Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Александр КЫНЕВ, кандидат политических наук, эксперт МИГПИ

УКРАИНСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП: БАРДАК НА СТАРТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

 

Прошло почти  два месяца со времени отставки кабинета Ю.Тимошенко – время, вполне достаточное, чтобы можно было оценивать, каковы стали ее основные последствия для политического поля Украины. Тем временем уже 26 ноября официально начинается предвыборная кампания по выборам новой Верховной Рады.

Есть все основания говорить о том, что ситуация развивается по известной русской пословице «чем дальше в лес – тем больше дров». Начав с того, что поссорились Юлия Владимировна и Виктор Андреевич, похоже на то, что «ссориться» начали все по кругу. Происходит стремительная хаотизация (или, как кому нравится, - дефрагментация) политического поля. Новые коалиции создаются и тут же рушатся (чему самый яркий пример бардак с формированием блока Владимира Литвина), меняются лидеры одних партий («Трудовая Украина»), раскалываются на несколько групп другие (Украинская республиканская партия «Собор» и др.), входят одновременно в несколько союзов «про запас» третьи (так, к примеру, экс-губернатор Одесской области С.Гриневецкий одновременно входит в Народную партию В.Литвина и объединение Л.Кравчука «Объединим Украину»).

Причина  хаотизации очевидна – постепенно нивелируется пиар-эффект громкой отставки Тимошенко, разочарование в «лидерах революции» в целом нарастает, рейтинги ведущих игроков падают, и совершенно очевидным становится, что никто не будет иметь в составе следующей  Верховной Рады уверенного большинства. А поскольку именно украинский парламент  станет с 1 января 2006 главным органом власти в стране и именно он теперь будет формировать правительство, это означает, что и украинское правительство неизбежно будет коалиционным. Все идет к тому, что Украина вступает в череду перманентных правительственных кризисов, чем-то напоминая послевоенную Италию или Францию, с той лишь разницей, что  в Италии в разношерстном парламенте была все-таки одна доминирующая партия – Христианско-демократическая, в украинском же парламенте ведущих партий, судя по всему, будет три – Народный Союз «Наша Украина» (сторонники В.Ющенко), блок сторонников Юлии Тимошенко и Партия Регионов В.Януковича. Персональный состав и устойчивость грядущих правительств будет прямо зависеть от отношений трех данных сил с «малыми» парламентскими партиями, у которых, если угодно, в этой ситуации будет «золотая акция». Осознание подобной перспективы дополнительно деморализует тех, кто ранее надеялся, что, войдя, к примеру, в НСНУ или блок Тимошенко, тем самым сможет гарантировать себе после мартовских выборов хороший парламентский или правительственный пост. Раз шансов на уверенное большинство нет и «придется делиться» портфелями с партнерами по коалиции, то значит партийным «заднескамеечникам» надеяться практически не на что. Важно учесть, что назначение на множество постов Верховная Рада производит отдельно (даже каждый министр назначается согласно конституционной реформе персонально), это означает, что при назначении на разные посты могут формироваться разные коалиционные конфигурации. В этой ситуации лучше иметь пусть маленькую, но свою мобильную фракцию, чем быть даже десятым в одной из ведущих. Дополнительно стимулирует политическую дефрагментацию и то, что в пакет конституционный реформы входит положение о т.н. «императивном мандате» - утрате мандата депутатом, голосующим вопреки воле своего партийного руководства. Это значит, что, войдя сегодня в некий предвыборный блок на правах меньшего партнера, завтра, после выборов, можно оказаться «кинутым» своим старшим партнером и проголосовав вопреки его воле (пусть у него даже всего на один мандат больше), остаться в результате вообще вне стен парламента. Уж чем-чем, а соблюдением предвыборных договоренностей Украина (как, впрочем, и иные постсоветские республики) никогда похвастаться не могла.

В условиях, когда партийная дефрагментация объективно стимулируется особенностями конституционной реформы, единственными цементирующим образование больших предвыборных союзов обстоятельствами являются личные рейтинги лидеров предвыборных блоков – не секрет, что избиратели в большинстве своем в первую очередь голосуют не за партию, а за ее лидера. Именно поэтому штабы основных партий стремятся представить политическую борьбу как противостояние своих лидеров – дескать, голосуя за партию «Батькивщина», вы голосуете за избрание Тимошенко премьером и т.д. Однако парламентские выборы – не президентские, и избирателю не меньше аналитиков понятно, что если у партии однозначно не будет больше половины голосов, то премьером станет, скорее всего, не лидер партии, а некая компромиссная фигура, которым может стать человек из «второго партийного эшелона» или же представитель какой-то «малой», и поэтому нейтральной относительно фаворитов партии (об этом однозначно говорит не только итальянский и французский, но и польский, болгарский, латвийский, эстонский и т.д. опыт). Проще говоря, в системе неизбежных коалиций важны не столько сами лидеры, сколько их команды. Но с этим как раз, мягко выражаясь, самая большая «напряженка». Самыми проблемными для всех ведущих партий являются экономические блоки – предлагать на экономические посты в кабинете фактически некого.

Именно отсутствие популярной команды является сейчас самой большой проблемой для объединения сторонников В.Ющенко. Кроме самого президента, существенно утратившего популярность,  в «Нашей Украине» фактически нет ярких политиков. Более того, часть членов бывшего и нынешнего президентского окружения (Порошенко, Мартыненко) существенно дискредитирована. Так как сам Ющенко занимает пост президента, то явной является  как проблема лидера предвыборного списка, так и проблема потенциального кандидата в премьеры (которым может остаться нынешний премьер-министр Юрий Ехануров).  Нет у блока ющенковцев и четкого руководства. По данным газеты «Киевский телеграф» вице-премьер Роман Безсмертный возглавил избирательную кампанию НСНУ, экс-министр юстиции Роман Зварыч — электоральный штаб, а  бывший первый заместитель руководителя Государственной налоговой администрации Николай Катеринчук — центральный исполнительный комитет партии НСНУ. Проводить выборы и строить партию НСНУ собирается одновременно, подобная оргсхема не может не вызвать внутреннего раздрая и бардака.

Такая же  проблема публичной команды и у Юлии Тимошенко. Кроме нее самой и бывшего главы СБУ А.Турчинова, возглавившего предвыборный штаб блока, ярких фигур в блоке нет. Бывший вице-премьер «экс-ди-джей» революции Н.Томенко у слишком многих вызывает отторжение, как и скандальный бывший лидер украинского «Яблука» М.Бродский. Многие ожидали, что среди сторонников Тимошенко окажется ушедший в отставку госсекретарь Александр Зинченко, но он предпочел создать собственную Партию патриотических сил (ППС). Со скандалом ушел в отставку из руководства союзной Тимошенко УРП «Собор» бывший премьер-министр Крыма Анатолий Матвиенко, обвинивший фракцию Тимошенко в том, что, не поддержав кандидатуру Ю.Еханурова в премьеры, она «изменила национальным интересам».

И сторонники  Ющенко, и сторонники Тимошенко надеются получить  определенные политические дивиденды от внешне сверхуспешной приватизации  «Криворожстали». Однако неоднозначность репутации покупателя – компании «Миттал Стил» индийского олигарха Лакшми Миттала, известного не просто как жесткого, а даже жестокого собственника, может привести к тому, что в результате репутация новой украинской власти только пострадает (в первую очередь на Западе, к примеру в Великобритании весной этого года уже прошла серия материалов о том, какими методами Л.Миттал управляет, к примеру, на Карагандинском металлургическом комбинате).

Самым интересным изменением за эти два месяца стало определенное возрождение политического влияния Партии Регионов В.Януковича, которое стало прямым следствием острой взаимной борьбы между сторонниками Ющенко и Тимошенко. По итогам ряда соцопросов она сейчас по рейтингу обходит и НСНУ и сторонников Тимошенко. Именно благодаря голосам Партии Регионов премьер-министром был утвержден Ю.Ехануров. Почувствовав разочарование в лидерах Майдана, «воспрял духом» и активизировался и сам Янукович. Окружение Януковича явно понимает потребность обновления команды и предъявления неких ярких публичных деятелей кроме самого Виктора Федоровича и еще двух-трех относительно известных представителей партии типа Раисы Богатыревой. Так к сторонникам Януковича уже «прибился» бывший харьковский губернатор Е.Кушнарев, видимо, отчаявшийся в создании собственного политического проекта (хотя недавно появилась информация, что Кушнарева к Януковичу все-таки не возьмут).

Из  иных партий за это время больше всего писалось про блок «миротворца» Владимира Литвина, имеющего высокий личный рейтинг. Недавно популярная киевская газета «Зеркало недели» выдала такой довольно емкий пассаж: «Если при советской власти образцом конформизма при разных вождях был Анастас Микоян, то в Украине политическую живучесть надо измерять в «литвиных». Первоначально в блок Литвина «сватали» Республиканскую  партию Юрия Бойко, партии "Солидарность" и "Вперед, Украина!". Однако, похоже, что руководство еще несозданного блока  повторяет ошибку многих иных постсоветских предвыборных проектов – от потенциальных членов коалиции требуется полное в ней «растворение», отказ от личной политической активности и амбиций. Подобный подход уже начал вести к тому, что блок стал «сыпаться» не начавшись. Так, насколько известно, охладились отношения Литвина и лидера Республиканской партии, бывшего главы «Нафтогаза Украины» Юрия Бойко. Не исключено, что теперь Бойко появится либо среди союзников нуждающегося в «новых лицах» Януковича (надо же кого-то будет выдвигать в новое правительство), либо станет одним из учредителей нового блока. В то же время сохранить пост спикера парламента после выборов (а после 1 января влияние этого поста в Украине будет сопоставимо с президентским и премьерским) Литвину будет непросто – когда он избирался на этот пост в 2002, то был лидером списка одного из трех ведущих блоков – «За Единую Украину!». Сейчас список Литвина в лучшем случае будет четвертым по влиятельности, а скорей всего шестым-седьмым.

Сложная ситуация у конкурирующей в борьбе с блоком Литвина за левоцентристские голоса Социалистической партии А.Мороза, которая начала дистанцирование от бывших партнеров по Майдану – «Нашей Украины» и блока Ю.Тимошенко. Представляющая СПУ В.Семенюк ушла  в отставку с поста главы Фонда госимущества Украины в связи с несогласием с приватизацией скандальной «Криворожстали», которую партия предлагала сохранить в государственной собственности. В ответ ее обвинили в том, что в деле «Криворожстали» она могла спутать интересы государства с интересами своих бизнес-коллег по СПУ, зарабатывающих на посреднических схемах. Наряду с Народной партией Литвина, СПУ явный претендент на обладание «золотой акцией» в новом украинском парламенте (то есть, тех голосов, без которых фаворитам будет нельзя сформировать устойчивую правительственную коалицию), а сам Мороз – явный соперник Литвина в борьбе за пост спикера. Очевидно, что вступать в коалицию с КПУ ни одна из партий-фаворитов не сможет по идеологическим причинам.

Идет процесс создания отдельного предвыборного блока среди представителей правых партий.  Лидер Украинской Народной партии Юрий Костенко заявил о том, что УНП ведет переговоры с Народным рухом, УРП "Собор" и Конгрессом украинских националистов относительно создания собственного правоцентристского блока для участия в парламентских выборах 2006 года.  Подобный блок мог бы отнять значительное число голосов у сторонников Ющенко и Тимошенко на Западной Украине, где разочарование в лидерах «оранжевой революции» довольно сильно.

Что касается иных проектов, то возглавляемый экс-президентом Л.Кравчуком форум «Объединим Украину» пока остается еще очень аморфной структурой и его участники одновременно участвуют в параллельных политических проектах. Вполне традиционно ведет себя КПУ, как всегда скандалит ПСПУ Наталии Витренко. Не стоит забывать и о таких давно существующих проектах, как «Жинки за майбутне» («Женщины за будущее»), Партия Зеленых Украины и других.  Невысокий 3%-й заградительный барьер может дать им шанс пойти в парламент в случае проведения качественной избирательной кампании. Многое будет зависеть и от тех новых скандалов, расколов, взаимных разоблачений, которые, скорей всего, будут и дальше происходить в правительственном лагере.  Здесь оппозиция может рассчитывать на мудрый принцип «не рой другому яму, пусть сам себе роет».

Что же получается в «сухом остатке»? Президентом до 2009 останется В.Ющенко (его мандат, как известно, составляет 5 лет), но с сильно урезанными полномочиями. После марта 2006 за пост спикера Верховной Рады наиболее острую борьбу будут вести В.Литвин и А.Мороз, премьером же, скорее всего, станет «технократ». Вряд ли стоит ожидать возвращения по пост премьера Ю.Тимошенко – это, несомненно, будет слишком опасным для всех ее возможных партнеров по коалиции, слишком символической фигурой является и сам В.Янукович, на его назначение из-за соображений публичного имиджа не смогут пойти ни Ющенко, ни Тимошенко. Но у его партии шансы если не возглавить правительство, то получить в нем значимые посты, очень велики. Более чем реально формирование «большой коалиции» в составе, например,  Партии Регионов, НСНУ вместе с СПУ Мороза или НПУ Литвина. Премьером в такой «большой коалиции» может остаться кто-то из компромиссных фигур (в первую очередь, нынешний премьер Ю.Ехануров, но его главной проблемой является, что пока НСНУ, по опросам, занимает лишь третье место, либо же бессменный член последних кабинетов секретарь Совета по национальной безопасности и обороне А.Кинах – по принципу «старый конь борозды не испортит»), но возможны и иные кандидаты (как в «технические премьеры», так и в министры) – кого-то из нынешних и бывших губернаторов (одним из самых успешных примеров руководства регионом был опыт С.Гриневецкого в Одесской области), либо же крупных топ-менеджеров (к примеру,  бывшего главы «Нафтогаза» и лидера Республиканской партии Юрия Бойко, одного из главных специалистов по столь «больному» для Украины газовому вопросу) и т.д.

Что касается глобальных последствий, то, в целом, подобная политическая хаотизация и формирование коалиционного правительства, которое с высокой долей вероятности будет иметь крайне неустойчивую парламентскую поддержку, приведет к ослаблению кабинета как института, неспособности правительства вырабатывать и проводить ясную и четкую экономическую политику. Как результат, вероятна еще большая потеря эффективности управления и в перспективе утрата доверия граждан к государственным институтам.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель