Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Алиса Епишина

Республика Таджикистан

в октябре 1999 года

Подготовка к президентским выборам высветила нерешенные проблемы в отношениях между властью и оппозицией. Японские заложники были освобождены из плена исламистов, но проблема присутствия боевиков на территории Таджикистана не решена.

1.    внутренняя политика

1.1.       Подготовка к президентским выборам

1.1.1.      Протест оппозиционных кандидатов

Срок регистрации кандидатов на пост президента был продлен в Таджикистане вначале на один день, до вечера 7 октября, затем – до 11 октября [1]. Несмотря на то, что предвыборная кампания по закону начинается по истечении срока регистрации, она уже фактически началась. При этом в газетах и электронных СМИ есть информация только о действующем президенте Эмомали Рахмонове, который был первым и беспрепятственно зарегистрированным кандидатом [2]. Кроме того, местные власти препятствуют сбору подписей за альтернативных кандидатов, требуя письма из Минюста или ЦИКа. За деятельностью инициативных групп постоянно следят правоохранительные органы, поэтому существуют сложности со сбором 145 000 подписей, необходимых для регистрации кандидата. В связи с этой ситуацией три претендента – Сайфиддин Тураев, Султон Кувватов и Давлат Усмон – потребовали созвать чрезвычайную сессию парламента для обсуждения вопроса о переносе даты голосования. В противном случае они готовы призвать избирателей к бойкоту выборов.

30 сентября С.Тураев, С.Кувватов и Д.Усмон распространили специальное заявление, в котором утверждалось, что власти стремятся не допустить проведение альтернативных выборов, поскольку не уверены в своем успехе [3]. Кандидат же от Демократической партии Зафар Икромов назвал предстоящее голосование фарсом и отказался от участия в выборах, дабы привлечь внимание «международной общественности».

2 октября заявление трех претендентов было поддержано сопредседателями политического объединения «Единый Таджикистан» экс-премьером Абдумаликом Абдуллоджановым и бывшим руководителем МВД Якубом Салимовым, находящемся в эмиграции. Они предложили создать контролирующий орган по формуле «4+4», в который вошли бы представители четырех политических центров страны (правительства, Объединенная Таджикская Оппозиция – ОТО, консультативного совета политических партий страны и блока «Единый Таджикистан»), а гарантами выступили бы Россия, США, Иран и Узбекистан. При этом лидер ОТО Саид Абдулло Нури считает, что бюллетени должны быть напечатаны за рубежом, поскольку иначе не исключены фальсификации.

Наблюдатели утверждают, что по степени демократичности нынешние выборы не слишком отличаются от предыдущих, состоявшихся 5 лет назад, когда, как известно, ОТО была отстранена от участия в них. Сегодня Минюст страны в лице руководителя Ш.Исмоилова откровенно шантажирует лидеров партий, заявляя, что стране просто не нужен другой президент. Власти пытаются применять и силовые методы, о чем свидетельствует инцидент вокруг съезда партии «Справедливость». Сотрудники силовых структур окружили здание, где должно было состояться выдвижение кандидата, и вынудили членов «Справедливости» собраться в другом месте. В результате кандидат, в лице Сайфиддина Тураева, был выдвинут, однако на два дня исчез лидер партии Абдурахмон Каримов. Впоследствии выяснилось, что все это время его с помощью побоев заставляли отказаться от выдвижения Тураева, а в противном случае угрожали предать суду по подложному обвинению в торговле наркотиками. В буквальном смысле под дулом пистолета Тураева вынудили подписать заявление о том, что он больше не будет заниматься политической деятельностью.

Этот факт является неединственным, поскольку на других кандидатов также оказывается давление. Власти следят также за действиями общественности, членами инициативных групп. Так, в начале октября милиция задержала и избила студента, который шел с плакатом «С Рахмоновым мы и XXI век сделаем каменным» [4].

1.1.2.      Реакция Центризбиркома и ОТО

Как упоминалось выше, в связи с нарушениями закона о выборах Султон Кувватов, Давлат Усмон и Сайфиддин Тураев объявили о своем бойкоте избирательной кампании. Тем не менее, ЦИК Таджикистана продолжала настаивать на том, что их заявление об ущемлении прав не соответствует действительности [5]. Что касается ОТО, то 10 октября ее президиум решил отозвать своих представителей из состава ЦИК, о чем Саидом Абдулло Нури было подписано соответствующее постановление [6]. Руководство ОТО в этой связи заявило, что местные власти допускают нарушения выборного законодательства, в то время как ЦИК не в состоянии предотвратить это. 11 октября ОТО распространила заявление, в котором отмечалось, что возникшая ситуация ставит под сомнение проведение свободных и справедливых выборов [7].

18 октября ОТО приостановила и свою деятельность в Комиссии по национальному примирению (КНП), объяснив это игнорированием властями требований, содержащихся в ее заявлении. Одним из главных требований ОТО является созыв сессии парламента для переноса президентских выборов с 6 ноября на более поздний срок [8]. Оппозиция также настаивала на избрании нового состава ЦИК, и вновь выступила за устранение вмешательства районных и городских администраций в ход предвыборной кампании и за предоставление всем кандидатам равного доступа к СМИ.

Однако не все руководители оппозиции поддержали данное заявление. Так, заместитель Нури Ходжи Акбар Тураджонзода выразил принципиальное несогласие с позицией ОТО. На заседании президиума Исламской партии возрождения (ИПВ), составляющей ядро ОТО, он, в частности, напомнил, что на втором съезде партии в сентябре не было принято его во внимание его предложение не выдвигать кандидата от ИПВ. По мнению Тураджонзоды, единственным претендентом на пост президента страны является Эмомали Рахмонов. Кроме того, он заявил, что оппозиция должна была решить вопрос о внесении изменений в законы, регламентирующие президентские выборы, еще год назад, и не выдвигать противозаконные требования менее чем за месяц до голосования. Тураджонзода также назвал последние действия ОТО дестабилизирующими обстановку и создающие напряженность в обществе.

Некоторыми деятелями оппозиции заявление Ходжи Акбара Тураджонзоды было поддержано. По их мнению, подобные шаги ОТО угрожают реализации Общего соглашения [9]. Однако позиция Туркаджонзоды не была поддержана большинством в ОТО. Он был исключен из ИПВ. Кроме того, Нури обратился к Рахмонову с просьбой отозвать Тураджонзоду с его поста заместителя премьера, на который он был назначен согласно квоте представительства в органах власти, выделенной ОТО.

1.1.3.      Заявление председателя Верховного суда Таджикистана

В связи с позицией ОТО по переносу президентских выборов председатель Верховного суда страны Убайдулло Давлятов заявил, что ни глава государства, ни парламент, ни ЦИК не имеют права принимать решение о переносе данного мероприятия на более поздний срок. Согласно закону «О выборах в Республике Таджикистан», после принятия ЦИК решения о прекращении регистрации любой претендент на пост президента имеет право подать на рассмотрение в Верховный суд соответствующее заявление. По словам Давлятова, подобных заявлений туда не поступало [10].

1.1.4.      Реакция нового спецпредставителя генерального секретаря ООН в Таджикистане

11 октября состоялась первая встреча Эмомали Рахмонова с новым специальным представителем генерального секретаря ООН в Таджикистане, болгарским дипломатом Иво Петровым. По окончании визита Петров заявил, что в настоящий момент в Таджикистане идет обычная предвыборная борьба, основываясь на впечатлениях о заседании ЦИК, где он присутствовал.

Петров также заявил, что президентские выборы находятся вне Общего соглашения и не являются предметом наблюдения ООН в Таджикистане. Вместе с тем Петров отметил, что у ООН есть каналы, которые можно использовать для разрешения сложных ситуаций в данной связи.

Тем не менее, ситуация может оказаться намного серьезнее, чем полагают страны-наблюдатели, поскольку на данный момент единственным кандидатом на пост главы государства может остаться нынешний президент [11].

1.1.5.      Заявление Международной Контактной группы по осуществлению Общего соглашения

В связи с действиями ЦИК и бойкотом выборов тремя главными претендентами на пост президента Таджикистана Международная Контактная группа по осуществлению Общего мирного соглашения (в нее входят дипломатические представители 8-ми стран-гарантов, включая Россию, а также – ОБСЕ и Организации Исламская конференция) обратилась к соответствующим органам власти страны с призывом предпринять необходимые действия для обеспечения равными возможностями всех кандидатов по всем вопросам.

Контактная группа также отметила, что референдум 26 сентября по поправкам в конституцию был проведен грамотно, и выразила надежду на проведение справедливых выборов. В ответ на данное обращение ЦИК, как отмечалось выше, продлила срок сдачи подписных листов, но это существенно не повлияло на политическую обстановку, поскольку кандидаты по-прежнему настаивали на проведении внеочередной сессии парламента по поводу перенесения срока выборов [12].

1.1.6.      Отказ в регистрации оппозиционных кандидатов

По истечении 11 октября – окончательного срока сбора подписей за кандидатов в президенты – ЦИК отказала в регистрации Усмону, Кувватову и Тураеву, поскольку они не успели набрать необходимого количества данных подписей [13].

Представители нескольких международных организаций и стран-гарантов по выполнению Общего соглашения выразили свою обеспокоенность развитием событий. Зарубежные представители начали проведение консультаций с правительством и руководством ОТО. По их мнению, приостановка деятельности КНП может самым негативным образом отразиться на продолжении мирного процесса [14].

1.1.7.      Обращение общественного объединения «Славянский союз»

В конце октября руководство таджикского общественного объединения «Славянский союз» обратилось к гражданам страны с призывом поддержать на предстоящих выборах нынешнего президента Эмомали Рахмонова. Обращение было подписано шестнадцатью руководителями региональных славянских культурных центров и общественных организаций. Авторы обращения считают, что за время своего нахождения у власти Рахмонов сумел возглавить миротворческий процесс в стране, обеспечил возвращение на родину беженцев, начал проведение экономических реформ. По мнению авторов документа, именно Рахмонов способен и далее способствовать экономическому развитию Таджикистана и достижению в стране политического согласия [15].

1.1.8.      Регистрация Давлата Усмона

22 октября Центризбирком зарегистрировал второго кандидата на президентский пост – нынешнего министра экономики и внешних экономических связей, представителя от ИПВ Давлата Усмона. Это было сделано вопреки закону, поскольку, как уже сообщалось, до окончания регистрации Усмон не смог набрать достаточное количество подписей. Регистрации предшествовала жалоба претендента, направленная в Верховный суд страны, по поводу первоначального отказа ему в регистрации. Однако решение ЦИК от 22 октября Усмон расценил как незаконное, чисто политическое, связанное с решением властей иметь на предстоящих выборах одну кандидатуру.

Для разрешения конфликта в Таджикистан прибыл Верховный комиссар ОБСЕ по правам человека и национальных меньшинств Макс ван дер Стул, который обсуждал ситуацию с премьер-министром Яхъе Азимовым и другими представителями руководства Таджикистана. Что касается реакции Москвы, то там поддержали регистрацию Усмона как шаг, позволяющий провести честные выборы на альтернативной основе. Независимые же наблюдатели склонны полагать, что данные выборы могут пройти и на безальтернативной основе. Следует отметить в этой связи факт пропажи 27 октября 5-летнего племянника Д.Усмона [16], который неожиданно был возвращен родителям в тот же вечер. Усмон не исключил, что происшествие имело политическую подоплеку.

В настоящее время усилия по выходу из сложившейся кризисной ситуации прикладывают и представители международных организаций. Так, 28 октября в Москву прибыл спецпредставитель генерального секретаря ООН в Таджикистане Иво Петров. 29 октября в рамках трехдневного рабочего визита Петров провел переговоры по обсуждению выполнения Общего соглашения с министром иностранных дел И.Ивановым и его заместителем Г.Берденниковым. В самом же Таджикистане началось обсуждение хода мирного процесса на данном этапе на совместном заседании Контактной группы с участием представителей восьми стран-гарантов, ОБСЕ и Организации Исламская конференция с КНП [17].

В самом конце октября считалось, что Усмон вышел из предвыборной борьбы в знак протеста против нерегистрации других кандидатов. Однако в настоящее время, после победы Рахмонова на президентских выборах, было сообщено, что в последний момент руководство ОТО решило все же участвовать в выборах. Фамилия Усмона не была вычеркнута из бюллетеней.

1.2.       Окончание процесса возвращения беженцев из Афганистана

В конце сентября последняя группа таджикских беженцев, состоящая из 33-х человек, вернулась в Таджикистан из Афганистана, где они находились в период вооруженного противостояния правительства и Объединенной таджикской оппозиции. Репатрианты были переправлены на родину из афганского порта Шерхан через контрольно-пропускной пункт Нижний Пяндж российскими пограничниками. Всего же с начала репатриации из Афганистана в Таджикистан вернулось более 150 тыс. человек [18].

1.3.       Преступность

1.3.1.      Привлечение к суду членов подпольной исламистской партии

В конце сентября в Таджикистане была пресечена деятельность нескольких подпольных группировок, входящих в партию «Хизби аль тахрир» («Партия справедливости»), о чем уже сообщалось в предыдущем обзоре. В ходе операции в городах Ходженте и Гафурове были арестованы 13 активистов этой организации, один из центров которой действует в Узбекистане.

При обысках у членов партии обнаружены сотни экземпляров листовок, призывающих к джихаду против неверных и созданию на всей территории Центральной Азии «великого Халифата». Правоохранительные органы страны также вышли на след подпольной типографии организации в Ходженте. Против задержанных возбуждено уголовное дело [19].

1.3.2.      Обнаружение очередной партии героина на границе

4 октября российскими пограничниками на участке Пянджского погранотряда была задержана и уничтожена очередная крупная партия героина (138,5 кг). В ответ на это наркомафия начала производить усиленные обстрелы погранотрядов. На пути следования одного из них были установлены противопехотные мины иранского производства, которые удалось обезвредить [20].

1.3.3.      Вооруженный инцидент в Душанбе

В середине октября в центре Душанбе была обстреляна следственно-оперативная группа УВД таджикской столицы. Выехавшая на место преступления опергруппа милиции попыталась задержать нападавших, однако на помощь к последним прибыла еще одна группа вооруженных людей в количестве около 20-ти человек. В ходе завязавшейся перестрелки было ранено 6 сотрудников органов правопорядка. По некоторым данным, нападавшими являлись охранники заместителя министра обороны Таджикистана Гайрата Адахамова, интегрированного из отряда ОТО в данное министерство [21].

1.3.4.      Взрыв в Центральном универмаге Душанбе

18 октября в 17 часов на втором этаже Центрального универмага Душанбе, находящегося примерно в 100 метрах от президентского дворца, произошел взрыв не установленного взрывного устройства, эквивалентного 300 г тротила. В результате взрыва 3 человека получили ранения, зданию нанесен большой материальный ущерб. Сотрудники правоохранительных органов ведут в настоящее время расследование инцидента [22].

1.3.5.      Убийство российского офицера

В конце октября в Таджикистане был убит офицер российской группы погранвойск Михаил Зуев. Во время работы в гараже он получил четыре огнестрельных ранения. Преступникам удалось скрыться. По факту возбуждено уголовное дело [23].

1.4.       Вторжение исламских экстремистов из Таджикистана в Киргизию

1.4.1.      Боевые действия

В начале октября из Чон-Алайского района Кыргызстана, граничащего с Таджикистаном, поступила информация о том, что на сопредельной территории Таджикистана отмечено скопление боевиков. По некоторым сведениям, здесь была сконцентрирована еще одна группировка экстремистов, которая должна была прийти на помощь боевикам. Однако усиление действий правительственных войск Кыргызстана по вытеснению террористов к таджикской границе, очевидно, заставили полевых командиров изменить свое решение. Кроме того, Чон-Алайская армейская группировка к этому времени перекрыла основные пути прохода из Памира на киргизскую территорию. Однако главным противником экстремистов, как это признали и киргизские военные, явились начинающиеся холода, из-за которых горные перевалы вскоре закроются [24].

1.4.2.      Переговоры парламентариев Таджикистана и Кыргызстана

4 октября депутат Законодательного собрания Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызстана Рахат Ачылова прибыла в село Баткен для переговоров с женщинами-парламентариями из Республики Таджикистан. Целью переговоров являлось достижение мирного урегулирования на юго-западе Кыргызстана. Встреча депутатов двух стран прошла на таджикской территории, в непосредственной близости от Баткенского района.

Однако данные переговоры, как и переговоры военных и правозащитников, не принесли существенных результатов [24].

1.4.3.      Бомбардировки территории страны ВВС Кыргызстана

5 октября с территории Кыргызстана на восточные территории Таджикистана было сброшено около 30 авиабомб. Ударам подверглись приграничные с Кыргызстаном Джиргатальский, Гармский и Таджикабадский районы. Как полагают таджикские власти, эти инциденты связаны с проводимой на юге Кыргызстана операцией по уничтожению исламских террористов. Руководство Таджикистана выразило обеспокоенность в связи с бомбардировкой страны, однако вместе с тем власти заявили, что, поскольку воздушные удары наносились с большой высоты, то определить принадлежность бомбардировщиков не удалось. В правительстве Таджикистана заявили, что до проведения расследования речь может идти лишь о самолетах не установленной принадлежности. Лидер Демпартии Махмадрузи Искандаров, являющийся уроженцем одной из пострадавших областей, в данной связи сообщил, что первые 25 бомб были сброшены 2 и 3-го октября, при этом есть разрушения и погибшие – 3 жителя кишлака Хаит Гармского района [25].

В связи с инцидентом МИД Таджикистана направило ноту протеста внешнеполитическому ведомству Узбекистана, заявив, что, помимо факта нарушения воздушного пространства страны, данная акция может существенно повлиять на обстановку в Таджикистане и, кроме того, по мнению таджикского МИД, подобные инциденты не отвечают принципам добрососедства [26].

1.4.4.      Освобождение заложников

В начале октября пресс-секретарь президента Кыргызстана Каныбек Иманалиев заявил, что вторгшиеся в Баткенский район страны боевики мелкими группами начали передислоцироваться на таджикскую территорию [27]. Там же, на таджикско-киргизской территории, оказались и заложники, в числе которых было 4 гражданина Японии. В середине октября уже Министерство обороны (МО) Кыргызстана заявило, что заложники, захваченные 23 августа исламскими экстремистами, в настоящее время находятся на территории Джиргатальского района Таджикистана. Однако лидер ОТО Саид Абдулло Нури опроверг эту информацию. Нури также осудил факт вторжения на территорию Кыргызстана бывших боевиков таджикской оппозиции, за действия которых ОТО уже не несет ответственности [28]. Однако факт нахождения заложников на территории северного Таджикистана был подтвержден.

18 октября поступила информация об освобождении нескольких заложников, однако японские геологи и их переводчик продолжали находиться в плену [29]. До этого в руках бандитов оставались 7 заложников, отпущены из которых были командующий войсками Кыргызстана Анарбек Шамкеев и полковник Жеенбаев [30].

В связи с ситуацией министр по чрезвычайным ситуациям, бывший командующий формированиями ОТО Мирзо Зиеев предпринял поездку в восточный регион Таджикистана, где по поручению Э.Рахмонова он встретился с руководителем Исламского движения Узбекистана Джумой Намангани. По окончании переговоров стало известно, что Намангани пообещал освободить граждан Японии и переводчика без предварительных условий в ближайшее время [31]. Однако вскоре боевики изменили свою позицию. По словам анонимного источника в правительстве Таджикистана, они потребовали увеличить выкуп за заложников до 5 млн. долларов [32].

Для обсуждения сложившейся ситуации в граничащих с Кыргызстаном районах президентом Рахмоновым было проведено специальное совещание с участием министров силовых ведомств и бывших полевых командиров ОТО, ныне входящих в состав правительства. На заседании была создана специальная правительственная комиссия под руководством секретаря Совета безопасности Амиркула Азимова, которая должна разрешить существующие проблемы на таджикско-киргизской границе [33].

В руках боевиков, таким образом, оставались четверо граждан Японии и их переводчик, гражданин Кыргызстана. Операция по освобождению японских геологов велась представителями спецслужб Таджикистана и Кыргызстана. Освобождение граждан Японии и переводчика состоялось 24 октября без предварительных условий [34]. По некоторым данным, за заложников был внесен выкуп в 2 млн. долларов, однако правительства Таджикистана и Кыргызстана не подтвердили этот факт [35].

На пресс-конференции лидера ОТО Саида Абдулло Нури 29 октября последний заявил, что решающую роль в процессе освобождения заложников сыграл министр обороны Таджикистана Мирзо Зиеев, который лично вел переговоры с находящимся на территории страны командиром боевиков Джумой Намангани [36].

1.4.5.      Ситуация с боевиками на востоке Таджикистана

Руководство Таджикистана направило боевикам группировки Исламского движения Узбекистана (ИДУ) ультиматум, в котором требовало от последних покинуть территорию страны до 27 октября. Однако данное требование выполнено не было, в связи с чем, в восточный район Таджикистана прибыла правительственная комиссия во главе с секретарем Совета безопасности Амиркулом Азимовым. По различным данным количество боевиков составляет от 700 до 2000 человек. Лидер ОТО Саид Абдулло Нури провел 28 октября пресс-конференцию, на которой высказался против силового решения проблемы, связанной с нахождением в Таджикистане отрядов ИДУ [37].

Тем временем председатель совета ИДУ Зубаир ибн Абдул Рахим заявил в ходе телефонной пресс-конференции, что движение намерено вести борьбу против официального Ташкента до тех пор, пока узбекское государство не начнет жить по законам шариата. При этом он подчеркнул, что дислоцирующиеся в Таджикистане вооруженные формирования ИДУ будут и в дальнейшем пытаться проникнуть в Узбекистан. Наблюдатели полагают, что исламские боевики, вторгавшиеся на юг Кыргызстана, прежде всего, стремились сохранить коридоры по транспортировке наркотиков для транзита афганских наркотических средств. Так, по данным Совета безопасности Кыргызстана, эти боевики контролируют около 70% потока наркотиков, проходящего через территорию Таджикистана и Кыргызстана.

В настоящее время Центральная Азия действительно является самым крупным коридором для транспортировки наркотиков из Афганистана по европейскому направлению. В этом процессе главную роль играют вооруженные экстремисты, которые для поддержания своих вооруженных формирований зарабатывают деньги преимущественно от производства и продажи наркотических средств. Именно с этим связано то, что сегодня центры международного терроризма столкнулись с центрами религиозного экстремизма. Многие факты говорят о том, что вылазки боевиков на юге Кыргызстана связаны с наркобизнесом. Так, они три раза захватывали пограничный пункт Карамык, расположенный на юго-востоке Кыргызстана, разделенный на киргизскую и таджикскую части. Этот пункт находится на дороге, идущей от киргизского города Ош к таджикскому Джиргаталя и далее на Хорог. В этой связи возникает вопрос, почему исламские боевики, считающие себя узбекскими оппозиционерами, напали на Карамык, находящийся так далеко от узбекской границы. По мнению международных экспертов, причина заключается как раз в том, что Карамык является ключевым пунктом переброски наркотиков из Афганистана через Хорог на Ош, служащий главным перевалочным пунктом транзита наркотиков из Центральной Азии в Европу.

В конце октября спецслужбы Узбекистана заявили, что боевики ИДУ могут быть переправлены в Пакистан. Тайные переговоры по этому поводу проходили в столице Пакистана Исламабаде, афганском городе Кандагар, таджикских Душанбе и Джиргатале, а также на базе боевиков в Ходжа-Ачкане в Кыргызстане [38].

По некоторым данным киргизской стороны, в настоящее время боевики уходят в глубь Таджикистана, опасаясь начала решительных действий руководства Узбекистана. В частности, президент И.Каримов заявил о возможности нанесения бомбовых ударов по базам экстремистов. Видимо, поэтому ИДУ не исключает возможности использовать в качестве убежища некоторые восточные страны, граничащие с Таджикистаном [39].

Нужно заметить, что вторжение исламских боевиков на юг Кыргызстана сильно осложнило и без того непростые отношения между Душанбе, Бишкеком и Ташкентом. Угроза новых вылазок вооруженных формирований ваххабитов свидетельствует о том, что регион еще долго будет находиться в состоянии напряженности. Кроме того, до тех пор, пока исламские экстремисты, стремящиеся создать в Ферганской долине исламское государство, не будут лишены своих опорных баз, они будут считаться главной угрозой в Центральной Азии.

Эксперты справедливо отмечают, что исламские террористы базируются, как правило, в тех регионах, где властные структуры достаточно слабы. Некоторые наблюдатели полагают, что Эмомали Рахмонов не может влиять на исламских боевиков, и исламская оппозиция во главе с Саидом Абдулло Нури фактически не подчиняется официальным властям и ведет «свою игру». В настоящее время в Душанбе оппозиция и власть заняты в основном дележом министерских портфелей и сфер влияния в стране. При этом ни та, ни другая не контролируют многие оставшиеся отряды боевиков на ее территории. Именно из Таджикистана, по мнению аналитиков, исходит главная угроза исламского экстремизма для Кыргызстана и Узбекистана. Кроме того, недавно один из депутатов киргизского парламента Турсунбай Бакиров заявил, что на территории Таджикистана в настоящее время готовится военизированная исламская группировка для свержения конституционной власти в Узбекистане [40].

1.4.6.      Совместные командно-штабные учения стран СНГ

В октябре начались командно-штабные учения по координации действий военных России, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана на случай обострения ситуации в Центрально-азиатском регионе. В частности, военные отрабатывают механизмы договора между Россией, Таджикистаном и Узбекистаном о борьбе с терроризмом, заключенного в мае 1998 года. Предполагается, что по окончании учений к данному договору присоединится и Кыргызстан [41].

2.    Экономика

2.1.       Перебои с прохождением грузов на территорию Узбекистана

В начале октября на таджикско-узбекской границе возникло большое скопление автомобилей, двигающихся с грузом в сторону Таджикистана. В этой связи представитель аппарата таджикского президента, курирующий вопросы транспорта, сообщил, что подобная ситуация сложилась на границе с 1 сентября. По его словам, официальный Ташкент отказывается комментировать факт задержания автомобилей, однако в действительности проблема заключается во введении узбекской стороной дополнительных пошлин на перевоз грузов через границу в размере 300 долларов. В связи с этим начались перебои в работе нескольких промышленных предприятий в Ленинабадской области, функционирование которых зависит от своевременных поставок оборудования [42].

2.2.       Встреча государств-участников Таможенного союза

В конце октября в московском Кремле прошла встреча глав государств, входящих в Таможенный союз, созданный в 1995 году. Президенты России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана обсудили перспективы сотрудничества и проблемы, стоящие на пути экономической интеграции стран СНГ. Наибольший оптимизм относительно перспектив деятельности Таможенного союза выразили Борис Ельцин и Нурсултан Назарбаев, однако они отметили, что согласование тарифной политики государств является длительным процессом [43].

2.3.       Конференция по вхождению Центральной Азии в мировую экономическую систему

8-9 октября в Ашхабаде прошла 5-я международная конференция на тему «Центральная Азия: пути вхождения в мировую экономическую систему». Конференция была организована японским Фондом мира Сасакава при поддержке Министерства иностранных дел Туркменистана и Государственного агентства по иностранным инвестициям при Президенте Туркменистана. В ней принимали участие представители 12 стран мира: США, Японии, Китая, Кореи, России, всех центрально-азиатских государств.

Директор программы Фонда мира Сасакава Акинора Секи сообщил, что целью конференции было изучение стратегии и тактики экономических реформ в Туркменистане с целью выработки специальных рекомендаций для потенциальных иностранных инвесторов. Участники форума также обсудили возможности создания оптимальной для всех стран Центральной Азии модели региональной интеграции, которая бы стимулировала их общее развитие в первом десятилетии будущего века.

На форуме широко декларировался «опыт суверенного развития Туркменистана», представленный в экономическом обозрении. Большинство участников конференции подчеркивали, что реформы необходимо осуществлять в рамках эволюционного пути, не допуская обвального падения достигнутого уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, объемов и качества предоставляемых услуг, ухудшения жизненного уровня населения [24].

3.    Внешняя политика

3.1.       Таджикистан и международные организации

3.1.1.      Избрание Э.Рахмонова на пост заместителя председателя Генеральной Ассамблеи ООН

В конце сентября президент Таджикистана был избран на пост заместителя председателя Генеральной Ассамблеи ООН. Эту должность Рахмонов будет занимать в течение года. 1 октября он, впервые за 8 лет независимости Таджикистана, председательствовал на заседании Генеральной Ассамблеи. Постоянный представитель Таджикистана при ООН Рашид Алимов в этой связи высказал мнение о том, что данный факт является признанием Таджикистана как суверенного государства, вносящего вклад в укрепление стабильности в мире [44].

3.1.2.      Возобновление работы Группы военных наблюдателей ООН

В середине октября возобновила свою деятельность Группа военных наблюдателей миссии ООН в Таджикистане, работа которой была свернута в июле прошлого года после убийства четырех ее сотрудников. Руководитель Группы Джон Хвидегард и трое офицеров вместе с представителями МВД, МО и КНП начали работу с выезда в Кофарнихонский район для посещения временных пунктов сбора бывших подразделений ОТО [45].

3.2.       Таджикистан – Россия

В начале октября подразделения российских пограничников и 201-й мотострелковой дивизии были переведены на усиленный режим несения службы после наступления сторонников движения «Талибан» в афганской провинции Тахор. Это объясняется тем, что боевые действия между ними и войсками антиталибской коалиции во главе с Ахмадшахом Масудом велись в непосредственной близости от таджикско-афганской границы [46].

заключение

Октябрь был ознаменован в Таджикистане продолжением предвыборной борьбы. В центре внимания оказались, прежде всего, предстоявшие в начале ноября президентские выборы. Власти оказали беспрецедентное административное давление на оппозицию. При этом исламская оппозиция не была едина в своих действиях. Не все поддержали кандидатуру министра внешнеэкономических связей Давлата Усмона. С борьбой внутри оппозиции связано исключение Ходжи Акбара Тураджонзоды из ИПВ. Ряд других группировок также пытался выдвинуть своих представителей на президентские выборы. Однако, в конечном итоге, благодаря давлению властей, ни один оппозиционный кандидат не собрал необходимого для регистрации количества подписей. Для того, чтобы сохранить видимость компромисса с ОТО и сохранить «конкурентность» выборов власти пошли на включение Давлата Усмона в бюллетени. Все оппозиционные Рахмонову группировки попытались объединиться вокруг бойкота президентских выборов. Однако власти надавили на оппозицию (похищение племянника Усмона) и, в конце концов, Усмон все-таки фигурировал на выборах в качестве «альтернативы» Рахмонову. Кроме того, возможно, что власти заключили с ОТО некий компромисс, пообещав более «честные» парламентские выборы и увеличив количество депутатов, которые ОТО сможет провести в парламент. По крайней мере, последовавшие за выборами комментарии представителей оппозиции наводили именно на эту мысль.

В стране продолжает сохраняться опасная криминогенная обстановка. Тревожным фактором является рост исламского экстремизма, хотя в Таджикистане теперь существуют условия для легальной политической деятельности исламистских групп.

Другой важной проблемой продолжала оставаться ситуация вокруг границ Таджикистана. Талибы развернули новое наступление. Еще более опасной является ситуация с группировкой Намангани в Джиргатальском районе Таджикистана, деятельность которой все более превращается в дестабилизирующий фактор для всей Центральной Азии. Японские заложники, захваченные экстремистами в Баткенском районе Киргизии, были освобождены, но все попытки выдавить Намангани из Джиргатальского района оказались безуспешными. Опасным симптомом является интернационализация конфликта: узбекские боевики вторгаются в Киргизию из Таджикистана, Киргизия и Узбекистан наносят бомбовые удары по таджикской территории, Узбекистан оказывает давление на Киргизию и Таджикистан. Кроме того, опасной является тенденция смыкания узбеков Намангани с «вольными стрелками» – бывшими бойцами ОТО (об этом постоянно заявляют узбекские власти). Подобная ситуация опасна для мира в Таджикистане, так как с одной стороны Узбекистан оказывает давление на Рахмонова с целью заставить его усилить борьбу с «исламским экстремизмом» (Россия также потенциально может присоединиться к этому давлению из-за обвинений в адрес Таджикистана в том, что его граждане участвуют в боевых действиях в Чечне). Кроме того, бойцы ОТО, уже интегрированные в правоохранительные структуры Таджикистана, могут отказаться сражаться против своих бывших союзников и однополчан в случае, если правительство Таджикистана действительно попробует выдворить Намангани из страны.

Источники

1. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 7 октября.

2. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 5 октября.

3. Панфилова В. «Зеленая улица» для президента. // Независимая газета. – Москва, 1999. – 8 октября.

4. Атовуллоев Д. На пути в каменный век. // Время. – Москва, 1999. – 6 октября.

5. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 12 октября.

6. Новости СНГ. // Известия. – Москва, 1999. – 12 октября.

7. Панфилова В. Безальтернативный Рахмонов. // Независимая газета. – Москва, 1999. – 13 октября.

8. Таджикская оппозиция требует переноса президентских выборов // Известия. – Москва, 1999. – 19 октября.

9. Магда В. Раскол в рядах оппозиции. // Независимая газета. – Москва, 1999. – 19 октября.

10. Магда В. Раскол в рядах оппозиции. // Независимая газета. – Москва, 1999. – 19 октября.

11. Панфилова В. Безальтернативный Рахмонов. // Независимая газета. – Москва, 1999. – 13 октября.

12. Панфилова В. Безальтернативный Рахмонов. // Независимая газета. – Москва, 1999. – 13 октября.

13. Новости СНГ. // Известия. – Москва, 1999. – 14 октября.

14. Магда В. Раскол в рядах оппозиции. // Независимая газета. – Москва, 1999. – 19 октября.

15. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 22 октября.

16. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 29 октября.

17. Панфилова В. Предвыборная кампания в Таджикистане набирает обороты. // Независимая газета. – Москва, 1999. – 30 октября.

18. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 2 октября.

19. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 5 октября.

20. СНГ: новости, комментарии. // Труд. – Москва, 1999. – 13 октября.

21. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 16 октября.

22. СНГ: новости, комментарии // Труд. – Москва, 1999. – 20 октября.

23. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 21 октября.

24. http: // www.soros.org

25. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 6 октября.

26. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 8 октября.

27. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 12 октября.

28. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 15 октября.

29. Террористы помогли образовать новую область Киргизии. // Независимая газета. – Москва, 1999. – 19 октября.

30. Новости СНГ // Известия. – Москва, 1999. – 19 октября.

31. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 21 октября.

32. Террористы помогли образовать новую область Киргизии. // Независимая газета. – Москва, 1999. – 19 октября.

33. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 23 октября.

34. Панфилова В. Граждане Японии обрели свободу. // Независимая газета. – Москва, 1999. – 26 октября.

35. Новости СНГ // Известия. – Москва, 1999. – 26 октября.

36. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 29 октября.

37. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 29 октября.

38. Герасимов М. Религиозный наркотрафик. // Независимая газета. – Москва, 1999. – 3 ноября.

39. Локтева С. В поисках героя. // Независимая газета. – Москва, 1999. – 2 ноября.

40. Гафарлы М. Наркобизнес и исламский экстремизм. // Независимая газета. – Москва, 1999. – 23 октября.

41. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 2 октября.

42. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 12 октября.

43. Юферова Я. Таможенный союз скорее жив, чем мертв. // Труд. – Москва, 1999. – 27 октября.

44. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 2 октября.

45. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 16 октября.

46. СНГ: новости, комментарии. // Труд – Москва, 1999. – 6 октября.

 

 

 

© Международный институт гуманитарно-политических исследований