СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
1. Уровень жизни в Украине до 1985 года. Украина принадлежала к
--------------------------------------- относительно благополучным
республикам в СССР. Отставая от прибалтийских республик - Эстонии или
Латвии - она тем не менее жила несравнимо благополучнее, чем Средняя
Азия или российская деревня. В то же время на Украине жилось хуже, чем
в Москве, так как в Советском Союзе было принято "подкармливать" столи-
цу за счет всей остальной страны. Разумеется, уровень жизни в Украине
все последние десятилетия был несравнимо ниже, чем в Западной Европе
или Северной Америке. В то же время он был много выше, чем в Китае,
Вьетнаме или большинстве африканских стран.
Имущественное расслоение было достаточно велико. Но выразить его хоть
сколько-нибудь точными цифрами трудно или невозможно, т.к. благосостоя-
ние высокообеспеченного слоя создавалось не так благодаря высоким до-
ходам /зарплата члена Политбюро была всего лишь в 4 раза больше, чем
доцента в университете и никак не отражала разницу в уровне жизни/,
как различными бесплатными благами: казенной дачей, спецпайками,
пользованием закрытой столовой с питанием несравнимо выше по качеству,
но заметно дешевле, чем в обычных столовых и т.п.
Уровень жизни, характерный для среднеобеспеченной семьи, предпо-
лагал к 1985 году /приходу к власти Горбачева и началу перестройки/:
- что украинская семья тратит на питание около трети своих до-
ходов /в 1980 - 37,6%, в 1985 - 34,9%, в 1989 - 31,5%, в первом
квартале 1992 - 55%/;
- что имеется возможность провести летний отдых на курорте, воз-
можно, у моря /недели две-три, хотя это и значительный расход/;
- что выезд на отдых за границу возможен лишь как редкое исключе-
ние не столько из-за дороговизны, хотя и это играло роль, сколько
из-за невозможности получить заграничный паспорт. К 1991 году поло-
жение радикально изменилось, и получить паспорт сравнительно легко,
тогда как денежная проблема для большинства стала неразрешимой;
- что есть ощутимая доля семей, даже среднего дохода, имеющая
одну машину на семью. Но у большинства семей машин нет;
- что значительная часть горожан имеют собственный участок с да-
чей: кто для отдыха, кто - для пополнения своего стола овощами и
фруктами;
- что в стандартном рационе много сахара, мяса, хлеба и довольно
мало фруктов. Таких фруктов, как киви, в Украине до 1991 года во-
обще не видели, ананасы и бананы были редкостью. Хлеба потребля-
лось /и потребляется до сей поры/ очень много. Среди причин тому -
огромные дотации на хлеб, из-за которых он значительно дешевле му-
ки и комбикормов; широко распространено было откармливание хлебом
домашнего скота.
2. Социальная защита в СССР. Советская система социальной защиты
--------------------------
предполагала бесплатную медицину и
образование, исключительно дешевое жилье/особенно по западным меркам/:
расходы на квартплату вместе с платежами за воду и энергию могли со-
ставлять 1-2% семейных расходов. Существовала широкая сеть санаториев и
пансионатов с дешевыми путевками/разницу оплачивали профсоюзы/ и т.д.
Вместе с тем эта сугубо патерналистская система провоцировала колоссаль-
ные злоупотребления,особеннно при распределении квартир, создавала неизле-
чимые очереди на жилье/как правило- на десятилетия/, на медобслужи-
вание, на путевки - буквально на все. Главное же - она приучала
граждан постоянно считать себя в долгу у государства, "не высовы-
ваться", не проявлять личной инициативы и во всех трудностях идти
жаловаться подходящему начальству /иногда это помогало, иногда нет/,
но отнюдь не решать свои проблемы собственными силами.
Практически отсутствовала безработица, но главной причиной было
то, что рабочая сила была дешева, и заводы, расплачивавшиеся из го-
сударственного кармана, охотно держали резерв рабочей силы, им не
нужный. К тому же в различных бюрократических учреждениях, научных
институтах сомнительной необходимости и т.п. получало зарплату ог-
ромное число бездельников.
3. Торговля. Как и прочие области человеческой активности, торговля
----------
в СССР была монополизирована государством, и граждане покупали основную
массу товаров в принадлежащих государству магазинах по установленной
государством цене.
Это было выгодно гражданам, потому что рост цен контролировался
и искусственно сдерживался государством. Правда, государство же ус-
танавливало сверхвысокие цены на некоторые товары /например, авто-
мобили/ и относительно высокие цены, например, на одежду. Зато деше-
вы были продукты /особенно хлеб и молоко, доступные даже нищенствую-
щей части общества/, энергоресурсы и др. Занижены были цены на книги,
что способствовало превращению СССР в "самую читающую страну в мире".
Газета стоила 2-3 копейки, килограмм хлеба - порядка 20 копеек, литр
молока - 22 копейки, книга могла стоить 1-2 рубля. При этом костюм
стоил порядка 100 рублей, автомобиль - 10 тысяч рублей при средней
зарплате 200-300 рублей в месяц.
За долгие годы эта политика привела к диким диспропорциям в ценах,
создала скрытую инфляцию,которая ждала только случая, чтобы вырвать-
ся из-под контроля. Постепенно все большая часть товаров исчезала из
продажи, чтобы попасть на "черный" рынок по ценам уже в 2-3 раза
/если не больше/ выше государственной. Ситуация стала катастрофичес-
кой к концу 1991 года, когда магазинные полки буквально опустели, или
же были заставлены однообразными рядами коробок одного-единствен-
ного, наименее популярного товара.
Помимо "черного" рынка, монополия госторговли нарушалась также
легальным сельскохозяйственным /так называемым, колхозным/ рынком.
Его цены были, в общем, свободными и влияли /хотя и в ограниченной
степени/ на формирование государственных цен. Это отчасти смягчало
эффекты, о которых шла речь выше. В то же время цены рынка до 1992
года были значительно выше, чем магазинные, и далеко не все могли
себе позволить "питаться с рынка". Высокие цены, однако, компенсиро-
вались тем, что на рынке не было очередей, столь характерных для
советских магазинов, и качество продуктов в целом было заметно выше.
4. "Либерализация цен". Провозглашенная к концу 1991 года полити-
--------------------
ка перехода к рынку в значительной мере
свелась к тому, что государственные магазины получили право сами оп-
ределять цены, не неся за это ответственности. "Либерализация цен",
обьявленная 2 января 1992 года в Украине, дала мгновенный скачок цен
примерно в десять раз.
Предполагалось, что инфляция остановит или сдержит введение купо-
нов /эрзац-валюты, введенной временно до создания полноценной украин-
ской валюты - гривны/. Действительно, поначалу купонов было выпущено
в обращение немного, и в январе купон свободно обменивался на 3-4 руб-
ля. Однако массовый выброс новых купонов в украинскую экономику привел
к тому, что он обесценивался быстрее рубля: к марту курс был 1:1, а к
сентябрю 1992 года курс купона упал примерно до 0,6-0,7 рубля.
Причины столь резкого "взрыва" цен - в происшедшем к концу 1991
года полному развалу потребительского рынка. Либерализация цен стала
неизбежной, хотя и крайне болезненной мерой макроэкономической стаби-
лизации уже к 1990 году; нерешительность политиков отсрочила ее на
полтора года, что еще ухудшило ситуацию. В результате общество подо-
шло к моменту либерализации с острым и ежемесячно усиливающимся не-
достатком товарных ресурсов, ажиотажным спросом населения на любые
потребительские товары и услуги, стремительным ростом денежных дохо-
дов населения. Все это - на фоне снижающегося уровня производства,
высочайшей степени его монополизации, при разрыве хозяйственных связей
/результат общего политического гиперкризиса СССР, закончившегося его
ликвидацией как единого государства и перешедшего в кризис новых госу-
дарственных образований/ и расширении сферы действия "черного" рынка.
В результате рост цен не ограничился 10-кратным скачком начала
1992 года: в дальнейшем цены продолжали расти по крайней мере на
20-30% в месяц, а во втором полугодии, возможно, и быстрее. Рост цен
за январь-август 1992 года составил, по имеющимся расчетам:
В среднем по всей торговле, в 20 раз
в том числе по продуктам питания в 23 раза
Цены на отдельные товары выросли:
на вареные колбасы 1 сорта в 30 раз
на свинину, кур, сливочное масло, сыры в 17-24 раза
на муку пшеничную высшего сорта в 23 раза
на пшеничный хлеб и булки в 13-16 раз
на сахар в 13 раз
Следует заметить, что сверхвысокие цены в большинстве случаев
вызваны монопольным положением производителей, а также инфляцион-
ными ожиданиями. /В начале осени правительство ввело регулирован-
ные цены практически на все виды молочной продукции, ограничило
уровень рентабельности на переработку мясопродуктов и уровень
торговой надбавки, выделило дотации на вареные колбасы ради сниже-
ния цен/.
Аналогична ситуация в динамике цен на непродовольственные товары
и платные услуги. Цены на товары длительного пользования повысились
в 15-25 раз.
Вместе с тем товарный голод если и не был удовлетворен, то за-
метно снизился сравнительно с концом 1991 года. Как грибы, выросли
бесчисленные частные магазинчики, резко расширился, например, ассор-
тимент фруктов в продаже /лимоны, гранаты, бананы, киви и т.д./.
Оптовые цены с декабря 1991 года до августа 1992 года повысились
почти в 37 раз /с декабря 1991 до января 1992 - в 8,4 раза/. Надо
заметить, что рост цен промышленной продукции для села втрое больше,
чем рост цен на сельскую продукцию. Так, в январе-мае 1992 года цены
продажи сельскохозяйственной продукции с учетом компенсационных до-
плат и надбавок выросли в 5,3 раза, тогда как цены на промышленную
продукцию - в 17,7 раза. В том числе топливо подорожало в 56, нефте-
продукты - в 42 раза, цены на тракторы, сельхозмашины и т.п. - в
среднем в 14 раз.
5. Спад производства. Хотя кризисные явления в экономике ясно
-------------------- ощущались по крайней мере с начала 1980-х
годов, вплоть до 1991 года общий объем производства, хотя и медленно,
возрастал. С 1991 года начался спад, однако подлинный крах начался в
1992 году. Произведенный за январь-август 1992 года национальный доход
сократился по сравнению с соответствующим периодом 1991 года на 12%.
/Заметим, что вся советская статистика вообще ненадежна, а в условиях
гиперинфляции и подавно, поэтому пользоваться приводимыми цифрами сле-
дует осторожно, но общая тенденция не вызывает сомнений/.
Основные причины спада - общая разбалансированность экономики,
разрыв хозяйственных связей, неконтролируемое повышение цен в усло-
виях монополизма производителей /которым выгодней произвести не
больше, а меньше, продавая дороже/, массовая неплатежеспособность
предприятий, резкое падение инвестиционной активности, невыгодной
при бешеной инфляции.
Обострение проблемы сырьевого обеспечения перерабатывающих пред-
приятий привело к сокращению выпуска почти всех продуктов питания.
За 8 месяцев 1992 года по сравнению с соответствующим периодом 1991
года производство продовольственных товаров сократилось почти на
четверть, в том числе:
мяса, молочных продуктов, молочных консервов на 26-29%
жирных сыров на 31%
животного масла, подсолнечного масла на 15-21%
минеральных вод на 36%
безалкогольных напитков на 50%
Спад производства товаров народного потребления за тот же период
составил 15% или 636 миллиардов рублей по сравнению с аналогичным пе-
риодом 1991 года.
Резким контрастом к этой безрадостной ситуации выглядит общий тор-
говый бум. Число торгующих чем попало стремительно возросло. Объекты
торговли - это, как правило, либо вещи, купленные по невысокой цене
оптом на базах или в магазинах /доход продавца, таким образом - это
потерянная прибыль государства/, или же товары, купленные за границей,
в особенности за границами СНГ: двух-трех-дневные поездки в Польшу,
Турцию и другие страны за какими угодно товарами стали прибыльным
занятием немалой части населения.
Суммы просроченных платежей в народном хозяйстве Украины выросла
за 7 месяцев 1992 года в 49 раз и на 1 августа составляла 155,8 мил-
лиарда рублей, из нее задолженность по взаимным расчетам предприятий
и организаций составляла 93,4%. Это означало, что очень многие /воз-
можно, большинство/ предприятий продолжало отгружать свою продукцию
прежним ее потребителям, не заботясь о том, что в условиях резко воз-
росших цен они, возможно, уже не захотят ее получать или, во всяком
случае, оплачивать. Правительство и Национальный банк Украины факти-
чески санкционировали такой подход, проведя зачеты взаимной задолжен-
ности между предприятиями и предоставив финансовую помощь селькохо-
зяйственным производителям. Возможно, это уменьшило размеры спада или
даже временно спасло экономику Украины от полного краха. Но в то же
время эти, чисто патерналистские меры означают, что реформа украинс-
кой экономики все еще по-настоящему не началась и что за ее запаздыва-
ние в дальнейшем придется платить еще дороже. В результате этих мер
объем наличных средств в обороте увеличился до 800 миллиардов рублей.
Заметим, что общая задолженность на 1 июня 1992 года за продукцию,
работы и услуги составляла 570 миллиардов рублей.
Далеко не всегда предоставленные кредиты были использованы на
погашение задолженностей. Часть производственников и торговых орга-
низаций направили кредиты на повышение заработной платы.
6. Безработица. Хотя и до 1991 года существовала так называемая
"незанятость населения", эта проблема никогда
не являлась острой в советское время. Однако в условиях экономичес-
кого кризиса безработица, хотя и остается незначительной, растет
быстрыми темпами: в первом квартале 1992 года она втрое больше, чем
в первом квартале 1991 года. На 1 января 1992 года в Украине зарегист-
рировано 6758 безработных, или 0,01% от общей численности населения.
Однако надо иметь в виду, что основная масса безработных пока что,
по традиции, не регистрируется.
Основные причины безработицы: ликвидация, реорганизация или пере-
профилирование предприятий, сокращение штатов. По этим причинам по-
теряли работу 62% зарегистрированных в Киеве безработных. Основная
масса безработных - служащие / около 80%/ и женщины / около 50%/.
По некоторым оценкам, численность незанятых в Украине в концу 1992
года должна была составить 1,6 миллиона человек, из которых планиро-
валось трудоустроить 610 тысяч. По другому прогнозу, число безработ-
ных в Киеве в первом квартале 1993 года может возрасти в 15-16 раз.
Такой быстрый рост армии безработных вызывается форсированной
адаптацией экономики к рынку, или, говоря конкретнее:
- структурной перестройкой экономики, которая будет сопровождать-
ся вытеснением рабочей силы из одних отраслей /военно-промышленный
комплекс, производство средств производства и др./ и переливом
в другие /сфера услуг, производство средств потребления/;
- банкротством и закрытием нерентабельных предприятий;
- освобождением от излишнего персонала и от работников малоквалт-
фицированного труда.
Немалая часть незанятого населения пополняющего ряды безработных
/каждый пятый/ - лица, которые требуют социальной защиты: женщины,
имеющие малолетних детей, лица предпенсионного возраста. Трудоуст-
ройство таких категорий населения представит отдельную сложную соци-
альную проблему.
Вынужденно ускоренный темп реформ приведет к тому, что диспропор-
ции в занятости населения, связанные с перечисленными факторами, бу-
дут нарастать. Вместе с тем запаздывание с приватизацией и высокие
налоги создают неблагоприятный климат для развитие предпринимательст
ва, особенно малого бизнеса. Сужение сфер традиционной занятости
населения в ближайшее время не будет сопровождаться соответствующим
расширением новых, особенно такой трудоемкой, как сфера услуг.
7.Денежные доходы населения. За первое полугодие 1992 года
денежные доходы населения увеличились
сравнительно с соответствующим периодом 1991 года в 8 раз, в основном
за счет индексации текущих доходов и различного рода компенсационных
выплат в связи с ростом цен.
В структуре денежных доходов населения основное место занимает
зарплата работников государственного сектора / 73% /. Среднемесяч-
ная зарплата рабочих и служащих госсектора с декабря 1991 до июля
1992 года выросла в 5 раз и равнялась в июле в среднем 5380 рублей.
За этот же срок величина минимального потребительского бюджета вы-
росла почти в 8 раз. Заметим, что по сравнению с Россией оплаты
труда в народном хозяйстве Украины составляет 0,7, в промышленнос-
ти - 0.8. В ряде случаев возникают большие разрывы в зарплате, и
не только по отраслям, но и по регионам Украины. Так. в сравнении
с оплатой труда в угольной промышленности, сосредоточенной в основ-
ном на юго-востоке /более 12,5 тыс.руб./ зарплата в бюджетных отраслях
и в аграрном секторе выглядит просто нищенской /2700-4900 руб./.
В малообеспеченных семьях в потребительской корзинке значительно
возрос удельный вес питания - нередко до 80-95%. Расходы на питание,
разумеется, сильно выросли. Однако по сравнению с первым полугодием
1991 года население стало потреблять на 11% меньше мяса и мясопродук-
тов, молока и молочных продуктов, на 23% - животного масла, на 41% -
рыбных продуктов, на 25% - фруктов. Объемы покупки непродовольствен-
ных товаров и получение услуг населением уменьшились соответственно
на 36 и 28%.
Если исходить из западной мерки, по которой семья живет за порогом
бедности, если в потребительской корзине более 50% составляют расхо-
ды на питание, то выйдет, что две трети населения Украины находятся
ниже этой грани, а одна треть - значительно ниже.
Учитывая, что спад производства в полном разгаре и явно будет
продолжаться, нетрудно спрогнозировать дальнейшее ухудшение мате-
риального положения граждан. Правительство принимает широкие меры
по социальной защите населения /см.ниже/, но в условиях спада они
сводятся к перераспределению и латанию Тришкиного кафтана. Номи-
нальные доходы граждан растут день ото дня, но съедаются инфляци-
ей. Вот как выглядит положение дел в первой половине 1992 года:
Доходы /рублей в месяц/:
----------------------------
---------------------------------------------------------------------
1989 май расчетный уровень июнь
1992 на май 1992 1992
---------------------------------------------------------------------
минимальная заработная 80 900 1200 900
плата
минимальная пенсия 70 800 1050 800
средняя пенсия 90 - 1350 -
максимальная пенсия 130 2400 2500 2400
средняя заработная плата
рабочих и служащих 240 3500 3600 5380
зарплата врача 160 2250 2400 4129
зарплата учителя 175 2300 2600 3442
зарплата профессора 550 3000 8000 8000
зарплата водителя 550 12000 8000 13000
--------------------------------------------------------------------------------
Приведенные в таблице данные о расчетном уровне соответствуют про-
житочному минимуму. Стоимость же потребительской корзины /"уровень
потребления, необходимый, чтобы сохранить человеческое достоинство"/,
по расчетам экспертов, на 15 февраля 1992 года составляла 4720 рублей
в месяц, а в августе - 12000 рублей в месяц.
До сих пор речь шла только о категориях лиц, имеющих какие-либо
доходы. Среднедушевые доходы населения несколько ниже в связи с на-
личием неработающих членов семей.
В целом рост инфляционных процессов, неограниченное повышение
цен на товары и услуги, разбалансированность потребительского рынка
привели к значительному снижению уровня жизни людей.
По данным Киевского городского управления статистики, в первом
полугодии 1992 года доля расходов на питание составила 38,7% семей-
ного бюджета /в первом полугодии 1991 - 34,1%, доля расходов на
культурно-бытовые услуги - 9,4% /11,3%/. Доля расходов на приобрете-
ние непродовольственных товаров осталось на прежнем уровне: 36,4%.
Повышение цен на продовольственные товары и трудности в их приобре-
тении привели к сокращению физических объемов покупок на 19,3%,
в том числе в государственной торговле - 25,2%.
8. Социальные расходы государства. В Украине существует устоявшая-
ся система государственной со-
циальной защиты населения. В нее входят система образования, здравоох-
ранения, социальное обеспечение /пенсии/, помощь льготным категориям
граждан /многодетным и одиноким матерям, сиротам, инвалидам, лицам,
пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, в последнее время - без-
работным и др./. Основные источники финансирования и их ориентировоч-
ный расчет на май-июнь 1992 года представлены в таблице:
----------------------------------------------------------------------
Источники финансирования Общая сум- % от об- % от
ма, млн.руб. щей суммы ВВП
----------------------------------------------------------------------
Доходы государственного бюджета 634,5 54,7 23,2
Общая сумма налога на зарплату 472,6 40,7 17,3
В том числе:
Взносы в пенсионный фонд 365,4 31,5 13,4
Взносы в фонд Чернобыля 55,8 4,8 2,0
Взносы в фонд социального
страхования 32,5 2,8 1,0
Налог на личные доходы 18,9 1,6 0,7
От предприятий 46,1 4,0 1,7
От частных лиц 7,0 0,6 0,3
Из других источников 0,6 - -
---------------------------------------------------------------------
Всего 1160,8 100 42,5
Роль частных фондов пока что очень незначительна. Упомянем в этой
связи фонд помощи политзаключенным сталинских лагерей.
В 1990 и 1991 гг. аналогичные расходы составляли 25% ВВП, а по ап-
рельским прогнозам 1992 г. эта цифра должна была достичь 30%; однако
последний прогноз предусматривает, как видно, уже уровень 43% ВВП.
Причины этого - все углубляющийся экономический кризис.
Согласно тем же прогнозам, социальные расходы государства распре-
деляются в 1992 году следующим образом:
----------------------------------------------------------------------
Общая сумма рас- % от общей % от
ходов, млн.руб. суммы расходов ВВП
----------------------------------------------------------------------
Пенсии 349,4 31 13
Образование 226,7 20 8
Медицинское обслуживание 200,7 18 7
Различные виды помощи 185,8 17 7
Субсидии бытовым потребителям 138,7 12 5
Помощь безработным 21,6 2 1
----------------------------------------------------------------------
Всего 1122,9 100 41
Рассмотрим несколько подробнее источники этих доходов и их исполь-
зование:
Пенсии. 92% пенсионных выплат дает пенсионный фонд, 8% -
государство /пенсии и надбавки жертвам Чернобыльской катастрофы/.
Пенсии по старости и пенсии военнослужащих составляют около 75% об-
щих пенсионных расходов, пенсии инвалидам труда 10%, инвалидами с
детства и т.п. - 10%, административные расходы - 5%.
Хотя пенсии - наибольшая часть всех социальных расходов и со-
ставляют 13% ВВП, размеры самих пенсий невелики. Приблизительно
45% пенсионеров получают минимальную пенсию по старости /800 руб-
лей в месяц/ при прожиточном минимуме 1200 руб. на июль 1992 г.
Дело в том, что почти четверть населения Украины получает ту
или иную пенсию.
Образование. Из указанной в таблице суммы в 226 мил-
лионов около 63% принадлежит Министерству образования. Другим мини-
стерствам на эти цели выделяется около 18%, предприятиям около 19%.
75-85% свого бюджета Минобраз расходует на зарплату, оплату ком-
мунальных услуг, техобслуживание и текущий ремонт школ. Другие ми-
нистерства расходуют средства главным образом на специальное образо-
вание. Например, Министерство здравоохранения имеет свои учебные
заведения. Предприятия имеют собственные детские заведения, проф-
техучилища.
При прежней системе, когда деньги из государственного кармана
доставались легко, предприятия сравнительно охотно шли на посто-
ронние расходы, в частности, расходы на образование. В нынешнем фи-
нансовом положении они быстро сокращают число собственных учрежде-
ний образования.
Около четверти расходов на дошкольное воспитание финансирует
также минобраз. Остальные средства выделяют предприятия и родители.
Можно ожидать, что вскоре очень важное место в этой области займет
частный сектор, роль которого пока ничтожна.
Медицина. 90% расходов осуществляет Минздрав, около 4%
- частные поступления, около 6% - другие министерства. Вне системы
Минздрава близкие функции выполняют различные учреждения /дома
для престарелых, медучилища, специальные медицинские учреждения,
подчиненные некоторым предприятиям и армии/.
Бюджет Минздрава обеспечивает расходы в сумме 3370 рублей на
душу населения.Для сравнения приведем показатели за 1990 год:
----------------------------------------------------------------------
Процент от ВВП Сумма На душу населения
----------------------------------------------------------------------
1990 1,5 4416 тыс.руб. 65 руб.
1992 6,4 174506 -"- 3370 руб.
----------------------------------------------------------------------
Резкий скачек цифр обьясняется главным образом инфляцией.
Помощь многодетным семьям и другие
виды помощи. Около 55% средств на помощь образуется за
счет поступлений из государственных расходов, 25% - из отчислений
в фонд Чернобыля, 14% - из отчислений в фонды соцстраха, 6% - из
пенсионного фонда.
Распределение расходов: 43% - помощь лицам с низкими доходами,
27% - помощь пострадавшим от Чернобыльской катастрофы /почти пол-
ностью финансируется из фонда Чернобыля/, 30% на другие цели /се-
мьям военнослужащих, реабилитированным гражданам и др./.
Дотации потребителям. Полностью финансиру-
ются за счет доходов центрального и местных бюджетов. Расходуются:
57% - дотации на оплату жилья /в том числе на коммунальные услуги
и жилищное строительство/, 37% - дотации на питание, 6% - на транс-
портные расходы. Стоит отметить, что билеты на транспорт, особенно
городской, в СССР всегда были исключительно дешевы. Нынешний 10-крат-
ный рост цен на билеты не изменил этого положения, так как он ниже,
чем рост цен на другие товары.