Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Глава 12

МЕЧЕТЬ И ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО АМЕРИКИ

Ихсан Бэгби

В данной главе исследуются взаимосвязь между американскими мечетями и публичным пространством Америки; с этой целью анализируется отношение мечети к участию мусульман в жизни [светского] сообщества и ее вовлеченность в эту жизнь. В данном контексте, говоря о вовлеченности общины, мы имеем в виду отношение общины к социальной работе, особенно той ее части, которая находится вне сферы компетенции мечети, а говоря о внешней деятельности, мы имеем в виду деятельность в рамках местных конфессиональных объединений, школ и СМИ. Главный вопрос, возникающий при рассмотрении отношения мечети к публичному пространству, является вопрос о том, идут ли мечети по пути самоизоляции от доминирующей американской культуры, по пути сопротивления этой культуре, или по пути вовлечения и приспособления. Логическая корреляция здесь следующая: если мечети желают быть причастными к жизни местного [светского] сообщества, они скорее всего изберут стратегию вовлеченности и приспособления, а не стратегию самоизоляции и противостояния. После 11 сентября вопрос о том, какое направление изберут мечети, приобрел немалое значение – особенно в аспекте религиозные инициатив, нацеленных на вовлечение религиозных групп в социальную работу под эгидой государства.

Данный вопрос можно сформулировать и в терминах социологической дискуссии, касающейся типологии церквей и сект. Начиная с Макса Вебера (Weber, Max. 1946) и его ученика Эрнста Трёльча (Troeltsch, Ernst. 1931), социологи пишут о таком типе религиозной группы, который противится интеграции в наличный социальный строй и стремится установить собственную субкультуру; такая группа получает определение секты. Другой тип религиозной группы приветствует доминирующую культуру и приспосабливает к культурным нормам общества собственное религиозное бытие; такая группа называется церковь (Dynes, Russell R. 1955; Johnson, Benton. 19б3; O'Dea, Thomas F. 1966). Старк и Бейнбридж (Stark, Rodney, and William Sims Bainbridge. 1985) описывают типологию церкви-секты в терминах плавного перехода одного в другое, при этом роль операциональной переменной играет степень напряженности между религиозной группой и доминирующей культурой (например, напряженности, возникающей вследствие демонстрируемых той или другой стороной принятия или отторжения). Согласно данной теории, чем больше напряженность, тем сильнее выражен сектантский характер группы; чем меньше напряженность, тем слабее сектантские импульсы внутри группы. Группы с наивысшей напряженностью воздвигают вокруг своей общины самые высокие стены, группы, испытывающие умеренную напряженность, создают видимые, но не чрезмерные преграды, а группы с низкой напряженностью имеют лишь пару-другую демаркационных линий.

Иммигрантские религиозные группы, такие как католики в XIX веке, часто испытывают напряженность в отношениях с доминирующей группой и в результате начинают формировать в себе «сектантские» черты. Католики указанного периода, противостоящие самодовольной англо-протестантской культуре, противодействовали «американизации» и предпочли установить собственные школы (Stark, Rodney, and William Sims Bainbridge. 1985: 65; Leckie, Robert. 1970; I.inkh, Richard M. 1975). Многие христианские фундаменталистские и евангелические группы чувствуют напряженность в отношениях с господствующим обществом и демонстрируют сектантское поведение, о чем свидетельствует их нежелание заражаться от «мира» и незаинтересованность их в жизни сообщества (Hunter, James Davison. 1983: 68; Arnmerman, Nancy Tatom. 1987). Поэтому вовлеченность вне религиозной группы не является общей характеристикой группы, испытывающей сильную напряженность – группы, отрицающей собственное социальное окружение.

Насколько прочна перегородка, которой мечеть отгораживает себя от господствующего общества? Какое место занимают мечети на шкале, крайними отметками которой являются церковь и секта? В данной главе не ставится цель дать исчерпывающий ответ на эти вопросы; но рассмотрение степени вовлеченности мечети в дела сообщества способно дать определенное представление о том, каким может быть ответ на данный вопрос. Степень вовлеченности мечети в публичное пространство дает ясное представление о том, стремится ли мечеть к существованию в состоянии сектантской изоляции или же ее цель – перейти на уровень церковного бытия, отмеченного положительным отношением к доминирующей культуре и вовлеченностью в нее.

Используемые в этой главе данные взяты из книги Мечеть в Америке: портрет в национальном контексте (Bagby, I., P. Peri, and B. Froehle, 2001. The Mosque in America: A National Portrait. Washington, D.C.: Council on American-Islamic Relations), представляющей собой всестороннее исследование мечетей; оно основано на телефонных опросах 416 мусульманских лидеров, список которых был составлен в результате случайной выборки из общего списка, в котором числятся 1209 мечетей. Исследование «Мечеть в Америке», проведенное в 2000 году, было частью СВС (Сообщества Веры Сегодня) (2001) – более общего исследования всех религиозных конгрегаций, координируемого семинарией в Хартфорде. В этой главе использовались также комментарии респондентов, сделанные ими как в процессе опроса, так и комментарии, сделанные позже, во время интервью, проведенных после 11 сентября с девятью руководителями мечетей.

Использованные данные позволяют прийти к выводу, что руководители мечетей в Соединенных Штатах почти единогласно соглашаются с мыслью о том, что мусульмане должны быть вовлечены в жизнь американского общества. Ясно также, что мечети активно участвуют в предоставлении своей общине различных услуг и во внешней деятельности; это в первую очередь касается афроамериканских мечетей и в меньшей – иммигрантских. Фактически, как показало исследование СВС, общий уровень участия мечетей аналогичен уровню участия других религиозных конгрегаций США. Однако, планирование мечетями мероприятий по оказанию социальных услуг и внешней деятельности все еще находится на зачаточной стадии развития, отражением чего и является узость спектра их деятельности и отсутствие институциональной инфраструктуры.

ОТНОШЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МЕЧЕТЕЙ К ВОВЛЕЧЕННОСТИ

Стремление мечетей быть вовлеченными в американское публичное пространство решающим образом проявилось в отношении к данному вопросу руководителей мечетей. У руководителей мечетей спросили, согласны ли они с утверждением: «Мусульманам следует участвовать в деятельности американских институтов». Их ответы на данный вопрос отражены в Таблице 12.1.

Практически единодушны (96 %) были они в том, что руководители мечетей желали бы видеть мусульман вовлеченными в жизнь американского общества – они не могут представить себе своей общины живущей в изоляции от американского общества. Джавид Ахтер, мусульманский лидер из Чикаго, так выражает свое отношение к этому вопросу:

«Они должны противостоять понятной тенденции к самоизоляции, избегать добровольного заточения за стенами мечетей и исламских центров. Кроме того, если они самоизолируются, они сами себя загонят в гетто. Они не могут игнорировать окружающие их проблемы в надежде, что те не затронут их.

Мусульмане должны помнить заповедь и быть людьми знающими, сострадающими и терпеливыми и стремиться к позитивным изменениями в той общине, в которой они живут.» (Husain, Asad, John Woods, and Javeed Akhter. 1996: 81)

Если процитировать высказывания руководителей мечетей, то их представления об участии в американских институтах описываются ими через следующие виды деятельности: (1) социальные услуги и деятельность на благо общины, которая может выражаться в участии в программах по борьбе с наркоманией, преступностью, в обеспечении едой голодающих и т.д.; (2) участие в деятельности СМИ, церквей и образовательных учреждений в целью улучшения имиджа Ислама.

К тому чтобы защищать идею вовлеченности общины руководителей мечети подталкивает глубокая религиозность, заложенная в настояниях Корана о важности совершения благих дел (2:82), сотрудничества с другими в правом деле (5:3), утверждения добра и запрета зла (3:110), защиты слабых (107:2), кормления голодных (76:8-9), изъявления доброты к нуждающимся (4:36) и отстаивания справедливости (4:135). В числе других мотивировок – заповедь Бога приглашать других людей принять Ислам (41:33-34) и современная потребность улучшать имидж Ислама и защищать права мусульман.

Таблица 12.1. Ответы на утверждение «Мусульман следует вовлекать в работу американских институтов»

Ответ

Проценты

Целиком согласен

77

Отчасти согласен

19

Отчасти не согласен

2

Полностью не согласен

2

Ответ «не знаю» был исключен из процентного соотношения

Более трех четвертей (77 %) руководителей мечетей «целиком согласны» с мыслью о том, что мусульмане должны быть вовлечены в американские институты. Один из руководителей пояснил: «Для нас вовлеченность общины является приоритетной задачей. Этого хочет большинство наших людей. Мы должны показать нашу общину соседям для того чтобы улучшить их представление о мусульманах. Мы хотим быть вовлечены в тех сферах, которые более всего касаются нашей общины – в образовании, борьбе с наркоманией, абортами, азартными играми. Мы хотим сотрудничать с другими людьми». Один из лидеров афроамериканцев поделился следующими размышлениями: «Как может позволить масджид (мечеть для местных жителей) существование вблизи него наркотиков и проституции? Одно несовместимо с другим. Порой приходится видеть, что церкви на замке, а вокруг них творятся всякие безобразия. Мусульмане должны очищать ту местность, где живут.»

Те, кто «согласны отчасти», чаще всего поясняют собственный ответ в терминах приоритетности. Они согласны с тем, что вовлеченность общины есть благо, но не относят его к главным благам. Один из руководителей сетовал: «Наш масджид полностью поглощен делами своей школы, у нас не остается сил ни на что другое.»

Те немногие руководители, кто «отчасти» или «полностью не согласны» с данным утверждением, либо не относят его к приоритетным задачам мусульман, либо считают, что вовлеченность в дела общества предполагает связи с правительством или участие в межконфессиональной деятельности. Работа же с правительством или с другими конфессиями такими руководителями если не прямо запрещается, то не приветствуется. Один руководитель так прокомментировал ситуацию в собственной мечети: «Члены нашего совета по исламскому праву колеблются по вопросу о том, подавать ли милостыню бездомным немусульманам, когда существуют страдающие мусульмане, а также мусульмане в мусульманских странах, живущие в еще большей нужде.» Другой руководитель ответил: «Мы просто не верим в межконфессиональное сотрудничество. Все, что мы можем, это сказать им чтобы они стали мусульманами.»

Для анализа данных ответов следует использовать ряд переменных. Одной из наиболее важных переменных является этническая принадлежность. В мечетях США как правило преобладает одна из трех этнических групп: афроамериканцы, выходцы из Южной Азии и арабы. Наличие большого числа мусульман-афроамериканцев означает,

Таблица 12.2 Распределение мечетей по признаку господствующей этнической группы

Этнические группы

Проценты

Выходцы из Южной Азии

28

Афроамериканцы

27

Арабы

15

Равное количество арабов и южноазиатов

16

Прочие комбинации

14

 

Примечание: доминирующие группы рассчитаны следующим образом: 35-39 % всех участников в группе, где прочие участники составляют менее 20 %; 40-49 % в одной группе, где все прочие – меньше 30 %; 50-59 % в одной группе, где все остальные меньше 40 %; 55 % в любой группе. Смешанные группы рассчитывались как две группы с минимальным 30 % участием в каждой.

что мусульманский подход к Америке формируется не только иммигрантами. Между иммигрантами и афроамериканцами имеются явные расхождения во мнениях, а так как руководители мечетей не совсем изолированы друг от друга в собственных этнических анклавах, влияние этих расхождений и их последствия ощутимы в рамках всего мусульманского сообщества.

Если говорить об этническом подходе, то мечети с преобладанием арабов демонстрируют большую вовлеченность, чем мечети, принадлежащие любой другой этнической группе – уровень поддержки здесь  составляет 90 % против 80 % у выходцев из Южной Азии и 73 % - у афроамериканцев (Таблица 12.3). Арабские мечети явно более настроены на общение с окружением, чем все прочие мечети.

При более внимательном рассмотрении афроамериканских мечетей становится очевидным разительное отличие мечетей, принадлежащих Обществу Американских мусульман (ОАМ), от исторических суннитских афроамериканских мечетей (ИСААМ). ОАМ работают под началом Имама У. Дин Мухаммада, ставшего лидером Нации Ислама в 1975 году и преобразовавшего ее в ортодоксальную исламскую организацию. Имам Мухаммад выступает за патриотизм, межконфессиональный диалог и работу на благо данной [социальной] системы. ИСААМ состоит из мечетей, не входящих в ОАМ – большинство их них никогда не были частью Нации Ислама. Эти мечети представляют собой отколовшуюся группу, исторически занимавшую позицию неприятия синкретизма, олицетворением которого явилась Нация Ислама; они стремились к более аутентичной, нормальной форме Ислама. Большое влияние оказало на членов ИСААМ движение чернокожих в 60-е годы; многие из них с недоверием относятся к государству, правительству и политике вообще. Многие из них придерживаются взгляда, что правительство США и вся американская политическая система работают на угнетение чернокожих и мусульман, будучи враждебны к ним. Участие в управлении страной, с их точки зрения, мало чего дало беднякам и практически не изменило бедственного положения афроамериканского населения страны.

Примечательно, что 93 % мечетей из числа членов Общества Американских Мусульман (ОАМ) полностью соглашаются с тем, что мусульмане должны быть вовлечены, в то время как в ИСААМ этого мнения придерживаются только 49 % (Таблица 12..4). Среди членов ИСААМ 11 % руководителей мечетей полностью не согласны с тезисом о вовлеченности общины. Однако, как показывает исследование, мечети ИСААМ так же вовлечены, как и мечети ОАМ, в борьбу с наркоманией, преступностью и программы помощи бедным, а также другие виды подобной деятельности. Из этого можно

Таблица 12.3. Процентное распределение по признаку этнической принадлежности руководителей мечетей, согласных/не согласных с утверждением «Мусульман следует вовлекать в работу американских институтов»

                Этническая принадлежность прихожан мечетей

Вовлеченность

Афроамериканцы

Южноазиаты

Арабы

Южноазиаты

и арабы

Все прочие

Полностью согласен

73

80

90

76

68

Отчасти согласен

19

18

10

21

30

Отчасти не согласен

3

1

0

1,5

2

Полностью не согласен

5

1

0

1,5

0

 

Примечание N=408; статистическая значимость на уровне .015.

заключить, что нежелание кое-кого из членов ИСААМ участвовать в делах [светского] сообщества в целом касается в первую очередь таких видов деятельности, как межконфессиональные контакты и программы, финансируемые правительством.

Таблица 12.4. Процентное соотношение согласных/не согласных с утверждением «Мусульман следует вовлекать в работу американских институтов»

Общество

Американских

Мусульман

Исторические

Суннитские

Афроамериканские

 Мечети

Целиком согласен

93

49

Отчасти согласен

6

36

Не согласен (отчасти или полностью)

1

15

Примечание: N= 121; уровень статистической значимости .000.

Статистика американских мечетей показывает, что чем больше та или иная мечеть склонна соглашаться с утверждением об аморальности Соединенных Штатов и их враждебности Исламу, тем выше вероятность того, что данная мечеть не одобрит идею вовлеченности своей общины в жизнь общества в целом. Общая логика здесь такова: чем выше напряженность, тем более высокой стеной отгораживает себя мечеть. Практически все руководители мечетей, не согласные с идеей вовлечения общины в жизнь американского общества, полностью согласны с тем, что Соединенные Штаты аморальны и враждебны Исламу (Таблица 12.5). вместе с тем, следует отметить, что процент руководителей мечетей, не соглашающихся с идеей вовлечения, мал, а большинство (60 %) руководителей мечетей, полностью согласных с тезисом об аморальности Америки, все же абсолютно уверены в необходимости вовлечения мусульман.

Таблица 12.5. процентное соотношение согласных/не согласных с утверждением «Мусульман следует вовлекать в работу американских институтов» вследствие согласия с тезисом «Америка аморальна»

Полностью согласны

Отчасти согласны

Отчасти не согласны

Полностью не согласны

Полностью согласны

60

85

84

75

Отчасти согласны

28

15

15

25

Не согласны (отчасти или полностью)

12

0

1

0

Примечание: N= 397; уровень статистической значимости .000.

Другая переменная, используемая при анализе ответов, отражает стремление исследователей определить степень консерватизма/традиционализма руководителей мечетей (Таблица 12.6). здесь выделены три категории ответов (1) следующие основным текстам Ислама (Корану и Хадисам, ссылающимся на высказывания и деяния Пророка), но желающим при этом увязывать их интерпретацию с контекстом – в эту группу входит широкий спектр лидеров, некоторые из них являются весьма либеральными, а большинство строго придерживается классического консенсуса, существующего между крупными учеными; (2) ответы тех из руководителей мечетей, которые понимают Коран и

Таблица 12.6. Процентное соотношение, руководителей, дающих один из предложенных ниже ответов на вопрос: «Какой из перечисленных подходов вы считаете наиболее адекватным при принятии решений в духе верности Исламу?»

Ответ

Проценты

Советоваться с Кораном и Суннами, учитывая цели и современный контекст предполагаемых действий

71

Советоваться с Кораном и Суннами, следуя им дословно

21

Следовать устоявшимся взглядам конкретного Мазхаба

6

Не принимать в расчет ничего из вышеперечисленного

2

и Хадис без необходимых ссылок на классические школы права – в эту группу входят те их руководителей, кто придерживается консервативной интерпретации, принятой в салафитской традиции, присутствующей главным образом в районе Персидского залива; (3) ответы тех, кто придерживается одной из классических школ права (Мазхабов)- таких следует считать традиционалистами.

Мечети, придерживающиеся дословных или мазхабовских (исходящих от традиционных правовых школ) интерпретаций Ислама, менее склонны полностью соглашаться с утверждением о необходимости вовлечения мусульман (Таблица 12.7). интересно отметить, что в случаях с мечетями ИСААМ – вопреки тому факту, что более консервативные мечети более склонны противостоять идее вовлечения – имеет место такой же уровень практического вовлечения в проекты по оказанию услуг общине, как и в других мечетях. Проблему, повторим, составляет вовлечение в межконфессиональные и

Таблица 12.7. Процентное распределение согласных/не согласных с утверждением «Мусульман следует вовлекать в работу американских институтов» в зависимости от подхода респондента к Исламу

Контекстуальный

Дословный

В соответствии с принятым в Мазхабе

Вовлеченность

Полностью согласен

85

61

50

Отчасти согласен

13

31

46

Не согласен (полностью или отчасти)

2

8

4

Примечание: N= 398; уровень статистической значимости .000.

финансируемые правительством программы. Некоторые мусульманские лидеры из этой группы твердо убеждены в том. что вовлеченность в американскую [социальную] систему равносильна принятию неверия (Куфров) и потому подлежит запрету. Эту точку зрения выражает лозунг: «Регистрироваться на выборах… регистрироваться на совершения Харама!», распространяемый в свое время  Хизб аль-Тахиром:

«Будь то мусульманский мир или Запад, социальные системы, воплощаемые сегодня в отношении народа, есть системы Куфров, основанные на иноверии. Не подлежит обсуждению тот факт, что Конституция и законы США, а также вытекающие из них о осуществляемые здесь социальные системы не являются исламскими. Руководители, следующие им, заняты не чем иным, как реализацией этих созданных людьми законов, то есть правил жизни Куфров. Подобное однозначно запрещено Аллахом в Коране.» ("Register to Vote . . . Register to Commit Haram!" [1999]).

Позитивное отношение к вовлеченности общины в жизнь общества проявляется в программах деятельности мечети. Существует тесная взаимосвязь между фактом согласия руководителей мечетей с утверждением о необходимости вовлекать общину и реальным уровнем активности мечети в сфере социальных услуг и внешней деятельности.

Суммируя сказанное, отметим, что мусульманские руководители выражают фактическое единодушие в том, что мусульман следует вовлекать в сферу социальных услуг и внешней деятельности. Между тем, это согласие выражается в терминах тех обязательств (Божьих заповедей), которые налагает на мусульман их вера. Причастность к идее вовлеченности в американское общество, однако, ослабляется, если таковая вовлеченность не включается в число приоритетов исламских общин на данному этапе. Лишь незначительное число руководителей мечетей отвергают идеи вовлеченности их общины. Такие руководители в первую очередь относятся к афроамериканским (ИСААМ) группам, убежденным в аморальности Америки и приверженных наиболее консервативной трактовке Ислама. Однако, и это незначительное число руководителей мечетей отвергает не все формы вовлеченности, поскольку их мечети участвуют в оказании социальных услуг. Поэтому их противостояние скорее всего связано с отрицанием вовлеченности в межконфессиональные контакты и программы, финансируемые правительством.

ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Как и все религиозные конгрегации в Соединенных Штатах, мечети участвуют в оказании социальных услуг как своим прихожанам, так и всему [светскому] сообществу. В исследовании «Мечеть в Америке» руководителям мечетей был представлен список возможных услуг и задан вопрос, обеспечивала ли или участвовала в обеспечении каких-либо из этих услуг за последние двенадцать месяцев его мечеть. В исследовании, проводимом СВС, руководителям всех мечетей был задан аналогичный вопрос. В таблице 12.8 представлены ответы руководителей мечетей и глав конгрегаций, полученные в исследовании СВС.

Очевидно, что существующие в США мечети активно участвуют в оказании социальных услуг. Мечети – не только в Америке, но и в мусульманских страна  -это нечто большее, нежели простые молельни. В Америке же мечети более похожи на конгрегации, пытающиеся обслуживать социально-экономические потребности людей.

Главную часть предоставляемых мечетями услуг составляет социальная помощь. Практически все мечети (90 %) подают милостыню нуждающимся, не взирая на этническую принадлежность, местоположение и размер мечети. Несомненно, вовлеченность мечетей в практику оказания вспомоществования наличными деньгами восходит в исламской заповеди представлять беднякам Закят, обязательную милостыню. Почти во всех мечетях имеется специальная коробка для Закята, находящаяся у входа в мечеть, и бедняки регулярно обращаются в мечети за помощью. Основными получателями этих денег являются бедняки-мусульмане, но основная часть собранных средств, особенно в иммигрантских мечетях, идет за рубеж по каналам мусульманских проектов оказания помощи другим странам. Почти во всех мечетях малая доля собранного идет немусульманам, если таковым случится оказаться рядом с мечетью или попросить о помощи через знакомого-мусульманина.

Около двух третей всех мечетей занимаются раздачей беднякам еды и одежды. Меньше программ такого рода планируют мелкие мечети и мечети, расположенные в городах, больше – мечети, расположенные в пригородах и вблизи городов (но не вблизи гетто), а также крупные мечети. Этническая принадлежность не играет здесь никакой роли. Данные два вида услуг – еда и одежда – часто организуются мечетями в ответ на случающиеся за океаном кризисы, такие как в Боснии, Косово и Палестине. Немногие мечети имеют постоянно функционирующий накопитель одежды и магазин бесплатного пропитания. Чаще сбором еды и одежды мечети занимаются от случая к случаю, храня то и другое то тех пор, пока не исчезнет необходимость. Эти услуги также в первую очередь предназначаются для нуждающихся мусульман, но порой их предоставляют и немусульманам, особенно это касается тех немногих  мечетей, которые имеют постоянные запасы этих ресурсов. Большинство же мечетей просто объединяется с другими организациями (44 % мечетей делают это при сборе одежды, 29 % - при сборе еды), собирая ресурсы, а затем передавая их Армии спасения или аналогичным организациям.

Таблица 12.8. социальные услуги, предоставляемые мечетями и другими конгрегациями

Вид услуги

Услуга, оказываемая непосредственно мечетью

Услуги, оказываемые всеми конгрегациями

Услуга, оказываемая объединени-ем мечетей

Услуга, оказываемая совместно всеми конгрегаци-ями

Всего мечетей*,

оказывающих

услуги

Помощь

наличными

84 %

65 %

9 %

22 %

90 %

Помощь советом

74 %

25 %

3 %

15 %

77 %

Помощь заключенным

60 %

20 %

6 %

11 %

66 %

Еда

55 %

42 %

14 %

44 %

68 %

Одежда

53 %

27 %

11 %

29 %

63 %

Обучение

28 %

15 %

5 %

9 %

33 %

Социальная защита (от наркомании, преступности)

18 %

13 %

14 %

12 %

32 %

Уход за детьми

16 %

17 %

4 %

6 %

19 %

Защита от жесткого обращения

12 %

12 %

11 %

15 %

22 %

*Услуги, оказываемые непосредственно мечетями или/опосредованно, в сотрудничестве с другой группой

Неотъемлемой обязанностью руководителей мечетей является консультирование, особенно по вопросам брака (весьма тяжкое для многих имамов бремя); те или иные виды консультаций предоставляют три четверти всех мечетей. Наиболее развиты услуга предоставления консультаций в афроамериканских, крупных, городских или пригородных (но не расположенных в гетто) мечетях. Из числа немусульман подобными услугами если кто и пользуется, то крайне редко. Небольшая часть мечетей, таких как Милуоки Дауа Центр, связаны с мусульманскими фирмами по оказанию услуг семьям, которые предоставляют широкий спектр услуг членам общины.

Есть и другие, не так часто предоставляемые социальные услуги – одна треть мечетей занимается различными видами обучения и всего одна пятая – присмотром за детьми. Самый высокий процент занятий по обучению прихожан имеют афроамериканские мечети (47 %), а при арабских мечетях более других развиты детские сады. Городские мечети, независимо от того, расположены ли они в гетто или вне их, занимаются обучением прихожан больше, чем мечети пригородов и поселков, а у мечетей, расположенных в гетто, самый большой процент программ по уходу за детьми. Обучение часто проводится в русле программ местной общины или совместно с действующей при мечети исламской школой, такими занятиями могут воспользоваться и немусульмане. Многих немусульман привлекают программы ухода за детьми, хотя в основном они рассчитаны на мусульман.

Деятельность на благо всего общества составляет значительную часть услуг, оказываемых мечетями. Целых две трети всех церквей имеют программы посещения заключенных в тюрьмах. Почти одна треть участвуют в программах социальной защиты, таких как программа по борьбе с наркоманией и преступностью. Более одной пятой мечетей вовлечено в программы защиты от жестокого обращения. Афроамериканские мечети намного обгоняют все остальные во всех трех перечисленных видах услуг, они известны своим активным участием в деле освобождения своих территорий от преступности и наркомании. Примерами тех многочисленных программ, в которых участвуют мечети, являются широко известная программа мечети Аль-Таква, посвященная освобождению от наркотиков Бруклина, и такая малоизвестная деятельность, как попытка пресечь наркотрафик в районе маленькой мечети в северо-восточном Ралее (штат Северная Каролина). Как явствует из приведенной выше цитаты из работы афроамериканского лидера, афроамериканцы-мусульмане очень хотят чтобы окрестности мечети были свободны от преступлений и наркотиков.

Степень вовлеченности мечети в эти программы не зависит от ее размеров; фактически, мечети меньшего размера (многие из них афроамериканские) имеют несколько лучшие показатели, чем более крупные мечети на тех же территориях. За исключением программ помощи заключенным, городские мечети лучше проявляют себя в социальной помощи, чем мечети пригородные и поселковые. Эти программы особо заметно воздействуют на окружающее приход общество, побуждая мусульман сотрудничать с обществом и правительственными учреждениями.

Сравнительно с другими религиозными конгрегациями, в основном христианскими, мечети не отстают в деле предоставления услуг обществу. Главное отличие составляют в данном отношении показатели работы с заключенными – в данные программы непосредственно вовлечены 60 % мечетей, а в других конгрегациях – только 20 % церквей. К тому же мечети больше других церквей вовлечены в прямое предоставление нуждающимся наличных денег и консультаций. По мере дальнейшего развития институтов мусульманских социальных служб мечети несомненно будут практиковать допуск к получению социальных услуг также и немусульманских групп.

Таблица 12.9. Число людей, получивших помощь по программам социальных услуг, реализуемых различными религиозными конгрегациями

Количество получателей услуг

Мечети

Другие конгрегации

0-49

48 %

58 %

50-99

13 %

14 %

100-349

25 %

21 %

350+

14 %

7 %

Если взглянуть на общее число лиц, получивших услуги по каналам всей перечисленной деятельности, то и здесь показатели мечетей вполне сопоставимы с показателями других конгрегаций (см. Таблицу 12.9).

Однако, в центре внимания данной главы находится вовлеченность мечетей в жизнь американского общества, так что главное для нас - не столько социальные услуги, предоставляемые мечетью, сколько то, насколько доступны эти услуги американскому обществу в целом. Одним их способов определения степени такой доступности является установление численности немусульман, пользующихся услугами от мечетей. Исследование «Мечеть в Америке» показывает, что мечети в гораздо большей степени обслуживают мусульман, именно им адресуя свою социальную деятельность (Таблица 12.10). Срединное значение обслуживаемых мусульман – 45, а срединное значение обслуживаемых немусульман – 3 чел., то есть 6 % от общего числа обслуживаемых. Среднее число обслуживаемых мусульман 203 человека, а немусульман – 36 человек, то есть 17 % от общего числа получивших услуги. Почти половина (43 %) мечетей вовсе не обслуживают немусульман, и только 18 % мечетей обслуживают более 25 немусульман. Ясно, что на предоставление услуг за пределами мусульманской общины ориентированы немногие мечети.

Таблица 12.10. численность немусульман, воспользовавшихся услугами по мусульманским программам оказания социальных услуг

Численность

Процент мечетей, обеспечивших данные показатели

0

43

1-10

27

11-25

12

26+

18

Другим способом оценки ориентации мечетей на оказание услуг немусульманам является подсчет процентного соотношения немусульман, обслуживаемых каждой мечетью (Таблица 12.11). иными словами, какой процент от общего числа людей, воспользовавшихся услугами мечети, составляли немусульмане? Логика исследования такова: процент получивших услуги немусульман дает представление об открытости мечети в отношении общества в целом и степени доступности ее услуг для немусульман.

Таблица 12.11. Процент немусульман, воспользовавшихся услугами социальных служб мечетей

0 немусульман-получателей услуг

44

1 % - 49 % немусульман-получателей услуг

39

50 %+ немусульман-получателей услуг

16

Эти цифры вновь показывают, что относительно небольшое число мечетей (16 %) предлагают услуги, в равной мере ориентированные на мусульман и на немусульман. Самым важным фактором, влияющим на оказание услуг немусульманам является этническая принадлежность (Таблица 12.12).

Больше трети (34 %) афроамериканских мечетей обслуживают потребителей, из которых не менее 50 % - немусульмане, в то время как из иммигрантских мечетей только 10 % оказывают услуги потребителям, из которых не менее 50 % являются немусульманами. С этой точки зрения все афроамериканские мечети имеют хорошие показатели: хотя в категории обслуживания не менее 50 % немусульман лидируют мечети ОАМ (38 %), мечети ИСААМ (с 30 %) отстают от них статистически незначительно. Ясно, что мусульмане-афроамериканцы, будучи неофитами в Исламе, более открыты для обслуживания немусульман. Многие из названных афроамериканских мечетей видят свою исламскую миссию в оказании помощи собратьям-афроамериканцам, находящимся в экономически неблагоприятном положении.

Местоположение мечети также имеет отношение к обслуживанию немусульман (Таблица 12.13). Больше четверти (28 %) мечетей, расположенных в гетто, обслуживают 50 % немусульман, тогда как мечети, расположенные в пригородах обслуживают 5 % немусульман.           

Таблица 12.12. Процент немусульман обслуживаемых мечетями различной этнической принадлежности

Афроамериканские мечети

Иммигрантские мечети

Не обслуживающие немусульман

18

55

Обслуживающие 1-49 % мусульман

48

36

Обслуживающие 50 %+ мусульман

34

9

Примечание: N= 413; уровень статистической значимости .000.

Таблица 12.13. Процент немусульман, обслуживаемый мечетями различного местоположения

 

Городские или сельские

В пригороде больших городов

В центре города или рядом с центром

В гетто

Не обслуживающие немусульман

60

59

35

36

Обслуживающие 1-49 % мусульман

27,5

36

49

36

Обслуживающие 50 %+ мусульман

12,5

5

16

28

Примечание: N= 372; уровень статистической значимости .000.

Поскольку в городах выше потребность в социальных услугах и общественной деятельности, городские мечети лучше мотивированы для предоставления этих услуг. Пригороды не столь тесно связаны с типичными социальными проблемами и поэтому менее готовы оказывать услуги немусульманам. Те из пригородных церквей, которые отличаются социальной активностью, часто сотрудничают с другими социальными агентствами, представляющими услуги (часто в городском контексте), или финансируют эти агентства. Для мусульман подобных социальных агентств или программ организуется немного; поэтому пригородным мечетям нелегко изыскать средства для участия в такой деятельности. Принимая во внимание то, что много пригородных мечетей (84 %) полностью согласны с необходимостью участия в жизни американского общества, проблема их состоит в том, чтобы найти мотивацию и средства для поддержки городских проектов оказания социальных услуг.

Исследование «Мечеть в Америке» не дает ясного ответа на то, влияет ли консерватизм или буквализм применения исламских законов руководителями мечетей на уровень оказания услуг немусульманам. Между буквальным или контекстуальным пониманием Ислама руководителем мечети и оказанием услуг немусульманам нет никакой связи. Фактически, из мечетей, придерживающихся буквального, консервативного подхода к толкованию священных текстов, оказанием услуг немусульманам занимается большее число, чем среди мечетей, подходящих к Исламу неконсервативно. Основываясь на этом выводе, можно утверждать, что присущее Исламу стремление делать добро и помогать нуждающимся не взирая на его религиозную ориентацию не считается несовместимым с консерватизмом в отношении к Исламу. Однако, между оказанием услуг немусульманам и отношением мечетей к участию в их советах женщин связь существует: 60 % мечетей, не допускающих женщин к участию в правлении мечети, не предоставляют услуг немусульманам, сравнивались 38 % мечетей, допускающих женщин к такому участию. Из Таблицы 12.14 явствует, что, по крайней мере, суровое отношение к женщинам действительно влияет на вероятность участия мечети в мероприятиях вне общины.

Размер мечетей и степень образованности имама и конгрегации не связаны с увеличением объема услуг немусульманам. Крупные мечети и высокообразованные - по исламским критериям – имамы также не связаны с участием в программах для немусульман. На деле, если какая-то связь здесь и есть, то она обратная: многие мелкие

Таблица 12.14. Процентное соотношение мечетей, не обслуживающих мусульман, и мечетей, не допускающих женщин в руководящий совет

Допускаются ли женщины в управляющие советы?

  Да         Нет

Не обслуживающие немусульман

38 %

60 %

Обслуживающие 1-49 % мусульман

43 %

29 %

Обслуживающие 50 %+ мусульман

19 %

11 %

Примечание: N= 362; уровень статистической значимости .000.

мечети и не слишком образованные имамы имеют высокие показатели в плане обслуживания немусульман. Данное явление несомненно можно объяснить тем фактом, что большинство афроамериканских мечетей невелики и их имамы не отличаются исламской образованностью.

Еще одним аспектом анализа степени участия мечетей в предоставлении услуг обществу в целом является учет количества предоставляемых мечетью услуг (Таблица 12.15). Для этой цели была разработана шкала услуг, состоящая из семи пунктов: (1) участие в межконфессиональных программах социального обслуживания; (2) обслуживание хотя бы некоторых немусульман, что означает исключение мечетей, не обслуживающих немусульман; (3) разработка и реализация собственными силами программ по борьбе с преступностью или участие в таких программах; (4) разработка и реализация собственными силами программ по работе с заключенными или участие в таких программах; (5) разработка и реализация собственными силами программ защиты от жестокого обращения; (6) разработка и реализация собственными силами программ обучения; (7) разработка и реализация собственными силами программ ухода за детьми. Те из мечетей, которые предоставляют не менее пяти видов указанных услуг, причисляются к разряду высокой степени вовлеченности в работу по предоставлению услуг населению; мечети, предоставляющие два-три вида услуг окажутся в разряде средневовлеченных. А мечети, вовсе не предоставляющие таких услуг, можно охарактеризовать как учреждения с низким уровнем вовлеченности в дело предоставления услуг населению. Из Таблицы 12.15  видно, что почти одна четвертая (23 %) всех мечетей характеризуется высокой степенью вовлеченности в обслуживание населения. Свыше одной трети (36 %) демонстрируют низкий и 41 % - средний уровень вовлеченности.

Данные показатели обнаруживают наиболее явную зависимость от этнической принадлежности мечети (Таблица 12.16). Почти половина из афроамериканских мечетей (48 %) демонстрируют высокий уровень предоставления  услуг населению – в отличие от иммигрантских мечетей, среди которых такой уровень услуг предоставляют лишь 13 %.

Среди афроамериканских мечетей наивысший показатель имеют мечети ОАМ: 56 % мечетей ОАМ относятся к категории оказывающий много услуг, в отличие от мечетей ИСААМ, среди которых данный показатель имеют лишь 36 % (Таблица 12.17).

Таблица 12.15. Шкала вовлеченности в оказание услуг населению

Высокая (5-7 видов услуг)

23 %

Средняя (2-4 вида услуг)

41 %

Низкая (0-1 видов услуг)

36 %

Таблица 12.16. Распределение уровня вовлеченности в оказание услуг населению в зависимости от этнической принадлежности мечетей

 

Афроамериканские мечети

Иммигрантские мечети

Высокая (5-7 видов услуг)

48 %

13 %

Средняя (2-4 вида услуг)

44 %

40 %

Низкая (0-1 видов услуг)

8 %

47 %

Примечание: N= 400; уровень статистической значимости .000.

Таблица 12.17. Распределение уровня вовлеченности афроамериканских мечетей в оказание услуг населению в зависимости от их принадлежности

 

Мечети ОАМ

Мечети ИСААМ

Высокая (5-7 видов услуг)

56 %

36 %

Средняя (2-4 вида услуг)

41 %

51 %

Низкая (0-1 видов услуг)

3 %

13 %

Примечание: N= 119; уровень статистической значимости .000.

Как можно было ожидать, местоположение мечети позитивно коррелирует с высоким уровнем оказания услуг населению (Таблица 12.18). Городские мечети в большей степени вовлечены в оказание услуг населению, чем пригородные или поселковые мечети.

С уровнем вовлеченности в оказание услуг населению связаны такие характеристики мечети, как ее «полнокровность», целеустремленность и заинтересованность в лучшем будущем и в социальной справедливости. В ходе исследования «Мечеть в Америке» задавались вопросы о том, насколько «полнокровной» ощущает себя мечеть: обладает ли она силой веры, отчетливым сознанием своей цели и миссии, высокими ожиданиями относительно собственного будущего и преданностью идеалам социальной справедливости (Таблица 12.19). Мечети, получившие высокие оценки в сточки зрения перечисленных критериев, обычно расположены довольно высоко и по шкале уровня оказанию услуг населению. Это говорит о том, что руководители мечетей рассматривают вовлеченность в оказание услуг населению в связи с названными четырьмя переменными.

Как и в случае оказания услуг немусульманам, здесь не прослеживается прямой зависимости от конкретной исламской ориентации. Одинаковый рейтинг вовлеченности демонстрируют как мечети с буквальным пониманием священных текстов, так и мечети, практикующие их контекстуальные интерпретации. Однако имеется корреляция между уровнем вовлеченности и участием женщин в органах управления мечетью: высшим рейтингом вовлеченности обладают те мечети, в которых участие женщин в совете мечети допускается.

Мечети, характеризующиеся высоким уровнем активности в других областях, таких как участие в религиозных программах, в политической деятельности и внешней деятельности вообще, чаще обладают высоким рейтингом вовлеченности в оказание услуг населению в целом (Таблица 12.20). Активная мечеть обычно активна во всех сферах.

Таблица 12.18. Высокий рейтинг вовлеченности в оказание услуг населению и местоположение мечети

Город

11 %

Пригород

16 %

Окрестности больших городов

28 %

Гетто

29 %

Таблица 12.19. Зависимость высокого рейтинга вовлеченности в оказание услуг населению и местоположение мечети от различных переменных

Зависимость высокого уровня оказания услуг населению от жизнеспособности мечети

Высокий уровень жизнеспособности

26 %

Средний уровень жизнеспособности

21 %

Низший уровень жизнеспособности

0 %

Зависимость высокого уровня оказания услуг населению от целеустремленности мечети

Высокий уровень целеустремленности

31 %

Средний уровень целеустремленности

17 %

Низший уровень целеустремленности

0 %

Зависимость высокого уровня оказания услуг населению от упований на лучшее будущее

Высокий уровень упований

29 %

Средний уровень упований

18 %

Низший уровень упований

0 %

Зависимость высокого уровня оказания услуг населению от преданности идеалу социальной справедливости

Высокий уровень преданности

37 %

Средний уровень преданности

21 %

Низший уровень преданности

0 %

Таблица 12.20. Мечети с высоким рейтингом оказания услуг и их рейтинг в других областях активности мечетей

 

Высокий уровень активности

Средний уровень активности

Низкий уровень активности

Религиозные программы

35 %

16 %

15 %

Программы деятельности вне прихода

33 %

15 %

4 %

Политическая активность

45 %

23 %

19 %

Размеры конгрегации, доходов и численность оплачиваемого персонала мечети – все это коррелирует с высоким уровнем ее вовлеченности в оказание услуг населению – но при условии, если в данный статистический анализ не включать афроамериканские мечети. При этом следует исходить из логического опущения, согласно которому чем большими человеческими и финансовыми ресурсами обладает мечеть, тем выше ее потенциальная возможность быть вовлеченной в оказание услуг населению. Что же касается афроамериканских мечетей, то они имеют высокий рейтинг оказания услуг даже при малочисленности конгрегации, низких доходах и отсутствии оплачиваемого персонала. Несомненно, в случае с афроамериканскими мечетями вопрос  не сводлится к наличию ресурсов, так как эти мечети обладают необычайной преданностью делу социальной справедливости и стремлением помочь обездоленным. Если рассматривать иммигрантские мечети отдельно, то налицо корреляция между количеством человеческих и финансовых ресурсов и степень вовлеченности в дела общества, выражающейся в количестве людей, посещающих Джуму (пятничную молитву) и в рейтинге предоставления услуг населению (Таблица 12.21.). Данное исследование также показывает, что чем больше у мечети оплачиваемого персонала, тем выше показатели услуг населению (Таблица 12.22); а чем выше доходы мечети, тем выше уровень вовлеченности ее в оказание услуг (Таблица 12.23).

Исходя из приведенных таблиц, можно сделать ясный выв вод о том, что по мере увеличения мечетей в плане размеров, количества персонала и объема доходов будет вероятнее всего возрастать и уровень их вовлеченности в оказание услуг. А так как мечети имеют тенденцию к росту, логично предсказать и увеличение их вовлеченности в оказание услуг населению.

Таблица 12.21. Корреляция между высоким уровнем оказания услуг населению и посещаемостью Джумы – пятничной молитвы (только для иммигрантских мечетей).

Посещаемость Джумы

4-100

101-200

201-500

501+

Высокая вовлеченность

7 %

2 %

 16 %

31 %

Таблица 12.22. Корреляция между высоким уровнем оказания услуг населению и количеством оплачиваемого персонала на полной ставке (только для иммигрантских мечетей).

Оплачиваемый персонал на полной ставке

Неоплачиваемый персонал

1

2 или более

Высокая вовлеченность

7 %

10 %

28 %

Таблица 12.23. Корреляция между высоким уровнем оказания услуг населению и годовым доходом мечети (только для иммигрантских мечетей).

Годовой доход мечети

0-$9999

$10000-39999$

$40000-$99999

$100000+

Высокая вовлеченность

2 %

8 %

17 %

21 %

ВНЕШНЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Другой формой вовлеченности общины является внешняя деятельность. В ходе исследования «Мечеть в Америке» был задан вопрос, участвовали ли данная мечеть за последние двенадцать месяцев в каком-то из следующих видов деятельности: (1) в презентации Ислама в школе или церкви, (2) обращалась ли она в СМИ в устном или письменном виде, (3) участвовала ли они в межконфессиональном диалоге или межконфессиональной программе. Участие в подобных видах деятельности является показателем заинтересованности мечети в участии в американских институтах - таких как школа, церковь и СМИ - с целью донесения до общества сути Ислама.

Цифры, приведенные в Таблице 12.24, показывают, что мечети обладают хорошими показателями в плане внешней деятельности. Если сравнить мечети со всеми религиозными конгрегациями, фигурирующими в исследовании СВС, то окажется, что только 6 % всех конгрегаций вовлечены в межконфессиональные программы.

Таблица 12.24. Процент мечетей, вовлеченных во внешнюю деятельность

Посещение школ или церквей

71 %

Письменные или устные обращения в СМИ

70 %

Участие в межконфессиональном диалоге

65 %

В числе мотивов, склоняющих руководителей мечетей в пользу внешней деятельности, главные – это сильная приверженность мусульман делу обращения в Ислам тех, кто его еще не исповедует, а также ощутимая потребность бороться с негативным имиджем Ислама в Соединенных Штатах. Как сказал руководитель одной мечети, «Мы должны выходить к людям и разъяснять им свою религию. Если мы не будем это делать, то не сможет даже роптать по поводу всех тех извращений, всей дезинформацией нашей религии, с которыми нам приходится сталкиваться.» Мало кто из руководителей мечетей не согласился бы с этими словами: 92 % всех руководителей мечетей отмечают, что в их мечети подчеркивается важность Дауа (приглашения в Ислам) немусульман.

Из ответов руководителей мечетей явствует, что лишь немногие мечети берут на себя инициативу организации внешней деятельности. В основном же участие мечетей в такого рода деятельности является реакцией на приглашение, исходящее от школы, церкви, СМИ или межконфессиональной группы. Из-за того, что Ислам стал предметом публичного дискурса, особенно после 11 сентября, руководителей мечетей часто приглашают теперь для участия в беседах об Исламе, в межконфессиональных диалогах, им приходится  появляться в СМИ. И мечети определенно используют эти возможности  в своих целях. В некоторых мечетях действуют комитеты, но в большинстве из них функцию участия во внешней деятельности берут на себя имамы и определенные представители. Крупные мечети часто приглашают к себе группы представителей церквей или школ, они чаще пользуются вниманием СМИ, публикующих их фотографии и обращающихся к ним за комментариями по поводу текущих событий. Вопрос о том, можно ли допускать на территорию мечети группы немусульман остается дискуссионным вопросом для многих мечетей. Большинство из них уже приняли решение открыть свои двери для немусульман.

Так же как и в случае с оказанием услуг населению, этническая принадлежность мечетей влияет на отношение их к определенным видам внешней деятельности (Таблица 12.25). Афроамериканские мечети более расположены к участию в обмене визитами со школами и церквями и в межконфессиональных программах, но не в контактах со СМИ. В целом между двумя типами афроамериканских мечетей (ОАМ и ИСААМ) существуют резкие расхождения в отношении к определенным видам внешней деятельности (Таблица 12.26).

Таблица 12.25. Участие в различных видах внешней деятельности в зависимости от этнической принадлежности

 

Афроамериканские мечети

Иммигрантские мечети

Посещение школ или церквей

81 %

67 %

Устные или письменные обращения в СМИ

69 %

70 %

Участие в межконфессиональном диалоге

78 %

60 %

Таблица 12.26. Участие в различных видах внешней деятельности в зависимости от типа афроамериканской церкви

 

Мечети ОАМ

Мечети ИСААМ

Посещение школ или церквей

86 %

74 %

Устные или письменные обращения в СМИ

81 %

57 %

Участие в межконфессиональном диалоге

93 %

59 %

Мечети, принадлежащие к ОАМ, крайне активны в сфере внешних контактов. Как подчеркивал Имам У. Дин Мухаммад, его последователям необходимо участие в этой сфере деятельности, в которую и сам он активно вовлечен. Мечети ИСААМ посещают школы и церкви более активно, чем это делают иммигрантские мечети, и наравне с этими последними участвуют в межконфессиональной деятельности, а вот в СМИ в устной и письменной форме они обращаются гораздо реже. Вероятней всего, высокий рейтинг участия иммигрантских мечетей в практике устных и письменных обращениях в СМИ объясняется тем, что СМИ видят в иммигрантских мечетях источник комментариев по международным вопросам, таким как Палестина – в отличие от афроамериканских мечетей, которые они считают никак не связанными с международными делами.

Для того чтобы лучше проанализировать эти данные была разработана шкала видов внешней деятельности, включающая три ее вида: посещение школ и церквей, письменные или устные обращения в СМИ, участие в межконфессиональной деятельности. По этой классификации высоким уровень внешней деятельности считается тогда, когда мечеть вовлечена во все три названные вида деятельности; умеренным – когда она участвует в двух, а низкий соответствует лишь одному виду деятельности или неучастию ни в одном из них (Таблица 12.27).

Афроамериканские мечети больше иммигрантских вовлечены во внешнюю деятельность (Таблица 12.28). А из афроамериканских  мечетей наиболее вовлеченными являются мечети, принадлежащие к ОАМ, что несомненно есть следствие того большого внимания, которое уделяет этому виду деятельности  Имам У. Дин. Мухаммад.

Установлена также корреляция между исламскими подходами к толкованию священных текстов и внешней деятельностью (таблица 12.29). те руководители мечетей, которые выбирают контекстуальный подход к толкованию Священного Писания, более склонны участвовать во внешней деятельности, чем те, кто придерживается буквального толкования или толкования в соответствии с традицией какого-то из Мазхабов.

Существует также корреляция между участием женщин в руководстве мечетями и внешней деятельностью мечетей: более двух третей (67 %) из числа тех мечетей, где женщинам позволено заседать в их советах, имеют высокий рейтинг внешней деятельности, тогда как мечети, не допускающие женщин к управлению своими делами, характеризуются низким (31 %) рейтингом.

Таблица 12.27. Шкала внешней деятельности

Высокий уровень (3 вида деятельности)

56 %

Умеренный уровень (2 вида деятельности)

21 %

Низкий уровень (0-1 видов деятельности)

23 %

Таблица 12.28 Корреляция между уровнем внешней деятельности и этнической принадлежностью

 

Все афро-американские мечети

Мечети ОАМ

Мечети ИСААМ

Иммигран-тские мечети

Высокий уровень (3 вида деятельности)

70 %

86 %

50 %

51 %

Умеренный уровень (2 вида деятельности)

17 %

7 %

30 %

22 %

Низкий уровень (0-1 видов деятельности)

13 %

7 %

20 %

27 %

Примечание: Сравнение афроамериканских и иммигрантских мечетей: N= 412; уровень статистической значимости .001. Сравнение мечетей ОАМ и ИСААМ:  N= 123; уровень статистической значимости .000.

Таблица 12.29. Корреляция между уровнем внешней деятельности и подходом к Исламу

 

Контекстуальный подход

Буквальный подход

Мазхабовский подход

Высокий уровень (3 вида деятельности)

62 %

43 %

37,5 %

Умеренный уровень (2 вида деятельности)

19 %

26 %

25 %

Низкий уровень (0-1 видов деятельности)

19 %

31 %

37,5 %

Примечание: N= 401; уровень статистической значимости .004.

На любой из типов внешней деятельности оказывает влияние подход в Исламу: сторонники буквального и Мазхабовского подходов участвуют в ней меньше, чем контекстуалисты.(Таблица 12.30). Наибольшие различия наблюдаются в уровне участия в межконфессиональном диалоге: в межконфессиональном диалоге участвуют 51 % сторонников буквальных толкований и следования традициям Мазхабов, а из числа сторонников контекстуальных толкований в таком диалоге участвует 71 %. Существуют следующие возражения, выдвигаемые против участия в межконфесиональном диалоге: данные диалоги наводят на мысль о том, что все религии едины; межконфессиональные диалоги вынуждают мусульман идти на компромиссы через признание легитимности иных вероисповеданий; другие религиозные группы пользуются этими диалогами в политических целях; диалоги бесполезны, потому что единственной целью мусульманина является сообщать истину, а не обсуждать ее. На уровень участия мечети во внешней деятельности влияет консерватизм, это отличает ее от предоставления мечетью услуг населению, на уровне которого консерватизм не сказывается.

Существует некоторая корреляция между отношением руководителей мечетей к Соединенным Штатам и активностью участия мечети во внешней деятельности. Мечети, руководители которых полностью не согласны с утверждением «американское общество враждебно Исламу», имеют более высокий индекс участия во внешней деятельности, чем мечети, руководители которых полностью не согласны с этим утверждением (Таблица 12.31). очевидно, убеждение в том, что Америка враждебна Исламу, ведет к изоляционизму и отчуждению от американского общества и нежеланию участвовать в контактах с ним.

Двумя важными переменными, не коррелирующими с внешней деятельностью, являются местоположение мечети и ее жизнеспособность. Если говорить о местоположении, то поселковые и пригородные мечети несколько более склонны к участию во внешней деятельности, чем мечети больших городов. Удивляет то, что ощущение мечетью своей «полнокровности», своей миссии и цели не связаны с высоким уровнем внешней активности. Однако, жизнеспособность и целеустремленность

Таблица 12.30. Зависимость различных видов внешней деятельности от подхода к Исламу (процент мечетей, ведущих данную деятельность)

 

Контекстуальный подход

Буквальный подход

Мазхабовский подход

Посещение школ или церквей

75 %

63 %

50 %

Письменные или устные обращения в СМИ

74 %

61 %

50 %

Участие в межконфессиональном диалоге

71 %

51 %

54 %

Таблица 12.31. Корреляция между высоким уровнем внешней деятельности и утверждением «Американское общество враждебно Исламу»

 

Полностью согласен

Отчасти согласен

Отчасти не согласен

Полностью не согласен

Высокий уровень внешней деятельности (3)

33 %

59 %

59 %

74 %

Умеренный уровень (2)

26 %

21 %

20 %

14 %

Низкий уровень (0-1)

41 %

20 %

21 %

12 %

Примечание: N= 403; уровень статистической значимости .001.

коррелируют с уровнем оказания услуг населению. Возможное объяснение этому состоит в том, что внешнюю деятельность – в отличие от деятельности по оказанию социальных услуг - в целом мечети не считают приоритетной. Это означает, что мечети, обладающие высоким уровнем жизнеспособности и целеустремленности, не уделяют особого внимания внешней деятельности; следовательно, источник их жизнеспособности и целеустремленности – не во внешней деятельности.

Размеры мечети и наличие у нее оплачиваемого персонала коррелируют с внешней деятельностью – но только если речь идет об иммигрантских мечетях и если афроамериканские мечети из данного статистического анализа исключены. Что же касается афроамериканских мечетей, то по показателю внешней деятельности, как и по показателю услуг населению, они имеют высокий рейтинг – даже при отсутствии многочисленной конгрегации, оплачиваемого имама и другого персонала. Хорошие показатели внешней деятельности имеют и мелкие иммигрантские мечети, но наилучшие показатели здесь у крупных мечетей, но наивысшие показатели здесь у крупных мечетей с посещаемостью в Джуму свыше пяти тыс. человек (Таблица 12.32), а также у самых богатых мечетей, годовой доход которых превышает $ 100000 (Таблица 12.33).

Таблица 12.32. Корреляция между высоким уровнем внешней деятельности и посещаемости Джумы (пятничной молитвы) – только для иммигрантских мечетей

Посещаемость Джумы

4-100

101-200

201-500

501+

Высокий показатель внешней деятельности

40 %

58 %

48 %

74 %

Таблица 12.33. Корреляция между высоким уровнем внешней деятельности и годовой доход мечетей – только для иммигрантских мечетей

Годовой доход мечети

0-$9999

$10000-$39999

$40000-$99999

$100000

Высокий показатель внешней деятельности

35 %

39 %

51 %

73 %

Вместе с тем, на уровень внешней деятельности в иммигрантских мечетях не влияет наличие оплачиваемого имама или другого платного персонала. В случае же с предоставлением услуг населению существует корреляция между оплачиваемым персоналом и более высокими показателями в сфере социальных услуг. Очевидно, оплачиваемый имам и платный персонал не вовлечены во внешнюю деятельность и потому наличие оплачиваемого имама и платного персонала не влияет на уровень участия во внешней деятельности. Внешней деятельностью занимаются главным образом добровольцы. В этой стране почти все оплачиваемые имамы прошли подготовку за рубежом и являются новичками в Соединенных Штатах. Их образование не содержит элементов, делающих их пригодными для внешней деятельности, тот факт, что они приехали в страну недавно, означает, что они не знают этой страны и недостаточно хорошо владеют английским языком, что не позволяет им чувствовать себя уверенно в сфере внешней деятельности. Большинство таких имамов были импортированы в Соединенные Штаты для выполнения традиционных обязанностей имамов, то есть для проведения молитв и осуществления образовательных программ в мечетях, а отнюдь не для внешней деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подавляющее большинство мечетей в Соединенных Штатах отвергло изоляционистскую модель – между руководителями мечетей существует фактическое единодушие по вопросу о том, что мусульманам следует участвовать в жизни местных [светских] сообществ. Руководители мечетей не хотят видеть свои конгрегации оплотами сектантства, под чьей защитой мусульмане укрываются от доминирующей культуры. Свою приверженность деятельности по вовлечению паствы в жизнь [светского] сообщества руководители мечетей объясняют тем, что подобная работа является частью выполнения ими своих религиозных обязанностей, а также одним из способов открыть обществу в целом прекрасное лицо Ислама. Руководители мечетей опрошенные после 11 сентября (исследование «Мечеть в Америке» проводилось до 11 сентября), отчетливо дали понять, что события 11 сентября вновь показали им, что вовлечение верующих в дела [светского] сообщества является для них абсолютной необходимостью, так как оно позволяет противостоять формированию негативного имиджа Ислама и защищать мусульманскую общину от нападок на нее и ущемления ее гражданских прав. По мнению многих руководителей мечетей, стратегия изоляции мусульман от американского общества в целом оказалось опасным выбором, оставляющим мечеть незащищенной перед лицом возникающих время от времени кризисных ситуаций. Поэтому руководители мечетей чувствовали себя обязанными добиваться все большего вовлечения своей общины в жизнь американского общества. Трое из тех руководителе мечетей, которые были опрошены по следам 11 сентября, заявили даже, что эти события изменили их отношение к вовлеченности – от позиции нежелания участвовать в жизни общества, от чувства неловкости, вызываемого мыслью об участии, они перешли к твердой решимости следования стратегии вовлечения мусульман в отношения со [светским] обществом.

Небольшая часть (приблизительно 4 %) руководителей мечетей, опрошенных в исследовании «Мечеть в Америке», не приветствуют идеи вовлечения и их конгрегации менее других участвуют во внешней деятельности (предоставляемых ими услуг это не затрагивает); таковые руководители встречаются главным образом в трех группах: (1) среди руководителей афроамериканских мечетей, особенно исторических суннитских афроамериканских мечетей (ИСААМ), не доверяющих правительству и другим религиозным группам; (2) среди руководителей мечетей, глубоко убежденных в аморальности Америки и ее враждебности Исламу; и (3) среди консервативных лидеров или лидеров-традиционалистов, ставящих под вопрос саму возможность участия исламистов в жизни атеистического общества. Однако, и в этих группах к числу противников участия относится лишь меньшинство. Таким образом, руководители мечетей, предпочитающие поддерживать напряженные отношения между своей конгрегацией и публичным пространством страны, составляют ничтожное меньшинство.

Свое желание быть вовлеченными в жизнь общества мечети демонстрируют тем, что оказывают социальные услуги населению и участвуют во внешней деятельности. Однако, показатели их вовлеченности говорят о неодинаковости участия различных групп мечетей. Афроамериканские мечети, особенно принадлежащие в ОАМ, находящейся под началом У. Дина Мухаммада, наиболее активны в области контактов с обществом в целом и наиболее четко обозначают свою поддержку тактике участия. Если же проанализировать степень участия отдельных категорий мечетей, то самой существенной переменной окажется фактор этнической принадлежности. Афроамериканские мечети, в отличие от многих иммигрантских мечетей, характеризуются необычайной преданностью идеалу вовлеченности в жизнь [светского] общества, будучи исполнены решимости искоренять все то зло, которое омрачает жизнь афроамериканского населения. В этом отношении мечети ОАМ оказываются наиболее близкими из всех сегментов исламского сообщества к «церковному» типу конгрегации.

Если говорить о внешней деятельности, то здесь показатели активности иммигрантских и афроамериканских мечетей одинаковы; однако, в плане оказания услуг населению между этими мечетями имеются существенные различия. Иммигрантские мечети участвуют в оказании услуг, но в целом предоставляемые ими социальные услуги предназначены для мусульман; в результате они обслуживают крайне незначительное число немусульман. Таким образом, хотя руководители мечетей практически единогласно поддерживают стратегию вовлечения своих конгрегаций в жизнь [светского] общества, лишь незначительное число иммигрантских мечетей реально участвует в жизни местных [светских] сообществ.

Несмотря на желание преодолевать барьеры, отделяющие их от общества в целом, на деле большинство иммигрантских мечетей продолжают вести в основном сектантский образ жизни. Им, как и католическим церквями XIX века, потребуется прожить в Америке некоторое время, прежде чем они начнут чувствовать себя как дома в американском публичном пространстве; вместе с тем, и доминирующей культуре требуется время для того чтобы признать мусульманскую мечеть во всей ее уникальности в качестве собственной составной части. Если же афроамериканским мечетям, не обладающим значительными финансовыми ресурсами, но твердо ориентированными на усиление собственной вовлеченности в дела [светского] общества, удастся наладить продуктивное сотрудничество с иммигрантским сообществом, у которого гораздо больше ресурсов, но куда меньше опыта проживания в стране, ситуация изменится коренным образом. Комбинация заинтересованности в том чтобы влиться в общество в целом со значительными ресурсами послужит мощным трамплином для мечетей и позволит им передвинуться на гораздо более важное место в американском публичном пространстве.

Те из иммигрантских мечетей, чей рейтинг участия в жизни [светского] общества высок, обладают крупными конгрегациями (в каждой по пятьсот и более посетителей пятничной молитвы), относительно большим годовым доходом (по $ 100000 и выше на мечеть) и оплачиваемым персоналом. Однако, в таких мечетях оплачиваемые имамы, практически все прошедшие подготовку за рубежом, обучены лишь традиционной роли имама как руководителя молитвы и мало что способны делать в качестве организатора участия паствы в жизни [светского] общества, так как этому их никто не учил. Если мечети будут продолжать расти нынешними темпами –по подсчетам исследования «Мечеть в Америке» 73 % всех мечетей за последние пять лет увеличили свой приход на 5 % - то рост посещаемости, увеличение доходов и количества оплачиваемого персонала будут влиять на дальнейший прогресс в плане качественного и количественного совершенствования участия их в жизни общества в целом. К тому же чем больше будет стаж проживания в США у заокеанских имамов, чем более комфортно станут они чувствовать себя в окружении американцев; чем лучше будут говорить на английском языке, и чем больше имамов будет проходить подготовку в самих Соединенных Штатах, тем больше будет вероятность их активного участия в деле вовлечения своих прихожан в жизнь [светского] общества Америки. Все это позволяет говорить о том, что перспективы участия мечетей в жизни всего общества являются в США весьма радужными.

БИБЛИОГРАФИЯ

Arnmerman, Nancy Tatom. 1987. Bible Believers: Fundamentalism in the Modern: World. New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press.

Bagby, I., P. Peri, and B. Froehle, 2001. The Mosque in America: A National Portrait. Washington, D.C.: Council on American-Islamic Relations.

Dynes, Russell R. 1955. "Church-Sect Typology and Socio-Economic Status." American Sociological Review 20: 555-60.

Dudley, Carl S., and David A. Roozen, 2001. Faith Communities Today: A Report on Religion in the United States Today. Hartford, Conn.: Hartford Seminary.

Husain, Asad, John Woods, and Javeed Akhter. 1996, Muslims in America: Opportunities and Challenges. Chicago: International Strategy and Policy Institute.

Hunter, James Davison. 1983. American Evangelicalism: Conservative Religion and the Quandary of Modernity. New Brunswick, NJ.: Rutgers University Press.

Johnson, Benton. 19б3- "On Church and Sect." American Sociological Review 28: 539-49.

Leckie, Robert. 1970. American and Catholic. Garden City, N.Y.: Doubleday.

I.inkh, Richard M. 1975. American Catholicism and European Immigrant: (1900-1924). New York: Center for Migrations Studies.

O'Dea, Thomas F, 1966. The Sociology of Religion. Fnglewood Cliffs, NJ.: Prentice Hall.

"Register to Vote . . . Register to Commit Haram!" [1999]. Walnut, Calif.: Khalifornia

Stark, Rodney, and William Sims Bainbridge. 1985. The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley: University of California Press.

Troeltsch, Ernst. 1931. The Social Teaching of Christian Churches. New York: Macmillan.

Weber, Max. 1946. From Max Weber: Essays in Sociology. Ed. and trans. Hans Gerth and C. Wright Mills, New York: Galaxy.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель