Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Ноябрь, 2005

Партийность губернатора: плюс или минус?

 

Готовящийся законопроект, предусматривающий избрание глав субъектов федерации по представлению победившей на региональных выборах политической партии, пока мало известен россиянам, а его содержание и политические последствия недостаточно понятны. По мнению большинства опрошенных, новый порядок формирования исполнительной власти на местах существенно уступает и прямым выборам губернаторов, и ныне действующему порядку, когда губернатор избирается законодательными собраниями по представлению президента. Во многом это результат недоверия россиян к самому институту политических партий, отсутствия позитивного опыта деятельности партий во многих регионах, несамостоятельности региональных партийных структур, особенно относящихся к «партии власти». Спорным остается и вопрос о целесообразности непосредственного участия губернаторского корпуса в партийной жизни.

 

Опыт избрания губернаторов законодательными собраниями по представительству президента за истекший год стал восприниматься обществом скорее позитивно, хотя по-прежнему неоднозначно.  Будет ли столь же успешным углубление эксперимента  - избрание губернатора теми же законодательными собраниями, но уже по рекомендации политической партии, выигравшей региональные выборы? Приведет ли подобная практика к реальному развитию многопартийности и повышению ответственности и политических партий, и выдвинутых ими губернаторов? Опрос, проведенный ВЦИОМом, показывает, что она сопряжена со значительными трудностями как объективного, так и субъективного свойства. Ведь политические партии в значительной степени остаются общефедеральным институтом, на уровне регионов их роль существенно ниже, а деятельность региональных властей на практике носит преимущественно неполитический характер. Большинство губернаторов, избранных за последнее десятилетие при поддержке тех или иных политических партий, после своего избрания дистанцировались от них, стремились вести политику на консенсусной, внепартийной основе. Не приведет ли в этой связи излишняя политизация региональных выборов к партийному противостоянию? Или, напротив, таит в себе угрозу властной монополии партийной бюрократии, до последнего времени не имевшей реальных рычагов власти на региональном уровне?

Сама по себе партийная принадлежность глав субъектов федерации – уже во многом свершившийся факт. 44,7% избирателей уверены, что их губернатор, глава субъекта федерации состоит в той или иной политической партии, правда, точно осведомлены о его конкретной партийной принадлежности менее половины этой группы опрошенных – только 21,4%. 9,4% избирателей считают, что их губернатор не состоит ни в какой политической партии, еще около 45% затрудняются ответить на вопрос о партийной принадлежности своего губернатора.

Членство в партии губернатора является фактом скорее положительным. Так 26,6% опрошенных считают, что оно скорее положительно сказывается на его деятельности, 9,9% - что скорее отрицательно. В то же время  наибольшее число избирателей относится к партийной окраске своего губернатора нейтрально: по мнению 26,6% членство в партии никак не сказывается на его деятельности, еще 36,8% затруднились дать этому какую-либо оценку.

Следует обратить внимание, что та часть опрошенных россиян, которая позитивно относится к партийной принадлежности губернатора, преимущественно имеет ввиду не абстрактную партийность, а членство в «партии власти». По мнению 38,1% россиян «лучше, чтобы губернатор состоят в партии, поддерживающей президента», хотят видеть своего губернатора членом оппозиционной партии 7,2%. Действительно, близость к президенту и прокремлевской «партии власти» является фактором, способствующим увеличению реальных возможностей губернатора, его политических и административных ресурсов. За «беспартийность»  своего губернатора выступают 31,9% опрошенных. Действительно, если на общефедеральном уровне роль политической оппозиции, несмотря на постоянное снижение в последние годы, остается относительно значимой, то на выборах глав региональной исполнительной власти она минимальна. Губернатор является звеном административной вертикали, которая не предусматривает оппозиционности. Это оставляет за главой исполнительной власти лишь две возможности – либо быть формальным членом «партии власти», либо быть ее неформальным членом, оставаясь номинально беспартийным.

Между тем разрабатываемый законопроект об избрании губернатора законодательными собраниями регионов по представлению победившей на выборах политической партии, фактически устраняет и эту альтернативу. Избранный губернатор оказывается в зависимости не столько от населения своего региона, не столько от президента, сколько от партийных функционеров «партии власти», как правило, недостаточно хорошо известных избирателям. Все это обуславливает низкий «рейтинг» данного законопроекта, суть которого пока остается малоизвестной и недостаточно понятной большинству россиян. Только 26,4% опрошенных хоть что-то слышали о готовящемся нововведении.

По мнению россиян, готовящийся порядок избрания глав субъектов федерации существенно уступает как ныне действующему (избрание законодательными собраниями по представлению президента), так и имевшему место ранее (прямое избрание населением). Именно прямые выборы остаются наиболее предпочтительным порядком (за него выступают 52,0% россиян), нынешний порядок избрания считают наиболее предпочтительным 28,4% (хотя, как это следует из ранее проведенных опросов, более 45% поддерживают в качестве временной меры, направленной на наведение порядка и выстраивание административной вертикали). Что же касается готовящегося законопроекта, то лишь 7,4% опрошенных россиян считают его наилучшим.

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель