Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Организация «Международное ненасилие» (г.Москва); Организация «Альтернатива насилию» (г.Хасавюрт); Организация «Созидание» (г.Гудермес). Москва 2005 г.

Брошюра выпущена в рамках реализации проекта «От примирения к сотрудничеству» при поддержке Нидерландской организации по развитию «CORDAID»

 

Сухов В.В.

 

ГРАЖДАНСКИЕ МИРОТВОРЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ

 

Обобщение результатов осуществления проекта «От примирения к сотрудничеству», направленного на развитие сотрудничества между этническими, профессиональными, социальными и территориальными сообществами, проживающими в соседних районах вдоль административной границы Чеченской Республики с Республикой Дагестан, Республикой Северной Осетией-Аланией и Ставропольским краем

 

Содержание:

 

Развитие гражданских миротворческих инициатив в соседних районах РД и ЧР

Цели и задачи проекта «От примирения к сотрудничеству»

Модели и методы развития сотрудничества между различными сообществами РД и ЧР

Тиражирование опыта в иные регионы юга России, граничащие с ЧР

Консолидированная программа действий

Приложения:

Приложение №1. Информация об организациях-исполнителях проекта

Приложение №2. Совместное заявление участников круглого стола в г.Кисловодске

Приложение №3. Карта реализации миротворческих инициатив вдоль границы РД и ЧР

Приложение №4. Карта этапности развития межрайонного сотрудничества

 

1. Развитие гражданских миротворческих инициатив в соседних районах РД и ЧР

Проект «От примирения к сотрудничеству» базируется на многолетнем опыте реализации гражданских миротворческих инициатив, которые осуществлялись с 1998 г. в соседних районах Дагестана и Чечни. Трагические события 1999 г.[1] послужили катализатором их развития. К наиболее значимым инициативам можно отнести проекты, направленные на:

-         создание межэтнической бригады, деятельность которой осуществлялась в Новолакском районе РД сразу после трагических событий 1999 г.;

-         проведение серии образовательных, культурных, спортивных и обрядовых мероприятий в населенных пунктах семи районов вдоль административной границы РД и ЧР[2];

-         содействие в снижении напряженности между вынужденными переселенцами из ЧР, проживающими в Дагестане, и местным населением.

Участвующие в разработке и реализации проектов неправительственные организации, за несколько лет, получили значительный опыт и прошли большой путь развития:

-         Исполнители проекта 'От примирения к сотрудничеству' на встрече с представителями международных организаций в офисе УВКБ ООН (Назрань, лето 2004 г.)происходил постоянный процесс их становления и институционального развития;

-         были установлены связи с российскими и международными неправительственными сетевыми и экспертными структурами, фондами, международными организациями[3];

-         постепенно был накоплен опыт взаимодействия с политическими акторами, как на местном, так и на федеральном уровнях;

-         накапливался опыт разработки и реализации миротворческих инициатив, а также формировались критерии оценки их эффективности.

Важным моментом развития гражданских миротворческих инициатив вдоль административной границы Дагестана и Чечни явился многолетний процесс реализации  в различных регионах Северного Кавказа Комплексных Миротворческих Программ (КМП)[4].

КМП были инициированы организацией «Международное ненасилие» в партнерстве с местными общественными организациями, учреждениями образования и культуры, и осуществлялись в течение 2000 – 2003 г. в следующих регионах Северного Кавказа:

-         в 7 соседних районах Чечни и Дагестана;

-         в Пригородном районе Республики Северная Осетия - Алания;

-         в регионе Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края;

-         в Карачаево-Черкесской Республике;

-         в «Кадарской зоне» Буйнакского района Республики Дагестан.

  

Комплексные Миротворческие Программы включали в себя пакеты проектов, исполнителями которых были более 32 государственных и негосударственных структур РФ, среди которых:

-         учебные и культурные учреждения (Пятигорский филиал Северо-Кавказской академии государственной службы при Президенте РФ, курортная библиотека г.Кисловодска и т.д.);

-         общественные объединения (организации: «Русская община г.Черкесска Карачаево-Черкесской Республики», «Новое образование Осетии. Педагоги за мир и ненасилие», Хасавюртовский региональный фонд «SOS-Спасение» и др.);

-         эксперты и представители сетевых неправительственных объединений (Рабочая Группа по предупреждению и урегулированию конфликтов Конференции СНГ, «Миротворческая миссия на Северном Кавказе им. генерала Лебедя» и др.);

-         ведущие ученые политологи, конфликтологи и этнологи юга России;

-         органы государственной власти (Госкомитет по делам молодежи КЧР и т.д.).

Осуществление в течение нескольких лет системной и комплексной миротворческой деятельности позволило сформировать команду единомышленников, а также, что крайне важно,  проанализировать и обобщить выработанный в различных регионах Северного Кавказа миротворческий опыт. Реализация КМП позволила достичь измеримых успехов в области развития межэтнического и межсекторного сотрудничества, а также выработать и апробировать модели по оказанию стабилизирующего воздействия на развитие ситуации в различных регионах юга России. Опыт осуществления гражданских миротворческих инициатив показал, что гражданские структуры могут ставить и решать задачи по оказанию конструктивного воздействия на стабилизацию ситуации и снижение напряженности в регионах, имеющих открытый или потенциальный конфликт.

 

По мере накопления опыта, менялся и характер миротворческих инициатив, они становились более сложными в содержательном плане, в них вовлекались все большее количество исполнителей, расширялись целевые группы, увеличивалась география их реализации и т.д.

Так, например, в ходе осуществления и развития гражданских миротворческих инициатив в соседних районах Дагестана и Чечни их цели и приоритеты постоянно качественно менялись и становились более сложными и значимыми:

Год:

Цель:

 

 

Задачи:

 

   1998 -  2000

 

восстановление и развитие  добрососедских отношений между населением ЧР и РД

- выстраивание отношений между населением соседних районов РД и ЧР (старейшины, молодежь, женщины);

- снижение межэтнической напряженности внутри РД в Хасавюртовском и Новолакском районах (между этническими группами, а также между беженцами из ЧР и местным населением).

2000 - 2003

выстраивание межрайонного сотрудничества

подключение к данному процессу представителей органов местного управления и представителей различных профессиональных сообществ (милиционеры, журналисты, предприниматели, учителя, библиотекари, работники социальной сферы, сельхозпроизводители и т.д.)

2003 - 2004

использование межрайонного сотрудничества  как фактора достижения региональной стабильности

-      выработка механизмов системных отношений между структурными подразделениями соседних районов (РОВД, учреждения образования и культуры, больницы, газеты и ТВ, министерства и ведомства, органы местного управления и т.д.);

-      тиражирование опыта межрайонного сотрудничества в иные районы субъектов юга РФ, граничащие с Чечней (Моздокский район РСО-А, Курской район Ставрополья, Надтеречный, Наурский, районы ЧР, Ногайский, Кизлярский районы РД).

 

В результате проведения целого комплекса мероприятий, среди соседствующих населенных пунктов в 7 приграничных районах Чечни и Дагестана практически не осталось ни одного, жители которых бы не участвовали в том или ином мероприятии, или не знали об их проведении[5].

Без нормализации морально-психологической обстановки, без снятия взаимных обид и негативных установок между сообществами в отношении друг друга, качественно повлиять на изменение ситуации не возможно. Вовлечение в миротворческие процессы, осуществляемые вдоль административной границы РД и ЧР, широких слоев населения, представителей различных этнических сообществ, структурных подразделений, развитие сотрудничества между государственными и негосударственными секторами создает условия для стабилизации ситуации. Именно в этой сфере гражданские миротворческие структуры конструктивно дополняют усилия, осуществляемые органами государственной власти, по нормализации ситуации в регионах юга России

2. Цели и задачи проекта «От примирения к сотрудничеству»

Проект «От примирения к сотрудничеству» был разработан и осуществлялся общественными организациями: «Международное ненасилие» (г.Москва), «Альтернатива насилию» (г.Хасавюрт), «Созидание» (г.Гудермес)[6]. При его разработке учитывался вышеуказанный опыт миротворческих инициатив, а также ряд элементов и методик миротворческих инициатив, осуществленных в иных регионах Северного Кавказа: в Карачаево-Черкесской Республике, регионе Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края, Пригородном районе РСО-А.

Целями проекта «От примирения к сотрудничеству» являлось:

- использование выработанных моделей приграничного сотрудничества между различными сообществами РД и ЧР, как фактора оказания стабилизирующего воздействия на развитие ситуации в Чеченской Республике;

- интеграция представителей различных сообществ из ЧР в общественно-политическую, экономическую, образовательную и культурную жизнь соседних субъектов РФ и России в целом, а также содействие развитию горизонтальных связей между данными субъектами юга России;

- тиражирование позитивного опыта выработанных моделей и используемых методик, направленных на снижение напряженности и стабилизацию ситуации, в иные субъекты юга России, граничащие с Чеченской Республикой.

Достижение целей проекта требовало от его организаций-исполнителей практического решения следующих задач:

-         продолжение работы по развитию сотрудничества между различными профессиональными сообществами и структурными подразделениями из 6 соседних районов РД и ЧР;

-         системное информирование органов государственной власти РД и ЧР, а также федеральных структур о развитии данного сотрудничества;

-         установление контактов с гражданскими структурами, органами местного управления и различными структурными подразделениями из Ногайского, Кизлярского районов РД, Моздокского района РСО-А, Курского района Ставропольского края, Надтеречного и Наурского районов ЧР;

-         сбор информации и обобщение опыта и методологий по развитию межнационального и межсекторного взаимодействия, имеющегося в РСО-А, Ставропольском крае, а также в иных районах РД и ЧР, в которые планировалось тиражировать выработанный в 6 районах РД и ЧР опыт приграничного сотрудничества;

-         формирование консолидированной программы и плана совместных действий гражданских структур, учреждений образований, СМИ и иных структурных подразделений 11 соседних районов четырех субъектов юга России

 

Таким образом, реализация проекта позволила создать условия для сотрудничества местных экспертов из государственных и негосударственных структур, в ходе которого выявлялись общие для соседних районов проблемы, анализировались и учитывались имеющиеся ресурсы, определялись потребности, формировались рабочие группы и графики совместной деятельности, вырабатывались конкретные рекомендации и механизмы по их решению.

Важнейшей задачей достижения целей проекта являлось осуществление координации, утверждение и реализация согласованной системы управления проектом между организациями-исполнителями проекта. Для этих целей, перед началом реализации проекта, в марте 2004 г. в г.Кисловодске был проведен образовательный семинар для участников проекта по стратегическому планированию. Специально нанятый тренер Южно-Российского Ресурсного Центра  в течение трех дней проводил занятия, в ходе которых исполнители проекта получили теоретические знания и практические навыки в области построения логической матрицы, принципов командной работы принятия управленческих решений и т.д.

Кроме этого, в рамках осуществления проекта было запланировано проведение нескольких  круглых столов, в работе которых принимали участие организации-исполнители проекта, представители местных этнических и профессиональных сообществ, местных гражданских структур и органов управления, а также представители органов государственной власти. Данные встречи позволяли обобщать этапы реализации проекта, а также эффективно моделировать и планировать краткосрочные и среднесрочные цели и задачи, распределять обязанности и утверждать график многосторонней работы.

Необходимо отметить, что в течение осуществления проекта, из-за изменения ситуации в регионе, его исполнителям неоднократно приходилось вносить коррективы, которые учитывали риски, возможности и реалии. Так, например, из-за событий, произошедших в Чечне 9 мая 2004 г. (гибель Президента ЧР Ахмата Кадырова) утвержденный график проекта пришлось полностью переработать.

3. Модели и методы развития сотрудничества между различными сообществами РД и ЧР

Встреча участковых Хасавюртовского и Гудермесского районов

Модели и методы развития сотрудничества и взаимодействия между различными этническими, профессиональными социальными, возрастными и территориальными сообществами соседних районов РД и ЧР включали в себя такие элементы, как:

  • «круглые столы», в которых участвовали учителя и библиотекари, сельскохозяйственные производители, врачи, предприниматели, работники социальной сферы, сотрудники МВД (участковые), работники культуры и спорта, журналисты соседних районов РД и ЧР;
  •  профориентационные поездки старшеклассников из ЧР на предприятия и ВУЗы РД;
  • тренинг-семинары по толерантности в школах РД, в которых приняли участие старшеклассники из местного сообщества и из семей вынужденных переселенцев из ЧР, проживающих в РД;
  • Обрядовый фестивальдетские фестивали: обрядовый фестиваль и фестиваль национальных культур «Реки дружбы»;
  • семинар для школьных библиотекарей из ЧР, который проводили специалисты центральной библиотечной системы г.Хасавюрта;
  • спортивные мероприятия среди молодежи (соревнования по борьбе, футболу, волейболу);
  • издание информационного буклета о местных традициях, обычаях, региональной специфике для сотрудников федерального блокпоста «Герзель»;
  • издание и распространение среди населения РД и ЧР, через участковых, брошюр «Льготы и социальные гарантии населения»;
Приезд старейшин из Чечни на 'Мавлид' в Дагестан

·        традиционные обряды «народной дипломатии» «Мавлид», в котором приняли участие старейшины соседних районов ЧР и РД;

Возникает вопрос, насколько реалистично ставить задачу воздействия на ситуацию в конфликтных регионах силами гражданских объединений?

Анализ причин конфликтов выявляет в их основе сложные социальные и экономические проблемы, демографические и миграционные процессы, тяжелый исторический опыт межнациональной розни и депортаций – то есть факторы, на которые нет возможности оказывать существенное влияние

 

. Вместе с тем, форма проявления и протекания конфликтов в значительной степени зависит от целого рада факторов, на которые вполне можно воздействовать,

Встреча журналистов Хасавюртовского и Гудермесского районов

это, например:

-         конкретные установки элит противостоящих сторон на мирный или насильственный путь реализации своих интересов;

-         степень заинтересованности в диалоге со своими оппонентами;

-         наличие или отсутствие реальных надежд на конструктивность подобного диалога;

-         наличие поддержки установок элит со стороны населения и т.д.;

-         степень готовности к взаимным уступкам и т.д.

Соответственно, ключевое направление миротворческой деятельности должно быть связано не со «снятием» конфликта  в целом, что несоизмеримо с имеющимися возможностями, а с «направлением» сторон конфликта на путь конструктивного диалога и взаимодействия.

Таким образом:

-   Работа с детьми приводит:

к увеличению поступлений детей из ЧР в вузы и средние специальные учебные заведения, к увеличению их информированности в отношении альтернатив в области трудоустройства, к интеграции в мирную жизнь

к развитию общения и контактов между сверстниками из различных сел, представляющих различные этносы и республики, к установлению товарищеских и добрососедских отношений, к снижению взаимного недоверия и враждебности, к трансформации негативных установок в отношении друг друга

Так, например, в 2004 г. развитие межшкольного сотрудничества содействовало тому, что выпускники школы №2 г.Гудермеса отметили выпускной вечер в школе №1 г.Хасавюрта[7]. 54 старшеклассника из с.Ойсхар, Нойбера и г.Гудермеса, участвовавших в профориентационных поездках на предприятия и в ВУЗы Дагестана, поступили в различные высшие учебные заведения[8].

Сотрудничество учителей и библиотекарей приводит:

к выявлению проблем и «слабых мест» друг друга, таких как:

-      нехватка учебников на национальных языках (на чеченском – в РД, на аварском и  кумыкском – в ЧР);

-      отсутствие в ЧР системы курсов повышения квалификации учителей  и т.д.

к обмену учебниками и методическими материалами, к обновлению и пополнению библиотечных фондов школьных библиотек

к прохождению учителями из ЧР курсов повышения квалификации в Дагестане, к повышению качества преподавательской и просветительской деятельности

Семинар для школьных библиотекарей ЧР 
в ЦБС г.Хасавюрта

Так, например, 20 школьных библиотекаря из Гудермесского района ЧР прошли обучение на семинаре, который был проведен специалистами Центральной библиотечной системы г.Хасавюрта. Учреждениям системы ООН был представлен отчет о положении в школах Хасавюртовского и Гудермесского районов, в результате в начале 2005 г. сотрудники миссии ЮНИСЕФ посетили г.Хасавюрт, после чего школы Хасавюртовского района были включены в рабочий план действий данной организации.

 

 

Сотрудничество правоохранительных органов приводит:

к выявлению общих профессиональных проблем сотрудников милиции общественной безопасности, таких как:

-      отсутствие координации и связи между участковыми соседних сел;

-      низкий уровень взаимодействия при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

-      слабая работа с населением и т.д.

к обеспечению связи и контактам участковых соседних сел вдоль административной границы ЧР и РД (Гудермесский и Хасавюртовский районы),

к обмену списками разыскиваемых лиц, к улучшению совместных оперативно-розыскных мероприятий и т.д.

к проведению ряда неформальных встреч между милиционерами, к организации и проведению  мероприятий, направленных на повышение авторитета участковых инспекторов в глазах местного населения

к повышению эффективности борьбы с преступностью

Так, проведенный обмен списками лиц, подозреваемых в совершении преступления и находящихся в розыске, позволил привлечь к ответственности группу злоумышленников, занимающихся кражей скота вдоль административной границы РД и ЧР. В 15 населенных пунктах РД и ЧР были проведены соревнования среди молодежи на приз участковых. Исполнители проекта предоставили сотрудникам РОВД 20 мобильных телефона, для обеспечения постоянной связи между участковыми соседних населенных пунктов вдоль административной границы ЧР и РД.

Сотрудничество сельхозпроизводителей приводит:

к выявлению общих профессиональных проблем, таких как:

-      несогласованность посевных площадей двух районов;

-      затруднения с пропуском сельхозтехники через блок-посты на административной границе РД и ЧР во время посевной и уборочной страды;

-      проблемы мелиорации использования водных ресурсов и т.д.

к согласованию посевных площадей путем разработки совместного плана посевных работ, к выработке механизма  решения проблемы пересечения спецтехникой административной границы и т.д.

к повышению урожайности и производительности труда, взаимопомощи в период посевной и уборочной страды

Так, например, специалистами по сельскому хозяйству был согласован и подготовлен совместный план полевых работ.

Сотрудничество журналистов и СМИ приводит:

 

к выявлению общих профессиональных проблем, таких как:

-      слабое освещение в СМИ событий в соседних республиках;

-      неразвитость контактов и обмена информацией между журналистами двух республик

к созданию совместных публикаций в прессе о происходящем у соседей, к  обмену программами между местными телеканалами, к расширению и интеграции информационного пространства Дагестана и Чечни

к снижению разобщенности и изолированности населения, к восстановлению разрушенных связей, а также межличностных отношениях населения двух районов, к  росту доверия, к  снижению межэтнической и социальной напряженности

Так, например, телестудии «Гумс» (ЧР) и «Айташ» (РД) совместно выпустили и показали 40 минутный фильм о встрече и сотрудничестве журналистов РД и ЧР, также данные телестудии показали ряд видеорепортажей о мероприятиях проекта. Между газетами «Нийсо» (Хасавюрт, РД) и «Гумс» (Гудермес, ЧР) осуществляется обмен материалами.

Сотрудничество представителей управлений социальной защиты  населения (УСЗН), приводит:

к выявлению общих профессиональных проблем, таких как:

-      низкий уровень методической подготовки сотрудников УСЗН (Гудермесского района),

-      отсутствие необходимой методической и информационной базы т.д.

к обмену практическим опытом, к организации практического семинара по изучению соцработниками Гудермесского УСЗН  организации работы  Хасавюртовского  реабилитационного Центра и Хасавюртовского УСЗН;

к повышению качества и охвата работы УСЗН Гудермесского района

Так, например, сотрудники УСЗН Гудермесского района получили полный пакет документов по федеральной программе «Дети России», а также иные нормативно-правовые документы, имеющиеся в УСЗН Хасавюртовского района.

Сотрудничество врачей и медработников приводит:

к выявлению общих профессиональных проблем, таких как:

-      проблемы эффективной профилактики и лечения различных заболеваний в условиях массового перемещения  населения (туберкулез, эндемический зоб, вакцинация детей и т.д.)

к организации информационного и статистического обмена между медицинскими учреждениями РД и ЧР;

к организации и проведению специалистами из РД семинаров для молодых специалистов из ЧР, к осуществлению поездок врачей из г.Хасавюрта в населенные пункты Гудермесского района для проведения консультаций и  первичных осмотров  местного населения.

Так, например, по итогам совместной деятельности, после совместного обращения врачей из РД и ЧР к властям Чеченской Республики по поводу проблем в сфере снабжения медучреждений Гудермесского района медицинским оборудованием (в частности, рентгеновскими аппаратами) и обеспечения медицинскими препаратами, необходимое оборудование было предоставлено и существенно улучшилось обеспечение Гудермесского района медицинскими препаратами. В ходе секторального совещания с учреждениями системы ООН был представлен доклад о водоснабжении Гудермесского и Хасавюртовского районов, ряд положений доклада включены в план действий гуманитарных организаций.

Использование элементов народной дипломатии (мавлиды, культурные и спортивные мероприятия) приводят:

к восстановлению разрушенных связей в культурной и спортивной сферах, а также межличностных отношениях населения двух районов

к росту доверия, снижению межэтнической и социальной напряженности, к трансформации негативных этноустановок в отношении друг друга, к нормализации морально-психологического климата

Так, например, проведение «Мавлида» позволило создать условия для поднятия и обсуждения вопроса по восстановлению моста между селениями Первомайское (РД) и Азамат-Юрт (ЧР). Мост был восстановлен 18 июля 2004 г. Культурные мероприятия позволили 10 творческим коллективам (210 детей) принять участие в фестивале «Реки дружбы». 5 детских коллективов (около 100 детей) участвовало в обрядовом фестивале. 36 исполнителей эстрады Дагестана и Чечни приняли участие в праздничном концерте с.Первомайском (РД). Более 7000 человек были зрителями и участниками мероприятий, которые использовали элементы народной дипломатии.

 

4. Тиражирование опыта в иные регионы юга России, граничащие с Чеченской Республикой

Встреча исполнителей проекта с представителями Моздокского 'Дома Дружбы' (Моздок, лето 2004 г.)Качественное развитие многолетней деятельности гражданских структур РД и ЧР предусматривало тиражирование технологий и методик миротворческих программ в иные соседние районы Чеченской Республики и соседних субъектов юга России. В ходе реализации данной цели проекта исполнители проекта провели встречи на уровне глав и заместителей глав администраций Наурского, Надтеречного, Шелковского районов ЧР, Кизлярского района РД, Курского района Ставропольского края, руководства межнационального «Дома Дружбы» г. Моздока РСО-А, что позволило в феврале 2005 г. в г. Кисловодске провести семинар по распространению опыта. В семинаре приняли участие представители органов местного самоуправления, национально-культурных и общественных объединений, СМИ вышеуказанных районов Ставрополья, РД, РСО-А и ЧР.

Представителям государственных и негосударственных структур Хасавюртовского, Бабаюртовского, Ногайского р-нов РД, Гудермесского, Шелковского, Наурского, Надтеречного р-нов ЧР и г.Грозного, Моздокского района РСО-А, Курского района Ставропольского края была представлена презентация опыта миротворческой деятельности в 6 соседних районах РД и ЧР, а также методический материал с его обобщением. В свою очередь, участники семинара рассказали об имеющемся и используемом в их районах опыте и механизмах решения проблем в сфере межэтнического взаимодействия, о принципах отношений органов местного управления и национально-культурных объединений и т.д. Необходимо отметить, что при подготовке консолидированной программы действий в ней были учтены элементы конструктивного опыта системных подходов управления этнополитическими процессами, которые используются органами местного управления Курского района Ставропольского края, Моздокского района и г.Моздок Республики Северной Осетии-Алании.

Совместная работа представителей органов местного самоуправления, негосударственных организаций, СМИ, учреждений культуры и образования позволил обсудить наработанный опыт, а также определить и проработать приоритетные направления развития подобного сотрудничества вдоль административных границ между соседними районами Чечни и Северной Осетии, Чечни и Дагестана, Чечни и Ставропольского края, среди которых:

·        Участники семинара во время экскурсии по достопримечательностям г.Кисловодска (февраль 2005 г.)развитие системного сотрудничества между гражданскими структурами и органами местного самоуправления;

·        проблема пересечения блок-постов, находящихся на административных границах данных субъектов юга России;

·        сотрудничество в сфере образования и культуры;

·        сотрудничество в области подготовки кадров;

сотрудничество в области экономики

 

Участники семинара определили комплекс практических шагов по данным направлениям, так, например, по приоритетному направлению:

По развитию системного сотрудничества между гражданскими структурами и органами местного самоуправления было предложено провести семинар по обмену опытом работы в области гармонизации межэтнических взаимоотношений и стабилизации ситуации на уровне района на примере работы:

-   районного межэтнического Совета в Курском районе Ставропольского Края

-   «Моздокского районного Дома Дружбы» (г.Моздок, РСО-А)

По проблеме пересечения блок-постов предлагалось:

-         подготовить информационные материалы для населения по правилам пересечения блок-постов и соответствующим правам граждан;

-         организовать в органах местного управления «телефона доверия»;

-         собирать информацию о нарушениях прав граждан при пересечении контрольно-пропускных пунктов (в частности – Октябрьского КПП) и использовать ее при проведении переаттестации сотрудников правоохранительных органов;

-         проводить просветительскую и разъяснительную работу с военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, служащих на КПП;

-         провести семинар по обмену опытом работы по данному вопросу.

По развитию сотрудничества в области подготовки кадров было предложено:

-         организовывать программы обучения / стажировок жителей ЧР на предприятиях и в организациях граничащих с Чечней районов;

-         изучить роль постановления №510 как возможного препятствия по возвращению в ЧР квалифицированных специалистов и разработка предложений по исправлению данной проблемы;

-         информировать население в трудоизбыточных районах (Ногайский р-н) о возможностях трудоустройства, решения жилищной и иных социальных проблем на территории Чеченской Республики;

-         привлекать учителей из ЧР на программы повышения квалификации и переподготовки кадров в г.Кизляр;

-         содействовать подготовке кадров и организации реабилитационной работы с людьми, пострадавшими в ходе вооруженных конфликтов в тех районах, где данная работа до сих пор не велась.

По развитию сотрудничества в области экономики было предложено:

-         проводить выставки / ярмарки;

-         заключать побратимские договора между районами, населенными пунктами, а также договора- шефства;

-         организовывать взаимодействие ветеринарных служб в граничащих между собой районах, содействовать становлению ветеринарной службы в Чеченской Республике;

-         осуществлять обмен «трудовыми десантами» (по модели стройотрядов)

По развитию сотрудничества в  сфере образования и культуры было предложено:

-         совместно участвовать в реализации инициативы клуба бардовской песни г.Моздок «Терек один на всех»;

-         проводить обучение молодежи на «курсах народной дипломатии» в г.Моздок;

-         проводить совместные мероприятия, посвященные 60-летию Победы;

-         провести мероприятия с молодежью на базе музея Л.Н.Толстого в ст.Старогладовской Щелковского р-на ЧР и Центра эстетического воспитания г.Кизляра РД;

-         выпустить календарь праздничных и торжественных дат населенных пунктов и районов четырех субъектов юга России;

-         содействовать открытию Центра взаимодействия культур;

-         реализовать проекта по созданию кукол разных национальностей;

-         обеспечить учебниками на чеченском языке школ в РСО-А, Ставропольском крае и Республики Дагестан, где проживает значительное количество чеченского населения;

-         организовывать обмен выставками детского художественного творчества;

-         проводить «Дни куначества» с использованием предметов народного творчества;

-         проводить фестивали и иные мероприятия в районах проживания значительного количества вынужденных переселенцев из Чечни для содействия их интеграции в местные сообщества.

Иные инициативы:

-         Работа в малых группах (г.Кисловодск, февраль 2005 г.)организация на базе районных газет выпуска межрегионального «приложения» с освещением событий происходящих в соседних территориях;

-         борьба с вандализмом на кладбищах – проведения мероприятий с привлечением молодежи, общественности по наведению порядка на кладбищах;

-         подготовка обращения к властям различных уровней по проблеме восстановления моста через р.Терек возле ст.Гребенской Шелковского района ЧР и «лоббирование» данного вопроса не только со стороны организаций и органов местного самоуправления ЧР, но и представителями соседних регионов.

Инициативы и предложения, выдвинутые представителями гражданских структур и органов местного самоуправления ЧР и сопредельных регионов РФ, реализовать в полном объеме силами самих участников круглого стола в г. Кисловодске представляется затруднительным. Тем не менее, после завершения этой встречи началась активная работа в двух направлениях:

-         апробация и осуществление нескольких инициатив силами представителей районов;

-         развитие ряда приоритетных направлений, определенных в ходе круглого стола в г.Кисловодске.

Так, в период с апреля по июнь 2005 г. были предприняты следующие практические шаги по реализации указанных выше инициатив:

-         развитие межшкольного сотрудничества между учащимися Дома Детского Творчества ст.Шелковская ЧР и школьниками с.Бабаюрт РД «Мостик дружбы»;

-         в рамках развития направления «народная дипломатия» молодежь  из ЧР посетила Моздокский район, в ходе которой были проведены концерт, знакомство с опытом и методами работы Моздокского «Дома дружбы», а также экскурсионная программа, приуроченная к 60-летию Победы;

-         включение предложенных инициатив по развитию сотрудничества между различными структурами соседних районов ЧР, РСО-А, Ставропольского края и РД в документ «Консолидированная миротворческая программа действий северокавказских НПО», который был подготовлен для презентации на всемирной Конференции в ООН «Глобальное партнерство по предотвращению вооруженных конфликтов»;

-         разработка и предоставление проекта по развитию межрегионального и межрайонного сотрудничества в Европейскую Комиссию.

 

5. Консолидированная программа действий

Формирование консолидированной программы действий осуществлялось в ходе проведения Круглого стола «Совершенствование механизмов развития межрегионального и межрайонного сотрудничества», который прошел в г.Ростов-на-Дону с 08.06. по 11.06.05 г. Целью данного мероприятия являлось обсуждение и совершенствование конкретных механизмов развития инициатив межрегионального и межрайонного сотрудничества, а также форм их поддержки на федеральном и региональном уровнях.

Участники встречи в г. Ростове (г.Ростов-на-Дону, июнь 2005 г.)В первый день работы данной встречи было организовано координационное совещание представителей гражданских структур, вовлеченных в проект. Координационное совещание позволило проанализировать ход выполнения принятых в г.Кисловодске решений, определить круг проблем, мешающих их реализации, подвести промежуточный итог начала развития межрайонного сотрудничества, а также сформировать и детально проработать программу и план  ее реализации по дальнейшему развитию.

Практическая реализация мероприятий комплекса совместных действий включают в себя целый ряд вопросов, решение которых требует участия органов федеральной власти и руководства субъектов юга России. Именно поэтому, во второй день работы круглого стола, данная программа была представлена в виде видео презентации представителям различных уровней государственной власти для ее обсуждения и совершенствования, а также для определения структур и форм ее поддержки со стороны государственных структур.

Необходимо отметить, что, к сожалению, из-за событий на Северном Кавказе, прошедших накануне проведения круглого стола, ряд представителей государственных структур управления федерального и регионального уровней, а также органов местного управления их ЧР, РД и РСО-А не смогли принять участие в его работе. Накануне проведения круглого стола:

-         в РД трагически погиб Министр по национальной политике, информации и внешним связям РД Загир Собирович Арухов, также по республике прокатилась волна террористических актов направленных против сотрудников МВД;

-         в РСО-А прошла смена Президента.

Участники круглого стола: советник аппарата ЮФО С.Попов и заместитель Министра по национальной политике, информации и внешним связям ЧР В.СветличныйНесмотря на данные обстоятельства, участникам формирования консолидированной программы действий развития межрегионального и межрайонного сотрудничества удалось достичь целей круглого стола и в конструктивном ключе провести ее обсуждение с представителями органов государственного управления регионального и федерального уровней. Представители ЮФО, Госсовета ЧР, Министерств по национальной политике, информации и внешним связям и МВД ЧР активно участвовали в обсуждении представленной программы, внося конструктивные предложения по ее совершенствованию. Участвующие в работе круглого стола представители государственных и негосударственных структур достигли договоренности о формах и методах участия различных структур в реализации инициатив консолидированной программы действий.

Таким образом, круглый стол «Совершенствование механизмов межрегионального и межрайонного сотрудничества» позволил сформировать пакет конкретных инициатив, определить механизмы и сроки их осуществления, учесть собственные и требуемые ресурсы, разработать график реализации, а также сформулировать принципы координации усилий, вовлеченных в процесс трансграничного сотрудничества государственных и негосударственных структур, по реализации данных инициатив.

Консолидированная программа действий включает в себя следующие направления и инициативы[9]:

Работа с правоохранительными органами:

-         продолжение развития сотрудничества чеченской и дагестанской милицией;

-         реализация комплекса мероприятий, направленных на улучшение взаимоотношений между сотрудниками РОВД и местным населением;

-         установка информационных щитов на блок-постах в РД и ЧР (на щитах будет размещена информация о правах и обязанностях гражданского населения и сотрудников МВД ).

Работа с врачами и медицинскими работниками:

-         продолжение и расширение сотрудничества между чеченскими и дагестанскими врачами и другими медицинскими работниками;

-         поддержка их совместных мероприятий по улучшению медицинского обслуживания местного населения;

-         проведение серии семинаров на базе медицинских учреждений г. Хасавюрта и Хасавюртовского района для молодых специалистов из Гудермесского района по направлениям: педиатрия, гинекология и общая терапия

-         комплекс мероприятий, направленных на передачу опыта работы ФОМСу (Фонд Обязательного Медицинского Страхования) Хасавюртовского района коллегам из ЧР.

Молодежное сотрудничество и взаимодействие учреждений культуры и образования:

-         проведение совместных экскурсии школьников ДШИ (детская школа искусств) в центры народных промыслов: ковроделие,  гончарное искусство, обработка металла;

-         проведение совместных благотворительных концертов;

-         проведение соревнования по бесконтактным видам спорта (волейбол, настольный теннис, шашки, шахматы и легкая атлетика);

-         проведение конкурса детского рисунка и межрегиональной выставки «Мои соседи - народы Северного Кавказа»;

-         развитие программы «Мостик дружбы», направленной на развитие сотрудничества молодежи и учреждений образования и культуры Щелковского района ЧР и Бабаюртовского района РД;

-         проведение туристического слета молодежи в Науре.

Сотрудничество и взаимодействие журналистов и СМИ:

-         продолжение и расширение программ сотрудничества СМИ Хасавюртовского и Гудермесского районов;

-         расширение формата данного сотрудничества путем проведения встречи журналистов из «северных» районов ЧР и РД, Ставропольского края и РСО-А, для определения форм и методов взаимодействия.

Сотрудничество фермеров и ветеринаров:

-         укрепление связей и организация взаимопомощи между фермерами и сельхозпроизводителями РД и ЧР;

-         проведение встречи ветеринаров Бабаюртовского района РД и Щелковского районов ЧР.

Трансляция конструктивного управленческого опыта в структуры местного самоуправления ЧР:

Проведение семинаров для распространения и обмена опытом системной работы органов местного управления в области гармонизации межэтнических отношений и управления этнополитическим процессами на примере работы:

-         Районного межэтнического Совета в Курском районе Ставропольского Края;

-         «Дома Дружбы» г.Моздок.

Сотрудничество с международными и национальными структурами:

-         проведение регулярных консультаций с официальными властями и международными организациями, работающими на Северном Кавказе;

-         обеспечение адекватного представительства северокавказских гражданских миротворческих инициатив на международном уровне - в рамках Глобального партнерства в области предотвращения вооруженных конфликтов (Global Partnership for the Prevention of Armed Conflict, GPPAC).

Таким образом, реализация консолидированной программы действий позволит создать и развить сотрудничество между различными секторами общества 11 соседних районов четырех субъектов юга России.

 

Приложение №1. Информация об орагнизациях-исполнителях проекта

 

«Международное ненасилие»

Организация была создана в мае 1994 г. и зарегистрирована как: Общество «Международное Ненасилие – Новые Независимые Государства». В 1999 г., в соответствии с Законом «Об общественных объединениях», организация прошла процедуры перерегистрации и в управлении юстиции г.Москвы была зарегистрирована как: региональная общественная организация содействия укреплению мира «Международное ненасилие».

Организация «Международное ненасилие» - является миротворческой организацией. Члены организации имеют большой практический опыт работы в конфликтных регионах (абхазо-грузинский конфликт, Приднестровье, вооруженный конфликт в Чеченской Республике). Последние семь лет деятельность организации сфокусирована на следующих направлениях:

-                      развитие гражданских миротворческих инициатив в северокавказском регионе (Карачаево-Черкесская Республика, регион Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края, Пригородный район Республики Северной Осетии – Алании, приграничные районы Чеченской Республики и Республики Дагестан, «Кадарская» зона Буйнакского района Республики Дагестан);

-                      работа по развитию деятельности сетевых неправительственных структурах (организация «Международное ненасилие» является членом Рабочей Группы по предупреждению и урегулированию конфликтов по странам СНГ. Представитель организации, в течении 1999 -2005 г. являлся координатором РГ по поддержке НПО, в течении 2005 г. является координатором Секретариата Рабочей Группы);

-                      работа с международными структурами (организация является одним из сокоординаторов Кавказского регионального процесса подготовки проведения Глобальной Конференции в ООН «Глобальное партнерство по предотвращению вооруженных конфликтов» (Global Partnership for the prevention of Armed ConflictGPPAC))

Контакты: РФ, 109507, г.Москва, Самаркандский бульвар 15-5-30; тел. (095) 291-11-42; факс (095) 291-23-58;

E-mail: ninis@online.ru; ninis@mail.ru

 

«Альтернатива насилию»

Организация создана в сентябре 2003 г. и зарегистрирована в Минюсте РД как: Дагестанская региональная общественная организация «Альтернатива насилию». Представители организации «Альтернатива насилию» имеют более 10-ти летний опыт работы в конфликтных регионах. Данный опыт был приобретен в рамках деятельности двух общественных структур: «Дагестанское региональное отделение миротворческой миссии на Северном Кавказе» и организации «SOS-Спасение». Необходимость структурного выделения организации «Альтернатива насилию» из данных структур было связано с необходимостью выделения и развития миротворческого направления, как самостоятельного и приоритетного направления деятельности. Организация является активнейшим субъектом развития приграничного сотрудничества между населением и структурными подразделениями соседних районов ЧР и РД, а также тиражирования данного опыта в иные соседние районы, граничащие между собой, 4 субъектов юга России (ЧР, РСО-А, Ставрополье, РД).

Организация «Альтернатива насилию» сотрудничает с «МККК», «ЮНИСЕФ», «ДСБ», «Врачи без границ» и является членом ряда сетей неправительственных организаций: «Рабочая Группа по предупреждению и урегулированию конфликтов по странам СНГ», «CRINGO» и т.д.

Контакты: РФ, 368000, РД, г. Хасавюрт, ул. Ауховская 10; тел./факс (872310) 41-26; E-mail: jovta@mail.ru 

 

 «Созидание»

Региональная общественная организация «Созидание» создана в марте 2003 г. в г.Гудермес Чеченской Республики. Учредителями организации являются журналисты, учителя, общественные деятели, писатели, поставившие своей целью содействовать восстановительному процессу и развитию гражданского общества в республике. Организация имеет большой опыт миротворческой, правозащитной и образовательной деятельности. С 2001 г. организация активно участвует в реализации проектов по развитию приграничного сотрудничества между населением и структурными подразделениями соседних районов Чеченской Республики и Республики Дагестан, курируя блок по работе со школьниками и образовательными учреждениями (школы, библиотеки, дома детского творчества и т.д.). Также, в рамках реализации данной миротворческой инициативы, представители организации активно участвовали в развитии сотрудничества журналистов и СМИ Гудермесского и Хасавюртовского районов ЧР и РД, соответственно.

Организация имеет большой опыт сотрудничества с различными международными и российскими организациями и Фондами. Так, в частности, при поддержке Института «Открытое Общество» (фонд Сороса) был реализован проект «Дети Чечни – послы мира», при поддержке Датского Совета по беженцам реализован проект «Служба поддержки для чеченских женщин», а в настоящее время осуществляется проект «Продвижение интересов вынужденных мигрантов с горных сел ЧР».

Представитель организация «Созидание» является Председателем Координационного Совета сети неправительственных организаций Чеченской Республики и руководителем представительства правозащитного Центра «Мемориал» в г.Гудермесе.

Для работы организация привлекает большое количество волонтеров, из числа учителей и специалистов дома детского творчества.

Контакты: РФ, ЧР, г. Гудермес, ул. Железнодорожная 10, кв. 4; тел./факс (8-87152) 2-22-72;

E-mail: ruslisozidanie@mail.ru

Приложение №2. Совместное заявление участников круглого стола в г.Кисловодске

 

Представителям органов государственной власти РФ,

Полномочному представителю Президента РФ в ЮФО

 

Обращение представителей институтов гражданского общества, учреждений образования и культуры, СМИ и органов местного самоуправления Хасавюртовского, Бабаюртовского, Кизлярского, Ногайского районов РД, Курского района Ставропольского края, Моздокского района РСО-А, Гудермесского, Шелковского, Наурского, Надтеречного районов и г.Грозного ЧР

Мы, представители институтов гражданского общества учреждений образования и культуры, СМИ и органов местного самоуправления четырех субъектов юга России, граничащих между собой:

-         обсудив тенденцию развития общественно-политической ситуации в наших регионах;

-         обменявшись опытом и выявив наиболее значимые проблемы;

-         наметив ряд направлений и методов по преодолению данных проблем

считаем, что для качественного воздействия по скорейшей постконфликтной реконструкции в ЧР необходимо более активно развивать приграничные связи и сотрудничество между соседними районами ЧР, РД, Ставрополья и РСО-А.

Мы считаем, что развитие консолидированных действий институтов гражданского общества, различных профессиональных и этнических сообществ, органов местного самоуправления существенно усилят действия федеральных и местных органов власти по нормализации морально-психологического климата и общественно-политической обстановки как в ЧР, так и в соседних районах субъектов юга РФ.

Наша встреча, позволила определить комплекс совместных действий по развитию сотрудничества вдоль административных границ ЧР с соседними районами иных субъектов юга России в сфере образования, патриотического и эстетического воспитания молодежи, развития структурного и системного взаимодействия между органами местного самоуправления и институтами гражданского общества, осуществления гражданского мониторинга ситуации и сотрудничества представителей СМИ.

Вместе с тем, существует целый ряд вопросов, решение которых требует участия органов федеральной власти и руководства субъектов юга России. Прежде всего, хотим обратить ваше внимание на то, что для скорейшей нормализации общественно-политической и экономической ситуации в ЧР необходимо обеспечить нормальное функционирование коммуникаций, среди которых:

-         восстановление моста через р.Терек возле ст. Гребенская Шелковского района ЧР;

-         восстановление железнодорожного сообщения в Наурском и Шелковском районах ЧР;

-         возможность пользования жителям ЧР мобильной связью, на общих основаниях с гражданами ЮФО и РФ в целом.

Просим вас изыскать возможности и в скорейшее время решить данные вопросы,  что крайне важно для достижения общественно-политической и экономической стабильности на юге России.

06.02.05 г. г.Кисловодск

 

Участники семинара «Распространение опыта развития сотрудничества между различными  профессиональными, социальными и этническими сообществами вдоль административной границы Дагестана и Чечни в иные административно-территориальные образования субъектов юга России, соседствующие с ЧР».



[1] Летом 1999 г. со стороны Чечни в Дагестан вторглись незаконные вооруженные формирования. Данное вторжение резко обострило ситуацию не только вдоль административной границы Чечни и Дагестана, но также и внутри Дагестана между различными этническими сообществами.

[2] Шелковской, Гудермесский, Ножайюртовский р-ны ЧР и Бабаюртовский, Хасавюртовский, Новолакский, Казбековский р-ны РД

[3] Так, например, гражданские миротворческие структуры из РД и ЧР являются активными участниками Кавказского регионального процесса проведения всемирной Конференции в ООН «Глобальное партнерство по предотвращению вооруженных конфликтов» (Global Partnership for the prevention of Armed Conflict – GPPAC)».

[4] Программы осуществлялись при поддержке Института «Открытое Общество» и ряда других грантодающих структур.

[5] Карта реализации миротворческих инициатив вдоль административной границы Дагестана и Чечни См. Приложение №3.

[6] Информация об организациях-исполнителях проекта «От примирения к сотрудничеству» представлена в Приложении №1.

[7] Напомним, что после убийства Президента ЧР Ахмата Кадырова, в связи с напряженной ситуацией,  на территории всей республики было запрещено проводить выпускные вечера в школах.

[8] В профориентационных поездках в общей сложности приняли участие 104 старшеклассника из ЧР.

[9] Карта этапности развития межрегионального сотрудничества представлена в Приложении №4.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель