Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

IGPI.RU :: Публикации :: Справочник по Украине :: Украина: культура, наука, религия

УКРАИНА:
КУЛЬТУРА. НАУКА. РЕЛИГИЯ


 

Литература

----------

Основным фактором, повлиявшим на формирование украинской

культуры, было принятие в X в. Киевской Русью христианства. С

одной стороны, оно привело к вхождению Киевской Руси в общеев-

ропейское культурное пространство, что носило на первых порах

характер заимствования накопленных в этом пространстве ценнос-

тей. С другой - к тесной связи культуры с религией, выразив-

шейся в литературе в преобладании религиозных жанров, в архи-

тектуре - в преимущественной направленности усилий и талантов

на построение храмов и т.д. Вмосте с тем развивающаяся культу-

ра тесно взаимодействует с народным творчеством и традициями.

В литературе XI - XIII вв. можно различить два слоя: пе-

реводной и оригинальный. Переводится в первую очередь

религиозная литература: Евангелие (отдельные фрагменты - 1056,

четвероевангелие - 1144), Псалтырь, жития святых, произведения

отцов церкви Иоанна Златоуста, Григория Богослова и др. Вместе

с тем переводится историческая и научная литература, пользуют-

ся популярностью переводные повести и романы ("Александрия",

"Троянская история" и др.). Развитие оригинальной литературы

начинается жанром проповеди, в качестве образцов которого мож-

но назвать трактат митрополита Иллариона "Слово о законе и

благодати" (1051), "Поучение" князя Владимира Мономаха (нач.

XII в.). Из светских жанров наиболее важным и значимым стано-

вится жанр летописи; наиболее известна "Повесть временных

лет" (нач. XII в.). Шедевром восточно-славянской поэзии счита-

ется "Слово о полку Игореве" (конец XII в.). Следует сказать,

что наследниками культуры Киевской Руси считают себя не только

украинцы, но и два других народа, для которых она была колы-

белью,- русские и белорусы.

Упадок Киевской Руси после татаро-монгольского нашествия

и разрушения Киева (1240) распространился и на культуру. Зна-

чительно уменьшаются возможности и роль создателей и храните-

лей культуры (прежде всего духовенства), а местом их сосредо-

точения становится в основном Западная Украина. В литературе

по инерции продолжаются жанры, возникшие в предыдущий период.

В XVI в. украинская культура отходит от византийских тра-

диций и испытывает значительное влияние западно-европейской

Реформации. Появляются переводы сначала отдельных книг Библии,

а затем печатается ее полный текст (1581). Религиозная борьба

порождает многочисленную полемическую литературу (Иван Вышенс-

кий).

Развитие украинской литературы XVII - XVIII в. продолжа-

ется в рамках общеевропейской культуры в стиле барокко. Широко

развивается духовная и светская (политическая, панегирическая

и пародийная) поэзия, новелла, драма, дневники и козацкие ле-

тописи; из религиозных жанров - философско-богословские трак-

таты (Г.Сковорода).

- 2 -

Основоположником новой украинской литературы считается И.

Котляревский. В его главном произведении "Энеида" (первое из-

дание - 1798), поэме в травестийном жанре, действие античной

поэмы переносится на почву козацкой Украины, наполняется на-

родным юмором, народным мироощущением, живой народной речью,

впервые зазвучавшей в литературном произведении. В творчестве

Котляревского отчетливо проявилась черта, ставшая впоследствии

наиболее характерной почти для всей украинской литературы,-

демократизм, понимаемый как ориентация в тематике, мировоззре-

нии и языке на читателя из простого народа - крестьянина, а

реально - на образованного человека, принявшего крестьянина за

образец. (В этом отношении большинство произведений классичес-

кой украинской литературы напоминает крестьянские рассказы

Л.Толстого.) В последующие несколько десятилетий во многом под

влиянием Котляревского украинская литература обогащается рядом

поэтических (П.Гулак-Артемовский, Е.Гребинка) и прозаических

(Г.Квитка-Основьяненко) произведений; последние преимуществен-

но представляют собой рассказы из народного быта, выдержанные

в духе сентиментального народолюбия, или переработки фольклор-

но-анекдотических сюжетов.

На этом фоне в 40-х годах XIX в. возникает фигура поэта,

воспринимающегося с тех пор и до наших дней как символ украин-

ской литературы, украинского самосознания, самой украинской

нации, и более того - как национальная святыня. Для объяснения

феномена Тараса Шевченко следует помнить о соединении в нем

ряда исключительных качеств: огромного поэтического таланта;

эмоциональной организации, наиболее характерной для представи-

теля украинской нации с его яркой эмоциональностью, набож-

ностью, свободолюбием, вспышками необузданного гнева, в связи

с чем поэзия Шевченко как никакая другая способна вызвать эмо-

циональный отклик читателя-соотечественника; и наконец, круг

национальных и общественных идеалов, в течение столетий прес-

ледовавшийся всеми властями и потому особенно лелеемый в серд-

це среднего украинца: представление об Украине как о самостоя-

тельном историко-национальном единстве, восхищение ее прошлым,

неприятие современного подневольного состояния, вера в будущее

предназначение - свободную жизнь свободных тружеников на своей

земле. (Добавим, что каждый апологет Шевченко создает свой об-

раз поэта, подчеркивая одни из его идей и затушевывая другие.)

- 3 -

После Шевченко в украинской литературе начинается эпоха

реализма, наиболее значительными представителями которого в

Восточной Украине были Марко Вовчок, И.Нечуй-Левицкий, П.Мир-

ный, в Западной - И.Франко. Главная тема их произведений -

жизнь крестьянства и его пролетаризация. Неуменьшающийся инте-

рес к прошлому Украины обусловливает появление исторического

романа в духе В.Скотта (П.Кулиш). В этот период интенсифициру-

ется общее культурное движение, возникают многочисленные укра-

инские театральные труппы, газеты, журналы, альманахи. Общест-

венная мысль находит выражение в литературной критике, научных

и публицистических статьях либерального и социал-демократичес-

кого направления (Н.Костомаров, М.Драгоманов). Велико влияние

многосторонней культурно-просветительской деятельности И.Фран-

ка. В связи с разнообразными ограничениями на развитие украин-

ской культуры в царской России в последние десятилетия XIX в.

ее центр перемещается в Западную Украину.

С начала XX в. в украинской литературе заметно влияние

модернизма как в средствах изображения (в духе импрессионизма

и символизма), так и в тематике. Традиционные сюжеты из

крестьянской жизни трактуются более жестко, без романтической

идеализации (В.Стефаник, О.Кобылянская). Тематика расширяется

описанием городской интеллигенции, исследованием патологичес-

кой психики "антигероя", обращением к жизни других народов и

цивилизаций (М.Коцюбинский, В.Винниченко, Л.Украинка).

Первые 10-15 лет после Октябрьской революции в украинской

культуре приобрели наименование Расстрелянного Возрождения.

Пылкие надежды на создание новой, свободно развивающейся наци-

ональной культуры привели к быстрому расцвету литературы. Наи-

более интенсивно развивается поэзия всех направлений: симво-

лизм (П.Тычина), неоклассицизм (М.Зеров, М.Рыльский),

футуризм. Главное направление прозы - попытки осмысления ре-

зультатов революции, нынешнего состояния Украины, ее перспек-

тив на будущее (М.Хвылевый). Разнообразие литературных течений

приводит к созданию многочисленных группировок и перманентной

борьбе между ними, с течением времени все более приобретающей

характер политического погрома. Репрессии на украинскую куль-

туру, начавшиеся в 1929 г. фальсифицированным процессом СОУ,

кульминацией которых стали массовые аресты и расстрелы 1934

г., привели к физическому уничтожению около 90 % украинских

писателей. Оставшиеся в живых и на свободе, в т.ч. несколько

наиболее талантливых, морально сломлены. Украинская литература

на долгие десятилетия остается одной из наиболее бесцветных и

конформистских во всем СССР - с бесконечными славословиями в

адрес Сталина, а затем партии, воспеванием боевых и трудовых

побед. Отдельные попытки самовыражения в условиях тоталитарно-

го гнета вряд ли могут вызвать интерес сегодняшнего читателя.

- 4 -

Годы хрущевской оттепели создали относительно лучшие ус-

ловия для самореализации писателей старшего поколения (О.Гон-

чар, М.Стельмах), а главное - вызвали к жизни поколение новое,

прежде всего в поэзии (В.Симоненко, М.Винграновский, И.Драч,

Л.Костенко). Основным, что привлекало в их творчестве, были не

столько несомненный талант и поиски новых форм, сколько попыт-

ка вырваться из царства соцреализма, выразить мысли и чувства

нормального человека нормальным языком (в той мере, в какой

это было возможно). Проза возвращается к живому крестьянину

(Григор Тютюнник). "Мягкие" репрессии Брежнева приглушили, но

не остановили это движение. Ряд писателей в своем творчестве

вступает в открытую оппозицию режиму (В.Стус).

На сегодня украинская литература характеризуется формаль-

ным отходом от соцреализма и социалистической идеологии в сто-

рону идеологии национально-патриотической; многообразием жан-

ров и тем; зачастую - достаточным профессионализмом;

значительной общественной активностью литераторов. В то же

время ее читаемость, влияние на общество, интерес и доверие

общества к ней остаются значительно ниже, чем в России и в ря-

де других республик бывшего СССР.

Характеристика украинской литературы была бы неполной без

упоминания о тесном взамопроникновении ее и литературы русс-

кой, вызванном длительным функционированием в Восточной Украи-

не двух языков и двух культур, под воздействием которых оказы-

вались все в ней живущие. В русской литературе XIX в. одной из

популярнейших была украинская тема, наиболее ярко разработан-

ная Н.Гоголем (впоследствии В.Мордовцевым, Г.Данилевским,

М.Гариным-Михайловским). Украине посвящены отдельные произве-

дения А.Пушкина, К.Рылеева, А.Чехова, А.Куприна, В.Короленко.

С другой стороны, множество украинских писателей XIX в., ори-

ентируясь на общерусского читателя, писали одновременно и на

русском языке (Г.Квитка-Основьяненко, П.Кулиш, М.Вовчок,

М.Старицкий). На русском языке написана проза (и сравнительно

менее удачные образцы поэзии) Т.Шевченко. В XX в. Украина дала

многих русских писателей, посвятивших ей свои произведения (М.

Булгаков, И.Бабель, В.Катаев, К.Паустовский, В.Некрасов,

А.Кузнецов, Б.Чичибабин).

 

- 5 -

Архитектура

-----------

Разговор об архитектуре следует начать с общей характе-

ристики Украины, как земли, богатой архитектурными памятниками

различных периодов и стилей. При этом следует помнить, что в

многочисленных войнах, от плохого ухода, при варварском унич-

тожении храмов советской властью погибло много больше памятни-

ков, чем уцелело. Различные регионы испытывали различные влия-

ния и имеют различную архитектурную историю. Из городов и

регионов, особенно интересных в архитектурном отношении, назо-

вем Киев, Чернигов, Львов, Львовскую и Ивано-Франковскую об-

ласть (деревянное церковное зодчество).

Старейшие памятники на территории Украины относятся к

VIII-VII в. до н.э. - это остатки строений из греческих коло-

ний в Крыму (Херсонес, Феодосия, Керчь). В Киеве сохранились

древнейшие архитектурные памятники времен Киевской Руси: Со-

фийский собор (1037), Михайловская церковь Выдубицкого монас-

тыря (1088), Троицкая надвратная церковь Лавры (1108), Кирил-

ловская церковь (1140). Это храмы византийской архитектуры,

построенные в основном греческими мастерами с учетом местных

условий и колорита. В ряде из них сохранились первоначальные

росписи и мозаика.

В XIII-XV в. ограниченное строительство ведется главным

образом в западных землях. В построенных сооружениях ощущается

влияние итальянской готики. Войны приводят к развитию оборонно

-замкового строительства. В XVI в. в городах Западной Украины

(прежде всего во Львове) идет интенсивное гражданское строи-

тельство в ренессансном стиле. Золотым веком украинского ис-

кусства считаются XVII-XVIII в., когда создается своеобразный

стиль, называемый козацким барокко. В этом стиле главным обра-

зов в Приднепровье строятся храмы, другие церковные сооруже-

ния, дома козацкой аристократии. В конце XVIII в. в Киеве

строится ряд замечательных сооружений в стиле рококо с элемен-

тами классицизма (в т.ч. Андреевская церковь и царский дворец

Б.Растрелли). В XIX - начале XX в. интенсивно ведется городс-

кое строительство, эклектичное по стилю. В Восточной Украине

сооружается ряд зданий (прежде всего церквей) в русско-визан-

тийском стиле. В 1920-х годах распространяется "советский"

стиль, в значительной степени носящий характер подражания ев-

ропейскому конструктивизму. Для послевоенного строительства

характерны гигантомания и стандартизация.

- 6 -

Кино

----

Первые фильмы, снятые в Украине (в Киеве и в Одессе) еще

в предреволюционные годы, следует рассматривать как явления

общероссийского кинематографа. В их создании участвовали ре-

жиссер Я.Протазанов, актеры И.Мозжухин, В.Холодная.

Фильмы на украинскую тематику украинскими режиссерами и

актерами начинают создаваться в 1920-х годах. Основные дости-

жения украинского кино 20-30-х годов связаны с именами нес-

кольких мастеров. Это А.Довженко ("Арсенал" 1929, "Земля"

1930, "Иван" 1932, "Щорс" 1939), художник ярко эмоциональный,

ставший общепризнанным классиком мирового кино, чей фильм

"Земля" на Брюссельском референдуме назван в числе 12 лучших

фильмов всех времен и народов; И.Кавалеридзе ("Колиивщина"

1933, "Прометей" 1935), напротив того подчеркнуто рационалис-

тичный и конструктивистский; И.Савченко ("Всадники" 1939,

"Богдан Хмельницкий" 1940). При современном просмотре этих

фильмов поражает контраст между художественными открытиями их

создателей, иногда граничащими с гениальностью, и убогостью

принадлежащих их времени общественно-исторических идей. В мас-

совом кинопотоке того времени художественный уровень уже пол-

ностью соответствовал идейному. То же можно сказать почти обо

всем украинском кино до 60-х годов.

Рождение нового национального украинского кино знаменовал

фильм С.Параджанова "Тени забытых предков" (1965) по повести

Коцюбинского. В тематическом плане это кино характеризуется

вниманием к национальной культуре, национальным традициям, да-

же этнографичностью (местом действия фильмов не случайно в ос-

новном становится более сохранившая черты самобытности Запад-

ная Украина); в художественном - особым почерком: эмоцио-

нальностью, экспрессивностью, яркостью, подчеркнутой вырази-

тельностью каждого кадра, некоторой фрагментарностью сцен.

Фильм с триумфом прошел по всему миру. Тоталитарная система,

рассматривающая талант и художественный поиск как вызов, нашла

способ расправиться с художником, отправив его в лагеря. Вер-

нуться на Украину Параджанову не удалось, следующие фильмы он

снимает в Армении и Грузии.

- 7 -

Но далее лучшие фильмы украинского кино снимаются учени-

ками и последователями Параджанова: смешные или страшные экра-

низации Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала" (Ю.Ильенко 1968)

и "Пропавшая грамота" (И.Миколайчук 1968); трогательная и

грустная лирическая сказка "Лесная песня. Мавка" (Ильенко

1982); историческая "Легенда о княгине Ольге" (Ильенко 1983);

суровый и жестокий стефаниковский мир галицких крестьян в "Ка-

менном кресте" (Л.Осыка 1968); несколько по-гоголевски увиден-

ная послереволюционная Украина в "Вавилоне ХХ" (Миколайчук

1980); трагедия братоубийственной войны в "Белой птице с чер-

ной отметиной" (Ильенко и Миколайчук 1972); и наконец - бесче-

ловечность современных советских лагерей "Лебединое озеро. Зо-

на" (Ильенко, сценарий Параджанова, 1989).

Представляет интерес научно-популярное кино Украины 60-80

-х годов, главным образом фильмы о новых научных направлениях

и о природных феноменах, мало исследованных наукой ("Язык жи-

вотных", "Думают ли животные?", "Семь шагов за горизонт").

- 8 -

Наука

-----

Развитие науки в Киевской Руси началось с усвоения зна-

ний, методов, общего научного и культурного тезауруса, накоп-

ленных к тому времени другими европейскими странами; они восп-

ринимаются главным образом через византийские источники. Пер-

вые попытки оригинальных работ делаются в богословии. Из

научных трудов того времени наибольшую ценность представляют

летописи. Основным средоточием знаний служат церкви и монасты-

ри.

В XVI-XVII вв. Украина ориентируется на европейский уро-

вень науки и образования и в этом отношении значительно пре-

восходит соседнюю Россию. Относительно высок уровень грамот-

ности населения. Действуют многочисленные школы и академии:

Острожская академия (основана в 1580), школа Львовского братс-

тва (1586), Киевская Богоявленская братская школа (1617) и

учебное заведение общеевропейского ранга - Киево-Могилянская

коллегия (1632), впоследствии академия (1694). Украинская мо-

лодежь учится также в иезуитских коллегиях Польши, протестант-

ских школах и университетах Европы. С присоединением к России

европейская ориентация украинской науки и образования обрыва-

ется. Некоторое время они подпитывают науку и культуру России,

а затем слабеют и становятся ее придатком. В XVI - начале XIX

в. наиболее продуктивными областями науки были истриография

(исторические обзоры, козацкие летописи, "История Руссов") и

изучение церковно-славянского и староукраинского языков (лек-

сиконы и грамматики Л.Зизания, П.Беринды, М.Смотрицкого).

В XIX - начале XX в. продолжаются работы в разных облас-

тях украиноведения. С 1843 "Временная комиссия для разбора

древних актов" в Киеве систематически издает исторические до-

кументы. Плодотворно работало "Одесское общество истории и

древностей" (с 1839), "Археографическая комиссия" в Киеве (с

1843), Архивные комиссии в Екатеринославе. Историческое прош-

лое Украины разносторонне исследуется Н.Костомаровым ("Богдан

Хмельницкий" и др. монографии), П.Кулишом ("История воссоеди-

нения Руси", 1873-77), А.Лазаревским ("Описание старой Мало-

россии", 1888-1902), Д.Яворницким ("История запорожских коза-

ков", 1898-1910). М.Грушевский создает фундаментальные труды

"История Украины-Руси" в 10 т. (1898-1930) и "История украинс-

кой литературы" в 5 т., до сегодняшнего дня остающиеся наибо-

лее полным и авторитетным источником знаний по истории и лите-

ратуре Украины. Изучение украинского языка, начатое

"Грамматикой малороссийского наречия" А.Павловского (1818),

продолжалось изданием словарей, из которых наиболее полон

"Словарь украинского языка" в 4 т. Б.Гринченко (1907-09). С

особым вниманием собирается этнографический и фольклорный ма-

териал (П.Чубинский, В.Антонович, М.Драгоманов, М.Максимович);

достаточно сказать, что собрание украинских песен, выполненное

в XIX в., по объему превосходит аналогичные собрания других

народов мира.

- 9 -

Развитию естественных наук на Украине положило начало ос-

нование университетов: Харьковского (1805), Киевского (1834),

Одесского (1865).

Организационным центром украинской науки, своего рода

аналогом академии наук стало Научное Товарищество им.Шевченко

во Львове (основано в 1892, ликвидировано с установлением со-

ветской власти в 1939). Оно состояло из трех секций: историко-

философской, филологической и математико-природоведческо-меди-

цинской. Членами Товарищества были наиболее выдающиеся украин-

ские ученые; среди иностранных членов - А.Эйнштейн, М.Планк,

Ф.Клейн, В.Бехтерев. Одним из основоположников Товарищества и

его председателем в 1897-1913 был М.Грушевский. За годы своего

существования Товарищество издало около 600 томов публикаций в

различных областях науки (труды секций и комиссий, материалы

по украинской этнологии, исторические источники, "Украи-

но-русский архив", "Литературно-научный вестник" и т.д.).

В годы УНР основана Украинская Академия Наук, первыми

президентами которой были В.Вернадский и М.Грушевский. Первые

годы советской власти были годами расцвета украинской науки во

всех областях.

Развитие гуманитарных наук было прервано террором 30-х

годов. Продолжавшиеся с тех пор идеологические кампании и про-

работки привели к середине 80-х годов почти к полному вырожде-

нию этих наук. Едва ли не единственные и небезуспешные перейти

с советского уровня на общечеловеческий делались в 70-80-х го-

дах, как это ни странно, в области философии.

Естественные и математические науки почти не испытали по-

добных гонений (за исключением нескольких - типа антигенети-

ческой кампании 1948 и антикибернетической начала 50-х), так

что из развитие нельзя считать совсем бесплодным. Тем не ме-

нее, как правило, они оставались на провинциальном уровне, вы-

зывая мало интереса за пределами Украины. Здесь трудно найти

направления общемирового научного звучания типа московской и

ленинградской математической и физической школ. Все же иссле-

дования в некоторых узких областях иногда вызывали недолгий

интерес в мире, как было в 70-80-х годах с рядом работ киевс-

кого Института кибернетики.

Наиболее заметны успехи Украины в области технических на-

ук и в разработке современных технологий (напр. в электросвар-

ке).

- 10 -

Религия

-------

_И_с_т_о_р_и_я_ . Церковная традиция относит первое зна-

комство Украины с христианством к I в., когда апостол Андрей

проповедовал на киевских горах и благословил место будущей

столицы. Первые исторические свидетельства о христианстве в

Киевской Руси относятся к X в.: упоминание о церкви Св. Ильи в

Киеве (944); крещение княгини Ольги (950-е); приезд послов от

папы (978); и наконец, принятие христианства в качестве госу-

дарственной религии князем Владимиром (988) (впоследствии

трактуемое как крещение Руси или крещение Украины - в зависи-

мости от идеологической установки). Молодая церковь интенсивно

развивается в XI в.: строятся многочисленные храмы, основыва-

ются монастыри, в т.ч. знаменитый Киево-Печерский монастырь;

распространяется церковное просвещение; влияние церкви испыты-

вают все стороны государственной жизни и культуры. По отзыву

путешественника, в Киеве в 1018 г. было 400 церквей. В этот

период в украинской церкви существуют и противоборствуют ори-

ентации на оба центра мирового христианства: Константинополь

(Византию) и Рим. При этом Киевская митрополия официально вхо-

дит в Константинопольский патриархат, а тем самым после раско-

ла единой христианской церкви (1054) - в состав православной

церкви. Византийское влияние окончательно побеждает в 1104 г.,

начиная с которого до середины XIII в. митрополичью кафедру

занимают поставленные Константинополем греки. Единственное ис-

ключение - "русин" Клим Смолятич, при котором производится бе-

зуспешная попытка обеспечить автономию украинской церкви в

рамках Константинопольского патриархата (1147). Одновременно

митрополия расширяет число епархий (в 1240 г. - до 16), причем

многие из них располагаются на территориях нынешней России и

Белоруссии (Смоленская, Рязанская, Владимирская и др.).

Татаро-монгольское нашествие привело к нестабильности

церковной жизни. Киевские митрополиты в связи с упадком Киева

переносят кафедру во Владимир (1299), а затем в Москву, что

превращает эту митрополию в выразителя интересов Владимирского

и Московского князей. В ответ на это князь Юрий Галицкий доби-

вается создания Галицкой митрополии (1303) под своей эгидой. С

этого времени церковная организация в Украине надолго стано-

вится ареной противоборства различных политических сил (князья

Владимирский, Московский, Галицкий, король Польский), каждая

из которых стремится организовать на своих землях митрополию

под своим влиянием и подавить соперническую, оказывая с этой

целью давление на патриарха Константинопольского. В условиях

зависимого положения патриарха и общих политических катаклиз-

мов на этих территориях постоянно создаются, преобразуются и

ликвидируются митрополии и епископства - с его благословения

или без такового.

- 11 -

После создания Польско-Литовского государства (1385) на

входящих в его состав украинских землях начинаются гонения на

православную церковь: православные лишаются гражданских прав,

а впоследствии права строить и ремонтировать храмы; митрополит

и епископы назначаются королем и его сановниками, зачастую из

числа людей, далеких от церкви. В неравную борьбу православной

и католической церквей в XVI в. вмешивается враждебная им обе-

им третья сила - различные течения протестанства.

В этих условиях влиятельная часть украинского духовенства

видит возможность сохранения православной церкви в ее включе-

нии в начавшийся по инициативе папского престола процесс объ-

единения, или унии католической и православной церквей. Заду-

манная в глобальном масштабе (Флорентийский собор 1439), такая

уния так и не нашла благоприятных условий нигде, кроме Украи-

ны, хотя и там ее реализация на продолжении всей последующей

истории сопровождалась сильной общественной конфронтацией.

Создание униатской, или Украинской Греко-Католической Церкви,

подчиненной Римскому престолу, было провзглашено на Брестском

соборе (1596) с участием большинства православных епископов.

Одновременно около 200 священнослужителей и мирян, также объ-

явив себя собором, высказались против унии. Так произошел рас-

кол украинской церкви. Со вновь созданной церковью вступили в

ожесточенную борьбу все существовавшие ранее, не оставляя при

этом и борьбу между собой. Немногочисленные попытки объедине-

ния или хотя бы установления минимума взаимопонимания между

православными и униатами (М.Смотрицкий, П.Могила) натолкнулись

на непримиримость с обеих сторон. Козацкое сословие и строяще-

еся им государство однозначно ориентируется на православную

церковь как национальную, рассматривая католическую и униатс-

кую как враждебные. Войны Хмельницкого укрепили позиции пра-

вославной церкви, а униатской принесли погромы и убийства ве-

рующих.

После присоединения Левобережной Украины к России украин-

ская церковь на Левобережье переходит в каноническую зависи-

мость от Московского патриарха (1685). Одновременно имперские

власти переносят центр церковного образования и культуры из

Украины в Москву, формируя руководство Русской Православной

Церкви из наиболее образованных представителей украинского ду-

ховенства. На протяжении нескольких веков существования в Ро-

сийской империи украинская церковь все более теряет свои пра-

ва, обычаи и язык.

- 12 -

По этим причинам слабеет влияние Киевской митрополии, а

вместе с тем и вообще православной церкви на Правобережье. Как

национальная церковь там все более воспринимается униатская,

значительно лучше сохранившая язык и обряды и достаточно неза-

висимая от государственной власти. К началу разделов Польши на

Правобережной Украине остается всего несколько сотен правос-

лавных приходов. Но после этих разделов царское правительство,

проводя на вновь присоединенных землях Подолья и Волыни поли-

тику поддержки государственной религии, сумело в короткий срок

восстановить позиции православия. Формально признав греко-ка-

толическую церковь в конце XVIII в., оно продолжало ее разно-

образные преследования, так что к началу революции эта церковь

в Восточной Украине оказалась практически искорененной. На за-

падных землях, напротив того, роль национальной церкви украин-

ского народа переходит к униатской церкви.

После революции 1917 г. в украинской православной церкви

возникает движение за автокефалию, приведшее на Киевском собо-

ре (1921) к созданию Украинской Автокефальной Православной

Церкви, рукоположению ее первых епископов и избранию митропо-

лита. УАПЦ сосуществовала на Украине с Русской Православной

Церковью, расширяя свое влияние (более 10 тыс. священников в

1927 г.). В 1928 г. советская власть начала преследование

УАПЦ, ссылая и уничтожая ее священнослужителей, что привело к

ее полной ликвидации на территории советской Украины в 1930 г.

После 2-й мировой войны на западно-украинских землях,

присоединенных в 1939 г., ликвидируется греко-католическая

церковь, охватывающая там большинство населения. Под давление

советской власти созывается Львовский церковный собор (1946),

который признал недействительной Брестскую унию и провозгласил

соединение УГКЦ с РПЦ. Последовали репрессии униатских священ-

ников.

Таким образом, к середине 1980-х годов в Украине легально

функционировала единственная массовая христианская церковь -

РПЦ. Зарубежные украинцы в основном относились к двум конфес-

сиям: православной и греко-католической. Организационно каждая

из них складывалась из нескольких церквей, вступающих в раз-

личные объединения.

- 13 -

 

_С_о_в_р_е_м_е_н_н_о_е_ _п_о_л_о_ж_е_н_и_е_ . С началом

перестройки были легализованы запрещенные ранее церкви: УАПЦ и

УГКЦ. После этого УГКЦ довольно стремительно восстанавливала

влияние на своих традиционных землях (Западная Украина). Рост

влияния УАПЦ на востоке был не таким успешным - по количеству

верующих она продолжала значительно уступать РПЦ. Реабилитация

церквей сопровождалась острой борьбой между ними и РПЦ, выз-

ванной прежде всего нехваткой храмов для богослужения. Власти,

восстановив церкви в формальных правах, не позаботились о ре-

шении имущественных вопросов; отнятые в свое время у репресси-

рованных церквей храмы частично были переданы РПЦ, а большей

частью разрушены или переданы различным организациям, прямо

или косвенно зависящим от партийно-государственных структур.

Межцерковная борьба, не ограничивающаяся публичной полемикой,

а выливающаяся в насильственные захваты храмов и избиения ве-

рующих, особенно интенсивна в Западной Украине. Одновременно

под давлением украинских иерархов РПЦ Московский патриархат

предоставил украинской церкви значительную автономию и переи-

меновал украинский экзархат в Украинскую Православную Церковь.

Провозглашение независимости Украины привело к новому

витку межцерковной конфронтации. Объективно он был вызван

стремлением государственных властей и национально-патриотичес-

ких сил поставить церковь на службу своим интересам и идеоло-

гии. Для этого был использован конфликт с церковной иерархией

митрополита Киевского и Всея Украины Филарета. Церковный собор

в Харькове низложил Филарета, пользующегося крайне низкой ре-

путацией практически у всех священнослужителей и верующих. Сам

же Филарет, не признавая правомочными решения собора, в ответ

на это провозгласил автокефалию возглавляемой им УПЦ, а затем

провел совместный собор с УАПЦ, где произошло их соединение в

новую церковь под названием УПЦ - Киевский Патриархат. Власти

Украины, вероятнее всего инспирировавшие эти действия, заявили

о поддержке Филарета.

Таким образом, на сентябрь 1992 г. в Украине функциониру-

ют три церкви, так или иначе связанных с православием: УПЦ

(митрополит Владимир), охватывающая большинство верующих на

восточных землях; УПЦ-КП (патриарх Мстислав, его заместитель -

митрополит Филарет), имеющая меньше верующих, но явно приобре-

тающая характер официальной государственной церкви; УГКЦ (кар-

динал Иван Лобивский), преобладающая на западных землях. Наи-

более ожесточенный характер носит борьба между УПЦ и УПЦ-КП.

Основная ее форма - захват храмов УПЦ сторонниками УПЦ-КП,

среди которых роль ударной силы играют боевики УНСО, молодеж-

ных военизированных формирований фашистского характера.

- 14 -

_Д_р_у_г_и_е_ _х_р_и_с_т_и_а_н_с_к_и_е_ _ц_е_р_к_в_и_ .

Помимо трех названных, в Украине функционирует еще ряд христи-

анских церквей.

Общины старообрядческой церкви (поповского и беспоповско-

го течений) на юго-западе Украины объединяют потомков старооб-

рядцев, поселившихся здесь на рубеже XVIII и XIX в.

Протестантизм начал распространяться в Украине в XIX в.

Первые протестантские движения среди украинского населения под

наименованием "штунды" возникли в середине XIX в. на Херсонщи-

не под влиянием немецких колонистов. В XX в. в Западной Украи-

не распространяется кальвинизм и баптизм. До воссоединения с

Украиной в Галичине было зарегистрировано около 10 тыс. про-

тестантов. До середины 1980-х годов протестантские церкви при-

теснялись и преследовались советской властью в большей степе-

ни, чем официальная церковь.

Сегодня из протестантских церквей наиболее многочисленна

церковь евангельских христиан-баптистов, сложившаяся в 1944-45

гг. Другая протестантская церковь - адвентистов седьмого дня -

происходит от упомятых выше штундистов. Часть верующих обеих

церквей ("инициативники" в ЕХБ, "реформисты" в АСД) отказыва-

лась от любого сотрудничества с советской властью в делах веры

и потому преследовалась особенно усиленно. В последние годы

появляются также новые свободные протестантские общины (т.е.

находящиеся вне рамок установившихся церковных объединений).

С началом перестройки протестантские церкви заметно акти-

визировались. Многообразие форм миссионерской деятельности

(лекции и проповеди, рассчитанные на разнообразную аудиторию,

выступления религиозных ансамблей, встречи с зарубежными мис-

сионерами, распространение религиозной литературы), живой и

неформальный характер церковного общения, благотворительная

деятельность (уход за стариками и больными, раздача гуманитар-

ной помощи), нескомпроментированность прислужничеством перед

старой и новой властью - все это привлекает ищущих веру людей,

особенно молодежь. В этом отношении протестантские церкви на

сегодня заметно опережают православные.

Приходы римско-католической и реформаторской кальвинист-

ской церкви в Западной Украине объединяют верующих главным об-

разом неукраинской национальности (соответственно поляков и

венгров).

 

_К_о_л_и_ч_е_с_т_в_о_ _п_р_и_х_о_д_о_в_ наиболее много-

численных в Украине церквей: УПЦ - 5,5 тыс., ГКЦ - 2,7 тыс.,

УПЦ-КП (бывшая УАПЦ) - 1,5 тыс., Церковь Евангельских Христиан

-Баптистов - 1,1 тыс., Римско-католическая - 452.

 

:: Высказаться ::

 

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель