Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Опубликовано в Kreml.org 26 мая 2006 г.

Этнические меньшинства как элемент политической игры

Из выступления Владимира Брутера, научного руководителя исследовательского центра "БОТНА-ПЛЮС" на заседании круглого стола   в связи с выходом сборника "Восстание меньшинств: Косово. Молдавия. Украина. Грузия. Курдистан" 22 мая 2006 года.

 

В порядке постановки вопроса хочу сказать, что восстание меньшинств - это очень обобщенное название. Я хорошо знаю румынскую ситуацию и могу предположить, что в Румынии нет восстания венгерского меньшинства. Чуть меньше знаю ситуацию в Ираке, но могу говорить о том, что в иракском Курдистане сейчас нет проблем с дискриминацией курдского меньшинства, наоборот, скорее курдское меньшинство дискриминирует суннитов. Что касается вопроса о том, может ли рассматриваться Косово и Черногория как прецедент? Да все может рассматриваться как прецедент. Россия может завтра признать Приднестровье, Абхазию, Южную Осетию, но я подозреваю, что она этого не сделает. Это значит, что влияние прецедента достаточно разнообразно и разнолико.

Безусловно, с юридической точки зрения,   вопрос о гарантиях территориальной целостности Сербии и Черногории не относится к проведенному референдуму с точки зрения международного права. Сербия и Черногория являются равными субъектами международного права и Черногории должны были быть даны такие же права, как и Сербии. Сербия не является начальником Черногории в рамках межгосударственного, межреспубликанского объединения Сербии и Черногории. Это очень важно понимать, когда идет дискуссия с иностранными коллегами: нет такого момента, который не предполагает, что субъект федерации не может требовать увеличения своего статуса. То, с чем мы сталкиваемся в Испании, свидетельствует о том, что переговоры о повышении статуса субъекта могут идти всегда, вплоть до отделения. Никаких проблем с этим нет. Приднестровье имеет право на отделение от Молдовы, без сомнения, это право им заслужено в течение пятнадцати лет. Вопрос ведь не в том, что Приднестровье имеет право или нет. Имеет. Будем надеяться, что самоопределение, если оно произойдет, будет происходить относительно цивилизованно и с согласия нынешней метрополии, которая возражает против этого. В Испании правительство и,   часть испанского истеблишмента, которая относится к Социалистической партии, готовы вести переговоры с сепаратистами. Народная партия переговоров с сепаратистами не вела и говорила о том, что это разрушает страну и переговоров мы вести не будем - все, на этом дискуссия переходила плавно из конструктивной в неконструктивную фазу.

Следующая часть: что хочет Россия, почему Россия должна определиться? Мне кажется, что все, что Россия могла потерять в результате советского распада, она потеряла. Что она потеряет, если   Молдова вступит в НАТО? Нет, ничего не потеряет. Что потеряет Россия в результате того, что Южная Осетия каким-то насильственным образом, в результате активной операции стран НАТО войдет в состав Грузии? Ничего не потеряет. Интересы России сейчас не связаны с интересами непризнанных государств. Действительно, часть российской элиты мыслит категориями некой компенсации по поводу распада Советского Союза. Тот вектор России, который, возможно, не выбран окончательно, предполагает, что все эти вопросы для России не являются более актуальными. Если представители непризнанных государств чувствуют, что за счет своего давления на Россию они смогут получить от России более ясный и немедленный ответ, это нормально, они могут каким-то образом давить на Россию, говорить, что ситуация выходит из-под контроля - это тоже момент политической игры.

И последний вопрос. Все, что связано с меньшинствами - это момент политической игры, как в рамках больших объединений, так и в рамках одной страны, а также в рамках приграничных стран. В книжке очень подробно изложено, что мнение венгерской оппозиции по поводу ситуации с венгерскими меньшинствами сильно отличается от мнения венгерских социалистов. Венгерские правые очень озабочены этой ситуацией, а венгерские левые считают, что достаточно каких-то рамочных действий, чтобы удерживать ситуацию под контролем. Кто из них прав - сказать очень трудно. Во всяком случае, мы можем сказать, что и в Воеводине, и в Словакии, и в Румынии венгерские партии входят в правительственное большинство, что, очевидно, препятствует каким-то видам дискриминации. Хотя нельзя сказать, что дискриминация полностью отсутствует. Поэтому Россия открыта для того, чтобы играть в этом поле, причем, играть очень разнообразно, с очевидной или неочевидной поддержкой кого-либо, но это не означает признание непризнанных государств как факт сегодняшнего дня. Потому что, если это произойдет, Россия себе отрежет ряд возможностей, которые очень важны для нее в диалоге со странами Западной Европы и со странами НАТО. Все открыто, все возможности у России есть, имеются они и у других стран, поэтому надо использовать их грамотно, последовательно, умно, технично, и тогда у нас все получится.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель