Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

IGPI.RU :: Публикации :: Справочник по Украине :: Социально-экономическая ситуация

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ


 

1. Уровень жизни в Украине до 1985 года.  Украина принадлежала к

   --------------------------------------- относительно благополучным

республикам в СССР. Отставая от прибалтийских республик - Эстонии или

Латвии - она тем не менее жила несравнимо благополучнее, чем Средняя

Азия или российская деревня. В то же время на Украине жилось хуже, чем

в Москве, так как в Советском Союзе было принято "подкармливать" столи-

цу за счет всей остальной страны. Разумеется, уровень жизни в Украине

все последние десятилетия был несравнимо ниже, чем в Западной Европе

или Северной Америке. В то же время он был много выше, чем в Китае,

Вьетнаме или большинстве африканских стран.

   Имущественное расслоение было достаточно велико. Но выразить его хоть

сколько-нибудь точными цифрами трудно или невозможно, т.к. благосостоя-

ние высокообеспеченного слоя создавалось не так благодаря высоким до-

ходам /зарплата члена Политбюро была всего лишь в 4 раза больше, чем

доцента в университете и никак не отражала разницу в уровне жизни/,

как различными бесплатными благами: казенной дачей, спецпайками,

пользованием закрытой столовой с питанием несравнимо выше по качеству,

но заметно дешевле, чем в обычных столовых и т.п.

Уровень жизни, характерный для среднеобеспеченной семьи, предпо-

лагал к 1985 году /приходу к власти Горбачева и началу перестройки/:

- что украинская семья тратит на питание около трети своих до-

ходов /в 1980 - 37,6%, в 1985 - 34,9%, в 1989 - 31,5%, в первом

квартале 1992 - 55%/;

- что имеется возможность провести летний отдых на курорте, воз-

можно, у моря /недели две-три, хотя это и значительный расход/;

- что выезд на отдых за границу возможен лишь как редкое исключе-

ние не столько из-за дороговизны, хотя и это играло роль, сколько

из-за невозможности получить заграничный паспорт. К 1991 году поло-

жение радикально изменилось, и получить паспорт сравнительно легко,

тогда как денежная проблема для большинства стала неразрешимой;

- что есть ощутимая доля семей, даже среднего дохода, имеющая

   одну машину на семью. Но у большинства семей машин нет;

   - что значительная часть горожан имеют собственный участок с да-

чей: кто для отдыха, кто - для пополнения своего стола овощами и

фруктами;

- что в стандартном рационе много сахара, мяса, хлеба и довольно

мало фруктов. Таких фруктов, как киви, в Украине до 1991 года во-

обще не видели, ананасы и бананы были редкостью. Хлеба потребля-

лось /и потребляется до сей поры/ очень много. Среди причин тому -

огромные дотации на хлеб, из-за которых он значительно дешевле му-

ки и комбикормов; широко распространено было откармливание хлебом

домашнего скота.

2. Социальная защита в СССР. Советская система социальной защиты

   --------------------------

предполагала бесплатную медицину и

образование, исключительно дешевое жилье/особенно по западным меркам/:

расходы на квартплату вместе с платежами за воду и энергию могли со-

ставлять 1-2% семейных расходов. Существовала широкая сеть санаториев и

пансионатов с дешевыми путевками/разницу оплачивали профсоюзы/ и т.д.

Вместе с тем эта сугубо патерналистская система провоцировала колоссаль-

ные злоупотребления,особеннно при распределении квартир, создавала неизле-

чимые очереди на жилье/как правило- на десятилетия/, на медобслужи-

вание, на путевки - буквально на все. Главное же - она приучала

граждан постоянно считать себя в долгу у государства, "не высовы-

ваться", не проявлять личной инициативы и во всех трудностях идти

жаловаться подходящему начальству /иногда это помогало, иногда нет/,

но отнюдь не решать свои проблемы собственными силами.

Практически отсутствовала безработица, но главной причиной было

то, что рабочая сила была дешева, и заводы, расплачивавшиеся из го-

сударственного  кармана, охотно держали резерв рабочей силы, им не

нужный. К тому же в различных бюрократических учреждениях, научных

институтах сомнительной необходимости и т.п. получало зарплату ог-

ромное число бездельников.

3. Торговля. Как и прочие области человеческой активности, торговля

   ----------

в СССР была монополизирована государством, и граждане покупали основную

массу товаров в принадлежащих государству магазинах по установленной

государством цене.

Это было выгодно гражданам, потому что рост цен контролировался

и искусственно сдерживался государством. Правда, государство же ус-

танавливало сверхвысокие  цены на некоторые товары /например, авто-

мобили/ и относительно высокие цены, например, на одежду. Зато деше-

вы были продукты /особенно хлеб и молоко, доступные даже нищенствую-

щей части общества/, энергоресурсы и др. Занижены были цены на книги,

что способствовало превращению СССР в "самую читающую страну в мире".

Газета стоила 2-3 копейки, килограмм хлеба - порядка 20 копеек, литр

молока - 22 копейки, книга могла стоить 1-2 рубля. При этом костюм

стоил порядка 100 рублей, автомобиль - 10 тысяч рублей при средней

зарплате 200-300 рублей в месяц.

За долгие годы эта политика привела к диким диспропорциям в ценах,

создала скрытую инфляцию,которая ждала только случая, чтобы вырвать-

ся из-под контроля. Постепенно все большая часть товаров исчезала из

продажи, чтобы попасть на "черный" рынок по ценам уже в 2-3 раза

/если не больше/ выше государственной. Ситуация стала катастрофичес-

кой к концу 1991 года, когда магазинные полки буквально опустели, или

же были заставлены однообразными рядами коробок одного-единствен-

ного, наименее популярного товара.

Помимо "черного" рынка, монополия госторговли нарушалась также

легальным сельскохозяйственным /так называемым, колхозным/ рынком.

Его цены были, в общем, свободными и влияли /хотя и в ограниченной

степени/ на формирование государственных цен. Это отчасти смягчало

эффекты, о которых шла речь выше. В то же время цены рынка до 1992

года были значительно выше, чем магазинные, и далеко не все могли

себе позволить "питаться с рынка". Высокие цены, однако, компенсиро-

вались тем, что на рынке не было очередей, столь характерных для

      советских магазинов, и качество продуктов в целом было заметно выше.

4. "Либерализация цен". Провозглашенная к концу 1991 года полити-

   --------------------

ка перехода к рынку в значительной мере

свелась к тому, что государственные магазины получили право сами оп-

ределять цены, не неся за это ответственности. "Либерализация цен",

обьявленная 2 января 1992 года в Украине, дала мгновенный скачок цен

примерно в десять раз.

Предполагалось, что инфляция остановит или сдержит введение купо-

нов /эрзац-валюты, введенной временно до создания полноценной украин-

ской валюты - гривны/. Действительно, поначалу купонов было выпущено

в обращение немного, и в январе купон свободно обменивался на 3-4 руб-

ля. Однако массовый выброс новых купонов в украинскую экономику привел

к тому, что он обесценивался быстрее рубля: к марту курс был 1:1, а к

сентябрю 1992 года курс купона упал примерно до 0,6-0,7 рубля.

Причины столь резкого "взрыва" цен - в происшедшем к концу 1991

года полному развалу потребительского рынка. Либерализация цен стала

неизбежной, хотя и крайне болезненной мерой макроэкономической стаби-

лизации уже к 1990 году; нерешительность политиков отсрочила ее на

полтора года, что еще ухудшило ситуацию. В результате общество подо-

шло к моменту либерализации с острым и ежемесячно усиливающимся не-

достатком товарных ресурсов, ажиотажным спросом населения на любые

потребительские товары и услуги, стремительным ростом денежных дохо-

дов населения. Все это - на фоне снижающегося уровня производства,

высочайшей степени его монополизации, при разрыве хозяйственных связей

/результат общего политического гиперкризиса СССР, закончившегося его

ликвидацией как единого государства и перешедшего в кризис новых госу-

дарственных образований/ и расширении сферы действия "черного" рынка.

В результате рост цен не ограничился 10-кратным скачком начала

1992 года: в дальнейшем цены продолжали расти по крайней мере на

20-30% в месяц, а во втором полугодии, возможно, и быстрее. Рост цен

за январь-август 1992 года составил, по имеющимся расчетам:

 

В среднем по всей торговле,                    в 20 раз

   в том числе по продуктам питания             в 23 раза

Цены на отдельные товары выросли:

на вареные колбасы 1 сорта                        в 30 раз

на свинину, кур, сливочное масло, сыры            в 17-24 раза

на муку пшеничную высшего сорта                   в 23 раза

на пшеничный хлеб и булки                         в 13-16 раз

на сахар                                          в 13 раз

 

Следует заметить, что сверхвысокие цены в большинстве случаев

вызваны монопольным положением производителей, а также инфляцион-

ными ожиданиями. /В начале осени правительство ввело регулирован-

ные цены практически на все виды молочной продукции, ограничило

уровень рентабельности на переработку мясопродуктов и уровень

торговой надбавки, выделило дотации на вареные колбасы ради сниже-

ния цен/.

Аналогична ситуация в динамике цен на непродовольственные товары

и платные услуги. Цены на товары длительного пользования повысились

в 15-25 раз.

Вместе с тем товарный голод если и не был удовлетворен, то за-

метно снизился сравнительно с концом 1991 года. Как грибы, выросли

бесчисленные частные магазинчики, резко расширился, например, ассор-

тимент фруктов в продаже /лимоны, гранаты, бананы, киви и т.д./.

Оптовые цены с декабря 1991 года до августа 1992 года повысились

почти в 37 раз /с декабря 1991 до января 1992 - в 8,4 раза/. Надо

заметить, что рост цен промышленной продукции для села втрое больше,

чем рост цен на сельскую продукцию. Так, в январе-мае 1992 года цены

продажи сельскохозяйственной продукции с учетом компенсационных до-

   плат и надбавок выросли в 5,3 раза, тогда как цены на промышленную

продукцию - в 17,7 раза. В том числе топливо подорожало в 56, нефте-

продукты - в 42 раза, цены на тракторы, сельхозмашины и т.п. - в

среднем в 14 раз.

5. Спад производства.  Хотя  кризисные явления в экономике ясно

   -------------------- ощущались по крайней мере с начала 1980-х

годов, вплоть до 1991 года общий объем производства, хотя и медленно,

возрастал. С 1991 года начался спад, однако подлинный крах начался в

1992 году. Произведенный за январь-август 1992 года национальный доход

сократился по сравнению с соответствующим периодом 1991 года на 12%.

/Заметим, что вся советская статистика вообще ненадежна, а в условиях

гиперинфляции и подавно, поэтому пользоваться приводимыми цифрами сле-

дует осторожно, но общая тенденция не вызывает сомнений/.

Основные причины спада - общая разбалансированность экономики,

разрыв хозяйственных связей, неконтролируемое повышение цен в усло-

виях монополизма производителей /которым выгодней произвести не

больше, а меньше, продавая дороже/, массовая неплатежеспособность

предприятий, резкое падение инвестиционной активности, невыгодной

при бешеной инфляции.

Обострение проблемы сырьевого обеспечения перерабатывающих пред-

приятий привело к сокращению выпуска почти всех продуктов питания.

За 8 месяцев 1992 года по сравнению с соответствующим периодом 1991

      года производство продовольственных товаров сократилось почти на

четверть, в том числе:

мяса, молочных продуктов, молочных консервов         на 26-29%

жирных сыров                                         на 31%

животного масла, подсолнечного масла                 на 15-21%

минеральных вод                                      на 36%

безалкогольных напитков                              на 50%

Спад производства товаров народного потребления за тот же период

составил 15% или 636 миллиардов рублей по сравнению с аналогичным пе-

риодом 1991 года.

Резким контрастом к этой безрадостной ситуации выглядит общий тор-

говый бум. Число торгующих чем попало стремительно возросло. Объекты

торговли - это, как правило, либо вещи, купленные по невысокой цене

оптом на базах или в магазинах /доход продавца, таким образом - это

потерянная прибыль государства/, или же товары, купленные за границей,

в особенности за границами СНГ: двух-трех-дневные поездки в Польшу,

Турцию и другие страны за какими угодно товарами стали прибыльным

занятием немалой части населения.

Суммы просроченных платежей в народном хозяйстве Украины выросла

      за 7 месяцев 1992 года в 49 раз и на 1 августа составляла 155,8 мил-

лиарда рублей, из нее задолженность по взаимным расчетам предприятий

и организаций составляла 93,4%. Это означало, что очень многие /воз-

можно, большинство/ предприятий продолжало отгружать свою продукцию

прежним ее потребителям, не заботясь о том, что в условиях резко воз-

росших цен они, возможно, уже не захотят ее получать или, во всяком

случае, оплачивать. Правительство и Национальный банк Украины факти-

чески санкционировали такой подход, проведя зачеты взаимной задолжен-

ности между предприятиями и предоставив финансовую помощь селькохо-

зяйственным производителям. Возможно, это уменьшило размеры спада или

даже временно спасло экономику Украины от полного краха. Но в то же

время эти, чисто патерналистские меры означают, что реформа украинс-

кой экономики все еще по-настоящему не началась и что за ее запаздыва-

ние в дальнейшем придется платить еще дороже. В результате этих мер

объем наличных средств в обороте увеличился до 800 миллиардов рублей.

Заметим, что общая задолженность на 1 июня 1992 года за продукцию,

работы и услуги составляла 570 миллиардов рублей.

Далеко не всегда предоставленные кредиты были использованы на

погашение задолженностей. Часть производственников и торговых орга-

низаций направили кредиты на повышение заработной платы.

6. Безработица.  Хотя и до 1991 года существовала так называемая

"незанятость населения", эта проблема никогда

не являлась острой в советское время. Однако в условиях экономичес-

кого кризиса безработица, хотя и остается незначительной, растет

быстрыми темпами: в первом квартале 1992 года она втрое больше, чем

в первом квартале 1991 года. На 1 января 1992 года в Украине зарегист-

рировано 6758 безработных, или 0,01% от общей численности населения.

Однако надо иметь в виду, что основная масса безработных пока что,

по традиции, не регистрируется.

Основные причины безработицы: ликвидация, реорганизация или пере-

профилирование предприятий, сокращение штатов. По этим причинам по-

теряли работу 62% зарегистрированных в Киеве безработных. Основная

масса безработных - служащие / около 80%/ и женщины / около 50%/.

По некоторым оценкам, численность незанятых в Украине в концу 1992

года должна была составить 1,6 миллиона человек, из которых планиро-

валось трудоустроить 610 тысяч. По другому прогнозу, число безработ-

ных в Киеве в первом квартале 1993 года может возрасти в 15-16 раз.

Такой быстрый рост армии безработных вызывается форсированной

адаптацией экономики к рынку, или, говоря конкретнее:

- структурной перестройкой экономики, которая будет сопровождать-

ся вытеснением рабочей силы из одних отраслей /военно-промышленный

комплекс, производство средств производства и др./ и переливом

  в другие /сфера услуг, производство средств потребления/;

- банкротством и закрытием нерентабельных предприятий;

- освобождением от излишнего персонала и от работников малоквалт-

фицированного труда.

Немалая часть незанятого населения пополняющего ряды безработных

/каждый пятый/ - лица, которые требуют социальной защиты: женщины,

имеющие малолетних детей, лица предпенсионного возраста. Трудоуст-

ройство таких категорий населения представит отдельную сложную соци-

альную проблему.

Вынужденно ускоренный темп реформ приведет к тому, что диспропор-

ции в занятости населения, связанные с перечисленными факторами, бу-

дут нарастать. Вместе с тем запаздывание с приватизацией и высокие

налоги создают неблагоприятный климат для развитие предпринимательст

ва, особенно малого бизнеса. Сужение сфер традиционной занятости

населения в ближайшее время не будет сопровождаться соответствующим

расширением новых, особенно такой трудоемкой, как сфера услуг.

7.Денежные доходы населения.   За первое полугодие 1992 года

денежные доходы населения увеличились

сравнительно с соответствующим периодом 1991 года в 8 раз, в основном

за счет индексации текущих доходов и различного рода компенсационных

выплат в связи с ростом цен.

В структуре денежных доходов населения основное место занимает

зарплата работников государственного сектора / 73% /. Среднемесяч-

ная зарплата рабочих и служащих госсектора с декабря 1991 до июля

1992 года выросла в 5 раз и равнялась в июле в среднем 5380 рублей.

За этот же срок величина минимального потребительского бюджета вы-

росла почти в 8 раз. Заметим, что по сравнению с Россией оплаты

труда в народном хозяйстве Украины составляет 0,7, в промышленнос-

ти - 0.8. В ряде случаев возникают большие разрывы в зарплате, и

не только по отраслям, но и по регионам Украины. Так. в сравнении

с оплатой труда в угольной промышленности, сосредоточенной в основ-

ном на юго-востоке /более 12,5 тыс.руб./ зарплата в бюджетных отраслях

и в аграрном секторе выглядит просто нищенской /2700-4900 руб./.

В малообеспеченных семьях в потребительской корзинке значительно

возрос удельный вес питания - нередко до 80-95%. Расходы на питание,

разумеется, сильно выросли. Однако по сравнению с первым полугодием

1991 года население стало потреблять на 11% меньше мяса и мясопродук-

тов, молока и молочных продуктов, на 23% - животного масла, на 41% -

рыбных продуктов, на 25% - фруктов. Объемы покупки непродовольствен-

ных товаров и получение услуг населением уменьшились соответственно

на 36 и 28%.

Если исходить из западной мерки, по которой семья живет за порогом

бедности, если в потребительской корзине более 50% составляют расхо-

ды на питание, то выйдет, что две трети населения Украины находятся

ниже этой грани, а одна треть - значительно ниже.

Учитывая, что спад производства в полном разгаре и явно будет

продолжаться, нетрудно спрогнозировать дальнейшее ухудшение мате-

риального положения граждан. Правительство принимает широкие меры

по социальной защите населения /см.ниже/, но в условиях спада они

сводятся к перераспределению и латанию Тришкиного кафтана. Номи-

нальные доходы граждан растут день ото дня, но съедаются инфляци-

ей. Вот как выглядит положение дел в первой половине 1992 года:

 

              Доходы /рублей в месяц/:

            ----------------------------

---------------------------------------------------------------------

                         1989    май    расчетный уровень   июнь

                                1992       на май 1992      1992

---------------------------------------------------------------------

  минимальная заработная      80    900           1200          900

      плата

  минимальная пенсия          70    800           1050          800

  средняя пенсия              90     -            1350           -

  максимальная пенсия        130   2400           2500         2400

  средняя заработная плата

  рабочих и служащих         240   3500           3600         5380

  зарплата врача             160   2250           2400         4129

  зарплата учителя           175   2300           2600         3442

  зарплата профессора        550   3000           8000         8000

  зарплата водителя          550  12000           8000        13000

--------------------------------------------------------------------------------

 

Приведенные в таблице данные о расчетном уровне соответствуют про-

житочному минимуму. Стоимость же потребительской корзины /"уровень

потребления, необходимый, чтобы сохранить человеческое достоинство"/,

по расчетам экспертов, на 15 февраля 1992 года составляла 4720 рублей

в месяц, а в августе - 12000 рублей в месяц.

До сих пор речь шла только о категориях лиц, имеющих какие-либо

доходы. Среднедушевые доходы населения несколько ниже в связи с на-

личием неработающих членов семей.

В целом рост инфляционных процессов, неограниченное повышение

цен на товары и услуги, разбалансированность потребительского рынка

привели к значительному снижению уровня жизни людей.

По данным Киевского городского управления статистики, в первом

полугодии 1992 года доля расходов на питание составила 38,7% семей-

ного бюджета /в первом полугодии 1991 - 34,1%, доля расходов на

культурно-бытовые услуги - 9,4% /11,3%/. Доля расходов на приобрете-

ние непродовольственных товаров осталось на прежнем уровне: 36,4%.

Повышение цен на продовольственные товары и трудности в их приобре-

тении привели к сокращению физических объемов покупок на 19,3%,

в том числе в государственной торговле - 25,2%.

8. Социальные расходы государства.  В Украине существует устоявшая-

ся  система государственной со-

циальной защиты населения. В нее входят система образования, здравоох-

ранения, социальное обеспечение /пенсии/, помощь льготным категориям

граждан /многодетным и одиноким матерям, сиротам, инвалидам, лицам,

пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, в последнее время - без-

работным и др./. Основные источники финансирования и их ориентировоч-

ный расчет на май-июнь 1992 года представлены в таблице:

 

----------------------------------------------------------------------

   Источники финансирования       Общая сум-     % от об-   % от

                                 ма, млн.руб.     щей суммы   ВВП

----------------------------------------------------------------------

  Доходы государственного бюджета     634,5           54,7      23,2

  Общая сумма налога на зарплату      472,6           40,7      17,3

В том числе:

  Взносы в пенсионный фонд            365,4           31,5      13,4

  Взносы в фонд Чернобыля              55,8            4,8       2,0

  Взносы в фонд социального

  страхования                          32,5            2,8       1,0

  Налог на личные доходы               18,9            1,6       0,7

  От предприятий                       46,1            4,0       1,7

  От частных лиц                        7,0            0,6       0,3

  Из других источников                  0,6             -         -

---------------------------------------------------------------------

  Всего                           1160,8            100      42,5

 

Роль частных фондов пока что очень незначительна. Упомянем в этой

связи фонд помощи политзаключенным сталинских лагерей.

В 1990 и 1991 гг. аналогичные расходы составляли 25% ВВП, а по ап-

рельским прогнозам 1992 г. эта цифра должна была достичь 30%; однако

последний прогноз предусматривает, как видно, уже уровень 43% ВВП.

Причины этого - все углубляющийся экономический кризис.

Согласно тем же прогнозам, социальные расходы государства распре-

деляются в 1992 году следующим образом:

 

----------------------------------------------------------------------

                           Общая сумма рас-   % от общей   % от

                           ходов, млн.руб.   суммы расходов  ВВП

----------------------------------------------------------------------

 

  Пенсии                          349,4              31         13

  Образование                     226,7              20          8

  Медицинское обслуживание        200,7              18          7

  Различные виды помощи           185,8              17          7

  Субсидии бытовым потребителям   138,7              12          5

  Помощь безработным               21,6               2          1

----------------------------------------------------------------------

   Всего                      1122,9             100         41

 

Рассмотрим несколько подробнее источники этих доходов и их исполь-

зование:

Пенсии.  92% пенсионных выплат дает пенсионный фонд, 8% -

государство /пенсии и надбавки жертвам Чернобыльской катастрофы/.

Пенсии по старости и пенсии военнослужащих составляют около 75% об-

      щих пенсионных расходов, пенсии инвалидам труда 10%, инвалидами с

детства и т.п. - 10%, административные расходы - 5%.

Хотя пенсии - наибольшая часть всех социальных расходов и со-

ставляют 13% ВВП, размеры самих пенсий невелики. Приблизительно

45% пенсионеров получают минимальную пенсию по старости /800 руб-

лей в месяц/ при прожиточном минимуме 1200 руб. на июль 1992 г.

Дело в том, что почти четверть населения Украины получает ту

или иную пенсию.

         Образование. Из указанной в таблице суммы в 226 мил-

лионов около 63% принадлежит Министерству образования. Другим мини-

стерствам на эти цели выделяется около 18%, предприятиям около 19%.

75-85% свого бюджета Минобраз расходует на зарплату, оплату ком-

мунальных услуг, техобслуживание и текущий ремонт школ. Другие ми-

нистерства расходуют средства главным образом на специальное образо-

вание. Например, Министерство здравоохранения имеет свои учебные

заведения. Предприятия имеют собственные детские заведения, проф-

техучилища.

При прежней системе, когда деньги из государственного кармана

доставались легко, предприятия сравнительно охотно шли на посто-

ронние расходы, в частности, расходы на образование. В нынешнем фи-

нансовом положении они быстро сокращают число собственных учрежде-

ний образования.

Около четверти расходов на дошкольное воспитание финансирует

также минобраз. Остальные средства выделяют предприятия и родители.

Можно ожидать, что вскоре очень важное место в этой области займет

частный сектор, роль которого пока ничтожна.

Медицина.  90% расходов осуществляет Минздрав, около 4%

- частные поступления, около 6% - другие министерства. Вне системы

Минздрава близкие функции выполняют различные учреждения /дома

для престарелых, медучилища, специальные медицинские учреждения,

подчиненные некоторым предприятиям и армии/.

Бюджет Минздрава обеспечивает расходы в сумме 3370 рублей на

душу населения.Для сравнения приведем показатели за 1990 год:

 

----------------------------------------------------------------------

         Процент от ВВП           Сумма           На душу населения

----------------------------------------------------------------------

   1990         1,5                 4416 тыс.руб.         65 руб.

   1992         6,4               174506  -"-           3370 руб.

----------------------------------------------------------------------

 

Резкий скачек цифр обьясняется главным образом инфляцией.

Помощь   многодетным   семьям  и  другие

      виды   помощи.    Около 55% средств на помощь образуется за

счет поступлений из государственных расходов, 25% - из отчислений

в фонд Чернобыля, 14% - из отчислений в фонды соцстраха, 6% - из

пенсионного фонда.

Распределение расходов: 43% - помощь лицам с низкими доходами,

27% - помощь пострадавшим от Чернобыльской катастрофы /почти пол-

ностью финансируется из фонда Чернобыля/, 30% на другие цели /се-

мьям военнослужащих, реабилитированным гражданам и др./.

Дотации   потребителям. Полностью финансиру-

ются за счет доходов центрального и местных бюджетов. Расходуются:

57% - дотации на оплату жилья /в том числе на коммунальные услуги

и жилищное строительство/, 37% - дотации на питание, 6% - на транс-

портные расходы. Стоит отметить, что билеты на транспорт, особенно

городской, в СССР всегда были исключительно дешевы. Нынешний 10-крат-

ный рост цен на билеты не изменил этого положения, так как он ниже,

чем рост цен на другие товары.

 

:: Высказаться ::

 

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель