Организация «Международное ненасилие» (г.Москва); Организация «Альтернатива насилию» (г.Хасавюрт); Организация «Созидание» (г.Гудермес). Москва 2005 г. Брошюра выпущена в рамках реализации проекта «От примирения к сотрудничеству» при поддержке Нидерландской организации по развитию «CORDAID» Сухов В.В. ГРАЖДАНСКИЕ МИРОТВОРЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ Обобщение результатов осуществления проекта «От примирения к сотрудничеству», направленного на развитие сотрудничества между этническими, профессиональными, социальными и территориальными сообществами, проживающими в соседних районах вдоль административной границы Чеченской Республики с Республикой Дагестан, Республикой Северной Осетией-Аланией и Ставропольским краем Содержание: Развитие гражданских миротворческих инициатив в соседних районах РД и ЧР Цели и задачи проекта «От примирения к сотрудничеству» Модели и методы развития сотрудничества между различными сообществами РД и ЧР Тиражирование опыта в иные регионы юга России, граничащие с ЧР Консолидированная программа действий Приложения: Приложение №1. Информация об организациях-исполнителях проекта Приложение №2. Совместное заявление участников круглого стола в г.Кисловодске Приложение №3. Карта реализации миротворческих инициатив вдоль границы РД и ЧР Приложение №4. Карта этапности развития межрайонного сотрудничества 1. Развитие гражданских миротворческих инициатив в соседних районах РД и ЧР Проект «От примирения к сотрудничеству» базируется на многолетнем опыте реализации гражданских миротворческих инициатив, которые осуществлялись с 1998 г. в соседних районах Дагестана и Чечни. Трагические события 1999 г.[1] послужили катализатором их развития. К наиболее значимым инициативам можно отнести проекты, направленные на: - создание межэтнической бригады, деятельность которой осуществлялась в Новолакском районе РД сразу после трагических событий 1999 г.; - проведение серии образовательных, культурных, спортивных и обрядовых мероприятий в населенных пунктах семи районов вдоль административной границы РД и ЧР; - содействие в снижении напряженности между вынужденными переселенцами из ЧР, проживающими в Дагестане, и местным населением. Участвующие в разработке и реализации проектов неправительственные организации, за несколько лет, получили значительный опыт и прошли большой путь развития: - происходил постоянный процесс их становления и институционального развития; - были установлены связи с российскими и международными неправительственными сетевыми и экспертными структурами, фондами, международными организациями; - постепенно был накоплен опыт взаимодействия с политическими акторами, как на местном, так и на федеральном уровнях; - накапливался опыт разработки и реализации миротворческих инициатив, а также формировались критерии оценки их эффективности. Важным моментом развития гражданских миротворческих инициатив вдоль административной границы Дагестана и Чечни явился многолетний процесс реализации в различных регионах Северного Кавказа Комплексных Миротворческих Программ (КМП)[4]. КМП были инициированы организацией «Международное ненасилие» в партнерстве с местными общественными организациями, учреждениями образования и культуры, и осуществлялись в течение 2000 – 2003 г. в следующих регионах Северного Кавказа: - в 7 соседних районах Чечни и Дагестана; - в Пригородном районе Республики Северная Осетия - Алания; - в регионе Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края; - в Карачаево-Черкесской Республике; - в «Кадарской зоне» Буйнакского района Республики Дагестан. Комплексные Миротворческие Программы включали в себя пакеты проектов, исполнителями которых были более 32 государственных и негосударственных структур РФ, среди которых: - учебные и культурные учреждения (Пятигорский филиал Северо-Кавказской академии государственной службы при Президенте РФ, курортная библиотека г.Кисловодска и т.д.); - общественные объединения (организации: «Русская община г.Черкесска Карачаево-Черкесской Республики», «Новое образование Осетии. Педагоги за мир и ненасилие», Хасавюртовский региональный фонд «SOS-Спасение» и др.); - эксперты и представители сетевых неправительственных объединений (Рабочая Группа по предупреждению и урегулированию конфликтов Конференции СНГ, «Миротворческая миссия на Северном Кавказе им. генерала Лебедя» и др.); - ведущие ученые политологи, конфликтологи и этнологи юга России; - органы государственной власти (Госкомитет по делам молодежи КЧР и т.д.). Осуществление в течение нескольких лет системной и комплексной миротворческой деятельности позволило сформировать команду единомышленников, а также, что крайне важно, проанализировать и обобщить выработанный в различных регионах Северного Кавказа миротворческий опыт. Реализация КМП позволила достичь измеримых успехов в области развития межэтнического и межсекторного сотрудничества, а также выработать и апробировать модели по оказанию стабилизирующего воздействия на развитие ситуации в различных регионах юга России. Опыт осуществления гражданских миротворческих инициатив показал, что гражданские структуры могут ставить и решать задачи по оказанию конструктивного воздействия на стабилизацию ситуации и снижение напряженности в регионах, имеющих открытый или потенциальный конфликт. По мере накопления опыта, менялся и характер миротворческих инициатив, они становились более сложными в содержательном плане, в них вовлекались все большее количество исполнителей, расширялись целевые группы, увеличивалась география их реализации и т.д. Так, например, в ходе осуществления и развития гражданских миротворческих инициатив в соседних районах Дагестана и Чечни их цели и приоритеты постоянно качественно менялись и становились более сложными и значимыми: Год: | Цель: | Задачи: | | восстановление и развитие добрососедских отношений между населением ЧР и РД | - выстраивание отношений между населением соседних районов РД и ЧР (старейшины, молодежь, женщины); - снижение межэтнической напряженности внутри РД в Хасавюртовском и Новолакском районах (между этническими группами, а также между беженцами из ЧР и местным населением). | 2000 - 2003 | выстраивание межрайонного сотрудничества | подключение к данному процессу представителей органов местного управления и представителей различных профессиональных сообществ (милиционеры, журналисты, предприниматели, учителя, библиотекари, работники социальной сферы, сельхозпроизводители и т.д.) | 2003 - 2004 | использование межрайонного сотрудничества как фактора достижения региональной стабильности | - выработка механизмов системных отношений между структурными подразделениями соседних районов (РОВД, учреждения образования и культуры, больницы, газеты и ТВ, министерства и ведомства, органы местного управления и т.д.); - тиражирование опыта межрайонного сотрудничества в иные районы субъектов юга РФ, граничащие с Чечней (Моздокский район РСО-А, Курской район Ставрополья, Надтеречный, Наурский, районы ЧР, Ногайский, Кизлярский районы РД). | В результате проведения целого комплекса мероприятий, среди соседствующих населенных пунктов в 7 приграничных районах Чечни и Дагестана практически не осталось ни одного, жители которых бы не участвовали в том или ином мероприятии, или не знали об их проведении[5]. Без нормализации морально-психологической обстановки, без снятия взаимных обид и негативных установок между сообществами в отношении друг друга, качественно повлиять на изменение ситуации не возможно. Вовлечение в миротворческие процессы, осуществляемые вдоль административной границы РД и ЧР, широких слоев населения, представителей различных этнических сообществ, структурных подразделений, развитие сотрудничества между государственными и негосударственными секторами создает условия для стабилизации ситуации. Именно в этой сфере гражданские миротворческие структуры конструктивно дополняют усилия, осуществляемые органами государственной власти, по нормализации ситуации в регионах юга России 2. Цели и задачи проекта «От примирения к сотрудничеству» Проект «От примирения к сотрудничеству» был разработан и осуществлялся общественными организациями: «Международное ненасилие» (г.Москва), «Альтернатива насилию» (г.Хасавюрт), «Созидание» (г.Гудермес)[6]. При его разработке учитывался вышеуказанный опыт миротворческих инициатив, а также ряд элементов и методик миротворческих инициатив, осуществленных в иных регионах Северного Кавказа: в Карачаево-Черкесской Республике, регионе Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края, Пригородном районе РСО-А. Целями проекта «От примирения к сотрудничеству» являлось: - использование выработанных моделей приграничного сотрудничества между различными сообществами РД и ЧР, как фактора оказания стабилизирующего воздействия на развитие ситуации в Чеченской Республике; - интеграция представителей различных сообществ из ЧР в общественно-политическую, экономическую, образовательную и культурную жизнь соседних субъектов РФ и России в целом, а также содействие развитию горизонтальных связей между данными субъектами юга России; - тиражирование позитивного опыта выработанных моделей и используемых методик, направленных на снижение напряженности и стабилизацию ситуации, в иные субъекты юга России, граничащие с Чеченской Республикой. Достижение целей проекта требовало от его организаций-исполнителей практического решения следующих задач: - продолжение работы по развитию сотрудничества между различными профессиональными сообществами и структурными подразделениями из 6 соседних районов РД и ЧР; - системное информирование органов государственной власти РД и ЧР, а также федеральных структур о развитии данного сотрудничества; - установление контактов с гражданскими структурами, органами местного управления и различными структурными подразделениями из Ногайского, Кизлярского районов РД, Моздокского района РСО-А, Курского района Ставропольского края, Надтеречного и Наурского районов ЧР; - сбор информации и обобщение опыта и методологий по развитию межнационального и межсекторного взаимодействия, имеющегося в РСО-А, Ставропольском крае, а также в иных районах РД и ЧР, в которые планировалось тиражировать выработанный в 6 районах РД и ЧР опыт приграничного сотрудничества; - формирование консолидированной программы и плана совместных действий гражданских структур, учреждений образований, СМИ и иных структурных подразделений 11 соседних районов четырех субъектов юга России Таким образом, реализация проекта позволила создать условия для сотрудничества местных экспертов из государственных и негосударственных структур, в ходе которого выявлялись общие для соседних районов проблемы, анализировались и учитывались имеющиеся ресурсы, определялись потребности, формировались рабочие группы и графики совместной деятельности, вырабатывались конкретные рекомендации и механизмы по их решению. Важнейшей задачей достижения целей проекта являлось осуществление координации, утверждение и реализация согласованной системы управления проектом между организациями-исполнителями проекта. Для этих целей, перед началом реализации проекта, в марте 2004 г. в г.Кисловодске был проведен образовательный семинар для участников проекта по стратегическому планированию. Специально нанятый тренер Южно-Российского Ресурсного Центра в течение трех дней проводил занятия, в ходе которых исполнители проекта получили теоретические знания и практические навыки в области построения логической матрицы, принципов командной работы принятия управленческих решений и т.д. Кроме этого, в рамках осуществления проекта было запланировано проведение нескольких круглых столов, в работе которых принимали участие организации-исполнители проекта, представители местных этнических и профессиональных сообществ, местных гражданских структур и органов управления, а также представители органов государственной власти. Данные встречи позволяли обобщать этапы реализации проекта, а также эффективно моделировать и планировать краткосрочные и среднесрочные цели и задачи, распределять обязанности и утверждать график многосторонней работы. Необходимо отметить, что в течение осуществления проекта, из-за изменения ситуации в регионе, его исполнителям неоднократно приходилось вносить коррективы, которые учитывали риски, возможности и реалии. Так, например, из-за событий, произошедших в Чечне 9 мая 2004 г. (гибель Президента ЧР Ахмата Кадырова) утвержденный график проекта пришлось полностью переработать. 3. Модели и методы развития сотрудничества между различными сообществами РД и ЧР Модели и методы развития сотрудничества и взаимодействия между различными этническими, профессиональными социальными, возрастными и территориальными сообществами соседних районов РД и ЧР включали в себя такие элементы, как: - «круглые столы», в которых участвовали учителя и библиотекари, сельскохозяйственные производители, врачи, предприниматели, работники социальной сферы, сотрудники МВД (участковые), работники культуры и спорта, журналисты соседних районов РД и ЧР;
- профориентационные поездки старшеклассников из ЧР на предприятия и ВУЗы РД;
- тренинг-семинары по толерантности в школах РД, в которых приняли участие старшеклассники из местного сообщества и из семей вынужденных переселенцев из ЧР, проживающих в РД;
детские фестивали: обрядовый фестиваль и фестиваль национальных культур «Реки дружбы»; - семинар для школьных библиотекарей из ЧР, который проводили специалисты центральной библиотечной системы г.Хасавюрта;
- спортивные мероприятия среди молодежи (соревнования по борьбе, футболу, волейболу);
- издание информационного буклета о местных традициях, обычаях, региональной специфике для сотрудников федерального блокпоста «Герзель»;
- издание и распространение среди населения РД и ЧР, через участковых, брошюр «Льготы и социальные гарантии населения»;
· традиционные обряды «народной дипломатии» «Мавлид», в котором приняли участие старейшины соседних районов ЧР и РД; Возникает вопрос, насколько реалистично ставить задачу воздействия на ситуацию в конфликтных регионах силами гражданских объединений? Анализ причин конфликтов выявляет в их основе сложные социальные и экономические проблемы, демографические и миграционные процессы, тяжелый исторический опыт межнациональной розни и депортаций – то есть факторы, на которые нет возможности оказывать существенное влияние . Вместе с тем, форма проявления и протекания конфликтов в значительной степени зависит от целого рада факторов, на которые вполне можно воздействовать, это, например: - конкретные установки элит противостоящих сторон на мирный или насильственный путь реализации своих интересов; - степень заинтересованности в диалоге со своими оппонентами; - наличие или отсутствие реальных надежд на конструктивность подобного диалога; - наличие поддержки установок элит со стороны населения и т.д.; - степень готовности к взаимным уступкам и т.д. Соответственно, ключевое направление миротворческой деятельности должно быть связано не со «снятием» конфликта в целом, что несоизмеримо с имеющимися возможностями, а с «направлением» сторон конфликта на путь конструктивного диалога и взаимодействия. Таким образом: - Работа с детьми приводит:
| к увеличению поступлений детей из ЧР в вузы и средние специальные учебные заведения, к увеличению их информированности в отношении альтернатив в области трудоустройства, к интеграции в мирную жизнь |
| к развитию общения и контактов между сверстниками из различных сел, представляющих различные этносы и республики, к установлению товарищеских и добрососедских отношений, к снижению взаимного недоверия и враждебности, к трансформации негативных установок в отношении друг друга | Так, например, в 2004 г. развитие межшкольного сотрудничества содействовало тому, что выпускники школы №2 г.Гудермеса отметили выпускной вечер в школе №1 г.Хасавюрта. 54 старшеклассника из с.Ойсхар, Нойбера и г.Гудермеса, участвовавших в профориентационных поездках на предприятия и в ВУЗы Дагестана, поступили в различные высшие учебные заведения. Сотрудничество учителей и библиотекарей приводит:
| к выявлению проблем и «слабых мест» друг друга, таких как: - отсутствие в ЧР системы курсов повышения квалификации учителей и т.д. |
| к обмену учебниками и методическими материалами, к обновлению и пополнению библиотечных фондов школьных библиотек |
| к прохождению учителями из ЧР курсов повышения квалификации в Дагестане, к повышению качества преподавательской и просветительской деятельности | Так, например, 20 школьных библиотекаря из Гудермесского района ЧР прошли обучение на семинаре, который был проведен специалистами Центральной библиотечной системы г.Хасавюрта. Учреждениям системы ООН был представлен отчет о положении в школах Хасавюртовского и Гудермесского районов, в результате в начале 2005 г. сотрудники миссии ЮНИСЕФ посетили г.Хасавюрт, после чего школы Хасавюртовского района были включены в рабочий план действий данной организации. Сотрудничество правоохранительных органов приводит:
| к выявлению общих профессиональных проблем сотрудников милиции общественной безопасности, таких как: - отсутствие координации и связи между участковыми соседних сел; - низкий уровень взаимодействия при проведении оперативно-розыскных мероприятий; - слабая работа с населением и т.д. |
| |
| к проведению ряда неформальных встреч между милиционерами, к организации и проведению мероприятий, направленных на повышение авторитета участковых инспекторов в глазах местного населения |
| к повышению эффективности борьбы с преступностью | Так, проведенный обмен списками лиц, подозреваемых в совершении преступления и находящихся в розыске, позволил привлечь к ответственности группу злоумышленников, занимающихся кражей скота вдоль административной границы РД и ЧР. В 15 населенных пунктах РД и ЧР были проведены соревнования среди молодежи на приз участковых. Исполнители проекта предоставили сотрудникам РОВД 20 мобильных телефона, для обеспечения постоянной связи между участковыми соседних населенных пунктов вдоль административной границы ЧР и РД. Сотрудничество сельхозпроизводителей приводит:
| к выявлению общих профессиональных проблем, таких как: - несогласованность посевных площадей двух районов; - затруднения с пропуском сельхозтехники через блок-посты на административной границе РД и ЧР во время посевной и уборочной страды; - проблемы мелиорации использования водных ресурсов и т.д. |
| |
| к повышению урожайности и производительности труда, взаимопомощи в период посевной и уборочной страды | Так, например, специалистами по сельскому хозяйству был согласован и подготовлен совместный план полевых работ. Сотрудничество журналистов и СМИ приводит:
| к выявлению общих профессиональных проблем, таких как: - слабое освещение в СМИ событий в соседних республиках; - неразвитость контактов и обмена информацией между журналистами двух республик |
| |
| к снижению разобщенности и изолированности населения, к восстановлению разрушенных связей, а также межличностных отношениях населения двух районов, к росту доверия, к снижению межэтнической и социальной напряженности | Так, например, телестудии «Гумс» (ЧР) и «Айташ» (РД) совместно выпустили и показали 40 минутный фильм о встрече и сотрудничестве журналистов РД и ЧР, также данные телестудии показали ряд видеорепортажей о мероприятиях проекта. Между газетами «Нийсо» (Хасавюрт, РД) и «Гумс» (Гудермес, ЧР) осуществляется обмен материалами. Сотрудничество представителей управлений социальной защиты населения (УСЗН), приводит:
| к выявлению общих профессиональных проблем, таких как: - низкий уровень методической подготовки сотрудников УСЗН (Гудермесского района), - отсутствие необходимой методической и информационной базы т.д. |
| |
| к повышению качества и охвата работы УСЗН Гудермесского района | Так, например, сотрудники УСЗН Гудермесского района получили полный пакет документов по федеральной программе «Дети России», а также иные нормативно-правовые документы, имеющиеся в УСЗН Хасавюртовского района. Сотрудничество врачей и медработников приводит:
| к выявлению общих профессиональных проблем, таких как: - проблемы эффективной профилактики и лечения различных заболеваний в условиях массового перемещения населения (туберкулез, эндемический зоб, вакцинация детей и т.д.) |
| |
| к организации и проведению специалистами из РД семинаров для молодых специалистов из ЧР, к осуществлению поездок врачей из г.Хасавюрта в населенные пункты Гудермесского района для проведения консультаций и первичных осмотров местного населения. | Так, например, по итогам совместной деятельности, после совместного обращения врачей из РД и ЧР к властям Чеченской Республики по поводу проблем в сфере снабжения медучреждений Гудермесского района медицинским оборудованием (в частности, рентгеновскими аппаратами) и обеспечения медицинскими препаратами, необходимое оборудование было предоставлено и существенно улучшилось обеспечение Гудермесского района медицинскими препаратами. В ходе секторального совещания с учреждениями системы ООН был представлен доклад о водоснабжении Гудермесского и Хасавюртовского районов, ряд положений доклада включены в план действий гуманитарных организаций. Использование элементов народной дипломатии (мавлиды, культурные и спортивные мероприятия) приводят:
| к восстановлению разрушенных связей в культурной и спортивной сферах, а также межличностных отношениях населения двух районов |
| | Так, например, проведение «Мавлида» позволило создать условия для поднятия и обсуждения вопроса по восстановлению моста между селениями Первомайское (РД) и Азамат-Юрт (ЧР). Мост был восстановлен 18 июля 2004 г. Культурные мероприятия позволили 10 творческим коллективам (210 детей) принять участие в фестивале «Реки дружбы». 5 детских коллективов (около 100 детей) участвовало в обрядовом фестивале. 36 исполнителей эстрады Дагестана и Чечни приняли участие в праздничном концерте с.Первомайском (РД). Более 7000 человек были зрителями и участниками мероприятий, которые использовали элементы народной дипломатии. 4. Тиражирование опыта в иные регионы юга России, граничащие с Чеченской Республикой Качественное развитие многолетней деятельности гражданских структур РД и ЧР предусматривало тиражирование технологий и методик миротворческих программ в иные соседние районы Чеченской Республики и соседних субъектов юга России. В ходе реализации данной цели проекта исполнители проекта провели встречи на уровне глав и заместителей глав администраций Наурского, Надтеречного, Шелковского районов ЧР, Кизлярского района РД, Курского района Ставропольского края, руководства межнационального «Дома Дружбы» г. Моздока РСО-А, что позволило в феврале 2005 г. в г. Кисловодске провести семинар по распространению опыта. В семинаре приняли участие представители органов местного самоуправления, национально-культурных и общественных объединений, СМИ вышеуказанных районов Ставрополья, РД, РСО-А и ЧР. Представителям государственных и негосударственных структур Хасавюртовского, Бабаюртовского, Ногайского р-нов РД, Гудермесского, Шелковского, Наурского, Надтеречного р-нов ЧР и г.Грозного, Моздокского района РСО-А, Курского района Ставропольского края была представлена презентация опыта миротворческой деятельности в 6 соседних районах РД и ЧР, а также методический материал с его обобщением. В свою очередь, участники семинара рассказали об имеющемся и используемом в их районах опыте и механизмах решения проблем в сфере межэтнического взаимодействия, о принципах отношений органов местного управления и национально-культурных объединений и т.д. Необходимо отметить, что при подготовке консолидированной программы действий в ней были учтены элементы конструктивного опыта системных подходов управления этнополитическими процессами, которые используются органами местного управления Курского района Ставропольского края, Моздокского района и г.Моздок Республики Северной Осетии-Алании. Совместная работа представителей органов местного самоуправления, негосударственных организаций, СМИ, учреждений культуры и образования позволил обсудить наработанный опыт, а также определить и проработать приоритетные направления развития подобного сотрудничества вдоль административных границ между соседними районами Чечни и Северной Осетии, Чечни и Дагестана, Чечни и Ставропольского края, среди которых: · развитие системного сотрудничества между гражданскими структурами и органами местного самоуправления; · проблема пересечения блок-постов, находящихся на административных границах данных субъектов юга России; · сотрудничество в сфере образования и культуры; · сотрудничество в области подготовки кадров; сотрудничество в области экономики Участники семинара определили комплекс практических шагов по данным направлениям, так, например, по приоритетному направлению: По развитию системного сотрудничества между гражданскими структурами и органами местного самоуправления было предложено провести семинар по обмену опытом работы в области гармонизации межэтнических взаимоотношений и стабилизации ситуации на уровне района на примере работы: - районного межэтнического Совета в Курском районе Ставропольского Края - «Моздокского районного Дома Дружбы» (г.Моздок, РСО-А) По проблеме пересечения блок-постов предлагалось: - подготовить информационные материалы для населения по правилам пересечения блок-постов и соответствующим правам граждан; - организовать в органах местного управления «телефона доверия»; - собирать информацию о нарушениях прав граждан при пересечении контрольно-пропускных пунктов (в частности – Октябрьского КПП) и использовать ее при проведении переаттестации сотрудников правоохранительных органов; - проводить просветительскую и разъяснительную работу с военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, служащих на КПП; - провести семинар по обмену опытом работы по данному вопросу. По развитию сотрудничества в области подготовки кадров было предложено: - организовывать программы обучения / стажировок жителей ЧР на предприятиях и в организациях граничащих с Чечней районов; - изучить роль постановления №510 как возможного препятствия по возвращению в ЧР квалифицированных специалистов и разработка предложений по исправлению данной проблемы; - информировать население в трудоизбыточных районах (Ногайский р-н) о возможностях трудоустройства, решения жилищной и иных социальных проблем на территории Чеченской Республики; - привлекать учителей из ЧР на программы повышения квалификации и переподготовки кадров в г.Кизляр; - содействовать подготовке кадров и организации реабилитационной работы с людьми, пострадавшими в ходе вооруженных конфликтов в тех районах, где данная работа до сих пор не велась. По развитию сотрудничества в области экономики было предложено: - проводить выставки / ярмарки; - заключать побратимские договора между районами, населенными пунктами, а также договора- шефства; - организовывать взаимодействие ветеринарных служб в граничащих между собой районах, содействовать становлению ветеринарной службы в Чеченской Республике; - осуществлять обмен «трудовыми десантами» (по модели стройотрядов) По развитию сотрудничества в сфере образования и культуры было предложено: - совместно участвовать в реализации инициативы клуба бардовской песни г.Моздок «Терек один на всех»; - проводить обучение молодежи на «курсах народной дипломатии» в г.Моздок; - проводить совместные мероприятия, посвященные 60-летию Победы; - провести мероприятия с молодежью на базе музея Л.Н.Толстого в ст.Старогладовской Щелковского р-на ЧР и Центра эстетического воспитания г.Кизляра РД; - выпустить календарь праздничных и торжественных дат населенных пунктов и районов четырех субъектов юга России; - содействовать открытию Центра взаимодействия культур; - реализовать проекта по созданию кукол разных национальностей; - обеспечить учебниками на чеченском языке школ в РСО-А, Ставропольском крае и Республики Дагестан, где проживает значительное количество чеченского населения; - организовывать обмен выставками детского художественного творчества; - проводить «Дни куначества» с использованием предметов народного творчества; - проводить фестивали и иные мероприятия в районах проживания значительного количества вынужденных переселенцев из Чечни для содействия их интеграции в местные сообщества. Иные инициативы: - организация на базе районных газет выпуска межрегионального «приложения» с освещением событий происходящих в соседних территориях; - борьба с вандализмом на кладбищах – проведения мероприятий с привлечением молодежи, общественности по наведению порядка на кладбищах; - подготовка обращения к властям различных уровней по проблеме восстановления моста через р.Терек возле ст.Гребенской Шелковского района ЧР и «лоббирование» данного вопроса не только со стороны организаций и органов местного самоуправления ЧР, но и представителями соседних регионов. Инициативы и предложения, выдвинутые представителями гражданских структур и органов местного самоуправления ЧР и сопредельных регионов РФ, реализовать в полном объеме силами самих участников круглого стола в г. Кисловодске представляется затруднительным. Тем не менее, после завершения этой встречи началась активная работа в двух направлениях: - апробация и осуществление нескольких инициатив силами представителей районов; - развитие ряда приоритетных направлений, определенных в ходе круглого стола в г.Кисловодске. Так, в период с апреля по июнь 2005 г. были предприняты следующие практические шаги по реализации указанных выше инициатив: - развитие межшкольного сотрудничества между учащимися Дома Детского Творчества ст.Шелковская ЧР и школьниками с.Бабаюрт РД «Мостик дружбы»; - в рамках развития направления «народная дипломатия» молодежь из ЧР посетила Моздокский район, в ходе которой были проведены концерт, знакомство с опытом и методами работы Моздокского «Дома дружбы», а также экскурсионная программа, приуроченная к 60-летию Победы; - включение предложенных инициатив по развитию сотрудничества между различными структурами соседних районов ЧР, РСО-А, Ставропольского края и РД в документ «Консолидированная миротворческая программа действий северокавказских НПО», который был подготовлен для презентации на всемирной Конференции в ООН «Глобальное партнерство по предотвращению вооруженных конфликтов»; - разработка и предоставление проекта по развитию межрегионального и межрайонного сотрудничества в Европейскую Комиссию. 5. Консолидированная программа действий Формирование консолидированной программы действий осуществлялось в ходе проведения Круглого стола «Совершенствование механизмов развития межрегионального и межрайонного сотрудничества», который прошел в г.Ростов-на-Дону с 08.06. по 11.06.05 г. Целью данного мероприятия являлось обсуждение и совершенствование конкретных механизмов развития инициатив межрегионального и межрайонного сотрудничества, а также форм их поддержки на федеральном и региональном уровнях. В первый день работы данной встречи было организовано координационное совещание представителей гражданских структур, вовлеченных в проект. Координационное совещание позволило проанализировать ход выполнения принятых в г.Кисловодске решений, определить круг проблем, мешающих их реализации, подвести промежуточный итог начала развития межрайонного сотрудничества, а также сформировать и детально проработать программу и план ее реализации по дальнейшему развитию. Практическая реализация мероприятий комплекса совместных действий включают в себя целый ряд вопросов, решение которых требует участия органов федеральной власти и руководства субъектов юга России. Именно поэтому, во второй день работы круглого стола, данная программа была представлена в виде видео презентации представителям различных уровней государственной власти для ее обсуждения и совершенствования, а также для определения структур и форм ее поддержки со стороны государственных структур. Необходимо отметить, что, к сожалению, из-за событий на Северном Кавказе, прошедших накануне проведения круглого стола, ряд представителей государственных структур управления федерального и регионального уровней, а также органов местного управления их ЧР, РД и РСО-А не смогли принять участие в его работе. Накануне проведения круглого стола: - в РД трагически погиб Министр по национальной политике, информации и внешним связям РД Загир Собирович Арухов, также по республике прокатилась волна террористических актов направленных против сотрудников МВД; - в РСО-А прошла смена Президента. Несмотря на данные обстоятельства, участникам формирования консолидированной программы действий развития межрегионального и межрайонного сотрудничества удалось достичь целей круглого стола и в конструктивном ключе провести ее обсуждение с представителями органов государственного управления регионального и федерального уровней. Представители ЮФО, Госсовета ЧР, Министерств по национальной политике, информации и внешним связям и МВД ЧР активно участвовали в обсуждении представленной программы, внося конструктивные предложения по ее совершенствованию. Участвующие в работе круглого стола представители государственных и негосударственных структур достигли договоренности о формах и методах участия различных структур в реализации инициатив консолидированной программы действий. Таким образом, круглый стол «Совершенствование механизмов межрегионального и межрайонного сотрудничества» позволил сформировать пакет конкретных инициатив, определить механизмы и сроки их осуществления, учесть собственные и требуемые ресурсы, разработать график реализации, а также сформулировать принципы координации усилий, вовлеченных в процесс трансграничного сотрудничества государственных и негосударственных структур, по реализации данных инициатив. Консолидированная программа действий включает в себя следующие направления и инициативы: Работа с правоохранительными органами: - продолжение развития сотрудничества чеченской и дагестанской милицией; - реализация комплекса мероприятий, направленных на улучшение взаимоотношений между сотрудниками РОВД и местным населением; - установка информационных щитов на блок-постах в РД и ЧР (на щитах будет размещена информация о правах и обязанностях гражданского населения и сотрудников МВД ). Работа с врачами и медицинскими работниками: - продолжение и расширение сотрудничества между чеченскими и дагестанскими врачами и другими медицинскими работниками; - поддержка их совместных мероприятий по улучшению медицинского обслуживания местного населения; - проведение серии семинаров на базе медицинских учреждений г. Хасавюрта и Хасавюртовского района для молодых специалистов из Гудермесского района по направлениям: педиатрия, гинекология и общая терапия - комплекс мероприятий, направленных на передачу опыта работы ФОМСу (Фонд Обязательного Медицинского Страхования) Хасавюртовского района коллегам из ЧР. Молодежное сотрудничество и взаимодействие учреждений культуры и образования: - проведение совместных экскурсии школьников ДШИ (детская школа искусств) в центры народных промыслов: ковроделие, гончарное искусство, обработка металла; - проведение совместных благотворительных концертов; - проведение соревнования по бесконтактным видам спорта (волейбол, настольный теннис, шашки, шахматы и легкая атлетика); - проведение конкурса детского рисунка и межрегиональной выставки «Мои соседи - народы Северного Кавказа»; - развитие программы «Мостик дружбы», направленной на развитие сотрудничества молодежи и учреждений образования и культуры Щелковского района ЧР и Бабаюртовского района РД; - проведение туристического слета молодежи в Науре. Сотрудничество и взаимодействие журналистов и СМИ: - продолжение и расширение программ сотрудничества СМИ Хасавюртовского и Гудермесского районов; - расширение формата данного сотрудничества путем проведения встречи журналистов из «северных» районов ЧР и РД, Ставропольского края и РСО-А, для определения форм и методов взаимодействия. Сотрудничество фермеров и ветеринаров: - укрепление связей и организация взаимопомощи между фермерами и сельхозпроизводителями РД и ЧР; - проведение встречи ветеринаров Бабаюртовского района РД и Щелковского районов ЧР. Трансляция конструктивного управленческого опыта в структуры местного самоуправления ЧР: Проведение семинаров для распространения и обмена опытом системной работы органов местного управления в области гармонизации межэтнических отношений и управления этнополитическим процессами на примере работы: - проведение регулярных консультаций с официальными властями и международными организациями, работающими на Северном Кавказе; - обеспечение адекватного представительства северокавказских гражданских миротворческих инициатив на международном уровне - в рамках Глобального партнерства в области предотвращения вооруженных конфликтов (Global Partnership for the Prevention of Armed Conflict, GPPAC). Приложение №1. Информация об орагнизациях-исполнителях проекта «Международное ненасилие» Организация была создана в мае 1994 г. и зарегистрирована как: Общество «Международное Ненасилие – Новые Независимые Государства». В 1999 г., в соответствии с Законом «Об общественных объединениях», организация прошла процедуры перерегистрации и в управлении юстиции г.Москвы была зарегистрирована как: региональная общественная организация содействия укреплению мира «Международное ненасилие». Организация «Международное ненасилие» - является миротворческой организацией. Члены организации имеют большой практический опыт работы в конфликтных регионах (абхазо-грузинский конфликт, Приднестровье, вооруженный конфликт в Чеченской Республике). Последние семь лет деятельность организации сфокусирована на следующих направлениях: - развитие гражданских миротворческих инициатив в северокавказском регионе (Карачаево-Черкесская Республика, регион Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края, Пригородный район Республики Северной Осетии – Алании, приграничные районы Чеченской Республики и Республики Дагестан, «Кадарская» зона Буйнакского района Республики Дагестан); - работа по развитию деятельности сетевых неправительственных структурах (организация «Международное ненасилие» является членом Рабочей Группы по предупреждению и урегулированию конфликтов по странам СНГ. Представитель организации, в течении 1999 -2005 г. являлся координатором РГ по поддержке НПО, в течении 2005 г. является координатором Секретариата Рабочей Группы); - работа с международными структурами (организация является одним из сокоординаторов Кавказского регионального процесса подготовки проведения Глобальной Конференции в ООН «Глобальное партнерство по предотвращению вооруженных конфликтов» (Global Partnership for the prevention of Armed Conflict – GPPAC)) Контакты: РФ, 109507, г.Москва, Самаркандский бульвар 15-5-30; тел. (095) 291-11-42; факс (095) 291-23-58; E-mail: ninis@online.ru; ninis@mail.ru «Альтернатива насилию» Организация создана в сентябре 2003 г. и зарегистрирована в Минюсте РД как: Дагестанская региональная общественная организация «Альтернатива насилию». Представители организации «Альтернатива насилию» имеют более 10-ти летний опыт работы в конфликтных регионах. Данный опыт был приобретен в рамках деятельности двух общественных структур: «Дагестанское региональное отделение миротворческой миссии на Северном Кавказе» и организации «SOS-Спасение». Необходимость структурного выделения организации «Альтернатива насилию» из данных структур было связано с необходимостью выделения и развития миротворческого направления, как самостоятельного и приоритетного направления деятельности. Организация является активнейшим субъектом развития приграничного сотрудничества между населением и структурными подразделениями соседних районов ЧР и РД, а также тиражирования данного опыта в иные соседние районы, граничащие между собой, 4 субъектов юга России (ЧР, РСО-А, Ставрополье, РД). Организация «Альтернатива насилию» сотрудничает с «МККК», «ЮНИСЕФ», «ДСБ», «Врачи без границ» и является членом ряда сетей неправительственных организаций: «Рабочая Группа по предупреждению и урегулированию конфликтов по странам СНГ», «CRINGO» и т.д. Контакты: РФ, 368000, РД, г. Хасавюрт, ул. Ауховская 10; тел./факс (872310) 41-26; E-mail: jovta@mail.ru «Созидание» Региональная общественная организация «Созидание» создана в марте 2003 г. в г.Гудермес Чеченской Республики. Учредителями организации являются журналисты, учителя, общественные деятели, писатели, поставившие своей целью содействовать восстановительному процессу и развитию гражданского общества в республике. Организация имеет большой опыт миротворческой, правозащитной и образовательной деятельности. С 2001 г. организация активно участвует в реализации проектов по развитию приграничного сотрудничества между населением и структурными подразделениями соседних районов Чеченской Республики и Республики Дагестан, курируя блок по работе со школьниками и образовательными учреждениями (школы, библиотеки, дома детского творчества и т.д.). Также, в рамках реализации данной миротворческой инициативы, представители организации активно участвовали в развитии сотрудничества журналистов и СМИ Гудермесского и Хасавюртовского районов ЧР и РД, соответственно. Организация имеет большой опыт сотрудничества с различными международными и российскими организациями и Фондами. Так, в частности, при поддержке Института «Открытое Общество» (фонд Сороса) был реализован проект «Дети Чечни – послы мира», при поддержке Датского Совета по беженцам реализован проект «Служба поддержки для чеченских женщин», а в настоящее время осуществляется проект «Продвижение интересов вынужденных мигрантов с горных сел ЧР». Представитель организация «Созидание» является Председателем Координационного Совета сети неправительственных организаций Чеченской Республики и руководителем представительства правозащитного Центра «Мемориал» в г.Гудермесе. Для работы организация привлекает большое количество волонтеров, из числа учителей и специалистов дома детского творчества. Контакты: РФ, ЧР, г. Гудермес, ул. Железнодорожная 10, кв. 4; тел./факс (8-87152) 2-22-72; E-mail: ruslisozidanie@mail.ru Приложение №2. Совместное заявление участников круглого стола в г.Кисловодске Представителям органов государственной власти РФ, Полномочному представителю Президента РФ в ЮФО Обращение представителей институтов гражданского общества, учреждений образования и культуры, СМИ и органов местного самоуправления Хасавюртовского, Бабаюртовского, Кизлярского, Ногайского районов РД, Курского района Ставропольского края, Моздокского района РСО-А, Гудермесского, Шелковского, Наурского, Надтеречного районов и г.Грозного ЧР Мы, представители институтов гражданского общества учреждений образования и культуры, СМИ и органов местного самоуправления четырех субъектов юга России, граничащих между собой: - обсудив тенденцию развития общественно-политической ситуации в наших регионах; - обменявшись опытом и выявив наиболее значимые проблемы; - наметив ряд направлений и методов по преодолению данных проблем считаем, что для качественного воздействия по скорейшей постконфликтной реконструкции в ЧР необходимо более активно развивать приграничные связи и сотрудничество между соседними районами ЧР, РД, Ставрополья и РСО-А. Мы считаем, что развитие консолидированных действий институтов гражданского общества, различных профессиональных и этнических сообществ, органов местного самоуправления существенно усилят действия федеральных и местных органов власти по нормализации морально-психологического климата и общественно-политической обстановки как в ЧР, так и в соседних районах субъектов юга РФ. Наша встреча, позволила определить комплекс совместных действий по развитию сотрудничества вдоль административных границ ЧР с соседними районами иных субъектов юга России в сфере образования, патриотического и эстетического воспитания молодежи, развития структурного и системного взаимодействия между органами местного самоуправления и институтами гражданского общества, осуществления гражданского мониторинга ситуации и сотрудничества представителей СМИ. Вместе с тем, существует целый ряд вопросов, решение которых требует участия органов федеральной власти и руководства субъектов юга России. Прежде всего, хотим обратить ваше внимание на то, что для скорейшей нормализации общественно-политической и экономической ситуации в ЧР необходимо обеспечить нормальное функционирование коммуникаций, среди которых: - восстановление моста через р.Терек возле ст. Гребенская Шелковского района ЧР; - восстановление железнодорожного сообщения в Наурском и Шелковском районах ЧР; - возможность пользования жителям ЧР мобильной связью, на общих основаниях с гражданами ЮФО и РФ в целом. Просим вас изыскать возможности и в скорейшее время решить данные вопросы, что крайне важно для достижения общественно-политической и экономической стабильности на юге России. 06.02.05 г. г.Кисловодск Участники семинара «Распространение опыта развития сотрудничества между различными профессиональными, социальными и этническими сообществами вдоль административной границы Дагестана и Чечни в иные административно-территориальные образования субъектов юга России, соседствующие с ЧР».
[1] Летом 1999 г. со стороны Чечни в Дагестан вторглись незаконные вооруженные формирования. Данное вторжение резко обострило ситуацию не только вдоль административной границы Чечни и Дагестана, но также и внутри Дагестана между различными этническими сообществами. [2] Шелковской, Гудермесский, Ножайюртовский р-ны ЧР и Бабаюртовский, Хасавюртовский, Новолакский, Казбековский р-ны РД [3] Так, например, гражданские миротворческие структуры из РД и ЧР являются активными участниками Кавказского регионального процесса проведения всемирной Конференции в ООН «Глобальное партнерство по предотвращению вооруженных конфликтов» (Global Partnership for the prevention of Armed Conflict – GPPAC)». [4] Программы осуществлялись при поддержке Института «Открытое Общество» и ряда других грантодающих структур. [5] Карта реализации миротворческих инициатив вдоль административной границы Дагестана и Чечни См. Приложение №3. [6] Информация об организациях-исполнителях проекта «От примирения к сотрудничеству» представлена в Приложении №1. [7] Напомним, что после убийства Президента ЧР Ахмата Кадырова, в связи с напряженной ситуацией, на территории всей республики было запрещено проводить выпускные вечера в школах. [8] В профориентационных поездках в общей сложности приняли участие 104 старшеклассника из ЧР. [9] Карта этапности развития межрегионального сотрудничества представлена в Приложении №4.
|