Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

ЧАСТЬ IV. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ МУСУЛЬМАН В АМЕРИКАНСКОМ ЛАНДШАФТЕ: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Глава 11

АМЕРИКАНСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ

Демографический отчет

Илияс Ба-Юнус и Кассим Коне

Знакомство с американской литературой по Исламу удивляет тем огромным интересом, который в последнее время проявляют социологи и другие исследователи к определению численности довольно быстро разрастающегося мусульманского населения страны. Для одних это предмет любопытства, для других – предмет гордости, а для кого-то, видимо, и предмет озабоченности. Между тем, на берегах Америки мусульмане не новички. В наши дни высказывается мнение, будто мусульмане появились здесь даже раньше Колумба (Wiener, Lee. 1922; Davidson, Basil. 1959; Sertima, Ivan Van. 1976; Quick, Abdullah H. 1996; Nyang, Sulayman S. 1999). Как бы там ни было, мусульманские имена начали появляться в списках американских рабов уже в ХУП веке (Austin, Alien D. 1984; Mehdi, Beverlee T. 1978; Poston, Larry. 1992). Нет ничего невероятного в том, что к концу ХУШ века мусульман в Америке могло оказаться больше, чем католиков и иудеев. На такого роде фольклоре, особенно популярном среди афроамериканцев – обитателей гетто в больших городах, основана книга Алекса Хейли Корни (Haley, Alex. 1976. Roots. New York: Doubleday).

Настоящая глава описывает исследования, проведенные весной и летом 2001 года и весной 2002 года, и вдобавок к этому опирается на ряд других исследований, обзоров и конспектов. Некоторые из упоминаемых здесь исследований носили крайне несистематический и спекулятивный характер. Они не приняли во внимание существующие трудности подсчета населения, не охваченного переписью. Интерес других исследователей к мусульманскому населению был лишь периферийным, так как их главным образом занимали какие-то другие жители США. Третьи использовали усложненные исследовательские методики, пытаясь извлечь нужную информацию из статистических сводок о новорожденных и о прибывающих иммигрантах.

Поскольку упомянутые исследования отличаются неодинаковой точностью, полученные ими цифры касательно мусульманского населения в Соединенных Штатах также сильно рознятся – от близкой к десяти миллионам (Совет Американских Мусульман [САМ] 2001) до примерно трех миллионов (Smith, Tom W. 2001). Уникальность мусульман как религиозного сообщества проявляется в том, что помимо двух основных факторов роста (естественного прироста и миграции) им присущ также и прирост (правда, незначительный) за счет обращения в Ислам. Необходимость учета всех трех факторов делает затруднительным получение сколь-нибудь точных результатов. В то же время, действие всех трех факторов позволяет понять, почему оценка размеров мусульманского населения США не должна быть излишне консервативной. Помимо присущей всем исследованиям тенденции к поляризации, с демографической точки зрения большинству исследований недостает еще внимания к структуре мусульманского населения. В числе демографических факторов, которые обычно игнорируются – образование, доходы и профессиональный состав населения. Без них никакая демографическая картина не будет полной. Данный отчет имеет целью учесть все отмеченные аспекты при исследовании мусульманского населения в Соединенных Штатах.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ

Федерация исламских ассоциаций в Америке

В настоящее время очень трудно дать ответ на вопрос о том, сколько мусульман проживает сейчас в Соединенных Штатах. Поскольку, как уже отмечалось, Бюро переписи населения США не касается ничего, что имеет отношение к религии, дело подсчета численности мусульманского населения предоставлено неправительственным организациям, оценкам которых по понятным причинам следует не слишком доверять.

Первая такая попытка была предпринята в 1959 году Федерацией Исламских Ассоциаций Америки (ФИАА). В исследовании было посчитано число семейств, входящих в каждую из афилированных с ФИАА общин. Получилось всего 187 112 семей. В порядке поправки на неточность эта цифра была округлена до 200 000. Умножив данное число на 6 (средний размер тогдашней мусульманской семьи), ФИАА объявило, что мусульманское население  в 1960 году приблизительно составляло 1,2 млн. человек (Alam, Mahmoud. 1968). Однако, этому исследованию не хватало научной точности. К тому же оно проигнорировало большинство из неафилированных с ФИАА общин. К их числу относились мелкие, но многочисленные общины преимущественно неарабского происхождения (турки, албанцы, афроамериканцы, боснийцы и пенджабские общины пакистанского происхождения). Хотя названное число заслуживало серьезной корректировки, к сожалению таковой не было сделано.

По оценкам Ба-Юнуса и Сиддики (Ba-Yunus, Ilyas, and M. Moin Siddiqui. 1998), учтенное ФИАА население имело 2-процентные темпы естественного прироста (не считая иммигрантов), и значит за тридцать лет могло удвоиться. Это означает, что только по оценкам ФИАА к 1990 году в Америке должно было бы быть 2,5 млн. мусульман.

Уикс и Сиддики

В 1993 году Джон Уикс и М. Мойн Сиддики представили краткий обзор наиболее примечательных исследований, проводимых с целью подсчета количества мусульманского населения. Первой в их списке стояла статья Томаса Филлипа (Phillip, Thomas. 1980), опубликованная в The Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups. По его подсчетам численность американских мусульман составляет от 200 до 300 тысяч человек.

У исследования Филлипа было несколько недостатков. В нем не принималось во внимание то, что после смерти Элии Мухаммада в 1975 году ряды Суннитов сильно пополнились за счет афроамериканцев. В его подсчеты не были включены студенты-мусульмане в американских кампусах. К тому же Филлипс не пользовался серьезными источниками или научной методологией, хотя ко времени выхода его работы в The Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups исследованию ФИАА исполнилось уже пятнадцать лет.

В 1981 году Ариф Гаюр пришел к выводу, что мусульманское население США составляет 1,2 млн. человек. Его метод брал за основу иммиграцию из мусульманских стран с 1960 года. К этому числу он несколько произвольно прибавлял численность афроамериканского населения, которое , по его мнению, составляло в 1980 году 75 тыс. человек. Конечно, это исследование было лучше предыдущих тем, что в нем, по крайней мере, была сделана попытка найти аутентичные источники информации. Однако, у него были свои недостатки. Например, численность афроамериканских мусульман, приведенная Гаюром, была ни на чем не основанной. Он не пожелал или не смог связаться с местными, региональными организациями мусульман-афроамериканцев для получения достоверной информации. Кроме того, из мусульманских стран  в Соединенные Штаты мигрировало много немусульман. Фактически, до недавнего времени в среде иммигрантов из арабских стран доминировали арабы-христиане (Haddad. Yvonne. 1986; The Economist. 2002). Аналогичным образом, Гаюр не мог примириться с тем фактом, что индийские мусульмане, выделяющиеся из числа мусульман США, являются выходцами из страны, где мусульмане в меньшинстве. К тому же Гаюр не принял во внимание мусульманское население, существовавшее в США до 1960 года. Даже если предположить, что цифра, установленная ФИАА, не претерпела существенных изменений в плане темпов роста, в 1980 году она должна была бы находиться в районе отметки 2 млн. человек. Если прибавить это число к тому, которое рассчитал Гаюр, то при всей неточности полученной суммы, можно заключить, что в 1980 году мусульманское население Соединенных Штатов составляло не менее 3,2 млн. человек.

В 1984 году Джон Уикс повторил подсчеты Гаюра и пришел к цифре 1,5 млн. мусульман на 1980 год (Weeks, John R., and M. Moin Siddiqui, 1993). Расхождение в оценках объясняется тем, что Уикс выше оценивает численность афроамериканцев. Очевидно, что и это исследование страдает теми же недостатками, которые налицо в работе Гаюра. При обновлении цифр, предложенных в расчетах ФИАА, цифру Уикса можно довести до 3,5 млн. человек в 1980 году.

Стоун

На проведенной весной 1989 года в Массачусетском университете Конференции мусульман Америки, Кэрол Стоун (Stone, Carol. 1991) представила отчет под названием «Оценка численности проживающих в Америке мусульман». Целью ее исследования было установление общей численности иммигрантов из мусульманских стран первого и второго поколения на 1980 год. Разделив это число на процент мусульманского населения в данных странах, она оценила численность мусульман-иммигрантов на 1980 год в размере 2,3 млн. человек. К этому Стоун с определенной долей произвольности прибавила 1 млн. мусульман-афроамериканцев, получив общее число мусульман в Соединенных Штатах в 1980 году – 3,3 млн. человек. (Примечательно то, как близки друг к другу оценки Гаюра, Уикса и Сиддики и Стоуна относительно одного и того же периода).

Далее, прибавив число новых иммигрантов (по тому же методу, что и прежде) и естественный прирост (исходя из приблизительного соотношения - 16 на тысячу) Стоун пришла к выводу, что в 1986 году в Соединенных Штатах было 4,3 млн. мусульман. Используя эти цифры Стоун, журнал Time обновил их для 1988 года (Oatling, Richard N. 1988), назвав цифру 4,6 млн. мусульман, установив средний ежегодный прирост в размере 150 тыс. человек.

Ба-Юнус и Сиддики

Продолжая подсчеты по тому же методу, Ба-Юнус и Сиддики (Ba-Yunus, Ilyas, and M. Moin Siddiqui. 1998: 24) пришли к цифре 7 млн. для 2000 года, что составило 2,6 % от всего населения США; для 2005 года они рассчитали 8 млн., для 2010 года 9,5 млн. (то есть 3 % от совокупного населения США); а для 2020 года – более 13 млн. (3,4 % ото всего населения). Их прогноз показывает, что при сохранении данных темпов прироста (чуть выше 3 % в год) мусульманское население США способно удвоиться за менее чем 22 года. Это означает, что к 2025 году численность американских мусульман будет близка к 14-15 млн. человек.

Хотя метод Стоун и являет значительный прогресс по сравнению с предыдущими исследованиями, и он полон несоответствий. В частности, он страдает такой общей для всех проблемой, как неспособность определить какую часть от всего мусульманского населения Америки составляют афроамериканцы. Кроме того, нереалистичным представляется общеамериканский процент естественного прироста (шестнадцать на тысячу), когда они применяет его к мусульманам. Учитывая культурные традиции большинства мусульман (они – либо выходцы из стран третьего мира, либо представляют беднейшую часть афроамериканцев), следовало бы повысить процент рождаемости в этой категории. К тому же, как подчеркивает Смит (Smith, Tom W. 2001), темпы естественного прироста численности мусульман Стоун рассчитывала только исходя из темпов рождаемости. Они совершенно забыла об уровне смертности, совсем немаловажном при расчете темпов прироста. То же можно сказать о работе Ба-Юнуса и Сиддики (Ba-Yunus, Ilyas, and M. Moin Siddiqui. 1998), которые рискуют, делая долгосрочные прогнозы, на правильность которых могут повлиять непредвиденные демографические изменения – например, касающиеся уровня миграции. Уже появились неподтвержденные пока сведения, что после сентября 2001 года иммиграция в США из мусульманских стран сократилась на 14 %.

  Космин

Важной альтернативой переписи как средству подсчета верующих в Соединенных Штатах является  применение исследовательских методологий (самые ранние попытки такого применения см. в: Herberg, Will. 1955). Однако, применение имеющихся методологий дает непоследовательные результаты. Например, в 1989 году опросом центра Гэллопа было установлено, что по общенациональной выборке 4 % респондентов в возрасте от восемнадцати лет и старше определили свою религию как «другую». Пользуясь как подсказкой данными Сокращенными статистическими сводками Соединенных Штатов за 1991 год, - а именно что мусульмане составляют примерно половину верующих, отмеченных в графе «другая» - Уикс и Сиддики (Weeks, John R., and M. Moin Siddiqui, 1993) заключают, что в опросе Гэллопа мусульманами являются 2 % «других», следовательно этот процент отражает численность также и мусульманских меньшинств. По таким расчетам в 1989 году мусульманское население США составляет 4,94 млн. человек (сравните с 5 млн. в 1987 году по данным ИОСА).

В 1989 году Космин обнародовал результаты проделанного им и его сотрудниками исследования о процентном соотношении религиозных общин в Соединенных Штатах. Это исследование, главной целью которого было выяснение численности еврейского населения Америки, выполнялось под эгидой Исследовательского агентства потребителей (ИИП), результаты его были опубликованы в: Goldman, Ari. 1991. Хотя в данном исследовании главный акцент делался на еврейском населении, оно содержало также богатую информацию о разных других религиях. Численность мусульманского населения в подсчете Космина поразительно расходится с той, которую показали Стоун и Гэллоп – согласно Космину, в 1991 году мусульманское население США составляло только 1,4 млн. человек.

Данное резкое расхождение Космина с предшественниками заставило других исследователей внимательно присмотреться к его целям и методам. Например, Уикс и  Сиддики (Weeks, John R., and M. Moin Siddiqui, 1993.) подчеркивают, что исследование Космина скорее всего ошибочно, и причиной тому несколько факторов.

Например, в опрос Космина были включены 125 семей,  на звонки ИИП согласились ответить только 113 из них. Согласно Уиксу и Сиддики, среди отказавшихся ответить подавляющее большинство составляют мусульмане, а из них большая часть приехали в Соединенные Штаты сравнительно недавно. И хотя многие из приехавших экономически весьма успешны, они не вполне ассимилированы в социально-культурном плане. И когда незнакомые люди задают им вопросы частного характера, они чувствуют крайнюю неловкость. Кроме того, речь идет также и о лицах, принявших Ислам недавно, среди них подавляющее большинство составляют афроамериканцы, а также становится все больше латиносов; и те, и другие обычно являются обитателями гетто. В этой категории бедняков мусульмане, так же как и белые, не относятся к типичным американцам. Короче говоря, и иммигранты, и коренные жители этих слоев общества образуют субкультуру, представители которой не придают значения телефонным опросам. Легко понять, что та часть населения, которая еще не попала в «плавильный котел» Америки, не может вести себя так же, как те, кто уже находится в «котле».

Бэгби, Перл и Фрёле

Одними из тех, кто сделал расчет численности мусульман в США в последнее время, являются Бэгби, Перл и Фрёле (Bagby, Ihsan, Paul M. Peri, and Bryan T. Froehle. 2001). Бэгби и его коллеги учли недостатки, присущие как методологическому подходу, так и подходу, берущему за основу страну происхождения прибывших в США мусульман. Они решили исходить непосредственно из числа мечетей (например, 1209) и попытаться определить среднее по стране число регулярно посещающих мечети прихожан (это около 2 млн. человек). Исходя из этих цифр, они пришли к выводу о том, что если говорить об общей численности мусульман, наиболее правдоподобной явится цифра 6-7 млн. человек.

В подобных начинаниях Бэгби не новичок. В 1994 году он проявил огромную тщательность и трудолюбие, руководя аналогичным проектом, результатом которого стал отчет об исследовании мечетей Северной Америки, опубликованный Институтом Исламских исследований. Однако, в этом последнем проекте он и его коллеги решили не учитывать все мечети, а провести выборочное обследование. Почему? Почему вместо изучения списков прихожан они предпочли проанализировать явку на пятничные молитвы и подсчитать число посещающих их прихожан? Как подчеркнул Смит (Smith, Tom W. 2001), такое исследование (даже если подсчитать число прихожан Джумы) конечно не дает представления о тех, кто также состоит в общине, но не ходит в мечеть.

Смит

Наиболее свежая оценка размеров мусульманского населения Соединенных Штатов принадлежит Смиту (Smith, Tom W. 2001). Она дана в отчете, подготовленном для Комитета американских евреев. Осуществив критический анализ проделанного выборочного исследования, он пришел к выводу, что в 2001 году количество мусульман в США не могло быть больше 1,9-2,8 млн. человек. Так как Смит работал в престижном Национальном исследовательском центре изучения общественного мнения при университете Чикаго, к его оценкам относились с огромным вниманием, особенно в СМИ, так как налицо было их явное расхождение с другими оценками. Поэтому нам следует рассмотреть некоторые из тех критических замечаний и исходных позиций, которыми Смит предварил свое исследование.

Во-первых, удивляет то, что Смит воспользовался столь немногими из уже имеющихся на эту тему исследований. Из четырех проанализированных им отчетов два являются неопубликованными. Один из них, принадлежащий Ба-Юнусу, фактически уже был тщательно рассмотрен ранее, и соответствующие работы были опубликованы в 1997 году. Почему-то данный опубликованный отчет ускользнул от внимания Смита. Тем не менее остается в силе его утверждение, что «практически невозможно перевести эти оценки, сделанные на материале Иллинойса, на язык общезначимых показателей».

Во-вторых, критикуя Стоун, Смит подчеркивает, что по своему этническому профилю направляющиеся в США иммигрантские потоки часто резко отличаются от этнического состава, наличествующего в стране происхождения данных иммигрантов. Это утверждение он доказывает на примере российской иммиграции конца XIX - начала ХХ вв., в составе которой было куда больше иудеев, чем православных христиан – тогда как подавляющее число жителей самой России являлись православными. Аналогичным образом, в рядах иммиграции из Ливана XIX- начала ХХ вв. было больше христиан, чем мусульман. «Вторая большая волна», начавшаяся во второй половине ХХ века и еще не пережившая спада, представляется совершенно отличной от первой. Вторая волна по своему составу является по большей части неевропейской, так как она началась в странах третьего мира, в число которых, что очень важно, входят и мусульманские страны. Первая же волна в основном состояла из людей, бежавших от «картофельного голода» в Ирландии[1], еврейских погромов в России и продолжающегося распада османской империи, приведшего к кровавым антимусульманским выступлениям – «этническим чисткам» на Балканах.

Между тем, иммигранты «второй волны», за некоторыми исключениями, ни от чего не бежали (основное исключение составляли беженцы из Палестины, Афганистана, Сомали, Боснии и Косово – все это мусульманские страны). Типичных же иммигрантов «второй волны» не «выдавливали» из их родных стран, скорее их «притягивала» к себе Америка. Согласно Исбистеру (Isbister, John. 1996), эти иммигранты прибывали в Соединенные Штаты в основном для того чтобы «улучшить свои перспективы, получить лучшую работу, заработать больше денег, поднять свой жизненный уровень, дать своим детям больше возможностей». Таким образом, первыми, кто извлек пользу из новой иммиграционной политики, начатой при президенте Джонсоне в 1965 году, было несколько тысяч студентов и выпускников высших учебных заведений – в основном это были студенты из развивающихся стран, учившиеся в американских и канадских университетах. Вопреки ожиданиям авторов нового иммиграционного законодательства, оно открыло двери хорошо информированным, опытным профессионалам из развивающихся стран, готовым кинуться на зеленые пастбища Америки. Данное движение и положило начало дебатам об «утечке мозгов». В последнее время мусульманские страны серьезно вовлечены в этот процесс перетекания из страны в страну. Ньюланд (Newland, Kathleen. 1979) называет их «экономическими беженцами».

Вторая волна иммиграции в Соединенные Штаты не кажется этнически избирательной по части стран-«доноров». Однако, до 1970 года в Соединенных Штатах около 80 % иммигрантов арабского происхождения обычно являлись не мусульманами, а в основном христианами. А за последнее время, по сведениям Центра иммиграционных исследований, в Соединенные Штаты въезжает примерно столько же мусульман арабского происхождения. (The Economist. 2002: 30).

В-третьих, Смит смотрит на мечети и исламские центры глазами типичного американца, когда говорит: «Вообще деноминации и конгрегации часто завышают количество своих членов». Нам же не известны случаи конкуренции мечетей друг с другом за прихожан, как не знаем мы и случаев, чтобы мечети бросали в толпу призывы с целью привлечения к себе как можно большего числа верующих. Вместе с тем, с годами приходит умение оценивать вместительность помещения мечети, особенно когда речь идет о пятничной молитве и праздновании особых событий; ограниченность церковного пространства является предметом особой озабоченности для каждой мечети, так как по мере прибытия все большего числа людей, площади мечетей как бы сжимаются.

Что же касается размеров приходов, то они относительно малы и члены их регистрируются в обычном порядке, но известно, что если не все, то большинство исламских институтов имеют у себя список адресов, который относительно велик – гораздо больше списка прихожан - видимо потому, что он содержит дополнительно имена и адреса тех, кто приходит на молитвы (если вообще приходит) дважды в год – в праздники Ид аль-Фитр (празднование окончания месяца поста - Рамадана) и Ид аль-Адха (Авраамическая традиция жертвоприношения). Большинство администраторов мечетей очень тщательно составляют подобные списки, ибо от количества членов зависит размер ассигнований, выделяемых их мечетям. В случае устаревания такой список перестает быть гарантией оплаты и становится источником убытков, которые мечети едва ли могут себе позволить. Поэтому подобные списки обновляются если не ежегодно, то периодически.

В-четвертых, когда Смит говорит, что цифра Бэгби (Bagby, Ihsan, Paul M. Peri, and Bryan T. Froehle. 2001) – 1629 мусульман на мечеть – слишком высока, он всего лишь высказывает догадку. Почему она «в 2, 4 раза выше аналогичного показателя 1994 года»? Не ясна именно та цифра, на которую ссылается Бэгби. Кроме того, неправдоподобно его утверждение, будто отдельные люди могут быть связаны более чем с одной мечетью и потому их посчитают дважды. Дело в том, что большинство мечетей или исламских центров в Соединенных Штатах, как бы странно это ни казалось, этнически разделены. Так, мы видим, что отдельные церкви создаются и посещаются почти исключительно представителями одной национальности: афроамериканцами, арабами, пакистанцами, индийцами, турками и даже боснийцами. Например, мечеть Таква в Бруклине (Нью-Йорк) почти 100-процентно управляется и посещается афроамериканцами, мечеть Фаундейшн в пригородах Чикаго является исключительно арабской; а Исламское общество Оранжевого Графства почти на 100 % южно-азиатское. Некоторые группы могут порой ходить в мечети других этнических групп. Но в большинстве случаев они - прихожане мечети, принадлежащей своему этносу. Исключение из этого правила составляют Мусалла (молельни) в деловой части города, о которых речь пойдет ниже, а также мечети, расположенные рядом с колледжами или университетами и принадлежащие студентам или посещаемые студентами из Мусульманской Студенческой Ассоциации (МСА). Мечети, расположенные вне больших городов, также являются мультиэтническими, но если говорить об этой категории мечетей, то они расположенные так далеко одна от другой (в среднем за 80 миль, как подсчитал Бэгби, основываясь на исследовании списков адресов), что вряд ли можно состоять в двух таких одновременно.

И наконец, важнее всего то, что исследования, основанные на общенациональных опросах общественного мнения, являются лишь мифом американской культуры; и Смит в этом виноват не больше, чем другие. После того как Джордж Гэллоп правильно предсказал исход президентских выборов 30-х годов, агентства, проводящие исследования на основе национальных выборок, стали появляться как грибы после дождя. Одним из наиболее престижных из них стал Национальный исследовательский центр общественного мнения при университете Чикаго. Главным руководителем этого агентства является Том Смит.

Однако, в прошлом прогнозы, сделанные в результате таких исследований, уже не раз оказывались неверными. Например, премьер-министру Англии Гарольду Вильсону ошибочно предсказали победу на британских выборах 1970 года. На президентских выборах 2000 года в США вице-президент Эл Гор дважды объявлялся победителем, а Джордж Буш победителем в штате Флорида – и то и другое ошибочно.

Оставляя в стороне соображения престижности, заметим: исследования основываются на некой научной методологии, а она открыта для критики общества. В теории правильность исследования зависит от того, насколько репрезентативна выборка, насколько она отражает мнение той части населения, из которой она сделана. С годами техники обеспечения случайности выборки становились все более ухищренными. Но труднее всего поддается контролю задача гарантированного получения ответов от предполагаемых респондентов. Если подобное будет обеспечено, исследование будет считаться  достоверным. Но стоит только кому-то из респондентов не дать ответа или дать бессмысленный, либо неискренний ответ – и измерительная шкала данного инструмента искажается. В социологическом исследовании более 5 % отказов от ответа по существующей договоренности рассматриваются как показатель недостоверности исследования. Когда же процент отказов от ответа превышает 10, 15, 25 % и даже приближается к 50 %, результаты исследования расцениваются как крайне неправдоподобные. Хотя национальные исследования и не докладывают об этом (так как их никто не спрашивает), к моменту написания данной главы большинство таких исследований страдали этим недостатком. Не составит исключения и престижное общее социальное исследование (ОСС) университета Чикаго – до тех пор, пока не будет обнародовано практическое отношение исполнителей проекта к проценту отказов от ответа.

Таким образом, было бы неоправданно отвергать все прочие выводы просто потому, что они не совпадают с выводами данного исследования. Мы бы ожидали от такого умелого исследователя, как Том Смит, выработки новых технологий, позволяющих получать ответы от тех групп потенциальных респондентов, которые обычно сторонятся расспросов. Полагать же, будто мусульмане, коль скоро они представлены образованными, высоко квалифицированными профессионалами, добившимися успеха в жизни, станут с той же готовностью отвечать на вопросы, с какой отвечают все прочие, значит забывать о том, что эти относительно недавние жители Америки являются, по определению Роберта Парка (Park, Robert E. 1980). «маргинальными людьми» и видимо будут оставаться таковыми несмотря на успешность их американской карьеры. Большинство мусульман, как и большинство других успешных иммигрантов, принадлежат к собственной субкультуре; то есть они взаимодействуют главным образом с такими же мусульманами, как они сами, женятся на женщинах из собственной религиозной общины и сохраняют большой интерес к происходящему в мусульманском мире в целом. Большинство из них обладают весьма ограниченным набором английских слов. И последнее: подобно многим другим американским иммигрантам, они несколько не уверены в себе, не зная, «как здесь все устроено».

МЕТОДОЛОГИЯ

За отправную точку своего исследования мы взяли перечень мечетей, подготовленный Бэгби, Перлом и Фрёле (Bagby, Ihsan, Paul M. Peri, and Bryan T. Froehle. 2001). Для обнаружения различных не входящих в этот список исламских центров, общин, мечетей и других образовательных учреждений и молелен, разбросанных по США и Канаде, и особенно для оценки размеров соответствующих территориальных единиц нами были дополнительно использованы списки адресов ряда местных, окружных, региональных и общенациональных мусульманских организаций; в их числе Исламское Общество Северной Америки (ИОСА), Исламский Круг Северной Америки (ИКСА), Исламская Миссия в Америке (ИМА); Общество Американских Мусульман (ОАМ) и Исламская Ассоциация Северной Америки (ИССА). Также дополнительным материалом послужили ежегодные отчеты общин, исторические записи, интервью со старожилами – там, где была возможность их получить. В общем и целом в ходе данного исследования было изучено шестнадцать больших и малых списков названий и адресов  исламских религиозных учреждений. Мы попытались выверить и обновить эти списки как в пределах сфер влияния больших городов, так и за их пределами; при этом мы опирались на помощь информаторов, случайно выбираемых из числа исламских активистов в различных регионах.

Изначально для данного исследования было привлечено 1550 информаторов, по 31 информатору от каждого штата, но в конечном счете эта цифра была сокращена до 1350 человек или даже меньше – до 26 информантов на штат. Примечательно, что для нахождения затерянных в «дебрях» больших городов местных мечетей были задействованы работающие таксистами или владеющие такси мусульмане больших городов (Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Вашингтона (округ Колумбия), Атланты, Детройта, Чикаго, Хьюстона и Лос-Анджелеса). Такие информаторы помогали собирать данные сразу по нескольким мечетям, заменив собой более двухсот информаторов, отпавших в ходе опроса.

Основной задачей информатора было проверить списки почтовых адресов каждого исламского учреждения и с помощью администрации этого учреждения или других заинтересованных сторон обновить списки таким образом снабдить нас правильными данными и в то же время оказать важную услугу самому исследуемому учреждению. Кроме того, данные информаторы определялись путем случайной выборки – по два имени из списка; после проверки данных о возрасте, половой и этнической принадлежности выбранных, им задавались следующие вопросы:

есть ли ваш адрес в списке какой-то  другой мечети или школы?

сколько человек реально проживают по данному адресу?

сколько среди них лиц мужского пола?

сколько лет каждому лицу мужского пола, принадлежащему к вашей семье?

сколько лет каждой из представительниц женского пола, входящих в вашу семью?

из скольких человек состояла ваша семья пять и десять лет назад?

пожалуйста, уточните профессиональную принадлежность всех членов вашей семьи, включая вас самих.

сколько членов вашей семьи считает себя (а) афроамериканцами. (б) белыми американцами, (в) латиносами, (г) арабами, (е) пакистанцами, (ж) индийцами, (з) турками, (и) иранцами, (к) африканцами, (л) другими?

В рамках данного исследования мы различали несколько типов исламской деятельности. Во-первых, Исламский центр мусульманской общины определялся нами как место организации различных видов деятельности, в число которых не входит пятиразовая ежедневная молитва и собрание на Джуму. Большинство исламских центров, помимо организации встреч и лекций, читаемых мусульманами и немусульманами, еженедельно собираются для изучения Корана, регулярно проводят совместные обеды членов общины, имеют специальные программы для женщин, проводят воскресные школы, пикники и прочие мероприятия как в помещении, так и на открытом воздухе. Данные центры – особенно те из них, которые находится в больших городах – размещены в старых зданиях, принадлежащих общине, в купленных общиной помещениях мечетей или школ или даже в отдельных квартирах, превращенных в места проведения  исламских мероприятий. Либо же они располагают специально построенными в пригородной зоне . многоцелевыми зданиями-мечетями. Теперь  большое число исламских центров, особенно в сельской местности, расположено в новых зданиях, часто построенных в мусульманском стиле – например, с куполом или минаретом. В любом случае, каждый из центров поддерживается расширяющейся и относительно процветающей мусульманской общиной и сам является свидетельством присутствия таковой на данной территории. Несомненно, в наше время исламский центр превратился в обязательную составляющую культурного ландшафта Соединенных Штатов и Канады, и это есть свидетельство того, что Ислам прижился и чувствует себя здесь хорошо.

Понятие «исламский центр» не включает в себя мечеть, которая помимо пятничной молитвы проводит пять молебнов ежедневно. Таких местных мечетей в Америке множество, особенно их много в больших городах. Обычно они не зарегистрированы и не внесены в телефонные книги. Такие мелкие учреждения обслуживают простых людей, которые - по старости, по болезни, потому что работают нерегулярно или являются вновь прибывшими – остаются дома или живут далеко от исламских центров. Такими мечетями пользуются еще временные жильцы, поденщики, таксисты, нуждающиеся в удобно расположенном месте, где можно собраться с единоверцами на время молитвы. Подобные места могут занимать подвалы крупных домов, заброшенные склады и другие невостребованные площади, которые город с радостью отдает в аренду. Большинство прошлых исследований игнорировало существование подобных местных мечетей (единственным исключением являлось The Center Finder, ныне приостановленная публикация чикагского отделения ИКСА), тем самым недооценивался, пожалуй, самый динамично развивающийся вид исламских конгрегаций

Эти местные мечети трудно разыскать, так как большинство их не имеет почтового адреса. Но их организация и содержание обходится гораздо дешевле. К тому же они гораздо удобнее крупных исламских центров. Как отмечалось ранее, мусульмане, являющиеся хозяевами или водителями такси, сыграли важную роль в деле обнаружения данных молелен.

Кроме того, в крупных городах существуют помещения, специально предназначенные для проведения пятничной молитвы. Назовем их Мусалла неполного времени – ведь такие помещения используются только раз в неделю, в Джуму, когда прихожане собираются вместе с определенное время, обычно с 12:30 до 14:00. такие места используются почти исключительно теми мусульманами, кто работает по соседству. Когда же работа не связывает их с данным местом, они могут посещать большие исламские центры города. Данные Мусалла неполного времени существовали в таких городах, как Джерси Сити (штат Нью Джерси), Спрингфилд (штат Массачусетс), Манчестер (штат Нью Гемпшир), Индиана Сити (штат Мичиган), Гэри (штат Индиана), Декатур (штат Иллинойс), Седар Рэпидс (штат Айова), Джоплин (штат Миссури), Омаха (штат Небраска), Таскон (штат Аризона), Сакраменто (штат Калифорния), играя роль дополнения к  ряду мелких мечетей, которые теряли прихожан и исчезали по мере того, как высоко мобильное мусульманское население меняло место жительства.

Сравнительно незаметную группу составляют мусульмане, ввезенные в середине XIX века по договору в качестве сельскохозяйственных рабочих из Менджаба (нынешнего Пакистана) в Британскую Колумбию. Согласно Аламу (Alam, Mahmoud. 1968), к началу ХХ века многие из этих рабочих переселились южнее и обосновались в калифорнийской долине Стоктон. Многочисленные потомки этих поселенцев все еще продолжают в жить в Стокотоне, Сакраменто и в районе залива Сан-Франциско, где они главным образом имеют собственные посреднические фирмы, рестораны, отели и закусочные.

Вторая волна массовой иммиграции, сопоставимая с той, что прокатилась по Америке в ХХ веке, начала свой рост почти сто лет назад и все еще нарастает. К моменту написания данной книги возраст ее почти достиг пятидесяти лет. Начавшись в 50-е годы, она разрослась с принятием в 1965 году свободной иммиграционной политики президента Джонсона. Новую волну отличает то, что вопреки ожиданиям  американских законодателей, данная массовая иммиграция всерьез затронула страны третьего мира, тогда как Западная Европа в целом осталась равнодушной. Например, за 80-е годы из Азии, Латинской Америки и Юго-Восточной Европы прибыло около семи миллионов иммигрантов, а из Западной Европы только полмиллиона (Rumbaut, R. 1994). Это показывает, какой взрыв пережила на этот раз иммиграция неевропейского населения в Соединенные Штаты.

Очевидно (Weeks, John R, 1989), что эта еще не закончившаяся миграция с 1970 по 2000 год увеличила население США более чем на 25 млн. иммигрантов. Удельный вес мусульман – это лишь один из аспектов той картины, которую представляет читателю предлагаемое исследование.

В каких частях Соединенных Штатов они проживают?

Иммиграция в Соединенные Штаты во второй половине ХХ века была обусловлена не только открытой (хоть и кратковременной) иммиграционной политикой  администрации Джонсона. Одновременно разрешение на въезд в США на протяжении всей второй половины ХХ века имели и имеют политические иммигранты и личности практически со всего мира, нуждающиеся в политическом убежище. Хотя каждый год въезд разрешается 650 тысячам иммигрантам, на протяжении первой половины ХХ века Соединенные Штаты дополнительно приняли 600 тыс. беженцев (Weeks, John R, 1989: 252). Как уже было сказано, вполне возможно, что большинство этих беженцев были выходцами из стран, где мусульмане составляют большинство. К тому же существенно возросло количество выдаваемых разрешений на работу в стране (в большинстве случаев эти визы могли быть впоследствии заменены на статус иммигранта, а потом и на американское гражданство) – особенно высококвалифицированным специалистам, приезжающих в основном из стран третьего мира – в основном из Индии, в подавляющем большинстве представленной мусульманским населением (оно составляет почти 150 млн. человек).

Однако, более полмиллиона иммигрантов, получивших въездные визы, прямо или косвенно связаны с открытой иммиграционной политикой администрации Джонсона, проводимой в конце 60-х годов. За пять лет до окончания этого десятилетия данная политика, прежде чем она была торопливо отменена в 1970 году, в правление Никсона, увеличила население страны, разрешив въезд немногим более трех миллионов иммигрантов (Weeks, John R, 1989: 205).

Таким образом, 60-е годы можно рассматривать в качестве поворотного пункта в демографической истории мусульман Северной Америки. Никогда раньше мусульманам не разрешалось въезжать в Соединенные Штаты и Канаду в таких огромных количествах, таким непрерывным потоком и на протяжении столь длительного времени (с того времени по настоящий момент прошло почти четыре десятилетия, а иммиграция все еще продолжается).

Вследствие этого мусульманское присутствие в соединенных Штатах и Канаде быстро становится все заметнее. Например, в 60-е годы в университете штата Миннесота в районе Миннеаполиса и Сент-Пола было всего 150 студентов-мусульман, а о численности не учащихся мусульман было ничего неизвестно. В 2000 году в том же университете было свыше трех сотен студентов-мусульман, а в городах-близнецах и окружающих их окрестностях – около 2 тысяч мусульманских семей. Подобно большинству других новых иммигрантов и многим афроамериканцам, большинство мусульман предпочитает жить в больших городах – таких как Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Чикаго, Детройт, Филадельфия, Хьюстон, Бостон, Даллас, Сент-Луис, Атланта и Вашингтон (округ Колумбия) -  или их окрестностях. Более того, проведенный в августе 2002 года телефонный экспресс-опрос пятнадцати случайно выбранных городов с населением свыше ста тысяч человек показывает, что в каждом из них есть по крайней мере один исламский центр и две местные мечети. Это говорит о том. что в Соединенных Штатах мусульмане – как коренные, так и иммигранты – в основном являются горожанами.

Кроме того, в последнее время все больше мусульман появляется уже и в мелких городках. В 1970 году в городе Ютика (штат Нью-Йорк) с населением 50 тыс. человек было менее десяти мусульманских семей. К 2002 году их численность возросла примерно до 250 семей (интервью с д-ром М. Омаром, Ютика, Нью-Йорк). К тому же в 2000 году, по данным Центра ресурсов для беженцев в Моуок Вэлли, в Ютике проживало более тысячи боснийцев (Hassett, Kelly. 2002).

Экспресс-сверка членских списков ИОСА, а также Общества Американских Мусулуьман (ОАМ), крупнейшего общества мусульман- афроамериканцев, показывает, что мусульмане-профессионалы – доктора, преподаватели, инженеры, компьютерщики, представители мелкого бизнеса – начала менять места проживания, переселяясь в средние и малые города, такие как Манси (штат Индиана), Кортленд (штат Нью-Йорк), Уинона (штат Миннесота), Эдмунд (штат Оклахома); Уэйко (штат Техас), Пулман (штат Вашингтон) и Панама Сити (штат Флорида). Данное переселение мусульман из районов главных городов в мелкие городки и поселки не только показывает, с какой легкостью отдельные мусульмане и мусульманские семьи способны оседать в провинциальной Америке. Оно также отражает растущий спрос на их таланты во всех частях континента.

Не все из таких переселяющихся мусульман являются новыми иммигрантами или их потомками. В таких городках как Лакуана(штат Нью-Йорк), Дирборн (штат Мичиган), Гэри (штат Индиана) и Сидар-Рапидс (штат Айова) проживают мусульмане второго и даже третьего поколения, родители и деды которых работали на сталелитейных заводах, в сельском хозяйстве, импорте-экспорте, недвижимости и пищевой промышленности.

Аналогичным образом, мусульмане-афроамериканцы, сконцентрировавшиеся главным образом в больших городах, в недавние годы расти распространяться по сравнительно мелким местечкам, таким как Пеория (штат Иллинойс), Йорк (штат Пенсильвания), Понка Сити (штат Оклахома); Джоплин (штат Миссури); Тастин (штат Калифорния) и Гэри (штат Индиана). Они учредили собственные мечети либо в сотрудничестве с другими мечетями или исламскими центрами своих городков и местностей, либо в дополнение к ним.

Сколько и где?

Согласно нашим оценкам, сделанным в рамках данного проекта, в Соединенных Штатах в настоящее время проживают 5 млн. 745 тыс. 100 мусульман – мужчин и женщин всех возрастов. Из них только 3 млн. 953 тыс. 651 человек или около 69 % были рождены здесь в качестве натурализованных граждан. Из прочих 1 млн. 321 тыс. 011 человек или 23 % являются легальными иммигрантами. Остаются иностранные студенты и обладатели профессиональных и деловых виз. Нам удалось обнаружить 1751 исламский институт. Однако, из-за недоступности или неготовности некоторых списков адресов нам удалось получить информацию только о 1510 (то есть 87 %) из них. Из этого числа 801 учреждение (53 %) явились исламскими центрами; 194 (13 %) мечетями местного значения, а 101 (7 %) – Мусалла; 199 (13 %) – школы с полной занятостью и 215 (14 %) – Общества Американских мусульман. Из них 437 или 29 % управлялись выходцами из арабских стран; 392 (около 26 %) находятся под управлением главным образом мусульман-афроамериканцев; в 379 (около 25 %) – под управлением мусульман-южноазиатов. Мечети или Мусалла, которыми управляют ОАМ и в которых учится 187015 студентов (включая иностранных студентов), охватывают менее 3 % всего мусульманского населения страны. Это типично мультиэтнические заведения. Остальные учреждения функционируют под руководством разных национальностей, в том числе турок, боснийцев, малайцев и выходцев из Сомали.

В целом мы зафиксировали свыше повторяющихся 14 тыс. 487 имен. Большинство повторений было замечено в списках Мусалла, куда люди приходят по большей части только на Джуму или для пятничной молитвы. Общее число мусульман, связанных с любыми из исламских учреждений составляет, согласно данному исследованию, 1 млн. 149 тыс. 100 человек, а это означает, что в среднем на учреждение приходится по 766 человек.

Таблица 11.1 Концентрация мусульманского населения

Штат

Численность исламских институтов

Население

Нью-Йорк

126

579,152

Иллинойс

112

381,155

Калифорния

143

310,538*

Нью Джерси

105

208,210

Пенсильвания

61

281,455

Мичиган

51

272,380

Массачусетс

48

272,273

Мериленд

25

251,185

Техас

63

211,031

Джорджия

25

121,379

Флорида

15

105,101

Всего

774

2,993,859

*Данные о двух исламских центрах и одиннадцати мечетях были утрачены. Соответствующие цифры были рассчитаны по методу восстановления утраченных данных.

Далее, наши информаторы собрали сведения о 2,852 семей путем случайной выборки из списков почтовых адресов. Из них мы также случайной выборкой отобрали 1,000 семей. Наши вычисления показывают, что средний размер мусульманской семьи, связанной с перечисленными учреждениями – это несколько больше пяти человек.

Данные исламские институты распределены по США отнюдь не равномерно. Мы выяснили, что 774 места отправления религиозного культа, а это немного более 50 % молелен, вмещающие почти три миллиона мусульман, размещены всего лишь в 11 штатах (см. таблицу 11.1), и в каждом из этих 11 штатов в среднем проживает около 260 тыс. мусульман. Поэтому в каждом из оставшихся сорока одного штата проживает около семидесяти тысяч мусульман. Большинство из названных одиннадцати штатов с относительно высокой плотностью проживания мусульман (Нью-Йорк, Нью Джерси, Пенсильвания, Массачусетс, Мериленд, Джорджия и Флорида) расположены на Восточном побережье. Три из них (Иллинойс, Техас и Мичиган) расположены на Среднем Западе. И все они, за исключением двух, (Техас и Калифорния) находятся к востоку от реки Миссисипи. На Западном побережье расположена лишь Калифорния, обладающая максимальным числом исламских учреждений.

Размеры и структура семей

Из общего числа семей, приближающегося к 1 миллиону, нашим информаторам удалось собрать большую часть требуемой информации у 2852 семей. Из-за нехватки времени для дальнейшего анализа мы, как уже говорилось, путем случайной выборки оставили 1 тысячу семей из этого числа. Мы установили, что средний размер мусульманской семьи составляет 5,5 человек, включая как всех взрослых, так и младших членов семей обоих полов, проживающих по тому же адресу и с тем же телефоном (из них 710 или 70 % имели более одного телефона или, по крайней мере, один сотовый телефон)

Таблица 11.2. Половой/возрастной состав опрошенного населения

Мужчины

Женщины

Всего

Возраст

Число

Процент

Число

Процент

Число

Процент

Соотношение  полов*

1-20

658

51

630

49

1,288

25

104

21-40

532

48

585

52

1,117

22

92

41-60

739

50

746

50

1,485

29

100

61-80

562

50

558

50

1,120

22

101

80+

64

58

46

42

110

2

152

Всего

2,555

50

2,565

50

5,120

100

100

*Округлено в сторону ближайшего целого числа.

Так как многие из наших респондентов не помнят или не хотят сообщать настоящий возраст их иждивенцев, мы пользовались более широкими, чем обычно (двадцатилетними), возрастными категориями (таблица 11.2). Таблица 11.2, представляющая исламское население Соединенных Штатов в целом, отражает профиль недавно прибывших иммигрантов, наибольшая концентрация которых (54 %) наблюдается в категориях трудоспособного возраста (от 20 до 60 лет). Однако, наблюдается тенденция к омоложению иммиграции (возраст 25 % прибывших ниже 20 лет). Таблица 11.2 показывает также наличие значительного числа лиц предпенсионного и пенсионного возраста. Видимо, данная тенденция обнаружилась благодаря предпринятому нами более широкому, чем обычно, возрастному охвату. Более точные подсчеты могли бы показать, что большинство лиц, подпадающих под предельную категорию, ближе к ее нижней (60-летней), а не верхней (80-летней) границе.

Таблица 11.2 также, что в Соединенных Штатах проживает почти равное число мусульман и мусульманок, если использовать округленные значения (число мужчин на сотню женщин) в процентном выражении; однако, при более внимательном подходе оказывается, что общее число женщин слегка превышает общее число мужчин. Хотя в ранневозрастных категориях мужчины явно имеют явный перевес над женщинами, (один к двадцати), в двух следующих возрастных категориях, если соединить их вместе, женщины начинают численно перевешивать мужчин (в совокупности соотношение полов дает 96 %). Однако, при объединении двух следующих возрастных категорий обнаруживается, что в мусульманских семьях дедушек значительно больше, чем бабушек (соотношение полов здесь 126 %), то есть на 126 мужчин преклонного возраста приходится 100 женщин.

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ

В Соединенных Штатах мусульмане с точки зрения их этнической принадлежности представляют собой в высшей степени разнообразную популяцию. Ведь данный этнический состав мусульманского населения отражает весь ход распространения Ислама по миру на протяжении четырнадцати веков.

Крупнейшую группу в нашем исследовании (около 32 %) составляют люди арабского происхождения. В целом этот процент выражается в цифре 1,8 млн. арабов, включая их потомков первого и второго поколения. За ними следуют американские мусульмане (главным образом, афроамериканцы) с 29 %, составляющие 1,7 млн. человек. Вплотную вслед за ними идут южноазиаты (из Пакистана, Индии, Бангладеш, Цейлона, Афганистана и Мальдивов) с 28,9 %, составляющие 1,6 млн. человек. Далее следуют турки с 5 % (около 290 тыс. человек) и иранцы с боснийцами с 2 % (115 тыс. человек). На последнем месте по численности находятся косовары, малайцы, индонезийцы и другие.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ

Из таблицы 11.2 явствует, что 2,602 человека или 51 % всех мусульман находятся в трудоспособном возрасте. Некоторые трудящиеся видимо выпали из подсчета, так как относятся к возрастной категории 61-80 летних, а в этой категории пенсионерами являются не все. Аналогичным образом, некоторые из работающих полное время не фигурируют в возрастной категории 1-20. А если так, то можно считать, что мы установили источник невидимых работников, так как в нашей выборке мы обнаружили, что полное время заняты на работе 3100 наших респондентов (см. таблицу 11.3).

Как видно из таблицы, профессиональное распределение занятости мусульман говорит о высоком уровне их образования и доходов. Большинство (86 %) принадлежит к трем видам профессий: инженерия и электроника, компьютеры и обработка данных, медицина и связанные с ней профессии.

Таблица 11.3. Мусульмане мужчины и женщины в различных профессиях*

Мужчины

Женщины

Всего

Профессия

N

%

N

%

N

%

Инженерия/электроника

866

28

744

24

1,610

52

Компьютеры/обработка

435

14

371

12

806

26

данных

Медицина/врачи

122

4

126

4

248

8

и другие

Бизнес/Финансы

125

4

92

3

217

7

Предпринимательство

94

3

60

2

154

5

Профессора

19

0.6

12

0.4

31

1

Учителя, имамы

Юристы/полицейские/политики

13

0.4

6

0.2

19

0.6

Прочие

9

0.3

6

0.2

15

0.5

Всего

1,683

54

1,417

46

3,100

100

*Проценты округлены в сторону ближайшего целого числа

Преподавание и правоведение не относятся к числу излюбленных профессий мусульман. Достаточное число их работает в области бизнеса и финансов (7 %), кое-кто (5 %) имеет свое дело. В категории «прочие» находятся такие профессии, как журналист, социальный работник, таксист, продавец автомобилей.

Обращает на себя внимание относительная заметность женщин в категории полной занятости, особенно когда речь идет об элитарных профессиях (40 %). И все же соотношение полов в структуре рабочей силы в пользу мужчин (119 мужчин на 100 женщин). Из этого можно сделать вывод, что кое-кто из женщин-мусульманок является домохозяйками.

ТЕМПЫ РОСТА

В некоторых исламских центрах попытки найти списки адресов прихожан дали либо ненадежные, либо слишком скупые данные, что не давало возможности делать на их основе какие-либо обобщения. Кроме того из-за отсутствия у нас данных о темпах рождаемости, уровне смертности , миграции и обращения в Ислам, прирост мусульманского населения нам приходилось оценивать главным образом исходя из свидетельств наших респондентов. Однако, надежную информацию об изучаемых семьях мы могли получить только за последние пять лет. Таблица 11.4 показывает, что из тысячи семей, существовавших в 2000 году, 32 в 1999 году не существовало аналогично, в 1995 году из этих семей существовало только 855, а это означает, что за пятилетний период имел место 30-процентный прирост.

Из таблицы явствует также, что по мере возрастания численности мусульманских семей увеличивалось и мусульманское население страны. При существовавших в 1995 году 855 семьях общая численность мусульманского населения равнялась 4,260 человек, таким образом, на каждую семью в среднем приходилось по 5 человек. Их численность росла средними темпами 3 % в год, составив, по опросу 2000 года, прирост в 4,936 человек на 1 тыс. семей. При сохранении таких темпов нынешнее население обещает удвоиться за менее чем 20 лет. Таким образом, беря на себя определенный риск, можно сказать, что при отсутствии серьезных вмешательств в процесс вскоре после 2020 года мусульманское население существенно превысит 11,5 млн. человек, то есть более чем на 3 % превысит темпы увеличения численности нации в целом.

Таблица 11.4. Темпы прироста мусульманского населения Америки

Год

Число семей

Общая численность населения

Темпы прироста*

1995

855

4260

-

1996

877

4385

3

1997

883

4416

3

1998

929

4646

4

1999

968

4836

2

2000

1000

4936

3

*Округлено в сторону ближайшего целого числа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возможно, когда-нибудь в переписи населения США появится пункт о конфессиональной принадлежности граждан, ибо американский конфессиональный ландшафт претерпевает радикальные изменения, особенно с 70-х годов ХХ века. Население Америки, уже успевшее привыкнуть в иммигрантам из европейских стран, теперь становится свидетелем лавинообразного притока людей из стран третьего мира. За каких-нибудь два десятилетия, прошедшие после принятия в 1965 году нового иммиграционного законодательства, лидерами иммиграционного процесса стали азиаты (их прибывает 48 %), за ними следуют латиноамериканцы (35 %), и вместе они составляют 80 % всех прибывающих в США иммигрантов (Bouvier, Leon F., and Robert W. Gardner. 1986: 17).

Данные новые иммигранты породили ранее невиданное в Соединенных Штатах конфессиональное разнообразие. В наши дни не редкость встретить американца, который наряду с традиционным протестантским, католическим или иудейским вероисповеданием, придерживается еще и таких религий, как ислам, буддизм, индуизм, сикхизм, даосизм, бахаизм и ряд других ранее неизвестных религий. Помимо того, что вся эта религиозная мозаика привлекает к себе чисто исследовательский интерес, она имеет также огромное политико-экономическое значение.

Среди этих новых для Америки религий ислам, как нам представляется, притягивает к себе особое внимание, он особо пристально рассматривается учеными. В числе вопросов, которые помогает осветить данная глава, - вывод о том, что существующая перепись населения далека от совершенства, и то население, которое в нее не попало, средствами данной переписи учесть едва ли возможно – во всяком случае, сделать это очень трудно. Ни один из имеющихся альтернативных методов также не совершенен. Так, если попытки действовать наугад способны нести на себе субъективистский крен и грешить селективностью восприятия, то перепись населения, будучи самой точной из всех возможных попыток установить численность населения, очевидно, не учитывает все население. И даже перепись населения США не является исключением из этого правила.

Таким образом, если вывод о том, что мусульманское население составляет 10 млн. человек, выглядит беспочвенным, то и подсчеты противоположного толка, определяющие численность мусульман в коридоре между 1,9 и 2, 8 млн. человек, также являются неубедительными. Думать так заставляют следующие простые соображения. Возьмем наибольшее из данных двух значений и округлим его до ближайшего целого числа; получится три миллиона. Если принять это число за верное, то какую часть его должны составлять мусульмане, родившиеся вне родины? Если мы примем, что из данных трех млн. мусульман в этой стране родился миллион человек (это коренные мусульмане плюс те, кто родился в Америке от иммигрантов) – а это будет резким превышением действительной цифры – то на мусульман-иммигрантов остается только 2 млн. Принимая же во внимание тот факт, что с 60-х годов Соединенные Штат разрешили въезд в страну тридцати миллионам иммигрантов, данная цифра, которая составляет менее 7 % от общей численности въехавших в страну с 60-х годов, выглядит слишком ничтожной, особенно если учесть, что из Азии, материка с самым многочисленным мусульманским населением, иммиграция идет главным образом в Соединенные Штаты. Если же мы решим, что из этих 3 млн. мусульман в Америке родилась половина – 1,5 млн. человек – тогда процент мусульман-иммигрантов уменьшится до каких-нибудь 5 % от общего объема миграции в Соединенные Штаты за весь рассматриваемый период. Утверждать подобное – это все равно что говорить, что хотя народы всего развивающегося мира ищут возможности попасть в Соединенные Штаты, мусульманские народы во всем мире хранят привязанность к своей родине. Данная тавтология ничего не подтверждает. Большинство мусульман в мире живут в условиях самых суровых диктатур и преследований; а вопреки представлениям многих людей, мусульмане принадлежат к числу наиболее грамотных людей третьего мира и потому им может быть более других известно об ожидающих их в Соединенных Штатах радужных перспективах.

Наши данные свидетельствуют о том, что в настоящее время в Соединенных Штатах проживает никак не меньше 5 млн. 745 тыс. 100 мусульман и мусульманок всех возрастов. Однако, мы не удивимся, если и эта цифра окажется заниженной, пусть даже нам не известно, насколько заниженной. Как уже говорилось, мы получили информацию только от 1510, то есть от 86 % из 1751 исламского учреждения по причине беспорядка в ведении списков адресов с утратой некоторых из них. Эта нехватка информации могла существенно снизить реальные показатели. За этот недостаток наших подсчетов отвечают не перечисленные нами ОАМ, а ряд исламских центров, разбросанных по  мелким городкам, да несколько мечетей, предназначенных для обслуживания ближайшего окружения. Кроме того, можно с уверенностью утверждать, что не все мусульманские семьи учтены в списках адресов, принадлежащих данным учреждениям. К тому же в это исследование невозможно было включить мусульман, находящихся в местах лишения свободы. И еще мы подозреваем, что учли не все ОАМ, а это должно было привести к радикальной недооценке количества студентов-мусульман, проживающих в кампусах колледжей.

И наконец, большое число мусульман, принадлежащих к несуннитским сектам, также ускользнуло от нашего внимания, так как подавляющее большинство их редко участвуют в суннитских организациях. Согласно последним оценкам, Шиитская община Америки насчитывает 157 тыс. 238 семей (Hussein, Adil S. 2002). Если средняя численность членов их семей также составляет порядка 5 человек, то общее число шиитов может приближаться к 786 тысячам. Таким образом, общая численность мусульман в Соединенных Штатах способна намного превосходить названную нами цифру.

Помимо двух главных названных сект Ислама, представленных в Соединенных Штатах, есть еще много других, также называющих себя мусульманами. Таковы, например, ахмедиты, разновидность суннитов, агаханиты, ответвление шиитов, нарушившие каноны Ислама, но все же причисляющие себя к мусульманам. К тому же в свой отчет мы не могли включить последователей Нации Ислама, руководимой Луисом Фарраханом, заявившим о своей принадлежности к ортодоксальной (видимо, суннитской) версии Ислама вскоре после того, как нами была начата работа над данным проектом. Поэтому многое говорит о том, что наши выводы относительно численности мусульман в Соединенных Штатах ближе к тем, которые сделал Бэгби и его коллеги (Bagby, Ihsan, Paul M. Peri, and Bryan T. Froehle. 2001), нежели к выводам Смита (Smith, Tom W. 2001).

ПРИМЕЧАНИЕ

Данное исследование стало возможным благодаря частичному финансированию проекта грантами научно-исследовательского института при университете «Восток-Запад».

ЛИТЕРАТУРА

Alam, Mahmoud. 1968. "Muslim Organizations in America." Paper presented at the Sixth Annual 1968 Convention of Muslim Students Association of U.S. and Canada, Green Lakes, Wisconsin.

Austin, Alien D. 1984. African Muslims in Ante-Bellum America: A Source Book. New York: Garland.

Bagby, Ihsan, Paul M. Peri, and Bryan T. Froehle. 2001. The Mosque in America: A rational Portrait. Washington, D.C.: Council for American-Islamic Relations.

Ba-Yunus, Ilyas, 1997. "Muslims of Illinois: A Demographic Report." East West Review (Summer), Special Supplement-

Ba-Yunus, Ilyas, and M. Moin Siddiqui. 1998. A Report on Muslim Population in the United Stales of America. New York: Center for American Muslim Research and Information.

Bouvier, Leon F., and Robert W. Gardner. 1986. "Immigration to the U.S.: The Unfinished Story," Population Bulletin 41, no. 4 (November).

Davidson, Basil. 1959. Lost Cities of Africa. Boston: Little, Brown.

The Economist. 2002. "A Year of Living Nervously." September 17, pp. 29-30.

Ghayur, Arif. 1981, "Muslims in the United States: Settlers and Visitors." Annals of the American Academy of Social and Political Sciences 454 (March).

Goldman, Ari. 1991. "Portrait of Religion in U.S. Holds Dozens of Surprises." New York Times, April 10.

Haddad. Yvonne. 1986. "Muslims in America." Muslim World 76, no. 2,

Haley, Alex. 1976. Roots. New York: Doubleday,

Hassett, Kelly. 2002. "E. Utica Becomes a Heaven for Bosnians." Observer-Dispatch.

Herberg, Will. 1955, Protestant-Catholic-Jew. Garden City, N.Y.: Doubleday.

Hussein, Adil S. 2002. Shia Muslims in America. Annual report of the Shia Institute. Toronto: Shia Institute.

Isbister, John. 1996. Immigration Debate. West Hartford, Conn.: Kumarian,

Kosmin, Barry. 1989. Research Report: The National Survey of Religious Identifications. New York: City University of New York Graduate School and University Center.

Mehdi, Beverlee T. 1978- The Arabs in America, 1492-1977. New York: Oceana.

Newland, Kathleen. 1979, International Migration: The Search for Work. Washington, D.C: Worldwatch Institute.

Nyang, Sulayman S. 1999. Islam in the United States of America. Chicago: ABC International Group.

Oatling, Richard N. 1988. "Americans Facing toward Mecca." Time, March 23

Park, Robert E. 1980. "Human Migration and the Marginal Man." American Journal of Sociology 33: 881-93.

Phillip, Thomas. 1980. "Muslims." In The Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups, ed. Stephen Rhornstorm. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

Poston, Larry. 1992. Islamic Dawah in the West. New York: Pantheon.

Quick, Abdullah H. 1996. Deeper Roots of Muslims in the Americas and the Caribbean from before Columbus to the Present. Boston: Tana.

Rumbaut, R. 1994. "Origins and Destinies; Immigration to the United States since WW II." Sociological Forum 9, no. 4.

Sertima, Ivan Van. 1976- They Came before Columbus. New York: Random House.

Smith, Tom W. 2001. "Estimating the Muslim Population in the United States." Unpublished report. Chicago: National Opinion Research Center, University of Chicago.

Stone, Carol. 1991. "Estimate of Muslims Living in America." In Muslims in America, ed. Yvonne Haddad. New York: Oxford University Press.

Weeks, John R, 1989. Population: An Introduction to Concepts and Issues. 4th ed. Belmont, Calif.: Wadsworth.

Weeks, John R., and M. Moin Siddiqui, 1993. The Muslim Population of the United States: A Pilot Project. San Diego, Calif.: International Population Center, San Diego State University.

Wiener, Lee. 1922. Africa and the Discovery of America. Philadelphia: Innes.



[1] Картофельный  голод имел место в Ирландии в 1845-1849 гг. вследствие массовой гибели посадок картофеля, пораженного фитофторозом. – Прим. перев.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель