Черновик
АНАЛИЗ
общественно-политической ситуации в Литовской республике
Политическая ситуация в Литве сложна и противоречива. Здесь более
жестко власти республики подчеркивают свою конфронтацию с Москвой,
"центром", некоторые государственные деятели договариваются даже "о
признании состояния войны с СССР". Естественно, что это вызывает нер-
возность и повышенную социальную активность значительной части русско-
язычного населения. Именно здесь возможен даже очаг локальной граждан-
ской войны. Однако, все эти явления внутриполитического напряжения с
угрозой гражданского противостояния и межнациональных конфликтов не
должны заслонять основных факторов, определяющих всю общественно-поли-
тическую жизнь Литвы.
В настоящее время отчетливо сформировались три блока политических
сил:
- первый блок образует Саюдис с множеством организаций, стоящих
чуть правее или левее его, - Лига свободы Литвы, Союз таутенинков, Де-
мократическая партия Литвы, партия Независимости Литвы, Христианс-
ко-демократического и др.;
- второй блок создал форум будущего Литвы. В него входит Союз ли-
бералов, Социал-демократическая партия Литвы, Союз земледельцев, пар-
тия предпринимателей Литвы, Конфедерация независимых профосюзов, пар-
тия Труда и др.;
- третий блок составляет Коммунистическая партия Литвы (на плат-
форме КПСС), Комитет граждан Литвы, объединяющий в качество коллектив-
ных членов Социалистическую федерацию Литвы, "Единство" и др.
Саюдис, сформировавшись в 1988-1989 гг. как мощное национальное
движение, в 1990 г. пришел к власти и создал режим по своей сути попу-
листский. В основе его идеологической концепции лежат национальные ло-
зунги, устанавливающие приоритет литовцев как нации во всех сферах об-
щественной жизни. На постоянном обращении к нации, на поддержании ее в
повышенном эмоциональном состоянии формируется социальная база власти.
Отсюда жесткая позиция руководства Литвы к СССР, к идее заключения со-
юзного договора, так и твердость, агрессивность по отношению к полякам
Литвы, к их требованиям предоставить национально-территориальную авто-
номию польским районам, ко всем русскоязычным гражданам республики.
Курс Саюдиса не может быть иным, ибо это означало бы утрату способнос-
ти мобилизовывать литовское население посредством национальных лозун-
гов, означало бы демонтаж социальной базы режима.
Именно из самой природы сложившегося в Литве режима следует его
поведение: нынешняя политика покоится на приоритете фетишизируемой не-
зависимости. Организованное большинство Верховного Совета руководству-
ется тем, что СССР обязан признать независимость Литвы немедленно, и
любые компромиссы, договоренности возможны лишь по отдельным вопросам,
в некоторых областях, и только после признания Советским Союзом неза-
висимости Литвы. Альтернативные, более умеренные способы регулирования
отношений с СССР не рассматриваются.
Свою политическую и экономическую стратегию руководство Литвы ос-
новывает на договорах с отдельными нынешними союзными республиками,
полагая, что в таком случае хозяйство Литвы сможет нормально функцио-
нировать. При этом Саюдис исходит из того, что, во-первых, СССР более
не сплотится в единое государство и у него не будет в отношении Литвы
общей политики: во-вторых, что СССР очень нуждается в хозяйстве Литвы.
Чтобы понять перспективы власти Саюдиса, нынешнего политического режи-
ма в Литве, необходимо, на наш взгляд, привести более подробно доводы
оппозиции.
В Форум будущего Литвы входит наиболее подготовленная, учитывающая
реалии часть литовской научно-технической и, в меньшей степени, твор-
ческой интеллигенции. Сюда же примыкают постепенно политизирующиеся
предпринимательские круги, как управленцы предприятий, так и коопера-
торы. Пока этим людям трудно противостоять мощной пропагандистской ма-
шине Саюдиса, опасения оказаться об1явленным "врагом нации". Иным ме-
шает их прошлое, занятие высоких государственных и партийных постов.
Вместе с тем, этот блок сил формирует идеологический потенциал ар-
гументов против существующего курса Саюдиса, который при определенных
обстоятельствах способен повернуть общественное мнение литовцев в нес-
колько русл.
Форум считает, что "республика не в состоянии из-за декларирован-
ного приоритета политических требований начать осуществление экономи-
ческой реформы". Более того, популистский курс Саюдиса, неприемлющий
никакой критики, "создает искривленную, суррогатную командно-бюрокра-
тическую систему, которая тормозит экономическое развитие. Декларатив-
ная политика ведет хозяйство Литвы к краху, умножает беды населения
Литвы".
Эксперты Форума считают, что саюдистское руководство Литвы исходит
из ошибочного положения, что политически конфронтируя с Союзом, можно
поддерживать нормальные экономические связи. Мировая практика показы-
вает, что политическая конфронтация неизбежно обуславливает и экономи-
ческую конфронтацию." Подобная напряженность в отношении с СССР для
нас гибельна не только в экономическом, политическом, социальном, но и
в культурном отношении".
Ошибочным признается распространяемое руководством Саюдиса положе-
ние о том, что Союз крайне нуждается в экономике Литвы. Расчеты экс-
пертов Форума показывают, что, лишившись экономики Литвы, СССР лишь
временно испытывал бы затруднения. Наоборот, нормальные экономические
связи с СССР имеют значение прежде всего для Литвы, так как все стра-
тегически важное сырье она приобретает именно там (для их приобретения
на мировом рынке Литве необходимо ежегодно 1,5-2 млрд.долларов, кото-
рых у нее нет).
Форум полагает, что "избранный нынешним руководством Литвы прямой
и бескомпромиссный путь закрепления независимости Литовской Республики
является довольно длинным, болезненным и очень мучительным для людей
Литвы". "Подобная упрямая установка неприемлема и нерациональна.Воз-
можно, она и способна дать желаемый результат, т.е. независимость Ли-
товской в т.ч. по спец.республики, однако, добиваясь цели таким путем,
безо всяких компромиссов, она может надолго (лет на 10-15) разорить
хозяйство Литвы, ухудшить жизненные условия людей: число безработных
может возрасти до 300-500 тысяч человек, это вызовет большую эмиграцию
как на Запад, так и на Восток. Такая политика может надолго (против
наших желаний и воли) элиминировать нас из рынка СССР и исключить воз-
можность прямого получения необходимого сырья из Советского Союза. Та-
кое положение значительно бы снизило интерес к хозяйству Литвы со сто-
роны западных коммерсантов, уменьшило бы заинтересованность опытных и
богатых заграничных предпринимателей в инвестициях своего капитала в
хозяйство Литвы, труднее бы стало его реконструировать.
Форум убежден, что Литовской Республике следует начать "переговоры
с Москвой о временном (в течение 3-5 лет) сотрудничестве с новым Сою-
зом на особых правах". Переговоры должны идти при соблюдении следующих
основных условий:
1. Сообщество государств может быть стабильным и развивающимся
лишь в том случае, если независимые государства добровольно договари-
ваются о сотрудничестве. Признание независимости следует расценивать
как первое и необходимое условие, чтобы равноправные государства дого-
варивались и подписали все другие соглашения.
2. В новом Союзе (сообществе) в этот же период должны утвердиться
рыночные отношения, равноправие различных форм собственности, правовая
защита и гарантии государства различным формам частной собственности.
3. Каждое союзное государство (республика) совершенно самостоя-
тельно проводит свою экономическую, социальную, культурную политику,
поддерживает и поощряет самые рациональные структуры форм частной соб-
ственности.
4. В новом Союзе (сообществе) должны утвердиться демократия и при-
оритеты прав и свобод человека, общечеловеческих ценностей. Каждое со-
юзное государство и сам Союз не вмешиваются в политическую жизнь от-
дельной республики. Какая именно партия или общественные движения пра-
вовыми, политическими средствами приходит к власти, - это дело населе-
ния самого лишь союзного государства.
5. Каждое союзное государство (республика), рассчитавшись с други-
ми республиками, может совершенно самостоятельно регулировать свой эк-
спорт-импорт, самостоятельно располагать имеющимися валютными ресурса-
ми, самостоятельно заключать экономические соглашения с другими госу-
дарствами.
6. Каждое союзное государство имеет право совершенно самостоятель-
но регулировать эмиграционные и иммиграционные потоки.
7. Следует упорядочить денежно-финансовую систему и рубль должен
стать конвертируемой валютой.
8. Необходимо товаронасыщенный и сбалансированный рынок.
9. Государства, сотрудничающие со статусом особого члена, имеют
право стать полноправными субъектами международного права. Союз обязу-
ется не препятствовать тому, чтобы Литовская Республика могла вновь
получить международное признание и вступить в ООН.
10. Военные и приравненные к ним расходы должны быть сокращены до
уровня необходимой обороны, они должны быть демократически обсуждены и
утверждены. Государства, временно сотрудничающие с особым статусом,
создают национальные военные структуры.
Безусловно, в этом проекте Форума многое для нового Союза неприем-
лемо. Хотя бы, к примеру, соглашение с Литвой всего-навсего на 3-5 лет
и т.д. Кроме этого, в позиции Форума явственен отказ от "литовоцент-
ризма", представления, что мировая политика только и концентрируется
на проблемах Прибалтики.
В теоретической статье Форума "Необходима гибкая политика. Принци-
пы стратегии политических и экономических отношений с СССР", опублико-
ванную в "Тесе" 15 мая 1991 года, подчеркивается: "политики крупнейших
зарубежных государств не заинтересованы в полном банкротстве и крахе
нынешнего Союза ССР, как сообщества. Они помогут, чтобы это сообщество
стало страной рыночной экономики, политической демократии, уважения к
свободам и правам человека, страной мирной внешней политики. Мирное
перерастание СССР в современное демократическое государство - это
стратегическая цель мировой политики. Эта стратегия руководствуется не
альтруистичными и краткосрочными мотивами, а рациональными стремления-
ми к поддержанию мирового равновесия и является долгосрочной и ста-
бильной, вопреки дипломатическим выкрутасам. Литве следует придержи-
ваться такой политики балансирования, которая бы не противоречила
стратегии мировой политики, не нарушала бы мирового равновесия. Нам
следует иметь в виду, что лишь из-за нашего желания стать независимыми
мир не пойдет на конфронтацию с новым Союзом. Мир в значительно боль-
шей степени заинтересован в том, чтобы современным демократическим го-
сударством стал весь Союз, а не только Литовская Республика. Мы не мо-
жем стать эпицентром мировой политики, и претендовать на это - нело-
гично.
Здесь нам следует сделать вывод" поскольку Форум будущего Литвы
представляет собой серьезную политическую силу, обладает значительными
интеллектуальными ресурсами, имеет реальное видение потенциала своего
государства, необходимо приступить с ним в переговоры. Контакты с Саю-
дисом, а также с саюдистским правительством Литвы необходимо свести к
минимуму, к формальному протокольному акту. Нет никакой необходимости
тратить усилия на людей, с которыми нельзя ни о чем договориться, чи-
новниками современного популистского режима. Переговоры с Форумом дол-
жны не заклиниваться на неких "особых правах" для Литвы в Союзном до-
говоре, а прежде всего концентрироваться на разработке многосторонней
программы интеграции Союза в мировую экономическую систему. Требуемые
Форумом "условия" можно было бы принять, что явилось бы своеобразным
"брестским миром", поскольку развитие рыночных отношений расставит все
по своим местам достаточно быстро.
Вернемся опять к Саюдису и существующему в Литве режиму. Им все
труднее поддерживать социальную активность масс. Люди устали от поли-
тики, тем более, что курс правительства В.Ландсбергиса не дал особых
результатов. Симптомы кризиса режима проявляются в самых различных
формах:
- демонстрация аграриев, приехавших на 600 автобусах в Вильнюс со
всех концов республики в мае 1991 года, показала недовольство села и
установленным налогообложением, и форсированием создания хуторов, и
сокращением поставок необходимой техники в связи с разрывом многосто-
ронних экономических связей с Союзом и т.д.;
- растет беспокойство предпринимательских кругов тем обстоятельст-
вом, что иностранный капитал не торопится делать инвестиции в экономи-
ку Литвы.Инвеститоры, во-первых, считают обстановку в Литве нестабиль-
ной; во-вторых, обнаружилась некомпетентность новых литовских властей
в вопросах экономики (к примеру, городские власти заламывают такую це-
ну за аренду помещений, что малым зарубежным компаниям это становится
неприемлемым. К тому же добавляется развивающаяся коррупция, доходящая
до того, что чиновнику предлагается процент от прибыли, а он просит
лишь единовременный "большой подарок", что для понимания и западного
предпринимателя вообще кажется противоестественным); наконец, в-треть-
их, постепенно обнаруживается то обстоятельство, что зарубежные парт-
неры рассматривают Литву лишь как плацдарм для выхода на огромный ры-
нок Союза. Бизнесу, как неоднократно можно было слышать от различных
деловых кругов "глубоко безразлична проблема независимости Литвы,
главное, чтобы быстрее была создана база для экспорта капитала в Рос-
сию";
- не радуют население и внешнеполитические шаги правительства.
Многочисленные дорогостоящие поездки руководства за рубеж не дали ожи-
даемых займов (какие получил, к примеру, Л.Валенса в США). Наблюдате-
ли-эксперты заметили неприятие Ландсбергиса как главы государства у
банковских еврейских кругов США (эти влиятельные круги считают, что
часть хранящегося в банках Европы и Америки литовских золотых запасов
являются собственностью погибших в годы войны литовских евреев, причем
не только от рук фашистов и НКВД).
Все это делает популистский режим нервозным, подверженным органи-
зации акций неожиданных, действующих сильно на сознание людей. До сих
пор неизвестно достоверно, кто убил таможенников на литовско-белорусс-
кой границе. Пропаганда республики утверждает безапелляционно - КГБ.
Так это или нет, режиму постоянно нужен внешний враг. Он сам по себе
способен генерировать агрессию, и это надо постоянно учитывать.
Третий блок сил возглавляет КПЛ (на платформе КПСС). По последним
данным ее численность составляет 36 тысяч человек. В основном это
представители русскоязычной части населения. Для многих партия стала
чем-то иным, чем она была для них лет десять назад: полностью отпали
какие-либо карьерные и пр. соображения, померкли также во многом идео-
логические мотивы. Возник новый фактор - понимание партии как единст-
венного оплота сил, удерживающих Литву в составе Союза. Радикально
сменился партаппарат. Когда произошел раскол, и творческая интеллиген-
ция, литовцы, ушли из партии вместе с Бразаускасом, в партии был опре-
деленный период растерянности: отсутствие интеллектуальных, профессио-
нально подготовленных идеологических кадров создавало в руководстве
атмосферу смятения и неуверенности в себе. Теперь можно констатиро-
вать, что трудности такого порядка преодолены. Аппарат партии, несмот-
ря на сложность обстановки, перестал бегать и суетиться.
Партия рассматривает для себя две возможные перспективы. При пози-
тивном сценарии на выборах она планирует набрать около 20 проц. голо-
сов, что позволит стать серьезной парламентской оппозицией, установить
с Форумом, различными левоцентристскими силами деловые контакты. В
худшем случае, при наступлении реакции возможен уход на нелегальное
положение.
Между КПЛ и Гражданским комитетом существует контакт. Однако, воз-
можной интегрирующей роли она не играет. Социалистическая федерация,
"Единство", возникшая Ассоциация российских граждан функционирует обо-
собленно. Это в складывающейся обстановке представляется заслуживающим
внимания.
Русскоязычное население подвергается постоянному ежедневному прес-
сингу: на работе создается атмосфера неуверенности ожидания админист-
ративных санкций; в быту люди сталкиваются с проявлениями ярого нацио-
нализма, с мелкими провокациями и т.д. Все это падает на ощущение
"заброшенности" после подписания договора между Россией и Литвой. Это
состояние, социальное и психологическое, естественно, отражается в
сознании членов различных гражданских формирований, причем процесс
этот идет в сторону ожесточения. Мы многократно бывали в Литве на про-
тяжении последних трех лет. То, что сейчас занимает членов некоторых
формирований, до сих пор не встречалось ни здесь в Литве, ни в других
регионах европейской части Союза. Речь идет о концептуальной проработ-
ке возможностей террора; "Мы всегда были противниками терроризма. ОД-
нако, в наших условиях мы вынуждены прибегнуть к терактам, но не про-
тив литовцев, лидером республики, а против руководящих деятелей России
и СССР, чтобы обратить внимание общественности на наше положение, а их
заставить действовать", - говорит один из активистов русскоязычного
гражданского движения, который еще полгода назад призывал лишь к поис-
ку консенсуса между всеми частями общества. Безусловно, это феномен
сознания. Однако, если начнется за этим действие, будет поздно.
На политические процессы в Литве может оказать влияние и "вдруг"
возникший "польский вопрос". В Вильнюсском крае проживает около ста
тысяч поляков: из 48 проц. русскоязычного населения самого Вильнюса
около половины составляют поляки; в Вильнюсском районе они составляют
59 проц.; в Шальчининкайском - 82 проц.
Интеллигенция весьма малочисленна (польское население края имеет
лишь 32 человека с высшим образованием на 1000 жителей, что в несколь-
ко раз меньше других национальностей Литвы), сконцентрирована в столи-
це, в большинстве своем интегрирована в литовское общество и потому в
известной степени комфортна. Возникший в 1989 году Союз поляков Литвы
придерживается просаюдистской ориентации. За ним идет примерно 10
проц. поляков, в основном из городских средних слоев.
В Вильнюсе большинство поляков занимается низкоквалифицированным и
низкооплачиваемым трудом. Политизация общественной жизни Литвы, закон
о языке и т.д. заставили их задуматься и над своим статусом граждан
края: создавая примерно десять процентов национального дохода респуб-
лики, поляки не имеют своих представителей в высших органах, исполни-
тельной власти, им ограничен доступ к средствам массовой информации, у
них наиболее слабая база учреждений культуры, просвещения и здравоох-
ранения. Сильно задел особенно эти слои, да и всех поляков отказ влас-
тей создать республиканский польский вуз (с 1989 г. число вузов в Лит-
ве увеличилось с 9 до 12, причем в них обучение ведется на литовском
языке; русские группы сокращены, а число польских незначительно воз-
росло).
Сельское население поляков живет достаточно обеспеченно, зажиточ-
но. Местные польские крупные коллективные хозяйства весьма рентабель-
ны. Здесь польские крупные коллективные хозяйства весьма рентабельны.
Здесь поляки живут более компактно и, следовательно меньше подверглись
процессу ассимиляции. Происходящее в республике их также стало заде-
вать: сокращение экономических связей с Союзом привело к возникновению
дефицита. Необходимой сельхозтехники и запчастей; то же самое привело
к сокращению поставок зерна из Союза, что вызвало уменьшение поголовья
скота, сдачей молока и мяса; закон о языке несомненно привел в состоя-
ние беспокойства управленческий аппарат, был обнаружен к тому же до-
вольно высокий процент литовцев в нем; население испугала угроза дейс-
твительного выхода Литвы из Союза - это означает для многих сокращение
не только экономических, но и родственных связей (около 70 проц. поля-
ков имеют родственников в соседней Белоруссии) и т.д.
Однако, есть вещи, которые могут в полном смысле "взорвать" как
городских, так и сельских поляков;
- в республике принять закон о восстановлении права собственности,
возвращении ее прежним владельцам. Он увязывается с принятием граждан-
ства, причем пользуются приоритетом люди6 бывшие гражданами Первой Ли-
товской Республики (1920-1940) и их потомки. Если для русских начина-
ются страдания и сомнения по вопросу об отказе от советского гражданс-
тва (ибо двойное гражданство не допускается), то для поляков эта проб-
лема представляется еще более сложной. Часть поляков считает необходи-
мым сохранить гражданство СССР, что исключает их из кампании привати-
зации. Но для всех поляков еще большая проблема заключается в следую-
щем: их предки владели здесь земельной собственностью многие столетия
(нам, к примеру, предъявляли документ о приобретении земли, датирован-
ный 1771 годом). Однако, поляки края не являлись гражданами Литвы до
1940 г. Сам Вильнюсский район отошел к Литве по пресловутому пакту Мо-
лотова-Риббентропа. Наконец, как быть с теми поляками, которые имели
здесь прежде собственность, но были репрессированы и отправлены по
этапу в Сибирь, а затем высланы в Польшу. Ведь они тоже предъявляют
свои права? Чем вся эта кампания может обернуться для нынешних креп-
ких, рентабельных коллективных польских хозяйств?;
- готовится закон об индивидуальном строительстве и обсуждается
проект создания "большого Вильнюса". Уже сейчас со всей Литвы выражают
готовность начать строительство близ столицы 40 тыс. человек, что пог-
лотит примерно 2/3 территории Вильнюсского района (где поляки сегодня
составляют 59 проц. населения)и увеличит сразу население примерно на
120 тыс. человек, что в корне изменит этнографически карту района.
Выразителем интересов основной массы поляков стали депутаты ВС, а
также депутаты районных, городских, апилинковых (сельских) Советов
Вильнюсского, Шальчининкского и части Тракайского, Швенченского и Шир-
винтского районов, которое время от времени проводит съезды. Поляки
осенью 1989 года провозглашали национально-территориальную автономию
двух районов, однако, Верховный Совет республики отклонил это решение,
признав незаконным. Вообщем при нынешнем популистском по своей природе
режиме полякам едва ли приходится рассчитывать на что-либо, кроме мощ-
ных пропагандистских антипольских кампаний, объявляющих жителей края
"тутейшими" или "ополяченными литовцами". На втором съезде польских
депутатов в июне 1990 года создан "Координационный Совет по отстаива-
нию идеи автономии в ВС Литвы и СССР".
Поляки отдают себе отчет в том, что их потенциал, демографически и
экономически, не позволяет им осуществить какой-либо "приднестровс-
кий", "гагаузский" или "северо-восточный эстонский" вариант достижения
своей цели. К примеру, в Шальчининкайском, самом польском районе, про-
живает не более 40 тысяч человек, причем занимающихся лишь сельским
хозяйством. И все же польское население Вильнюсского края, едва ли
спокойно отнесется к выходу Литвы из состава Союза. Едва ли удовлетво-
рится предоставлением национально-культурной автономии в условиях ли-
туанизации территории и их предков.
Данный анализ завершен накануне произошедших 19-21 августа собы-
тий, попытки государственного переворота в СССР. Безусловно, она нало-
жат свой отпечаток на все процессы, происходящие в Литве. Несомненно,
сроки существования популистского режима будут увеличены; разгрому бу-
дут подвержены структура КПЛ, русскоязычная часть населения деморали-
зована (не исключена волна беженцев из Вильнюса, Клайпеды); мы не иск-
лючаем также возможных актов терроризма. Популистский режим будет
стремиться набрать очки за счет проведения шумных демонстрационных эф-
фектов - установление дипломатических отношений с рядом стран, начало
осуществления контроля западной границы силами охраны края и т.д.
Однако, показанные нами явления и процессы носят более глубокий,
фундаментальный характер. Форум будущего Литвы существует и осознает
экономические, социальные, политические, глобальные взаимосвязи. Более
чем 700-тысячное русскоязычное население лишь перегруппируется, но в
высшей степени наивно рассчитывать на его умиротворение, особенно ны-
нешним популистским режимом. Польский фактор при теперешнем подходе к
нему властей также может стать очагом напряженности. Наконец, сущест-
вует реальная интегрированность экономики Литвы в хозяйственную струк-
туру Союза, что не так просто будет преодолеть режиму, жаждущему толь-
ко выйти из состава СССР.
Действительно, ситуация для подписания Союзного договора с участи-
ем Литвы еще больше усугубилась, но это не означает, что она оконча-
тельно потеряна для Союза. Впереди по этому вопросу предстоит еще
трудная борьба, как внутри самой Литвы, так и в сфере межгосударствен-
ных отношений. Наконец, было бы ошибкой допустить немедленный выход
Литвы, во-первых, потому, что современный режим в республике по сути
своей авторитарный, он не в состоянии гарантировать не только прав на-
циональным меньшинствам, но и значительной части самого литовского на-
селения; во-вторых, если прецедент нарушения Конституционного правила
о выходе из состава СССР состоится, он будет иметь громадные разруши-
тельные последствия для всей страны.