Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Владимир Брутер. 9 сентября 2005 г.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛАПС

Всего полгода понадобилось новой украинской власти, чтобы от единства времен «майдана» остались только «оранжевые воспоминания».

То, что внутри «оранжевой» коалиции не все хорошо, было ясно с первых же ее шагов. Уже во время создания нового правительства обострилось соперничество между  Петром Порошенко и Юлией Тимошенко. Тогда президенту удалось «развести» своих сторонников и создать более или менее жизнеспособную структуру власти. Однако, и это было ясно уже тогда, система «сдержек и противовесов», созданная Ющенко, только отсрочила конфликт, который был неизбежен.

В течение полугода противоречия между основными властными группировками то обострялись и проявлялись публично, то некоторым образом стихали и уходили «под ковер». Итог, тем не менее, был предопределен. Должен был наступить час Х, когда весь вал противоречий «выплеснется» наружу и станет предметом публичного политического противостояния между вчерашними союзниками.

СЛИШКОМ «БОЛЬШАЯ КОАЛИЦИЯ»

«Большой коалицией» обычно называют союз принципиальных политических соперников в особой ситуации. Таковой может быть угроза существования страны (вывод еврейских поселений из сектора Газа),  патовая ситуация после выборов (союз Социалистов и Движения «Симеон Второй» в Болгарии), или необходимость жестких  экономических реформ, затрагивающих все сферы социально-экономической жизни страны (предложение СДПГ в адрес ХДС/ХСС в Германии (пока только предложение)).

В Украине перед вторым туром выборов объединились все противники Кучмы, Януковича и «донецких» вне зависимости от политических взглядов, экономических воззрений и даже предыдущего опыта управления страной.

В правительство вошли все. От либералов из ПРП до левых из СПУ. От националистов (КУН, Алексей Ивченко странным образом возглавил «Нафтогаз Украины») до прагматиков из ПППУ.  С точки зрения государства эксперимент был излишне смелым, и понадобилось всего несколько месяцев, чтобы об этом узнали не только политики и политологи, но и все «кого это касается».

Рискнем предположить, что подобная «сверхбольшая коалиция» вообще не могла оказаться жизнеспособной. На практике (а не против Кучмы) ничто не объединяет Барановского и Терехина, Ивченко и Червоненко, Кинаха и Луценко. Их (даже временное) совместное пребывание во власти сначала обусловливалось общей революционной целесообразностью, а затем превратилось в «генератор проблем и противоречий».

Кроме того, президент не смог (или не захотел) оставить за бортом правительства приближенную группу олигархов. В результате Червоненко и Жвания получили министерские посты, Порошенко вместо должности премьера получил пост руководителя СНБОУ с особыми полномочиями, а Мартыненко возглавил фракцию «Наша Украина». Прямо скажем, что во времена Кучмы, режим которого (и не без оснований) обвиняют в страшной коррумпированности никогда такого не было. Олигархам никто не позволял сидеть одновременно «на двух руках». Между госвластью и олигархами был поставлен демпфер, который с одной стороны генерировал их (олигархов) интересы во власти, а с другой позволял власти надежно контролировать,  а когда надо и «строить» олигархов. Экс-вице-премьер Николай Азаров был в этом вопросе крупнейшим специалистом и фактически не имел себе равных.

Вывод. Создавшаяся структура власти в Украине была изначально неэффективной, рассчитанной только на ПиаР и на революционный натиск (по принципу экспроприация экспроприаторов), что позволило новой власти сохранять в течение первых месяцев высокий уровень популярности, действуя в русле общественных ожиданий. Однако уже первые серьезные вызовы (бензиновый кризис, ЕЭП, сахарный кризис) показали, что взгляды членов «оранжевого правительства»  на экономику (в частности) и на Украину (в целом) расходятся почти полярно. В этой ситуации  открытый кризис был только вопросом времени, или даже вопросом случая. Таким «случаем» стала ситуация вокруг НФЗ (Никопольского ферросплавного завода).

ИНТЕРЕСЫ ВРОЗЬ

НФЗ не самое большое и не самое значимое предприятие, входившее в «Интерпайп» - холдинг Виктора Пинчука, зятя экс-президента Кучмы. Однако именно вокруг НФЗ и произошел первый открытый конфликт внутри кабинета.

Правительство, заручившись решением суда о возврате государству мажоритарного пакета акций, провело собрание акционеров, в результате которого вся реальная власть на комбинате должна была перейти к группе «Приват» Игоря Коломойского. По мнению большинства источников, группа «Приват» активно сотрудничает с премьер-министром Юлией Тимошенко. А Игорь Коломойский, в свою очередь, активно взаимодействует с Борисом Березовским.

С другой стороны, выяснилось, что акции еще не возвращены государству (во всяком случае, на момент голосования Фонд Государственного имущества ими не располагал), то есть правительство голосовало отсутствующими акциями(!).

По мнению экспертов «гарантом» смены собственника на НФЗ (передача российским структурам) являлся секретарь СНБОУ Петр Порошенко, который должен был обеспечить приход на комбинат нового руководства, а вовсе не возвращение акций государству и приход «Привата». Конфликт сразу же перешел в публичную плоскость. Принадлежащие Пинчуку телеканалы вели прямую трансляцию из Никополя, где трудовому коллективу противостоял спецназ. К 1-му сентября стало ясно, что в стране очевидный политический кризис. Виктор Ющенко потребовал от Юлии Тимошенко действовать в рамках закона. В Никополе ситуация временно разрядилась, а в Киеве наоборот. Стало ясно, что конструкция власти рушится на глазах, а сама власть практически недееспособна.

В пятницу объявил о своей отставке советник Тимошенко Михаил Бродский, обвинивший окружение президента в коррупции. В субботу объявил о своей отставке Александр Зинченко, госсекретарь (руководитель секретариата президента). Отставка сразу же (в субботу) была принята, а Зинченко объявил о том, что на пресс-конференции в понедельник, 5 сентября расскажет о причинах отставки.

Никопольское «противостояние» поставило ряд вопросов.

1. Как президент мог допустить, что члены его команды прямо участвовали в лоббировании коммерческих структур, приведшем к открытому противостоянию.

2. Как может существовать властная конфигурация, при которой противоречия между ближайшими к президенту людьми зашли настолько далеко.

3. Как может премьер идти на то, чтобы проводить неподготовленное (с точки зрения закона) собрание акционеров.

4. Как страна дошла до такого и собственно «что дальше»?

Попробуем ответить.

Президент Ющенко, и это более чем известно, не любит вникать в детали, не любит заниматься мелочами и вообще «держать руку на пульсе». Он считает, что этого дело не его, а правительства. Собственно это одна из причин, по которой премьером стала Юлия Тимошенко (есть и другие причины). За время их совместной работы в правительстве в 2000-2001 годах Тимошенко зарекомендовала себя как превосходный политический менеджер и оказалась (вместе с Ющенко) главным архитектором первого украинского экономического чуда. В дальнейшем именно этот факт и именно тот образ во многом способствовали победе «оранжевых».

Возникает вопрос, а почему не получилось второй раз. Почему та же команда через 5 лет оказалась гораздо менее состоятельной, менее эффективной и более конфликтной. Два раза войти в одну реку нельзя, это известно, и в 2005 команда Ющенко – Тимошенко начинала работать уже в совершенно других условиях, в совершенно другой Украине.

Во-первых, «оранжевая революция» предоставила новой старой команде хотя и временный, но карт-бланш. В результате  у всех победителей соблазн его использовать сразу и немедленно  был очень велик.

Во-вторых, Команда образца 2000 года работала в рамках «системы Кучмы», которая, несмотря на все свои пороки, требовала от членов команды эффективности и соответствия поставленным целям. Кроме того, вовсе не команда Ющенко – Тимошенко решала тогда вопрос наполнения бюджета, этим занималась система. Таким образом, нагрузка, да и ответственность на нынешних президенте и премьере была значительно меньше, а возможности даже больше.

В-третьих, тогда не действовал фактор времени. В 2000 Ющенко стал премьером по мандату Кучмы и работал (в том числе и на собственную популярность) вплоть до своей отставки. Теперь «оранжевые» были ограничены. С одной стороны политреформа, с другой парламентские выборы уже через год. И за этот год надо сломать хребет старой элите, «построить олигархов» и в максимальной мере ограничить оппозицию. Сама по себе это очень сложная задача, еще более сложная потому, что у основных действующих лиц были изначально различные взгляды на свою роль во власти. Причем даже не столько на текущий год, сколько на период после 2006 года.

Разумеется, Ющенко был согласен, чтобы Тимошенко осталась премьером и после 2006 года, но как член команды, как лояльный член команды. Порошенко уже в значительно меньшей степени был согласен на такой вариант, понимая, что после политреформы полномочия СНБОУ будут незначительными, а третьи роли его не устраивали. Поэтому уже весной, причем самым традиционным образом «сверху» создается «пропрезидентская» партия Народный Союз «Наша Украина» (НСНУ), которая претендует на бессменное и безальтернативное лидерство в «оранжевой коалиции». По замыслу создателей очевидно, что в данном случае в виртуальном блоке НСНУ – БЮТ Юлия Тимошенко будет играть только второстепенную зависимую роль. На наш взгляд, именно с этого момента обе группы начинают гонку со временем, причем очевидно, что победитель может быть только один.

И последнее. Почему Тимошенко так торопилась, почему, фактически, все время подставлялась. Причин две.

С одной стороны, она понимала, что у нее мало времени, что выборная компания на носу, а вся экспроприация должна к этому времени закончиться. Совсем неясно (несмотря на высокий рейтинг) будет ли такой шанс после выборов или нет, поэтому «ковать» нужно было «не отходя от кассы».

С другой стороны, «команда» Порошенко в общем-то  выигрывала в аппаратных интригах, и Юлия Владимировна видела, что ее перспективы туманны (уже примерно 2-3 месяца она предполагала, что ее отставка может произойти в любой момент) и, возможно, придется уходить. А для этого нужно было уйти красиво, уйти «подставившись», и на ближайшее полгода окончательно оформить свой статус главного борца «за народ», «за справедливость» и «против олигархов».

В принципе расчет оказался правильным, но для этого потребовалась еще одна «жертва».

ЖЕРТВА ЗИНЧЕНКО

Сейчас после перипетий следующей недели вообще кажется совершенно непонятным, зачем Зинченко подал в отставку. Более того, в субботу утром о его отставке ничего не было известно, а затем события уже развивались лавинообразно. В самом деле, трудно поверить, что Зинченко не говорил (не писал) Ющенко о том, о чем потом сказал на пресс-конференции. В самом деле, трудно представить себе, что такой опытный и искушенный в аппаратных делах политик мог не представлять себе всех последствий своего демарша. Многих отрицательных (причем не только для себя, но и для страны (по крайней мере, для стабильности в стране)) при полном отсутствии положительных. Значит, отставка Зинченко была вызвана вовсе не сиюминутными причинами, не настроениями момента, а гораздо более серьезными причинами. Или, как говорят политики, «долгой игрой».

Здесь не обойтись без предыстории. После возвращения в Украину в 1992 году бывший секретарь Комитета ВЛКСМ Черновицкого Госуниверситета, а потом (минуя Киев) секретарь ЦК ВЛКСМ был с властью. Его размолвка с командой Медведчука в начале 2004 года была вызваны не политическими, а скорее коммерческими (или можно сказать, сфер влияния) разногласиями. Переход в «команду Ющенко» не последовал немедленно за уходом из СДПУ (о), а растянулся почти на полгода. А окончательное решение было принято под воздействием Николая Мартыненко и …Петра Порошенко. Зинченко внес в довольно сумбурную и не очень организованную команду Ющенко определенный порядок и дисциплину, и это сыграло существенную роль. Во многом именно поэтому, а также потому, что за это выступали Порошенко и Мартыненко, Зинченко и получил должность госсекретаря. Ведь своей команды у него не было, а вклад в «оранжевое дело» был только личный.

Нет никаких сомнений, что Зинченко был «в курсе» интересов Порошенко и Мартыненко и того, что лидер фракции «Нашей Украины» и секретарь СНБОУ идут на госслужбу вовсе не для того, чтобы «забыть» о своем бизнесе. Знал и более того видел в этой конструкции и роль для себя. Однако все получилось по-другому. Во-первых, «новые» оказались куда жестче старых, и моментами Зинченко и Порошенко просто не понимали друг друга. И, как следствие, Зинченко становился все более и более неэффективным и ненужным для своих вчерашних партнеров. Во-вторых, то, что не мог и не умел делать Зинченко, отлично получалось у его заместителя и первого помощника президента Александра Третьякова, который все больше и все чаще оттеснял Зинченко от президента. Уже к лету Зинченко стал понимать бесцельность своего пребывания на должности госсекретаря. Стал понимать…и дрейфовать по направлению к премьеру. К предстарту нового политического сезона их аппаратный союз можно было считать уже состоявшимся. При этом союз был рассчитан на перспективу вплоть до парламентских выборов и дальше.

После событий в Никополе ситуация уже стала критической, правительство (и премьер) в любой момент должны были быть отправлены в отставку. Времени уже не оставалось, надо было играть на опережение – «перевести стрелки». Собственно отставка Зинченко и стала переводом стрелок. Еще в пятницу на столе у президента лежал указ об увольнении премьера, в понедельник ситуация уже принципиально изменилась. Премьер и секретарь СНБОУ стали одинаково уязвимыми.

Несколько вопросов. Чем рисковал Зинченко?

Почти ничем. Вообще ничем, кроме аппаратной репутации. Если договоренность о его предстоящем участии в избирательной кампании Блока Юлии Тимошенко достоверна, то Зинченко уже обеспечил себе далеко не последнее место в будущем парламенте, а там… там все, похоже, начнется с почти чистого листа. Если к субботе было известно (а это, конечно, было известно), что никакого блока НСНУ – БЮТ не будет, то в плане своих политических перспектив он к моменту заявления об отставке уже определился. Во всяком случае, в том, что оставаться на должности госсекретаря он не должен, никаких сомнений не было.

Почему Зинченко? Почему именно госсекретарь был «принесен в жертву». Это, на наш взгляд, вопрос более интересный и более существенный. К 3-му сентября Зинченко уже не раз писал президенту о коррупции, но, по словам самого Ющенко,  утверждения Зинченко «бездоказательны». Следовательно, необходим был гораздо более сильный ход.

Сама Тимошенко не могла сделать такое заявление. Она тоже уже не раз заявляла о коррупции, но, зная о ее конфликте с Порошенко, Ющенко просто не обращал на это внимание. И вообще постоянные «разборки» премьера и секретаря СНБОУ всем уже надоели. Поэтому в качестве «тарана» был выбран человек «вне подозрений». Человек, чьи публичные обвинения были бы с одной стороны достаточно авторитетными, а с другой  неангажированными со стороны группировок (во всяком случае, на первый взгляд). Для этого госсекретарь оказался оптимальной фигурой. Действительно заявление произвело эффект. Более того, оно оказалось крайне неожиданным для Порошенко и Мартыненко. Неслучайно, что Порошенко назвал это «ударом в спину». Наиболее точно высказался президент. В том духе, что заявления Зинченко, конечно, «необоснованны», но «очень серьезны» и, поэтому, «требуют» проверки.

Удар пришелся точно в цель. Попытка примирить группировки, предпринятая Ющенко, во вторник уже не имела успеха. Ситуация уже вышла из-под контроля. Стало ясно, что команды как таковой больше нет, а бездействие бесперспективно. Уже в среду появилась информация, что президент может выгнать всех. Особенно после того, как должность госсекретаря занял Олег Рыбачук, наиболее близкий и доверенный человек Ющенко. Человек, которого, надо было вывести из-под  удара до того, как правительство падет. Впрочем, Ющенко еще пытался о чем-то договориться с Тимошенко, однако премьер вела себя жестко и на «контакт» не шла. Тимошенко выставляла жесткие требования своего дальнейшего пребывания в команде Ющенко, что было совершенно неприемлемо для президента. По наиболее достоверной версии развитие событий происходило так.

В среду вечером  Ющенко и Тимошенко пришли к соглашению относительно «мягкого пакета», предусматривавшего отставку Порошенко, Третьякова и Скомаровского (начальник таможни) с одной стороны, и Терехина, Турчинова и Томенко, с другой. При этом Тимошенко оставалась премьером, а НСНУ и БЮТ создавали предвыборный блок. Что касается последнего условия, то это несколько странно. Обычно, включение в подобные пакеты пунктов отложенного действия почти бессмысленно. В самом деле, юридически блок будет создан только через несколько месяцев, а переговоры можно оттягивать до бесконечности. Поэтому рискнем предположить, что последний пункт вообще не имел никакого принципиального значения для Тимошенко.

Ночью состоялось совещание Тимошенко с командой в узком кругу, где, по-видимому, было принято решение об отказе от «мягкого пакета». Последовавшая рано утром отставка Томенко, неожиданно (и без всяких видимых оснований) предварившая основные события  была на самом деле сигналом. Опять же, как и в случае с Зинченко, сигналом со стороны, а не  непосредственно из команды премьера. Затем последовало еще и формальное требование Тимошенко: вывести из «пакета» Турчинова, который к этому времени успел объявить об открытии уголовных дел «по факту коррупции в высших эшелонах власти».

После этого Ющенко  не оставалось ничего, кроме как перейти к «большому пакету», или правильней это было бы  назвать  «нулевым вариантом». В отставку в полном составе были отправлены все правительство, СНБОУ вместе с секретарем и даже отстранен от выполнения обязанностей (пока, правда, временно) первый помощник президента Александр Третьяков. Кроме них был отставлен и глава таможни Скомаровский, человек близкий к Порошенко и важный член команды.

Вывод. «Жертва  Зинченко» не была запланирована заранее, так как конфликт вокруг НФЗ необязательно дожжен был происходить в столь жестком виде. Однако после того как отношения между Тимошенко и Порошенко перешли в открытую фазу конфликта, у премьера не оставалось ничего, кроме как громко «хлопать дверью». Что она и попыталась сделать в самом выгодном  для себя варианте. Попытка оказалась своевременной и успешной. Теперь уже экс-премьеру удалось выиграть и позицию, и время. Она уходит на высоком уровне популярности, с имиджем борца с коррупцией и с ясным пониманием своих перспектив. В отличие от НСНУ, чье будущее совершенно непонятно, как и вообще непонятно будущее президентского политического проекта, Тимошенко и союзники уже сделали свой выбор. Они сознательно шли на конфликт и добились своего. То, что это было именно так, говорит крайне жесткая позиция Тимошенко на беседе с Ющенко и Рыбачуком в четверг утром. Ющенко, казалось, был согласен на какой-то компромисс, но Юлия Владимировна сама отрезала все пути к возможным договоренностям. Теперь команде Тимошенко не надо будет решать вопрос: «идти в блок или не идти», «как относиться к власти» и «как строить свою предвыборную кампанию». Здесь все было рассчитано верно, и ошибок Юлия Владимировна не сделала. Хотя все-таки, несколько вопросов остается.

- Тимошенко и Ко не успели решить все проблемы, связанные с ресурсами на избирательную кампанию. В то же время нажили себе немало врагов среди украинской элиты. В принципе это не должно существенно помешать БЮТу, но кое-какие проблемы могут возникнуть.

- У Ющенко и Тимошекно достаточно близкие группы поддержки. Президент остался, и вовсе не факт, что ему захочется, чтобы рейтинг БЮТа еще больше вырос. Скорее всего,  президент и экс-премьер уже в разных политических командах.

- Радикальные взгляды Тимошенко на руководство страной и постоянное стремление управлять ею «в ручном режиме» создали экс-премьеру слишком много оппонентов. Многие из тех, кто мог бы пойти на союз с БЮТом, находящимся у власти, теперь могут «передумать». А это значит, что, несмотря на хорошие перспективы на выборах, большинства у Тимошенко и Ко может не оказаться. А это в планы  амбициозной экс-премьера уже не вписывается. Впрочем, после 8 сентября расклад политических сил в Украине усложнился настолько, что все среднесрочные прогнозы уже не работают.

СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ

Для президента назначение на пост исполняющего обязанности премьер-министра опытного администратора и технократа Юрия Еханурова - это очевидная попытка начать постреволюционный откат или реставрацию. Уже последние месяцы показывали, что Ющенко устал, не может найти свое место и запутался в конфликтах внутри своей собственной команды.

Ющенко понимает, что его шанс (может быть последний шанс как лидера страны) в том, чтобы за остающиеся до парламентских выборов семь месяцев принести в страну успокоение, стабильность и снять наиболее острые конфликты. Только в этом случае партии и блоки, что пойдут на выборы под президентским знаменем, могут рассчитывать на приемлемый (не очень хороший, но приемлемый) результат. В любом другом случае уже весной 2006 года Ющенко превратится в церемониальную  и никому не интересную фигуру.

Выбор Еханурова неслучаен. Нынешний губернатор Днепропетровской области прошел все карьерные ступени в новой Украине, прошел серьезную аппаратную школу. И главное, он уже давно (еще когда Ющенко был премьером) сделал выбор в его пользу и ни разу за эти 5 лет не дал повод усомниться в своей лояльности. При этом он почти не претендует на роль публичного политика, не обладает харизмой и начисто лишен президентских амбиций. Для него будущее (возможное) премьерство это наивысшая точка в долголетней карьере чиновника. Не больше и не меньше. Поэтому, Ехануров -это (с точки зрения президента) правильный и логичный выбор. Осталось определиться с правительством и с большинством в раде.

Здесь ожидаются проблемы. Не случайно, что в четверг утром на встрече с лидерами фракций Ющенко предложил принять участи в формировании нового правительства всем (!) фракциям, кроме СДПУ (о) и КПУ (принципиальные политические противники). Вряд ли все и сразу ответят согласием, но, скорее всего, большинство в Раде найдется. Во-первых, в стране критическая ситуация. Во-вторых, круг поддержки у Ющенко все еще достаточно велик (во всяком случае, потенциально).

Проблема в другом. Даже те, кто выразит поддержку новому кабинету (например, НП (Литвин), «Демократична Украина», «Едина Украина» и т.д.) предпочтут сами в правительстве не участвовать, чтобы к избирательной кампании сохранить руки свободными от всех обязательств перед властью. Если новый кабинет «пойдет» хорошо, го они будут себя позиционировать как часть власти, если плохо, то как оппозиция. Совершенно определенно окажутся в оппозиции БЮТ (включая ПРП), КПУ, СДПУ (о). По-видимому, не будут принимать участие в формировании кабинета и Партия регионов. Очень трудно будет определиться социалистам. Во-первых,  обновленный кабинет будет гораздо более правым (по крайней мере, с экономической точки зрения). Во-вторых, Мороз не привык идти на выборы с позиций участия во власти. Тем более такой, где он никакой реальной роли играть не будет. Поэтому сейчас перед НПУ (Костенко) и СПУ стоит сложная задача. Они хотят и остаться, и выгодную позицию не потерять. Примерно в том же положении еще НДП и Трудовая Украина. Что касается Партии регионов, то тут и есть самая большая интрига.

Не секрет, что последнее время между Порошенко и Ахметовым установились довольно прочные отношения. Не секрет, что это пока не распространяется на отношения между Порошенко и Януковичем. Также не секрет, что главным «поручением» нового кабинета будет восстановление экономических отношений между Россией и Украиной. Для Украины, которая после 12% роста ВВП в 2004 году за полгода впала в стагнацию, это сейчас вопрос жизни и смерти. Надо прямо сказать, что экс-премьер Тимошенко и министр экономики Терехин приложили массу усилий, чтобы отношения между странами оказались на точке замерзания, и теперь их придется «растапливать». Никто в Украине пока не научился делать это лучше, чем «донецкие» и технократы от Кучмы. Именно этим объясняются слухи о приходе в правительство таких людей как Игорь Митюков (Минфин), Игорь Юшко (Минэкономики), Валерий Пустовойтенко (Минтранс), Виталий Гайдук (ТЭК). Собственно, этим людям (естественно, если сторонам удастся договориться) придется на 180 градусов поворачивать вектор украинской экономики, сложившийся за последние полгода. Очевидно, что их полномочия (по крайней мере, некоторых) будут «выведены» за полномочия кабинета как такового. А главная интрига заключается в следующем – чьим мандатом будут они располагать. Если только мандатом президента, то этого будет недостаточно. Для того чтобы добиться хотя бы минимальных результатов в отношении экономического сотрудничества с РФ, «донецкие»  в новом кабинете должны будут располагать хотя бы некоторой поддержкой Януковича и его команды, либо (в самом крайнем случае) дружественным нейтралитетом. А это не факт, и первые (после отставки Тимошенко) заявления Януковича как раз свидетельствуют о том, что дружбы не будет, а будет попытка взять реванш. Сейчас Янукович, наконец-то, почувствовал себя достаточно сильным,  Ющенко принимать участие в выборах не сможет, а это значит, что Я и Ю опять встретятся. И встреча произойдет уже достаточно скоро.

Кризис власти на Украине подтвердил все самые пессимистические прогнозы, которые делались после победы «оранжевых». Действительно, к власти пришла неподготовленная, непрофессиональная, предельно идеологизированная команда, многие в которой были, помимо этого, одержимы идеями реванша. Крах мечты (которая в действительности была не более чем самообманом (или самовнушением)), произошедший в течение первой недели сентября ясно показал два момента.

Первое. Украинское общество достаточно здорово, хотя и склонно к самовнушению. Декабрьская история выглядела красиво, но это только в кино все бывает красиво. Политика (реальная политика) всегда стоит на жестком  фундаменте и попытка его разрушить оборачивается коллапсом.

Второе. Сентябрьский коллапс был только предварительным, пробным. Все-таки основные государственные институты не пострадали, противостояния в обществе нет. Иногда считается, что за таким коллапсом следует катарсис (очищение). Но это не всегда, а только в тех случаях, когда люди поняли (и признали) свои ошибки, свою неправоту. В противном случае становится неизбежным повторный коллапс. Он уже предварительным не будет.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель