Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

IGPI.RU :: Публикации :: Справочные материалы по Средней Азии :: Введение

ЭКОНОМИКА СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

(справочные материалы)

              Введение

Данная работа представляет собой обзор экономической ситуации, сложившейся в 1993 году в четырех республиках Центральной Азии - Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. В разделах, посвященных этим странам, рассказывается о людях, занимающих ключевые позиции в их экономике, o слoжившейся в них структуре управления народным хозяйством, приводятся данные о ряде крупных фирм и предприятий, причем предпочтение отдавалось тем, которые представляют интерес для иностранных инвесторов (по той же причине в работе очень поверхностно сказано о ситуации в сельском хозяйстве данного региона).

 Учитывая важность проблемы обеспеченности центральноазиатских стран энергоносителями, в каждом из разделов, посвященных конкретной республике, приведены сведения о добыче в ней нефти и газа; данные об этом получены нами из государственных источников и достаточно достоверны).

Поскольку в бизнесе со среднеазиатскими партнерами особенно важны личные связи, в справочнике специальное внимание обращается на персоналии.

К числу условий, благоприятных для делового сотрудничества со странами Центральной Азии, можно назвать, во-первых, наличие в регионе значительных запасов минеральных ресурсов: урана, золота, редкоземельных элементов, руд цветных металлов и так далее. В Туркменистане определенный интерес для инвесторов могут представлять запасы нефти и газа.

Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан производят большое количество электроэнергии.

Относительно низкий уровень жизни населения позволяет в случае создания совместных производств использовать дешевую рабочую силу.

Наконец, за годы советской власти в данных республиках были построены крупные промышленные предприятия, в том числе добывающие, сотрудничество с которыми может представлять интерес для зарубежных фирм.

Но нельзя не отметить и факторы, неблагоприятные для организации совместных проектов. Основной группой рисков для иностранных инвесторов в регионе являются в настоящее время риски политические. Однако рассмотрение политической ситуации в центральноазиатских государствах выходит за рамки настоящей работы.

Все четыре страны очень медленно, по сравнению с Россией, идут по пути рыночных реформ. Экономика стран региона переживает спад, как и все бывшие советские республики. Кризис усугубляется разрывом традиционных экономических связей с другими республиками бывшего СССР, от которых азиатские страны СНГ получали по ценам, значительно ниже мировых, многие товары и ресурсы, в том числе энергоносители.

Центральноазиатские руководители в традициях данной местности пытаются преодолеть кризис не путем рыночных реформ, а используя возможности государства. Они вынуждены расходовать значительную часть государственного бюджета на дотации, дабы не допустить резкого падения уровня жизни населения (ибо это  может быть чревато социальным взрывом). В результате роль бюрократии в постсоветских странах Центральной Азии очень велика.

Частный сектор экономики этих стран оказался теснейшим образом связан с государственными организациями (нередко в роли крупных предпринимателей выступают руководители той или иной страны), слаб и бесправен. Приватизация во всех республиках движется медленными темпами. Поэтому сотрудничество с частными бизнесменами может натолкнуться на административные препятствия.

К сожалению, развитию экономики региона мешает и тот факт, что руководители четырех стран так и не смогли, несмотря на все декларации, добиться координации экономической политики своих государств.

К факторам, затрудняющим деловое сотрудничество со странами региона, можно отнести слабое развитие инфраструктуры: плохо работают транспорт и связь, слабо развита банковская система.

Во всех странах Центральной Азии отсутствует стабильная национальная валюта, темпы инфляции очень высоки. Лишь Таджикистану пришлось пока смириться с тем, что его финансовая политика будет определяться из Москвы, а их валютой будет российский рубль (не отличающийся стабильностью). В 1993 году Кыргызстан и Туркменистан начали эксперимент с введением собственных денежных единиц. Будущее покажет, насколько он будет успешным. Не вполне ясно, какая валюта будет иметь хождение с 1 января 1994 года в Узбекистане.

Сложная ситуация сложилась в регионе с трудовыми ресурсами. Достоверные статистические данные о безработице отсутствуют. Кроме прочего, это вызвано и методологическими трудностями в определении числа безработных. Дело в том, что в советский период в лучшем случае велся учет граждан трудоспособного возраста, "не вовлеченных в общественное производство". По этой классификации в число безработных попадали, например, многодетные матери, которые ни в какое производство вовлечены быть не могли. Кроме того, учитывались жители, занятые в мелкотоварном производстве, получавшие основной доход в собственных хозяйствах и так далее.

Поэтому данные о безработных, называемые в различных источниках, сильно варьируются (порой даже на порядок). Но все исследователи сходятся на том, что в Центральной Азии избыток рабочих рук. При этом следует учитывать, что основная масса безработных или же лиц, занятых на сезонных работах, проживает в основном в сельской местности. Это обычно люди, не обладающие квалификацией, позволяющей им работать на промышленных предприятиях. Кроме того, в силу национальных традиций коренные жители очень неохотно идут работать на заводы. Поэтому регион испытывает дефицит квалифицированных промышленных рабочих и специалистов технического профиля.

В то же время в сельской местности усиливается аграрное перенаселение, вызванное демографическим взрывом, который Центральная Азия переживает в последние десятилетия. Быстрое экстенсивное развитие сельского хозяйства привело к тяжелым экологическим последствиям (достаточно вспомнить о превращении Приаралья в зону экологической катастрофы).

В советский период значительную часть промышленных рабочих и специалистов составляли русскоязычные жители центральноазиатских республик. Но в последние годы они массами выезжали из региона. На первом месте, разумеется, здесь стоит Таджикистан, откуда выехало свыше 200 тысяч русскоязычных эмигрантов. Но и в других республиках, в том числе в относительно благополучном Туркменистане, действует аналогичная тенденция. Отъезд европейцев заметно обостряет кадровую проблему.

Руководящие посты в регионе активно занимаются представителями номенклатуры коренной национальности. В Центральной Азии практически не осталось руководителей высокого ранга из числа русскоязычных граждан.

В работе затрагиваются некоторые аспекты хозяйственного законодательства данных республик. Этому вопросу уделено сравнительно немного внимания, дабы не создавать у возможных иностранных инвесторов излишних иллюзий.

Дело в том, что, на наш взгляд, для руководства постсоветских республик Центральной Азии характерен правовой нигилизм. С одной стороны, в том случае, если с местным истэблишментом будут установлены хорошие личные отношения, то законы (или же, например, результаты международных тендеров) могут быть специально пересмотрены в интересах партнера.

С другой стороны, даже существование закона не гарантирует того, что иностранному партнеру удастся реализовать предусмотренные нормативными актами возможности. Для государственного аппарата стран региона характерна высокая степень коррумпированности, низкая правовая культура и бюрократизм. В тексте настоящего издания приводятся примеры того, как их административными решениями фактически отменяется действие тех или иных положений законодательства.

По этой причине в разделе, посвященном экономике Таджикистана, мы взяли на себя смелость отказаться от рассмотрения экономического законодательства вообще, поскольку там оно фактически не действует (хотя формально законов никто не отменял).

Среди неблагоприятных для деловой активности факторов следует отметить тяжелую криминогенную ситуацию. В данных республиках традиционно выращивались наркосодержащие культуры. В последние годы наркобизнес в регионе превращается фактически в одну из отраслей экономики (поэтому в работе специальный раздел посвящен незаконному обороту наркотиков). Преступные группировки из азиатских республик СНГ выходят на международный рынок наркотиков, установили тесные связи с криминальными организациями Афганистана и Ирана. Усиливается роль Центральной Азии как канала для транзита наркотиков в развитые страны из государств Среднего Востока. 

Несколько слов об источниках сведений, которыми мы оперируем в своем исследовании. В республиках Центральной Азии особую сложность для исследователя составляет отсутствие достоверной экономической информации. Поэтому там, где это было возможно, мы стремились использовать в качестве источника информации служебные документы государственных организаций региона.

В ряде случаев нами также использовались данные прессы, которые по возможности проверялись. Из московских газет мы прежде всего использовали "Финансовые известия" и "Бизнес МН" (приложение к "Московским новостям"), "Комсомольскую правду", "Известия" и некоторые другие.

Из региональных экономических газет были использованы "Контакт" (Туркменистан), "Биржевой вестник Востока" (Узбекистан), "Бизнес и политика" (Таджикистан), "Бизнесмен К" (Кыргызстан).

Некоторые сведения почерпнуты из "Туркменской искры"(Туркменистан), "Народного слова" (Узбекистан), "Слово Кыргызстана", "Свободных гор" (Кыргызстан) и некоторых других.

Нами использовалась информация, содержащаяся в изданиях "Бизнес-карта СССР" (Москва, 1992 год), тома 28 (Узбекистан) и 29 (Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан), "Конверсия: электроника, радиотехника, телекоммуникации" (Москва, 1992 год), "Бизнес-каталог: Узбекистан" (Ташкент, 1993 год)

Часть информации получена нами в ходе бесед с хозяйственными руководителями и представителями деловых кругов региона.

Сведения, если это специально не оговорено в тексте, приводятся по состоянию на осень 1993 года.

               * * *

Мы выражаем благодарность государственным служащим и частным лицам - гражданам стран Центральной Азии, оказавшим нам помощь в подготовке данной работы

 

:: Высказаться ::

 

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель