Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Владимир БРУТЕР:
"Молдавские политики не отвечают на запрос гражданского общества. Потому что этого запроса нет"

 

Беседовала Ирина АСТАХОВА

 

- Задолго до начала предвыборной кампании в Кишиневе заговорили об участии российских пиарщиков в подготовке молдавских партий к выборам. Вы здесь именно поэтому?

- На самом деле я приехал не в связи с тем, что я работаю на какую-то партию. 1.Я не имею никакого отношения к БМД, о чем пишет "Флукс". И я не выполняю никаких решений руководства Российской Федерации по факту помощи БМД. Насколько я знаю, таких решений вообще нет. 2.Я никогда не занимался политическими технологиями, я не политтехнолог и не пиарщик, скорее, политический аналитик. Что касается факта моего приезда - это вещь обычная, я часто сюда приезжаю. Если же говорить о предстоящих выборах, то Молдова сегодня не является для меня приоритетом в анализе. Прежде всего, потому что я не нахожу в Молдове тех политических сил, которые адекватно реагировали бы на происходящие изменения. Это касается и власти, и оппозиции.

- Что значит - адекватно реагировали бы?

 

- Это значит, что политики должны поддерживать вызовы, которые время ставит перед обществом. Что касается молдавских политиков, то, я сказал бы, что все три традиционные партии, представленные в парламенте, зациклены исключительно на своих собственных проблемах, а не на проблемах Молдовы. Никто из них за четыре года в парламенте не смог создать некую модель развития, которая могла бы являться фактическим ответом на запросы современной Молдовы. Речь идет об отношениях с Россией, с Европой, об экономических реформах, построении информационного общества, иностранных инвестициях, формировании гражданского общества.

- Но все эти темы поднимаются, постоянно муссируются в обществе, и люди считают, что проблемы уже поставлены и даже решаются. Например, мы уже строим информационное общество.

- Что касается создания информационного общества, то это проблема ускоренного привлечения средств, создания и развития новых технологий, которые через какое-то время должны стать локомотивом экономического роста. В Молдове этого нет.

- А если не так наукообразно?

- Это значит, что вы берете двух эмигрантов из Молдовы, которые живут в Америке, и говорите им: "Вот мы даем вам большой-большой "кусок", а вы берете всех программеров, которые работают здесь, - за свои деньги, и ваша задача продать обратно в Америку все, что они производят здесь. За свои деньги - потому что у Молдовы таких денег нет. То есть, мы даем вам "кусок", но за ваши деньги. Инвестиции и рынок сбыта ваши, поле наше. Такая простая схема - мы вам не мешаем, мы вас даже чуть-чуть "крышуем" - если вы на 10% выходите за рамки нашего законодательного поля. Но если вы выходите на 50%, мы вас предупреждаем".

- А европейская интеграция?

- Европейская интеграция состоит из трех вещей: 1) совмещение законодательства;2) некоторые экономические реформы; 3) создание гражданского общества. Скажите мне, какой из этих пунктов прогрессировал здесь четыре года?

- Почему Вы считаете, что у нас нет гражданского общества? В Молдове, наверное, самый высокий показатель количества неправительственных организаций на душу населения.

- В Молдове нет гражданского общества, потому что оно совершенно никак не влияет на политику, проводимую властью. Решения, которые принимают президент - правительство - парламент, практически никак не согласуются с тем, что думает по этому поводу гражданское общество. В целом, власть и гражданское общество существуют абсолютно параллельно. Люди никоим образом не рассчитывают на то, что власть, выбранная ими, будет реагировать на их запросы. А власть считает, что мнение гражданского общества и страны в целом она может попросту игнорировать.

- Вы говорите, что ни одна партия у нас не имеет своей позиции. Значит ли это, что у нас просто еще не созрела ситуация, или политическая система недоразвита? Чего не хватает?

- Молдавские политики не отвечают на запрос гражданского общества, потому что этого запроса нет. Это необходимое и достаточное условие. Потому что люди, которые торгуют в Москве на рынке, с трудом могут сформировать такой запрос. Для этих людей Молдова остается, скорее, географическим местом, чем государством, и для них удобнее, возможно, просто в это не вмешиваться. Пока, во всяком случае. В Молдове общество находится в состоянии не то чтобы застоя, просто значительной его части абсолютно безразлично, как и зачем ими управляют. Они считают, что власть в Молдове все равно ничего не решает. Кроме того, если мы возьмем феномен Бэсеску, который фактически в одиночку выиграл выборы, то мы увидим, что в Молдове не пришло время харизматических лидеров. Он выиграл на том, что был достаточно адекватен запросам наиболее мобильной части населения в борьбе с застоем и иммобильностью левых. У нас иммобильность левых такая же, как в Румынии, а лидера у оппозиции, который обладал бы хотя бы частично харизмой Бэсеску, у нас нет.

- По Вашим словам, ситуация выглядит очень пессимистично.

- К сожалению, это так. Более того, коммунисты об этом знают. Мне, как человеку беспартийному, абсолютно все равно, кто будет у власти в Молдове. Хотелось бы, конечно, чтобы это были не ксенофобы и не люди, которые одновременно целуют и икону, и советский флаг. Например, в правительстве Испании, такой католической стране, всего один верующий - министр обороны. Все остальные - официальные атеисты. Более того, когда Папа обратился к ним с очередным обращением по поводу того, почему они рекламируют презервативы в качестве средства в борьбе со СПИДом, то верующий министр обороны ответил ему: "Мы, как правительство независимой страны, не брали на себя обязательства проводить интересы одной из религий". На самом деле, это ответ на вопрос, что такое гражданское общество и что представляет собой правительство в стране с гражданским обществом. Что касается Молдовы, то здесь власть с удовольствием пытается играть одновременно на всех имеющихся полях, просто потому что чувствует, что избиратель не делает соответствующих различий. У нас люди, которые ностальгируют по поводу ценностей советского общества, с удовольствием ходят в церковь, не видя между этими вещами никакого противоречия.

- Действительно, каков спрос, таково и предложение, и политики действуют согласно настоящей ситуации. А в чем же тогда выход, если ситуация не будет меняться?

- Будет ли ситуация меняться в ближайшее время, мы узнаем 6 марта. В целом, понятно, что ни одна из основных политических сил не предполагает, что именно на ней сфокусировалось общество. На самом деле очень важно, чтобы все центристские партии: и БМД, и СДПМ - обратились к своим избирателям с очень точным посланием о том, что же они собираются делать после выборов. Более того, в своем послании они должны прописать очень четко - чтобы не было ошибки 1998 года - свое отношение к ХДНП и коммунистам, как они собираются себя вести после прохождения в парламент. Любое вхождение и тех, и других в любую из коалиций должно происходить не по личным мотивам, а по политическим. И те, и другие должны заявить, на каких принципах создание коалиций возможно. Далее. Они должны заявить, каким может быть и каким должен быть политический курс, в случае создания коалиции. Причем такого рода заявления для всех политиков должны стать катехизисом…

- А что такое политический курс?

- Политический курс - это квинтэссенция, сухой остаток того, к чему должна прийти любая конфигурация будущего большинства. Курс состоит из некоторых, на мой взгляд, обязательных моментов: 1. Молдова стремится стать членом ЕС, потому что понимает, что ее будущее в объединенной Европе. 2. Молдова осознает, что сегодня страна не готова к членству в ЕС и понимает, что для этого ей нужно пройти достаточно длинный путь. 3. Молдова понимает, что без приднестровского урегулирования на основе взаимоприемлемого соглашения о распределении полномочий, как единое государство, она не существует и, следовательно, не может проводить общую внешнюю политику, поскольку двух внешних политик в одной стране не может быть. 4. Молдова понимает, что без развития экономических отношений с Россией и с Украиной никаких изменений в инвестиционном климате и в национальной экономике не будет. 5. Никакие западные инвестиции не могут изменить экономику Молдовы, просто потому что они не интересны для Запада и не создают нового качества.

- Ваши предварительные прогнозы.

- Пока еще немного рано. Основные действующие лица (то есть партии) окончательно с расчетами не определились. На мой взгляд, ПКРМ трудно будет рассчитывать на 61 голос в парламенте, чтобы избрать президента, и поэтому руководство партии уже сейчас продумывает варианты, как из этой ситуации выйти. Здесь есть всего два принципиальных варианта. Либо теневые "закулисные" договоренности, либо создание политической коалиции. Первое, на мой взгляд, это "Путь в никуда. Вторая Серия".


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель