Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Ирек МУРТАЗИН, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований. "Вечерняя Казань". 2 августа 2005 г.

Качай права

"Автоштрафбат" может обанкротить службу эвакуации

Маховик эвакуации денег из карманов автовладельцев набирает обороты. Поражает служебное рвение инспекторов ГИБДД. В последние дни только и разговоров о подвиге инспектора, предотвратившего... угон. 26 июля "Вечерняя Казань" рассказала о герое в милицейской форме, который с риском для жизни схватился за дверцу и выдернул ключ зажигания "Форда", водитель которого хотел скрыться с места эвакуации на своей машине. Директор республиканского государственного учреждения "Безопасность дорожного движения" Ришат Мансуров, похоже, остался доволен инспектором: "У нас постоянно возникают трудности - многие с эвакуацией не согласны".

Что верно, то верно. Многие не согласны с эвакуаций. Не согласны не только люди, но и закон. В примечаниях к статье 12.19 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) однозначно говорится, что при нарушении правил стоянки (остановки) запрещается использовать эвакуаторы. А статья 12.36 КоАП и вовсе предусматривает наказание за сам факт использования эвакуаторов. Штраф до 20 МРОТ и конфискацию эвакуатора.

Гоп-стоп эвакуаторами, который мало чем отличается от хорошо организованного угона, - не казанское изобретение. В той же Москве впервые эвакуаторы были применены в 1995 году. Но практически сразу городские суды оказались завалены исками автомобилистов. Разбирательства дошли до Верховного суда РФ, который признал эвакуацию автомобилей противоречащей российской Конституции. Еще бы! Ведь эвакуация автомобиля - это, по сути, изъятие частного имущества без постановления суда, без судебных приставов. Московским городским властям пришлось свернуть противоправный беспредел эвакуаторов.

В марте 2003-го попытка московских властей возродить эвакуаторы завершилась протестами прокуратуры, реакция которой была мгновенной. В Казани эвакуаторы появились в апреле, а прокуратура до сих пор хранит молчание.

Бездействие прокуратуры, конечно же, удивляет. Но безмолвие жертв эвакуаторов просто шокирует. А ведь их набралось уже более полутора тысяч. (С апреля на штрафстоянку было доставлено свыше 1,5 тысячи автомобилей.) Целый штрафной батальон! Если бы жертвы эвакуаторов не были столь безропотны, то эвакуационная вакханалия уже наверняка была бы отменена. С незаконной эвакуацией автомобилей можно и нужно бороться. Только надо вооружаться юридическими знаниями! И отстаивать свои законные права в судах!

Для начала советую сделать 5 - 6 копий (а лучше - все десять) этого материала. Раздать друзьям-товарищам. И в случае попытки эвакуации вашего автомобиля разговаривать с инспектором ДПС, уже ссылаясь на конкретные юридические нормы.

Итак, что необходимо предпринять, чтобы избежать произвола эвакуаторов? Если вы подоспели к машине еще до того, как ее начали загружать на эвакуатор, напомните инспектору, что по требованиям Кодекса об административных правонарушениях эвакуация автомобилей производится "за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств". То есть даже если вы нарушили правило парковки, но не преградили улицу, эвакуировать вашу машину не имеют права. Максимум что вам грозит - штраф.

Инспектор, конечно, может сослаться на статью 27.13 КоАП "задержание". Но кодекс запрещает только один вид задержания транспортного средства - такого, как эвакуатор. Кроме того, КоАП в статье 27.13 предусматривает задержание автомобиля до устранения причин задержания, а не до оплаты навязанных услуг по эвакуации и содержанию на штрафстоянке. То есть если забыли права, берите такси и езжайте за правами. Нарушили правила остановки - свободны, как только передвинули машину на разрешенное место.

Юридически подкованный инспектор может сослаться на утвержденное 18.12.2003 года постановление правительства России № 759 "Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации". Но даже это юридически небезупречное постановление предусматривает эвакуацию автомобиля только в тех случаях, когда нет возможности устранить причину задержания на месте. Так что если вы сами предлагаете убрать автомобиль с проезжей части, эвакуировать его не имеют права. Если же сотрудник ГИБДД "непрошибаем" и оформляет протокол для эвакуации, у вас есть все основания привлечь его к административной ответственности и взыскать с ГИБДД деньги, уплаченные за услуги эвакуатора и штрафстоянки. Для этого в составляемом протоколе оставьте запись: Желаю устранить причину задержания на месте".

Если и это не поможет, то вам ничего не остается, как воспользоваться советом Леонида Ольшанского, почетного адвоката России, вице-председателя "Движения автомобилистов России":

- Если эвакуаторщик уже прицепил какие-то крючки и прочие приспособления для затаскивания машины или если только начал приподнимать авто и у вас есть возможность запрыгнуть в него, то обязательно сделайте это, поскольку ваш автомобиль - это ваша собственность. Ни в одном российском законе не сказано, что человек не может находиться в своей машине. Даже если вы пьяны, то сотрудник ГАИ может отстранить вас от управления автомобилем, но он не может запретить вам находиться в нем в качестве пассажира. Про нарушение правил парковки я вообще молчу. За какое бы нарушение ваш транспорт ни эвакуировали - сядьте в него и не выходите, поскольку автомобиль с человеком однозначно никуда не повезут. А все материальные претензии за "холостой" вызов эвакуатора решаются только через суд. И не поддавайтесь на провокации гаишников.

Если вашу машину, несмотря на все протесты, все же эвакуировали или если ее забрали еще до того, как вы появились там, где ее оставили, то смело подавайте заявление в районный суд. Хочу обратить внимание, что надо писать не исковое, а простое заявление (аналог жалобы). Дело в том, что между исковым и простым заявлениями имеется существенная разница. Во-первых, при исковом заявлении госпошлина намного выше (до 10% от суммы иска), чем при простом. Во-вторых, исковое заявление лишает вас возможности подавать иск в суд по месту своего жительства. В-третьих, при подаче заявления или жалобы вы не должны ничего доказывать, наоборот, лица, чьи действия обжалуются, обязаны доказать законность своих действий. А это им едва ли удастся.

Дело в том, что еще 31 октября 1995 года пленум Верховного суда РФ принял постановление №8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия". Пленум указал, что при наличии противоречий между федеральным законом и подзаконным актом суд обязан принять решение в соответствии с федеральным законом, каковым является КоАП РФ. А КоАП, как я уже говорил, запрещает применение эвакуаторов.

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель