лукойл» будет поставлять в Литву лишь такое количество нефти, какое ему самому покажется выгодным. «Лукойл» предложил правительству Литвы в год поставлять 6 млн. тонн нефти. «Лукойл» надеялся, что его пригласят к переговорам вместе с «Вильямс» как равных партнеров. Однако Литва не удовлетворила желание «Лукойла», поэтому в дальнейшем российская компания будет перерабатывать в Мажейкяй такое количество нефти, которое потребуется для обеспечения действующих в странах Балтии АЭС. «Лукойл» не исключает, что его игнорируют, чтобы не воспрепятствовать приходу в Литву «Вильямс». Как заявил генеральный директор компании «Лукойл Балтия» И.Палейчик: «В мире нет такой практики, к которой мы приучили Мажейкяй, – низкая цена на нефть и отсрочка платежей на 30 календарных дней, в то время как с «Юкос» Мажейкяй рассчитывается в течение 5 дней (в настоящее время «Мажейкю нафта» задолжала «Лукойлу» 26 млн. долларов США). Придет новый хозяин завода, тогда поговорим. Будет выгодно – будем поставлять нефть, не будет – не будем поставлять. Все равно руководители «Вильямс» к нам придут» [[6]].

21 октября представители «Вильямс» в Москве вели переговоры с российской компанией «Лукойл» о долгосрочных поставках нефти концерну «Мажейкю нафта». По всей видимости, легкость победы над Литвой вскружила компании «Вильямс» голову, – американцы предложили «Лукойлу» еще более худшие условия сотрудничества, чем «Мажейкю нафта». Хотя И.Палейчик, которого президент «Лукойл» В.Алекперов уполномочил вести переговоры в Москве с генеральным директором «Вильямс-Летува» Р.Мейджорсом, и отказался раскрыть содержание предложений «Вильямса», но он дал понять, что американцы хотят получать нефть вообще в долг [[7]].

Российская компания «Юкос» предложила Литве на приемлемых условиях поставлять Литве не менее чем 4,2 млн. тонн нефти в год. Обязательства могли бы действовать в течение 10 лет, если «Юкосу» будет предоставлена возможность приобрести 12,5% акций «Мажейкю нафты». По словам представителя «Юкоса» Г.Райниса, большая часть из 4 млн. тонн нефти «Юкоса» предназначалась бы для экспорта через Бутингский терминал, и лишь небольшая часть для переработки на мажейкяйском заводе. «Юкос» не интересуется внутренним рынком нефтепродуктов Литвы [[8]].

Казахские поставщики нефти также проявили заинтересованность в возможности экспортировать нефть через Бутингский терминал, однако их может остановить зависимость от России, поскольку казахские нефтяники для экспорта пользуются российскими трубопроводами, по которым в год могут экспортировать около 7,5 млн. тонн нефти [[9]].

Отчаянность положения с поставками нефти на «Мажейкю нафта толкает правительство Литвы на не менее отчаянные попытки раздобыть любую нефть и в любой стране. Министр хозяйства Литвы Э.Мальдейкис в начале октября посетил Объединенные Арабские Эмираты и Иран. Этот визит был согласован, по словам министра иностранных дел Литвы А.Саударгаса. После своего визита в Иран министр хозяйства Э.Мальдейкис на пресс-конференции в Вильнюсе заявил, что видит весьма конкретные возможности для покупки Литвой нефти в Иране: «Был визит в Министерство нефти Ирана. С вице-министром нефти Ирана Гаминю Фарду обсуждены конкретные вопросы о возможной покупке нефти. Должностное лицо представило информацию о динамике цен на нефть в странах региона Персидского залива, о системе цен на нефть и нефтепродукты, предоставляемых скидках, путях транспортировки и расходах». Такое сообщение Э.Мальдейкиса вызвало недовольство президентуры Литвы, руководства партии консерваторов и большинства членов Сейма Литвы. Э.Мальдейкис в срочном порядке был вызван для объяснений в президентуру и в Сейм [[10]].

Литва придерживается единой с ЕС политики «критического диалога». Призывая Иран сохранять толерантность и уважать общепризнанные права человека, Литва, как и ЕС, выступает за постепенное налаживание отношений и расширение политического диалога. По словам вице-министра иностранных дел Литвы В.Ушащкаса: «С Ираном Литва установила дипломатические отношения в 1993 году. Что касается наших отношений с Ираном, тут необходимо четко различать нефтебизнес с отношениями на государственном уровне: когда речь идет о нефтебизнесе, мы не должны забывать, что американский концерн является стратегическим инвестором в Литве, поэтому Литве следует учитывать позицию администрации США, которые объявили экономические санкции Ирану» [[11]].

Чем ближе к финишу приватизация нефтекомплекса Литвы «Вильямсом», тем все слышнее голоса критики условий договоров с «Вильямс» и экономических последствий уникального по своей кабальности бизнеса.

Зам. председателя бюджетно-финансового комитета Сейма, член фракции Союза центра, экономист К.Главяцкас утверждает, что самое большое влияние на ухудшение фискального дефицита Литвы оказало бы обязательство Литвы пополнять оборотный капитал «Мажейкю нафты» на 1,4 млрд. литов, данное «Вильямсу», – это повлечет 10%-ное ухудшение фискального дефицита Литвы [[12]].

Г.Орентасу, почетному меценату Вильнюсского технического университета, в прошлом участнику международного нефтебизнеса, непонятно, почему работа по модернизации «Мажейкю нафты» оценена в 700 млн. долларов, в то время как специалисты известной компании по добыче и переработки нефти «Мобил» оценили модернизацию Мажейкского завода в 180 млн. долларов. «Мобил» в 700 млн. долларов оценила все нефтеперерабатывающие предприятия Литвы. Кроме того, Г.Орентаса удивляет отсутствие протоколов о намерениях, касающихся поставок нефти. По его мнению, при приватизации нефтеперерабатывающего завода протоколы о намерениях обязательны. «Вильямс» не найдет достаточно нефти для «Мажейкяй», так как сейчас «свободная» нефть нигде не задерживается, на что указывает и значительный рост цен на нефть. Именно поэтому страны, имеющие мало своей нефти, испытывают трудности с закупкой сырья и реализацией нефтепродуктов, а нефтеперерабатывающие предприятия, не имеющие собственной нефти, постоянно балансируют на острие. По мнению Г.Орентаса, малые страны в сфере нефтебизнеса и энергетики не играют с приватизацией и свободным рынком. Г.Орентас считает «Мажейкю нафта» довольно современным и мощным предприятием, поэтому сомневается в обещаниях «Вильямса» инвестировать в комплекс столько, сколько он действительно стоит. «Думаю, Литве нужно просто покрыть долги «МН», – утверждает Г.Орентас, – и завод будет снова работать прибыльно, как до 1997 год» [[13]].

Юргис Вилемас, директор Литовского института энергетики считает, что секретные договоры с «Вильямс» – последствия некомпетентности, амбициозности и безнаказанности литовских властей [[14]].

По просьбе правительства Р.Паксаса оценить условия продажи нефтеконцерна Литвы специалист по макроэкономике из США Стивен Тэйбор утверждает, что подписание договора с «Вильямс» вызовет в Литве фискальный кризис. С.Тэйбор, являющийся советником по вопросам фискальной политики в минфине Литвы, уверяет, что продажная цена «Мажейкю нафты» слишком низка, а засекреченные (конфиденциальные) условия контракта особенно невыгодны Литве по экономическим соображениям. Например, если возникнут споры по контракту, «Вильямс» сможет не платить налогов каждый год в то время, когда споры будут рассматриваться в лондонском арбитражном суде. Это нарушит оборот наличных денег правительства Литвы, как минимум 700 млн. литов от акцизов плюс НДС не будет попадать в доходную статью государства.

Правительство Литвы гарантирует «Вильямсу» в течение 10 лет не увеличивать акцизы на бензин. Это значит, что с ростом экономики поступления от акциза на бензин с каждым годом будут уменьшаться. Требование гарантировать «Вильямсу» правительством Литвы инвестиции на 370 млн. долларов, – «это жестокий прецедент, поскольку частный капитал заставляет правительство страны взять на себя его деловой риск». Требование «Вильямса» увеличить на 30% налог на ввоз бензина позволит «запереть рынок изнутри и поднять внутренние цены на 30% выше, чем расходы на импорт нефти. Это может стоить литовским потребителям дополнительно 140 млн. долларов в год.

По договору правительство Литвы обязано гарантировать, что в течение 10 лет контракт с литовскими железными дорогами («Летувос гяляжинкяляй») о перевозке нефтепродуктов ни в коем случае не может быть изменен и что Литва обязана вернуть «Вильямсу» деньги, если железные дороги Латвии повысит свои тарифы. «А это крупные бюджетные обязательства – около 80 млн. литов».

По контракту суда, прибывающие в Бутингский нефтетерминал, на 10 лет будут освобождены от платы за швартовку, из-за этого бюджет Литвы недополучит, по меньшей мере, 30 млн. литов в год.

Другой прецедент для других инвесторов: «Вильямс» просит от Литвы освободить компанию от уплаты НДС и налога на импорт, а также предоставить налоговые льготы поставщикам и клиентам «Мажейкю нафта». «Это настолько огромные льготы, что будет невозможно применять косвенные налоги честным и эффективным путем», – уверен С.Тэйбор.

По договору правительство Литвы соглашается не делать инвестиций и не осуществлять никакой деятельности в Литве и за рубежом, если она будет аналогична деятельности «Мажейкю нафты». С.Тэйбор предупреждает, что это ограничит возможность для пенсионных фондов делать инвестиции в сектор бензина в самой Литве. С.Тэйбор считает, что альтернатива для нефтекомплекса есть: Мажейкяйскому нефтеперерабатывающему заводу можно разрешить и дальше работать как государственному, но строго ограничить государственный долг и займы [[15]].

Представитель МВФ по Литве А.Кнобль заявил, что планируемые соглашения между правительством Литвы и компанией «Вильямс» могут поставить под угрозу договора Литвы с МВФ. По мнению А.Кнобля соглашения с «Вильямс» значительно увеличат фискальный дефицит Литвы. Он рекомендовал Литве искать нового инвестора для нефтекомплекса Литвы [[16]].

25 октября правительство Р.Паксаса передало в Сейм справку и подробные материалы о последствиях договоров с «Вильямс». В справке говорится, что последствия для Литвы от подписания договоров с «Вильямс» будут тяжелыми: 1) не будут выплачиваться компенсации за землю, леса, водоемы – 85 млн. литов; 2) не будет оплачиваться возвращение домов – 50 млн. литов; 3) не будут профинансированы уже выполненные работы по инвестиционным проектам – 240 млн.272 тыс. литов; 4) не будут выделены средства в фонд прекращению эксплуатации ИАЭС – 57 млн. 244 тыс. литов; 5) в фонд приватизации не будет возвращено 240 млн. литов; 6) не будут погашены ценные бумаги правительства и возвращены вклады кредиторам Литовского акционерно-инновационного банка – 29 млн. 216 тыс. литов [[17]].

1.1.2.      Отставка премьер-министра

Невзирая на критику специалистов кабальных договоров с «Вильямс», а также несмотря на то, что почти все министры правительства не были знакомы с условиями договоров с «Вильямс», что премьер-министр Р.Паксас и министры финансов и хозяйства (Й.Ленгинас и Э.Мальдейкис) были против договора с американской компанией «Вильямс», 19 октября правительство абсолютным большинством голосов высказалось за ратификацию договора. На пресс-конференции после заседания правительства «дессидентская тройка», публично оппонируя правящей партии, президенту и большинству кабинета министров, заявила, что не согласна с подписанием договора с «Вильямс», поскольку приватизация нефтекомплекса Литвы на условиях «Вильямс» ставит под удар экономику Литвы. Более того, министры финансов и хозяйства Й.Ленгинас и Э.Мальдейкис заявили о своей отставке. Министры мотивировали свою отставку: Э.Мальдейкис – «Договоры с «Вильямс» не сбалансированы, обязательства Литвы неадекватны в плане «Мажейкю нафты» и всего хозяйства страны. В процессе переговоров мне было все труднее понимать, кто же с кем договаривается. Образовался большой разрыв между различными стратегиями. Мы, представители правительства, исходили из реального состояния «Мажейкю нафта», литовского хозяйства и финансов, учитывали перспективы. Однако цифрам были противопоставлены политические аргументы»; Й.Ленгинас: «Правительство не может брать на себя такие обязательства, какие предусматривает договор с «Вильямс». Это увеличит фискальный дефицит страны в нынешнем году до 9,8%, а на следующий – до 12-13%. Об этом нам говорит и МВФ. Это первые признаки финансового кризиса. В таких условиях считаю неэтичным оставаться на посту министра финансов».

Вечером того же дня премьер Р.Паксас выступил по литовскому телевидению с обращением к гражданам Литвы: «Пять месяцев назад гражданская ответственность привела меня на пост руководителя государства. Эта же ответственность удерживает мою руку сегодня: я твердо заявляю, что не могу подписаться под документом, который закрепляет, по моему разумению, неприемлемые для Литвы условия «Вильямса». Не могу, ибо убежден, что эти условия могут оказаться роковыми для экономики, хозяйства, людей Литвы» [[18]].

27 октября президент В.Адамкус принял отставку премьер-министра Р.Паксаса. Смелый и открытый поступок Р.Паксаса вызвал раздражение руководства партии консерваторов. 25 октября спикер Сейма на пресс-конференции открыто стал обвинять министра финансов Й.Ленгинаса в бедственном финансовом положении Литвы, и не преминул обтекаемо обвинить и Р.Паксаса, что тот вовремя не информировал высшее руководство страны о бедственном экономическом положении государства [[19]].

Очередной кризис правительства вызвал некоторую растерянность президента В.Адамкуса и пробудил радикальные нотки в оценке происходящих в стране событий. Отчаянно и резко прозвучали слова В.Адамкуса в обращении к гражданам Литвы: «Сегодня я прямо спрашиваю вас, граждане Литвы, сумеем ли мы сформировать такое правительство в условиях сегодняшнего дефицита политической ответственности и политической воли?...внутренняя консолидация Союза Отечества (консерваторов) внушает все больше опасений. Литве было бы слишком рискованно формировать еще один кабинет министров, который лишь продолжит ошибки своих предшественников. Я поддержу стремление партии консерваторов взять на себя ответственность за работу будущего правительства, если его деятельность будет выражена обоснованной и реальной антикризисной программой. Если не удастся сформировать такое правительство, я тогда надеюсь, что парламентские партии в это нелегкое для Литвы время будут готовы к формированию правительства широкого доверия. Однако, если Сейм не сумеет сформировать стабильное и работоспособное правительство, тогда – необходимо провести досрочные парламентские выборы, которые можно будет провести одновременно с выборами в советы самоуправлений» [[20]].

Декретом президента В.Адамкуса временно исполняющего обязанности премьер-министра была назначена И.Дягутене, министр социальной защиты и труда (второй раз за нынешний год). 27 октября председатель правления Банка Литвы Рейнольдиюс Шаркинас отказался от предложения В.Адамкуса занять пост министра финансов. Свой отказ он мотивировал тем, что один раз он уже был в политике и больше в нее никогда не вернется. Многие финансовые эксперты и политики Литвы считают, что Р.Шаркинас является особенно подходящим кандидатом на пост министра финансов в экономически нестабильное для Литвы время [[21]].

1.1.3.      Поддержка экс-премьера Р.Паксаса

Профсоюз АО «Мажейкю нафты» в открытом письме благодарит Р.Паксаса за его гражданскую и политическую стойкость и искренность, которые он проявил своим отказом не подписывать кабальный для Литвы договор с «Вильямс» [[22]].

Финансовый аналитик М.Старкявичюте, поддерживая решение Р.Паксаса не подписывать договор с «Вильямс», считает, однако, что это решение запоздало. В том, что Литва оказалась в таком плачевном положении, виноваты правительства Г.Вагнорюса и Р.Паксаса, председатель Сейма и президент [[23]].

22 октября у здания Сейма Вильнюсский университет под руководством ректора университета Р.Павилениса провел митинг в поддержку Р.Паксаса и министров финансов и хозяйства Й.Ленгинаса и Э.Мальдейкиса под лозунгом «Очнись, Литва» [[24]].

Решение премьера Р.Паксаса не подписывать договор с «Вильямс» взволновало кардинала Литвы, который в своем открытом письме, адресованном Р.Паксасу назвал этот шаг Паксаса бесценным вкладом в «Банк великодушия народа» [[25]].

Принципиальная отставка Р.Паксаса резко повысила его рейтинг среди литовских политиков. Р.Паксас впервые опередил в конце октября президента В.Адамкуса, который после отставки Р.Паксаса и двух министров, и нелицеприятной историей приватизации нефтекомплекса вызвал сомнения у многих граждан Литвы, до этого поддерживающих В.Адамкуса. Согласно данным, предоставленных студией «Спринтер»: 41% опрошенных отдает свою симпатию Р.Пакскасу; 36% – Адамкусу [[26]].

Похоже, что благодаря своей честной принципиальности, открытой прагматичности, а также то, что Р.Паксас не собирается уходить из политики, он отстранился и дистанцировался от партии консерваторов, Р.Паксаса может ожидать перспективное политическое будущее. В кулуарах партии Союза – либералов поговаривают, что Р.Паксас изъявляет желание сотрудничать с этой партией.

1.1.4.      Ратификация договора с «Вильямс»

Министр реформ управления и муниципальных дел консерватор С.Кактис, временно исполняющий обязанности министра финансов, назначенный руководителем группы по переговорам с «Вильямс», 29 октября вечером ратифицировал договор с американской компанией «Вильямс» [[27]].

1.2.       Парламент

1.2.1.      Энергетическая стратегия

5 октября Сейм принял национальную энергетическую стратегию (НЭС) Литвы. Важнейшее направление энергетической стратегии – закрытие Игналинской АЭС, согласно которому первый энергетический блок ИАЭС будет закрыт до 2005 года. Решение закрытия второго энергоблока должно быть сформулировано в обновленной НЭС.

Вопрос о судьбе атомной энергетики Литвы в Сейме вызвал жаркие дискуссии. Представители социал-демократической партии придерживаются мнения, что закрытие ИАЭС идет вразрез с законом об основах национальной безопасности, что Литве не стоит отказываться от дешевой атомной энергетики, что необходимо решать вопрос о постановке реакторов новых безопасных типов. Экс-премьер Г.Вагнорюс предложил правительству наметить более продолжительные сроки эксплуатации двух блоков ИАЭС и представить их Сейму на утверждение только после того, как от Европейской комиссии и других заинтересованных международных институтов будет получено конкретное обязательство о выделении безвозмездной финансовой помощи реальных размеров, которая должна покрыть экономический ущерб от закрытия АЭС. За предложение Г.Вагнорюса кроме членов оппозиционных фракций голосовали и некоторые консерваторы, однако их голосов не хватило для принятия этого решения. Большинством голосов Сейм поддержал предложение спикера В.Ландсбергиса: рекомендовать правительству Литвы незамедлительно приступить к подготовке компенсирующих энергетических, инфраструктурных и социальных проектов, при осуществлении которых будет эффективно использована долговременная и ощутимая помощь Литве, которую предоставят ЕС, группа государств G-7 и другие государства и международные финансовые институты [[28]].

На чикагском симпозиуме научного творчества литовцев был представлен анализ одного американского профессора: «по прожиточному уровню Литва быстрее сравняется с Европой, если выберет путь соглашений о свободной торговле с Европой и не будет стремиться стать зависимой от Брюсселя. Ядерная энергетика и впредь будет оставаться основным источником энергии человечества, независимо от фанаберий «зеленых» и негативно формируемого общественного мнения. Ни Литва, ни другие государства не могут полностью застраховаться от ядерной опасности. Рано или поздно Россия и Беларусь возродят свою экономику. Будет ощущаться нехватка электроэнергии. Никто не сможет, например, запретить Беларуси построить на том же озере Друкщяй собственную АЭС, поэтому потенциальная опасность останется такой же, как и сейчас [[29]].

1.2.2.      Бюджет «Содры»

Сейм большинством голосов поддержал предложение фракции христианских демократов о том, что налоги «Содре» должны выплачиваться с зарплаты любого размера, сколь велик бы он ни был. 49 парламентариев проголосовали «за», 8 – «против», 23 воздержались. На утверждение эта поправка будет представлена с подготовленным правительством проектом о поправках к закону о государственном социальном страховании. Если поправка будет принята, платить «Содре» будут все с зарплаты любого размера [[30]].

В 2000 году «Содра» планирует получить 4,631 млрд. литов доходов, что на 10,3% больше, чем ожидалось в этом году. Прогнозируемые расходы «Содры» – 4,566 млрд. литов, что на 3,9% больше, чем ожидается в этом году. В проекте бюджета «Содры» на 2000 год учтено, что для покрытия бюджета «Содры» из госбюджета и других фондов будет выделено 300 млн. литов. По предварительным данным, дефицит бюджета «Содры» на 1 октября этого года составлял 381 млн. литов (по прогнозам дефицит бюджета должен был составлять 360 млн. литов). Прогнозируется дефицит бюджета к концу года в 400 млн. литов. В сентябре «Содра» собрала 329 млн. литов взносов по соцстрахованию, что на 57 млн. литов меньше планируемых [[31]].

1.2.3.      Обсужден проекта бюджета на 2000 год

19 октября Сейм одобрил представление проекта закона об утверждении госбюджета на 2000 год. В проекте предусматривается, что доходы госбюджета составят 6,330 млрд. литов, а расходы – 7,530 млрд. литов. Планируемые расходы превысят планируемые доходы на 1,2 млрд. литов. Однако, по мнению специалистов Минфина, фактические данные госбюджета нынешнего и будущего годов могут быть значительно хуже, чем планировалось [[32]]. За девять месяцев этого года в госбюджет не собрано 985,1 млн. литов запланированных доходов. За девять месяцев в госбюджет поступило 4,405 млрд. литов доходов (планировалось 5,90 млрд. литов). Как сообщил Минфин, план доходов госбюджета за 9 месяцев выполнен на 83,4%, а годовой план – на 61,1%. Расходы госбюджета за 9 месяцев составили 4,664 млрд. литов, или 86,5% предусмотренного. Управляющим ассигнованиями не передано 726,2 млн. литов запланированных средств. Национальный бюджет за 9 месяцев получил 6,541 млрд. литов доходов – годовой план доходов (10,378 млрд. литов) выполнен на 63%. Наиболее успешно за 9 месяцев выполнен план сбора подоходного налога с физических лиц – 1,875 млрд. литов, что составляет 89,5% запланированных поступлений.

Хуже всего поступал налог на прибыль юридических лиц – получено 286,8 млн. литов, что составляет 73,4% запланированных доходов. Налог на недвижимость составил 158 млн. литов (87,9% запланированного). План по сбору налога на добавленную стоимость выполнен на 84,2% и составил 2,606 млрд. литов. Доходов от акцизов собрано 83,7% – 944,9 млн. литов. В госбюджет поступило: в феврале – 387 млн. литов, в марте – 613 млн., в июле – 541 млн., в августе – 470 млн., в сентябре – 499 млн. литов [[33]].

1.2.4.      Поправки в закон о финансировании партий

15 октября президент В.Адамкус подписал и представил на обсуждение в Сейм проект поправок к закону о финансировании политических партий и организаций. Поправки направлены на регламентацию ответственности партий и политических организаций за нарушение порядка финансирования. По мнению В.Адамкуса, это позволит усилить независимость политических партий от финансовых групп и повысить доверие общества к партиям и парламентской демократии. В проекте предусматривается запрет финансирования партий юридическими лицами. Однако партии могут финансировать физические лица. Максимальная сумма, которую партия или политическая организация может получить от одного физического лица в течение года, уменьшилась в 5 раз – до 100 мин. прожиточных уровней (около 12500 литов). Также партиям запрещается принимать анонимные средства и анонимные подарки [[34]].

1.2.5.      Ратификация договоров о границах с Россией и Латвией

Комитет Сейма по национальной безопасности одобрил ратификацию договора о госгранице с Россией: 8 членов комитета проголосовали «за», 3 – воздержались, 1 – «против» (С.Бушкявичюс). С.Бушкявичюс заявил, что ратификация договора сделает Калининградскую область законной территорией России, и призвал министра иностранных дел Литвы А.Саударгаса вынести калининградский вопрос на международный уровень. Официальная позиция Вильнюса такова, что Калининградская область относится к России на законном основании, и Калининградскую область надо вовлечь во всестороннее региональное сотрудничество [[35]].

24 октября Сейм ратифицировал договор о морской границе с Латвией [[36]].

1.2.6.      Топонимы

Сейм обязал Государственную комиссию по литовскому языку издать постановление об изменении традиционных литовских географических названий этнических балтийских земель в транспортной информации. Географические названия Калининград, Советск и Неман будут заменены традиционными литовскими названиями – Караляучюс, Тильже и Рагайне [[37]].

1.2.7.      Позиция по Чечне

18 октября в Литву прибыли первый заместитель председателя парламента Чечни Селим Бешаев, председатель бюджетно-финансового комитета Турпал Али Каимов и председатель комитета по прессе Рамзан Ахмаров. Чеченская группа встретилась с литовской группой по парламентским связям с Чечней, которую координирует А.Эндрюкайтис. Как заявила представитель Чечни в Литве Аминат Саиева, цель визита чеченской группы – добиваться признания независимости Чечни «де юре». Несмотря на то, что в литовском парламенте немало сторонников независимости Чечни, официальный Вильнюс придерживается позиции, что Чечня – республика в составе Российской Федерации [[38]].

1.3.       Политические партии и общественные организации

1.3.1.      Социал-демократическая партия Литвы

Лидер социал-демократов В.Андрюкайтис зарегистрировал в Сейме проект закона, в котором предлагается ввести государственное управление цен на продукты питания. В.Андрюкайтис, в защиту своего проекта регулирования цен государством, сослался на якобы действующий в странах ЕС кодекс, который устанавливает жизненно важные продукты питания и выстраивает схемы регулирования цен на эти продукты [[39]].

Социал-демократы активно готовятся к выборам в Сейм. Уже составляются предварительные выборные списки и проекты выборных программ. Основной выборный лозунг: «Мы будем работать на благо людей Литвы». Социал-демократы «за» членство в НАТО, хотя выражают сомнение, не слишком ли дорого это будет стоить Литве [[40]].

24 октября в Каунасе состоялся 22-й съезд социал-демократов. Съезд обязал членов фракции Сейма подписать заявление по референдуму о сохранении государственного контроля над деятельностью нефтекомплекса «Мажейкю нафта». Съезд утвердил предвыборную программу партии на выборы в Сейм. Подписал трехстороннее соглашение о сотрудничестве между социал-демократами, объединенном профсоюзом Литвы и профсоюзным центром Литвы. В этом соглашении о сотрудничестве подчеркивается необходимость совместного решения актуальных вопросов в сложных экономических ситуациях, таких как безработица, здравоохранение, просвещение, преступность, а также вопросы, связанные со стратегическими объектами [[41]].

1.3.2.      Союз центра Литвы

23 октября состоялся съезд Союза центра Литвы. На съезде была принята «Малая программа», с которой центристы намерены идти на выборы в Сейм. Как заявил председатель Союза центра Р.Озолас, «Союз центра уже сегодня готов выполнять совершенно новую, либерально-государственную политику». «Литве сегодня необходим не только интеллектуальный потенциал, но и физическая сила, которые должны быть фундаментами предвыборной программы партии, которые могут изменить литовскую политику и положение страны. По прогнозам Р.Озоласа: «Союз центра возьмет все, что дает народ» [[42]].

1.3.3.      Христианско-демократическая партия Литвы

2 октября на заседании совета партии христианских демократов председатель партии А.Саударгас неожиданно заявил о недоверии к правлению партии под руководством К.Кузминскаса. А.Саударгас предложил сделать радикальный шаг – уйти в отставку правлению партии, в котором преобладают «модернисты», заявив, что не может больше доверять правлению, которое толерантно к кампании против него, начатой в газете «Апжвалга». «Апжвалга» – газета христианских демократов, которая раскритиковала А.Саударгаса за неспособность его наметить стратегию примирения оппозиционных крыльев «ортодоксов» и «модернистов» партии. А.Саударгасу не удалось реализовать свое предложение, так как число голосов «за» и «против» разделилось поровну. По словам А.Саударгаса, укрепление позиций Ф.Палубинскаса, лидера «модернистов», может иметь для христианских демократов нежелательные последствия, так как его сторонники больше внимания уделяют «внешней деятельности партии, а не партийным принципам». А.Саударгас не скрывал свое желание стать членом правления партии или даже его председателем [[43]].

Христианско-демократическая партия балансирует на 5-процентном барьере. А междоусобица внутри партии, провоцируемая А.Саударгасом, вообще может понизить шансы партии на предстоящих выборах в Сейм стать парламентской партией. Трудно понять, зачем хитрому патриарху партии А.Саударгасу нужен раскол партии. Можно только предполагать, исходя из того, что электорат христианских демократов и консерваторов почти идентичен, раскол Саударгасу нужен для переориентации избирателей, так как формальные союзники по коалиции на выборах 2000 года станут противниками.

1.3.4.      Коалиция малых партий Литвы

Некоторые малые партии Литвы – партия таутининкай, Лига свободы, Союз христианских демократов, национальная партия «Яунойи Летува» почти закончили переговоры по созданию предвыборной коалиции. Первой фамилией в предвыборном списке коалиционного блока будет К.Бобялис, затем – С.Бушкявичюс и А.Терляцкас [[44]].

1.3.5.      «Народное Отечество»

Л.Андрикене и В.Жемялис, исключенные из партии консерваторов члены Сейма, учредили новую политическую партию «народное Отчество», будущее которой пока непредсказуемо. Партия обещает быть умеренно правой [[45]].

1.4.       Правоохранительные органы. Армия

1.4.1.      Комиссия по административным спорам

5 октября в Вильнюсе приступила к работе Высшая комиссия по административным спорам. Она будет рассматривать споры между гражданами и юридическими лицами и центральными институтами государственного управления. Комиссия вправе проводить ревизии любых правительственных постановлений, решений министерств и департаментов, кроме нормативных актов, аннулировать которые может только Конституционный суд. Как заявил председатель комиссии: «Новый институт – это задел на будущее». Комиссия не будет дублировать работу приемных правительства, Сейма и других институтов власти. Комиссия со временем возьмет на себя их функции, в которых еще живы советские традиции. Если человек останется недовольным решением комиссии, он сможет обратиться в административный суд средней инстанции, однако институты власти должны будут выполнять ее решение. Платить за рассмотрение жалобы комиссией населению не придется, поскольку комиссия является государственным учреждением [[46]].

1.4.2.      Дело А.Буткявичюса

В опубликованном 7 октября отчете международной федерации по правам человека в Хельсинки утверждается, что арест члена Сейма А.Буткявичюса и лишение его депутатской неприкосновенности были незаконными, так как предъявленные парламентарию обвинения не были подкреплены юридическими доказательствами [[47]].

1.4.3.      Дело А.Лилейкиса

Профессор Юозас Шмулькштис, консультант президента В.Адамкуса и член созданной президентом комиссии по расследованию советских и нацистских преступлений заявляет, что «Результат процесса – будет Лилейкис осужден или не будет – не так важен. Для еврейских организаций в деле Лилейкиса «главное – сам процесс». (Судебное разбирательство по делу 92-летнего Лилейкиса остановлено, поскольку обвиняемый настолько слаб здоровьем, что не может присутствовать на судебных заседаниях) [[48]].

В Сейме зарегистрирован проект дополнения к УК, которое должно сдвинуть с мертвой точки немало застрявших в судах дел о геноциде. Предложенные поправки, подготовленные председателем парламентского комитета по правам человека Э.Зингерисом, предоставляют судам первой инстанции возможность рассматривать уголовное дело без участия подсудимого в том случае, если обвиняемое в геноциде лицо не может присутствовать в суде из-за многолетней болезни [[49]].

Зам. генерального прокурора Литвы К.Коварскас считает необоснованным решение Вильнюсского окружного суда о приостановлении уголовного дела против А.Лилейкиса и предлагает начать судебный процесс заново. Позиция Генпрокуратуры отражена в жалобе, поданной в Вильнюсский апелляционный суд [[50]].

1.4.4.      Самоубийство банкира

22 октября застрелился председатель правления бывшего Литовского государственно-коммерческого банка (ЛГКБ) Альгимантас Барусявичюс. А.Барусявичюс и другие руководители ЛГКБ были осуждены за растрату более 9 млн. литов. А.Барусявичюс – второй банкир Литвы, покончивший с собой. В 1995 году ЛГКБ предоставил кредит ЗАО ЕВSW более 9 млн. литов по указанию Г.Петрикаса, председателя совета ЛГКБ. В настоящее время Г.Петрикас пропал без вести, и его разыскивают правоохранительные органы. Ссуда в 9 млн. литов не была возвращена ЛГКБ, который в 1998 году был присоединен к Сбербанку Литвы. Суд обвинил А.Барусявичюса в растрате чужих (банковских) средств, хотя в законах и нормативных актах Литвы нет разъяснений, что такое растрата ссуды. Банкиры знают, что банк выдает ссуду, но не отвечает за ее возвращение. Согласно ст.18 закона о коммерческих банках, требование для получателей ссуд закладывать под ссуду имущество необязательно (9 млн. литов были переданы без залога). Ни Генеральная прокуратура, ни суд не предъявили обвинения действительным получателям денег [[51]].

1.4.5.      Бюджет полиции

В 2000 году бюджет Департамента полиции при МВД будет еще сильнее урезан – ассигнования сокращены на 17,9 млн. литов, поэтому неясно, сможет ли литовская полиция нормально работать [[52]].

1.4.6.      Военная академия

Министр охраны края Ч.Станкявичюс после замечаний со стороны контроля за равными возможностями женщин и мужчин распорядился, чтобы на дневное отделение Военной академии Литвы принимали и девушек [[53]].

1.4.7.      Призыв на военную службу

Согласно плану Министерства охраны края, в этом году службу начнут 5 тыс. 587 юношей, из них 2 тыс. – в частях МВД, остальные в системе охраны края. К настоящему моменту с начала года призваны 3 тыс. 249 новобранцев. С начала года на призывные и медицинские комиссии было призвано 44 тыс. юношей – прибыло только 48%. Командующий Добровольными силами охраны края полковник А.Поцюс считает, что неприбытие призывников на комиссии по-прежнему остается для Литвы острой проблемой. Молодые люди Литвы все больше и больше не хотят служить в армии [[54]].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Экономическое положение Литвы

Аналитики и эксперты, основываясь на показателях ВВП, утверждают, что в этом году Литве не стоит надеется на рост экономики. Они прогнозируют, что в этом году ВВП снизится примерно на 2%. Однако, если не будет работать «Мажейкю нафта», падение ВВП будет еще больше. Во втором квартале этого года, по сравнению с тем же периодом 1998 года, объем ВВП снизился на 4%, а в первом полугодии – на 4,8%.

По данным Министерства хозяйства, основную удельную часть ВВП составляет промышленность, хотя созданная ею часть добавленной стоимости снизится по прогнозам с 22,6% в этом году до 21,8% в 2000 году. Удельная часть сельского, охотничьего и лесного хозяйств снизится с 9,3% в этом году до 8,3% в 2000 году. Надеяться на рост экономики в этом году нельзя еще и по результатам экспорта-импорта, так как отрицательное сальдо повысилось в этом году в среднем на 25%, что составляет 14% ВВП этого года, а по прогнозам на 2000 год отрицательное сальдо повысится до 14,4% ВВП. По словам экономического аналитика М.Старкявичюте, проблемы поступлений сборов в «Содру» и госбюджет в конце года обострятся, что также не позволяет надеется на подъем экономики [[55]].

Прогнозируется, что инфляция в Литве в 2000 году составит 4,1%, а в этом году – 2,2%. В сентябре этого года наибольшая инфляция среди стран Балтии зафиксирована в Литве.

 

Таблица 1

 

 

Инфляция за сентябрь, %

 Годовая инфляция, %

Литва

0,7

1,4

Латвия

0,3

2,4

Эстония

0,2

2,8

 

Цены повысились не за счет увеличения покупательской способности населения, а за счет повышения цены нефтепродуктов [[56]].

Согласно прогнозам Минфина, дефицит национального бюджета возрастет на 1 млрд. 200 млн. литов, что составит около 2,6% ВВП. ВВП на 2000 год прогнозируется 46,7 млрд. литов [[57]].

По словам аналитики, высокий – 14,2% – дефицит текущего счета во втором квартале этого года, является «абсолютно плохим результатом». Официальные международные запасы во втором квартале этого года уменьшились почти на 287 млн. литов [[58]].

Правительству все труднее брать в долг на внутреннем рынке. Уже в течение нескольких месяцев оно вынуждено увеличивать процент выплат за кратко- и долгосрочные кредиты по правительственным ценным бумагам. За первое полугодие процент выплат по государственным ценным бумагам (ГЦБ) возрос на 4% и составил 15,31%, а за год до 17,5%.

 

Таблица 2

 

 

Процент выплат в феврале

Процент выплат в августе

3-месячный срок

10,187

10,845

6-месячный срок

11,485

15,310

12-месячный срок

13,115

17,500

 

Большинство инвесторов опасаются девальвации лита, поэтому не осмеливаются делать долгосрочные инвестиции. Однако на внутреннем рынке чувствуется дефицит свободных денег, может быть и поэтому еще не очень хорошо распространяются ГЦБ. Осознавая ситуацию, правительство пока спасается только за счет зарубежного внешнего долга [[59]].

Для удовлетворения всех займовых потребностей 1999 года Литва должна одолжить или предоставить государственные гарантии на кредиты на сумму в целом 8,7 млрд. литов (50% стоимости ИАЭС Литвы). Поэтому Минфин прогнозирует, что к концу этого года будет значительно превышен установленный правительством займовый лимит – с 24% до 24,7%. В течение этого года долг Литвы возрастет на 2,5 млрд. литов – с 9,61 до 12,8 млрд., а за 2000 год он может возрасти до 14,3 млрд. литов [[60]].

На 14 октября, по данным экс-министра финансов Й.Ленгинаса, каждый гражданин Литвы купил импортных товаров на сумму 3409 литов, продал товаров на сумму 2150 литов, внешний долг каждого гражданина Литвы – 2230 литов [[61]].

 

2.2.       Требование МВФ

На переговорах в Вашингтоне между МВФ и представителями Литвы МВФ вывинул Литве ультимативные требования. Фонд потребовал уменьшить до 2% фискальный дефицит страны на 2000 год, временно приостановить выплату компенсации вкладов и ограничить государственное кредитование, в противном случае Литве будет очень трудно добится благосклонности МВФ [[62]].

3.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА. КРИМИНАЛ

3.1.       Пенсии

С 1 октября для получения базовой пенсии на государственные средства в Литве будут страховаться духовные лица религиозных общин, а также мать или отец, не работающие и не находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, но воспитывающие ребенка в возрасте до 3 лет [[63]].

Из-за больших задолженностей «Содры» банки не хотят представлять ей кредиты, поэтому в октябре на две недели была задержка выплат пенсий, кроме больших городов – Вильнюс, Каунас, Клайпеда [[64]].

3.2.       Акции протеста

12 октября, протестуя против решения правительства ограничить продажу на рынках страны (по решению правительства с 2000 года на рынке торговец может продавать мясо и мясные продукты, если он имеет зарегистрированное фермерское хозяйство, и кроме того, правительство решило ввести на рынках кассовые аппараты) забастовали торговцы мясных прилавков на всех рынках Литвы в Шяуляй, Клайпеде, Вильнюсе и Каунасе. Торговцев особенно возмутило введение кассовых аппаратов. Протестующие утверждали, что введение кассовых аппаратов повысит цены, и рынок, как таковой, перестанет существовать. Торговцы требовали отменить это решение, дать им возможность работать, и угрожали свергнуть правительство и Сейм [[65]]. Студия по изучению общественного мнения и рынка «Спринтер» по заказу журнала «Вяйдас» провела исследование посвященное данной теме.

«Как часто вы покупаете продукты на рынках?»: несколько раз в неделю – 16,7%; один раз в неделю – 30,2%; несколько раз в месяц – 17,6%; один раз в месяц – 15,5%; очень редко – 7,0%.

«Что чаще всего покупаете?»: мясо и мясные продукты – 39,8%; овощи и фрукты – 29,1%; другие продукты – 15,9%; одежду и обувь – 27,9%; другое – 4,7%.

«Почему предпочитаете рынок магазинам?»: низкие цены – 52,4%; большой выбор – 19,0%; качественные продукты – 11,9%; нравится торговаться – 7,1%; по привычке – 2,4%.

«Одобряете решение правительства ввести кассовые аппараты?»: не одобряю – 46,7%; одобряю- 23,3%; не знаю – 30,0%.

«Какую часть мясных продуктов покупаете на рынках (по городам)?»: Вильнюс – 31,2%; Каунас – 37,2; Клайпеда – 37,8%; Шаулай – 48,3%; Панявежис – 46,9% [[66]].

Такое решение правительства лоббировали руководители мясокомбинатов и Союз фермеров Литвы, защищающий посредников-скупщиков скота. Скупщики не платят налог на добавленную стоимость. Союз фермеров защищает интересы скупщиков, мотивируя свою защиту тем, что фермерам не приходится месяцами ждать пока с ними рассчитаются, и тратить время на стоянии за базарным прилавком [[67]].

3.3.       Заработная плата. Безработица

В Литве с ухудшением макроэкономических показателей все больше и больше граждан нищенствуют. В сентябре реальная зарплата в хозяйстве, по сравнению с августом, уменьшилась на 1,1%, а по сравнению с сентябрем прошлого года возросла на 3,7%. В сентябре средняя заработная плата в хозяйстве, кроме индивидуальных предприятий, составила 1086,3 лита, у бюджетников – 1093,3 лита [[68]].

По данным Департамента статистики, уровень безработицы на 1 октября составил 8,4% – (по сравнению с сентябрем, увеличился на 0,3%, а в октябре 1998 года – был 5,6%). На бирже труда на 1 октября было зарегистрировано 149 тыс. безработных. В крупных городах Литвы уровень безработицы составил: в Вильнюсе – 5,8%, Каунасе – 6%, Клайпеде – 5,9%, Шяуляй – 13,7%, Панявежисе -12,2%. Самый высокий уровень безработицы в районах: Лаздияйском – 17,8%, Шальчининском и Акмянском – 16,9%. Самый низкий – в Пренайском – 4,1%, Аникщяйском – 4,8%, Кедайнском – 4,9%. 50,5% зарегистрированных безработных – мужчины, 49,5% – женщины [[69]].

4.    ЭТНОС. ЦЕРКОВЬ

4.1.       Проблема двуязычия

Выступая по телевидению Висагинаса, член Висагинского совета, лидер фракции Альянса граждан Литвы В.Шкиль призвал жителей города Висагинас добиваться, чтобы в Висагинасе было узаконено двуязычие – чтобы наряду с литовским языком в документах можно было использовать и русский язык. По словам В.Шкиля, документы городского совета готовятся только на литовском языке, которым половина членов совета не владеет и поэтому голосуют неосмысленно. По официальной статистике, в Висагинасе проживают представители сорока национальностей. Литовцев среди них – около 15%, русских – 55%, белорусов – 11%, поляков – 8%. Висагинас – город Игналинской АЭС. Каждый третий член Висагинского городского совета – литовец. Секретарь Висагинского самоуправления А.Каваляускас назвал инициативу В.Шкиля антиконституционной, а дискуссию о двуязычии связал с приближающимися выборами в органы самоуправлений [[70]].

До сих пор применения второго языка требовали только поляки в местах компактного проживания (Шальчининкай), но осуществить это на практике им не удалось. По мнению В.Шкиля, для использования второго языка наряду с государственным необходим документ, отражающий мнение населения, проживающего в регионе компактного проживания нацменьшинств. Если, по мнению В.Шкила, в Висагинском районе провести референдум, то можно было бы, опираясь на мнение большинства жителей региона добиваться двуязычия в регионе. Юридическая опора для этого есть. Это – закон о национальных меньшинствах за 1989 год, в который были внесены поправки в 1991 году; рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств, которая была подписана в Страсбурге, а также Европейская Хартия о национальных меньшинствах [[71]].

4.2.       Церковь

Литва намерена заключить три двусторонних соглашения и договора со Святым Престолом. Один из этих договоров касается сотрудничества в области науки и культуры. В проекте предусмотрено, что Литва, придерживаясь принципов свободного вероисповедания и признавая право родителей на воспитание детей в духе их религиозных убеждений, обязуется следить за тем, чтобы во всех государственных, начальных, основных и средних школах, гимназиях, профессиональных и высших учебных заведениях преподавали курс католической религии или веры. Заключить эти двусторонние соглашения Святой Престол предложил Литве в марте нынешнего года [[72]].

Социал-демократы еще летом обратились в Конституционный суд с просьбой ответить, не является ли преподавание католической религии в школе нарушением Конституции страны, так как церковь отделена от государства. Масло в огонь подлила диссидент в партии консерваторов Ниеля Ожелите, которая публично заявила, что преподавание Закона Божьего в школах, оплата преподавателей религии одной конфессии из бюджета нарушает не только Конституцию, но и права детей, так как они сами не могут решать, хотят ли они изучать основы религии или нет. Консерваторы отмежевались от заявления Н.Ожелите [[73]].

5.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

5.1.       Отношения с Западом и странами Балтии

5.1.1.      Отношения с ЕС

13 октября президент Еврокомиссии Р.Проди объявил, что Еврокомиссия рекомендует начать переговоры с оставшимися шестью государствами-кандидатами, в числе которых – Литва. В выводах Комиссии отмечается, что Литва достигла прогресса в приватизации, реструктуризации банковского сектора и обеспечении финансового порядка на предприятиях. Комиссия расценила решение Литвы закрыть ИАЭС как важное событие. По мнению Комиссии, явный прогресс достигнут Литвой в осуществлении реформы общественной администрации и укрепления пограничного контроля, однако Литве необходимо совершенствовать деятельность таможни. Руководитель делегации Еврокомиссии в Вильнюсе Генрик Шмигелев поздравил Литву, но подчеркнул, что Сейму и правительству необходимо удерживать темп реформ [[74]].

5.1.2.      Литва и Канада

В первом полугодии с.г. объем торговли с Канадой сократился – экспорт на 10%, импорт – на 13,5%. Литва в Канаду экспортировала товаров на 2 млн. долларов США, импортировала – на 4,5 млн. долларов.

На встрече в Оттаве с президентом Литвы В.Адамкусом премьер Канады Ж.Кретьен заявил, что он является сторонником в стремлении Литвы стать членом НАТО [[75]].

5.1.3.      Литва и Польша

Литва и Польша подписали двусторонний договор о военном сотрудничестве на 2000 год [[76]]. По данным Литовско-польской хозяйственной палаты, Литва в торговле с Польшей имеет большое отрицательное сальдо. В 1998 году оно составляло 290,3 млн. долларов США (импорт – 249,4 млн., экспорт – 139,1 млн., весь оборот – 568,5 млн. долларов) [[77]].

5.1.4.      Литва, Латвия и Эстония

Министры юстиции Литвы, Латвии и Эстонии подписали план сотрудничества, предусматривающий консультации по согласованию юридических актов с правом ЕС, координирование правовых процедур и оказание бесплатной правовой помощи в уголовных, гражданских и административных делах [[78]].

Во время своего визита в Таллин президент Литвы В.Адамкус на семинаре в Эстонской коммерческо-промышленной палате подчеркнул, что двусторонние инвестиции Литвы и Эстонии недостаточны. Инвестиции Эстонии в Литве достигают 70 млн. долларов США и составляют около 4% от всех зарубежных инвестиций, а инвестиции Литвы в Эстонии до середины нынешнего года составили всего 343 тыс. долларов. Президент В.Адамкус призвал эстонских предпринимателей искать новые области для сотрудничества, потому что «рынки балтийских стран по отдельности ничтожно малы». «Мы должны добиваться, чтобы на балтийском рынке ограничений было как можно меньше, потому что инвесторы предпочитают стабильные и нестесненные рамками рынки», – заявил В.Адамкус.

Импорт в Литву эстонских товаров в 1998 году составил 0,5% от всего импорта Литвы, а экспорт литовских товаров в Эстонию – 2,6% всего экспорта Литвы [[79]].

5.2.       Отношения с Россией и Беларусью

5.2.1.      Литва и Россия

14 октября новый посол России в Литве Юрий Зубаков вручил президенту Литвы В.Адамкусу верительные грамоты [[80]]. Департамент архивов Литвы и Российская федеральная служба архивов подписали договор о сотрудничестве на 5 лет, в соответствии с которым обе стороны обязались обмениваться информацией и специалистами, оказывать помощь ученым обеих стран, обеспечивая им свободный доступ к архивным документам и средствам поиска информации [[81]].

Литва добивается от России обязательств по присмотру за находящимися на территории России могилами политических заключенных и ссыльных. Проект такого договора готовило Министерство культуры Литвы и предложило его на рассмотрение межправительственной литовско-российской комиссии по сотрудничеству. В результате работы этой комиссии разработано соглашение о сотрудничестве в области архивов, которое позволит Литве вернуть из России дела своих заключенных и ссыльных. В 1940-1952 гг. советский режим депортировал из Литвы в Сибирь около 300 тыс. человек [[82]].

5.2.2.      Литва и Беларусь

8 октября в Вильнюсе состоялось заседание президиума Верховного Совета (ВС) Беларуси. По словам председателя ВС Беларусь С.Шарецкого, ВС согласился начать переговоры с А.Лукашенко о разрешении кризиса власти в Беларуси, однако «теперешняя власть продолжает нагнетать истерию, преследует инакомыслящих и ухудшает положение в стране».

Председатель комитета по правам человека литовского Сейма Э.Зингерис заявил, что ждет от властей Литвы «более точной формулировки» относительно положения в Беларуси. «Мы поддерживаем законно избранный ВС Беларуси», – сказал Э.Зингерис СМИ и отметил, что говорит от имени Сейма Литвы. МИД Литвы своим заявлением признало «дуализм» положения в Беларуси и призвало к проведению в стране свободных и демократических выборов. Сейм Литвы занял позицию нейтральную: первый вице-спикер Сейма А.Кубилюс заявил, что Литва открыта для всех иностранных граждан, которые не совершали преступлений. «Если они собираются и хотят что-то обсудить – мы это не запрещаем», – сказал А.Кубилюс [[83]].

Министр иностранных дел Беларуси У.Латышев выразил озабоченность по поводу деятельности С.Шарецкого в Вильнюсе. 12 октября в Сейме объявлено об основании парламентской группы по связям с ВС Беларуси 13-го созыва. В группе намерено работать 24 парламентария из разных фракций [[84]].

13 октября «Летувос энергия» подписала график возвращения Беларуси долгов за поставки электроэнергии. По графику предусмотрено, что «Белэнерго» до февраля 2000 года различными товарами и деньгами полностью рассчитается с посредником «Балтик СГЭМ», который в свою очередь рассчитается до начала апреля с «Летувос энергия». На 1 сентября за поставленную электроэнергию концерн «Белэнерго» должен «Летувос энергия» 265,8 млн. литов [[85]].



Источники

[1]. А.Даугела. Правящее большинство...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 6 октября.

[2]. БНС. ЭЛЬТА. Президент подписал...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 14 октября.

[3]. А.Даугела. Представители «Вильямса» // Республика. – Вильнюс, 1999. – 19 октября.

[4]. А.Даугела. Если бы не было «Вильямса» // Республика. – Вильнюс, 1999. – 20 октября.

[5]. А.Бачюлис. Заподозренный в сговоре ...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 13 октября.

[6]. ЭЛЬТА. Лукойл отказался сотрудничать...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 11 октября.

[7]. А.Даугела. Американцы ...искали нефть...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 22 октября.

[8]. А.Даугела. «Юкос» начинает переговоры // Республика. – Вильнюс, 1999. – 21 октября.

[9]. БНС. Казахские нефтяники // Республика. – Вильнюс, 1999. – 11 октября.

[10]. БНС. Разговоры об иранской нефти...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 6 октября.

[11]. Р.Грумадайте, Министр сел в лужу...// Летувос ритас. – Вильнюс, 1999. – 8-15 октября.

[12]. А.Дрижюс. Выполнение обязательств...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 22 октября.

[13]. А.Даугела. Цена за «Мажейкю нафту»...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 29 октября.

[14]. Ю.Вилемас. Договор с «Вильямс»...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 28 октября.

[15]. А.Даугис. Договор с «Вильямс» // Республика. – Вильнюс, 1999. – 27 октября.

[16]. Zinios. LNK TY. – 1999. – 23 октября.

[17]. Сейму известно о последствиях ...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 27 октября.

[18]. Zinios. LNK TY. – 1999. – 19 октября. /BNS/

[19]. БНС. ЭЛЬТА. Президент примет отставку // Республика. – Вильнюс, 1999. – 27 октября.

[20]. Выступление президента...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 28 октября.

[21]. БНС. Р.Шаркинас отказался... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 28 октября.

[22]. ЭЛЬТА. Поддержка Р.Паксаса...// Летувос ритас. – Вильнюс, 1999. – 22-29 октября.

[23]. БНС. ЭЛЬТА. Политики восхищаются ...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 20 октября.

[24]. Л.Чеснене. Митинг интеллектуалов // Республика. – Вильнюс, 1999. – 25 октября.

[25]. Zinios, LNK TY . – 1999. – 23 октября.

[26]. Zinios, LNK TY. – 1999. – 27 октября.

[27]. Zinios, LNK TY. – 1999. – 30 октября.

[28]. А.Даугела. Сейм принял ... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 7 октября.

[29]. Ю.Вайткус. Какая нам ...выгода? // Летувос ритас. – Вильнюс, 1999. – 1-8 октября.

[30]. БНС. Содре должны платить все...// Летувос ритас. – Вильнюс, 1999. – 8-15 октября.

[31]. БНС. В будущем ...доходы «Содры» // Республика. – Вильнюс, 1999. – 11 октября.

[32]. А.Даугис. Сейм приступил к обсуждению...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 21 октября.

[33]. БНС. Госбюджет ...недополучил ...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 19 октября.

[34]. А Бачюлис. Президент предлагает...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 15 октября.

[35]. К.Гечас. Договор о границе...// Летувос ритас. – Вильнюс, 1999. – 1-8 октября.

[36]. Zinios, LNK TY. – 1999. – 24 октября.

[37]. БНС. Комиссия по литовскому языку...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 19 октября.

[38]. БНС ...чеченские парламентарии // Республика. – Вильнюс, 1999. – 19 октября.

[39]. Р.Агинтас. Лидер социал-демократов предлагает...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 8 октября.

[40]. Р.Агинтас. Соцдемы ...готовят...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 11 октября.

[41]. «Panorama», LRT TY. – 1999. – 23 октября.

[42]. A.Baciulis, Centristai pasirenge...// Respublika. – Vilnius. – 1999. – 25 октября.

[43]. Р.Агинтас. Влияние А.Саударгаса...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 4 октября.

[44]. R.Agintas, Pirmosisios i rinkimus ... // Respublika. – Vilnius. – 1999. – 1 октября.

[45]. К.Гечас. Из консерваторов в народники // Летувос ритас. – Вильнюс, 1999. – 22-29 октября.

[46]. ЭЛЬТА. Вот им и пожалуемся // Летувос ритас. – Вильнюс, 1999. – 8-15 октября.

[47]. Отчет // Республика. – Вильнюс, 1999. – 8 октября.

[48]. Главное в процессе... – сам процесс // Республика. – Вильнюс, 1999. – 12 октября.

[49]. БНС. Пять законов о геноциде // Республика. – Вильнюс, 1999. – 13 октября.

[50]. Р.Сакалаускайте. Требует продолжения...// Летувос ритас. – Вильнюс, 1999. – 22-29 октября.

[51]. Г.Кончюс. Банкир предпочел ...смерть // Республика. – Вильнюс, 1999. – 25 октября.

[52]. А.Кутримавичюс. Бюджет полиции...// Республика. –Вильнюс, 1999. – 27 октября.

[53]. Смогут // Республика. – Вильнюс, 1999. – 19 октября.

[54]. ЭЛЬТА. Молодые ...не хотят служить... // Летувос ритас. – Вильнюс, 1999. – 15-22 октября.

[55]. М.Старкявичюте. Рост ...не ожидается // Республика. – Вильнюс, 1999. – 19 октября.

[56]. Prie Balrijos pakilo ...// Veidas. – Vilnius. – 1999. – 14-20 октября.

[57]. BNS. Vyriausybe siulis ...//Respublika. – Vilnius. – 1999. – 5 октября.

[58]. М.Старкявичюте. Роста ...не ожидается // Республика. – Вильнюс, 1999. – 19 октября.

[59]. Finansines padetis .. //Veidas. – Vilnius. – 1999. – 6 октября. N 39.

[60]. А.Даугис...Литве нужно 8,7 млрд.// Республика. – Вильнюс, 1999. – 26 октября.

[61]. ....ministro...skaitytuvai //Veidas. – Vilnius. – 1999. – 14-20 октября.

[62]. БНС. МВФ требует...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 4 октября.

[63]. ЭЛЬТА. Будут страховаться...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 1 октября.

[64]. ЭЛЬТА. Пенсии... не выплачены // Республика. – Вильнюс, 1999. – 28 октября.

[65]. Zinios, LNK TY. – 1999. – 12 октября.

[66]. Turgus... /Veidas. – Vilnius. – 1999. – 21-27 октября.

[67]. М.Декснене. На рынках подорожает ...// Летувос ритас. – Вильнюс, 1999. – 8-15 октября.

[68]. Darbo uzmokestis ...// Respublika-Vilnius&- 1999. – 27 октября.

[69]. Департамент статистики при правительстве Литвы // Вильнюс, 1999. – октябрь.

[70]. Предлагается узаконить...// Летувос ритас. – Вильнюс, 1999. – 22-29 октября.

[71]. Panorama , LNK TY. – 1999. – 17 октября.

[72]. ЭЛЬТА. Святой Престол...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 14 октября.

[73]. Ю.Бабкаускене. Закон Божий ...//\Республика. – Вильнюс, 1999. – 1 октября.

[74]. А.Бачюлис. Евросоюз распахнул ...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 15 октября.

[75]. БНС. В Оттаве В.Адамкус...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 27 октября.

[76]. Сотрудничество // Республика. – Вильнюс, 1999. – 4 октября.

[77]. В.Гирюнас. Опасности...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 7 октября.

[78]. Договорились // Республика. – Вильнюс, 1999. – 19 октября.

[79]. БНС. В Таллине В.Адамкус...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 5 октября.

[80]. ELTA. Zinios LNK TY. – 1999. – 14 октября.

[81]. Архивы // Республика. – Вильнюс, 1999. – 12 октября.

[82]. Литва добивается...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 1 октября.

[83]. БНС. президиум ВС Беларуси... //Республика. – Вильнюс, 1999. – 9 октября.

[84]. BNS. Minskas piksta ...// Respublika. – Vilnius. – 1999. – 14 октября.

[85]. А.Даугела. Подписан график ...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 15 октября.