Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

Украина. Выборы 2012 – Выборы 2002

Первые сравнения

 

 

Первое, что бросается в глаза, это крайне небольшое количество инкумбентов (образца 2002 года), которые смогли повторить свой успех. Не следует в качестве причины приводить то, что между выборами лежит 10 лет. Во-первых, не 10, а 6. Еще в 2006 все депутаты от одномандатных округов 2002 года были депутатами ВР. Во-вторых, выборы 2006 и 2007 года проходили почти одновременно, а, следовательно, «полного привыкания» к выборам без мажоритарной составляющей произойти не могло. И, наконец, в-третьих, депутатский корпус 2007 года был не очень сильным (это видно хотя бы потому, как много депутатов 2007 года осталось без нового мандата), а значит, мажоритарные округа 2012 в начале кампании были относительно свободными.

 

Только 37 победителей 2002 смогли повторить свой успех. Причем трое (Яворивский, Биловол и Волков) поменяли регионы. Еще двое – Засуха и Губский мандатов не получили и, думаю, до перевыборов (как минимум) уже не получат. И, наконец, пламенный оппозиционер Булатецкий дважды выиграл выборы и дважды остался без мандата. Таким образом, действительно повторил свой успех в округе всего 31 депутат, то есть меньше 15%. В сравнении с тем, что на недавних выборах в США примерно две трети инкумбентов получили новый мандат (чуть ниже цифры в Германии и Франции), цифра в 15% кажется смешной. Украинская политическая элита обновляется (а такая цель стоит на повестке дня) гораздо быстрее, чем западноевропейские и североамериканские. Если сравнить средний возраст избранных депутатов, то в Украине он заметно ниже.

 

За 10 лет политическая ситуация переформатировалась в сторону большей поляризации и «жесткости конструкции». В 2002 в Раду прошли 6 партий, и они набрали 75,7% голосов (2,5% проголосовали против всех, 3,7% были признаны недействительными). В 2012 за 5 прошедших партий проголосовало 93,1%.

 

С учетом изменившейся формулы подсчета жесткость электоральной конструкции (под этим понимается отказ голосовать за непроходящие или находящиеся в зоне риска партии) выросла на 15%. Нынешние украинские цифры уже выше германских и не идут ни в какое сравнение с Литвой или Сербской Воеводиной (во всех упомянутых странах избирательные системы аналогичны украинской).

 

При этом в 2002 по пропорциональной системе победила оппозиционная «Наша Украина», а в 2012 самая что ни на есть власть в лице Партии Регионов. В действительности же, это не совсем так.

 

На выборах  2002 года стратегия власти совершенно отличалась от нынешней. В 2002 году власть сознательно шла на выборы «несколькими колоннами», среди которых были изначально непроходные КОПы и «Жiнки», а также ПСПУ – в качестве очень хорошего спойлера для коммунистов, отобравший у них более 3% (а с двумя альтернативными компартиями и больше 4%). После этого власть спокойно сосредоточила свое внимание на мажоритарных округах. Результат получился оптимальным. А, учитывая крайне низкую популярность власти на тот момент (ЗаЕдУ по пропорциональной системе выиграла только в Донецкой области), то итог выборов 2002  вообще был для власти замечательным.

 

2012

2002

2012-1002

КПУ

ПР

ОО +

Свобода

УДАР,

УВ, РПОЛ

КПУ+

ПСПУ

Партии

власти

НУ, БЮТ,

СПУ

Другие

партии

Власть

Оппозиция

АР Крым

19,4

53,5

14,4

9,5

40,9

33,0

13,2

3,6

-1,0

1,2

Винницкая область

8,9

17,4

54,8

15,8

14,9

11,7

65,5

1,6

-0,3

-10,7

Волынская область

7,0

13,0

59,1

18,4

7,2

13,4

72,8

1,3

-0,6

-13,7

Днепропетровская обл.

19,4

36,0

24,0

17,4

38,6

31,3

16,8

3,4

-14,5

7,2

Донецкая обл.

18,9

65,5

6,5

6,6

36,2

45,8

7,1

2,1

2,4

-0,6

Житомирская обл.

12,8

21,8

45,1

17,0

23,5

25,4

40,5

2,6

-14,3

4,6

Закарпатская обл.

5,0

31,1

37,7

22,1

9,0

29,1

42,9

3,7

-2,0

-5,2

Запорожская обл.

21,2

41,2

19,2

15,3

41,3

27,5

16,9

4,3

-6,4

2,3

Ивано-Франковская  обл.

1,8

5,2

75,0

16,3

2,7

6,4

85,5

0,5

-2,1

-10,5

Киевская  обл.

6,1

21,1

48,3

21,5

16,2

20,2

49,0

5,3

-9,2

-0,7

Кировоградская обл.

13,5

26,4

39,0

18,3

27,1

25,4

36,5

2,5

-12,6

2,5

Луганская область

25,1

57,5

7,0

7,5

46,2

31,7

10,0

2,8

4,7

-3,0

Львовская область

2,0

4,7

76,2

15,5

3,8

7,8

82,3

0,7

-4,9

-6,1

Николаевская обл.

19,1

41,0

21,8

15,4

36,8

35,0

15,3

2,9

-11,7

6,5

Одесская область

18,2

42,3

19,3

16,5

33,1

31,6

20,0

4,6

-4,2

-0,7

Полтавская обл.

13,5

22,0

39,3

21,6

22,0

15,1

52,1

2,6

-1,6

-12,8

Ровенская обл.

6,2

16,0

55,4

19,7

6,9

17,1

68,2

1,4

-1,8

-12,8

Сумская обл.

12,2

21,2

44,1

19,5

22,8

24,2

43,9

1,4

-13,6

0,2

Тернопольская обл.

1,9

6,5

73,8

15,9

2,2

4,3

88,9

0,5

1,9

-15,1

Харьковская обл.

20,8

41,3

19,5

15,5

38,2

35,0

14,1

3,1

-11,1

5,4

Херсонская обл.

23,3

29,6

27,1

16,8

38,2

23,3

25,0

5,1

-8,6

2,1

Хмельницкая обл.

8,8

18,8

50,8

18,7

17,4

16,4

52,5

2,3

-6,2

-1,7

Черкасская  обл.

9,3

18,8

48,4

20,3

17,8

13,8

57,7

4,9

-3,5

-9,3

Черновицкая обл.

5,5

21,0

49,9

20,8

11,5

19,6

56,8

2,6

-4,6

-6,9

Черниговская обл.

13,2

20,2

37,8

25,2

21,5

19,3

47,8

5,1

-7,4

-10,0

Киев

7,2

12,8

49,2

28,0

14,0

16,0

46,4

14,5

-10,0

2,8

Севастополь

29,5

52,4

7,5

7,8

38,8

35,4

9,0

3,3

7,7

-1,5

Украина в целом

13,2

30,3

37,1

16,6

25,0

24,8

38,9

3,2

-6,3

-1,8

Таблица. 1 Сравнение результатов 2012 и 2002 по пропорциональной системе. По регионам и группам основных политических сил.

 

Данные таблицы 1 и карт 1 и 2 (которые составлены по данным таблицы 1) позволяют сделать ряд выводов. Пока предварительных.

Карта 1

 

 

Карта 2

1. В 2002 году КПУ, ЗаЕдУ, СДПУ (о) и непрошедшие в Раду проекты с «Банковой» реально получили более 50% голосов избирателей. В 2006, 2007 и 2012 годах – эта цифра колеблется в очень узком интервале 45-47%, несмотря на то, что формула выборов менялась. Одновременно, начиная с 2007 года, резко сокращается число участвующих в выборах партий.

2. Тактика Банковой в 2002 году состояла в максимальном дроблении голосов конкурентов и (одновременно) недопущении «донецких» к полному контролю за формируемым большинством. Тактика в значительной мере сработала, а дальнейшее развитие событий показало, что только в таком варианте юго-восток может опередить центро-запад по количеству набранных голосов.

3. Общая потеря голосов у КПУ+ ПР+ сателлиты в 2012 в сравнении с 2002 составила около 9% (с пересчетом на 100%) и 6,3% (по данным ЦВК). В 9 регионах из 27 спад (с учетом пересчета) составил более 10%,  роста (с учетом пересчета) нет ни в одном регионе.

4. При этом оппозиция (ОО + Свобода, НУ+БЮТ+СПУ) также потеряла голоса. С учетом пересчета примерно 4%.Серьезное падение в 7 регионах, небольшой устойчивый рост во всех Южных регионах, кроме Крыма и Одессы.

5. На президентских выборах 2010 года ситуация 2002 фактически повторилась. В первом туре Янукович + Тигипко + Симоненко + Литвин + сателлиты набирают примерно 57% голосов (с пересчетом), во втором Янукович немедленно теряет более 5% и набирает около 52%.

6. Структура голосов по регионам, поданных в 2012 за УДАР практически полностью (за исключением Галичины) повторяет структуру голосов Тигипко в 2010. Следует также обратить внимание на то, что рейтинги Тигипко в 2010 и Кличко в 2012 существенно  менялись уже во время избирательной кампании.

7. В действительности это означает, что примерно 20% голосов украинцев при дуэли «донецкие – недонецкие» и треугольнике «донецкие – третья сила – национал-демократы» распределяются различно. При этом во втором варианте теряют и те другие. Обычно национал-демократы теряют больше, но сейчас ОО получила новые голоса в южных областях, и за счет этого больше потеряли «донецкие».  Несмотря на то, что Кличко скорее был в оппозиции.

 

2012

2012

2012 - 2002

Всего

Власть

КПУ

НУ

СПУ

Другие

Всего

ПР+

Партнеры

власти

ОО,

Свобода

Другая

оппозиция

УДАР

Другие

Отменены

Власть

Оппо -зиция

Другие

АР Крым

10

9

1

10

9

1

без изменений

Винницкая область

8

3

4

1

8

4

1

3

+1

-3

+2

Волынская область

5

1

4

5

3

1

1

+3

-3

 

Днепропетровская обл.

17

17

17

16

1

без изменений

Донецкая обл.

23

22

1

21

21

без изменений

Житомирская обл.

6

5

1

6

4

1

1

-1

 

+1

Закарпатская обл.

6

3

2

1

6

3

3

 

-1

+1

Запорожская обл.

9

5

1

3

9

9

+3

-3

 

Ивано  - Франков.  обл.

6

6

7

5

1

1

 

 

+1

Киевская  обл.

8

5

2

1

9

6

1

2

1

+1

 

 

Кировоградская обл.

5

5

5

4

1

-1

+1

 

Луганская область

12

11

1

11

10

1

без изменений

Львовская область

12

1

11

12

1

11

без изменений

Николаевская обл.

6

6

6

5

1

1

+1

-1

 

Одесская область

11

11

11

8

3

-3

 

+3

Полтавская обл.

8

6

1

1

8

3

1

2

2

-3

 

+3

Ровенская обл.

5

2

3

5

1

4

-1

+1

 

Сумская обл.

6

5

1

6

1

1

3

1

-4

+4

 

Тернопольская обл.

5

5

5

5

без изменений

Харьковская обл.

14

14

14

14

без изменений

Херсонская обл.

5

3

1

1

5

3

1

1

 

-1

+1

Хмельницкая обл.

7

6

1

7

4

2

1

-1

+1

 

Черкасская  обл.

7

6

1

7

5

1

1

2

без изменений

Черновицкая обл.

4

2

2

4

2

2

без изменений

Черниговская обл.

6

4

2

6

3

1

1

1

-1

 

+1

Киев

12

4

7

1

13

1

11

1

1

-3

+4

 

Севастополь

2

2

2

2

без изменений

Украина в целом

225

158

4

54

3

6

225

140

10

52

3

6

14

5

-9

-1

+13

Таблица. 2 Сравнение результатов 2012 и 2002 по мажоритарной системе. По регионам и группам основных политических сил.

 

Разрешить возникшие вопросы во многом позволяет анализ мажоритарных округов (таблица 2 и карта 3).

Карта 3

Даже поверхностный анализ позволяет сделать ряд предварительных выводов.

1. Мажоритарные округа в Украине еще более стабильны, чем голосование по пропорциональной системе. Переходов не более 40-45, т.е. около 20%, причем значительная часть из этого – переходы к третьей силе. 20% - это больше чем на недавних выборах в США (там около 10%).

Но, во-первых, 20% - это вполне респектабельный показатель.

А во-вторых, в США не было и нет такого количества независимых, которые в каждые украинские выборы вносит элемент непредсказуемости. Очень мало независимых и в уже упоминавшихся Литве и Воеводине.

Таким образом, для существующей конфигурации политическая система Украины очень стабильна и весьма устойчива.

2. Власть потеряла 12 мандатов (несовпадение цифр в таблице объясняется тем, что в Донецке и Луганске стало на 3 округа меньше), однако имеет возможность компенсировать потери за счет части независимых. Если это произойдет, то партия власти может полностью повторить результат 2002 года – 158 мандатов, или даже 162 (с учетом 4-х мандатов у КПУ в 2002 году).

3. Практически это означает, что 120-130 округов из 225 нынешняя власть контролирует при любом развитии ситуации. А значит, соглашаясь на смешанную систему, оппозиция заранее ставила себя в проигрышную ситуацию.

4. Власть оказалась в плюсе только в двух областях – Волынь и Запорожье (в каждой из них есть своя специфическая история, причем на Волыни по пропорциональной системе около 0, а в Запорожье очевидный минус). В минусе – во многих. Это подтверждает выводы, сделанные по итогам голосования по пропорциональной системе. Власть теряла практически всюду, но только в нескольких случаях (Киев, Полтавская и Сумская области) – это привело к очевидному негативному результату.

5. В 10 регионах из 27 вообще никаких изменений не произошло. Существенные (более 2 мандатов) изменения произошли в 7 регионах. Еще в 10 изменения минимальны.

6. Оппозиция не смогла воспользоваться тем, что власть утратила определенную часть поддержки. Сюрпризом вообще оказалось то, что оппозиция смогла выйти на результат 10-летней давности.

Вообще кампания в округах проходила при большей инициативе лояльных власти кандидатов. Определенные, а в некоторых случаях существенные изменения произошли только на заключительном этапе кампании.

Этому способствовал хороший медийный эффект от переговоров с УДАРом по поводу взаимного снятия кандидатов (кстати самому УДАРу он скорее только повредил) и высокая явка в западноукраинских областях.

Можно предположить, что результат, который получила оппозиция – это максимально возможный результат в мажоритарных округах при данной политической конфигурации в Украине. Для того чтобы составить реальную конкуренцию власти оппозиция должна побеждать на юге и востоке.

7. Наибольший сдвиг произошел в городах центра и частично юга Украины. Здесь у кандидатов от власти были самые серьезные проблемы (карта 4).

 

Карта 4

 

 

1. Практически все изменения произошли в Северной, Центральной и Южной части Украины, причем в Северной и Центральной части изменения произошли во всех областных центрах, кроме Черкасс.

2. Все изменения не в пользу партии власти. Упоминавшиеся уже Луцк и Запорожье являются исключениями, в целом противоречащими общей картине.

3. В областных центрах Севера и Центра власть проиграла (в сравнении с 2002 годом) 11 мандатов. Из 12 проигранных вообще. Т.о. можно говорить о сути проблемы. В большинстве равновесных округов, где избиратели в значительной мере голосуют идеологически, партия власти потерпела серьезное поражение.

4. В отличие от 2002 года, в отличие от местных выборов 2010 года.

5. В цифрах размер поражения различен. От минимального в Полтаве, Кировограде и ряде округов Киева, до серьезного в Сумах и разгромного в Чернигове и Житомире. Кстати в Чернигове выдвигался действующий мэр, а в Житомире действующий губернатор. Имевшие вполне хорошие стартовые рейтинги и владевшие всей полнотой административного ресурса. Очевидно, что этого недостаточно.

 

 

Сама по себе политическая система Украины не содержит (в сравнении с известными аналогами) каких-либо неразрешимых или даже очень серьезных проблем.  Политическая система Украины (в ее электоральном измерении) стабильна, предсказуема, не содержит признаков застоя. За минувшие 10 лет политическая элита заметно обновилась, а это означает, что избиратели оказывают необходимое воздействие на состав элиты и принимаемые ей решения. Т.е. если говорить о проблемах Украины, то проблема не в выборах и не в избирательной системе. Они только отражают общую ситуацию в стране.

 

Что касается самой избирательной системы и отношений в системе власть – выборы, то предварительные выводы следующие.

 

1. Нынешняя система гораздо более удобна для Партии Регионов, чем полностью пропорциональная система.

Однако. Она гораздо менее удобна, чем, например, испанская или германская системы. А сочетание испанской системы и мажоритарной составляющей, либо англо-американская система вообще дадут «донецким»  огромное, практически неотыгрываемое преимущество.

 

2. Неудача ПР (и сам характер этой неудачи) в областных центрах говорят о том, что в нынешнем своем виде ПР не сможет рассчитывать на большее количество голосов образованной и самодостаточной части населения в «равновесных» регионах.

 

Контраст между местными выборами 2010 и нынешними выборами как раз и состоит в том, что там, где вместо ПР выступали ее партнеры из более нейтральных партий (Сумы, Полтава, Черкассы), результат партии власти был значительно лучше. Об этом же говорят результаты Блока Черновецкого в Киеве. Несмотря на то, что многие из команды Черновецкого участвовали в выборах в качестве партнеров ПР, это не принесло «донецким» никаких дополнительных голосов.

 

3. Вообще ситуация, когда власть (в течение уже длительного времени)  находится в руках неидеологической партии, представляющей интерес одного региона, кажется странной и практически не имеет зарубежных аналогов. Безусловно, ПР (как и все другие неэкстремистские партии) имеет право участвовать во власти. Однако, для того, чтобы власть была стабильна и пользовалась хотя бы минимальной поддержкой во всех регионах – она должна быть не «региональной», а идеологической.

Для этого ПР нужны партнеры, стоящие не на «региональных», а на «общенациональных» позициях. После выборов 28 октября таких партнеров станет только меньше. Народная Партия Литвина практически умерла как самостоятельный политический игрок, а с «Единым Центром» власть вряд ли продолжит сотрудничество. Между тем именно НП и ЕЦ выполняли столь важную роль баланса, который позволил ПР добиться относительно удачного результата в Центре, на Севере и в Закарпатье.

 

 

 

:: Высказаться ::

 

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель