Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Сергей Фуфаев, 21 апреля 2005 г.

Кыргызстан: главные события впереди

Стремительное падение режима А. Акаева стало очевидной неожиданностью для лидеров оппозиции, инициировавших протестные акции. Длительная осада киргизского «Белого дома», что первоначально планировалось, давала лидерам оппозиции с одной стороны возможность максимально дискредитировать Акаева в глазах и внешних сил, и населения республики, а с другой – давала время на то, чтобы разобраться с собственными внутренними противоречиями, определить, кто, с кем и против кого играет в оппозиционном стане, и на этой основе сформировать внутренне консолидированную новую властную команду (как это произошло на Украине).

Однако вышедшая из-под контроля толпа и бегство Акаева поставили оппозицию перед необходимостью брать власть немедленно, не дожидаясь собственной внутренней консолидации. В результате сегодня реальную власть в республике осуществляют несколько остро соперничающих друг с другом политических группировок. Это порождает фактическое безвластие. Обычной является ситуация, когда на уровне городов и областей на власть претендуют сразу по два-три губернатора или мэра.

Ситуацию осложняет и то, что насильственный характер отстранения Акаева от власти, а также его личное поведение, а именно сдержанность в отношении применения силы к протестующим, позволили Акаеву сохранить значительно количество сторонников, особенно в северных Чуйской и Таласской областях. И после периода некоторой растерянности акаевский клан вновь готов перейти в наступление. Свидетельством этому явилось возвращение в Бишкек дочери Акаева – Бермет, которой приписывается определяющие влияние на отца. Ее появление в парламенте говорит о том, что молодые и амбициозные члены клана Акаевых не намерены, в отличие от его номинального главы, сдаваться без боя.

Весь вопрос в том, когда и в каких политических формах этот политический бой произойдет, то есть каким именно образом выявится политический победитель революции, которому достанется в результате  контроль над республикой.

Во всякой иной стране этот вопрос логично было бы решать на выборах. Однако в условиях сегодняшней Киргизии разрешение противоречий внутри победившей, но разнородной оппозиции с помощью процедуры выборов грозит катастрофическими последствиями для судьбы страны.

Сегодня в Киргизии есть два явных политических лидера – экс-премьер и исполняющий обязанности президента Курманбек Бакиев и экс-вице-президент Феликс Кулов. Оба они реально могут претендовать на президентский пост. Однако в случае, если на предстоящих 10 июля выборах они останутся соперниками, республике грозит практически неминуемый электоральный разлом, который может перейти в разлом политический и государственный. Север проголосует за Кулова, юг – за Бакиева, и не факт, что проигравшая сторона признает справедливость итогов голосования. Даже если фавориты лично обязуются согласиться с любым результатом, они могут оказаться заложниками массовых настроений своих сторонников.

Для иллюстрации необходимо вернуться к парламентским выборам, которые стали детонатором революционных событий. Причины охвативших страну после подведения итогов голосования волнений состоят не только в фальсификациях. Эти выборы были не более нечестными, чем предыдущие или чем выборы во многих российских регионах. Проблема заключалась в том, что округа были нарезаны таким образом, что в каждом округе среди избирателей примерно в равных пропорциях были представлены два-три рода. И даже честная победа представителя одного рода вызывала протесты рода, чей кандидат проиграл. Именно поэтому Бишкек, где родовое деление не имеет актуальности, спокойно воспринял итоги голосования. Взорвалось село, где родовые отношения остаются важным фактором общественной жизни.

Если на выборах будут соперничать Кулов и Бакиев, повторение взрыва практически неизбежно. Вне зависимости от результата. Если уж на Украине после победы Ющенко на востоке заговорили об отделении, то это тем более вероятно для Киргизии, север и юг которой связаны единственной высокогорной автодорогой, а взаимная настороженность северян и южан друг к другу являются общеизвестным фактом.

Если победителя Бакиева не признает север или победителя Кулова –юг, вполне реальным станет не просто раскол страны, под угрозу будет поставлено само существование киргизской государственности. Отделившаяся от севера Южная Киргизия, состоящая из областей с высокой долей узбекского населения, неизбежно будет дрейфовать в сторону Узбекистана вплоть до установления полного контроля Ташкента над этими территориями. Ввиду такого усиления южного соседа и с целью противостоять неизбежной китайской экспансии активно вмешается в ситуацию Казахстана. Астана, безусловно, не оставит северных киргизов наедине с усиливающимися внешними конкурентами и не потерпит анархии в непосредственной близости от своей второй столицы, которую от Казахстана отделяет по существу открытая граница.

Таким образом, внутренняя нестабильность Киргизии может в результате привести к масштабному территориальному переделу в Центральноазиатском регионе, по определению чреватому большим кровопролитием.

Первым, кто не заинтересован в таком развитии событий, является сам кыргызстанский политический класс, в том числе его узбекская составляющая. Какую-либо заметную роль в регионе Киргизия, а значит и киргизская элита, могут играть, только сохранив единство страны. Для узбекских кланов, влиятельных на юге, дезинтеграция Киргизии и переход юга под контроль Ташкента также не выгодны. Поскольку в случае объединения с Узбекистаном ошские и джалалабадские узбеки на своей новой родине в лучшем случае будут находиться на положении восточно-германских «осси». В то время как в единой Киргизии при любом раскладе им гарантировано квотное представительство в органах власти, а также как минимум внимательное и уважительное отношение со стороны Ташкента.

Мощным внешним фактором, который в состоянии воспрепятствовать развитию событий по катастрофическому сценарию, является позиция России и США, для которых Киргизия является общим форпостом в Центральноазиатском регионе. А для России кроме того – местом проживания сотен тысяч граждан, связанных происхождением с Россией. В дестабилизации обстановки в этой стратегически важной для себя точке ни России, ни США не заинтересованы и, как представляется, должны сделать все, чтобы помочь кыргызстанской политической элите достичь внутренней консолидации и пройти через испытание выборами с минимальными потерями.

Проблема здесь состоит в том, чтобы элита сумела удержать контроль над народными массами, что, как показали мартовские события, у нее если и получается, то не всегда так, как планировалось.

А происходит это потому, что весьма весомым особенно для полунищего сельского населения юга является голос криминала, в том числе связанного с наркотрафиком. Организованный криминал – это, пожалуй, единственная серьезная сила, которая может быть заинтересована в дестабилизации обстановки. Поэтому настораживает проникновение в новый парламент, в том числе на важные посты, людей, связанных с криминалитетом.

Представляется, и что и Кулов, и Бакиев, и другие лидеры осознают опасность подобного развития событий. Интересы их собственного политического выживания, а также давление извне должны заставить их сделать все, чтобы предотвратить реализацию сценария политической войны.

Теоретически это можно сделать, если, в отсутствие общенационального политического лидера, голоса на севере и на юге будут раздроблены между несколькими достаточно сильными кандидатами. Но на сегодня есть только один политик, способный составить серьезную конкуренцию на юге Бакиеву – это спикер парламента Омурбек Текебаев. Но на севере в любом случае скорее всего будет доминировать Кулов, в тому же сам Текебаев не высказывает особого желания баллотироваться.

Поэтому оптимальным было бы такое развитие событий, при котором киргизский политический класс придет к внутренним договоренностям до выборов, создав единую коалиции во главе  с Куловым и Бакиевым, как бы они ни относились друг к другу лично. В этом случае выборы будут лишь формальной легитимизацией политических перемен, как это произошло в Грузии на президентских выборах, последовавших за «революцией роз».

При этом следует иметь в виду, что кандидатура Бакиева выглядит более предпочтительно на должности президента, поскольку продолжение многолетнего правления «северян» может вызвать новое напряжение на юге. Наличие крупных самостоятельных фигур на ключевых постах в стране, таких как Бакиев (президент), Кулов (премьер), Текебаев (глава парламента), которые не связаны друг с другом отношениями личной зависимости и более того, являются политическими соперниками, позволит построить высшую власть по принципу сдержек и противовесов. Это не только повысит эффективность публичной власти, но и поможет уберечь страну от скатывания к новой клановости и семейственности политической и экономической жизни.

Таким образом, видится следующая альтернатива:

  1. Элиты не договариваются о разделении власти кулуарным путем и выносят этот вопрос на суд народа. В результате предстоящие выборы президента становятся новой фазой гражданского противостояния, осложненного противостоянием межродовым и активным вмешательством в процесс криминальных кругов. Такое противостояние с высокой долей вероятности может перейти в вооруженный конфликт, за которым последует раскол и уничтожение страны в качестве самостоятельного государства со всеми вытекающими последствиями.
  2. Вопрос о разделении власти решается до выборов. Каждая политическая и клановая группировка получает свою долю. Выборы теряют интригу и становятся формальным утверждением внутриэлитных договоренностей. В результате верховная власть в стране строится по принципу сдержек и противовесов, ареной для разрешения политических противоречий и конфликтов становится самостоятельный парламент, а не улица. Ни один из кланов не получает доминирующего экономического и политического положения. В результате Киргизия выходит из кризиса с объективно окрепшей государственностью и усиливает свои позиции как оплот демократии в регионе.

Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель