Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

«Карикатурная война»: предварительные итоги

 

Конфликт вокруг опубликованных в европейских странах карикатур на пророка Мухаммеда привлек к себе внимание почти трех четвертей россиян. При этом они скорее склонны признавать правоту в этом конфликте за мусульманской стороной (55%), а не за европейской с ее культом «свободы слова» (около 25%). В особенности это касается среднего и старшего поколения россиян. Более 80% опрошенных осуждает публикацию карикатур, считаю это либо недопустимым (47%), либо нежелательным (35%). По мнению большей части опрошенных, начавшийся конфликт может иметь достаточно серьезные и долговременные последствия. В то же время подобные «религиозные войны» в самой России представляются скорее возможными, но маловероятными, а угроза со стороны радикальных мусульманских кругов не слишком реальной.

Одновременно в России наблюдается также рост влияния православия и РПЦ. Большинство опрошенных (более 60%) готовы поддержать такие предлагаемые идеи как введение курса основ православной культуры или основ православия в школах, а также введение должности полковых священников в вооруженных силах для укрепления воспитательной работы с личным составом.

Одним из центральных событий февраля стала так называемая «карикатурная война», в ходе которой произошли масштабные беспорядки в ряде мусульманских стран. Это событие привлекло к себе внимание более трех четвертей россиян: 26,7% из них внимательно следили за развитием событий, еще 49,9% кое-что слышали о ходе «карикатурной войны». Особый интерес  к этому проявлен со стороны старшей части населения России, среди которой более 30% хорошо информированы о происходящих эксцессах.

Что касается содержательной оценки конфликта, то российское мнение явно склоняется в своих симпатиях к мусульманской стороне. Более 55% опрошенных так или иначе готовы согласиться с логикой мусульман, оскорбленных карикатурами. 37,7% опрошенных характеризуют напечатанные в европейских странах карикатуры как «безответственные действия прессы, оскорбляющие мусульман». Еще 17,6% называют их «заранее спланированной на Западе антимусульманской акцией».  Логику европейцев готовы поддержать значительно меньше опрошенных – всего 24,7%.  Так 11,9% полагают, что карикатуры – «лишь повод для радикальных мусульманских кругов развернуть антизападную кампанию», и лишь 7,1% полагают опубликование карикатур «проявлением свободы слова в странах Европы».  20,2% опрошенных вообще не видят смысла в начавшемся конфликте цивилизаций, так как, по их мнению, «карикатуры не стоят той шумихи, которая вокруг них поднялась». Наибольшее число сторонников идеи «свободы слова» среди учащейся молодежи (около 12%), а чем старше респонденты, тем больше среди них тех, кто готов скорее солидаризоваться с мусульманской точкой зрения на развитие конфликта.

Почти половина опрошенных – 46,5% полагает, что публикаций карикатур на известных религиозных персонажей, таких как пророк Мухаммед, не допустима и является оскорблением религиозных чувств верующих. Эта часть населения выступает за запрет такого рода акций и жесткое наказание их виновников. 34,7% россиян также полагают публикацию карикатур нежелательным, хотя и считают, что для их инициаторов достаточно лишь морального осуждения. Значительное меньшинство – 13,3% россиян – считают публикацию таких карикатур вполне допустимым, так как по их мнению, СМИ имеют полное право на свободу слова.  И здесь наиболее  существенными оказываются поколенческие различия – среди молодежи до 25 лет 22,5% считают публикацию карикатур допустимым, а среди тех, кому за 60 – всего 8,0%.

Насколько серьезные последствия будет иметь конфликт? Здесь единой точки зрения не выявлено. Наибольшее число тех, кто уверен, что конфликт вокруг карикатур приведет к новому всплеску конфронтации – будут продолжаться погромы, другие акты насилия. Этого мнения придерживаются 38,2% россиян. Немного меньше оптимистов, составляющих 33,7%. По их мнению, конфликт быстро выдохнется и не будет иметь серьезных последствий. Напротив, крайние пессимисты, уверенные, что конфликт перерастет в глобальное военное противостояние между мусульманским Востоком и христианским Западом, составляют 11,3%. В то же время возможности развития подобного конфликта в самой России представляются россиянам скорее маловероятными. Этого мнения придерживаются 48,5% опрошенных. 24,7% полагают подобное противостояние в России вполне реальным, а 21,9%, напротив, практически невозможным. По той же логике 53,1% опрошенных считают, что в России, хотя теоретически существует угроза со стороны радикальных течений в мусульманстве, она является незначительной и ограниченной лишь некоторыми регионами России. 20,4% россиян считают «мусульманскую угрозу»  весьма значительной, а 17,8% считают, что подобной угрозы нет вообще. Наибольшее число тех, кто считает мусульманскую угрозу весьма реальной, зафиксировано среди военнослужащих, а также жителей Южного федерального округа.

Одновременно с конфликтом вокруг карикатур в мире проявились и другие признаки роста влияния радикальных мусульманских кругов. В частности, это касается недавней победы партии «ХАМАС» на выборах в парламент Палестинской автономии. Ясного понимания, какую позицию в этой связи должна занять Россия, в обществе так и не сформировалось. 26,8% склоняются к поддержке официальной позиции россисйкого руководства, согласно которой Россия стремится к переговорам с лидерами «ХАМАС» и к роли активного посредника в палестинско-израильском противостоянии. 17,2% считают, что России не следует брать на себя в этом вопросе слишком много, лучше выждать, пока свою позицию определят ведущие страны Запада. 34,4% полагают, что с «ХАМАСом» и другими силами, поддерживающими террористические методы, вообще не следует ни при каких обстоятельствах иметь дела. Среди сторонников переговоров с «ХАМАС» много тех, кто намерен голосовать за КПРФ и иные левые партии – у старшего поколения россиян сильна память о «пропалестинской» ориентации внешней политики СССР.

Усиление религиозного влияния характерно не только для мусульманских стран. В самой России наблюдается постоянный рост влияния РПЦ и православной веры в целом.  62,7% россиян готовы поддержать введение в школах курса изучения основ православной культуры (24,3% относятся к этой идее безусловно положительно, а 38,3% - скорее положительно). Примерно столько же – 63,9% - готовы поддержать ту же идею, но в несколько иной формулировке – речь идет о введении  курса основ православия. 62,4% россиян поддерживают высказанную недавнего Генеральным прокурором В. Устиновым идею о введении в вооруженных силах России в целях усиления воспитательной работы с личным составом  должности полкового священника.

В то же время для большинства россиян православие остается, в первую очередь, главным национальным символом, традицией, верой предков (42,4% опрошенных). Называя себя православными, россияне не столько стремятся к участию в церковной жизни (10,9%), личному спасению или общению с Богом (22,3%) или следованию христианским моральным нормам (23,1%), сколько решают проблему своей национально-культурной идентичности. Именно это обстоятельство позволяет понять причины столь значительного расхождения между числом тех, кто называет себя православными (более 60%) и тех, кто реально участвует в церковной жизни, соблюдает все необходимые обряды и ритуалы (не более 5%).


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель