Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
   |  <<< Основной раздел  |  Леонтий Бызов   |
Новое на сайте

Леонтий Бызов, ВЦИОМ. 15 мая 2006 г.

Национальные проекты остаются в фокусе внимания общества

 

В обществе наблюдается постепенный рост информированности о планах руководства страны по реализации национальных проектов, благодаря информационной поддержке СМИ национальные проекты остаются в фокусе внимания россиян. Сегодня около 70% россиян в той или иной степени в курсе этого направления социально-экономической политики. Несколько более 15% россиян отмечают начало реализации проектов в своих регионах.

В то же время уровень общественных ожиданий от реализации национальных проектов носит достаточно противоречивый характер. По мнению более 40% опрошенных, в национальных проектах нет ничего принципиально нового, это просто реализация давно назревших социальных мер.  Относительно возможных результатов в обществе преобладают смешанные чувства недоверия и умеренного оптимизма. Не более 10% россиян ждут от национальных проектов реального «прорыва», связанного с существенным улучшением дел на том или ином направлении, а от 30 до 35% - лишь некоторого улучшения.

Хотя повышение зарплат отдельным категориям врачей и педагогов подавляющее большинство опрошенных признает правильной и своевременной мерой, она является скорее недостаточной для реального улучшения качества образовательных и медицинских услуг – для этого, кроме роста зарплаты, необходимы системные реформы, а также существенный рост квалификации специалистов, занятых в этих сферах.

 

Прошло около восьми месяцев с объявления В. Путиным  «нового экономического курса», связанного, в первую очередь, с реализацией национальных проектов. За это время был назначен Первый вице-премьер Д. Медведев, отвечающий за продвижение нового курса, создается инфраструктура для реализации национальных проектов, постоянно осуществляется их информационная поддержка в СМИ. Учитывая перспективы Д. Медведева как одного из основных кандидатов от «партии власти» на президентских выборах 2008 года, можно говорить и о значительной  политической роли национальных проектов, выполняющих роль главного «ноу-хау» нынешней власти, способного существенно повлиять на отношение к ней общества.  Как показывают исследования ВЦИОМ, ожидания в связи с национальными проектами, ход их реализации остаются в центре внимания россиян. С начала года почти вдвое выросло число тех, кто хорошо информирован о программе реализации четырех основных национальных проектов (с 8,1% до 15,6%),  несколько увеличилось число тех, кто «кое-что слышал» (с 48,2% до 56,5%). Напротив существенно сократилась доля тех респондентов, которым ничего об этой программе не известно (с 41,3% до 26,2%).

Сегодня, как и четыре месяца назад, в обществе не сложилось единого мнения о значимости национальных проектов – являются ли они принципиально новой программой, направленной на значительное повышения уровня жизни граждан, или же это набор обычных мер, направленных на решение давно назревших проблем, который вряд ли существенно изменит жизнь граждан? Большая часть опрошенных – 44,2% - не склонна видеть  в национальных проектах чего-то принципиально нового, и эта цифра практически не претерпела изменений с начала года. Зато оптимистическое меньшинство, возлагающее на национальные проекты большие ожидания и склонное видеть в них нечто принципиально новое, несколько выросла – с 20,3% в январе до 27,8% в начале мая. Доля таких «оптимистов»  выше среди молодежи, а «пессимистов» среди более пожилых граждан, видимо, уже привыкших на основании собственного жизненного опыта не слишком доверять обещаниям властей. При этом еще 15,6% вообще не верят в позитивный эффект от реализации национальных проектов, полагая, что все это -  лишь очередная пропагандистская акция, направленная на отвлечение внимания граждан от насущных социальных проблем.

Вплоть до середины весны нынешнего года национальные проекты представляли из себя скорее широкоформатные обещания, недели реальные действия. В апреле-мае эти планы-обещания стали обрастать реальностью, доходить до отдельных регионов страны. Процесс этот идет достаточно противоречиво, так 16,7% опрошенных точно знают, что в их регионе началась реализация национальных проектов, а 13,7% столь же точно знают, что еще не началась. Относительно же большая часть опрошенных (33,6%)  не имеет на этот счет достоверной информации, они точно не знают,  начались или нет национальные проекты в их регионе.  В наибольшей степени осведомлены о начале их реализации жители Сибири и Дальнего Востока (чуть более 20%), а также Поволжья. Напротив, в наименьшей степени  о начале их реализации известно жителям Центрального и Северо-Западного округов (13-14%).

В отношении того, как будут реализованы национальные проекты, и что их реализация принесет обществу, преобладают смешанные чувства недоверия и умеренного оптимизма. В среднем от 35% до 45% россиян полагают, что ситуация в соответствующих сферах (образование, здравоохранение, жилье, сельское хозяйство) в результате улучшится, хотя в среднем не более 10% ждут существенных улучшений, а от 26% до 35% ждут лишь незначительных улучшений. От 35 до 39% не ждут вообще никаких улучшений, а от 3 до 5% опрошенных даже видят возможность ухудшения ситуации. Относительно больше верят в успешность национальных проектов в сферах здравоохранения (10,5% - ждут, что ситуация существенно улучшится; 37,0% ждут незначительного улучшения ситуации, а 35,9% вообще не ждут никаких изменений), а также в сфере образования (соответственно, 10,9%, 36,4% и 35,0%). Чуть менее оптимистичны оценки в отношении программ доступного жилья (9,5% верят в существенное улучшение ситуации, 26,9% - в то, что ситуация немного улучшится, а 39,5% не ждут никаких изменений к лучшему) и сельского хозяйства (соответственно, 7,7%, 28,0%, 39,0%).

Примерно поровну разделились и мнения опрошенных россиян относительно того, какова должна быть основная стратегия реализации денежных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов с сферах здравоохранения и образования. 44,2% считают, что следует все выделенные средства тратить, в первую очередь, на повышение зарплат учителям и врачам, а 49,0% - что на улучшение материально-технической базы в этих сферах (ремонт зданий, приобретение современного оборудования и т.д.).

Как известно, в ходе реализации национальных проектов в сферах здравоохранения и образования, предполагается существенное увеличение зарплаты – причем не всем категориям работников, а лишь некоторым, в частности участковым врачам. Если 83,8% считает в целом повышение зарплат врачам и учителям необходимой и давно назревшей мерой, то размеры повышений и их адресность вызывают в обществе значительные сомнения. Лишь 27,6% опрошенных полагают стратегию нынешнего повышения зарплат полностью правильной, тогда как еще 39,5% считают, что повышать зарплаты нужно всем, а не только избранным категориям специалистов, а по мнению 16,8% повышение зарплат, хоть в принципе и правильная мера, но суммы дополнительных выплат слишком незначительны и не в состоянии решить никаких проблем. По мнению 11,4% россиян повышение зарплат в этих сферах производить вообще не следовало бы,  так как качество образовательных и медицинских услуг сегодня столь низко, что не заслуживает дополнительного стимулирования. В сентябре 2005 года эта группа респондентов составляла 9,7%.

В то же время большинство россиян скорее не рассчитывает на то, что повышение зарплат врачам и учителям приведет к существенному улучшению предоставляемых этими сферами услуг. В отношении здравоохранения «пессимисты» преобладают с соотношением 53,4% против 41,3%, а в отношении образования – с соотношением 50,6% против 43,9%. По мнению 33,7% «пессимистов» рост зарплат не приведет к улучшению медицинского обслуживания, так как кроме зарплат в медицине нужна системная реформа, а 19,7% «пессимистов» полагают, что уровень квалификации медработников в целом столь низок, что и после повышения зарплат они не станут работать лучше. Примерно аналогично мнение сформировалось в обществе и в отношении педагогов – по мнению 33,6% опрошенных «пессимистов» в сфере образования кроме повышения зарплат нужна серьезная реформа, а 17,0% полагают, что учителя не станут работать лучше и после полученных прибавок к зарплате. Отношение россиян к перспективам улучшения положения дел в сферах образования и здравоохранения практически не изменилось с сентября 2005 года, когда были произведены первые замеры общественного мнения.

:: Высказаться ::

 

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель