УКРАИНА:
КУЛЬТУРА. НАУКА. РЕЛИГИЯ
Литература
----------
Основным фактором, повлиявшим на формирование украинской
культуры, было принятие в X в. Киевской Русью христианства. С
одной стороны, оно привело к вхождению Киевской Руси в общеев-
ропейское культурное пространство, что носило на первых порах
характер заимствования накопленных в этом пространстве ценнос-
тей. С другой - к тесной связи культуры с религией, выразив-
шейся в литературе в преобладании религиозных жанров, в архи-
тектуре - в преимущественной направленности усилий и талантов
на построение храмов и т.д. Вмосте с тем развивающаяся культу-
ра тесно взаимодействует с народным творчеством и традициями.
В литературе XI - XIII вв. можно различить два слоя: пе-
реводной и оригинальный. Переводится в первую очередь
религиозная литература: Евангелие (отдельные фрагменты - 1056,
четвероевангелие - 1144), Псалтырь, жития святых, произведения
отцов церкви Иоанна Златоуста, Григория Богослова и др. Вместе
с тем переводится историческая и научная литература, пользуют-
ся популярностью переводные повести и романы ("Александрия",
"Троянская история" и др.). Развитие оригинальной литературы
начинается жанром проповеди, в качестве образцов которого мож-
но назвать трактат митрополита Иллариона "Слово о законе и
благодати" (1051), "Поучение" князя Владимира Мономаха (нач.
XII в.). Из светских жанров наиболее важным и значимым стано-
вится жанр летописи; наиболее известна "Повесть временных
лет" (нач. XII в.). Шедевром восточно-славянской поэзии счита-
ется "Слово о полку Игореве" (конец XII в.). Следует сказать,
что наследниками культуры Киевской Руси считают себя не только
украинцы, но и два других народа, для которых она была колы-
белью,- русские и белорусы.
Упадок Киевской Руси после татаро-монгольского нашествия
и разрушения Киева (1240) распространился и на культуру. Зна-
чительно уменьшаются возможности и роль создателей и храните-
лей культуры (прежде всего духовенства), а местом их сосредо-
точения становится в основном Западная Украина. В литературе
по инерции продолжаются жанры, возникшие в предыдущий период.
В XVI в. украинская культура отходит от византийских тра-
диций и испытывает значительное влияние западно-европейской
Реформации. Появляются переводы сначала отдельных книг Библии,
а затем печатается ее полный текст (1581). Религиозная борьба
порождает многочисленную полемическую литературу (Иван Вышенс-
кий).
Развитие украинской литературы XVII - XVIII в. продолжа-
ется в рамках общеевропейской культуры в стиле барокко. Широко
развивается духовная и светская (политическая, панегирическая
и пародийная) поэзия, новелла, драма, дневники и козацкие ле-
тописи; из религиозных жанров - философско-богословские трак-
таты (Г.Сковорода).
- 2 -
Основоположником новой украинской литературы считается И.
Котляревский. В его главном произведении "Энеида" (первое из-
дание - 1798), поэме в травестийном жанре, действие античной
поэмы переносится на почву козацкой Украины, наполняется на-
родным юмором, народным мироощущением, живой народной речью,
впервые зазвучавшей в литературном произведении. В творчестве
Котляревского отчетливо проявилась черта, ставшая впоследствии
наиболее характерной почти для всей украинской литературы,-
демократизм, понимаемый как ориентация в тематике, мировоззре-
нии и языке на читателя из простого народа - крестьянина, а
реально - на образованного человека, принявшего крестьянина за
образец. (В этом отношении большинство произведений классичес-
кой украинской литературы напоминает крестьянские рассказы
Л.Толстого.) В последующие несколько десятилетий во многом под
влиянием Котляревского украинская литература обогащается рядом
поэтических (П.Гулак-Артемовский, Е.Гребинка) и прозаических
(Г.Квитка-Основьяненко) произведений; последние преимуществен-
но представляют собой рассказы из народного быта, выдержанные
в духе сентиментального народолюбия, или переработки фольклор-
но-анекдотических сюжетов.
На этом фоне в 40-х годах XIX в. возникает фигура поэта,
воспринимающегося с тех пор и до наших дней как символ украин-
ской литературы, украинского самосознания, самой украинской
нации, и более того - как национальная святыня. Для объяснения
феномена Тараса Шевченко следует помнить о соединении в нем
ряда исключительных качеств: огромного поэтического таланта;
эмоциональной организации, наиболее характерной для представи-
теля украинской нации с его яркой эмоциональностью, набож-
ностью, свободолюбием, вспышками необузданного гнева, в связи
с чем поэзия Шевченко как никакая другая способна вызвать эмо-
циональный отклик читателя-соотечественника; и наконец, круг
национальных и общественных идеалов, в течение столетий прес-
ледовавшийся всеми властями и потому особенно лелеемый в серд-
це среднего украинца: представление об Украине как о самостоя-
тельном историко-национальном единстве, восхищение ее прошлым,
неприятие современного подневольного состояния, вера в будущее
предназначение - свободную жизнь свободных тружеников на своей
земле. (Добавим, что каждый апологет Шевченко создает свой об-
раз поэта, подчеркивая одни из его идей и затушевывая другие.)
- 3 -
После Шевченко в украинской литературе начинается эпоха
реализма, наиболее значительными представителями которого в
Восточной Украине были Марко Вовчок, И.Нечуй-Левицкий, П.Мир-
ный, в Западной - И.Франко. Главная тема их произведений -
жизнь крестьянства и его пролетаризация. Неуменьшающийся инте-
рес к прошлому Украины обусловливает появление исторического
романа в духе В.Скотта (П.Кулиш). В этот период интенсифициру-
ется общее культурное движение, возникают многочисленные укра-
инские театральные труппы, газеты, журналы, альманахи. Общест-
венная мысль находит выражение в литературной критике, научных
и публицистических статьях либерального и социал-демократичес-
кого направления (Н.Костомаров, М.Драгоманов). Велико влияние
многосторонней культурно-просветительской деятельности И.Фран-
ка. В связи с разнообразными ограничениями на развитие украин-
ской культуры в царской России в последние десятилетия XIX в.
ее центр перемещается в Западную Украину.
С начала XX в. в украинской литературе заметно влияние
модернизма как в средствах изображения (в духе импрессионизма
и символизма), так и в тематике. Традиционные сюжеты из
крестьянской жизни трактуются более жестко, без романтической
идеализации (В.Стефаник, О.Кобылянская). Тематика расширяется
описанием городской интеллигенции, исследованием патологичес-
кой психики "антигероя", обращением к жизни других народов и
цивилизаций (М.Коцюбинский, В.Винниченко, Л.Украинка).
Первые 10-15 лет после Октябрьской революции в украинской
культуре приобрели наименование Расстрелянного Возрождения.
Пылкие надежды на создание новой, свободно развивающейся наци-
ональной культуры привели к быстрому расцвету литературы. Наи-
более интенсивно развивается поэзия всех направлений: симво-
лизм (П.Тычина), неоклассицизм (М.Зеров, М.Рыльский),
футуризм. Главное направление прозы - попытки осмысления ре-
зультатов революции, нынешнего состояния Украины, ее перспек-
тив на будущее (М.Хвылевый). Разнообразие литературных течений
приводит к созданию многочисленных группировок и перманентной
борьбе между ними, с течением времени все более приобретающей
характер политического погрома. Репрессии на украинскую куль-
туру, начавшиеся в 1929 г. фальсифицированным процессом СОУ,
кульминацией которых стали массовые аресты и расстрелы 1934
г., привели к физическому уничтожению около 90 % украинских
писателей. Оставшиеся в живых и на свободе, в т.ч. несколько
наиболее талантливых, морально сломлены. Украинская литература
на долгие десятилетия остается одной из наиболее бесцветных и
конформистских во всем СССР - с бесконечными славословиями в
адрес Сталина, а затем партии, воспеванием боевых и трудовых
побед. Отдельные попытки самовыражения в условиях тоталитарно-
го гнета вряд ли могут вызвать интерес сегодняшнего читателя.
- 4 -
Годы хрущевской оттепели создали относительно лучшие ус-
ловия для самореализации писателей старшего поколения (О.Гон-
чар, М.Стельмах), а главное - вызвали к жизни поколение новое,
прежде всего в поэзии (В.Симоненко, М.Винграновский, И.Драч,
Л.Костенко). Основным, что привлекало в их творчестве, были не
столько несомненный талант и поиски новых форм, сколько попыт-
ка вырваться из царства соцреализма, выразить мысли и чувства
нормального человека нормальным языком (в той мере, в какой
это было возможно). Проза возвращается к живому крестьянину
(Григор Тютюнник). "Мягкие" репрессии Брежнева приглушили, но
не остановили это движение. Ряд писателей в своем творчестве
вступает в открытую оппозицию режиму (В.Стус).
На сегодня украинская литература характеризуется формаль-
ным отходом от соцреализма и социалистической идеологии в сто-
рону идеологии национально-патриотической; многообразием жан-
ров и тем; зачастую - достаточным профессионализмом;
значительной общественной активностью литераторов. В то же
время ее читаемость, влияние на общество, интерес и доверие
общества к ней остаются значительно ниже, чем в России и в ря-
де других республик бывшего СССР.
Характеристика украинской литературы была бы неполной без
упоминания о тесном взамопроникновении ее и литературы русс-
кой, вызванном длительным функционированием в Восточной Украи-
не двух языков и двух культур, под воздействием которых оказы-
вались все в ней живущие. В русской литературе XIX в. одной из
популярнейших была украинская тема, наиболее ярко разработан-
ная Н.Гоголем (впоследствии В.Мордовцевым, Г.Данилевским,
М.Гариным-Михайловским). Украине посвящены отдельные произве-
дения А.Пушкина, К.Рылеева, А.Чехова, А.Куприна, В.Короленко.
С другой стороны, множество украинских писателей XIX в., ори-
ентируясь на общерусского читателя, писали одновременно и на
русском языке (Г.Квитка-Основьяненко, П.Кулиш, М.Вовчок,
М.Старицкий). На русском языке написана проза (и сравнительно
менее удачные образцы поэзии) Т.Шевченко. В XX в. Украина дала
многих русских писателей, посвятивших ей свои произведения (М.
Булгаков, И.Бабель, В.Катаев, К.Паустовский, В.Некрасов,
А.Кузнецов, Б.Чичибабин).
- 5 -
Архитектура
-----------
Разговор об архитектуре следует начать с общей характе-
ристики Украины, как земли, богатой архитектурными памятниками
различных периодов и стилей. При этом следует помнить, что в
многочисленных войнах, от плохого ухода, при варварском унич-
тожении храмов советской властью погибло много больше памятни-
ков, чем уцелело. Различные регионы испытывали различные влия-
ния и имеют различную архитектурную историю. Из городов и
регионов, особенно интересных в архитектурном отношении, назо-
вем Киев, Чернигов, Львов, Львовскую и Ивано-Франковскую об-
ласть (деревянное церковное зодчество).
Старейшие памятники на территории Украины относятся к
VIII-VII в. до н.э. - это остатки строений из греческих коло-
ний в Крыму (Херсонес, Феодосия, Керчь). В Киеве сохранились
древнейшие архитектурные памятники времен Киевской Руси: Со-
фийский собор (1037), Михайловская церковь Выдубицкого монас-
тыря (1088), Троицкая надвратная церковь Лавры (1108), Кирил-
ловская церковь (1140). Это храмы византийской архитектуры,
построенные в основном греческими мастерами с учетом местных
условий и колорита. В ряде из них сохранились первоначальные
росписи и мозаика.
В XIII-XV в. ограниченное строительство ведется главным
образом в западных землях. В построенных сооружениях ощущается
влияние итальянской готики. Войны приводят к развитию оборонно
-замкового строительства. В XVI в. в городах Западной Украины
(прежде всего во Львове) идет интенсивное гражданское строи-
тельство в ренессансном стиле. Золотым веком украинского ис-
кусства считаются XVII-XVIII в., когда создается своеобразный
стиль, называемый козацким барокко. В этом стиле главным обра-
зов в Приднепровье строятся храмы, другие церковные сооруже-
ния, дома козацкой аристократии. В конце XVIII в. в Киеве
строится ряд замечательных сооружений в стиле рококо с элемен-
тами классицизма (в т.ч. Андреевская церковь и царский дворец
Б.Растрелли). В XIX - начале XX в. интенсивно ведется городс-
кое строительство, эклектичное по стилю. В Восточной Украине
сооружается ряд зданий (прежде всего церквей) в русско-визан-
тийском стиле. В 1920-х годах распространяется "советский"
стиль, в значительной степени носящий характер подражания ев-
ропейскому конструктивизму. Для послевоенного строительства
характерны гигантомания и стандартизация.
- 6 -
Кино
----
Первые фильмы, снятые в Украине (в Киеве и в Одессе) еще
в предреволюционные годы, следует рассматривать как явления
общероссийского кинематографа. В их создании участвовали ре-
жиссер Я.Протазанов, актеры И.Мозжухин, В.Холодная.
Фильмы на украинскую тематику украинскими режиссерами и
актерами начинают создаваться в 1920-х годах. Основные дости-
жения украинского кино 20-30-х годов связаны с именами нес-
кольких мастеров. Это А.Довженко ("Арсенал" 1929, "Земля"
1930, "Иван" 1932, "Щорс" 1939), художник ярко эмоциональный,
ставший общепризнанным классиком мирового кино, чей фильм
"Земля" на Брюссельском референдуме назван в числе 12 лучших
фильмов всех времен и народов; И.Кавалеридзе ("Колиивщина"
1933, "Прометей" 1935), напротив того подчеркнуто рационалис-
тичный и конструктивистский; И.Савченко ("Всадники" 1939,
"Богдан Хмельницкий" 1940). При современном просмотре этих
фильмов поражает контраст между художественными открытиями их
создателей, иногда граничащими с гениальностью, и убогостью
принадлежащих их времени общественно-исторических идей. В мас-
совом кинопотоке того времени художественный уровень уже пол-
ностью соответствовал идейному. То же можно сказать почти обо
всем украинском кино до 60-х годов.
Рождение нового национального украинского кино знаменовал
фильм С.Параджанова "Тени забытых предков" (1965) по повести
Коцюбинского. В тематическом плане это кино характеризуется
вниманием к национальной культуре, национальным традициям, да-
же этнографичностью (местом действия фильмов не случайно в ос-
новном становится более сохранившая черты самобытности Запад-
ная Украина); в художественном - особым почерком: эмоцио-
нальностью, экспрессивностью, яркостью, подчеркнутой вырази-
тельностью каждого кадра, некоторой фрагментарностью сцен.
Фильм с триумфом прошел по всему миру. Тоталитарная система,
рассматривающая талант и художественный поиск как вызов, нашла
способ расправиться с художником, отправив его в лагеря. Вер-
нуться на Украину Параджанову не удалось, следующие фильмы он
снимает в Армении и Грузии.
- 7 -
Но далее лучшие фильмы украинского кино снимаются учени-
ками и последователями Параджанова: смешные или страшные экра-
низации Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала" (Ю.Ильенко 1968)
и "Пропавшая грамота" (И.Миколайчук 1968); трогательная и
грустная лирическая сказка "Лесная песня. Мавка" (Ильенко
1982); историческая "Легенда о княгине Ольге" (Ильенко 1983);
суровый и жестокий стефаниковский мир галицких крестьян в "Ка-
менном кресте" (Л.Осыка 1968); несколько по-гоголевски увиден-
ная послереволюционная Украина в "Вавилоне ХХ" (Миколайчук
1980); трагедия братоубийственной войны в "Белой птице с чер-
ной отметиной" (Ильенко и Миколайчук 1972); и наконец - бесче-
ловечность современных советских лагерей "Лебединое озеро. Зо-
на" (Ильенко, сценарий Параджанова, 1989).
Представляет интерес научно-популярное кино Украины 60-80
-х годов, главным образом фильмы о новых научных направлениях
и о природных феноменах, мало исследованных наукой ("Язык жи-
вотных", "Думают ли животные?", "Семь шагов за горизонт").
- 8 -
Наука
-----
Развитие науки в Киевской Руси началось с усвоения зна-
ний, методов, общего научного и культурного тезауруса, накоп-
ленных к тому времени другими европейскими странами; они восп-
ринимаются главным образом через византийские источники. Пер-
вые попытки оригинальных работ делаются в богословии. Из
научных трудов того времени наибольшую ценность представляют
летописи. Основным средоточием знаний служат церкви и монасты-
ри.
В XVI-XVII вв. Украина ориентируется на европейский уро-
вень науки и образования и в этом отношении значительно пре-
восходит соседнюю Россию. Относительно высок уровень грамот-
ности населения. Действуют многочисленные школы и академии:
Острожская академия (основана в 1580), школа Львовского братс-
тва (1586), Киевская Богоявленская братская школа (1617) и
учебное заведение общеевропейского ранга - Киево-Могилянская
коллегия (1632), впоследствии академия (1694). Украинская мо-
лодежь учится также в иезуитских коллегиях Польши, протестант-
ских школах и университетах Европы. С присоединением к России
европейская ориентация украинской науки и образования обрыва-
ется. Некоторое время они подпитывают науку и культуру России,
а затем слабеют и становятся ее придатком. В XVI - начале XIX
в. наиболее продуктивными областями науки были истриография
(исторические обзоры, козацкие летописи, "История Руссов") и
изучение церковно-славянского и староукраинского языков (лек-
сиконы и грамматики Л.Зизания, П.Беринды, М.Смотрицкого).
В XIX - начале XX в. продолжаются работы в разных облас-
тях украиноведения. С 1843 "Временная комиссия для разбора
древних актов" в Киеве систематически издает исторические до-
кументы. Плодотворно работало "Одесское общество истории и
древностей" (с 1839), "Археографическая комиссия" в Киеве (с
1843), Архивные комиссии в Екатеринославе. Историческое прош-
лое Украины разносторонне исследуется Н.Костомаровым ("Богдан
Хмельницкий" и др. монографии), П.Кулишом ("История воссоеди-
нения Руси", 1873-77), А.Лазаревским ("Описание старой Мало-
россии", 1888-1902), Д.Яворницким ("История запорожских коза-
ков", 1898-1910). М.Грушевский создает фундаментальные труды
"История Украины-Руси" в 10 т. (1898-1930) и "История украинс-
кой литературы" в 5 т., до сегодняшнего дня остающиеся наибо-
лее полным и авторитетным источником знаний по истории и лите-
ратуре Украины. Изучение украинского языка, начатое
"Грамматикой малороссийского наречия" А.Павловского (1818),
продолжалось изданием словарей, из которых наиболее полон
"Словарь украинского языка" в 4 т. Б.Гринченко (1907-09). С
особым вниманием собирается этнографический и фольклорный ма-
териал (П.Чубинский, В.Антонович, М.Драгоманов, М.Максимович);
достаточно сказать, что собрание украинских песен, выполненное
в XIX в., по объему превосходит аналогичные собрания других
народов мира.
- 9 -
Развитию естественных наук на Украине положило начало ос-
нование университетов: Харьковского (1805), Киевского (1834),
Одесского (1865).
Организационным центром украинской науки, своего рода
аналогом академии наук стало Научное Товарищество им.Шевченко
во Львове (основано в 1892, ликвидировано с установлением со-
ветской власти в 1939). Оно состояло из трех секций: историко-
философской, филологической и математико-природоведческо-меди-
цинской. Членами Товарищества были наиболее выдающиеся украин-
ские ученые; среди иностранных членов - А.Эйнштейн, М.Планк,
Ф.Клейн, В.Бехтерев. Одним из основоположников Товарищества и
его председателем в 1897-1913 был М.Грушевский. За годы своего
существования Товарищество издало около 600 томов публикаций в
различных областях науки (труды секций и комиссий, материалы
по украинской этнологии, исторические источники, "Украи-
но-русский архив", "Литературно-научный вестник" и т.д.).
В годы УНР основана Украинская Академия Наук, первыми
президентами которой были В.Вернадский и М.Грушевский. Первые
годы советской власти были годами расцвета украинской науки во
всех областях.
Развитие гуманитарных наук было прервано террором 30-х
годов. Продолжавшиеся с тех пор идеологические кампании и про-
работки привели к середине 80-х годов почти к полному вырожде-
нию этих наук. Едва ли не единственные и небезуспешные перейти
с советского уровня на общечеловеческий делались в 70-80-х го-
дах, как это ни странно, в области философии.
Естественные и математические науки почти не испытали по-
добных гонений (за исключением нескольких - типа антигенети-
ческой кампании 1948 и антикибернетической начала 50-х), так
что из развитие нельзя считать совсем бесплодным. Тем не ме-
нее, как правило, они оставались на провинциальном уровне, вы-
зывая мало интереса за пределами Украины. Здесь трудно найти
направления общемирового научного звучания типа московской и
ленинградской математической и физической школ. Все же иссле-
дования в некоторых узких областях иногда вызывали недолгий
интерес в мире, как было в 70-80-х годах с рядом работ киевс-
кого Института кибернетики.
Наиболее заметны успехи Украины в области технических на-
ук и в разработке современных технологий (напр. в электросвар-
ке).
- 10 -
Религия
-------
_И_с_т_о_р_и_я_ . Церковная традиция относит первое зна-
комство Украины с христианством к I в., когда апостол Андрей
проповедовал на киевских горах и благословил место будущей
столицы. Первые исторические свидетельства о христианстве в
Киевской Руси относятся к X в.: упоминание о церкви Св. Ильи в
Киеве (944); крещение княгини Ольги (950-е); приезд послов от
папы (978); и наконец, принятие христианства в качестве госу-
дарственной религии князем Владимиром (988) (впоследствии
трактуемое как крещение Руси или крещение Украины - в зависи-
мости от идеологической установки). Молодая церковь интенсивно
развивается в XI в.: строятся многочисленные храмы, основыва-
ются монастыри, в т.ч. знаменитый Киево-Печерский монастырь;
распространяется церковное просвещение; влияние церкви испыты-
вают все стороны государственной жизни и культуры. По отзыву
путешественника, в Киеве в 1018 г. было 400 церквей. В этот
период в украинской церкви существуют и противоборствуют ори-
ентации на оба центра мирового христианства: Константинополь
(Византию) и Рим. При этом Киевская митрополия официально вхо-
дит в Константинопольский патриархат, а тем самым после раско-
ла единой христианской церкви (1054) - в состав православной
церкви. Византийское влияние окончательно побеждает в 1104 г.,
начиная с которого до середины XIII в. митрополичью кафедру
занимают поставленные Константинополем греки. Единственное ис-
ключение - "русин" Клим Смолятич, при котором производится бе-
зуспешная попытка обеспечить автономию украинской церкви в
рамках Константинопольского патриархата (1147). Одновременно
митрополия расширяет число епархий (в 1240 г. - до 16), причем
многие из них располагаются на территориях нынешней России и
Белоруссии (Смоленская, Рязанская, Владимирская и др.).
Татаро-монгольское нашествие привело к нестабильности
церковной жизни. Киевские митрополиты в связи с упадком Киева
переносят кафедру во Владимир (1299), а затем в Москву, что
превращает эту митрополию в выразителя интересов Владимирского
и Московского князей. В ответ на это князь Юрий Галицкий доби-
вается создания Галицкой митрополии (1303) под своей эгидой. С
этого времени церковная организация в Украине надолго стано-
вится ареной противоборства различных политических сил (князья
Владимирский, Московский, Галицкий, король Польский), каждая
из которых стремится организовать на своих землях митрополию
под своим влиянием и подавить соперническую, оказывая с этой
целью давление на патриарха Константинопольского. В условиях
зависимого положения патриарха и общих политических катаклиз-
мов на этих территориях постоянно создаются, преобразуются и
ликвидируются митрополии и епископства - с его благословения
или без такового.
- 11 -
После создания Польско-Литовского государства (1385) на
входящих в его состав украинских землях начинаются гонения на
православную церковь: православные лишаются гражданских прав,
а впоследствии права строить и ремонтировать храмы; митрополит
и епископы назначаются королем и его сановниками, зачастую из
числа людей, далеких от церкви. В неравную борьбу православной
и католической церквей в XVI в. вмешивается враждебная им обе-
им третья сила - различные течения протестанства.
В этих условиях влиятельная часть украинского духовенства
видит возможность сохранения православной церкви в ее включе-
нии в начавшийся по инициативе папского престола процесс объ-
единения, или унии католической и православной церквей. Заду-
манная в глобальном масштабе (Флорентийский собор 1439), такая
уния так и не нашла благоприятных условий нигде, кроме Украи-
ны, хотя и там ее реализация на продолжении всей последующей
истории сопровождалась сильной общественной конфронтацией.
Создание униатской, или Украинской Греко-Католической Церкви,
подчиненной Римскому престолу, было провзглашено на Брестском
соборе (1596) с участием большинства православных епископов.
Одновременно около 200 священнослужителей и мирян, также объ-
явив себя собором, высказались против унии. Так произошел рас-
кол украинской церкви. Со вновь созданной церковью вступили в
ожесточенную борьбу все существовавшие ранее, не оставляя при
этом и борьбу между собой. Немногочисленные попытки объедине-
ния или хотя бы установления минимума взаимопонимания между
православными и униатами (М.Смотрицкий, П.Могила) натолкнулись
на непримиримость с обеих сторон. Козацкое сословие и строяще-
еся им государство однозначно ориентируется на православную
церковь как национальную, рассматривая католическую и униатс-
кую как враждебные. Войны Хмельницкого укрепили позиции пра-
вославной церкви, а униатской принесли погромы и убийства ве-
рующих.
После присоединения Левобережной Украины к России украин-
ская церковь на Левобережье переходит в каноническую зависи-
мость от Московского патриарха (1685). Одновременно имперские
власти переносят центр церковного образования и культуры из
Украины в Москву, формируя руководство Русской Православной
Церкви из наиболее образованных представителей украинского ду-
ховенства. На протяжении нескольких веков существования в Ро-
сийской империи украинская церковь все более теряет свои пра-
ва, обычаи и язык.
- 12 -
По этим причинам слабеет влияние Киевской митрополии, а
вместе с тем и вообще православной церкви на Правобережье. Как
национальная церковь там все более воспринимается униатская,
значительно лучше сохранившая язык и обряды и достаточно неза-
висимая от государственной власти. К началу разделов Польши на
Правобережной Украине остается всего несколько сотен правос-
лавных приходов. Но после этих разделов царское правительство,
проводя на вновь присоединенных землях Подолья и Волыни поли-
тику поддержки государственной религии, сумело в короткий срок
восстановить позиции православия. Формально признав греко-ка-
толическую церковь в конце XVIII в., оно продолжало ее разно-
образные преследования, так что к началу революции эта церковь
в Восточной Украине оказалась практически искорененной. На за-
падных землях, напротив того, роль национальной церкви украин-
ского народа переходит к униатской церкви.
После революции 1917 г. в украинской православной церкви
возникает движение за автокефалию, приведшее на Киевском собо-
ре (1921) к созданию Украинской Автокефальной Православной
Церкви, рукоположению ее первых епископов и избранию митропо-
лита. УАПЦ сосуществовала на Украине с Русской Православной
Церковью, расширяя свое влияние (более 10 тыс. священников в
1927 г.). В 1928 г. советская власть начала преследование
УАПЦ, ссылая и уничтожая ее священнослужителей, что привело к
ее полной ликвидации на территории советской Украины в 1930 г.
После 2-й мировой войны на западно-украинских землях,
присоединенных в 1939 г., ликвидируется греко-католическая
церковь, охватывающая там большинство населения. Под давление
советской власти созывается Львовский церковный собор (1946),
который признал недействительной Брестскую унию и провозгласил
соединение УГКЦ с РПЦ. Последовали репрессии униатских священ-
ников.
Таким образом, к середине 1980-х годов в Украине легально
функционировала единственная массовая христианская церковь -
РПЦ. Зарубежные украинцы в основном относились к двум конфес-
сиям: православной и греко-католической. Организационно каждая
из них складывалась из нескольких церквей, вступающих в раз-
личные объединения.
- 13 -
_С_о_в_р_е_м_е_н_н_о_е_ _п_о_л_о_ж_е_н_и_е_ . С началом
перестройки были легализованы запрещенные ранее церкви: УАПЦ и
УГКЦ. После этого УГКЦ довольно стремительно восстанавливала
влияние на своих традиционных землях (Западная Украина). Рост
влияния УАПЦ на востоке был не таким успешным - по количеству
верующих она продолжала значительно уступать РПЦ. Реабилитация
церквей сопровождалась острой борьбой между ними и РПЦ, выз-
ванной прежде всего нехваткой храмов для богослужения. Власти,
восстановив церкви в формальных правах, не позаботились о ре-
шении имущественных вопросов; отнятые в свое время у репресси-
рованных церквей храмы частично были переданы РПЦ, а большей
частью разрушены или переданы различным организациям, прямо
или косвенно зависящим от партийно-государственных структур.
Межцерковная борьба, не ограничивающаяся публичной полемикой,
а выливающаяся в насильственные захваты храмов и избиения ве-
рующих, особенно интенсивна в Западной Украине. Одновременно
под давлением украинских иерархов РПЦ Московский патриархат
предоставил украинской церкви значительную автономию и переи-
меновал украинский экзархат в Украинскую Православную Церковь.
Провозглашение независимости Украины привело к новому
витку межцерковной конфронтации. Объективно он был вызван
стремлением государственных властей и национально-патриотичес-
ких сил поставить церковь на службу своим интересам и идеоло-
гии. Для этого был использован конфликт с церковной иерархией
митрополита Киевского и Всея Украины Филарета. Церковный собор
в Харькове низложил Филарета, пользующегося крайне низкой ре-
путацией практически у всех священнослужителей и верующих. Сам
же Филарет, не признавая правомочными решения собора, в ответ
на это провозгласил автокефалию возглавляемой им УПЦ, а затем
провел совместный собор с УАПЦ, где произошло их соединение в
новую церковь под названием УПЦ - Киевский Патриархат. Власти
Украины, вероятнее всего инспирировавшие эти действия, заявили
о поддержке Филарета.
Таким образом, на сентябрь 1992 г. в Украине функциониру-
ют три церкви, так или иначе связанных с православием: УПЦ
(митрополит Владимир), охватывающая большинство верующих на
восточных землях; УПЦ-КП (патриарх Мстислав, его заместитель -
митрополит Филарет), имеющая меньше верующих, но явно приобре-
тающая характер официальной государственной церкви; УГКЦ (кар-
динал Иван Лобивский), преобладающая на западных землях. Наи-
более ожесточенный характер носит борьба между УПЦ и УПЦ-КП.
Основная ее форма - захват храмов УПЦ сторонниками УПЦ-КП,
среди которых роль ударной силы играют боевики УНСО, молодеж-
ных военизированных формирований фашистского характера.
- 14 -
_Д_р_у_г_и_е_ _х_р_и_с_т_и_а_н_с_к_и_е_ _ц_е_р_к_в_и_ .
Помимо трех названных, в Украине функционирует еще ряд христи-
анских церквей.
Общины старообрядческой церкви (поповского и беспоповско-
го течений) на юго-западе Украины объединяют потомков старооб-
рядцев, поселившихся здесь на рубеже XVIII и XIX в.
Протестантизм начал распространяться в Украине в XIX в.
Первые протестантские движения среди украинского населения под
наименованием "штунды" возникли в середине XIX в. на Херсонщи-
не под влиянием немецких колонистов. В XX в. в Западной Украи-
не распространяется кальвинизм и баптизм. До воссоединения с
Украиной в Галичине было зарегистрировано около 10 тыс. про-
тестантов. До середины 1980-х годов протестантские церкви при-
теснялись и преследовались советской властью в большей степе-
ни, чем официальная церковь.
Сегодня из протестантских церквей наиболее многочисленна
церковь евангельских христиан-баптистов, сложившаяся в 1944-45
гг. Другая протестантская церковь - адвентистов седьмого дня -
происходит от упомятых выше штундистов. Часть верующих обеих
церквей ("инициативники" в ЕХБ, "реформисты" в АСД) отказыва-
лась от любого сотрудничества с советской властью в делах веры
и потому преследовалась особенно усиленно. В последние годы
появляются также новые свободные протестантские общины (т.е.
находящиеся вне рамок установившихся церковных объединений).
С началом перестройки протестантские церкви заметно акти-
визировались. Многообразие форм миссионерской деятельности
(лекции и проповеди, рассчитанные на разнообразную аудиторию,
выступления религиозных ансамблей, встречи с зарубежными мис-
сионерами, распространение религиозной литературы), живой и
неформальный характер церковного общения, благотворительная
деятельность (уход за стариками и больными, раздача гуманитар-
ной помощи), нескомпроментированность прислужничеством перед
старой и новой властью - все это привлекает ищущих веру людей,
особенно молодежь. В этом отношении протестантские церкви на
сегодня заметно опережают православные.
Приходы римско-католической и реформаторской кальвинист-
ской церкви в Западной Украине объединяют верующих главным об-
разом неукраинской национальности (соответственно поляков и
венгров).
_К_о_л_и_ч_е_с_т_в_о_ _п_р_и_х_о_д_о_в_ наиболее много-
численных в Украине церквей: УПЦ - 5,5 тыс., ГКЦ - 2,7 тыс.,
УПЦ-КП (бывшая УАПЦ) - 1,5 тыс., Церковь Евангельских Христиан
-Баптистов - 1,1 тыс., Римско-католическая - 452.