Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Ирек Муртазин. REGIONS.RU. 27 апреля 2005 г.

 

Передел телерынка Татарстана «по-семейному»

«Поздно пить «боржоми», коль почки отвалились». Эта хамоватая присказка, как нельзя лучше характеризует шумиху, поднявшуюся вокруг ВГТРК. Депутаты российской Госдумы, обратившиеся к Михаилу Фрадкову с письмом «О негативных последствиях реорганизации Федерального государственного предприятия «ВГТРК», напомнили мне не партийных «медведей», а натуральных косолапых представителей фауны, внезапно пробудившихся после спячки. Не зимней спячки, а летаргической, продолжавшейся чуть ли не семь лет. Дело в том, что постановление правительства РФ о формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных СМИ было подписано тогдашним премьером Сергеем Кириенко еще 27 июля 1998 года. А то, что сегодня происходит на ВГТРК – это всего лишь заключительный аккорд кропотливой работы по созданию медиа-холдинга под «крышей» ВГТРК.

Мне довелось побывать на многих региональных ГТРК. И вполне ответственно могу сказать, что если бы не «кириенковское» постановление, то большинства ГТРК сегодня просто не существовало бы. Они были обречены исчезнуть с российского медиа-поля, не выдержав конкуренции с более мобильными, работающими по рыночным законом, частными телекомпаниями.

В Татарстане ГТРК сегодня не в состоянии использовать даже те возможности, которые предоставляет ВГТРК, едва справляясь с тем, чтобы делать выпуски «Вести Татарстан» на канале «Россия» (да и то не всегда, к примеру, в 11.10 выходят не республиканские новости, а Вести-Москва). На каналах «Культура» и «Спорт» и вовсе, в «региональных программных окнах», там, где жители республики могли бы рассчитывать видеть татарстанские телепроекты, сегодня идут новости московского региона. И Москва не имеет ни малейшего отношения к тому, что ГТРК «Татарстан» оказалась обескровленной, изъятием имущества и оборудования. На самом деле, под шумок противодействия мифической информационной экспансии Москвы, для обеспечения информационной безопасности республики была создана телерадиокомпания «Новый век» (ТНВ), которой и были переданы почти все материальные активы ГТРК «Татарстана».

Конечно, вслух о «противодействии информационной экспансии Москы» никто не говорил. Публично декларировалось совершенно другое. Достаточно вспомнить выступление Минтимера Шаймиева на третьем Всемирном конгрессе татар 29 августа 2002 года, прозвучавшее на четвертый день после начала вещания ТНВ: «На нее возлагается задача исторической важности. «Новый век» должен учитывать интересы не только населения республики, но и всего татарского народа, объединить всех татар в едином информационном пространстве».

Сегодня, когда с начала вещания ТНВ прошло уже 2,5 года можно говорить о том, что большинство из действительно серьезных задач (и широко декларируемых, и завуалированных) не выполнены. Трудно говорить «об объединении интересов татарских диаспор за пределами республики», когда в самом Татарстане зрителей у ТНВ – кот наплакал. В конце 2002 года ВЦИОМ-Медиа провел в Казани замер телевизионных рейтингов. Аудитория ТНВ на момент проведения исследований была всего 1,4%. Гендиректор ТНВ тогда заявил, что в исследованиях ВЦИОМ велик момент случайности, поскольку их результаты основываются на дневниковых записях. Более точными были бы показания пиплметров – приборов, устанавливаемых к телевизорам, с помощью которых фиксируется пребывание зрителя на определенном канале в каждую единицу времени («Восточный Экспресс» 24.01.2003). Действительно, к моменту опроса ТНВ существовала только 2 месяца. Но прошло 2, 5 года. В Казань пришел один из лидеров российского рынка телеметрии «Гэллоп медиа». Но рейтинг ТНВ, замеряемый при помощи пиплметров, как и прежде едва прощупывается. Уже даже первый заместитель гендиректора ТНВ Миляуша Айтуганова была вынуждена признать: «За три года канал так и не смог найти свою нишу на медиарынке» (агентство Татар-информ 14.04.2005).

Причины низких рейтингов программ ТНВ лежат на поверхности. Достаточно вспомнить, как появилось ТНВ. В массе своей на канал перешли программы ГТРК «Татарстан». И удачные, и не очень. Невзрачно родился ТНВ и так же без шума и ажиотажа делает вид, что живет. Политического вещания на ТНВ практически нет. По новостям телекомпании едва ли узнаешь о том, что происходит в республике на самом деле. Аналитикой и вовсе не пахнет. Рассчитывать на выяснение того, почему происходит то или иное событие и вовсе не приходится. Такого информационно-политическое вещание, как на ТНВ, наверное, не было с брежневских времен. Главные новости – совещания и поездки VIP-персон – президента, премьер-министра, председателя госсовета, министров, то есть освещение непосредственного выполнения ими служебных обязанностей. Даже январский накал страстей не стал виагрой для ТНВ. А ведь замалчивание тех или иных событий (в данном случае митингов и пикетов, недовольных монетизацией и реформой ЖКХ по «модели Татарстана») – это уже само по себе нарушение и пункта 4 статьи 29 Конституции России и статьи 10 Европейской Конвенции о правах человека, гарантирующих свободу слова. Между прочим, эти документы определяют права граждан и гарантируют не только право СМИ распространять информацию, а в первую очередь право граждан на получение объективной и достоверной информации.

Единственная задача, из стоявших перед ТНВ при ее создании, которая не только выполнена, но и перевыполнена – это недопущение передачи имущества ГТРК «Татарстан» в федеральную собственность. Выполнена, потому что основные активы ГТРК были переданы ТНВ. А перевыполнена, потому что половина активов ТНВ уже не принадлежат республике.

ОАО «Телерадиокомпания «Новый век» создали постановлением правительства Татарстана №108 от 9 апреля 2001 года. Уставной капитал компании был определен в размере 100 тысяч рублей. Об этом Ильшат Аминов сообщил в интервью газете «Республика Татарстан» (8.09.2001). В том же интервью гендиректор компании поделился планами на будущее: «В дальнейшем планируется провести две эмиссии, в ходе которых определятся акционеры, но государству в нем будет принадлежать 51% акций». Первая эмиссия началась в мае 2002 года, когда была осуществлена государственная регистрация выпуска ценных бумаг ОАО «ТНВ». А уже 3 июня постановлением правительства республики №308 в государственную собственность было выкуплено 51% акций ТНВ. В счет оплаты акций были внесены недвижимость, техника и оборудование, изъятые из оперативного управления ГТРК «Татарстан», на общую сумму около 160 миллионов рублей и чуть больше трех миллионов рублей «живыми» деньгами. Оставшиеся 49% процентов акций должен был приобрести частный инвестор, внеся в уставной капитал ТНВ около полутора сотен миллионов рублей. И вроде бы и приобрел, во всяком случае, было объявлено, что акционером ТНВ стало предприятие близкое к группе компаний ТАИФ. Но у меня есть сильные подозрения, что эти 49% так и не были оплачены. Или если оплачены то не сразу, и не полностью.

Летом 2002 года, когда я уже работал председателем ГТРК «Татарстан», несмотря на то, что все имущество ГТРК было передано ТНВ, у нового хозяина телекомплекса не было денег на оплату коммунальных услуг, электроэнергии, вневедомственной охраны. А когда ТНВ начал полноценное вешание и полностью укомплектовал штатное расписание, у компании возникли серьезные проблемы с фондом заработной платы. По просьбе руководства новой телерадиокомпании все текущие затраты по содержанию имущества ТНВ оплачивала ГТРК (я лично подписывал платежные поручения). А зарплату своим сотрудникам за август ТНВ смогло заплатить только в конце сентября 2002 года, когда по постановлению правительства Татарстана (№521 от 5.09.2002) были перераспределены ассигнования республиканского бюджета, а попросту изъяты у ГТРК и переданы ТНВ около 30 миллионов рублей.

Республика на содержание ТНВ денег не жалеет. Еще до начала пробного вещания (30 августа 2001 года) только на создание системы распространения сигнала канала было израсходовано 163 миллиона рублей («Вечерняя Казань» 8.08.2001). В 2003 году из бюджета республики на содержание ТНВ было выделено около 120 миллионов рублей. В 2004 – приблизительно столько же. Сама телекомпания на рекламном рынке даже по самым скромным прикидкам должна была заработать не менее 50 миллионов рублей ежегодно. Учитывая, что ТНВ не только по духу, но и по структуре почти идентична ГТРК «Татарстан» образца начала 2002 года, могу сказать, что на функционирование ТНВ вполне достаточно около полутораста миллионов рублей в год. То есть денег, выделяемых бюджетом республики и зарабатываемых компанией самостоятельно. А где же деньги акционера, владеющего 49% пакетом акций телерадиокомпании? Подозреваю, что их нет. Прояснить ситуацию могли бы годовой отчет ТНВ, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков – документы, который любое открытое акционерное общество согласно статьи 97 Гражданского кодекса РФ «обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения». Но мне не удалось обнаружить эти документы не в газете ТНВ «На волне Татарстана», ни в других республиканских газетах (хотя возможно, что я плохо искал).

Группа компаний ТАИФ – не самая бедная компании Татарстана. По версии журнала «Форбс» Альберт Шигабутдинов и Радик Шаймиев(младший сын президента Татарстана- прим. редакции), контролирующие ТАИФ, с 130 миллионами долларов у каждого, занимают 164-е и 165-е места в списке самых состоятельных людей России. При желании они с легкостью могли бы освободить бюджет республики от ежегодных финансовых подпиток телекомпании «Новый век». Но, похоже, не делают этого. Почему? Мне кажется, что ТАИФ ждет истечения трехлетнего срока исковой давности, определенного статьей 196 Гражданского кодекса РФ, когда решение о создании ТНВ может быть аннулировано. И вот почему.

В 1998 году при создании Санкт-Петербургского ОАО «Телерадиокомпания «Петербург-5 канал» уставной капитал компании был определен в размере 100 миллионов долларов. 51% акций достались государству (38% - городу и 13% - области). 49% акций выкупили три банка. Государство оплатило свои акции, передав компании недвижимость, технику и оборудование упраздненного ГТРК «Петербург-5 канал» Телевизионные комплексы по всему СССР строились по единому проекту, санкт-петербургский мало чем отличается от казанского. Но комплекс на берегах Невы, вместе с техникой и оборудованием был оценен в 51 миллион долларов, а такой же на берегах Казанки – лишь в 5,5 (160 миллионов рублей). (К слову, насколько мне известно, с 1998 года государство не тратит на содержание ОАО «Телерадиокомпания «Петербург-5 канал» ни копейки, все затраты взяли на себя инвесторы). Очевидно, что при выкупе акций ТНВ (а фактически - передаче собственности, находившейся в оперативном управлении ГТРК «Татарстана»), государственные активы были сильно занижены. Достаточно сказать, что огромный телевизионный комплекс, состоящий из двух добротных трехэтажных зданий обшей площадью около 2,5 тысячи квадратных метров был оценен всего в 17,5 миллиона рублей. Реальная рыночная оценка телекомплекса могла составить несколько сот миллионов рублей. Три двухэтажных здания радиокомплекса (общая площадь около трех тысяч квадратных метров) были оценены в 6 миллионов рублей. И такая ситуация по всем позициям – будь то недвижимость, автотранспорт, телевизионное оборудование.

Юридическая небезупречность при оценке стоимости активов, некогда принадлежащих ГТРК «Татарстан», привела к тому, что Федеральная служба по финансовым рынкам отказала в государственной регистрации дополнительного выпуска акций казанского ОАО «Телерадиокомпания «Новый век» (ТНВ), планировавшего в марте этого года. (Информация об этом была обнародована в 15 марта 2005 года (Ъ-Волга 15.03.2005). Причина отказа – уставной капитал компании (333,3 млн. рублей) превышает стоимость чистых активов (по состоянию на июль 2003 года – 295,3 млн. рублей), что противоречит пункту 4 статьи 35 Закона РФ «Об акционерных обществах». Между тем если бы первая эмиссия акций ТНВ, прошедшая летом 2002 года была проведена юридически безупречно, то сегодня никаких манипуляций с уставным капиталом компании можно было бы и не проводить, а стоимость чистых активов была бы более значительной. Правда доля ТАИФа была бы значительно меньше.

Руководитель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, комментируя итоги российской приватизации, заявил: «Если выясниться, что сделки были совершенны с нарушением закона, то государство вправе выступить в качестве истца и в судебном порядке обеспечить восстановление своих нарушенных прав» (АиФ №49 2004). Среди оснований для деприватизации Степашин назвал занижение стоимости государственных активов.

Эти обстоятельства дают все основания прокуратуре опротестовать постановление Кабинета Министров РТ №308 от 3 июня 2002 года «Об изъятии государственного имущества и участии РТ в дополнительной эмиссии акций ОАО «ТНВ» и возвращении имущества, некогда находящегося в оперативном управлении ГТРК «Татарстан» в государственную собственность. Только кому до этого есть дело? Депутатам Госдумы куда проще «осудить передел телерынка», якобы затеянный ВГТРК, чем разобраться с тем, кто реально переделил этот самый телерынок.

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель