Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

IGPI.RU :: Публикации :: Справочник по Украине :: Политическая картина Украины

Политическая картина Украины


 

 Нынешнее положение  Украины имеет  очень мало  общего с  ее

положением  до  1985  года:  все  основные  черты   нынешней

ситуациии  приобретены   в  ходе   перестройки.   С   другой

стороны, разумеется, существуют     общие     долгодействующие

факторы, сохранявшие силу до 1985года, в последующий  период

и в настоящее время.

 

    До  горбачевской  эпохи  Украина  была крайне пассивна в

политическом   отношении.    В   случае   же   какого-нибудь

"вольномыслия", особенно с национальным уклоном,  репрессии

были гораздо более жесткими, чем в подобных случаях в Москве

или  Ленинграде;  говорили  даже:  "когда  в  Москве стригут

ногти, в Киеве рубят пальцы".  Значительная часть украинской

интеллигенции  была  "вытолкнута"  либо  на  Запад,  либо  в

Москву,  где  и  вольномыслие,  и  украинский национализм не

преследовались столь  жестко. Украинская партийная элита

также была "очищена": в ней не было никого похожего на людей

иэ  группы  партийных  реформаторов  /пусть   половинчатых/,

которые  сотрудничали с  Горбачевым     в  первые  годы  его

правления.

 

  Вместе с  тем, если  сравнивать Украину  со Средней Азией,

Сибирью или  даже средней  полосой России,  то окажется, что

Украина  относилась  все  же  к  высоко- культурным регионам

СССР. Жизненный уровень здесь был значительно выше, чем в

Средней Азии или российской деревне, прежде всего  благодаря

богатству  украинской  земли;  украинские  черноземы  в свое

время  считались  лучшими  в  мире.  Однако этот уровень был

значительно  ниже,   чем  в   Москве:  печальной   советской

традицией были  поездки из  села в  город, а  из провинции в

Москву за товарами,  а иногда даже  за продуктами /маслом  и др./

 

                Чернобыльская катастрофа.

 

   На протяжении первого года перестройки политическая жизн

в Украине оставалась неизменной: другими словами,независимая

политическая жизнь отсутствовала.   Начало ее можно  условно

связать  с  катастрофой  на  Чернобыльской  АЭС /26.4.1986/,

которая стала шоковой терапией для всей Украины и до сих пор

важную отражается на всей ее жизни, в том числе политической.

 

    После катастрофы близлежащая к Чернобылю зона, так называ-

емая 30-километровая зона была обьявлена непригодной для жи-

лья, а люди оттуда   выселены.   Однако   фактический  регион

загрязнения значительно больше, он включает столицу  Украины

Киев и несколько областей, а также значительные территории в

Белоруссии и в России.

 

   Граждане  были   особенно  возмущены   тем,  что    после

катастрофы власти  Украины и  СССР,  как это  всегда было в

СССР,  всеми  силами  скрывали  истинный масштаб катастрофы;

сообщение о ней поступило лишь на третий день,  а лидер СССР

Горбачев выступил  по телевидению  лишь через  17 дней после

аварии. Более  того, в  Киеве и  других прилегающих  к месту

катастрофы   городах   не    была   отменена    традиционная

первомайская демонстрация /явка на которую была  обязательна

для заранее назначенных  людей/; таким образом,  сотни тысяч

украинских граждан получили немалую дозу радиации. Следует от-

метить, что именно после Чернобыля в Киеве прошла первая не-

санкционированная демонстрация под лозунгом "Вывести войска

из Афганистана".

 

   Возвращение диссидентов. Первые общественные организации.

 

   Примерно  тогда  же  советские  власти  начали постепенно

амнистировать диссидентов, и в Украину возвратились В.Чорно-

вил, О.Шевченко, Л.Лукьяненко и другие. Они стали создавать

политические организации под культурными вывесками / скажем,

УКК - Украинский культурологический клуб или правозащитными

/УГС - Украинская Гельсинкская спилка, из которой позже вы-

росла УРП - Украинская республиканская партия. Одновременно

в Украину возвращались некоторые деятели культуры. При

их участии создавались  такие организации, как,например,"Ме-

мориал" - созданный для сбора документов о погибших во время

репрессий 1930-х годов и помощи жертвам, оставшихся живым.

 

 

   Наиболее важной из таких инициатив стало создание группой

писателей Народного Движения Украины за перестройку  /Руха/.

Первая реакция властей  была резко отрицательной;  однако, в

отличие  от  прошлых  времен,  она  выразилась  не в арестах

лидеров Руха,  а лишь в газетной травле активных представите-

лей нового движения.Более того, состоялась встреча перед те-

лекамерой Кравчука/тогда зав.отделом ЦК КПУ по идеологии/  с

возглавлявшими Рух Драчом, Поповичем и др.; беседа с руховца-

ми велась в хамской манере, но это был первый случай в истории

Украины, когда оппозиция смогла перед миллионной аудиторией вы-

сказать свою точку зрения. В тот момент   руководители  Руха,

разумеется, утверждали  /а может  быть, и  сами верили/, что

Рух  создается  для  того,  чтобы  помогать  КПСС  и  КПУ  в

проведении  перестройки  и  что  руководящая  роль компартии

никоим образом не ставится под сомнение.

 

                  Выборы 1989 и 1990 года.

 

   Избирательная  кампания  1989,  а  в  еще  большей   мере

кампания  следующего,   1990  года   быстро   радикализовала

общественное мнение.   В конце  1988 г.  начались митинги  в

Киеве, Львове и др. городах; на каждом из них наиболее бурно

аплодировали тому,  кто  говорил  резче  всех,  и, естественно,

что на последующих митингах каждый раз находились желающие вы-

сказаться еще резче. Все чаще стали появляться много лет запре-

щенные национальные сине-желтые флаги.

 

   По плану властей реальные выборы из нескольких кандидатов

должны были   пройти  лишь  в определенных округах, там, где

баллотировались партийные руководители. Заранее  подобранные

"собрания  избирателей"  отказали  всем  прочим кандидатам в

регистрации,  оставив  в  избирательном  списке  лишь одного

кандидата. Надо заметить, что даже если бы выборы прошли  по

намеченному сценарию, это был бы большой шаг вперед, ибо  до

того  во  всех  округах  "выбирали"  из  одного  кандидата в

бюллетене. Однако  против безальтернативных  кандидатов была

развернута широкая  агитация, и  многие из  них /особенно  в

крупных городах/ не набрали нужные 50%, в том числе в  Киеве

-  первый  секретарь  горкома,   "хозяин  города"  Масик   и

председатель горисполкома Згурский. По этим округам пришлось

проводить  повторные  выборы,  на  которых  было   выдвинуто

множество  /до  30/  кандидатов,  и  были  избраны  депутаты

демократического направления. Примерно то же  происходило  в

Харькове, Львове и некоторых других крупных городах.

 

  Тем не   менее   подавляющее   большинство   депутатов  от

Украины составили люди режима. Происходящее на 1 съезде народ-

ных депутатов СССР /май-июнь 1989 г./вся  страна - в  полном

смысле   этого   слова   -   смотрела   по  телевизору,  как

захватывающий   детектив.   Все  это  усиливало политизацию.

Летом  1989  г.  прошли    крупные  забастовки  шахтеров   и

многочисленные митинги под лозунгом  "Вся власть  Советам!".

Осенью  1989  г.  состоялся  учредительный  съезд      Руха,

началось        оформление        других         организаций

/экологических, клубов избирателей   и др/. Тогда   же  стал

оформляться  демократический  блок   для  выдвижения   своих

кандидатов на выборы в украинский парламент весной 1990.

 

 На  выборах  1990  г.  демократы  одержали полную победу в

Западной Украине  /напр.  все  24   депутата  от   Львовской

области представляли       демократическую       оппозицию/,

получили  большинство   депутатских  мандатов   в  Киеве   и

некоторых   других  городах;  тем  не  менее  и в украинском

парламенте   большинство   составили   сторонники    старого

режима.  Из  450 депутатов в оппозиционную группу, назвавшую

себя   Народной   Радой,    вошло   около   120     человек;

"твердолобое"   большинство оформилось   в так    называемую

"группу-239"     /по   числу   ее     депутатов/, остальные,

занимая  промежуточную  позицию,  были   все  же   ближе   к

"группе". Следует иметь  в  виду, что разграничение  не  шло

по линии "коммунисты  против беспартийных": некоторая  часть

членов КПСС вошла в Народную Раду.

 

              Начало распада советской системы.

 

    В 1990 году стало  ясно, что советской системе,  еще 3-4

года назад  казавшейся несокрушимой  и неизменной,  приходит

конец. Если еще два-три года назад бытовало мнение, что нужно

вступать  в  КПСС,  "чтобы  помочь  перестройке",  то теперь

многие деятели оппозиции /Драч, Павлычко, Яворивский и  др./

стали демонстративно выходить из партии. Начались

переименования  улиц  и  площадей,  в  свое  время названных

именами большевистских деятелей, а затем - наименования улиц

такими  именами,  как  Петлюра,  Бандера  и  др.,  которые  в

советское время рассматривались  как злейшие враги;  кое-где

были снесены  памятники Ленину,  кое-где заложены  памятники

Петлюре.

 

                  Голодовка студентов.

 

   В октябре  1990 года  в Киеве  прошла массовая  голодовка

студентов,    выдвинувших     требования:    1/     Отставка

правительства; 2/ "Нет - Союзному договору" /другими словами,

требование отказа  Украины от  продолжения членства  в Союзе

ССР/,  3/  Право  украинских  призывников  проходить военную

службу  на  Украине,  4/  Национализация  имущества КПСС, 5/

Роспуск только что избранного  парламента и новые выборы  на

многопартийной основе. После  того, как студенты  голодали 2

недели,  и  к  ним  начали присоединяться рабочие, парламент

уступил части их требований; в частности, премьер Масол ушел

в отставку и был заменен Фокиным.

 

                    Дело Хмары.

 

   Однако  к  этому  моменту  стало  ясно,  что  политизация

общества, достигшая высшей точки  весной  1990,  уже  идет на

убыль,  а  поддержка  демократических депутатов уменьшается.

"Группа-239" решила перейти в контрнаступление,  использовав

для этого уличный  скандал, в который  был вовлечен один  из

крайних  радикалов  парламента  Степан  Хмара.  Большинством

голосов парламент лишил его депутатской  неприкосновенности,

и он был арестован.Как следовало было ожидать, дело это имело

обратный эффект: все депутаты демократического  направления,

многие  из  которых  вовсе  не  разделяли  взглядов   Хмары,

оказались  обязанными  его  защищать.  Дело  тянулось долго:

весной следующего года Хмара  был освобожден от суда,  потом

опять  арестован  с  большим  скандалом;  окончательно  дело

против него  было прекращено  только после  провала военного

путча в августе 1991 года.

 

             Движение за независимость Украины.

 

   Первоначально  сторонники  полной  независимости  Украины

были очень малочисленны, а  лозунг этот даже не  выдвигался.

Положение  стало  меняться  в  1990 году. Идея независимости

становилась  все  популярнее  по  мере  того, как ухудшалось

экономическое  положение  СССР,  и  становилось  ясным,  что

горбачевское   руководство   готово   лишь   к  ограниченным

реформам. Сторонники   независимости,    сосредоточенные    в

основном  в   Западной  Украине,  осуществляли   "автобусные

десанты" -  периодически в  Киев и  другие города  приезжали

десятки  автобусов  с  молодежью,  с украинскими флагами. 16

июля 1990 года украинский парламент подавляющим большинством

голосов  принял  Декларацию  о  суверенитете  Украины. Таким

образом,  насчитывавшая  не  более  1/4  голосов   оппозиция

совместно с общественным  мнением заставила Верховный  Совет

сдвинуться  в  сторону  независимости  Украины.  Начиная  со

второй   половины   1990   года   коммунистическая   фракция

парламента фактически делится на две части: "твердолобых"  ,

которые  продолжают  стоять  на нерушимости коммунистических

догм, включая принцип единства СССР, и более гибких, которые

поняли,  что,  выступив  за   суверенитет,  они   не  только

приобретут  популярность,  но  и  добьются  для себя больших

преимуществ: гораздо приятнее управлять самим, не подчиняясь

московским инструкциям.  Наиболее ярким  представителем этой

неформальной фракции "суверен-коммунистов" стал Кравчук. При

подготовке референдума  о сохранении  СССР весной  1990 года

парламент с подачи оппозиции и при поддержке Кравчука /тогда

Председателя Верховного Совета/ постановил, что в  бюллетень

будет включен и второй вопрос:   "Согласны ли вы с тем,  что

Украина должна быть  в составе СССР  на основе декларации  о

суверенитете?"  На  референдуме  около  70% ответили "да" на

основной  вопрос  /о  согласии  на  вхождение  в  СССР   без

оговорок/, и около 80% ответили "да" на этот  дополнительный

вопрос.   Это  позволило  в  дальнейшем  и  сторонникам,   и

противникам  независимости  Украины  ссылаться на результаты

этого референдума.

 

           Ухудшение экономической ситуации.

 

   Между тем нарастала  инфляция. Горбачев набрал  на Западе

много денег в долг, но вскоре  этот  ресурс  был исчерпан, и

товаров  на  прилавках  /а  их  всегда  было  мало/ почти не

осталось; в тяжелейший момент,  в конце  1991 года, огромные

магазины были в полном смысле слова пусты /или же все  полки

были заставлены бесконечными рядами банок одного и того же,

ненужного продукта. Помимо действительной нехватки, это обь-

яснялось инфляционными ожиданиями: оптовые базы придержи-

вали свои запасы в ожидании повышения цен.

 

   Разумеется, все  это создавало  благодатнейшую почву  для

пропаганды  против  правительства.  Важнейшим   направлением

такой пропаганды были утверждения, что в независимой Украине

эти проблемы  удастся решить  /пока что  эти утверждения  не

оправдались/, и что поскольку советский рубль /"деревянный",

как его презрительно называли/ быстро падает в цене, Украине

будет  очень  выгодно  перейти  на собственную валюту. Очень

пропагандировалась и другая идея: мол, все товары с  Украины

вывозят  россияне,  грузины  и  люди  из  других  республик,

поэтому    необходимо    установить    таможенный    барьер,

препятствующий вывозу товаров. /Примечательно, что точно  то

же утверждалось  и в  других республиках/.  С целью  не дать

приезжим покупать  украинские товары  осенью 1990  года /это

было первой  мерой нового  правительства Фокина/  был введен

первый купон.  Отныне для  покупки любого  товара необходимо

было не только заплатить  деньги, но дополнительно отдать  в

кассу соответствующее количество  купонов, что, конечно  же,

резко  усложнило  торговлю,  но  не  остановило  инфляцию  и

вывоз    товаров.  Позднее,  в  январе  1992 года, уже после

провозглашения  независимости,  Украина  ввела второй купон,

действующий  и  сейчас.   На  этот  раз  была  введена   уже

нормальная  валюта  взамен  рубля,  но  без номеров /поэтому

подделки   распространились   очень   широко/   и  временно;

предполагается  вскоре  ввести  уже  нумерованные деньги под

названием  гривны.  Целесообразность  этого  в данный момент

сомнительна, т.к. купон падает в цене очень быстро: в момент

введения новой валюты произошел ценовой скачок примерно в 10

раз,  но  уже  после  этого  за  8  месяцев  1992  года цены

дополнительно  выросли  примерно  в  3-4 раза. Экономические

реформы Украины  фактически свелись  к этому  повышению цен;

попытки  министра  экономики  Ланового  /январь-  июль 1992/

провести некую систему  реформ очень быстро  закончились его

отставкой.

 

             Союзный договор. Путч 19 августа.

 

   В   этой,   все   усложняющейся,   обстановке    Горбачев

маневрировал. Летом 1991 года он как будто бы шел на союз  с

реформаторами /"программа 500 дней"/, осенью круто  повернул

и вступил в  союз с консерваторами.   Именно в период были

сделаны     попытки  вооруженной  силой  подавить   народное

движение в  Вильнюсе и  Риге. Убедившись,  что это  приведет

лишь к распаду Союза /как  оно и произошло, но уже  в других

обстоятельствах/, Горбачев вновь делает поворот и предлагает

союзным  республикам  подписать  новый  Союзный  договор   с

расширением  их  прав.  Большинство  украинских политических

партий и движений  выступило решительно против,  считая, что

это  "новое  ярмо"  для  Украины  и что Украина должна стать

полностью  независимым   государством.    Вследствие   этого

украинское руководство  отказалось участвовать  в намеченном

на  20  августа  торжественном  подписании договора.  Однако

накануне подписания Горбачев был интернирован на своей  даче

в Форосе /Крым/, а группа высших должностных лиц СССР /вице-

президент  Янаев,  министр  обороны  Язов,   премьер-министр

Павлов  и  др./  обьявила  себя Государственным комитетом по

чрезвычайному положению  /ГКЧП/ и  ввела военное  положение.

Однако   после   трехдневного   противостояния   в    Москве

выяснилось, что большинство чиновников предпочло  поддержать

Ельцина, а  массы народа  /порядка ста  тысяч/ окружили  его

резиденцию живым  кольцом. Гэкачеписты  не рискнули  бросить

армию  против  народа  и  бежали  в Крым просить у Горбачева

прощения; реальная власть в Москве перешла в руки Ельцина.

 

   В Киеве Кравчук,  бывший тогда высшим  должностным лицом,

выступил  по  ТВ  лишь  в  17  часов  19  августа, и то очень

осторожно, нe поддержав и не  осудив ГКЧП. В  Украине в  эти

три решающих дня не прошло почти никаких крупных акций; хотя

общественные силы  были, безусловно,  против ГКЧП,  среди их

руководства  преобладало  настроение  "отсидеться"; Рух даже

издал листовку, пояснявшую,  что это "  в Москве одна  часть

номенклатуры пытается устранить другую, такую же ".  Позиция

эта была, безусловно,  недальновидной: победа ГКЧП  привела бы

если и не к возврату к старой системе/он, вероятно, был  уже

невозможен/, то по крайней мере к резкому откату назад и, в част-

ности, исключила бы любое движение к независимости Украины.

Однако после поражения ГКЧП в Украине решили  тут  же   этим

воспользоваться:  через  2  дня,  24  августа,  была созвана

чрезвычайная сессия Верховного  Совета Украины. На  ней была

провозглашена  независимость  /с  тем,  что  на  1   декабря

назначался   референдум   по   этому   вопросу,   а    также

президентские выборы/.  Через день  за поддержку  путча была

запрещена КПСС-КПУ. Вскоре  после этого было  обьявлено, что

украинские  депутаты   Верховного  Совета   СССР  не   будут

принимать участия в сессии, и Украина взяла решительный курс

на независимость.

 

               Декабрьский референдум. СНГ.

 

   В России многие считали в это время, что народ Украины не

поддержит  независимости  или,  во  всяком  случае,  что   в

восточных  областях  большинство  проголосует  "против". При

этом  ссылались,  между  прочим,  на  результаты мартовского

референдума. Дело в том, что в случае выхода Украины из СССР

он, в сущности, распался бы  /выход трех  прибалтийских стран

означал потерю 1-2% территории и населения, но выход Украины

-  потеря  четверти  населения  и ключевого региона/. Многие

считали,  что  парламент  Украины  поддержал   независимость

только потому, что его коммунистическое большинство  боялось

предстоящих в  России реформ  и желало  сохранить в  Украине

 

 

"коммунистический заповедник".  Можно согласиться с тем, что

это  было  одной  из  причин,  по  которым  коммунистическое

большинство  так   дружно  проголосовало   24  августа    за

независимость:  действительно,   тогда  коммунисты   боялись

расследования их причастности к путчу или его поддержки.

Голосование  "за"  независимость  24  августа  стало для них

индульгенцией.

 

   Однако вскоре выяснилось, что  все общество  выступает за

независимость:  в  период, предшествовавший референдуму,  ни

одно влиятельное политическое  движение не выступало  против

нее,  и  все  кандидаты  в  президенты  выступали  "за".  На

референдуме 87% жителей Украины проголосовало "за" независимость

/в том числе большинство во всех областях Украины и в Крыму/,а на

выборах президента довольно легкую победу в первом туре/почти 60%/

одержал     председатель  Верховного  Совета  Украины Леонид

Кравчук, бывший  секретарь ЦК  КПУ. Второе  место /ок.23%  /

занял кандидат от Руха, бывший диссидент  Вячеслав Чорновил,

остальные  кандидаты  получили  не  более  4%  голосов.  Они

представляли:   Левко  Лукьяненко  -  УРП  и  круги,   более

националистические,  чем   сторонники  Чорновила;   Владимир

Гринев   -   либеральную   коалицию,   Игорь   Юхновский   -

демократически-центристскую  позицию  /его  поддерживало,  в

частности, большинство демократических депутатов  Верховного

Совета/,  Леопольд  Табурянский   -  независимый   кандидат,

предприниматель.    Седьмой  кандидат,   министр   сельского

хозяйства  Ткаченко,   незадолго  до   выборов  снял    свою

кандидатуру в пользу Кравчука.

 

      После  этого  стало  ясно,  что  Украина  не  подпишет

Союзный договор  ни в  каком варианте.  Как отмечалось выше,

это  делало  такой  договор  бессмысленным  с  точки  зрения

Москвы. Поэтому Ельцин  вступил в переговоры  с руководством

Украины  и  Эстонии,  и  8.12.1991  г.  в  Беловежской  Пуще

/Беларусь/  было  подписано  соглашение  о ликвидации СССР и

создании Содружества независимых государств /СНГ/. Горбачев,

лишенный эффективных возможностей сопротивляться, уступил, и

в  новый  1992  год  Украина  вступила  уже  как независимое

государство - член СНГ.

 

         Внешняя политика Украины. Отношения с Россией.

 

   После   референдума   о   независимости   Украина   стала

полноправным членом мирового сообщества; в короткий срок  ее

признало более ста  стран. Она была  и осталась членом  ООН,

стала членом  Совещания по  безопасности и  сотрудничеству в

Европе  и  Северо-Атлантического  совета  по сотрудничеству,

вступила в Мировой Банк и Международный Валютный Фонд.

 

   Основным направлением политики Украины в первые полгода

независимости было: сообщить миру, что да, есть такая страна

- Украина.  Второй целью было добиться инвестиций, в которых

отчаянно   нуждается   украинская   экономика.   Пока    все

международные   соглашения   по   этому   поводу  напоминают

декларации  о  намерениях,  что  и  неудивительно:  реальной

программы реформ  украинской экономики  нет, а  мало кто  из

инвесторов желает вкладывать деньги в отсталую  тоталитарную

экономическую модель. Исключение составляет некоторая  часть

украинской  диаспоры,  которая  очень  хочет  помочь молодой

Украине, независимо от  ее экономического строя;  однако эти

люди, как правило, не  располагают такими денежными средства-

ми, которые в данном случае необходимы.

 

   Приоритетом  внешней  политики  Украины  является  Запад.

Украина хотела бы  наладить контакты с  членами Европейского

Сообщества и в перспективе стать его членом. Украина  желала

бы сохранить статус нейтралитета,  возникший сейчас у нее  в

результате развала Варшавского договора, а также  приобрести

статус     безьядерной     державы        /правда,     среди

ультранационалистов   слышны   довольно   громкие    голоса,

доказывающие, что без ядерного оружия Украина не сможет быть

великой державой/.  Украина стремится  к тесным  контактам с

"вышеградским треугольником"  Польши-Венгрии-Чехо-Словакии,а

также  участвовать  в  сотрудничестве  стран  Причерноморья.

Отношения  с  Румынией  несколько  обострены  ввиду  решений

румынского парламента о возвращении румынских территорий,  в

свое  время  захваченных  Сталиным  и  включенных  в  состав

Украины.

 

   Украина  также  пытается  наладить  контакты  с   Ираном,

с целью           получения   нового   источника    энергии.

Предполагается, что  Иран и  Украина построят  через Украину

газопровод  Иран-Западная  Европа.   Поскольку  Украина  уже

заявила, что намерена торговать оружием, некоторые  западные

наблюдатели   считают   возможным,   что   Украина  намерена

расплачиваться оружием за иранскую нефть.

 

   В  любом  случае  наиболее  важными  для будущего Украины

остаются  отношения   с  Россией.   Украинское   руководство

рассматривает    СНГ    как    переходный    этап,    способ

"цивилизованного развода". Российское руководство, напротив,

рассматривало СНГ /по крайней мере, вначале/ явно как способ

сохранить суть единого государства под новым названием.  Это

создало многочисленные трения между двумя странами, причем в

обеих  странах  есть  желающие  подливать  масла  в огонь. В

последнее  время,  после  встречи  Ельцина  с  Кравчуком   в

Дагомысе /июнь 1992/  и последующих переговоров,  напряжение

разрядилось,  и   российско-украинские  отношения   с   виду

складываются как нельзя лучше.  Однако, поскольку  важнейшие

межгосударственныевопросы /например.   дележ   Черноморского

флота, взаимные  зачеты платежей  и др./  не решены,  а лишь

отложены  в  долгий   ящик, можно ожидать  новых осложнений,

и,  возможно,  новых  охлаждений   /и  потеплений/  в   этих

отношениях.

 

 Помимо прочего, Украина в настоящий момент  не

имеет  ни  в  одной  стране  помещений  для своих посольств.

Поскольку СССР владел  большим количеством зданий  во многих


странах,  Украина   хотела  бы   получить  если   не  здания

посольств, то консульства или другие здания из собственности

СССР, Россия пока не уступает и в этом вопросе.

    

                    Президентская власть.

     

   Президентская  власть   в   Украине,   как  и   в   СССР,

представляет  новый элемент, При коммунистическом режиме фак-

тическим "хозяином"Украины был первый секретарь ЦК/с 1973 по

1989г. - Щербицкий, в сентябре 1989 г. его сменил Ивашко,  в

июне 1990 г.им стал Гуренко/,а номинальным главой украинского

государства  был   Председатель  Верховного   Совета,   т.е.

парламента.

 

   После избрания нового  состава парламента пост  его главы

стал  весьма  важен;  в  СССР  его занял Горбачев, в Украине

коммунистическое    большинство    избрало     Председателем

тогдашнего 1 секретаря Ивашко.  Он попытался занять  среднюю

позицию в парламенте и пошел на некоторые уступки  оппозиции

/в частности, согласился с  ее требованием и оставил  пост 1

секретаря ЦК/, но оппозиццию он не удовлетворил и  оттолкнул

от  себя  коммунистических  ортодоксов,  среди  которых  его

позиция  никогда  не  была  очень  прочна. Поэтому вскоре он

принял предложение Горбачева стать его заместителем в КПСС и

покинул пост  Председателя Верховного  Совета. На  его место

голосами  того  же  большинства  был  избран Леонид Кравчук,

секретарь ЦК по идеологии.

 

      Кравчуку удалось то, что  не удалось Ивашко: он  занял

позицию    арбитра    парламента,    а    затем    возглавил

"суверен-коммунистов", впрочем, успешно создавая  видимоость

того, что не примыкает ни к одной фракции.  После путча 1991

года он  также успешно  ускользнул от  обвинений в  том, что

слишком поздно  и нерешительно  отмежевался от  путчистов, и

выдвинул свою  кандидатуру на  пост президента  Украины. Для

большинства  избирателей  он  олицетворял  стабильность,   и

уставшие  от   перемен,  политизованности   и  не   желающие

радикальных   реформ    люди    значительным    большинством

проголосовали  за   Кравчука  /ок.   60%  в   первом  туре/.

Единственный регион, где большинство собрал главный кандидат

оппозиции Чорновил - Западная Украина.

 

   В  условиях  распада  всех  властных  структур  и  общего

кризиса  Кравчук  сравнительно  легко  добился от парламента


согласия  на  введение   нового  института   "представителей

Президента", к которым перешла вся исполнительная власть.  В

некоторых областях,  особенно на  Западной Украине,  Кравчук

назначил своими представителями демократов, но в большинстве

случаев это - люди из  прежнего аппарата, как правило, не

занимавших высоких должностей.

     

   Президент  же  назначает  и  кабинет  министров,  с   его

утверждением   парламентом.   В   настоящее   время  Кравчук

сохраняет у власти крайне непопулярное правительство Фокина,

умудряясь при  этом сосредоточить  общественное недовольство

именно  на  правительстве;   рейтинг  самого  президента   в

обществе  остается  довольно  высоким.  Кравчук создает себе

имидж  "очень   хитрого  украинца",   который,   повидимому,

отвечает подспудным желаниям большинства граждан.

     

                    Украинский парламент.

     

  Выборы  нынешнего  состава  Верховного Совета /парламента/

Украины,  состоявшиеся  в  марте  1990г.,  прошли под знаком

противоборства  между  Компартией  Украины  и оппозиционными

политическими группировками и движениями, объединившимися  в

Демократический блок.  Демблоку удалось  выиграть выборы  на

западе Украины, в некоторых  крупных городах, в том  числе в

Киеве. Однако в целом в  Верховном Совете  Демблок   получил

около  25%  депутатских  мандатов.   Группа  этих  депутатов

сформировала   фракцию   "Народна   Рада",    противостоящую

парламентскому  большинству  -  так называемой "группе-239".

367 из 450 депутатских мест принадлежали членам КПСС-КПУ, 79

 - беспартийным  и 4  - членам   Украинской  республиканской

партии /УРП/. Заметим, что во фракцию "Народна Рада" входили

и члены КПСС.

     

 Ядро   "группы-239"     составляли  партийные   и советские

работники,      а      численность      ее      обеспечивали

руководители предприятий, колхозов и совхозов. При некоторых

голосованиях оппозиции  удавалось набирать  до 110  голосов,

что, однако,  не позволяло даже блокировать принятие решений

конституционным большинством.  В таких случаях  единственным

средством  борьбы  у  оппозиции  был  срыв  кворума в момент

голосования.

     

     

 В   процессе  формирования  нового   расклада  политических

сил  в  Верховном  Совете большую роль сыграли президентские

выборы  1.12.92г.  Позиция, которую  занял  после победы   на

выборах   Леонид   Кравчук, перенявший  большинство лозунгов

Руха,    с    одной    стороны    содействовала   разрушению

монолитности  парламентского  большинства,  освободило   это

большинство от жесткого прессинга компартийной верхушки, а с

другой   стороны,   освободила   депутатов   оппозиции    от

необходимости выступать единым фронтом против "группы-239".

     

     

      Депутатские группы Верховного Совета Украины

┌───────────────────────────────────────────────────────┐

│   N%  Наименование группы                Численность  │

├───────────────────────────────────────────────────────┤

│   1   Аграрники                              103      │

│   2   "Новая Украина"                         64      │

│   3   "Державнiсть i демократiя"              39      │

│   4   Демократического возрождения Украины    36      │

│   5   Работников промышленности               34      │

│   6   Народного Руха                          26      │

│   7   "Земля и воля"                          33      │

│   8   "За социальную справедливость"          26      │

│   9   "Беспартийных"                          21      │

│   10  "Согласие-центр"                        20      │

└───────────────────────────────────────────────────────┘

     

 Это  привело  к  более  активной  лоббистской деятельности.

Начался процесс  раскачки    Верховного Совета:  принимаются

неоправданные   социальные    обязательства,    решения    о

кредитовании   госпромышленности   и   сельского  хозяйства,

впрыскивающие   сотни   миллионов   рублей   в  стагнирующую

экономику и др.

     

 Внутри  оппозиционного  блока  "Народна  Рада"   происходит

размежевание  по  приоритетам.   Ряд  лидеров  получают   /и

принимают/  назначения  на  ответственные,  но  не  ключевые

посты в государственной иерархии. Начинается процесс раскола

Народного  Руха.  В  лице  части  лидеров  этого  движения /

И.драч,    Д.павлычко,    М.Горынь,    Л.Скорик    и   др./,

ориентированных на приоритет "державности", Президент и  его

команда в парламенте обрели  новую точку опоры, что  привело

фактически к  роспуску оппозиционного  блока.   Формирование

новой оппозиции в  парламенте, повидимому, происходит  путем

сближения фракции  "Новая Украина"    с  той частью  фракции

Руха, которую  возглавляет В.Чорновил  на основе  требований

радикализации  экономической  реформы  и  полного  изменения

кадровой политики Президента.

     

 После запрета КПУ большинство депутатов парламента являются

беспартийными.   Из  новых  политических  партий  наибольшее

число  мест  в  парламенте  имеет  Социалистическая   партия

Украины /СПУ/, распространяющая свое влияние на большую часть

депутатской  группы   "Аграрники",  а   также  группу    "За

социальную  справедливость"  и  часть  группы    "Работников

промышленности".     Партия   демократического   возрождения

Украины   /ПДВУ/  имеет  21  место,  Демократическая  партия

Украины   /ДемПУ/ -  24 места.  УРП до  раскола /май 1992г./

имела  в  парламенте  10  депутатов,  Социал-демократическая

партия   Украины    /СДПУ/     -    двух   и    объединенная

социал-демократическая партия Украины /ОСДПУ/  - одного.

     

 Чрезвычайно легко критиковать неуклюжесть и противоречивость

принятых     Верховным      Советом     законов,       общую

непрофессиональность    парламента.    Однако     необходимо

принимать во внимание особенности законотворческой работы  в

стране,   в    сущности    никогда   не    имевшей     своей

государственности,  традиций  самостоятельного  формирования

правовой среды,  достаточного количества   квалифицированных

специалистов  по   многим  проблемам,   возникающим    перед

парламентом.

     

   Всего  же  за  два  с  половиной года парламентом сделано

немало.  Прежде всего  это активная работа по   формированию

государственных  институтов:   собственной  армии,  судебной

системы,  гражданства  и  др.  При  этом,  за весьма  редким

исключением,   парламенту   удавалось   избегать    принятия

антидемократических      положений      или      выступлений

конфронтационного по отношению к соседним государствам  духа

-  чем   украиский  парламент   выгодно  выделяется    среди

парламентов государств,  возникших при  распаде СССР.  Может

быть, самым серьезным недостатком в деятельности  Верховного

совета является отсутствие сколько-нибудь цельной  концепции

путей выхода  из экономического  кризиса и,  соответственно,

плохие  законодательные  акты  по  проблемам   экономической

реформы.

     

 Опыт, приобретенный Кравчуком за время пребывания на  посту

Председателя Верховного Совета, позволяет Президенту  весьма

эффективно  влиять  на  работу  парламента. Именно поддержка

Президента  до  сих  пор  удерживает  парламент от вынесения

вотума недоверия крайне непопулярному правительству  Фокина.

Сущность противоречий между  парламентом и кабинетом министров

стандартна для посткоммунистической ситуации в странах,  где

нет  традиции   и  правовой   базы  "разделения    властей".

Парламент, /а главным образом его радикальное  меньшинство/,

упрекает  кабинет  министров  в  нежелании  и  неспособности

вывести  экономику  из  кризиса  путем  радикальной реформы;

правительство   обвиняет   парламент   в  неквалифицированном

вмешательстве в прерогативы исполнительной власти, в раздаче

обществу   невыполнимых   обещаний.   Обе   стороны  норовят

прихватить   полномочия   другой   стороны.   Несмотря    на

существующие противоречия, в  целом состав и  направленность

деятельности   кабинета    министров   адекватно    отражают

политические  ориентации  парламентского  большинства,   его

неготовность к проведению радикальной экономической реформы,

склонность к  консервации существующей  системы отношений  в

обществе,   что   может   в   скором   времени   привести  к

парламентскому кризису.

     

 Опросы  общественного  мнения  в  течение  1991-1992   года

свидетельствовали о неуклонном падении авторитета Верховного

Совета.  По  майскому  /1992г./  опросу,  нынешнему  составу

Верховного   Совета   доверяет   только   30%    избирателей

/"полностью - 14.4%",    "в целом" - 16.5%,  a более 37%  не

доверяют  /"совсем"  или  "частично"/.  Одновременно  падает

авторитет  всех  других  субьектов  высшей   государственной

власти, кроме Президента, рейтинг которого в первой половине

1992 года даже повысился.

 

 Осенью     1992     года     два     наиболее   влиятельных

общественно-политических движения   - Народный  Рух и  Новая

Украина, а также остатки "Народной Рады" в парламенте начали

сбор  подписей  за  референдум  о  необходимости   досрочных

парламентских   выборов.   Президент    Кравчук,   никак  не

участвующий  в  этой  кампании,  тем  не  менее заявлял, что

роспуск парламента возможен  после принятия нового  закона о

выборах   /который   действительно   необходим/   и    новой

конституции.  Оппозиция,  напротив, считает что  конституцию

Украины  должен  принимать  только  новый состав парламента.

Оппозиция рассчитывает на новых выборах добиться лучшего для

себя состава; однако  в условиях общественной  пассивности и

разочарования в демократах  исход выборов может  оказаться и

иным.

 

               Кабинет министров.

 

   В отличие от  президентской власти и  парламента, кабинет

министров  мало   изменил  свои   функции  сравнительно    с

доперестроечным временем; изменились разве что названия.  До

1990 года Украина имела Совет Министров и его  Председателя;

теперь  кабинет  министров  /таково  официальное название, в

отличие  от  парламента,   который  официально   по-прежнему

именуется Верховным Советом/ и премьер-министра. В 1990 году

крайне непопулярен был глава Совета министров Масол, и тогда

его заменил Фокин, такая же судьба постигла последнего.

 

    В      состав      кабинета      входило       несколько

министров-реформаторов:    вице-премьер   Лановой,   Щербак,

Рябченко;   репутацией   реформатора,   хотя   бы   отчасти,

пользуется министр обороны Украины Морозов /назначен  осенью

1991 года, до того Украина не имея такой должности/.  Однако

Лановой летом 1992 года был уволен, Щербак сам ушел на  пост

посла  в  Израиль;  кабинет  в  целом  представляет интересы

прежнего  аппарата  управления.  Политические  силы  Украины

многократно  подымали  вопрос  о  его  отставке, но пока что

кабинет  держится.   Можно  предположить,   что  его   смена

произойдет  в  скором  времени,  но  не приведет к изменению

правительственной политики.

 

     Партии и политические движения.

 

   Еще  в  1989  году  КПСС-КПУ  безусловно  настаивала   на

сохранении своего  исключительного положения  в политической

системе,  а  сторонники  многопартийности  прикрывали   свои

намерения  словами  о  "движениях",  которые,  мол,    будут

помогать партии проводить перестройку.  Но уже в 1990  году,

как грибы после дождя, стали появляться новые партии. Так, в

апреле  1990   г.   Украинская   Гельсинская  спилка   /УГС/

преобразовалась  в  УРП,  лидером  которой  стал многолетний

политзаключенный

.......Левко  Лукьяненко.  В  конце  1990  г.  провели свои

учредительные съезды Демократическая партия Украины /ДемПУ/,

наиболее видными членами  которой стали украинские  писатели

Павлычко,  Дончик  и  др.,  и  ПДВУ,  созданная  на  базе  "

Демократической  платформы"  В  КПУ,  т.е.  небольшой группы

коммунистов,  настроенных   в  пользу   реформ.    Для   УРП

приоритетом   является   построение   сильной    независимой

Украинской      державы;      ПДВУ      имела       поначалу

социал-демократическое   направление,   но   за   два   года

существования определенно  склонилась в  пользу либерализма.

Направление ДемПУ менее  определенно, скорее национальное  с

либеральным налетом.

 

   Значительно    позже     /конец    1991/     образовалась

Социалистическая партия Украины  /СПУ, лидер -  А.Мороз/. По

сути  дела,  это  возрождение  под другим именем запрещенной

после провала путча КПУ.   Однако очевидно и различие  между

ними. КПУ в последние  десятилетия отнюдь не была  собранием

единомышленников, тем более - партией, борющейся за  власть.

Властью  она  и  так  пользовалась  безраздельно,  и  в  нее

вступали все, кто хотел  сделать хотя бы небольшую  карьеру.

Подавляющее  большинство  бывших   коммунистов  поэтому   не

вступило ни в какую  из новых партий; численность  СПУ, даже

по  самым  оптимистичным  оценкам,  не  больше 1-2 процентов

числненности  бывшей  КПУ.  Ее  приоритеты обычны для бывших

коммунистов:  для  пропаганды  -  акцент  на   необходимости

социальных гарантий, в экономике - принцип  государственного

управления предприятиями. От российских партий  аналогичного

направления  уу,  пожалуй,   отличает  отсутствие  союза   с

крайними   шовинистами   любого   направления.   Это   может

обьясняться  как   большей  уверенностью   в  своих    силах

/коммунисты в  России слабее  и мало  рассчитывают на взятие

власти в  одиночку/, так  и непопулярностью  шовинистических

лозунгов на Украине.

 

   Перечисленные  партии  пользуются,  пожалуй,   наибольшим

влиянием.    Существует   также   множество   мелких  партий

разнообразного       направления       от       либерального

/Либерально-демократическая     партия     Украины,    ЛДПУ;

конституционно-демократическая  партия  Украины,  КДПУ/   до

откровенно фашистского /напр. объединение нескольких  мелких

партий   Украинская    межпартийная    ассамблея,    позднее

переименованная  в  Украинскую  национальную ассамблею: УМА,

УНА/.  В  связи  с  этим  политическая  картина усложняется,

прежняя  одномерная  картина  "коммунисты -  антикоммунисты"

дополняется  различиями  между  националистами и либералами.

Следует   заметить,   что   различия   между   либералами  и

социал-демократами  на  нынешнем  этапе  развития украинской

политики   оказываются   малосущественными;   либеральные  и

социал-демократические  партии  /как   СДПУ,  ОСДПУ/   часто

выступают единым блоком.

 

      Впрочем, все без исключения нынешние партии достаточно

слабы.  Это побуждает их к объединению в блоки и движения. В

сущности,  первым  таким  блоком  и  был  Рух,  и одно время

казалось,  что   он  объединит   "под  своей   крышей"   все

политические партии оппозиции. Однако этого не произошло,  в

частности,  из-за  слишком  национализированной   ориентации

Руха, которая не подошла партиям более умеренной ориентации;

Рух фактически превратился в одну из политических партий.

 

   Поначалу лидером Руха был известный украинский поэт  Иван

Драч, а "серым кардиналом" - известный правозащитник Михайло

Горынь.  На  III  съезде   фактически  произошел  раскол   в

руководстве: Драч и Горынь выступили за поддержку  Кравчука,

поскольку  он   получил  мандат   народа  и   будет  строить

украинское государство; сторонники  же Чорновила /бывшие  на

съезде в  явном большинстве/  настаивали на  том, чтобы  Рух

остался в оппозиции. Дело кончилось компромиссом и избранием

трех сопредседателей  движения: Горыня,  Драча и  Чорновила;

однако  сторонники  Чорновила  получили  явное большинство в

руководстве,    и    вскоре    Горынь    сложил   полномочия

сопредседателя,  а  Чорновил  остался фактически единоличным

лидером.

 

   Значительно  позже  /начало  1992  года/  возникло другое

влиятельное объединение "Новая Украина", более  экономически

ориентированное;  его  базой  стала  ПДВУ  и  группа   новых

украинских  бизнесменов.    Первый  съезд  "Новой   Украины"

состоялся  в  июне  1992.   В  настоящее  время   наметилось

сотрудничество "Новой Украины" и Руха, в первую очередь - на

базе  общего  требования  роспуска  парламента  и подготовки

   референдума  по  этому   вопросу.   Все  без   исключения

украинские партии, несмотря на декларируемый большинством из

них отказ от коммунистической системы, носят явные отпечатки

прошлого.  Например,  большинство  их  уставов  предполагает

фиксированное членство в партии, а иногда /УРП/ - и  принцип

"демократического  централизма",  бывший   основой  КПСС   и

означающий на практике полное подчинение нижестоящих органов

и рядовых членов партии решениям ее руководства.  Характерно

при этом, что  в наибольшей мере этот принцип отстаивают имен-

но те партии, которые исповедуют самый ярый антикоммунизм.

     

              Церковь в  Украине.

     

   Практически  все  верующие  Украины  -  христиане  разных

исповеданий.   Есть  довольно  много  баптистов, адвентистов

седьмого  дня,  но  протестанты  в  политику  не лезут. Зато

православные и католики  сильно политизированы. В   Западной

Украине  греко-католики  /униаты/,  отплачивая  за   прежние

обиды, отнимают у православных церкви. Восточнее борьба идет

между Украинской  автокефальной /неканонической/  церковью и

Украинской   православной   церковью.   Политики    обвиняют

последнюю в том, что  она "служанка Москвы" и  настаивают на

том, что независимой Украине нужна "своя" церковь. Президент

также охотно поддерживает автокефалистов;  однакобольшинство

православных священников  и прихожан  на стороне  УПЦ. Летом

1992 года бывший глава УПЦ митрополит Филарет,  отстраненный

харьковским  синодом  православных  епископов  от управления

епархией /как утверждают на Украине, и не без основания - по

указке Москвы/ перешел в автокефальную церковь, которая была

обьявлена  Киевским  патриархатом.  Пока  что  ни  одна   из

православных церквей этого патриархата не признала.

 

                     Украинская армия.

 

   История нынешней украинской  армии очень коротка.  Вплоть

до осени 1991 года существовала только Советская Армия, т.е.

армия СССР.  Однако уже  в 1990  году набирало  популярности

требование,  чтобы  украинские  призывники  в  армию служили

только на Украине во/во все годы существования СССР, напротив,

обычной практикой было, что солдаты служили как можно дальше

от дома: среднеазиаты на Украине, украинцы на Крайнем Севере

и т.д./.

 

      Осенью  1991  года   министром  обороны  Украины   был

назначен  Морозов.   Дальнейшая  история  украинской   армии

сводится к спорам с Россией о дележе  советской   армии и ее

имущества: в отличие, скажем, от прибалтийских стран Украина

не хочет создавать армию заново, предпочитая использовать те

части Советской Армии,  что расквартированы на  Украине, как

ядро армии.

 

   Численность этой  армии явно  слишком обременительна  для

слабой  украинской  экономики.  Было  заявлено о предстоящем

сокращении  армии  до  400  тысяч  /что тоже слишком много/,

однако офицеры, не знающие что с ними будет после увольнения

из  армии  -  слишком  серьезная угроза. Пока правительство,

видимо,  не  имеет  ясной  концепции:  как  и что делать.

Дополнительной   проблемой   являются   офицеры,    желающие

перевестись служить на Украину /где климат гораздо приятнее,

чем во многих точках бывшего СССР,  и к тому же пока что  не

стреляют/, и приносят присягу "матери-Украине", ссылаясь  на

то,  что  они  коренные  украинцы.  Пока  что  их,  впрочем,

немного.

 

                    Начало самоидентификации.

 

   В  целом  нынешнее  политическое  положение Украины можно

определить  как  начало  идентификации.  Начинают определять

свои  интересы  и  место  в  политике  директорский   корпус

/главная  экономическая  сила  в  бывшем  СССР/,  аграрники,


политики. От  черно-белых схем  - кто  коммунистических, кто

антикоммунистических - они пытаются перейти к реальности.

 

 

:: Высказаться ::

 

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель