Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Владимир РАДОВ

Приднестровская молдавская республика

в октябре 1999 года

Кишинев и Тирасполь по-прежнему не могут найти единые принципы построения «общего государства». Кризис в финансово-экономической сфере республика стал предметом обсуждения и выработки путей выхода из него на встречах депутатов Верховного Совета, правительства и президента.

1.    Приднестровский конфликт

12 октября в Приднестровье отмечали 75-летие со дня образования МАССР (Молдавской автономной Советской социалистической республики) В ПМР считают, что государственность республики базируется на этом историческом и правовом фундаменте [[1]]. В Кишиневе об этой дате даже не упоминалось в СМИ, хотя в доперестроечные времена отмечалась очень широко, особенно на официальном уровне.

Сегодня же по-прежнему в переговорном процессе между РМ и ПМР остро стоит вопрос о принципах строительства общего государства в рамках единых границ. Официальный Кишинев категорически не признает равносубъектность Кишинева и Тирасполя и настаивает на придании ПМР особого статуса – широкой автономии. Полнота политической, экономической и юридической власти будет принадлежать центральным органам: внешнеполитические решения, бюджет, распоряжение недрами и крупными промышленными комплексами государственного подчинения, снимать и назначать судебные и исполнительные органы власти, определять государственный язык и иметь вооруженные силы под единым командованием.

ПМР предлагает общее государство, в котором одна сторона строит свои взаимоотношения с другой на договорной основе, не ущемляющей права друг друга (по образцу союза Россия-Белоруссия). Такой вариант приемлем Тирасполю, но официальный Кишинев теряет право самостоятельно принимать крупномасштабные политические и военно-стратегические решения, что Кишинев явно не устраивает. Между Кишиневом и Тирасполем диаметрально противоположные взгляды фактически по всем вопросам.

В этой ситуации Кишинев делает ставку на поддержку из-за рубежа. Мирча Снегур выступил в Берлине, где состоялась 12 октября 102-я конференция Межпарламентского союза. Большая часть выступления была посвящена проблеме «восточного региона». Он попросил поддержки со стороны международного сообщества и парламентов мира в борьбе с «сепаратизмом» на Левобережье Днестра. Докладывая о критическом состоянии Молдавии в экономическом, социальном и финансовом секторах, он обвинял во всем суверенитет и независимость Приднестровья. Москва остается абсолютно безучастной ко всем официальным обращениям относительно вывода российских вооруженных сил и прекращения оказания поддержки приднестровским сепаратистам, отметил М.Снегур [[2]].

Приднестровский фактор и российское военное присутствие, по его мнению, – главные препятствия интеграции Молдавии в европейские структуры. Эскалация приднестровского конфликта может привести к масштабной дестабилизации на востоке и юго-востоке Европы, так как в этой зоне дислоцированы крупнейшие в мире запасы оружия и боеприпасов. Исходя из широкого распространения сепаратизма, глава Демконвенции Молдавии предложил рассмотреть этот тяжкий политический недуг на международной конференции на высшем уровне. И такой форум готовится. США на саммите ОБСЕ, который состоится в Стамбуле (Турция), поддержат новый договор о создании «условных вооруженных сил Европы» (УВСЕ), который позволит решить законным путем приднестровский конфликт, поскольку Россия является членом ОБСЕ. Как отмечается в информации, договор об УВСЕ запрещает размещение иностранных войск без имеющегося на то согласия страны, на территории которой они размещаются.

Американский дипломат, посол США по новым независимым государствам, С.Р.Сестанович, находившийся в середине октября с визитом в Молдавии, отметил, что президент Б.Клинтон обратился в Конгресс с просьбой создать специальный фонд для вывода войск России из Молдавии. По данным Сестановича, Конгресс еще не принял решение по созданию спецфонда, но большинство конгрессменов поддержат эту инициативу [[3]].

Молдавия полностью поддерживает образование в Юго-Восточной Европе нового межправительственного объединения – балканских многонациональных миротворческих сил Юго-Восточной Европы. Министры обороны Албании, Греции, Болгарии, Италии, Македонии, Словении, начальник генерального штаба вооруженных сил Румынии, а также послы США и Турции в Афинах летом текущего года подписали дополнительный протокол к соглашению об образовании балканских многонациональных миротворческих сил (ММС) в Юго-Восточной Европе [[4]].

Очередная группировка балканских государств проходит под эгидой США и стран-участниц НАТО (Греция, Италия, Турция). Согласно подписанному документу, штаб ММС каждые 4 года будет менять место дислокации. Сначала он будет располагаться в Болгарии, затем в Румынии, Турции и Греции. Но командовать этими силами с первых дней поручено представителям ВС членов НАТО: первые два года их возглавит Турция, следующие – Греция. Первым председателем военно-политического комитета ММС стал представитель Греции. Штаб ММС уже функционирует. Планируется провести первые миротворческие учения на Балканах в составе сформированных ММС уже к концу 1999 года.

В Приднестровье задаются вопросом. Кого будут защищать новоявленные миротворцы? И отвечают: горячих точек в Юго-Восточной Европе только две: Косово и Приднестровье. В Косово стоят натовские миротворцы. Из Приднестровья при поддержке Запада Молдавия добивается вывода российских войск, которые, в основном, уже выполняют только миротворческую миссию на берегах Днестра. Судя по отдельным заявлениям некоторых российских руководителей и по тому массированному давлению, которое оказывают на Россию страны Запада и США, Приднестровью, вполне вероятно, предстоит самому защищать свой суверенитет и независимость [[5]].

В октябре молдавское руководство занималось в основном внутренними проблемами, а приднестровской проблемой – управление межведомственной комиссии по координации государственной политики в восточных районах под руководством своего руководителя Оазу Нантоя. О.Нантой в октябре организовал цикл телепередач «Мосты», где пытался решить проблему сближения двух берегов. В Приднестровье это расценили как психологическую войну:

«Ваша передача органично вписывается в план психологической войны против непокорных приднестровцев, разработанный теми, кто не смог подавить нас силой оружия. К вашему сведению, мы уже привыкли к тому, что кишиневские ястребы, замаскировавшись в белых голубей, везде и всюду каркают на нас: они, дескать, сепаратисты и контрабандисты, расхитители российских арсеналов и торговцы оружием, депоты, в застенках которых томятся истинные румыны» [[6]].

Характеристика О.Нантоя в газете «Приднестровье»: «Ярый сторонник румынизации. Страстный пропагандист национализма и глашатай румынского языка. В начале 1989 года он в составе Народного фронта яростно отстаивал идею объединения Молдавии с Румынией. В начале 90-х годах такое рвение было замечено и по достоинству оценено президентом Молдавии того времени М.Снегуром: Нантой становится его советником по межнациональным вопросам. На парламентские выборы 1998 года О.Нантой от своей партии выставил 103 человека. Но эта затея с треском провалилась – социал-демократическая партия во главе с Нантоем набрала 1,86% от общего числа избирателей. Перерегистрировав в 1999 году свою партию, он сумел объединить ее в единый избирательный блок с «Фурникой» и «Сперанцей». О.Нантоя заметили и сделали антиприднестровским глашатаем» [[7]].

В середине октября в Тирасполе в течение трех дней под эгидой ОБСЕ проходила международная конференция по моделям решения приднестровской проблемы. В ее работе приняли участие руководители экспертных групп Молдавии и Приднестровья, представители президентов России и Украины на переговорном процессе, а также другие официальные лица сторон. Обсуждались принципы, заложенные московским меморандумом 1997 года и принятые за основу переговорного процесса в Киеве 16 июля 1999 года, на базе которых стороны согласились строить свои дальнейшие отношения.

По итогам конференции в представительстве миссии ОБСЕ в Тирасполе состоялась пресс-конференция для местных и зарубежных журналистов. Наибольший интерес вызвала проблематика, связанная с теорией и практикой построения общего государства [[8]].

Сегодня термин «общее государство» наиболее спекулятивная тема на обоих берегах Днестра среди сторонников жесткого противостояния сторон. В Кишиневе в рамках общего государства Приднестровью отводят всего лишь скромную нишу культурной автономии. В Тирасполе позиция республики очерчена «Декларацией об общем государстве», врученной Молдавии 13 июля 1999 года в Кишиневе. В ней приднестровская сторона демонстрирует принципы общего государства, наполненные конкретным содержанием. Статья 4 Декларации гласит, что «стороны создают общее экономическое, оборонное, правовое, социальное и информационное пространства» – на основе равенства в государственно-правовых отношениях. Представители тираспольской оппозиции тут же поспешили обвинить президента ПМР Игоря Смирнова в соглашательстве с Кишиневом, вплоть до того, что и термин «общее государство» – его изобретение. В дипломатический словарь переговоров этот термин был введен два с половиной года назад при содействии экс-министра иностранных дел России Евгения Примакова.

Журналистов интересовали конкретные шаги навстречу друг другу, но руководители экспертных групп Валерий Лицкай и Ион Лешану были скупы на оценки, отметив лишь позитивность конференции, способствующей выводу переговоров на качественно новый этап. Посредники при этом отметили, что опыт переговоров по приднестровской проблеме может быть использован на международном уровне.

Вопрос о Приднестровье в октябре рассматривался на закрытом заседании в Государственной Думе России. Депутаты заслушали министров иностранных дел и обороны – Игоря Иванова и Игоря Сергеева. Но каких-то принципиальных изменений в отношении России к данному региону пока не видно. Может будет более ясно что-нибудь после запланированной встречи премьер-министра Владимира Путина с руководством ПМР в начале ноября или Стамбульского саммита.

По сообщению российского радио: в Приднестровье завершена работа по уничтожению устаревших боеприпасов путем их подрыва. Со ссылкой на командующего Оперативной группы российских войск (ОГРВ) подчеркивалось, что это стало возможным благодаря договоренностям, достигнутым премьер министром РФ В.Путиным с руководством ПМР. В дополнение прозвучало, что остальные тысячи тонн боеприпасов будут вывезены в Россию в течение 5-6 лет, но есть ли согласие ПМР на это, не отмечалось [[9]].

2.    О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ПМР

13 октября состоялось внеочередное заседание палат Верховного Совета (ВС) ПМР под председательством Г.Маракуцы, повестка дня которого состояла из одного единственного вопроса: о первоочередных мерах по стабилизации финансово-экономической ситуации в республике [[10]]. На заседании были приглашены члены правительства, руководство приднестровского республиканского банка (ПРБ), другие представители исполнительной власти.

С докладами выступили председатель комитета по вопросам экономической политики и реформам В.Бельченко, председатель комитета по вопросам бюджетной и финансовой политики А.Коцюбенко. В обсуждении вопроса приняли участие министр экономики А.Кирова, министр финансов С.Градинарь, заместитель председателя ПРБ Ю.Сафронов.

Анализируя состояние экономики республики на текущий момент, В.Бельченко охарактеризовал его как более чем критическое. Это, по мнению депутата, вызвано не только ошибками в экономической политике, но и ослаблением системы государственного управления. Он наглядно показал, к чему это привело в сфере производства, в финансовой и банковской системах, как это в целом отразилось на социально-экономическом положении населения. Приведенные им факты подтверждают существенное ухудшение макроэкономических показателей по сравнению с прошлым годом. За первый квартал текущего периода объем ВВП сократился на 32,7%, объем промышленного производства в январе-июне составил 81,3% к уровню прошлого года. Из 137 предприятий с начала года на 76 допущен спад производства, из них на 27 – более чем на 50%. В АПК объем производственной продукции в первом полугодии составил 28,5% от всего предусмотренного на этот год. Заметно ухудшилось финансовое состояние отрасли. Значительно снизились результаты внешнеэкономической деятельности: за истекший период объем экспорта уменьшен на 39,3%, импорта – на 46,5%.

Докладчик привел данные госкомстата по уровню инфляции: в январе-июне он составил 157,1%, что на 24,1% выше прошлогоднего показателя. Уровень жизни населения значительно снизился.

Работа правительства, по заключению докладчика, ведется неэффективно по устранению всех негативных явлений, и задача ВС заключается в том, чтобы скоординировать усилия обеих ветвей власти и совместными мерами преодолеть кризис.

В данной ситуации необходимы кардинальные решения, которые позволят в кратчайшие сроки стабилизировать положение и начать планомерный выход из тупика. В первую очередь необходима экономическая модель, без которой невозможно ориентироваться, в каком направлении двигаться. Она позволит разработать эффективные экономические программы и в короткий срок вывести республику из тяжелой ситуации. Такая модель, по мнению В.Бельченко, должна создать условия для свободной деятельности гражданина, хозяйствующего субъекта, развития производства, среднего и малого бизнеса, сферы обслуживания. И одновременно обеспечивать приоритетность и эффективность социальной политики. Предложенные им основные направления вывода экономики из кризиса в переходный период и явятся, на его взгляд, основой новой экономической модели. Он предложил депутатам рассмотреть проект постановления ВС, который позволит преодолеть кризис в области финансов и в реальном секторе экономики, в бюджетной и социальной сферах.

В своем докладе А.Коцюбенко подробно раскрыл негативные последствия осуществленной в январе текущего года фиксации официального обменного курса приднестровского рубля. В подкрепление своих выводов он привел заключение независимых аудиторов, где они также доказывают всю пагубность воздействия такого шага на экономику и как следствие – на социальную сферу. Зарплаты бюджетников и пенсии, по словам А.Коцюбенко, в реальном выражении упали в 3 раза.

Он проанализировал, как подобные ошибки отразились на исполнении республиканского бюджета. Доходы в бюджет, например, за первое полугодие увеличились в 1,4 раза. Но потребительские цены в этот период возросли в 2,1 раза, значит, доходы в реальном выражении сократились примерно на 43%. Аналогична реальная динамика и расходов бюджета. На примерах состояния бюджета А.Коцюбенко также подтвердил, что большинство производителей-налогоплательщиков находятся в кризисной финансовой ситуации и сокращают реальные объемы производства.

От имени комитета он выразил обеспокоенность участившимися нарушениями исполнительной властью финансового законодательства, нормативно-правовых актов. Приведя немало примеров, докладчик задал вопрос: «Кому и почему позволено не исполнять закон?». Привел он и немало фактов и цифр, показывающих, как пострадали производство, бюджет и в конечном итоге – люди от непродуманныз действий. У него возник еще вопрос: «Кто ответит за вред, причиненный государству?». В своих предложениях комитет рекомендует: провести переоценку основных фондов и производственных запасов предприятий по учетному курсу; направить при этом разницу по дооценке на пополнение оборотных средств; с января будущего года произвести «привязку» минимальной зарплаты и пенсии к потребительской корзине; с этого же времени – ввести единый курс приднестровского рубля по отношению к иностранной валюте, определяемый ПРБ по итогам валютных торгов; бюджет на 2000 год представить в рублях с ежеквартальным уровнем инфляции.

Детальный анализ состояния экономики и свои видения выхода из кризиса представили депутаты В.Гаврильченко, Н.Попов, республиканский совет союза промышленников, аграриев и предпринимателей Приднестровья, ряд других депутатов. В некоторых выступлениях прозвучало требование перевести заседание в чрезвычайное и выразить недоверие некоторым членам правительства, по вине которых, по мнению депутатов, республика оказалась в сегодняшней тяжелой ситуации. А.Брикса высказал опасение, что в очередной раз заседание превратится «в говорильню», принятый документ ни к чему не приведет, поэтому предложил три основных направления, которым, на его взгляд, следует принять комплекс конкретных мероприятий. Это предприятия-экспортеры, АПК и малая приватизация, реформирование отношений к земле.

На чрезвычайной серьезности ситуации в республике сделал акцент в своем выступлении председатель ВС Г.Маракуца. Хватит пенять на внешние факторы, сказал он, пора выявлять внутренние резервы и усилиями ВС и правительства работать в унисон. Не выживем экономически – никакие политические признания будут не нужны. В результате дискуссии, ввиду наличия целого ряда предложений, решено было создать рабочую группу во главе с В.Глебовым и выработать единый комплекс мер, направленных на стабилизацию финансово-экономической ситуации в республике.

Всю остальную часть октября в высших эшелонах власти рассматривался этот вопрос.. Заключительный аккорд пришелся на 27-28 октября, когда под председательством Г.Маракуцы началось третье по счету совместное заседание палат ВС ПМР, посвященное выработке первоочередных мер по стабилизации финансово-экономической ситуации в республике. Чрезвычайная важность и актуальность вопроса и крайняя обеспокоенность положением в этой области всех ветвей власти обусловили участие в заседании президента, председателя правительства И.Смирнова, его заместителей, членов правительства, представителей местных органов власти и других заинтересованных лиц.

В результате совместной коллективной работы была сформирована таблица поправок в проект постановления ВС, отражающая позиции правительства и комитетов ВС по вопросам, требующим выработки единого подхода [[11]].

В своем официальном заключении правительство прямо отметило, что у него есть к документу ВС как замечания общего характера о том, что многие формулировки проекта противоречат Конституции, так как содержат прямые распорядительные указания правительству, так и конкретные поправки по ряду его пунктов. Уже в выступлениях на заседании ВС представителей правительства прозвучало мнение, что по отдельным положениям отсутствует экономическое обоснование, конкретные расчеты. Представленная на совместное обсуждение таблица поправок в результате принятия всех ее положений и призвана была снять все противоречия, способствовать созданию той единственно верной основы, которая станет ориентиром оздоровления экономики по всем направлениям.

Представил таблицу председатель комитета по экономическим вопросам и реформам В.Бельченко. В начале ее обсуждения возникла необходимость в четких формулировках и определениях, поскольку, как высказались представители исполнительной власти с мест, принятые решения необходимо будет выполнять, и здесь возможность двоякого толкования и неясность недопустимы. Пункт за пунктом, в результате дискуссий, споров, анализа, примеров рождались меры, необходимые не только для подъема промышленности, экономики, но и повышения социального уровня жизни людей. В частности, для того, чтобы заработали предприятия, предполагается уже до 1 января будущего года реструктурировать существующие задолженности, разработав при этом механизм их погашения перед республиканским и местными бюджетами путем переоформления в налоговый кредит. Вместе с этим планируется разблокировать текущие расчетные счета государственных производственных предприятий, колхозов, совхозов. Важнейшим достижением, по мнению депутатов, с чем согласилось и правительство, поддержав эту инициативу, является принятие положения о введении с нового года единого официального курса приднестровского рубля по отношению к иностранным валютам, что в первую очередь будет способствовать прекращению вымывания оборотных средств предприятий.

Бурная дискуссия возникла при определении основных направлений в области социальной политики, обсуждении предложений по установлению базовых социальных нормативов – минимальных зарплат, пенсий. Пришли к общему мнению, что основой должен служить прожиточный минимум. Но для этого необходимы средства, а где их взять депутаты не решили. В этом плане были предложения депутатов о том, чтобы использовать средства спецфондов, счетов министерств, ведомств, но члены правительства заявили, что это нереальные, несуществующие источники и этим обманывать людей нельзя. Договорились, что источники финансирования повышения пенсий и заработной платы будут определяться в процессе рассмотрения бюджета на 2000 год. 28 октября в результате еще ряда уточнений депутаты приняли постановление «О первоочередных мерах по стабилизации финансово-экономической ситуации в ПМР», которое будет опубликовано в ноябре.

Свое мнение о принятом документе и некоторые другие суждения высказал на заседании И.Смирнов. Он заверил, что принятые решения станут основой концепции налоговой и бюджетной политики республики на 2000 год и самого закона о республиканском бюджете будущего года. Привел некоторые итоги исполнения бюджета за девять месяцев текущего года, отметив характерные недостатки, назвав резервы. Главное – подойти к вопросу с реальных позиций, составить реальный бюджет, делать все согласно принятым законам, экономически обосновывать, учитывать все реалии. Президент выделил приоритетные направления и отрасли, которые будут поддержаны бюджетом. Помимо промышленности, сельского хозяйства, это – строительство, газификация. Нужно сделать все возможное, чтобы вывести республику на путь стабилизации и развития. У правительства и ВС общие общегосударственные цели, поэтому должны быть совместность действий, и никакой конфронтации [[12]].



Источники

[1]. Ф.Янов. ПМР – историческая наследница МАССР // Приднестровье. – 1999. – №204. – 20 октября.

[2]. Молдпрес. Мирча Снегур выступил с речью в Берлине // Независимая Молдавия. – 1999. – №198-199. – 15 октября.

[3]. Переводы без комментариев // Приднестровье. – 1999. –N208. – 26 октября.

[4]. С.Зайченко. Сколько в Европе горячих точек? // Приднестровье. – 1999. – №208. – 26 октября.

[5]. С.Зайченко. Беду отводи до удара...// Приднестровье. – 1999. – №211. – 29 октября.

[6]. П.Бобров. Разведенные мосты // Приднестровье. – 1999. – №199. – 12 октября.

[7]. С.Зайченко. Не лучше ли на себя, кума, оборотиться? // Приднестровье. – 1999. – №205,- 21 октября.

[8]. В.Масленников. Что стоит за общим государством? // Приднестровье. – 1999. – №208. – 26 октября.

[9]. Склады в Колбасне: эхо взрывов звучит в Москве? //Приднестровье. – 1999. – №210. – 28 октября.

[10]. Л.Чеботаренко. Выживать надо экономически // Приднестровье. – 1999. – №203. – 19 октября.

[11]. Л.Чеботаренко. Мероприятия будут, а результат // Приднестровье. – 1999. – №211. – 29 октября.

[12]. Л.Чеботаренко. У парламента и правительства цели общие – государственные // Приднестровье. – 1999. – №212. – 30 октября.