Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Краткий словарь исламских терминов

 

Ад-Дин – этим термином обозначается в Коране вера в Бога.

Ад-Дхимма – защищенный народ, следующий собственной вере; народ, с которым заключено соглашение или договор, или, более конкретно, народ, о котором упоминается в Священном Писании; отдельный представитель такого народа, а именно свободный подданный мусульманского государства, не являющийся мусульманином.

Адль- справедливость.

Алива – деревянная дощечка, используемая мусульманами Западной Африки в учебном процессе.

Алим (мн. число – Улема) – знаток Ислама; дословно, «тот, кто знает, грамотей, ученый». Обычно этим словом называют человека, досконально изучившего Ислам и его источники – Коран и Сунну. Важной характеристикой Алима является то, что он или она отличаются глубокой религиозностью и набожностью.

Аль-Акль – разум.

Аль-Кист – слово, означающее в Коране право справедливости, синонимом его является Адиль. В Коране (Сура 4 «Ан-Ниса» («Женщина»), аят 135) этим словом передается требование Аллаха к мусульманам, чтобы те боролись за справедливость.

Аль-Мунафикун – этим словом обозначаются в Коране лицемеры.

Аль-Уахи – божественная способность общения [c Всевышним], коей наделены пророки.

Аттиеке – пища, приготавливаемая из семян маниока.

Ахкам – заповедь, непосредственно содержащаяся в Коране или Сунне.

Байа – клятва верности.

Боубоу – ниспадающее свободными складками одеяние, которое носят мусульмане Западной Африки.

Дар аль-Ахд – см. Дар аль-Ислам.

Дар ад-Дауа – земля, на которой идет распространение Ислама.

Дар аль-Харб – воюющая земля.

Дар аль-Иджаба – земля правоверных.

Дар аль-Ислам – Исламские земли.

Дар аль-Муахада – земля, с которой ведется торговля. Некоторые авторы обозначали этим термином присутствие арабов-мусульман в Бразилии.

Дауа – распространение мусульманами своей религии.

Закят – так в Коране именуется благотворительность, вменяемая в обязанность всем мусульманам и являющаяся одним из краеугольных камней Ислама.

Зан (Аззан) – призыв на молитву.

Ибадат – все вопросы, связанные в Исламе с верой в Аллаха и с поклонением Аллаху.

Идда – так называется испытательный срок, который налагается на женщин после их выхода из брака – будь то вследствие развода или из-за смерти мужа. После развода этот срок составляет три месяца; после смерти мужа – четыре месяца и десять дней – и тот и другой срок предписаны Кораном.

Иджма – термин Исламской юриспруденции, имеющий отношение к консенсусу Исламской общины по поводу того, как следует преподавать и исповедовать собственную веру.

Иджтихад – учитывая то, что существующие источники законов Ислама считаются подходящими для всех времен и народов, Иджтихад можно охарактеризовать как творческую, хотя и дисциплинированную интеллектуальную работу по выведению правовых предписаний из данных источников, учитывающую влияние на них постоянно меняющихся обстоятельств, в условиях которых существует Исламское сообщество.

Иджтима – собрание верующих.

Истихсан – юридическое предпочтение. Дословно Истихсан означает «счесть что-либо более предпочтительным». Концептуально этот термин близок к понятию справедливости, как оно существует в западном праве.

Джихад – слово из Корана, означающее, с одной стороны, борьбу за духовное развитие, а с другой, оказание сопротивления несправедливости посредством вооруженной борьбы. К сожалению, в настоящее время содержание Джихада сведено к «священной войне», а духовные, интеллектуальные и социальные составляющие смысла этого термина утрачены.

Джума – пятничная молитва, которую еженедельно возносит Аллаху мусульманское сообщество.

Кадий – мусульманский судья, в ведении которого находятся гражданские дела, включая брак, наследование и другие сферы частной жизни. Роль кадия ограничивалась опытом колониального проживания, которое уменьшало роль и значение Исламских законов в большинстве мусульманских стран.

Кафир – Исламское «неверный».

Кийас – термин Исламского права, означающий использование суждений по аналогии при составлении Фатв.

Мазхаб(ы) – школа\ы, где учат Исламскому праву.

Медресе – мусульманские школы, в которых постигает Исламские дисциплины молодежь.

Макасид – конечное предназначенье, цели и намерения, отраженные в Шариате.

Масджид – мечеть.

Маслаха – термин Исламской юриспруденции, имеющий отношение к принципам социальной гармонии.

Мизан – равновесие.

Муамалат – практика проведения в жизнь верований и вероучений.

Мудехары – этим словом в средневековой Испании обозначали мусульман, живших в Испании в качестве вассалов христиан; приспосабливаясь к наличной ситуации, мудехары вместе с тем хранили свою Исламскую культуру и религию. В 1499 году Фердинанд и Изабель указным порядком осуществили насильственное крещение всех мусульман и евреев с преобразованием мечетей и синагог в христианские церкви.

Мухадиттун (Мухадитт) – ученые мусульмане, специализирующиеся на изучении Хадисов.

Мухаджирун – мусульмане, бежавшие в Медину с тем чтобы там присоединиться к последователям пророка Мухаммада.

Муджтахид – ученый мусульманин, являющийся достаточно сведущим в Исламском праве для того чтобы, проделав Иджихад, он смог издавать Фатвы (правила).

Мусалла (множ. число от Мусалаа) – молельное место у мусульман.

Салят – мусульманская молитва, творимая верующими пять раз в день.

Сати – традиционная индуистская практика самосожжения жены на погребальном костре усопшего мужа.

Сауа – арабское слово, означающее «единение».

Сунна – дословно «ясный или проторенный путь», относится ко всему, что сказал или сделал Пророк, с чем он согласился или же не одобрил. Сунна – второй после Корана источник Шариата.

Тазкийа – очищение.

Тальфик – нечто, собранное по кусочкам или составленное путем перемешивания.

Таклид – некритичное восприятие и подражание, а также следование той или иной школе или направлению мысли.

Таухид – акт подтверждения того, что нет Бога кроме Аллаха, который является абсолютным, потусторонним Творцом, Господом и Властителем всех миров.

.Тиджани – последователь ордена суфистов, называемый так в честь его основателя, алжирца по происхождению шейх Ахмада Тиджани, прожившего большую часть жизни в Марокко.

Тонтин – французский термин, которым в Западной Африке обозначают группу, занимающуюся в общине сбережениями и кредитованием.

Улама (мн. число от Улам) – Улемы, собирательное название представителей просвещенного класса в Исламском обществе.

Умма – так в Коране зовется мусульманское сообщество.

Умран – культивация и развитие мира как места выполнения миссии человечества и как плавильного тигля для людских переживаний, их ответственности и развития.

Укуба – термин из Исламского права, используемый в связи с уголовным кодексом хадд. Знание Фикха подразделяется на четыре части: ибадат, мунакахат, муамалат и укуба.

Усуль (ед. Число:Асль) – принципы, истоки, начала.

Усуль аль-Фикх – наука Исламской юриспруденции, философия права; методология выведения законов из Исламских источников и установления их юридической и конституциональной силы.

Факих (мн. число: Фукаха) – специалист в области Исламского права (Фикх). Также может служить синонимом Алима, означая мусульманина – специалиста по Исламу.

Фатва (мн. число: Фетава) – юридическое толкование, даваемое Алимом, Муфтием, Муджтахидом или Факихом тому или иному аспекту Исламского права.

Фахм – понимание.

Фикх – дословно: понимание; знание религиозно-правового аспекта Ислама; Исламское правоведение. Термин Фикх распространяется преимущественно на ту часть Исламского права, которая создавалась людьми, в отличие от Шариата, происхождение которого тесно связано с божественным Откровением и тем знанием, которое можно почерпнуть только в Коране и Сунне.

Хадж – паломничество в Мекку.

Хадис (мн. число: Ахадис) – устная часть профетической традиции, которая, в совокупности с деяниями Пророка, образует Сунну. При написании с большой буквы Хадис служит собирательным названием дисциплин, занимающихся различными аспектами профетической традиции.

Халака – служащая объектом исследования группа или круг мусульман данной общины.

Халяль – все, что разрешено законом (писаным или неписаным), в отличие от Харам, означающего все незаконное.

Харам – все, что запрещено Исламским правом и объявляется им незаконным.

Хатиб – всякий мусульманин, обладающий достаточными знаниями для того, чтобы выступить с пятничной проповедью.

Хиджра – переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину.

Худуд – Исламский уголовный кодекс.

Хукм – обоснование, придающее законную силу данной Факихом Фатве.

Хутба – проповедь, с которой во время пятничной молитвы выступает Имам или Хатиб.

Шариат – собирательное название всех законов Ислама. В понятие Шариата входят все его религиозные, литургические, этические и юридические системы.

Шахада – подтверждение веры в Аллаха и в миссию Пророка Мухаммада. Любой, кто делает подобное заявление в присутствии свидетелей-мусульман, является мусульманином.

Шура – этим термином в Коране обозначается мусульманская практика советоваться между собой при принятии решений.

Эсусу (Осусу) – термин, изначально принадлежавший языку народа йоруба и означавший группу людей, занимавшихся в данной общине накоплениями и кредитованием.

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель