Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

IGPI.RU :: Политический мониторинг:: Сборник статей:: РЕСПУБЛИКА ТУВА - ТЫВА РЕСПУБЛИКА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

ОЧЕРКИ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

Иргиз ТЕМИРХАНОВ

РЕСПУБЛИКА ТУВА - ТЫВА РЕСПУБЛИКА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Вокруг Республики Тува в постперестроечном околополитическом сознании сложился ряд мифов. Несмотря на то, что почти каждый месяц в республику наезжают западные и российские журналисты, информация о Туве если и дается, то крайне странная. Реальное же положение дел остается тайной за семью печатями. Современные тувинские мифы в основном такого свойства: в республике крайне остро стоит проблема межнациональных отношений, режут и выживают русских, сильные позиции имеет националистическое движение, руководство республики ведет курс на выход из состава Российской Федерации, и т.д. и т.п. Между тем реальность если и не повернута к этим мифам на 180 градусов, то уж, по крайней мере, лежит в другой плоскости.

1. Немного новейшей истории

11 октября 1944 года Тувинская Народная Республика вошла в состав СССР на правах Тувинской автономной области (10 октября 1961 года она была преобразована в Тувинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, просуществовавшую до 28 августа 1991 года). После вхождения в СССР началось интенсивное развитие экономики новой республики. В Туву из России направлялись средства, квалифицированные специалисты, строители. В результате щедрой помощи (без иронии - это действительно так) и Тува и Россия на сегодняшний день оказались в ловушке, выхода из которой не предвидится.
Причина серьезного социального неблагополучия, как представляется, - в сочетании двух факторов: географического и общеполитического.
Под общеполитическим фактором понимается комплекс причин, по которым коренное население чувствует свою "ущемленность", или, скорее, доводов, которые используют те, кто хочет, чтобы эта ущемленность чувствовалась. Как ни парадоксально, тувинцы, пожалуй - один из тех немногих народов России, которые не особенно были ущемлены в советское время, а скорее даже наоборот. Это положение, конечно, весьма спорно, однако вот факты: уровень жизни за годы советской власти повысился практически у всех этносов в России, однако большинство коренных народов испытывает на себе разрушительные процессы ассимиляции, потери родного языка, утраты национальной идентичности. Численность тувинцев же растет не только в абсолютных цифрах; неуклонно повышается и процент коренного населения в республике. Молох сталинских репрессий обошел стороной основную часть тувинского населения (в 30-е годы разборки шли в основном в верхушке руководства Тувинской народной партии, репрессии же коснулись в основном духовенства и узкого слоя феодалов).
Традиционный быт тувинцев, как скотоводов, так и охотников, практически разрушен, но в народе это отнюдь не воспринимается как трагедия (в отличие, например, от народов Севера). Менталитет тувинского этноса не предполагает упорного сопротивления внешним обстоятельствам, скорее наоборот - при применении силы тувинцы всегда отступают и подчиняются (это касается всех уровней существования нации - от бытовых драк до полного отсутствия сопротивления разрушению традиционного образа жизни: тувинцы, например, не только не протестовали против насильственного помещения детей в интернаты, но и с охотой делали это). Вообще следов какого-либо недовольства существовавшим положением, видимо, просто не было (что указывает и на национальные черты - ведь у соседей-хакасов все намного сложнее). Недовольство проявилось после того, как в 80-е годы снизился уровень жизни. Это ухудшение ситуации естественным образом в простонародном сознании связалось с самим фактом наличия в республике русских и усилилось националистической пропагандой.
"Общепринятая" история "обострения межнациональных отношений" в Туве начинается с 1989 года.
В мае-июне 1990 года первые столкновения в поселке Хову-Аксы, селах Элегёсте, Сосновке, Дургене, Межегее, Балгазыне, Ильинке. Отмечены поджоги изб, стогов сена, битье стекол в домах, грабежи, драки, листовки: "Русские, убирайтесь!", "Неделя сроку -уезжайте, иначе всех будем уничтожать!", "Русские, оставайтесь - будете у нас рабами..." 28 июня четыре тувинца после пьянки жестоко убили трех русских на озере Сут-Холь. Эхо прокатилось по окрестностям, встряхнуло Саянские хребты, вернулось мощным митингом на центральную площадь Кызыла. Народ требовал наказать убийц, снять первого секретаря рескома партии Г.Ширшина, министра внутренних дел В. Кара-Сала. Через несколько дней начался ответный митинг тувинцев.
29 июня внеочередная сессия Верховного Совета обсудила чрезвычайное положение, наметила меры по восстановлению порядка. К этому моменту погибло восемьдесят восемь человек. С 1 июля улицы начали патрулировать омоновцы и милиционеры из соседних областей.
Затем напряжение постепенно спало. Эти события получили широкое освещение в центральной прессе, на них всегда ссылаются, когда пишут о межнациональных отношениях в Туве.

2. Межнациональные отношения

Что же на самом деле реально происходило и происходит в Туве? Вопрос этот крайне сложен, чтобы ответить на него со всей уверенностью. У автора, по крайней мере, сложилась следующая картина.
Как известно, уровень преступности в Туве всегда был очень высоким. Причин тому много - это, во-первых, очень высокая агрессивность тувинцев (что отмечают все в Сибири, кто хоть что-нибудь знает о Туве; даже хакасы, имеющие устойчивую репутацию крайне вспыльчивых и неуправляемых, говорят об этом), во-вторых, подверженность тувинцев алкоголизму, низкий бытовой уровень коренного населения, разрушение традиционной морали, межродовые конфликты (доходящие до кровной мести), широкое распространение наркомании и т.п. Ситуация обострилась в конце 80-х годов со снижением уровня жизни. Высокая рождаемость в сочетании с низким образовательным уровнем сделали тувинцев неконкурентоспособными на рынке труда в соседних регионах, а в Туве им найти работу довольно сложно - в деревне работать хотят немногие. Как отмечают многие наблюдатели, резня постоянно шла и раньше, только между самими тувинцами, в основном вражда исторически была По линии таежные - степные тувинцы. Межнациональные контакты в Туве довольно слабы, взаимная отчужденность, обусловленная разными стереотипами прежде всего бытового поведения, высока, поэтому тувинцы с русскими (русские почти сплошь приезжие, в лучшем случае - жители Тувы во втором поколении) пересекались в основном на производстве. Когда в 1990 году массы тувинцев не без помощи своих "образованных" соплеменников увидели в русских причину своих несчастий. Однако картина довольно запутана: волнения начались в Кызыле, где и сосредоточена основная масса неработающей молодежи, и затем перекинулись на районы, причем прежде всего на те, где был потенциал для этого. Примером может служить поселок Хову-Аксы - комбинат "Тувакобальт". Этот поселок был гордостью республики - построенный в красивейшей местности, удачно расположенный по отношению к комбинату (выбросы его не затрагивали), с прекрасными двухэтажными домами, развитой инфраструктурой и социально-бытовой сферой. Рядом с новым поселком стоял старый, тувинский. Новый Хову-Аксы заселялся прежде всего русскими, специалистами и квалифицированными рабочими, немедленно получавшими благоустроенные квартиры на глазах у жителей старого поселка, десятилетиями не получающими никакого жилья. Естественно, пламя межнациональных столкновений сильнее всего разгорелось именно здесь, результат - сейчас в поселке нет практически ни одного русского, комбинат стоит, квартиры пустуют. Безжизненный поселок - впечатляющий памятник "реального социализма".
Вообще же, по свидетельству очевидцев, почвы для событий 1990 года не было - сейчас практически все склоняются к тому, что это был результат опрометчивых действий людей, попытавшихся "пробудить национальное самосознание". По крайней мере, президент Тувы признается, что последние три года - хороший урок для руководства.
Автору представляется верным мнение о том, что кровавых событий 1990 года можно было избежать. Указанием на это служит мгновенная стабилизация обстановки в Кызыле и других населенных пунктах, где началось патрулирование ОМОНом. После того как по решению ВС Тувы патрулирование было прекращено, погромы начались вновь. В трех поселках, которые настояли на возвращении омоновцев, никаких эксцессов не было, причем число потребных на это дело милиционеров до смешного мало - в Кызыле было 200 человек, а на территорию трех сельсоветов - 10. Причина этих "межнациональных" столкновений, видимо, все-таки в большом люмпенизированном слое среди тувинцев.
Сейчас Тува находится на первом месте в Российской Федерации по уровню преступности - в 2 раза выше, чем в среднем по России, раскрываемость преступлений в Кызыле - 23,1% (уровень преступности на юге Красноярского края, да и во всей Южной Сибири ненамного ниже). С наступлением темноты люди в городе предпочитают не появляться на улице. В то же время русские не испытывают каких-либо особых страхов именно перед тувинцами. Конфликтность межнациональных отношений проявляется в первую очередь в быту - во время какого-либо уличного, магазинного или транспортного выяснения отношений часто можно услышать со стороны тувинца фразу типа "На чьей земле живешь?". Впрочем, среди тувинцев очень мало тех, кто искренне считает, что избавление от русских, и тем более от России, как-то улучшит жизнь. С другой стороны, немало свидетельств негативного отношения к русскоязычным значительной части тувинского населения.
Миграция русских из Тувы сильно снизилась (оценка "на глаз", статистики нет, недавно в Верховном Совете была названа цифра 80% - столько сейчас в республике тувинцев, на 1989 год - 65%). Основная масса уезжала в первую очередь из-за ухудшившихся условий жизни, это были, как правило, люди, совсем недавно живущие в Туве. Те, кто остался, уезжать не особенно хотят. Межнациональных столкновений в последнее время не отмечается вообще. Национальное движение в Туве серьезной политической силы не представляет.

3. Власть

Высшая власть в республике осуществляется двумя людьми - председателем Верховного Совета Кадыр-оол Бичелдеем и президентом Шериг-оол Ооржаком. Президент - профессиональный аппаратчик. Председатель Верховного Совета - бывший ученый, кандидат филологических наук. В политику пришел под флагом умеренного национализма, за короткое время стал известен своими радикальными заявлениями. Оба высших руководителя, как кажется, весьма мало искушены в политике, и если пришедший в нее "с нуля" Бичелдей заметно растет, то президенту Ооржаку, видимо, просто не дано быть политиком. В более или менее острой политической борьбе ему, скорее всего, не устоять - но в республике отсутствуют даже зачатки такой борьбы.
Какой-либо четкой программы, как политической, так и экономической, нет ни у президента, ни у председателя ВС. Принципиальных разногласий между ними не наблюдается, исключая мелкие стычки на сессиях ВС. Вообще в России существует убеждение, что председатель ВС - радикал, национал, неспособный на конструктивный диалог, а президент - наоборот, поддерживает курс российского руководства. На деле все сложнее - видимо, особой разницы в их убеждениях не существует. Ооржак давно находится на вершине власти и просто удерживает позиции, в то время как Бичелдей явно обладает политической волей и более четкими представлениями о возможностях политической игры. Период "радикальной эйфории" у него, видимо, прошел. Бичелдей прекрасно понимает и оценивает как свои возможности, так и реальную свободу действий. Разница же в публичных высказываниях (президент постоянно подчеркивает свою поддержку курса Президента РФ, а председатель ВС регулярно этот курс критикует) определяется прежде всего разницей в положении - президент так или иначе входит в систему "исполнительной вертикали", а у председателя ВС руки в этом смысле полностью развязаны.
Деятельность президента республики не слишком заметна, за исключением регулярно издаваемых им своеобразных указов. Например, указ "О мерах по упорядочению ввоза в республику винно-водочных изделий и торговли спиртными напитками" от 5 ноября 1992 года разрешает ввоз спиртных напитков в республику исключительно предприятиям государственной торговли и потребсоюза, прекращает выдачу лицензий на приобретение и реализацию винно-водочных изделий малым предприятиям, частным лицам и кооперативам; согласно указу, на автомагистралях установлены милицейские посты по досмотру грузов. Данный указ противоречит Законам РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О милиции", Указу Президента РФ "О едином экономическом пространстве РСФСР" и Закону Республики Тува "О собственности в Республике Тува", о чем и было проинформировано руководство Верховного Совета Тувы в официальном письме прокурора Республики Тува А.Дамбы-Хуурака от 29 декабря 1992 года [2]. Однако реакции на это письмо не последовало до сих пор, указ продолжает выполняться.
Второй пример - указ "Об усилении правовой базы борьбы с умышленными убийствами на территории Республики Тува" от 28 июня 1993 года. Он характерен стилистическими оборотами типа "В настоящее время жители республики переживают тяжелый, но интересный период своей жизни" или "Приступая к своим обязанностям, дал клятву твердо защищать права, честь и достоинство каждого гражданина Республики Тува, независимо от национальности, расы, вероисповедания и политических убеждений. Во исполнение ее, а также вашей воли, издаю Указ, в котором излагаю свое видение проблемы...". "Свое видение" заключается в том, что:
совершение умышленного убийства на территории республики считается тягчайшим преступлением не только против конкретного лица, но и всего народа; расследование случаев убийства ведется одновременно прокуратурой и милицией, причем оба документа по одному делу для суда равнозначны (sic! -И.Т.);
за волокиту при расследовании, умышленное неприменение ареста как меры пресечения следователи привлекаются к уголовной ответственности;
осужденный за умышленное убийство отбывает срок только за пределами Республики Тува, лишается гражданства Республики Тува и не имеет права поселения на территории республики;
за совершение убийства несовершеннолетним один из его родителей наказывается в уголовном порядке; за совершение в течение месяца двух убийств на территории города, одного - на территории села, согласно Закону Республики Тува о Президенте Республики Тува, президентским указом вводится чрезвычайное положение на соответствующей территории;
за совершение убийства работником коллектива его руководитель освобождается от должности (причем независимо от формы собственности предприятия);
организаторы вечеринок и иных мероприятий с употреблением спиртных напитков в случае совершения кем-либо из участников этого мероприятия умышленного убийства наказываются лишением свободы сроком до 2 лет.
Данный указ снабжен "Резолюцией Президента" и "Примечанием". В "Резолюции..." правительству Тувы поручено опубликовать указ, организовать его обсуждение во всех населенных пунктах, трудовых коллективах, создать рабочую группу по обобщению предложений и замечаний, внести поправки в указ и после обсуждения его окончательного варианта представить в Верховный Совет Республики Тува. В "Примечании" дается список изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации для применения их на территории Республики Тува.
Комментариев к вышеприведенному, видимо, не требуются. Автор, надо признаться, впервые сталкивается с образцом подобного законотворчества. В заключение темы можно привести еще одну цитату: "4) лица, совершившие умышленные убийства, как правило, берутся под стражу". Если этот указ президент и не писал, он его, по крайней мере, читал...
Показателем компетентности президента может служить следующий яркий пример. В июне 1993 года в правительстве было создано министерство внешнеэкономических связей и международных отношений. На июньскую сессию ВС президент представил сразу три кандидатуры на пост министра, что вызвало законное недоумение депутатов. К тому же немедленно выяснилось, что на одного из кандидатов, председателя комитета по внешнеэкономическим связям И.Бадру, заведено уголовное дело по обвинению в вывозе контрабанды в Монголию, и он сам попросил в связи с этим перенести обсуждение этого вопроса, что и было сделано [3].
Верховный Совет Тувы не отличается достойными упоминания особенностями. Реально действующих фракций и групп депутатов в нем нет. Конфликтов также нет - наблюдатели отмечают спокойную обстановку на сессиях, их ровный ход, нормальные взаимоотношения с правительством и президентом. Конфликтов между властными структурами разных уровней в республике не наблюдается.

ИСТОЧНИКИ

1. С криком: "Ты подлизываешься к русским" они превратили его лицо в кровавую массу...// Центр Азии. - Кызыл, 1993.- №11.
2. Дамба-Хуурак А. Закон, что дышло...// Содействие.- Кызыл, 1993.- № 2(25).
3. Скандал в правительстве: кандидат на пост министра внешнеэкономических связей и международных отношений замешан в нарушении таможенного законодательства// Центр Азии. - Кызыл, 1993.- № 12.

Кызыл-Москва, июль 1993 года ("Политический мониторинг", N 7, 1993)

 

 

:: Высказаться ::

 

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель