Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Владимир Брутер, ноябрь-декабрь 2000 года. Независимая газета.

МЕЖДУ ПЕРВЫМ И ВТОРЫМ

 

Выборы президента Молдавии в самом разгаре. После провала первого раунда выборов в течение двух недель процедура должна повториться. Таким образом, до 21 декабря должны быть выдвинуты новые (или те же самые) кандидаты. А не позднее 25 декабря парламент либо выберет для страны президента, либо будет распущен и, скорее всего, на вторую половину февраля будут назначены досрочные парламентские выборы.

Вокруг поста президента, избираемого депутатами и не имеющего по новой конституции фактически никаких полномочий, ведется совсем нешуточная борьба. За последние 3 недели ситуация менялась уже несколько раз, и неудача первого раунда только логически завершила первый круг политического торга и одновременно объявила о начале второго.

На наш взгляд в том, что происходило и продолжает происходить в парламенте, начисто отсутствует идеология. В сущности, всем депутатам вне зависимости от фракций почти безразлично кто станет президентом. При этом каждая из партий отстаивает лишь одну принципиальную позицию – не допустить усиления конкурентов, а при удачном стечении обстоятельств поменять пост президента на другие должности, менее почетные, но более эффективные.

Отсутствие в парламенте какого-либо внятного большинства и необходимость набрать 61 голос в поддержку своего кандидата для любой временной коалиции с самого начала определили правила игры. При этом сразу же и почти независимо друг от друга стали развиваться несколько сюжетных линий.

Основная линия развивалась и в определенной мере продолжает развиваться и сейчас вокруг конфигурации "президентского" большинства. С самого начала наблюдатели предполагали, что "парламентская коалиция", принявшая летом поправки к конституции, ограничивающие полномочия президента и направленные на фактическое устранение Петра Лучинского с политической арены, вряд ли может быть воспроизведена в прежнем составе. Коммунисты, с одной стороны, и представители ХДНП, с другой, не смогут найти взаимоприемлемого кандидата.

Рассматривая возможные сценарии "президентской кампании", мы полагали, что основных вариантов может быть три.

Первый – это кандидат от коалиции или временного соглашения. Наиболее вероятной являлась коалиция ПКРМ (40 голосов) – БДПМ (15-16 голосов) и ПВСМ (17 голосов). Место ПВСМ могли при определенных обстоятельствах занять ПДС (8 голосов) плюс несколько независимых депутатов. Очевидно, что для избрания президента необходимы были голоса всех фракций, а это в свою очередь предполагало, что посты будут расписаны в строгом соответствии с новым алгоритмом. Предположительно: Думитру Дьяков - президент, Владимир Воронин вместо Дьякова спикер и представитель ПВСМ (как наиболее вероятную, но вовсе не обязательную фигуру, называли вице-спикера Владимира Чобану) -премьер-министр. Подобный расклад стал наиболее обсуждаемым после того, как коммунисты публично отклонили предложение экс-президента Мирчи Снегура о том, что именно его следует избрать новым старым президентом, но согласились обсуждать кандидатуру Дьякова. Таковы были стартовые позиции сторон.

В середине ноября, за две недели до выборов, мы оценивали вероятность подобного варианта не более чем в 20-25 %. И действительно, несмотря на периодически поступавшую информацию о том, что переговоры между тремя сторонами проходят успешно, попытка договориться закончилась ничем. На наш взгляд, в неудаче переговоров решающую роль сыграли два ключевых обстоятельства.

Во-первых. Подобный "тройственный" союз с самого начала не был выгоден коммунистам. Партийный актив в целом резко отрицательно воспринял перспективу подобного размена. Пост спикера для большинства депутатов-коммунистов представлялся явно недостаточной компенсацией за пост премьера, являющегося по ныне действующей конституции главным в Молдавии. Поэтому коммунисты все время пытались вывести ПВСМ за рамки переговоров, добиться сохранения беспартийного кабинета или его замены на аналогичный. При этом Мирча Снегур и его сторонники ставились перед фактом. Либо экс-президент соглашается с тем, что ему предлагают, либо ему не предлагают ничего. Подобная позиция, естественно, не нравилась ни Снегуру, ни Дьякову, который продолжал переговоры с Ворониным. При этом официальных заявлений о разногласиях ни одна из сторон так и не сделала. Идти на выборы, не имея поддержки со стороны ПВСМ, было бессмысленно, и коммунисты окончательно решили действовать самостоятельно. Партийные массы настояли на принятии жесткого варианта и определили своим кандидатом в президенты лидера ПКРМ Владимира Воронина. Считается, что здесь не обошлось без влияния Петра Лучинского и его команды. Во всяком случае неожиданное сближение команд Воронина и Лучинского налицо. Однако, на наш взгляд, коммунисты блефуют, показывая, что вопрос о досрочных выборах, если не удастся договориться о кандидатуре президента, для них уже решен. Решение окончательно еще не принято, и переговоры, вне зависимости от нынешних заявлений сторон, будут продолжены.

Во-вторых, избрание Думитру Дьякова на пост президента противоречило бы интересам значительной части его товарищей по Демократической партии. Уход Дьякова от реального руководства партией объективно привел бы, по их мнению, к многочисленным расколам, и в результате партия оказалась бы неготовой к следующим парламентским выборам. Таким образом, Дьякову пришлось столкнуться и с внешней, и с внутренней оппозицией по отношению к своей кандидатуре. Возможно, это и не сыграло решающей роли, но время, отведенное для политического торга, подходило к концу. В итоге, не дождавшись решения потенциальных союзников, коммунисты официально называют Владимира Воронина своим единственно возможным кандидатом в президенты. Это, конечно же, является ошибкой, которая уже в ближайшее время может существенно обострить политическую ситуацию в республике. В ответ Дьяков и его союзники собирают все оставшиеся фракции, пытаются реанимировать Альянс за Демократию и реформы (АДР) и выдвигают единого контркандидата.

На наш взгляд, это также ошибка. Во-первых, реанимация АДР никаких дивидендов никому из его участников не принесет. Опыт соседней Румынии здесь более чем показателен. Во-вторых, собрание фракций явно просчиталось с кандидатурой. Выдвинув в президенты председателя Конституционного суда Павла Барбалата, АДР фактически сделал невозможным выдвижение председателя КС, который объективно являлся одним из наиболее проходимых кандидатов, при повторных выборах. Коммунисты теперь точно не поддержат его кандидатуру, а это серьезно увеличивает вероятность досрочных выборов, чего ни одна из сторон в общем-то не хочет. По нашей информации решение о выдвижении Барбалата было спонтанным, хотя предварительные переговоры и велись. При этом и партии альянса и сам Барбалат полностью осознавали, что ни у него, ни у Воронина в первом раунде президентских выборов нет никаких шансов, а, следовательно, торг плавно переносится на следующие три недели, отведенные на повторные выборы.

Второй возможный сценарий связывался с поиском непартийного кандидата, который одновременно являлся бы известным и в определенной мере популярным в стране человеком. Этот вариант получил условное название "президент по необходимости". Стороны при этом сохраняли бы свое лицо, демонстрируя, что они в состоянии умерить свои амбиции и избрать президентом независимого и уважаемого политика. При этом Дьяков оставался бы спикером, а техническое правительство так и исполняло бы свои обязанности до очередных парламентских выборов. Основным претендентом на президентскую должность в этом случае считался именно Павел Барбалат. После того, как председатель КС несвоевременно засветился в первом туре, основным кандидатом теперь можно считать председателя Высшей судебной палаты Виктора Пушкаша. Разумеется, произойдет это лишь в том случае, если стороны остановятся на данном варианте.

В этом, по крайней мере сейчас, есть сомнения. Подобный вариант требует определенных предварительных договоренностей, а стороны свои позиции на повторные выборы еще не определили. Такого рода согласования потребуют определенного времени, и можно просто не успеть договориться.

В этом случае возможен третий вариант. Условно его можно назвать "вариантом отчаяния". В случае, если договориться между собой стороны не смогут или не успеют, но примут принципиальное решение не допускать роспуска парламента, то президентом может стать фактически любой политик второго или даже третьего уровня, либо вообще далекий от политики, но известный в республике человек. В качестве такой фигуры рассматриваются президент академии наук Андрей Андриеш, академик Ион Попушой и некоторые другие. Вероятность подобного варианта, как ни странно, достаточно высока. В отличие от варианта номер два здесь даже нет опасности того, что вновь избранный президент начнет свою игру, а поэтому лидеры парламентских партий смогут чувствовать себя более свободно. Единственная проблема состоит в том, что подобный выбор будет достаточно сложно объяснить избирателям, но это уже другая тема.

Единственным альтернативным вариантом является немедленный роспуск парламента и проведение, предположительно еще зимой, досрочных выборов. Взгляды основных партий по данному вопросу постоянно меняются. Причем только за последний месяц взгляды лидера коммунистов Владимира Воронина только публично менялись пять или шесть раз. В принципе коммунисты не возражали бы против досрочных выборов. Проблема опять-таки в том, что у них не было ни среднесрочной, ни, тем более, долгосрочной стратегии, а это постоянно создает дополнительный элемент неопределенности. Судя по данным социологических опросов, если бы парламентские выборы состоялись сейчас, то коммунисты могли бы рассчитывать на абсолютное большинство парламентских мандатов с вероятностью пятьдесят на пятьдесят. Как ни странно, но любая из этих двух возможностей имеет свои недостватки. Создание однопартийного коммунистического правительства будет иметь настолько отрицательную реакцию, что даже сами коммунисты скептически относятся к подобной возможности. Тем более что для избрания президента голосов им все равно не хватит. Неслучайно, что во время ноябрьского раунда переговоров, Владимир Воронин официально предложил Думитру Дьякову создание долговременной коалиции, но получил однозначный отказ. Коммунисты все время находятся как будто на распутье. У них достаточно сил, чтобы получить всю власть. Но есть и понимание, по крайней мере у руководства партии, что реализовать полученные властные полномочия будет крайне сложно, если вообще возможно.

На наш взгляд, окончательный выбор варианта в первую очередь зависит от коммунистов. Именно Воронину предстоит делать окончательный выбор. Во-первых, у коммунистов есть блокирующий пакет, и без их голосов президент просто не может быть избран. Во-вторых, если коммунисты отойдут от жесткой позиции и предложат какой-либо компромиссный вариант, то он пусть вынуждено, но, видимо, все-таки будет принят основными парламентскими партиями.

Коммунисты пока в своем выборе не определились, и по имеющейся информации окончательное решение о тактике на повторные выборы будет принято не ранее чем 10-11 декабря. На выбор коммунистов в значительной мере повлияет развитие параллельных сюжетов, которые все это время находились в тени главной темы.

Первый сюжет – это выборы в соседней Румынии, которые всегда оказывают определенное, прежде всего психологическое влияние на молдавскую политическую элиту. Результаты выборов уже называют шокирующими, имея в виду небывалый успех посткоммунистов и националистов, и жестокий приговор, который избиратели вынесли правившей четыре года правоцентристской коалиции. Для многих в партии коммунистов успех Партии социальной демократии (ПДСР) в Румынии стал чем-то вроде сигнала к наступлению. Уже сейчас большинству партактива трудно объяснить, почему руководство партии не торопится взять власть в свои руки, если даже в Румынии уже "наша взяла". А после ожидаемой победы Иона Илиеску во втором туре президентских выборов рядовых членов партии сможет удержать от немедленного похода во власть только личный авторитет лидера вместе с долговременным планом. Выборы в Румынии еще раз ответили политической элите Молдовы на вопрос о том, что хочет молдавский избиратель – больше социализма, больше изоляционизма и меньше непопулярных и главное непонятных реформ.

Вокруг планов коммунистов на игру разворачиваются два других сюжета, информация о которых до последнего момента вообще отсутствовала.

Вечером, 22 ноября президент Молдавии Петр Лучинский подписал указы о замене двух министров - образования - Иона Гуцу и иностранных дел -Николае Табакару на, соответственно, Илью Ванча, депутата от партии коммунистов, и Николая Черномаза, посла в Венгрии, бывшего госминистра и близкого друга президента. Тем самым президент напомнил, что, в той или иной степени, он остается игроком на политической сцене. Но самым неожиданным стало то, что уже на следующий день Владимир Воронин признал, что изменения в правительстве были произведены после консультаций президента с ним и с премьером Дмитрием Брагишем. Таким образом, стало очевидно, что все последнее время между Лучинским и Ворониным шли переговоры. Причем лидер коммунистов параллельно договаривался и с Дьяковым, и с Лучинским, полными, на сегодняшний день, антагонистами. Пока не ясно, насколько успешно продвигаются переговоры между Лучинским и Ворониным по главному вопросу – выборам президента и досрочным парламентским выборам. Стороны обсуждают возможные варианты постоянно, однако, по имеющейся информации, к согласию по всему комплексу вопросов еще не пришли. Первый тур первого раунда президентских выборов показал, что пропрезидентская группа независимых единогласно проголосовала за Владимира Воронина. То есть временное соглашение достигнуто, однако с договоренностью о стратегическом партнерстве дело обстоит значительно сложнее. Выступая на пресс-конференции после первого тура, спикер Думитру Дьяков сразу же обвинил коммунистов и независимых в деструктивном поведении, заявив, что таким образом коммунисты отчитываются перед неким неназванным политбюро. На наш взгляд, спикер несколько поторопился. По имеющейся информации никаких окончательных договоренностей между лидером ПКРМ и президентом Лучинским пока не достигнуто, и речь идет о блефе или о своего рода шантаже. Коммунисты лучше других готовы к досрочным выборам, и Воронин таким образом дает понять Дьякову и Снегуру о своих намерениях, считая, что в их распоряжении нет эффективных контрмер, они должны дрогнуть и согласиться с его условиями.

После окончания первого тура, когда Павел Барбалат получил всего тридцать семь голосов, правые партии заявили о том, что выборы следует признать недействительными в связи с тем, что члены фракции коммунистов голосовали открыто, и это нарушило процедуру тайного голосования. Несомненно, что претензии правых носят формальный и ничем не обоснованный характер. Во-первых, голосование в открытом порядке (речь идет именно о добровольном порядке) ни законам, ни процедуре противоречить не может, а во-вторых, на результатах голосования это никак не сказалось. Правые фракции не утвердили протокол голосования и обжаловали состоявшиеся выборы в Конституционном суде, непосредственно у г-на Барбалата. Суд (официально Барбалат не принимал участия в заседании) принял сторону правых и решил, что процедура действительно была нарушена. То есть процедура тайных выборов предполагает обязанность депутата заполнять бюллетень исключительно в кабине и никому его не показывать. На наш взгляд, суд дал явно расширительное толкование, несоответствующее сложившейся практике. Таким образом, несмотря на то, что процедура парламентского голосования не является полностью свободной, фракции никак не могут контролировать голосование своих депутатов и т.д. После того, как 3 декабря голосами правых фракций выборы от 1 декабря были признаны несостоявшимися, весь первый раунд президентских выборов повторился сначала. Результаты оказались абсолютно аналогичными тем, что были отменены. За Воронина 50 голосов (на 2 больше), за Барбалата 35 (на 2 меньше) и 13 недействительных бюллетеней, 3 не голосовали. Разумеется, правые фракции вовсе не рассчитывали, что отмена первого тура голосования и обязанность голосовать в кабине изменят позицию членов фракции ПКРМ. Запрос в КС нужен им был для того, чтобы затянуть время, вывести из равновесия Воронина, показать ему на чьей стороне суд и еще раз попытаться с ним договориться . Возможно, что они рассчитывают, что им удастся затянуть процедуру до нового года или даже до 15 января, когда заканчиваются полномочия Лучинского. Хотя, на наш взгляд, после подобных демаршей, коммунистам еще меньше чем раньше захочется идти на какие-либо компромиссы. По всему видно, что для ДП и ПВСМ ужесточение позиции коммунистов фактически за день до конечного срока выдвижения, оказалось большим сюрпризом, и они так и не смогли найти удачного опровержения тактики коммунистов.

В ответ на демарш правых коммунисты официально потребовали ухода Дьякова в отставку с поста спикера. Разумеется, ответные действия коммунистов не будут иметь никаких последствий. Для смещения спикера необходимо набрать две трети голосов, что, учитывая расклад голосов в парламенте, невозможно. Однако, отношения между Ворониным и Дьяковым, которые еще за неделю до 1 декабря были, по их же словам, самыми близкими и конструктивными за последние два года, оказались серьезно испорченными.

На весь ход переговоров между командами президента и лидера компартии серьезное воздействие оказывает заключительный сюжет, имеющий чуть ли не решающее влияние на происходящее. Речь вновь идет об усилиях российского руководства по урегулированию ситуации в Молдове. Только за последние три недели Владимир Воронин дважды летал в Москву, где имел встречи в администрации президента и в руководстве КПРФ. На саммите СНГ в Минске состоялась беседа Владимира Путина с Петром Лучинским.

Ситуация с потенциальным союзом между Ворониным и Лучинским значительно усложнилась в сентябре после того, как президент Молдавии дезавуировал достигнутые ранее договоренности о приднестровском урегулировании. После этого работа комиссии под руководством Евгения Примакова фактически была заблокирована, а о Лучинском стали забывать и воспринимать уже почти с приставкой экс.

Возобновление диалога между коммунистами и командой Лучинского стало почти полной неожиданностью для Думитру Дьякова. На наш взгляд, в действиях коммунистов есть определенная логика. Воронин, понимая, что ему нельзя брать власть в одиночку, постоянно пытается найти партнеров. Сейчас, после принятия конституционных поправок, он уже не боится Лучинского и готов на своих условиях с ним сотрудничать. Предложение Воронина о создании коалиции направлялось, как уже говорилось выше, и Дьякову, но было отклонено, и той или иной степени Лучинский остался для коммунистов единственным возможным партнером.

Однако без участия России политический союз Лучинского и Воронина абсолютно бесперспективен. То есть в виде правительства Брагиша такой союз существует и сейчас. Правительство Брагиша ничуть не хуже, а в чем-то, возможно, даже и лучше, чем предыдущие кабинеты. В то же время, очевидно, что у нынешнего кабинета нет ни перспективы, ни времени, ни ориентиров. Учитывая сегодняшнее социально-экономическое положение в Молдове, на подобную политику просто нет времени. Пока неясно, захочет ли российское руководство вновь тратить время на внутренние молдавские проблемы. Хотя факт активного участия России в приднестровских выборах скорее говорит в пользу того, что у президента РФ есть твердая решимость покончить со всеми молдавскими и приднестровскими узлами и создать в единой Молдове работоспособную и вменяемую администрацию, одновременно лояльную по отношению к России. В то же время предвыборная кампания в Приднестровье еще раз напоминает о том, насколько все эти проблемы сложны и запутаны.

В выборах на левом берегу участвуют три основные политические силы. Блок "Обновление" объединяет все силы, находящиеся под контролем исполнительной власти ПМР, возглавляемой президентом Игорем Смирновым. Основную конкуренцию ему составляют объединенные левые и избирательный блок "Единство", созданный по прямой аналогии с российским "Медведем". Неформальными лидерами блока являются председатель ВС ПМР Григорий Маракуца и директор Рыбницкого металлургического комбината Анатолий Белитченко. Старт избирательной кампании "Единства" не предвещал никаких серьезных проблем для нынешней приднестровской администрации, однако с начала ноября ситуация резко изменилась. Блок получил на выборы серьезные по приднестровским меркам средства, а его кампанию возглавили опытные политтехнологи и PR-специалисты. Начало создаваться впечатление, подтвержденное затем опросами, что "Единство" может и выиграть. В администрации ПМР сразу забеспокоились, следствием чего стал неожиданный блиц-визит Игоря Смирнова в Москву. По имеющейся информации он, однако, не дал никаких результатов. После этого руководство ПМР пошло на крайние, но уже хорошо знакомые по недавним российским событиям, меры. Без каких-либо внятных объяснений с регистрации были сняты секретарь блока и некоторые другие лидеры "Единства". Игорь Смирнов еще раз дал понять всем своим возможным конкурентам и оппонентам, что единственным аргументом против него является сильное и постоянное давление, которое реально может оказать только руководство России. Следует также отметить, что полномочия приднестровского ВС настолько несущественны, что победа "Единства" на выборах имела бы скорее только моральные последствия, и именно этого, в первую очередь, Игорь Смирнов и опасается. Нынешние коллизии вокруг приднестровских выборов еще раз и совершенно ясно показывают, что весь комплекс молдавских и молдавско-приднестровских проблем поодиночке неразрешим. Здесь необходим общий подход, и именно за этим ездил в Москву Владимир Воронин.

После провала первого раунда на очереди повторные выборы президента, которые должны состояться в районе 20-23 декабря. Результаты первого раунда никак не связывают стороны в том, что касается дальнейших переговоров. Однако число основных вариантов сократилось всего до двух. Или сторонам удастся о чем-либо и о ком-либо договориться, или в феврале нас ждут всеобщие выборы с вполне предсказуемыми результатами.

Можно предположить, что стороны в целом сохранят ранее выбранную тактику. Коммунисты будут "угрожать" ДП и ПВСМ контактами с Лучинским, с Москвой и неприятностями после досрочных выборов. Дьяков и отчасти Снегур будут пытаться смягчить позицию Воронина и получить в результате торга максимум возможного, соглашаясь при этом передать коммунистам еще несколько ключевых должностей. При этом их главным требованием станет отказ коммунистов от кандидатуры Воронина на пост президента.

Вообще, история с выдвижением Воронина на пост президента стала предвыборной неожиданностью. Еще в середине ноября сам Воронин категорически отрицал возможность своего выдвижения на пост главы государства, однако, затем позиция коммунистов решительно изменилась. При этом можно отметить, что поведение Воронина в парламенте в день выборов говорило о том, что все это не всерьез, и он президентом, во всяком случае сейчас, становиться не собирается. Интереснее, однако, то, что существенно изменилась в этом вопросе позиция Демократической партии. Еще две недели назад лидеры ДП охотно говорили в кулуарах о том, что они не прочь отдать Воронину президентский пост, мотивируя это следующими соображениями. Во-первых, уход Воронина от реального руководства партией и, как следствие, ее быстрое ослабление. Во-вторых, почетная ссылка для самого Воронина, который на ничего не значащем посту президента будет для них менее опасен. В третьих, за почетный, но формальный пост у коммунистов можно было бы получить взамен нечто более реальное и эффективное. И вдруг позиция изменилась буквально на сто восемьдесят градусов. Теперь лидеры ДП объясняют свое неприятие кандидатуры Воронина тем, что "став президентом, он не удовлетворится имеющимися полномочиями", и вновь будет актуализирован вопрос о президентской и парламентской форме правления в Молдавии. В действительности ситуация обстоит значительно серьезнее. Румынский сюжет совершенно очевидно свидетельствует о смене вех в регионе. Сейчас, конечно еще рано делать выводы о том, какой будет новая конфигурация, но вердикт избирателей очевиден. Дело не в том, что Воронин будет стремиться к каким-то особым полномочиям. Возможно, будет, а, возможно, они ему даже и не понадобятся, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Дело в том, что у коммунистов Молдавии прямо на глазах пропадает страх власти. Еще месяц назад они, несмотря на массированную поддержку избирателей, боялись публичной власти, пытаясь разменять свое влияние на различные кулуарные соглашения. Теперь они перестают бояться власти – они видят настроения в обществе, они не боятся изоляции – по крайней мере в регионе, и они понимают, что хуже в Молдавии уже не будет, они получат власть в момент, когда страна находится почти на самом дне пропасти. Почти все неприятности уже произошли. В то же время, и об этом уже говорилось выше, проблема, как таковая, сохраняется. Не собирается ставить на монопольный приход коммунистов во власть и российское руководство. В определенной степени антирумынские настроения молдавских коммунистов явно не будут способствовать улучшению отношений с новым руководством Румынии. И самое главное – в результате досрочных выборов, если они конечно состоятся, коммунисты никак не получат необходимое 61 место в парламенте, чтобы самим избрать президента. А, следовательно, все равно придется договариваться, и коммунисты, и в первую очередь их лидер, это осознают. Поэтому в ближайшие полторы недели возможны любые повороты и фигуры высшего пилотажа в политике, включая таран, пике и мертвую петлю.

На наш взгляд, сегодня вероятность - досрочные выборы или компромиссная фигура - можно оценить, как пятьдесят пять на сорок пять. Вероятность недоговоренности несколько выше только потому, что остается немного времени. Если компромиссная фигура все-таки будет найдена, и досрочных выборов не будет, то политическая ситуация не претерпит серьезных изменений. Не имея альтернативы, депутаты не решатся на смену правительства. Дьяков останется спикером, а по каждому серьезному вопросу будут создаваться случайные коалиции "под интерес". В целом ситуация будет медленно меняться в пользу коммунистов и не в пользу центристов – Демпартии и команды Лучинского. Коммунисты потихоньку будут все больше проникать в структуры исполнительной власти и к очередным выборам подойдут во всеоружии.

Если же выборы состоятся уже этой зимой, то можно предположить, причем с высокой степенью вероятности, следующий расклад. Коммунисты получат около 50 мандатов плюс - минус 3-4, то есть около половины. Примерно сохранит или даже несколько увеличит свое представительство Демконвенция – это около 20 депутатов, примерно по 10 получат Демпартия и блок партий и организаций, поддерживающих Петра Лучинского. Для последних выборы будут более чем непростыми. Предварительно им придется проделать огромную организационную работу, что различным командам Лучинского всегда удавалось не очень хорошо. В случае, если вся черновая работа будет проделана в срок и качественно, а мессаж окажется простым и соответствующим настроениям в обществе, то президентский блок может рассчитывать и на большее. Неясной до последнего момента будет судьба ПДС, ХДНП и Национал-либеральной партии. Все они имеют определенные шансы преодолеть 6 % барьер. Но, во-первых, по многим причинам они не смогут объединиться, а, следовательно, им придется играть друг против друга. А во-вторых, на этом поле уже присутствует ДК, и голоса придется отнимать у команды экс-президента Снегура. До сих пор это получалось не очень хорошо. Таким образом, коммунисты, очевидно, будут иметь большинство в парламенте, но самое минимальное. Для того чтобы избрать президента (иначе парламент вновь будет распущен), коммунистам придется договариваться либо вновь с Лучинским (более вероятно), либо с Дьяковым (менее). То есть принципиально ситуация не изменится, хотя коммунисты и усилят свои позиции.

Право на следующий ход - у лидера коммунистов. От того, какой вариант он предпочтет, все и будет зависеть. Во время поездок в Москву Воронин получил, по имеющейся информации, право действовать по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств. Ситуация же особых вариантов не предполагает. Вне зависимости от желания коммунистов и всех остальных партий им придется договариваться. Не сегодня, так завтра.

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель