Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Прислал Евгений Голиков, социолог, Таллин

Народный Союз Эстонии – партия народа

 

На политической карте Эстонии НСЭ занимает все более заметное место, но русскоговорящие избиратели информированы об этой партии явно недостаточно. Сегодня Народный Союз входит в правящую коалицию и контролирует в правительстве Эстонской Республики четыре министерских портфеля (министерство финансов, окружающей среды, сельского хозяйства, а также портфель министра по региональной политике).

В Рийгикогу фракция НСЭ состоит из 14 депутатов, благодаря активной деятельности которых были повышены пенсии до 3100 крон и поднят необлагаемый налогами минимум  заработной платы, проведен ряд других важных решений, направленных на улучшение социального положения народа. Народный Союз стремится быть партией всего народа Эстонии и многое делает для осуществления этой задачи. В то же время деятельность НСЭ до сих пор недостаточно известна среди русскоговорящих граждан и жителей Эстонии.

НСЭ был основан 29 сентября 1994 г. первоначально под именем Eesti Maarahva Erakond (Партия сельских жителей  Эстонии), а 18 октября 1999 года получил свое теперешнее название. 10. июня 2000 года с НСЭ объединились Eesti Maaliit (Эстонский сельский союз) и Eesti Pensionäride ja Perede Erakond ( Партия пенсионеров и семей Эстонии).  В результате всех этих слияний и объединений, а также благодаря активной деятельности депутатов от Народного Союза в Рийгикогу, партия превратилась в  самую многочисленную  ( более 10 тысяч членов)  в Эстонии. Первым председателем Народного Союза был видный эстонский политик Арнольд Рюйтель, пользовавшийся большой популярностью и поддержкой избирателей, особенно  сельских жителей и неизменно собиравший значительное количество голосов на выборах. На президентских выборах 2004 года Рюйтель, опираясь на поддержку Народного Союза и значительной части представителей местных самоуправлений, был избран президентом Эстонской Республики, что также добавило политического веса народникам.

Председателем партии Народный Союз Эстонии является Виллу Рейльян, политик и специалист в области охраны окружающей среды, более 7 лет возглавлявший Министерство окружающей среды. Под флагом НСЭ выступают немало известных в Эстонии политиков, в том числе  депутаты Рийгикогу Яак Аллик, Маргус Лейво, Яанус Мянник, Март Опманн, Май Трейал, Яанно Рейльян и др., министры Яан Ыунапуу, Эстер Туйксоо, Айвар Сыэрд, Рейн Рандвер.

 

В последние годы политический ландшафт Эстонии характеризуется возрастающей концентрацией и поляризацией политических сил. Основные различия политических платформ и реальной практики выстраиваются по двум векторам: либерально либо социально ориентированной экономической политики, а также эстоноцентричной либо полиэтнической ориентации. Правый фланг политической системы Эстонии сегодня занимает недавно переживший процесс объединения «Союз Отечества – Республика» («Isamaaliit – Res Publica”). На правом фланге эстонской политики эту партию удерживает прежде всего ее эстоноцентристская ориентированность. В вопросах экономической и социальной политики она также стоит на консервативных и правых позициях, хотя на словах допускает и определенную риторику относительно  состояния образования, демографической ситуацие и др. Постоянно жестко критической остается позиция партии в отношении России.

Также справа от центра располагается «Партия реформ» („Reformierakond”). Партия давно и последовательно защищает интересы эстонского крупного бизнеса, особенно финансового капитала, а также фирм, деятельность которых в большей степени связана с импортом в Эстонию, чем с экспортом эстонских товаров за рубеж. Располагаясь ближе к центру, реформисты научились достаточно успешно маневрировать между партиями, находящихся на флангах эстонского политического ландшафта. Прагматизм и умелое маневрирование обеспечивали реформистам до сих пор возможности вступать в самые различные политические коалиции, оставаясь при власти почти при любом распределении голосов избирателей.

В центре эстонской политической шкалы располагается Центристская партия, возглавляемая, пожалуй, наиболее заметным эстонским политиком последних 20 лет, Эдгаром Сависааром, создавшим в свое время Народный Фронт Эстонии. Основную поддержку центристы получают от так называемой «Второй Эстонии» - небогатой интеллигенции и лиц наемного труда, мелких предпринимателей. Партия подчеркивает в качестве приоритетной задачу формирования сильного среднего класса в эстонском обществе. Немало сторонников у центристов и среди русскоговорящих избирателей, особенно в Таллинне и Ида-Вирумаа, где центристы уже много лет контролируют местную власть. Возможность вхождения во власть, получения должности через вступление в Центристскую партию привлекло в эту партию немало амбициозных чиновников и политиков, для которых власть важнее принципов. Это обстоятельство обусловило и известную слабость Центристской партии, дало основание для ее определения как партии без идеологии.

Почти в той же нише, что и центристы, расположилась Социал-демократическая партия Эстонии, больше известная по ее старому названию – «Умеренные» (Мыыдукад). Партия сложилась в результате множества объединений, что во многом определило и ее «пеструю» политическую линию. В рядах соцдемов пребывает несколько бывших видных центристов, таких как Петер Крейцберг и Свен Миксер, покинувших Центристскую партию из-за личных разногласий с ее лидером. К сожалению, сегодня этот личный момент продолжает играть значительную роль в политическом позиционировании соцдемократов, постоянно толкая  их вправо от центра.

 

Народный Союз Эстонии долгое время рассматривал себя как партию «эстонской провинции» - партию сельских жителей и регионов, несколько разбавленную зеленым (экологическим) мировоззрением и семейно-пенсионными проблемами. Нерешаемость  этих проблем, становящихся для Эстонии и ее жителей все более актуальными, ситуация своеобразного пата, сложившаяся между ведущими политическими силами Эстонии, открыли для народников перспективу усиления собственного влияния в обществе путем перехода к более активной политике в городах и завоевания симпатий русскоговорящих избирателей. Таким образом, объективное развитие политической ситуации в Эстонии побуждает Народный Союз сближать свою социально ориентированную политику с поиском более демократичных способов решения проблем некоренного, русскоговорящего населения Эстонии. Подобное объединение двух политических тенденций принципиально важно, поскольку в сегодняшней Эстонии ни одна политическая партия или группа партий, как показал опыт, не в состоянии выстроить удовлетворительную социальную программу без подключения к решению этой задачи русскоговорящих избирателей. Для самих русских усиление социальной направленности государства, превращение его в социальное государство, не менее, а, может быть, даже более важно, чем либерализация политики гражданства, языка и культурной автономии. В целом в Эстонии социально ориентированная политика, которая, по нашему мнению, является вопросом жизни и смерти самого эстонского народа, его будущего, возможна лишь при совпадении двух обстоятельств: преодоления тремя партиями социальной направленности: Центристской, Социально-демократической и Народным Союзом, разделяющих их сегодня, во многом субъективных  либо чисто тактических разногласий и противоречий, и привлечения на сторону этой политики и осуществляющего ее блока партий русскоговорящего избирателя. Вместе с тем, эстонскому избирателю необходимо честно и прямо сказать, что его будущее, будущее  детей и всего эстонского народа не могут быть обеспечены путем ограничения возможностей для развития неэстонцев, представляющих сегодня параллельное общество внутри Эстонии, некую «третью Эстонию». Демократия – это пространство свободы, а, следовательно, и социальных возможностей внутри общества. Демократические права и возможности, если они перестают быть доступными для всех, превращаются в привилегии для некоторых, т.е. в противоположность свободе и демократии. Огромное различие возможностей, которое сегодня характеризует эстонское и неэстонское сообщества, нельзя ни объяснить, ни оправдать только советским прошлым. Просто в Эстонии выращивание собственной финансовой олигархии и классового общества, в котором 20 процентов богатых и благополучных  будут контролировать 80 процентов национального достояния страны, началось с массового обнищания неэстонцев. Но на этом процесс не остановится. Стяжательству чуждо чувство меры: бедных будет все больше, и все больше среди бедных будет не только русских, но  и эстонцев. Опасность поляризации эстонского общества хорошо прочувствована и на правом фланге эстонской политики. Об истинных целях право-консервативной политики там предпочитают не распространяться, зато любят говорить об угрозах эстонской нации, маскируя словесами о мнимых угрозах угрозы реальные и привычно мобилизуя национально-озабоченный электорат. Грустно сознавать, что патриотические песнопения мешают многим увидеть простую в общем-то суть вещей – постоянно растущую социальную неоднородность, различия возможностей, порождающих бедность и нищету. Бедности безразлична национальная принадлежность, а нищета попросту уничтожает национальные различия вместе со следами всякой культуры. Когда объединившиеся республиканцы и исамаалитчики выдвинули в качестве общего лидера Марта Лара и заявили, что именно он поведет их в «последний и решительный бой», то нужно ясно представлять себе, о чем идет речь -  о том, чтобы еще раз, и, может быть, более явно, чем прежде, мобилизовать патриотический ресурс для прикрытия правой политики. С этой точки зрения предстоящие парламентские выборы действительно могут представлять собой для Эстонии своего рода момент истины.  

На предстоящие в марте будущего года парламентские выборы Народный Союз выходит под лозунгом «За Эстонию равных возможностей!». Социальной проблематике в предвыборной платформе партии отводится центральное место. По мнению народников, для исправления возникших в обществе социальных перекосов, доходы наименее обеспеченных групп общества должны увеличиваться более быстрыми темпами, чем в среднем по стране. В первую очередь это касается доходов пенсионеров, семей, имеющих детей, и студенческой молодежи. Пенсии предлагается повысить к 2011 году до 6000 еек в месяц. Годовой доход, не облагаемый налогами, должен быть увеличен от 24000  до 60000 еек. Для студентов, обучающихся на основе госзаказа, Народный Союз предлагает ввести так называемую студенческую зарплату – 2000 еек в месяц для обучающихся на ступени бакалавра  и 3000 еек в месяц для обучающихся в магистратуре. Предлагается целый ряд дополнительных льгот для семей, в которых имеются дети школьного возраста. Кроме того, Народный Союз считает необходимым существенное улучшение материально-технической базы полиции и службы спасения, строительство современной четырехполосной автомагистрали между Таллинном и Тарту, принятие мер для избавления шоссейных дорог республики от пыли и др. Принципиально важным является предложение при переходе на евро сохранить нынешний курс между эстонской кроной и евро, чтобы введение евро в Эстонии не привело к обесцениванию недвижимости, национальных богатств и банковских вкладов.

Во внешней политике Народный Союз выступает за сбалансированные отношения как с западными странами, так и с Россией, в отношении которой следует отказаться от идеологической риторики в пользу прагматического подхода. Необходимо вывести из тупика процедуру подписания пограничного договора с Россией, выйти на отвечающий нашим национальным интересам уровень экономических отношений, дополнив действующие договоренности новыми.

Провозглашая своей политической целью Эстонию равных возможностей, Народный Союз предлагает создать реально действующий правовой механизм защиты жителей Эстонии от любых форм социальной дискриминации, в том числе по этническому, религиозному или языковому признаку. Законопроект о равных правах и равном обращении уже давно подготовлен и более трех лет обсуждается в Рийгикогу, но пока что дальше признания неравенства между полами эстонские законодатели не пошли. Дело начинает принимать скандальный оборот, поскольку Евросоюз  пригрозил Эстонии наложением штрафа за затягивание с принятием широкой версии данного закона.

Народный Союз занял четкую позицию и в вопросе об отношении к итогам и последствиям Второй мировой войны ( отношение к памятникам погибшим воинам – только одно из следствий, вытекающих из этой позиции). При этом Народный Союз исходит из двух принципиальных моментов: кто были субъектами этой войны и как распорядились плодами победы руководители конкретных государств. Исходя из этих двух принципов Народный Союз считает глубоко ошибочными попытки демонтировать памятник жертвам Второй мировой войны на Тыннисмяэ, поскольку это памятник солдатам, боровшимся против фашизма и фашистской агрессии, в том числе и против фашистской агрессии в отношении эстонского народа.

Народный Союз идет на предстоящие выборы с открытыми картами. Нам не нужно хитрить перед избирателями и морочить ему голову пустыми обещаниями. То, что мы обещали раньше, мы выполняли, намерены делать это и впредь. Мы считаем себя партией народа, т.е. демократической в первом и самом прямом смысле этого слова. Мы не утверждаем, что думающие и действующие иначе, чем мы, эстонские политики хуже или лучше нас. Нет, они, так же, как и мы, защищают интересы собственного избирателя, и имеют на это право. Другое дело, что нередко интересы одной части общества выдаются за интересы большинства. Мы считаем, что Эстония и живущие в ней люди, и эстонцы, и русские, и представители других национальностей, и богатые, и небогатые, имеют также и общие интересы, защита которых гарантирует развитие всего общества. Вот за такие интересы мы и выступаем.

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель