Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

IGPI.RU :: Информация об ИГПИ :: Сотрудники :: Юрий Кульчик :: Черновики :: АНАЛИЗ общественно-политической ситуации в Литовской республике

<<<   На главную страницу Юрий Кульчик

Черновик

АНАЛИЗ
общественно-политической ситуации в Литовской республике

   

    Политическая  ситуация в Литве сложна и противоречива. Здесь более

жестко власти республики подчеркивают  свою  конфронтацию  с  Москвой,

"центром",  некоторые  государственные  деятели договариваются даже "о

признании состояния войны с СССР". Естественно, что это вызывает  нер-

возность и повышенную социальную активность значительной части русско-

язычного населения. Именно здесь возможен даже очаг локальной граждан-

ской  войны.  Однако, все эти явления внутриполитического напряжения с

угрозой гражданского противостояния и  межнациональных  конфликтов  не

должны заслонять основных факторов, определяющих всю общественно-поли-

тическую жизнь Литвы.

    В  настоящее время отчетливо сформировались три блока политических

сил:

    - первый блок образует Саюдис с  множеством  организаций,  стоящих

чуть правее или левее его, - Лига свободы Литвы, Союз таутенинков, Де-

мократическая  партия  Литвы,  партия  Независимости Литвы, Христианс-

ко-демократического и др.;

    - второй блок создал форум будущего Литвы. В него входит Союз  ли-

бералов,  Социал-демократическая партия Литвы, Союз земледельцев, пар-

тия предпринимателей Литвы, Конфедерация независимых профосюзов,  пар-

тия Труда и др.;

    -  третий  блок составляет Коммунистическая партия Литвы (на плат-

форме КПСС), Комитет граждан Литвы, объединяющий в качество коллектив-

ных членов Социалистическую федерацию Литвы, "Единство" и др.

    Саюдис, сформировавшись в 1988-1989 гг.  как  мощное  национальное

движение, в 1990 г. пришел к власти и создал режим по своей сути попу-

листский. В основе его идеологической концепции лежат национальные ло-

зунги, устанавливающие приоритет литовцев как нации во всех сферах об-

щественной жизни. На постоянном обращении к нации, на поддержании ее в

повышенном эмоциональном состоянии формируется социальная база власти.

Отсюда жесткая позиция руководства Литвы к СССР, к идее заключения со-

юзного договора, так и твердость, агрессивность по отношению к полякам

Литвы, к их требованиям предоставить национально-территориальную авто-

номию  польским  районам,  ко всем русскоязычным гражданам республики.

Курс Саюдиса не может быть иным, ибо это означало бы утрату способнос-

ти мобилизовывать литовское население посредством национальных  лозун-

гов, означало бы демонтаж социальной базы режима.

    Именно  из  самой  природы сложившегося в Литве режима следует его

поведение: нынешняя политика покоится на приоритете фетишизируемой не-

зависимости. Организованное большинство Верховного Совета руководству-

ется тем, что СССР обязан признать независимость Литвы  немедленно,  и

любые компромиссы, договоренности возможны лишь по отдельным вопросам,

в  некоторых областях, и только после признания Советским Союзом неза-

висимости Литвы. Альтернативные, более умеренные способы регулирования

отношений с СССР не рассматриваются.

    Свою политическую и экономическую стратегию руководство Литвы  ос-

новывает  на  договорах  с отдельными нынешними союзными республиками,

полагая, что в таком случае хозяйство Литвы сможет нормально  функцио-

нировать.  При этом Саюдис исходит из того, что, во-первых, СССР более

не сплотится в единое государство и у него не будет в отношении  Литвы

общей политики: во-вторых, что СССР очень нуждается в хозяйстве Литвы.

Чтобы понять перспективы власти Саюдиса, нынешнего политического режи-

ма  в Литве, необходимо, на наш взгляд, привести более подробно доводы

оппозиции.

    В Форум будущего Литвы входит наиболее подготовленная, учитывающая

реалии часть литовской научно-технической и, в меньшей степени,  твор-

ческой  интеллигенции.  Сюда  же примыкают постепенно политизирующиеся

предпринимательские круги, как управленцы предприятий, так и  коопера-

торы. Пока этим людям трудно противостоять мощной пропагандистской ма-

шине  Саюдиса, опасения оказаться об1явленным "врагом нации". Иным ме-

шает их прошлое, занятие высоких государственных и партийных постов.

    Вместе с тем, этот блок сил формирует идеологический потенциал ар-

гументов против существующего курса Саюдиса, который при  определенных

обстоятельствах способен повернуть общественное мнение литовцев в нес-

колько русл.

    Форум  считает, что "республика не в состоянии из-за декларирован-

ного приоритета политических требований начать осуществление  экономи-

ческой  реформы".  Более того, популистский курс Саюдиса, неприемлющий

никакой критики, "создает искривленную, суррогатную  командно-бюрокра-

тическую систему, которая тормозит экономическое развитие. Декларатив-

ная  политика  ведет  хозяйство Литвы к краху, умножает беды населения

Литвы".

    Эксперты Форума считают, что саюдистское руководство Литвы исходит

из ошибочного положения, что политически конфронтируя с Союзом,  можно

поддерживать  нормальные экономические связи. Мировая практика показы-

вает, что политическая конфронтация неизбежно обуславливает и экономи-

ческую конфронтацию." Подобная напряженность в отношении  с  СССР  для

нас гибельна не только в экономическом, политическом, социальном, но и

в культурном отношении".

    Ошибочным признается распространяемое руководством Саюдиса положе-

ние  о  том, что Союз крайне нуждается в экономике Литвы. Расчеты экс-

пертов Форума показывают, что, лишившись экономики  Литвы,  СССР  лишь

временно  испытывал бы затруднения. Наоборот, нормальные экономические

связи с СССР имеют значение прежде всего для Литвы, так как все  стра-

тегически важное сырье она приобретает именно там (для их приобретения

на  мировом рынке Литве необходимо ежегодно 1,5-2 млрд.долларов, кото-

рых у нее нет).

    Форум полагает, что "избранный нынешним руководством Литвы  прямой

и бескомпромиссный путь закрепления независимости Литовской Республики

является  довольно  длинным, болезненным и очень мучительным для людей

Литвы". "Подобная упрямая установка неприемлема  и  нерациональна.Воз-

можно,  она и способна дать желаемый результат, т.е. независимость Ли-

товской в т.ч. по спец.республики, однако, добиваясь цели таким путем,

безо всяких компромиссов, она может надолго (лет  на  10-15)  разорить

хозяйство  Литвы,  ухудшить жизненные условия людей: число безработных

может возрасти до 300-500 тысяч человек, это вызовет большую эмиграцию

как на Запад, так и на Восток. Такая политика  может  надолго  (против

наших желаний и воли) элиминировать нас из рынка СССР и исключить воз-

можность прямого получения необходимого сырья из Советского Союза. Та-

кое положение значительно бы снизило интерес к хозяйству Литвы со сто-

роны  западных коммерсантов, уменьшило бы заинтересованность опытных и

богатых заграничных предпринимателей в инвестициях своего  капитала  в

хозяйство Литвы, труднее бы стало его реконструировать.

    Форум убежден, что Литовской Республике следует начать "переговоры

с  Москвой о временном (в течение 3-5 лет) сотрудничестве с новым Сою-

зом на особых правах". Переговоры должны идти при соблюдении следующих

основных условий:

    1. Сообщество государств может  быть  стабильным  и  развивающимся

лишь  в том случае, если независимые государства добровольно договари-

ваются о сотрудничестве. Признание независимости  следует  расценивать

как первое и необходимое условие, чтобы равноправные государства дого-

варивались и подписали все другие соглашения.

    2.  В новом Союзе (сообществе) в этот же период должны утвердиться

рыночные отношения, равноправие различных форм собственности, правовая

защита и гарантии государства различным формам частной собственности.

    3. Каждое союзное государство  (республика)  совершенно  самостоя-

тельно  проводит  свою экономическую, социальную, культурную политику,

поддерживает и поощряет самые рациональные структуры форм частной соб-

ственности.

    4. В новом Союзе (сообществе) должны утвердиться демократия и при-

оритеты прав и свобод человека, общечеловеческих ценностей. Каждое со-

юзное государство и сам Союз не вмешиваются в политическую  жизнь  от-

дельной республики. Какая именно партия или общественные движения пра-

вовыми, политическими средствами приходит к власти, - это дело населе-

ния самого лишь союзного государства.

    5. Каждое союзное государство (республика), рассчитавшись с други-

ми республиками, может совершенно самостоятельно регулировать свой эк-

спорт-импорт, самостоятельно располагать имеющимися валютными ресурса-

ми,  самостоятельно заключать экономические соглашения с другими госу-

дарствами.

    6. Каждое союзное государство имеет право совершенно самостоятель-

но регулировать эмиграционные и иммиграционные потоки.

    7. Следует упорядочить денежно-финансовую систему и  рубль  должен

стать конвертируемой валютой.

    8. Необходимо товаронасыщенный и сбалансированный рынок.

    9.  Государства,  сотрудничающие  со статусом особого члена, имеют

право стать полноправными субъектами международного права. Союз обязу-

ется не препятствовать тому, чтобы Литовская  Республика  могла  вновь

получить международное признание и вступить в ООН.

    10.  Военные и приравненные к ним расходы должны быть сокращены до

уровня необходимой обороны, они должны быть демократически обсуждены и

утверждены. Государства, временно сотрудничающие  с  особым  статусом,

создают национальные военные структуры.

    Безусловно, в этом проекте Форума многое для нового Союза неприем-

лемо. Хотя бы, к примеру, соглашение с Литвой всего-навсего на 3-5 лет

и  т.д.  Кроме этого, в позиции Форума явственен отказ от "литовоцент-

ризма", представления, что мировая политика только  и  концентрируется

на проблемах Прибалтики.

    В теоретической статье Форума "Необходима гибкая политика. Принци-

пы стратегии политических и экономических отношений с СССР", опублико-

ванную в "Тесе" 15 мая 1991 года, подчеркивается: "политики крупнейших

зарубежных  государств  не заинтересованы в полном банкротстве и крахе

нынешнего Союза ССР, как сообщества. Они помогут, чтобы это сообщество

стало страной рыночной экономики, политической демократии, уважения  к

свободам  и  правам  человека, страной мирной внешней политики. Мирное

перерастание СССР в  современное  демократическое  государство  -  это

стратегическая цель мировой политики. Эта стратегия руководствуется не

альтруистичными и краткосрочными мотивами, а рациональными стремления-

ми  к  поддержанию  мирового равновесия и является долгосрочной и ста-

бильной, вопреки дипломатическим выкрутасам. Литве  следует  придержи-

ваться  такой  политики  балансирования,  которая  бы не противоречила

стратегии мировой политики, не нарушала бы  мирового  равновесия.  Нам

следует иметь в виду, что лишь из-за нашего желания стать независимыми

мир  не пойдет на конфронтацию с новым Союзом. Мир в значительно боль-

шей степени заинтересован в том, чтобы современным демократическим го-

сударством стал весь Союз, а не только Литовская Республика. Мы не мо-

жем стать эпицентром мировой политики, и претендовать на это  -  нело-

гично.

    Здесь  нам  следует  сделать вывод" поскольку Форум будущего Литвы

представляет собой серьезную политическую силу, обладает значительными

интеллектуальными ресурсами, имеет реальное видение потенциала  своего

государства, необходимо приступить с ним в переговоры. Контакты с Саю-

дисом,  а также с саюдистским правительством Литвы необходимо свести к

минимуму, к формальному протокольному акту. Нет никакой  необходимости

тратить  усилия на людей, с которыми нельзя ни о чем договориться, чи-

новниками современного популистского режима. Переговоры с Форумом дол-

жны не заклиниваться на неких "особых правах" для Литвы в Союзном  до-

говоре,  а прежде всего концентрироваться на разработке многосторонней

программы интеграции Союза в мировую экономическую систему.  Требуемые

Форумом  "условия"  можно было бы принять, что явилось бы своеобразным

"брестским миром", поскольку развитие рыночных отношений расставит все

по своим местам достаточно быстро.

    Вернемся опять к Саюдису и существующему в Литве  режиму.  Им  все

труднее  поддерживать социальную активность масс. Люди устали от поли-

тики, тем более, что курс правительства В.Ландсбергиса не  дал  особых

результатов.  Симптомы  кризиса  режима  проявляются в самых различных

формах:

    - демонстрация аграриев, приехавших на 600 автобусах в Вильнюс  со

всех  концов  республики в мае 1991 года, показала недовольство села и

установленным налогообложением, и форсированием  создания  хуторов,  и

сокращением  поставок необходимой техники в связи с разрывом многосто-

ронних экономических связей с Союзом и т.д.;

    - растет беспокойство предпринимательских кругов тем обстоятельст-

вом, что иностранный капитал не торопится делать инвестиции в экономи-

ку Литвы.Инвеститоры, во-первых, считают обстановку в Литве нестабиль-

ной;  во-вторых, обнаружилась некомпетентность новых литовских властей

в вопросах экономики (к примеру, городские власти заламывают такую це-

ну за аренду помещений, что малым зарубежным компаниям это  становится

неприемлемым. К тому же добавляется развивающаяся коррупция, доходящая

до  того,  что  чиновнику предлагается процент от прибыли, а он просит

лишь единовременный "большой подарок", что для понимания  и  западного

предпринимателя вообще кажется противоестественным); наконец, в-треть-

их,  постепенно обнаруживается то обстоятельство, что зарубежные парт-

неры рассматривают Литву лишь как плацдарм для выхода на огромный  ры-

нок  Союза.  Бизнесу, как неоднократно можно было слышать от различных

деловых кругов  "глубоко  безразлична  проблема  независимости  Литвы,

главное,  чтобы быстрее была создана база для экспорта капитала в Рос-

сию";

    - не радуют население  и  внешнеполитические  шаги  правительства.

Многочисленные дорогостоящие поездки руководства за рубеж не дали ожи-

даемых  займов (какие получил, к примеру, Л.Валенса в США). Наблюдате-

ли-эксперты заметили неприятие Ландсбергиса как  главы  государства  у

банковских  еврейских  кругов  США (эти влиятельные круги считают, что

часть хранящегося в банках Европы и Америки литовских золотых  запасов

являются собственностью погибших в годы войны литовских евреев, причем

не только от рук фашистов и НКВД).

    Все  это делает популистский режим нервозным, подверженным органи-

зации акций неожиданных, действующих сильно на сознание людей. До  сих

пор неизвестно достоверно, кто убил таможенников на литовско-белорусс-

кой  границе.  Пропаганда республики утверждает безапелляционно - КГБ.

Так это или нет, режиму постоянно нужен внешний враг. Он сам  по  себе

способен генерировать агрессию, и это надо постоянно учитывать.

    Третий  блок сил возглавляет КПЛ (на платформе КПСС). По последним

данным ее численность составляет 36  тысяч  человек.  В  основном  это

представители  русскоязычной  части населения. Для многих партия стала

чем-то иным, чем она была для них лет десять назад:  полностью  отпали

какие-либо карьерные и пр. соображения, померкли также во многом идео-

логические  мотивы. Возник новый фактор - понимание партии как единст-

венного оплота сил, удерживающих Литву в  составе  Союза.  Радикально

сменился партаппарат. Когда произошел раскол, и творческая интеллиген-

ция, литовцы, ушли из партии вместе с Бразаускасом, в партии был опре-

деленный период растерянности: отсутствие интеллектуальных, профессио-

нально  подготовленных  идеологических  кадров создавало в руководстве

атмосферу смятения и неуверенности в себе.  Теперь  можно  констатиро-

вать, что трудности такого порядка преодолены. Аппарат партии, несмот-

ря на сложность обстановки, перестал бегать и суетиться.

    Партия рассматривает для себя две возможные перспективы. При пози-

тивном  сценарии на выборах она планирует набрать около 20 проц. голо-

сов, что позволит стать серьезной парламентской оппозицией, установить

с Форумом, различными левоцентристскими  силами  деловые  контакты.  В

худшем  случае,  при  наступлении реакции возможен уход на нелегальное

положение.

    Между КПЛ и Гражданским комитетом существует контакт. Однако, воз-

можной интегрирующей роли она не играет.  Социалистическая  федерация,

"Единство", возникшая Ассоциация российских граждан функционирует обо-

собленно. Это в складывающейся обстановке представляется заслуживающим

внимания.

    Русскоязычное население подвергается постоянному ежедневному прес-

сингу:  на работе создается атмосфера неуверенности ожидания админист-

ративных санкций; в быту люди сталкиваются с проявлениями ярого нацио-

нализма, с мелкими провокациями и т.д.  Все  это  падает  на  ощущение

"заброшенности"  после подписания договора между Россией и Литвой. Это

состояние, социальное и  психологическое,  естественно,  отражается  в

сознании  членов  различных  гражданских  формирований, причем процесс

этот идет в сторону ожесточения. Мы многократно бывали в Литве на про-

тяжении последних трех лет. То, что сейчас занимает  членов  некоторых

формирований,  до сих пор не встречалось ни здесь в Литве, ни в других

регионах европейской части Союза. Речь идет о концептуальной проработ-

ке возможностей террора; "Мы всегда были противниками терроризма.  ОД-

нако,  в наших условиях мы вынуждены прибегнуть к терактам, но не про-

тив литовцев, лидером республики, а против руководящих деятелей России

и СССР, чтобы обратить внимание общественности на наше положение, а их

заставить действовать", - говорит один  из  активистов  русскоязычного

гражданского движения, который еще полгода назад призывал лишь к поис-

ку  консенсуса  между  всеми частями общества. Безусловно, это феномен

сознания. Однако, если начнется за этим действие, будет поздно.

    На политические процессы в Литве может оказать влияние  и  "вдруг"

возникший  "польский  вопрос".  В Вильнюсском крае проживает около ста

тысяч поляков: из 48 проц. русскоязычного  населения  самого  Вильнюса

около  половины составляют поляки; в Вильнюсском районе они составляют

59 проц.; в Шальчининкайском - 82 проц.

    Интеллигенция весьма малочисленна (польское население  края  имеет

лишь 32 человека с высшим образованием на 1000 жителей, что в несколь-

ко раз меньше других национальностей Литвы), сконцентрирована в столи-

це,  в большинстве своем интегрирована в литовское общество и потому в

известной степени комфортна. Возникший в 1989 году Союз поляков  Литвы

придерживается  просаюдистской  ориентации.  За  ним  идет примерно 10

проц. поляков, в основном из городских средних слоев.

    В Вильнюсе большинство поляков занимается низкоквалифицированным и

низкооплачиваемым трудом. Политизация общественной жизни Литвы,  закон

о  языке  и  т.д. заставили их задуматься и над своим статусом граждан

края: создавая примерно десять процентов национального дохода  респуб-

лики,  поляки не имеют своих представителей в высших органах, исполни-

тельной власти, им ограничен доступ к средствам массовой информации, у

них наиболее слабая база учреждений культуры, просвещения и  здравоох-

ранения. Сильно задел особенно эти слои, да и всех поляков отказ влас-

тей создать республиканский польский вуз (с 1989 г. число вузов в Лит-

ве  увеличилось  с 9 до 12, причем в них обучение ведется на литовском

языке; русские группы сокращены, а число польских  незначительно  воз-

росло).

    Сельское  население поляков живет достаточно обеспеченно, зажиточ-

но. Местные польские крупные коллективные хозяйства весьма  рентабель-

ны.  Здесь польские крупные коллективные хозяйства весьма рентабельны.

Здесь поляки живут более компактно и, следовательно меньше подверглись

процессу ассимиляции. Происходящее в республике их также  стало  заде-

вать: сокращение экономических связей с Союзом привело к возникновению

дефицита.  Необходимой сельхозтехники и запчастей; то же самое привело

к сокращению поставок зерна из Союза, что вызвало уменьшение поголовья

скота, сдачей молока и мяса; закон о языке несомненно привел в состоя-

ние беспокойства управленческий аппарат, был обнаружен к тому  же  до-

вольно высокий процент литовцев в нем; население испугала угроза дейс-

твительного выхода Литвы из Союза - это означает для многих сокращение

не только экономических, но и родственных связей (около 70 проц. поля-

ков имеют родственников в соседней Белоруссии) и т.д.

    Однако,  есть  вещи,  которые могут в полном смысле "взорвать" как

городских, так и сельских поляков;

    - в республике принять закон о восстановлении права собственности,

возвращении ее прежним владельцам. Он увязывается с принятием граждан-

ства, причем пользуются приоритетом люди6 бывшие гражданами Первой Ли-

товской Республики (1920-1940) и их потомки. Если для русских  начина-

ются страдания и сомнения по вопросу об отказе от советского гражданс-

тва (ибо двойное гражданство не допускается), то для поляков эта проб-

лема представляется еще более сложной. Часть поляков считает необходи-

мым  сохранить гражданство СССР, что исключает их из кампании привати-

зации. Но для всех поляков еще большая проблема заключается в  следую-

щем:  их предки владели здесь земельной собственностью многие столетия

(нам, к примеру, предъявляли документ о приобретении земли, датирован-

ный 1771 годом). Однако, поляки края не являлись гражданами  Литвы  до

1940 г. Сам Вильнюсский район отошел к Литве по пресловутому пакту Мо-

лотова-Риббентропа.  Наконец,  как быть с теми поляками, которые имели

здесь прежде собственность, но были  репрессированы  и  отправлены  по

этапу  в  Сибирь,  а затем высланы в Польшу. Ведь они тоже предъявляют

свои права? Чем вся эта кампания может обернуться для  нынешних  креп-

ких, рентабельных коллективных польских хозяйств?;

    -  готовится  закон  об индивидуальном строительстве и обсуждается

проект создания "большого Вильнюса". Уже сейчас со всей Литвы выражают

готовность начать строительство близ столицы 40 тыс. человек, что пог-

лотит примерно 2/3 территории Вильнюсского района (где поляки  сегодня

составляют  59  проц. населения)и увеличит сразу население примерно на

120 тыс. человек, что в корне изменит этнографически карту района.

    Выразителем интересов основной массы поляков стали депутаты ВС,  а

также  депутаты  районных,  городских,  апилинковых (сельских) Советов

Вильнюсского, Шальчининкского и части Тракайского, Швенченского и Шир-

винтского районов, которое время от времени  проводит  съезды.  Поляки

осенью  1989  года провозглашали национально-территориальную автономию

двух районов, однако, Верховный Совет республики отклонил это решение,

признав незаконным. Вообщем при нынешнем популистском по своей природе

режиме полякам едва ли приходится рассчитывать на что-либо, кроме мощ-

ных пропагандистских антипольских кампаний, объявляющих  жителей  края

"тутейшими"  или  "ополяченными  литовцами". На втором съезде польских

депутатов в июне 1990 года создан "Координационный Совет по  отстаива-

нию идеи автономии в ВС Литвы и СССР".

    Поляки отдают себе отчет в том, что их потенциал, демографически и

экономически,  не  позволяет  им осуществить какой-либо "приднестровс-

кий", "гагаузский" или "северо-восточный эстонский" вариант достижения

своей цели. К примеру, в Шальчининкайском, самом польском районе, про-

живает не более 40 тысяч человек, причем  занимающихся  лишь  сельским

хозяйством.  И  все  же  польское население Вильнюсского края, едва ли

спокойно отнесется к выходу Литвы из состава Союза. Едва ли удовлетво-

рится предоставлением национально-культурной автономии в условиях  ли-

туанизации территории и их предков.

    Данный  анализ  завершен накануне произошедших 19-21 августа собы-

тий, попытки государственного переворота в СССР. Безусловно, она нало-

жат свой отпечаток на все процессы, происходящие в Литве.  Несомненно,

сроки существования популистского режима будут увеличены; разгрому бу-

дут  подвержены структура КПЛ, русскоязычная часть населения деморали-

зована (не исключена волна беженцев из Вильнюса, Клайпеды); мы не иск-

лючаем также возможных  актов  терроризма.  Популистский  режим  будет

стремиться набрать очки за счет проведения шумных демонстрационных эф-

фектов  - установление дипломатических отношений с рядом стран, начало

осуществления контроля западной границы силами охраны края и т.д.

    Однако, показанные нами явления и процессы носят  более  глубокий,

фундаментальный  характер.  Форум будущего Литвы существует и осознает

экономические, социальные, политические, глобальные взаимосвязи. Более

чем 700-тысячное русскоязычное население лишь перегруппируется,  но  в

высшей  степени наивно рассчитывать на его умиротворение, особенно ны-

нешним популистским режимом. Польский фактор при теперешнем подходе  к

нему  властей также может стать очагом напряженности. Наконец, сущест-

вует реальная интегрированность экономики Литвы в хозяйственную струк-

туру Союза, что не так просто будет преодолеть режиму, жаждущему толь-

ко выйти из состава СССР.

    Действительно, ситуация для подписания Союзного договора с участи-

ем Литвы еще больше усугубилась, но это не означает, что  она  оконча-

тельно  потеряна  для  Союза.  Впереди  по этому вопросу предстоит еще

трудная борьба, как внутри самой Литвы, так и в сфере межгосударствен-

ных отношений. Наконец, было бы ошибкой  допустить  немедленный  выход

Литвы,  во-первых,  потому, что современный режим в республике по сути

своей авторитарный, он не в состоянии гарантировать не только прав на-

циональным меньшинствам, но и значительной части самого литовского на-

селения; во-вторых, если прецедент нарушения Конституционного  правила

о  выходе из состава СССР состоится, он будет иметь громадные разруши-

тельные последствия для всей страны.

   

 

    

 

:: Высказаться ::

 

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель