Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Владимир Малинкович, Любовь Абессонова

УКРАИНА

в октябре 1999 года

Во второй тур президентских выборов вышли нынешний президент Л.Кучма и лидер компартии П.Симоненко. На Украине возможен референдум по изменению Конституции. Продолжается «великая алюминиевая война» вокруг Николаевского глиноземного комбината. Украина «закрывает» свою границу с Россией.

1.    Президентские выборы – первый тур

1.1.       Результаты первого тура выборов

В последний день месяца – 31 октября – состоялся первый тур выборов Президента Украины. 4 ноября Центральная избирательная комиссия объявила окончательные результаты: первый тур выборов признан состоявшимся. В нем приняли участие 70,15% всех украинских граждан, имеющих право голоса, т.е. 26 млн. 300 тысяч человек. Баллотировались 13 кандидатов. Голоса в их поддержку распределились так:

1. Леонид Кучма (нынешний президент)                                                       –     36,49%;

2. Петр Симоненко (лидер компартии Украины)                                         –     22,24%;

3. Александр Мороз (лидер социалистов)                                                      –     11,29%;

4. Наталия Витренко (лидер прогрессивных социалистов)                        –     10,97%;

5. Евгений Марчук (экс-премьер, генерал-полковник СБУ)                      –       8,13%;

6. Юрий Костенко (лидер одной из фракций «Руха»)                                 –       2,17%;

7. Геннадий Удовенко (лидер другой фракции «Руха»)                             –       1,22%

Что касается остальных шести кандидатов (В.Онопенко, А.Ржавский, Ю.Кармазин, В.Кононов, А.Базилюк, Н.Габер), то ни один из них не получил даже 0,5% голосов. Почти 4% опущенных в урну бюллетеней признаны недействительными, 1,81% избирателей проголосовали против всех кандидатов.

Итак, во втором туре нынешний президент Л. Кучма будет соревноваться с лидером коммунистов П. Симоненко. Биография действующего президента достаточно хорошо известна. Леониду Кучме – 61 год. Сначала работал инженером-конструктором, но скоро стал парторгом, а потом директором ракетостроительного комплекса «Южмаш» в Днепропетровске. В 1992-93 гг. директорский корпус предложил депутату парламента Л. Кучме возглавить правительство Украины, и он согласился. В народе Кучму называли «плачущим премьером» – он всегда на все жаловался. В июле 1994 г., обещая решительно бороться с коррупцией, восстановить промышленный потенциал страны, развивать союзные отношения с Россией и предоставить русскому языку в Украине официальный статус, Леонид Кучма переиграл на выборах первого президента Леонида Кравчука и возглавил государство. Промышленные предприятия по-прежнему стоят, русский язык официального статуса не получил, отношения с Россией нестабильные, а коррупция достигла огромных размеров. К тому же растут взаимные неплатежи, миллионы люди по много месяцев не получают зарплат и пенсий. Президент женат, у него есть дочь, которая возглавляет отдел маркетинга компании мобильной связи «KyivStar», и внук.

У Петра Симоненко биография короче. Ему 47 лет. Окончил Донецкий политехнический институт, работал в Донецке инженером, затем комсоргом на заводе угольного машиностроения, позже секретарем ЦК комсомола Украины, секретарем Мариупольского горкома компартии, секретарем по идеологии Донецкого обкома КПУ. В 1993 г. стал первым секретарем восстановленной компартии Украины. С 1994 г. – депутат Верховной Рады. Женат, имеет двух сыновей и внука. Любопытно, что старший сын самого главного коммуниста имеет солидную должность в «Приватбанке», шеф которого – С.Тигипко – является вице-премьером правительства Пустовойтенко – Кучмы. Младший сын – студент мединститута.

1.2.       Предвыборная кампания

1.2.1.      Методы кампании

С самого начала команда действующего президента стремилась добиться того, чтобы во втором туре против Л.Кучмы выступил кто-либо из откровенно «красных» кандидатов – П.Симоненко или Н.Витренко. Украинские журналисты этот черно-белый вариант противостояния «реформатора» и «консерватора» давно называют «московским сценарием», имея в виду президентские выборы в России 1996 года. Хорошо известно, что на Кучму работает сразу несколько конкурирующих друг с другом предвыборных штабов. Один из них, возглавляемый советником президента, лидером депутатской фракции «Возрождение регионов», мультимиллионером А.Волковым, по-видимому, хотел выставить против Кучмы во втором туре радикальную прогрессивную социалистку Н.Витренко, тогда как другой штаб во главе с «бойфрендом» дочери Л. Кучмы, также миллионером В.Пинчуком предлагал «раскручивать» для второго тура коммуниста П.Симоненко. И те, и другие сходились в одном: прежде всего из игры нужно вывести «розового» лидера социалистов А.Мороза, за которого готовы голосовать не только левые, но и многие центристы и даже правые. Для нейтрализации Мороза использовались все возможные средства.

Давление на масс-медиа со стороны президентской администрации перед выборами было колоссальным. Практически все электронные средства массовой информации работали только на действующего президента. Те немногочисленные телекомпании, что пытались быть объективными (например, популярный телеканал СТБ), власть очень быстро смогла укротить. Укрощение строптивых, как правило, происходило с помощью налогового инспектора: сейчас ни одно частное средство массовой информации не способно успешно работать, строго соблюдая закон (таков характер налогообложения в Украине). А потому карающий меч налоговой милиции, как правило, используют выборочно: чаще всего его опускают на голову тех, кто проявляет непослушание.

Л.Кучму перед выборами обслуживало и большинство газет. Тираж пропрезидентских периодических изданий был на порядок выше, чем суммарный тираж всех оппозиционных газет. Это признали и многочисленные иностранные наблюдатели. Глава миссии наблюдателей Совета Европы Саймон Осборн, оценивая ход избирательной кампании, в частности, сказал: «Как электронные, так и печатные средства массовой информации не сумели выполнить возложенные на них требования... освещение кампании и кандидатов не соответствовало требованиям ОБСЕ... Подавляющее большинство материалов в СМИ было посвящено только одному кандидату, чем был сильно нарушен принцип равных возможностей кандидатов». Негативно оценил деятельность СМИ в период предвыборной кампании и Европейский институт СМИ, отметивший, что государственный телеканал «открыто» поддерживал действующего президента. Правда, директор международного отдела ЕИСМИ А.Рейд подчеркнула, что и независимые печатные издания тоже не объективны, поскольку они «финансируются деловыми кругами, тесно связанными с определенными политиками». Оппозиция также использовала недобросовестные приемы. В ряде оппозиционных изданий звучали антисемитские мотивы, даже респектабельная ежедневная газета в Украине «День», работающая на Е.Марчука (который сделал ставку на радикальных националистов), в октябре неоднократно публиковала откровенно русофобские материалы.

Во время предвыборной кампании широко использовался и метод фальсификации. Огромными тиражами в сотни тысяч и миллионы экземпляров выходили фальшивые газеты и листовки с логотипом оппозиционных изданий (например, 14 и 21 октября читатели могли получить сразу два варианта одной и той же газеты «Сельские вести»: один – настоящий, другой – поддельный). Чтобы выпустить все эти публикации-фальшивки, направленные против оппонентов Л.Кучмы (прежде всего, против А.Мороза), нужны были колоссальные финансовые средства, которыми не располагает оппозиция, а также весьма значительные типографские мощности, которые никак нельзя было бы скрыть от бдительного ока подчиненной президенту Службы безопасности. Широко использовались и методы прямого административного давления. Местная, да и центральная власть в самой жесткой форме требовали от подчиненных активно поддержать Л.Кучму. Оппозиция многократно сообщала о случаях различного рода угроз со стороны начальства и даже об увольнениях. Глава миссии ОБСЕ С.Осборн обратил внимание на очень активное участие в кампании официальных лиц государства и даже спецслужб, которые вмешивались в ход кампании, открыто поддерживая одного кандидата (конечно же, действующего президента). В последний месяц президент постарался выплатить часть государственного долга населению, используя для этого западные кредиты и ограниченную эмиссию. По мнению многих местных и иностранных наблюдателей, нынешний уровень использования возможностей власти для того, чтобы повлиять на решение избирателя, сопоставим лишь с нормами советских времен, и намного превосходит уровень властного давления на избирателя во время предыдущих выборов в независимой Украине.

Что касается оценки хода голосования 31 октября, то здесь оценки иностранных наблюдателей и оппозиционеров резко расходятся. Иностранцы считают, что сами выборы прошли без серьезных нарушений, оппозиция полагает, что нарушений было очень много, в том числе и подмена одних бюллетеней другими во время и сразу после выборов в таких размерах, что они кардинально повлияли на результаты. По мнению А.Мороза и Е.Марчука, действующий президент получил в два раза меньше голосов, чем на самом деле. В ЦИК направлены соответствующие жалобы, но проверить их вряд ли возможно.

Как бы то ни было, «московский сценарий» удалось реализовать. Причем не столько благодаря давлению власти, сколько из-за внутренних разногласий внутри, так называемой, «каневской четверки» кандидатов (А.Мороза, Е.Марчука, А.Ткаченко, мэра Черкасс В.Олийныка). Своего обещания выдвинуть единого кандидата они не выполнили. И дело не только в объективных причинах – в разных социальных стратах, на которые опирались партнеры по «четверке» (социалиста Мороза и спикера парламента Ткаченко поддерживали умеренно левые, Марчука – крайне правые украинские националисты). Куда большую роль сыграли личные амбиции кандидатов: как минимум, трое из четырех союзников очень хотели заполучить гетманскую булаву. Этим и воспользовались их противники.

1.2.2.      Покушение на Н.Витренко

2 октября против лидера прогрессивных социалистов Наталии Витренко, во время ее предвыборного выступления в г.Ингулец, недалеко от Кривого Рога, был совершен террористический акт. Два человека (Владимир Иванченко и Андрей Самойлов – оба российские граждане) бросили гранату в толпу, окружавшую лидера прогрессивных социалистов. Было ранено несколько десятков человек, включая саму Н.Витренко. Поскольку человек, бросивший гранату, был родным братом Сергея Иванченко, представлявшего в Кривом Роге интересы А.Мороза, в организации этого терракта тут же стали обвинять самого лидера социалистов. Другие версии практически не рассматривались, хотя основания для этого, видимо, были (есть копия протокола первого допроса В.Иванченко, в котором он утверждает, что действовал по согласованию с командой Н.Витренко). Кстати, население не поверило официальной версии. Лишь 2% опрошенных считают ответственным за терракт А.Мороза; 25% обвиняют в этом саму Н.Витренко, а более 50% – команду президента (сообщение УНИАН со ссылкой на пресс-центр соцпартии).

1.2.3.      «Каневская четверка»

Тем временем, внутри «каневской четверки» обострились противоречия. 4 октября участники этого блока заявили о том, что согласовали программу совместных действий и принципы, которыми должен руководствоваться их единый кандидат в президенты. 13 октября он объявили, что таким кандидатом будет Александр Мороз. Ткаченко и Олийнык согласились снять свои кандидатуры в пользу Мороза, но вот Марчук подвел. Он сказал, что продолжит свою избирательную кампанию самостоятельно. Так «четверка» впервые превратилась в блок «3+1».

Вскоре кандидаты заявили, что решение еще не окончательное и до 27 октября (последний день, когда претендент может снять свою кандидатуру) у них еще есть время подумать. Думали они до 24 октября. К этому дню СБУ, видимо, уже подготовила телепрограмму, содержащую компрометирующий материал против Мороза, который она была намерена передать по центральным телеканалам. Этим и воспользовался хорошо информированный о делах в своем бывшем ведомстве Е.Марчук. Он предложил партнерам отказаться от данного 13 октября обещания выдвинуть в качестве единого кандидата А.Мороза.

17 часов подряд, с полудня 24 октября до 3 утра 25-го, четверка решала, кто же будет их кандидатом. В 3.15 А.Ткаченко объявил сонным журналистам, что единым кандидатом от «четверки» будет Е.Марчук. Тогда, ночью, А.Мороз промолчал, но уже в 16.00 собрал пресс-конференцию, где объявил, что свою кандидатуру не снимет и будет 31 октября баллотироваться самостоятельно. Вновь возник вариант «3+1», но уже большинство было за Марчука. Однако буквально через день А.Ткаченко сделал заявление о снятии своей кандидатуры в пользу лидера коммунистов П.Симоненко, а затем и мэр Черкасс В.Олийнык отказался от баллотировки в пользу Е.Марчука. Так «четверка» окончательно распалась. Распад «каневской четверки» за несколько дней до выборов вызвал замешательство в среде ее сторонников. Вести самостоятельную кампанию Мороз явно не успевал. Очень многие потеряли надежду на то, что лидер социалистов сможет пройти во второй тур, и в срочном порядке попытались переориентироваться.

То, что произошло в ночь с 25 на 27 октября, по существу, определили исход выборов. Выход из «четверки» Е.Марчука лишал шансов на победу А.Мороза. Переход же А.Ткаченко в лагерь П.Симоненко, по существу, гарантировал тому выход во второй тур, так как передавал лидеру коммунистов голоса той части сельского электората, что голосует по указке ориентированных на А.Ткаченко и Селянскую партию председателей колхозов (или руководителей других типов коллективных хозяйств). А это не менее 3-5% всех избирателей.

2.    внутренняя политика

2.1.       Парламент

В октябре Верховная Рада принимала активное участие в предвыборной кампании. Парламент выступил с «Обращением к украинскому народу» в связи с выборами, в котором обвинил Л. Кучму в нарушении принципов демократии; преодолел вето президента на закон «О выборах президента Украины», куда внес поправки для исключения фальсификации результатов выборов; занимался расследованием обстоятельств покушения на Н. Витренко; организовал штаб для контроля над выборами; бесплодно пытался добиться трансляции своих заседаний при отчете правительства. В свою очередь и президент в своих предвыборных поездках по стране и «разговорах с народом» не уставал обвинять во всех бедах ВР.

А 12 октября в ВР наконец состоялся день правительства. И хотя оно доложило, что долг по зарплатам и пенсиям сократился примерно вдвое, работа кабинета министров в этой области была признана неудовлетворительной. Как заявил председатель Счетной палаты ВР В.Симоненко, средства для этих выплат, проведенных в пожарном порядке перед выборами, – это $100 млн. кредита, полученного в сентябре от Мирового банка. Дефицит бюджета вследствие таких действий вырос на 400 млн. грн.

Вторым постановлением «Об информации о внутреннем и внешнем долге Украины» ВР признала неудовлетворительной (и приведшей к огромному государственному долгу) работу правительства и в финансовой сфере. Отчет о выполнении госбюджета за 1998 г. был утвержден, но ВР рекомендовала Генпрокуратуре до 1.12.99 г. изучить материалы Счетной палаты по выполнению госбюджета-98 и в случае выявления нарушений законодательства привлечь виновных к ответственности.

В октябре продолжалась работа с проектом бюджета-2000, представленным в парламент в сентябре. Комитет ВР по вопросам бюджета выступил, в частности, против того, чтобы в бюджет был заложен профицит, поскольку его принятие будет означать, что часть дохода бюджета будет направляться не на социальную сферу, а на обслуживание внешнего и внутреннего госдолга.

По инициативе парламентской фракции «Реформы и порядок» и группы народных депутатов Конституционный Суд Украины 8 октября начал слушания по признанию незаконным бюджетного законодательства. По мнению лидера фракции В.Пинзеника, проект бюджета-2000 нереалистичен. Он отметил, «как всегда, доходы завышаются... Средний курс доллара на уровне 5 грн., планируемый на 2000 г., ошибочен. За бортом вновь остается приоритет социальных расходов и делается попытка ввести новые налоги...».

2.2.       Правительство

Не взирая на все предпринятые исполнительной властью меры по смягчению социальной напряженности – увеличение в сентябре стипендий студентам, выплаты долгов по зарплатам, переговоры с профсоюзами о продлении сроков погашения этих долгов и т.п., ей не удалось предотвратить акции протеста. Они продолжались и во время президентских «гонок». Так, 1 октября 130 шахт страны прекратили отгрузку добытого угля потребителям-должникам, в том числе на электростанции. Цель акции протеста – добиться от правительства и Минуглепрома своевременной оплаты труда. 12 октября прошла акция протеста работников АЭС, требующих погашения долга по зарплате. 21 октября ЦК профсоюзов Национальной академии наук провел пикетирование КМ и ВР и акции протеста во Львове, Донецке и других городах в связи с тем, что в проект бюджета-2000 заложены расходы на науку всего лишь на уровне 0,36% от ВВП. Ученые потребовали увеличения финансирования науки до 1,36% ВВП (2 млрд. грн.), а также погашения задолженности по зарплате.

2.3.       Президент

В своих предвыборных выступлениях, начиная с осени, президент Л. Кучма начал настойчиво заявлять о необходимости создания в ВР большинства, которое формировало бы правительство и отвечало за его работу. Кучма также заявил о необходимости реформации украинского парламента – превращении его в двухпалатный, где верхняя палата будет состоять из представителей регионов, часть из которых избирается, а часть назначается президентом. Л.Кучма заявил, что в случае своего избрания, либо добьется формирования большинства в парламенте, либо, если это не удастся, объявит референдум с целью превратить парламент в двухпалатный. Его поддержали региональные лидеры, с которыми 27 сентября 1999 г. президент подписал соответствующее соглашение, и уже к концу октября поступили сообщения от Союза лидеров региональных и местных властей, что собрано 2 млн. подписей для проведения референдума по вопросу изменения Конституции.

Следует отметить, что в основе таких начинаний Л. Кучмы вряд ли лежит продуманная и взвешенная стратегия по реформированию представительной власти и перераспределению полномочий между различными институтами власти. Перед принятием Конституции существовал один из ее проектов, содержавший подобные положения, однако каким-либо вниманием со стороны Кучмы он не пользовался. Кроме того, является весьма спорным законодательное обеспечение такого референдума. Не исключено, что сбор подписей не несет какой-либо другой функции, кроме устрашения действующего парламента.

3.    экономика

С начала года правительственные чиновники и сам президент Л.Кучма начали говорить о том, что ситуация в экономике «переломлена», спад сменился подъемом. Однако, «цыплят по осени считают», и опубликованные в октябре Госкомстатом Украины цифры экономических показателей по итогам первых трех кварталов текущего года свидетельствуют скорее о продолжении спада в экономике. Оказалось, что в январе-сентябре реальный ВВП снизился на 1,7%. За первые восемь месяцев ВВП упал на 2,9%. И выросший вдруг на 4,6% в сентябре ВВП (не ввиду ли президентских выборов?) не спасает положения: по итогам года баланс, скорее всего, будет отрицательным. Причины все те же – неконкурентоспособность продукции украинского промышленности, нехватка оборотных средств, демпинг со стороны стран-конкурентов, проблемы внешнего вида продукции, плохая работа посольств и торговых представительств за рубежом. И только металлургия, все годы независимости поддерживающая украинскую экономику, наращивает темпы – на 9% увеличилось производство стали.

Кроме того, в этом году стал заметен подъем ВПК, свидетельствующий о наличии в стране и высококвалифицированных кадров, и достаточно современных технологий. Так, восстановил свои потенции, благодаря контракту на поставку танков 320 танков Т-80УД Пакистану, харьковский завод им. Малышева. Здесь создан замкнутый цикл производства бронетехники и модернизированы выпускаемые модели. В результате Украина будет участвовать в тендере на поставку танков для армий Запада: украинский танк Т-84М признан одним из лучших в мире.

Весьма продуктивно участие Украины (вместе с Россией, США и Норвегией) в международном проекте «Морской старт» – 10 октября состоялся первый коммерческий старт украинского ракетоносителя «Зенит-3SL», выведший на орбиту американский телевизионный спутник. Перспективным представляется развивающееся сотрудничество в области ракетостроения с РФ. Так, украинско-российский консорциум «Космотрас» успешно модернизирует баллистические межконтинентальные ракеты, которые до 2007 г. должны быть сняты с вооружения, для использования в коммерческих целях. Модернизированная ракета СС-18 (теперь «Днепр»), к примеру, вполне годится для запуска спутников. А такие ракеты имеются в избытке.

Достигнуты успехи и в самолетостроении. В Харькове прошло испытание первого серийного самолета АН-140, разрабатываемого совместно с Россией. Потребность Украины в таких самолетах оценивается в 100 шт., стран СНГ – в 500. Предполагается экспорт АН-140 в страны Южной Америки.

Данные Госкомстата не оставили иллюзий по поводу положения в финансовой и социальной сферах. Инфляция в Украине с начала года составила более 10%. На 8-10% возросли цены на продовольственные и ряд других товаров, тарифы на платные услуги. Выросла безработица: в целом по стране она составляет более 4% трудоспособного населения Украины, самый высокий уровень – в Западной Украине: конкуренция на 1 рабочее место в центрах занятости составляет 20 человек.

Примерно в середине октября появились признаки нестабильности национальной валюты – курс гривны начал падать. Президент Украины и глава НБУ В. Ющенко объяснили это желанием поспекулировать во время предвыборной гонки некоторых нерезидентов – балтийских и российских банков. Однако большинство экспертов полагает, что причины этого серьезнее и кроются в несбалансированности финансовой сферы и, в частности, необъявленной денежной эмиссией в последние месяцы перед выборами (по некоторым оценкам, до 4 млрд. грн.) и предрекают увеличение темпов падения гривны после выборов.

Украина оказалась плохо подготовленной к зиме, не запасшись нужным количеством топлива. На середину октября, когда начинается отопительный сезон и возрастает его расход, в подземные газохранилища было закачано 16,5 млрд. кубометров газа при необходимом минимуме 20 млрд. Запасы топлива для ТЭС, в частности, угля также существенно меньше необходимых на зиму (2,6 млн. вместо 4,2 млн. при минимальном отоплении и 6 млн. – при нормальном), не решены вопросы поставки нужного количества мазута.

Весьма неблагополучной оказалась и ситуация в атомной энергетике, вырабатывающей чуть меньше половины всей электроэнергии страны. Не сумев создать собственного производства ядерного топлива (хотя проектов было множество), Украина с недавних пор получила новую проблему: обеспечение топливом АЭС. Летом функционировало 7 блоков вместо планируемой работы 14. К октябрю ситуация несколько улучшилась: работало 10 блоков, но уже началась остановка для долгосрочного ремонта одного из энергоблоков Запорожской АЭС и существует опасность остановки еще нескольких блоков зимой. Поскольку для тепловых электростанций топлива тоже не хватает, то вновь реальна угроза падения частоты тока в сети до аварийного уровня. Надо сказать, что запас времени для налаживания производства твэлов у Украины был: в течение первых 3 лет независимости еще хватало тех, что остались со времен СССР, а в последующие 3 года Россия поставляла ядерное топливо в счет оплаты ядерных боеприпасов, вывезенных из Украины. Но вот уже 2 года за твэлы приходится платить, и это провоцирует балансирование АЭС на грани остановки. На конец октября из $204 млн. долга украинская НАК «Энергоатом» уплатила $64 млн.

«Вечными вопросами» для Украины, похоже, становятся проблемы получения нужного для страны количества газа и расчета за этот газ. В октябре вдруг выяснилось, что ввиду долгов нет договоренностей о гарантированных поставках газа. Туркменистан для их возобновления требует, чтобы украинская задолженность была погашена не менее чем на 90% (погашена только на 70%). С Россией продолжаются переговоры о величине долга: российская сторона определяет ее в $1,6 млрд., а с учетом пени за 1992-1993 гг. – в $1,9 млрд. Украина же настаивает на сумме только в $1 млрд., не признавая пени и долга коммерческих структур. Поскольку «живых денег» у Украины мало, то идет поиск других путей погашения долга. Одним из них стало согласие РФ взять на свое вооружение украинские стратегические бомбардировщики ТУ-160 и Ту-95МС вместе с наземным оборудованием для их обслуживания и крылатыми ракетами Х-22, которыми эти самолеты вооружены. 11 самолетов и 600 ракет, оцененные в $285 млн., в начале ноября уже будут переданы РФ. Надо сказать, эта трансакция выгодна Украине: по Договору Старт-1 к 2001 г. Украина должна ликвидировать стратегические средства доставки ядерного оружия, в число которых входят и эти бомбардировщики.

Следующая часть долга, вероятно, будет погашена за счет задолженности российской стороны перед ГСК «Черноморское морское пароходство» («ЧМП») и предприятиями ВПК. Долг ЧМП составляет около $130 млн. и состоит из замороженных активов этой компании во Внешэкономбанке бывшего СССР и задолженности российских предприятий за полученные от ЧМП услуги. Задолженность же перед украинским ВПК превышает $100 млн. Идут переговоры о постройке судов для РФ в счет долга.

Следует отметить, что схема поставок газа в Украину довольно запутана. «Газпром», начиная с IV квартала, будет не поставлять в Украину газ, а лишь платить им за транзит в Европу. Поставляют же его различные коммерческие структуры, минуя НАК «Нефтегаз Украины», с которым они не хотят работать, так как он неплатежеспособен. Правительство пытается получить казахский газ, но этот вопрос до конца не решен, так как возникают проблемы, связанные с его транзитом по российской территории. Так что в настоящее время Украина еще не имеет договоренностей о поставках газа в полном объеме, необходимом для зимы.

Не исчезают проблемы во внешнеэкономической деятельности Украины. Еще не забылась история с провалившимся экспортом в РФ 600 млн. тонн украинского сахара, для которого долго добивались снижения таможенной пошлины, но, добившись, не смогли «продвинуть» его на российский рынок, как вновь возникли трения во внешней торговле с Россией. Так, сейчас Украина хочет ввести НДС при импорте российских легковых автомобилей в размере $1000-2000 на каждый, который не взимается с 1996 г. Этот шаг, по заявлению министерства внешних экономических связей, спровоцирован тем, что российская сторона нарушает ряд положений двустороннего соглашения о свободной торговле: РФ внедрила сезонную ввозную пошлину на сахар и крахмальную патоку, экспортную пошлину – на нефть, сырые нефтепродукты и мазут, ввела жесткие ограничения на экспорт бензина и дизельного топлива, запретила импорт этилового спирта.

Что же касается сахара – традиционного продукта украинского экспорта, то в 1999-2000 маркетинговом году объем его экспорта, по оценкам экспертов, заметно снизится. Украина потеряла российский рынок и поставляет сахар в основном Белоруссии. К тому же, низок и уровень производства сахара – 1,75-1,8 млн. тонн (при внутренней потребности в 1,6 млн. тонн).

По-видимому, не послужит росту товарооборота и недавнее введение 23% экспортной пошлины на семена подсолнечника, еще одного важного продукта украинского экспорта, – сейчас они практически не вывозятся.

Заметным явлением стала начавшаяся летом 1999 г. и непрекращающаяся с тех пор борьба за Николаевский глиноземный завод (НГЗ). Осенью она вспыхнула с новой силой. Основные акторы остались теми же: акции НГЗ хотят получить две финансовые группы – TWG и компания «Сибирский алюминий». Дело дошло до рукоприкладства. Новый директор НГЗ Н.Набока 5 октября пытался захватить реестр акционеров-членов трудового коллектива, изъяв его (с привлечением «Беркута») у фирмы «Ваш регистратор». Но народный депутат И.Богословская вместе с представителями СБУ блокировали фирму и не допустили этого: сервер со списками забрали в СБУ. Обе воюющие стороны заявляют, что цель захвата реестра – не допустить манипуляций со списками и «защитить интересы трудового коллектива».

Председатель постоянной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации А.Рябченко поясняя происходящее, заявил что ситуация с НГЗ – результат недальновидной политики правительства. Интересы TWG и «Сибирского алюминия» несовместимы, и борьба ведется силовыми методами. Украинские же власти «не могут решить», какой из сторон передать контроль над НГЗ. С одной стороны, руководство заводом поручают Н.Набоке, считающемся представителем интересов TWG, с другой – власти поддерживают проект создания российско-украинского алюминиевого консорциума под эгидой компании «Сибирский алюминий», с последующим включением НГЗ в состав консорциума. В результате началась «великая алюминиевая война» с блокированием регистраторской фирмы, с попытками продажи акций на фондовой бирже и их срывом, с отказом руководства НГЗ от долгосрочных и выгодных поставок бокситов Братскому алюминиевому заводу, с обращением компании «Сибирский алюминий» в министерство промышленности с предложением провести тендер на закупку бокситов на выгодных для НЗГ условиях. Причина обращения в министерство – ориентация руководства НГЗ только на алюминиевые заводы TWG и отказ, в ущерб собственному предприятию, от всех прежних контактов.

Катализатор борьбы – предстоящее общее собрание акционеров (5 ноября), на котором должна произойти легитимация директора Н.Набоки. Ситуация создалась довольно запутанная: весной правительство «по недальновидности или из корыстных побуждений» снизило свою долю акций до 55% (5% пакет акций был продан на Украинской фондовой бирже за 20 млн. грн.), и теперь нет гарантии, что собрание состоится, поскольку закон предоставляет право инициировать созыв собрания тому, кто владеет не менее 60% акций. Борьба же за списки акционеров обусловлена тем обстоятельством, что приобрести акции можно только из числа тех, которые находятся во владении трудового коллектива (около 26,7%). По данным И.Богословской, Н.Набока целенаправленно разваливает работу завода: в последние месяцы рентабельность производства снизилась с 17% до 0,04%, задолженность перед бюджетом выросла в два раза; кредиторская задолженность за последние два месяца увеличилась на 81 млн. грн.; ежемесячно завод теряет $3,725 млн. И.Богословская утверждает, что TWG намерена приватизировать «Криворожсталь» и ряд других металлургических заводов Украины. Она подала заявление в СБУ и Генпрокуратуру о возбуждении уголовного дела в отношении Н.Набоки.

4.    Внешняя политика

В начале октября Киев посетил президент Грузии Э.Шеварнадзе, а затем – президент Узбекистана И.Каримов. Хотя в первом случае была подписана декларация о сотрудничестве, а во втором – договор об экономическом сотрудничестве на 1999 – 2008 гг., большинство обозревателей посчитали основной целью этих визитов, как и сентябрьского визита Н.Назарбаева, демонстрацию поддержки Л.Кучме в его предвыборной кампании.

Подписание украинско-российского «Большого Договора» о дружбе и сотрудничестве, вступление Украины в МПА СНГ заметно оживили российско-украинские отношения. Киев посетил министр иностранных дел РФ И.Иванов для работы над документами по Черноморскому флоту и другим аспектам украинско-российских отношений, неделю пребывала здесь делегация Москвы – готовится соглашение о сотрудничестве между двумя столицами. Но самым заметным событием в «восточном» векторе украинской внешней политики стало, пожалуй, подписание Украиной на заседании Совета глав правительств СНГ в Ялте 17 из 22 документов, вынесенных на обсуждение. Среди них: положение об исполнительном комитете СНГ, экономическом совете Содружества, о механизме реализации решений Совета глав правительств СНГ. Премьеры подписали ряд межгосударственных договоров, в том числе соглашение о порядке таможенного оформления товаров, которые перемещаются между государствами-членами СНГ, несколько документов относительно экономического и социального развития СНГ, совместной борьбы с преступностью и терроризмом. Куда более доброжелательным в отношении России в преддверии выборов стал тон официальных и пропрезидентских СМИ – вместо риторики о происках «старшего брата» конструктивно обсуждаются достижения и промахи в подписании документов.

Довольно неожиданным стало известие о том, что Украина «закрывается» от России. 13 октября на брифинге в Минобороны сообщили, что украинско-российская сухопутная граница практически оформлена: дипломаты уже согласовали все ее 2212 км. На границе с Россией дополнительно выставлены 3 комендатуры и 9 мобильных подразделений. Через каждые 40 м действуют стационарные посты, то есть граница практически закрыта. Украина надеется, что в 2000 г. будет подписано межгосударственное соглашение с РФ относительно границы. Такая настойчивость и оперативность вызваны тем обстоятельством, что Украине грозит введение визового режима с членами «вышеградской четверки» – Польшей, Венгрией, Чехией и Словакией. Закрытие границы с РФ служит аргументом в настойчивых попытках Украины оставить открытыми свои западные границы, особенно границу с Польшей, которая весьма заинтересована в этом, поскольку приграничная торговля приносит ей около $2 млрд. в год. Многие же украинские чиновники из МИДа и Совета национальной безопасности Украины считают, что закрытая граница с Россией и открытая с Польшей помогут Украине получить членство в НАТО и ЕС. Есть сведения, что МИД Украины уже начал подготовку о введении визового режима со всеми странами СНГ.

12 октября в Киев прибыл глава миссии МВФ Мохаммед Шадман-Валави. На переговорах с В.Пустовойтенко была названа причина приостановления с 1 октября кредитования Украины по программе EFF: низкие темпы проведения украинских реформ. Тем не менее, вопреки муссирующимся примерно с начала лета слухам о грядущем дефолте страны, М.Шадман-Валави отметил, что о дефолте в Украине «говорить рано», но необходимо ускорить структурную реформу с тем, чтобы улучшить отношения между правительством и парламентом. Предоставление следующего транша кредита он связал с тем, как быстро после выборов будет сформировано правительство и насколько успешно МВФ найдет с ним взаимопонимание.

11 октября в Берлине, на 102 заседании Совета Межпарламентского союза Украина была торжественно принята в его состав. Межпарламентский союз был учрежден для содействия политическому диалогу между парламентариями суверенных стран, развитию парламентаризма и демократии, защиты прав человека еще в 1889 г. и считается самой старейшей международной организацией в мире. А через 2 дня Украина стала непостоянным членом Совета Безопасности ООН и теперь является представителем восточноевропейского региона в этой структуре в 2000-2001 г. Членом СБ ООН Украина становится в третий раз.

5.    Заключение

События октября резко изменили расстановку политических сил в борьбе за президентское кресло. Команда Л.Кучмы для того, чтобы разыграть во втором туре «московский» черно-белый вариант, использовала все доступные легальные и не совсем легальные средства, прежде всего, направив их на нейтрализацию наиболее вероятного конкурента Кучмы – «розового» А.Мороза. СМИ работали под жесточайшим прессом государства, применялось административное и финансовое давление на отдельные группы избирателей, не исключена фальсификация результатов.

Ослабление позиций А.Мороза – единственного кандидата, за которого могли бы проголосовать люди, не желающие ни возвращения в прошлое, ни правой диктатуры, ни сохранения нынешнего кланово-номенклатурного режима, по сути, лишало избирателей демократической альтернативы. А шансы у Мороза, если бы он был поддержан «каневской четверкой», как показали выборы 31 октября, были весьма серьезными, даже если предположить возможность фальсификации результатов голосования. Ведь сложив голоса, отданные за членов «каневской четверки» Мороза и Марчука, мы получим 19,5% всех голосов избирателей. Если сюда приплюсовать голоса, переданные Александром Ткаченко лидеру коммунистов, и отнять их у П.Симоненко, то станет очевидным: во второй тур в этом случае вместе с Кучмой вышел бы не Симоненко, а Мороз. А там Кучме не удалось бы разыграть «черно-белый вариант» и он бы, наверняка, проиграл.

Завершая анализ хода предвыборной кампании, можно предложить несколько вариантов развития событий в будущем. Сразу же после окончания первого тура шансы обоих претендентов были примерно равны, но существенное преимущество будет иметь действующий президент Л.Кучма, поскольку в его руках реальная власть, и он постарается привлечь к участию в выборах тех молодых людей, что в первом туре не голосовали, но могут испугаться возможности коммунистического реванша. И все же после 31 октября нельзя было исключить и победы П.Симоненко. Многое зависит от позиции избирателей Е.Марчука, который в промежуток между турами будет вести интенсивные переговоры с обоими претендентами, решая кого же из них ему выгоднее поддержать.

Во всяком случае, очевидно, победу любого из претендентов нельзя рассматривать как победу демократа-реформатора, а потому после 14 ноября демократическую альтернативу в Украине предстоит реанимировать

В октябре продолжалось противостояние ВР и исполнительной власти. ВР прилагала усилия для предотвращения фальсификации президентских выборов, развернула работу по изменению проекта бюджета-2000, пытаясь придать ему социальную направленность.

Новым во взаимоотношениях президента и парламента стала настойчивая демонстрация Л.Кучмой намерения в случае избрания предложить парламенту альтернативу: или ВР формирует большинство, которое «берет на себя ответственность» за работу правительства, или президент добьется изменения структуры законодательного органа – путем референдума будут внесены изменения в Конституцию и создан двухпалатный парламент.

Опубликованные в октябре Госкомстатом страны цифры экономических показателей за первые три квартала года молчаливо опровергали победные реляции премьер-министра и президента в предвыборных выступлениях о преодолении спада экономики и начале большого подъема. Более того, колебания курса гривны возбудили ожидания ее резкого падения после выборов президента (и у экспертов, и у населения).

В преддверии зимы на первый план выдвинулась проблема энергоресурсов. Обозначилось неблагополучие в обеспечении топливом как тепловых, так и атомных электростанций, отсутствие договоренностей о необходимом объеме поставок газа в Украину. Последнее тесно связано с большой задолженностью страны за потребленный российский газ. В октябре договорились о передаче РФ в счет долга самолетов, ракет, зачете российских долгов ЧМП и ВПК, о постройке судов для РФ.

Разгорелась и достигла стадии применения силовых мер украинская «великая алюминиевая война» с включением в нее иностранных финансовых групп TWG и «Сибирский алюминий».

Основные внешнеполитические события октября – работа миссии МВФ в Украине, подписание Украиной ряда документов по сотрудничеству в рамках СНГ, прием страны в качестве непостоянного члена в СБ ООН. Привлекает внимание известие о готовности Украины закрыть границу с Россией для того, чтобы сохранить открытой границу с вступающей в ЕС Польшей.

Политический курс страны, однако, может существенно измениться в зависимости от исхода президентских выборов.