Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте
ÊÀÒÅÃÎÐÈß 4

Ольга Васильева, Чувашская Республика, 1999

 

Глава 4

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

 

Производство и динамика цен

В общероссийском разделении труда Чувашия производит 31% российских ткацких станков, 25% электропогрузчиков, 20% тканей, 54% трайлеров и тяжеловесных прицепов, 13% синтетических красителей. Однако экономика Чувашии находится в кризисном состоянии: индекс физического объема промышленного производства в 1998 году составил 29,4% к уровню 1990 г. - ниже среднероссийских показателей и большинства соседей по региону.

 

Таблица  18. Индексы производства промышленной продукции (в процентах к предыдущему году)

 

 

1992г.

1993г.

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

Российская Федерация

82

86

79

97

96

102

  Волго-Вятский район

88

94

67

89

81

103

Республика Марий Эл

74

94

75

84

83

108

Республика Мордовия

81

92

55

81

87

106

Чувашская Республика

77

87

62

92

83

102

Кировская область

82

85

68

98

87

100

Нижегородская область

93

99

68

87

91

104

 

Источник: Государственный комитет РФ по статистике, 1999

 

Такой спад во многом связан со структурой промышленного производства, в котором доминировало машиностроение и металлообработка - отрасли, переживающие наиболее тяжелый кризис в России. Многие предприятия машиностроительной отрасли ориентированы на ВПК. Уменьшение спроса на продукцию оборонной промышленности усугубило экономический кризис в Чувашии. Кроме того, промышленность Чувашии жестко зависит от экономических связей с другими регионами: их разрушение, обусловленное распадом СССР и переходом к рыночной экономике, привело к резкому сокращению поставок.

 

Таблица 19. Отраслевая структура промышленного производства Чувашии

 

 

 

 

1940

 

 

1980

1995

число занятых, %в 1995

промышленность

100

100

100

100

в том числе отрасли

 

 

 

 

электроэнергетика

0,4

1,8

17,2

5,5

топливная

2,8

0,1

0,05

 

химическая

...

9,9

12,4

12,4

машиностроение и металлообработка

13,9

 

49,0

33,5

49,1

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозная

54,3

 

7,0

3,3

6,7

стройматериалов

3,8

6,3

6,2

4,47

легкая

8,6

18,1

6,7

12,8

пищевая

11,4

5,5

15,1

7,07

мукомольно-крупяная и комбикормовая

...

 

...

 

2,7

 

0,6

 

Источник: “Чувашия за 70 лет”. - Чебоксары, 1987; “Социально-экономическое положение Чувашии за 1995 год”. - “Советская Чувашия” (30 января 1998).

 

Согласно исследованию, проведенному Аналитическим центром при Администрации президента РФ в 1995 году, Чувашия - наряду с Адыгеей, Дагестаном, Мордовией, Ивановской и Псковской областями - была отнесена к группе “худших депрессивных регионов” России (регионы классифицировались по 5 типам на основе социально-экономических показателей 1991-1994 годов):

 

 

 

Чувашия

 

Мордовия

 

Группа в целом

доходы населения к прожиточному минимуму в декабре 1994

1,39

 

1,23

 

1,33

 

Индекс физического объема промышленного производства в 1994 г. к 1991 г.

39,1%

 

 

44%

 

 

            37,1%

 

 

Суммарные потери рабочего времени (часы) на 1 занятого на производстве

126,4

109

 

 

106,4

 

 

Уровень официальной безработицы в % к общему числу занятых

5,8

 

5,9

 

6,9

 

 

Источник: Л.В. Смирнягин “О программе помощи депрессивным регионам” - Регионология, 1995 - №3, “Советская Чувашия” - 1996 - 30 января.

 

Причем, правительство Чувашии вынуждено расходовать значительные средства на социальную сферу, а не на инвестиции в отрасли экономики: например, за 11 месяцев 1998 года на финансирование отраслей экономики было израсходовано 29,2%, а на социальную сферу - 52,2% всех расходов бюджета. Инвестиции в основной капитал составили в 1994 году 68% к уровню 1993 года и только 36% к уровню 1990 года. Вероятно, что для преодоления кризисных явлений в экономике с каждым годом будет требоваться все больше финансовых вливаний: недостаточные инвестиции стали причиной быстрого старения основных фондов.

 

Таблица 20. Удельный вес полностью изношенных основных фондов по крупным и средним предприятиям в общем объеме основных фондов (конец 1997, в %)

 

 

Всего

В том числе

 

 

промыш-

ленность

сельское

хозяйство

строи-тельство

транспорт и

связь

Российская Федерация

11

16,4

6,2

6,8

9,5

Волго-Вятский район

11,1

16,9

7,2

8,1

7,6

Чувашская Республика

10,6

18,1

7,9

11,5

19

 

Источник: Государственный комитет РФ по статистике, 1999

 

В 1997 году, впервые с 1991 года, был достигнут прирост годового объема производства (100,03% к уровню 1996 года). Однако уже во втором квартале 1998 года обозначился экономический спад. Финансовый кризис августа первоначально усилил эти тенденции в производстве, однако затем стал сказываться эффект отказа от импортных товаров на российском рынке - начался рост производства в ряде отраслей. В результате - в декабре 1998 года индекс физического объема производства достиг 100,3% к декабрю 1997 и 113,4% к ноябрю 1998 года, а за прошедший год в целом - 91,4% к уровню 1997 года.

 

Таблица 21. Объем промышленного производства

 

 

1998 г.,
млн.рублей

В % к
1997 г.

Декабрь
1998 г.
в % к
декабрю
1997 г.

Справочно
 1997 г.
в % к
1996 г.

Российская Федерация, млрд.рублей

1658

94,8

93,4

102,0

Волго-Вятский район

 

 

 

 

Республика Марий Эл

3197

101,9

89,3

104,6

Республика Мордовия

5538

102,5

104,9

107,0

Чувашская Республика

7024

91,9

102,1

100,1

Кировская область

10450

93,9

102,1

99,1

Нижегородская область

39976

98,4

99,6

103,6

1) Данные об объеме промышленной продукции по Российской Федерации приведены с учетом оценки объемов производства малых предприятий, промышленных подразделений при непромышленных организациях, а также с учетом оценки на неформальную деятельность; по регионам - по крупным и средним предприятиям.

 

Источник: Государственный комитет РФ по статистике, 1999

 

В 1998 году спад производства продолжился в целом ряде отраслей - в машиностроении (на 21,1%), промышленности стройматериалов (7,1%), химической отрасли (5,2%), оказывающих значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в республике: удельный вес этих отраслей в структуре отраслей промышленного производства - 33,5%, 6,2 и 12,4% (по числу занятых - 49,1%, 4,5 и 12,4%) соответственно. Рост производства продукции по отношению к 1997 г. обеспечили предприятия пищевой промышленности (3,7%), полиграфической (2,9%), мукомольно-крупяной и комбикормовой (2,5%), топливной (1,7%), электроэнергетики (1,3%).

 

Таблица 22. Доля убыточных предприятий к общему числу предприятий отрасли

 

 

 

1996

январь-май

1997

январь-май

промышленность

в том числе отрасли

33,3

 

39,5

электроэнергетика

18,2

 

химическая

25,0

37,5

машиностроение и метал-лообработка

30,2

37,5

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозная

44,0

 

64,3

стройматериалов

53,3

60,0

легкая

33,9

48,6

пищевая

23,1

39,0

Транспорт

61,9

54,3

строительство

 

31,3

 

45,3

 

Источник: Кураков Л.П., Концепция социально-экономического развития Чувашской Республики. Книга 1. - Москва, 1997. - с.64

 

Валовая продукция сельского хозяйства составила в 1998 году 3791,4 млн. руб., или в сопоставимых ценах 89,2% к уровню 1997 года. Из-за засухи летом 1998 года резко упала урожайность большинства сельскохозяйственных культур: валовой сбор зерна составил 50% к 1997 году, овощей (72%), хмеля (76%).

Индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию в декабре 1998 г. к декабрю 1997 г. увеличился на 33,6% и составил в химической промышленности 220%, в легкой - 170%, в пищевой - 142,3%, в машиностроении - 136,6%, топливной промышленности - 120,2%, в лесной - 119,2%, промышленности стройматериалов - 113,1%. Цены снизились на продукцию мукомольно-крупяной промышленности на 1,5%.

Цены на потребительском рынке в декабре 1998 года составили 171,1% к декабрю 1997 года (в декабре 1997 года - 111,7% по отношению к декабрю 1996); продовольственные товары подорожали в 1,8 раза, непродовольственные - в 1,6 раз, платные услуги населению - на 25,3%. Стоимость набора за 25 основных продуктов питания в декабре 1998 года составляла 345,43 руб. в месяц и увеличилась в 1,9 раз к декабрю 1997 года. Цены на жилищно-коммунальные услуги возросли на 31,6%. Эти факторы привело к сокращению объема розничного товарооборота в 1998 году по сравнению с 1997 годом на 14,6% в сопоставимых ценах (из них - на 23,6% для непродовольственных товаров, на 5,8% - для продовольственных). Увеличилась только продажа алкогольной продукции на 3,2%.

Одной из острейших проблем для Чувашии остается поставка энергоресурсов и, в первую очередь, газа. В начале 1999 года долг республики перед РАО “Газпром” превысил годовое потребление газа и составил 752 млн. руб. (в 2,5 раз выше, чем в 1997 году); общий процент оплаты текущих поставок достиг только 31% (из них - 16,8% в форме денег). Возросла задолженность предприятий-гигантов АО “Химпром” - на 7%, АО “Промтрактор” - на 42%, “Текстильмаш” - на 39%,), местных бюджетов - на 88%, организаций “Теплосети” (Чебоксары) на 128%, “Теплосети” (Новочебоксарск) - на 63%. В декабре 1994 года правительство Чувашии и РАО “Газпром” подписали Соглашение об экономическом сотрудничестве сроком на 5 лет[1]. В настоящее время правительству Чувашии удается договариваться с РАО “Газпром” и РАО ЕС России о продолжении поставок газа и электричества, несмотря на задолженности, хотя перед республикой периодически возникает возможность сокращения поставок газа.

 

Уровень и расхождение доходов

По результатам исследования Всероссийского центра изучения уровня жизни, в 1997 году Чувашия входила в число регионов малой обеспеченности населения (денежные доходы населения не превышают двух прожиточных минимумов).[2] Однако уже в 1998 году, Чувашия переместилась в группу бедных регионов (менее полутора прожиточного минимума на человека): согласно данным Госкомстата ЧР, среднедушевой денежный доход в декабре 1998 года составлял 739,1 руб. (в 1998 году в среднем - 428,1 руб.), в то же время величина прожиточного минимума по республике была 612,6 руб.

Впрочем, положение в республике всегда было тяжелым. Согласно мониторингу Министерства труда и социального развития РФ и Всероссийского центра уровня жизни, в 1995 году величина среднедушевого дохода в Чувашии составляла 53,2% к общероссийскому уровню (Чувашия занимала 72-е место из 79 регионов РФ); в 1996 году - 50,7% (68-е место). Уровень покупательной способности денежных доходов населения составлял соответственно в 1995 - 69,8% (56-е место), в 1996 - 63,5% (55-е место) к общероссийскому уровню. В то же время по величине прожиточного минимума на человека Чувашия занимала 11-е место среди 79 обследуемых регионов в 1995 году (он составлял 77,3% к общероссийскому показателю), 8-е место в 1996 году (79,8% к уровню РФ).[3]

В 1997 году номинальные денежные доходы возросли в 1,2 раза, а реально располагаемые - только на 5,5%. В 1998 году ситуация изменилась: и номинальные, и реальные денежные доходы сократились соответственно на 10,7%, и на 19,6%. Номинальная среднемесячная заработная плата, начисленная работникам предприятий и учреждений, не относящихся к категории малых, в январе-ноябре 1998 года составила 567 рублей и увеличилась на 8,4% к соответствующему показателю 1997 года. За рассматриваемый период сократились и выплаты социального характера на одного работника (на 13,3 руб. или 2,9%). Сохраняются ощутимые различия по заработной плате по отраслям экономики.

 

Таблица 23. Среднемесячная заработная плата работающих в отраслях экономики Чувашии

отрасли экономики

 

 

число заня-

тых, чел.

1997

в % ко

всем занятым

 

тыс.

руб.

1995

в % к

1994

 

тыс.руб.1997

в % к 1996

 

 

Всего

 

464889

 

100

 

263,6

 

200

 

532,1

 

122

промышленность

в том числе отрасли

128411

 

27,8

 

312,6

 

230

 

692,1

 

129,4

 

- электроэнергетика

- топливная промышленность

- химическая

- машиностроение и металлообработка

- лесная, деревообрабатывающая и целлюлозная

- стройматериалов

- легкая

- пищевая

- мукомольно-крупяная икомбикормовая

6634

216

9567

67280

7778

6185

17836

10420

735

1,4

0,05

2,05

14,47

1,67

1,33

3,84

2,24

0,16

649,2

 

415,1

284,0

200,6

294,0

187,2

431,3

494,8

 

230

 

260

220

200

200

190

220

220

1321,1

424,5

742,0

684,5

450,6

690,8

455,2

867,3

974,3

 

121,2

101,8

114,8

133,1

1313

123,8

141,5

118,4

106,3

 

Сельское хозяйство

105316

22,65

127,7

200

226,2

112,1

Лесное хозяйство

3443

0,74

211,7

210

383,4

97,1

Транспорт

20199

4,34

396,9

210

719,5

114,0

Связь

6968

1,5

408,5

180

912,3

146,2

Строительство

28652

6,16

344,6

180

701,9

124,1

Торговля, общественное питание, МТС, сбыт, заготовки

26244

 

5,65

 

*)

 

*)

 

567,1

125,9

 

Информационно-вычислительное обслуживание

156

0,03

324,4

190

1292,8

264,8

Коммерческая деятельность по обеспечению рынка

12

 

230,5

190

1348,6

320,7

Геология, геодезия, гидрометеорология

158

0,03

294,4

210

409,6

101,8

Жилищно-коммунальное хозяйство

16537

3,56

338,9

210

641,6

117,6

Здравоохранение, спорт, социальное обеспечение

37125

7,99

204,7

180

410,0

118

Образование

58227

12,52

202,8

190

401,8

116,9

Культура и искусство

9933

2,14

187,0

190

360,4

118,9

Наука и научное обслуживание

2566

0,56

259,9

220

677,3

128,7

Кредитование, страхование, пенсионное обеспечение

4714

1,01

574,0

150

1225,8

111,2

Органы управления

11525

2,48

339,1

180

829,7

137,1

Общественные объединения

763

0,16

 

 

566,2

120,2

Другие отрасли

3791

0,82

270,3

210

628,3

105,9

Производственная сфера

314534

67,7

264,7

210

536,3

123,1

Непроизводственная сфера

150355

32,3

261,0

190

523,4

119,6

Бюджетная сфера

114695

24,7

*)

*)

447,8

121,0

*) - отсутствуют данные

 

Источник: Данные Госкомитета по статистике ЧР. “Советская Чувашия”. - 1998.- 28 марта; “Советская Чувашия” - 1996. - 3 февраля.

 

Кроме того, при анализе реальной заработной платы необходимо учитывать хронические невыплаты во многих отраслях экономики или покрытия заработной платы товарами народного потребления, которые приводят к значительному занижению реальной заработной платы, поскольку цены в специализированных магазинах, предназначенных для торговли в счет заработной платы, на 10-50% выше цен на рынке.

По данным Госкомстата Чувашии, задолженность по зарплате на 1 июля 1998 года составила 432,3 млн. рублей, а на 1 октября - 548 млн.рублей. Такая ситуация во многом вызвана тем, что более 70% средств, собираемых в качестве налогов, поступала в виде различных денежных суррогатов. Введение налога на продажи, на транзитный проезд автотранспорта по территории республики и др. меры правительства, направленные на сбор денежных средств, дали положительные результаты, но небольшие: задолженность по заработной плате к концу года сократилась до 474 млн. рублей на 1 января 1999 года, в том числе, по зарплате работникам бюджетной сферы - до 196,9 млн. руб.[4] Отмечается и сокращение задолженности по пенсиям: с 401,6 млн. руб. на 1 октября 1998 до 361,7 млн. руб. на 1 января 1999 и 313,4 млн. руб. на 1 февраля 1999 (2,4 месяца).[5]

Социальное расслоение в Чувашии выражено гораздо меньше, чем во многих других регионах России. По данным Госкомитета по статистике, разница в доходах 10% наиболее обеспеченных граждан Чувашии и наименее обеспеченных составила в 1998 году 2,35 раза (в 1997 году - 5,4 раза). На долю 10% наиболее обеспеченных граждан приходилось 14,7% всех денежных доходов, на долю 10% наименее обеспеченных - 6,3%. Соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума составило 110,5% в 1998 году (147% в 1997). В 1998 году число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного уровня, достигло 477,5 тыс. человек (35,1% населения республики); года назад их было 402,5 тысяч (29,6%). Снижение реальных доходов повлияло на структуру расходов населения: доля затрат на питание составила в 1998 году 60% (в 1997 - 43,3%).[6]

В такой ситуации сохранение тесных связей с селом, характерное для многих чувашей-горожан в первом поколении, в значительной степени влияет на материальное благополучие. Однако распределение садовых участков среди горожан способствовало сглаживанию различий.

Разница в доходах сглаживается за счет программ адресной помощи малоимущим: выделение средств для бесплатного медицинского страхования, введение льготных цен на лекарства, субсидий для оплаты жилищно-коммунальных услуг и строительства жилья. Однако финансовые проблемы в 1998 году привели к серьезному сокращению адресной помощи.

Свое отношение к расхождению доходов руководство республики определяет следующим образом: “нельзя допустить социального расслоения общества” (председатель Госсовета Лев Кураков[7]), “надо бороться не с богатыми, надо бороться с бедностью, помогая создавать рабочие места и строить жилье, формируя условия для получения современного образования и специальности” (президент Николай Федоров[8]).

 

Занятость и безработица

Проблема эффективной занятости населения в Чувашии не является порождением рыночных реформ: на протяжении десятилетий в ряде сельских районов (Красноармейском, Аликовском, Ядринском, Шумерлинском и др.) отмечается нехватка трудовых ресурсов, в то же время в городской местности существуют проблемы трудоустройства по специальности, особенно для специалистов со средним специальным или высшим образованием. По переписи 1989 года, число работников физического труда, имеющих высшее образование, увеличилось в 2,4 раза по сравнению с 1979 годом, среднее специальное - в 1,7 раза.

Начало экономических реформ привело к резкому обострению ситуации на рынке труда: только за первое полугодие 1992 года число безработных возросло в 35,7 раз и составило 1930 человек. Безработица в Чувашии выше среди женщин (58% в 1996 году) и молодежи в возрасте 16-29 лет (47%). Причем, по оценкам специалистов, кризис занятости не наступил, что связано с инертностью экономики, которая “не откликнулась в полной мере на спад производства и происходящие структурные изменения, массовым высвобождением рабочей силы”.[9]

 

Таблица 24. Динамика роста безработицы в Чувашии в годы реформ

 

 

 

1992

 

1993

1 янв.

1994

1 янв.

1995

1 авг.

1996

1 янв.

1997

1 янв.

1997

1 окт.

1998

1 янв

1999

1янв.

% от экономически

активного населения

 

0,01

 

1,33

 

4,7

 

5,77

 

6,62

 

6,03

 

3,5

 

3,29

 

2,66

 

Начиная с 1994 года, в Чувашии ежегодно принимается программа содействия занятости населения и социальной защиты безработных граждан. В настоящее время разработана и внедряется Республиканская программа содействия занятости населения на 1998-2000 гг. Однако даже при своевременном внесении предприятиями Чувашии страховых взносов, программа будет обеспечена деньгами только на 30%, остальные средства должна перечислять Федеральная служба, которая из года в год задерживает их перечисление: например, за весь 1996 год Государственный фонд занятости РФ перечислил 8,8 млрд. руб., в то время как только ежемесячная выплата пособий составляла 5,5 млрд. руб. В 1997 году задолженность по пособиям составила 15 млн. деномированных рублей.

Департамент занятости проводит работу с министерствами и ведомствами по формированию базы данных существующих вакансий. Например, в 1997 году на предприятиях было 2,1 тысячи вакантных мест (40% - на промышленных предприятиях, 24% - в строительных организациях). По словам главы Департамента Федеральной службы занятости населения по ЧР Креты Валицкой, если в 1997 году на одно вакантное место претендовало 16-17 человек, то в 1998 - 5-7. Проводится и переобучение безработных: с 1992 по 1996 переобучение прошли 9,8 тыс. человек, из них 60,2% нашли работу.

Согласно официальным данным, в Чувашии существует тенденция к снижению уровня регистрируемой безработицы:  на 1 января 1996 года было зарегистрировано 48,1 тыс. безработных, на 1 января 1998 г. - 24 тыс., а на 1 января 1999 - 19,9 тыс. Очевидно, однако, что цифры регистрируемой безработицы занижены. По словам Креты Валицкой, скрытая безработица в три раза превышает уровень официальной безработицы.[10] Например, в 1996 году численность экономически активного населения составляла 648 тыс. человек, из них только 562 тыс. были заняты в экономике, 86 тыс. не имели занятия и согласно Международной организации труда классифицировались как безработные, хотя этот статус имели только 44 тысячи человек. Многие предпочитают не обращаться в службы занятости и ведут поиск работы за пределами республики, поскольку выплата пособий задерживается на несколько месяцев. Вторая причина этого явления - невыплаты заработной платы на предприятиях: многие отказываются от предложенных вакансий, поскольку обречены работать бесплатно.

В ежегодном послании президента Чувашии (февраль 1999) обеспечение занятости, создание новых рабочих мест, особенно высокооплачиваемых, определено как важнейшая задача правительства и органов самоуправления, которой “надо заниматься постоянно”.

 

Разделение труда

В социально-профессиональной структуре занятости населения существуют незначительные различия: согласно материалам Всесоюзной переписи населения 1989 года, представленность этнических групп по отраслям народного хозяйства соответствует этнической картине в Чувашии, хотя чуваши меньше представлены в промышленности (58,2%), науке и научном обслуживании (53,1%), в то же время они составляют большинство в сельском хозяйстве республики (86,9%). Согласно переписи, среди работающих на транспорте чуваши составляют 63,8%, в строительстве - 65,9%, в торговле и общественном питании - 64,4%, в связи - 69,0%, в жилищно-коммунальном хозяйстве - 64,2%, в МТС и заготовках - 73,7%, в кредитовании и страховании - 65,9%, в образовании - 66,6%, в управлении - 66,4%[11].

Среди руководителей предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и их структурных подразделений доля чувашей в 1989 году составляла 50,9%, русских - 42,3%, представителей других этнических групп - 6,8%. Чуваши были незначительно представлены в директорском корпусе промышленных предприятий - 17,1% в 1985 году (русские - 68,3%, другие - 14,6%), однако они составляют основную часть директоров сельскохозяйственных предприятий - 76.1% в 1985 и 83,9% в 1994, русских 19,3% и 10,6% соответственно, другие - 4,6 и 5,5%[12]. Такое соотношение показателей объясняется расселением этнических групп в республике.

По особенностям природно-экономических условий, уровню территориальной концентрации производства, направлениям производственной специализации во внутриреспубликанском разделении труда хозяйственный комплекс Чувашии подразделяется на четыре экономических подрайона.

Приволжский промышленно-аграрный подрайон (Ядринский, Моргаушский, Мариинско-Посадский, Чебоксарский, Козловский районы) выделяется наиболее развитым и сложным по производственной структуре промышленным комплексом, который включает производства в Чебоксарах и Новочебоксарске. В подрайоне сосредоточены основные энергетические мощности республики (Чебоксарская ГЭС, тепловые станции), самые крупные промышленные предприятия Чувашии (заводы АО “Промтрактор”, АО “Химпром”, АО “Агрегатный завод” и др.). В подрайоне проживает 43% населения Чувашии, из них 80%  - городские жители.

Сельское хозйство подрайона имеет пригородную специализацию: сады, плодово-ягодные питомники, овощные и молочные хозяйства, теплицы. В подрайоне сосредоточены 80% предприятий по переработке овощей и ягод, около 50% предприятий по переработке леса и треть предприятий, выпускающих молочную продукцию.

Центральный аграрно-промышленный подрайон (Аликовский, Вурнарский, Канашский, Красноармейский, Цивильский, Урмарский, Янтиковский районы) специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции: 63% населения подрайона проживает в сельской местности. Основное направление - производство зерна; развиты молочно-мясное животноводство и птицеводство. В подрайоне проходят основные железнодородные коммуникации Чувашии, что способствовало формированию промышленности в городах, ориентированной на переработку привозного сырья. 21% городского населения подрайона работают в промышленности.

В Присурском подрайоне (Красночетайский, Порецкий, Ибресинский, Алатырский, Шумерлинский и Шемуршинский районы) развито лесное хозяйство и переработка древесины: лесистость района составляет 65%. Около 55% населения живет в сельской местности, однако сельскохозяйственные площади составляют менее 50%, распаханность земли невысокая (в некоторых районах не выше 25%).

Юго-восточный подрайон (Комсомольский, Батыревский, Яльчикский район) специализируется на сельскохозяйственном производстве, продуктивность которого в этом районе выше общереспубликанского уровня. Все население района проживает в сельской местности.

 

Социально-профессиональная мобильность

Этнические группы в Чувашии имеют различия по уровню урбанизированности, разный опыт проживания в городской среде, что влияет на социальную структуру и уровень образования. Чуваши и мордва в последние годы равномерно представлены в городе и селе, однако интенсивный период урбанизации для них начался в 1970-80-е годы. Русские в основном проживают в городах и поселках городского типа; только в Алатырском и Порецком районах республики русские проживают в сельской местности (61,4% и 73,5% соответственно).  Татары в основном проживают в сельской местности (60%).

Среди этнических групп Российской Федерации чуваши отстают от многих народов по таким показателям как образовательный уровень и удельный вес занятых преимущественно умственным трудом. Например, удельный вес занятых преимущественно умственным трудом по РФ составлял 35,1% в 1989 году, для чувашей - 23,9%, для русских -35,9%, татар - 28,6%. башкир - 25,5%. Соответственно, в Чувашии умственным трудом было занято 28,3% работающих (против 23,9% в 1979 году), причем у чувашей этот показатель составлял 24,8% (76,1% - физическим), у русских - 37,6%. Однако динамика изменения этого показателя была выше у чувашского населения: в 1979 году только 19,4% у чувашей и 35,2% у русских было занято умственным трудом.

 

Таблица 25. Образовательный уровень населения по основным этническим группам в Чувашии (на 1000 человек в возрасте от 15 лет и старше).

 

 

 

высшее

 

незакон

высшее

среднее

спец.

среднее

общее

незакон.

среднее

началь-

ное

чуваши

1979

1989

 

38

65

 

11

12

 

80

141

 

216

327

 

342

249

 

186

136

русские

1979

1989

 

81

113

 

14

15

 

162

220

 

218

277

 

245

190

 

170

120

татары

1979

1989

 

41

68

 

8

11

 

62

117

 

176

283

 

355

246

 

180

156

мордва

1979

1989

 

19

35

 

4

6

 

82

156

 

173

258

 

254

198

 

244

206

 

Источник: Население отдельных национальностей Чувашской АССР (по переписи 1989 года). - Чебоксары, 1991.

 

Таблица 26. Образовательный уровень населения по основным этническим группам в Чувашии в 1989 г. (на 1000 занятых).

 

 

 

высшее

 

незакон

высшее

среднее

спец.

среднее

общее

незакон.

среднее

началь-

ное

чуваши

русские

татары

мордва

86

147

98

50

10

14

11

5

185

278

164

221

421

342

376

354

216

144

229

207

73

66

100

135

 

Источник: Население отдельных национальностей Чувашской АССР (по переписи 1989 года). - Чебоксары, 1991.

 

В Чувашии существуют некоторые диспропорции по образовательному уровню населения среди различных этнических групп. Доля русских специалистов с высшим и средним специальным образованием превышает их долю в составе населения, для чувашей, татар и мордвы - наоборот. Такая ситуация во многом обусловлена концентрацией высших учебных и средних специальных учреждений в г. Чебоксары, где сосредоточено основное русское население республики. Однако динамика изменения этого показателя у чувашского населения была выше остальных этнических групп.

 

Таблица 27. Образовательный уровень населения (число специалистов с высшим и средним специальным образованием) по основным этническим группам в Чувашии.

 

 

 

 

 

число спе-

циалистов

в 1960, тыс.

человек

Уд.вес

по респу-

блике,%

в 1960

число спе-

циалистов-

в 1990, тыс.

человек

Уд.вес

по рес-

публике

в 1990

Уд.вес

в этн.

группе

в 1990

приростк 1960,

%

 

всего:

35,1

100

169,0

100

12,63

481,5

чуваши

18.7

53.3

100,1

59,2

11,03

535,3

русские

16,0

45,6

58,8

34,8

16,47

367,5

украинцы

0,4

1,1

1,8

1,06

24,7

450,0

татары

0,3

0,9

3,66

2,16

10,3

1220,0

 

Источники: Чувашия за 50 лет Советской власти./Статистический сб. - Чебоксары, 1970; Население отдельных национальностей Чувашской АССР (по переписи 1989 года). - Чебоксары, 1991

 

Правительство Чувашии предпринимает меры для изменения сложившихся диспропорций в образовательном уровне различных этнических групп и подрайонов. Например, в 1994 году были открыты два филиала ЧГУ - в Алатыре и Батыреве; учебно-консультационный пункт в Ядрине, научно-образовательный центры в Новочебоксарске, Канаше, Вурнарах. Руководство Чувашии рассматривает повышение образования как необходимый компонент рыночной экономики, хотя у данного решения существует и более прозаический компонент: оно призвано помочь избежать значительных затрат на социальную помощь сельским студентам, обучающимся в городе, и обеспечить село специалистами, которые ранее предпочитали оставаться в городах после окончания обучения. Кроме того, увеличение численности студентов на время снимает проблему молодежной безработицы.

В настоящее время большинство выпускников высших учебных заведений не могут найти работу по специальности и вынуждены либо менять специальность, либо выезжать в другие регионы. Вероятно, что в обозримом будущем рост числа дипломированных специалистов будет усугублять проблему безработицы в Чувашии. Закон о языках в ЧР, предусматривающий знание двух государственных языков для значительных категорий служащих, начиная с 2001 года, также будет способствовать отъезду специалистов “нетитульных” этнических групп.

 

Участие в приватизации, купле-продаже земли

Законодательная база приватизации в Чувашии обеспечивалась федеральным законодательством, а также республиканскими программами: в январе 1994 года утверждена Концепция управления государственным имуществом на территории ЧР в условиях переходного периода рыночных преобразований и структурной перестройки экономики; в октябре 1994 года утверждена Концепция разгосударствления и приватизации республиканских и муниципальных предприятий в ЧР.

В сельском хозяйстве к концу 1993 года все колхозы и совхозы прошли перерегистрацию. На их базе созданы 58 ТОО и АО закрытого типа, 1 ассоциация крестьянских хозяйств, 57 сельскохозяйственных кооперативов, 3 подсобных хозяйства, 166 коллективных хозяйств. Сохранили прежний статус 99 колхозов и 19 совхозов. На долю сельскохозяйственных предприятий с государственной собственностью приходилось приблизительно 8% угодий и произведенной продукции.

Программа ваучерной приватизации была в целом завершена к началу 1995 года. Было приватизировано 65,9% предприятий, находившихся в государственной собственности: в строительстве - 92,3%, в промышленности - 78,3%, в сельском хозяйстве 67%, в автотранспорте - 52,6%, в торговле - 79,2, в общественном питании 80,9%. В 1996 году в промышленности преобладали предприятия смешанной формы собственности (76,7%), государственные предприятия составили 11,4%, частные - 6%. На конец 1996 года 63,8% всех основных фондов приходилось на предприятия и организации негосударственной и 36,2% - государственной и муниципальной форм собственности. Вторичный рынок ценных бумаг в Чувашии не функционирует.

Господствующей тенденцией при приватизации промышленных предприятий стало акционирование с переходом основного пакета акций к трудовым коллективам, и дальнейшее перераспределение акций внутри коллектива - как правило, в пользу администрации предприятий и организаций. Как отметили президент ЧР Николай Федоров и председатель Госсовета Лев Кураков: “... {в результате приватизации} не сформирован институт ответственного собственника. Акционеры, как правило, отстранены от управления предприятиями. Некоторые представители директорского корпуса, сконцентрировав в своих руках значительный пакет акций, ведут себя зачастую как временщики, не заботясь о повышении качества управления, не привлекая стратегических инвесторов, не обновляя ассортимент выпускаемой продукции.”[13]

Согласно Справке Высшего арбитражного суда ЧР от 15.06.94 “О применении законодательства о приватизации при рассмотрении Высшим арбитражным судом ЧР в 1993 - 1994", основные нарушения в процессе приватизации были связаны с применением норм, регулирующих порядок приватизации путем аренды с правом выкупа (42% от рассмотренных). На втором месте - это дела, связанные с расторжением или прекращением договоров купли - продажи муниципальной собственности по итогам коммерческого конкурса в виде открытых торгов по продаже объектов муниципальной собственности. К числу споров, связанных с применением законодательства о приватизации можно отнести споры о признании недействительными договоров купли - продажи имущества.

Изменение собственности не привело в большинстве случаев к повышению эффективности предприятий. Например, в 1997 году на 11 приватизированных предприятиях было введено внешнее управление, 27 были признаны банкротами[14]. По оценке ректора ЧГУ, д.э.н. Льва Куракова, “приватизация предприятий не сопровождалась реальным притоком инвестиций, ее результат - почти полное отстранение государства от управления принадлежащим ему имуществом”.[15]

Руководство Чувашии намерено возвращать под государственное управление неэффективно работающие предприятия, имеющие значительные задолженности перед бюджетом. Об этом заявил президент Чувашии, выступая на расширенном заседании правительства по итогам 1998 года и перспективам социально-экономического развития Чувашии в 1999 году[16]. В Чувашии уже начался процесс национализации промышленных предприятий: в феврале 1999 года на ООО “Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат” началась реорганизация в государственное унитарное предприятие. Однако в настоящее время не проработаны механизмы компенсации акционерам предприятий, которым грозит национализация.

Вероятно, Чувашия выберет и свой - отличный от федерального - вариант земельной реформы. Против частной собственности на землю выступают и национальные организации в Чувашии, лидеры которых опасаются, что в результате продажи земля перейдет к приезжим, поскольку “бедные чувашские крестьяне не в состоянии приобрести землю”. Выступая перед Госсоветом в феврале 1999 г., президент Чувашии заявил о необходимости разработки земельного законодательства “с учетом наших традиций, культуры, крайней ограниченности земельных ресурсов и недопустимости “свободной и бесконтрольной” купли-продажи” земли”.

В 1998 году в Чувашии насчитывалось только 1000 фермерских хозяйств, которые производят 1-2% сельскохозяйственной продукции. Принятая в июне 1997 года Республиканская целевая программа развития крестьянских фермерских хозяйств и кооперативов на 1997-2000 не предусматривает ускорение процесса создания фермерских хозяйств.

Начиная с 1994 года, в Чувашии растет число субъектов малого бизнеса. По данным Госналогинспекции, в 1998 году в республике было 50 тысяч физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, около 10 тысяч зарегистрированы как юридические лица. За последние 3 года число субъектов малого бизнеса увеличилось в 1,4 раза. На его долю приходится 50% объемов товарооборота, 12% выпуска промышленной продукции, 30% объемов строительства и оказания услуг.[17] К 1998 году в малом бизнесе было занято 7,4% работающих в Чувашии.

 

Состояние социальной защищенности

Социальное развитие являются приоритетом экономической политики правительства Чувашии. Программа первоочередных мероприятий по стабилизации экономики Чувашии (Антикризисная программа), утвержденная КМ ЧР в ноябре 1998 года, рассматривает мероприятия по стабилизация социальной сферы как первоочередные. Особое отношение президента и правительства к социальной сферы проявилось в реформировании Кабинета министров: в июле 1998 года в состав КМ были введены управляющая Республиканским отделением Пенсионного фонда РФ Роза Кондратьева и глава Департамента Федеральной службы занятости населения по ЧР Крета Валицкая.

Социальная сфера занимает ведущее место в законодательстве Чувашии, распоряжениях правительства и президента. В 1998 году на финансирование социальной сферы было израсходовано 52,2% всех расходов бюджета (около 1,1 млрд. руб.), в то время как финансирование отраслей экономики составило 29,2%. В предыдущие годы бюджет распределялся следующим образом: в 1993 году 44,2% - на социально-культурную сферу и 43,5% - на народное хозяйство, в 1994 - 41,4% и 35,4%, в 1995 - 45,1% и 34,2%, в 1996 - 50,4% и 31,1% соответственно.

Рост расходов на социально-культурную сферу в бюджете Чувашии обусловлен тяжелым экономическим кризисом, который в первую очередь, сказался на машиностроении, военной промышленности - доминирующих отраслях в хозяйственном комплексе республики. Кроме того, такие отрасли как легкая промышленность, лесная, химическая ориентируются на ввозимое сырье: нарушение хозяйственных связей привело к падению производства и в этих отраслях. Ошибки управления производством в новых условиях также повлияли на критическое положение большинства предприятий. Резкое падение производства стало причиной сокращения сборов налогов в бюджеты, неспособности предприятий погасить долги за коммунальные услуги и поддерживать социальную сферу.

В таких условиях расходы республиканского бюджета на социальные выплаты возросли, однако положение в этой сфере продолжает оставаться тяжелым: сохраняются задержки с выплатами заработной платы и пенсий, различных пособий малоимущим. В 1998 году неуплата налогов предприятиями и высокая доля безденежных поступлений в общем объеме собранных доходов (77,7%), задержки и изменения правил выплат федеральных трансфертов резко обострили финансовое положение и, как следствие, ухудшили социальное положение в республике. По данным Госкомстата Чувашии, задолженность по зарплате на 1 июля 1998 года составила 432,3 млн. рублей, а на 1 октября - 548 млн.рублей.

Практически вся деятельность правительства Чувашии в 1998 году была направлена на улучшение ситуации по выплате задолжностей по зарплате, пенсиям и детским пособиям. Правительство приняло решение о введении денежного сбора за проезд автомобильного транспорта по дорогам на территории Чувашской республики; ввело 5-процентный налог с продаж, увеличило пошлины на ввозимый алкоголь. Только 5-процентный налог на продажи, так и не утвержденный Госсоветом первого созыва, но действующий de-facto, позволял правительству мобилизовать 12-14 млн. рублей ежемесячно для выплат зарплат в бюджетной сфере[18].

Однако если погашение задолженности бюджетникам - целиком зависит от правительства, то выплата заработной платы на предприятиях, особенно сменивших статус, является довольно проблематичной. В марте 1998 года было подписано Соглашение о социальном партнерстве между Кабинетом министров, объединением работодателей и профсоюзами на 1998-99 гг.; в июне был разработан план мероприятий правительства по реализации этого Соглашения. Правительство выразило намерение учитывать график выплаты заработной платы при обсуждении вопросов оказания экономической помощи и кредитовании предприятий[19]. Очевидно, однако, что ни правительство, ни большинство предприятий пока не в состоянии обеспечить выполнение обязательств.

Меры правительства, направленные на сбор денежных средств, позволили незначительно улучшить ситуацию: задолженность по заработной плате к концу года - до 474 млн. рублей на 1 января 1999 года, в том числе, по зарплате работникам бюджетной сферы - до 196,9 млн. руб. Задолженность по пенсиям также сократилась: с 401,6 млн. руб. на 1 октября 1998 до 361,7 млн. руб. на 1 января 1999 года.[20] Задолжность по выплате детских пособий составила на 1 января 1999 года 155,8 млн. руб. (7,2 месяца) и сократилась по сравнению с 1 октября 1998 года на 15,2%. Однако, как оценило само правительство в Постановлении “Об итогах экономического и социального развития, исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики в 1998 году и задачах на 1999 год”, добиться кардинального улучшения в этом направлении не удалось.[21]

В Послании президента Чувашии (февраль 1999) ликвидация долгов названа одной из задач правительства. Более того, по мнению президента, “правительство должно изыскивать ресурсы для справедливого повышения зарплаты и пенсий с учетом инфляции”. Однако ситуация на будущее остается малоопределенной: ряд статей Закона о налогах на продаж был признан несоответствующим действующему федеральному законодательству сначала Верховным судом ЧР в декабре 1998 года, а затем Верховным судом РФ (в феврале 1999). Насколько правительство сумеет обеспечить собираемость налогов в бюджет остается также под вопросом.

Несмотря на сокращение бюджетного финансирования в Чувашии ведется масштабное строительство жилья и объектов социального назначения. Чувашия занимает одно из первых мест в РФ по этому показателю. В 1997 году в Чувашии построено квартир общей площадью 575 тыс. кв.м (на 10,2% больше, чем в 1996), что составило 422,7 кв.м на 1000 жителей. В соседних Марий Эл, Мордовии, Кировской и Нижегородской областях этот показатель достигал 294, 176,7; 153,3 и 136,0 кв.м соответственно.

В течение нескольких лет действует программа строительства социального (льготного и бесплатного) жилья. Специальная программа строительства на 1999 год предусматривает выделение под эти цели 100 тыс. кв.м, в том числе самым малоимущим гражданам - 10 тыс.кв.м бесплатного жилья, остальное - в виде субсидий при условии оплаты части стоимости самими гражданами (примерно треть стоимости).

В условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства гражданам предоставляются субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг: в 1998 году в бюджете Чувашии  было предусмотрено 6,1 млн. руб, на 1999 год - запланировано 22,2 млн.руб, поскольку при снижении реальных денежных доходов населения цены на жилищно-коммунальные услуги возросли на 31,6% за 1998 год. Продолжается дотирование услуг транспорта и связи.

Однако сохранение заниженных тарифов за коммунальные услуги населению приводит к росту задолженности местных бюджетов перед поставщиками газа и электричества. В начале 1999 года долг республики перед РАО “Газпром” превысил годовое потребление газа и составил 752 млн. руб.; задолженность местных бюджетов перед “Чувашэнерго” за газ за 1998 год возросла на 88%, организаций “Теплосети” (Чебоксары) на 128%, “Теплосети” (Новочебоксарск) - на 63%. В настоящее время правительству Чувашии удается договариваться с РАО “Газпром” и РАО ЕС России о продолжении поставок газа и электричества, несмотря на задолженности, хотя перед республикой периодически возникает опасность сокращения поставок газа.

В Чувашии, которая сохранила государственный контроль над всей сферой жизнеобеспечения (за исключением АО ”Чувашэнерго”, которое, впрочем, также жестко связано с государством), устойчиво функционируют все системы жизнеобеспечения. Продолжается газификация сельской местности: в 1998 году сданы в эксплуатацию 503,5 км газовых сетей (что на 0,5% выше, чем в 1997 году), из них 432,7 км сельской местности.

Развитие здравоохранения остается приоритетным направлением социальной политики. Например, ежегодная Республиканская программа государственных гарантий обеспечения граждан в ЧР бесплатной медицинской помощью предусматривает оказание медицинской помощи в размере 451,5 руб. на одного жителя в 1999 году. В целях обеспечения лекарственными препаратами малообеспеченных граждан принят Закон ЧР “О лекарственном обеспечении граждан”. В Чувашии открыт почечный Центр, Центр диагностики, оснащенный современной аппаратурой. Несмотря на низкий жизненный уровень, в 1998 году в Чувашии повысилась рождаемость (9,8 промилле, по РФ - 8,6 промилле), и снизилась смертность (14,7 промилле в 1998, 15,9 - в 1997).

В условиях продолжающейся имущественной дифференциации населения особую актуальность приобретают меры по усилению адресной поддержки пенсионеров и ветеранов, инвалидов, малообеспеченных семей, других социально несостоятельных слоев населения. В Чувашии продолжается разработка законодательства по обеспечению адресной помощи. Одна из целей, которые ставит перед собой правительство, полная реализация федеральных законов “О ветеранах”, “О мерах по социальной защите инвалидов в РФ” и др. Большинство постановлений указов в социальной сфере КМ и президента ЧР связаны с реализацией этих законов. Сохраняются регулируемые цены на ряд продуктов питания: с февраля 1999 года КМ ЧР ввел ограничения на размер торговых надбавок на хлеб, молоко и кефир.

Вклады населения, по данным Чувашского банка Сберегательного банка РФ и Национального банка ЧР, на 1 января 1999 года составили 668,1 млн. рублей. Основная сумма вкладов сосредоточена в учреждениях Сберегательного банка - 92,6% (на 1 января 1998 года - 89,3%).[22] Это сгладило эффект российского банковского кризиса в Чувашии.

 

Преступность и коммунальное насилие

В 1993, 1995 гг. в Чувашии принимали Республиканские комплексные программы борьбы с преступностью, учитывающие республиканскую специфику, в частности, такие аспекты как высокая преступность среди несовершеннолетних и значительное число правонарушений, совершенных в нетрезвом виде. Органами МВД ведется большая профилактическая работа по данным направлениям.

Несмотря на предпринимаемые меры, число зарегистрированных преступлений в Чувашии растет.

 

Таблица 28. Число зарегистрированных преступлений на 100000 населения

 

 

1985

1990

1991

1992

1993

1994

1995

Чувашия

762

931

1165

1556

1520

1529

1688

 

По отношению к 1997 году общее число преступлений в 1998 году возросло на 18,1% (наибольший показатель по региону, и гораздо выше общероссийского показателя - 7,7%), в том числе сфере экономики - на 40,4%, незаконного оборота наркотиков - на 4,1% (по РФ - 2,7%). Однако активизация деятельности и взаимодействия между различными службами позволили привела к некоторым позитивным сдвигам в криминогенной ситуации в республике в 1998 году: сократилось число убийств с покушениями (на 4,3%), изнасилований (на 8,4%), краж автотранспорта (на 7,4%), преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ (на 35,4%), преступность в общественных местах - на 21,7%. Повысилась раскрываемость преступлений: по убийствам она достигла 90% (среди лучших российских показателей). В 1995 году раскрываемость преступления составляла 66,2%, в 1996 - 70,5%. В 1998 году пресечена деятельность 29 организованных преступных групп, выявлено 57 наркогрупп. В то же время усилено внимание к мелким преступлениям, таким ка семейно-бытовое дебоширство, хулиганство и др.

В Чувашии предпринимаются меры по усилению контроля за деятельностью отделов внутренних дел. За 1998 год органами прокуратуры привлечены к ответственности 11 сотрудников МВД, к дисциплинарной ответственности - 311. Основными нарушениями стали укрывательство преступлений (982 случая в 1998 году - почти в два раза больше, чем в 1997 году) и превышение власти с применением силы. Отдел собственной безопасности МВД проводит служебные проверки нарушения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел. В 1998 году к различным мерам ответственности привлечено 79 сотрудников, из них 17 - уволены из органов внутренних дел, 5 - понижены в должности, 7 - предупреждены о неполном служебном соответствии.

Для профилактики преступлений среди молодежи в республике действует программа “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, президентская целевая спортивно-оздоровительная программа “Юность Чувашии” на 1998-2001 годы, направленные на изменение ситуации. Однако тяжелая экономическая ситуация в России и в Чувашии сказывается и на росте преступности среди несовершеннолетних: в 1998 году число преступлений в этой возрастной группе увеличилась на 3% по сравнению с предыдущим годом (с 1684 преступлений в 1997 до 1734). Возросло число убийств (на 20%), грабежей (на 4,7%), разбоев (на 15%). Основную массу среди молодежной преступности составляют преступления против собственности (82,6%)[23]. Основными причинами явления стали социально-имущественное расслоение, тяжелое экономическое положение в республике, высокая скрытая безработица, особенно среди молодежи.

Для молодежной преступности характерен групповой характер преступлений: в 1996 году групповые преступления составляли 63,3%, в 1997 - 63,5%, в 1998 - 64,7%. Возобновились групповые драки - район на район, характерные для Чебоксар в 1970-е годы. Случаются и столкновения между землячествами, которые объединяют учащуюся в Чебоксарах молодежь из разных районов Чувашии.

В I квартале 1999 года рост числа преступлений составил 9%. Хотя по мнению работников правоохранительных органов, ситуация остается довольно стабильной. В интервью газете “Бизнес-среда” (№4, 1999) прокурор ЧР Сергей Русаков пояснил, что о состоянии преступности судят по числу зарегистрированных умышленных убийств, а оно в Чувашии остается в коридоре 210-240 в год: в 1997 -233, в 1998 -223.

В сентябре-октябре 1998 года опрос населения о деятельности органов внутренних дел показал, что более 70% граждан намерены обратиться в милицию, если их жизни, здоровью будет что-то угрожать.[24]



[1] В Соглашении закреплено стремление сохранить и развивать сложившиеся хозяйственные связи между предприятиями РАО “Газпром” и субъектами Чувашии; имущество и продукция, производимые РАО, являются собственностью “Газпрома”, КМ Чувашии обязался разработать механизм погашения задолженности, введение налоговых льгот для предприятий РАО, выделение земельных участков для строительства жилья сотрудников РАО, работающих в районах Крайнего Севера. РАО - продолжить газификацию сельской местности.

[2] “Российская газета” - Москва, 1998. - N24

[3] “Советская Чувашия”. - Чебоксары, 1997. - 5 июня.

[4] Это, согласно Госкомстату Чувашии, равнозначно невыплате зарплаты в течение 2,8 месяцев, в том числе “в учреждениях науки - 5,7, на предприятиях жилищного хозяйства, в учреждениях государственного управления, социального обеспечения - 4-3,8 месяца.” - “Советская Чувашия” - Чебоксары, 1999.- 20 января.

[5]“Советская Чувашия”. - Чебоксары, 1999. - 17 февраля.

[6] “Бизнес-Среда”. - Чебоксары, 1999. -№7.

[7]“Советская Чувашия”. - 1998. - 13 февраля.

[8] “Советская Чувашия”. - 1999. - 17 февраля.

[9] Кураков Л.П., “Концепция социально-экономического развития Чувашской Республики”. - Москва. - 1997. - с. 63.

[10] “Бизнес-Среда”. - Чебоксары, 1999. - N49.

[11] Иванов В., “Этническая карта Чувашии” - Чебоксары: “Руссика”. - 1996.

[12] Ibid.

[13] Л.П. Кураков, Н.В. Федоров, “Состояние и перспективы развития экономики Чувашской Республики” - М.: “Пресс-сервис”. - 1997. - с.168.

[14] “Советская Чувашия”. - 1998. - 2 февраля.

[15] Кураков Л.П., “Концепция социально-экономического развития Чувашской Республики”. - Москва. - 1997. - с.133.

[16] “Бизнес-Среда”. - Чебоксары, 1999. - 18 февраля.

[17] “Бизнес-Среда”. - Чебоксары, 1999. - №7. с.5.

[18] “Советская Чувашия”.- 1999ю - 20 января.

[19] Постановление КМ ЧР №58 от 19 марта 1998 и примерный текст соглашения опубликованы в правительственной газете “Чаваш Ен (“Чувашский край”). Свод официальных документов.” - 1998. - №11.

[20]“Советская Чувашия”. - Чебоксары, 1999. - 17 февраля.

[21] “Чаваш Ен”/ “Свод официальных документов”. - Чебоксары, 1999. - 26 февраля.

[22] Сообщение Госкомстата ЧР о социально-экономическом положении ЧР в 1998 г. -

“Советская Чувашия”. - Чебоксары, 1999. - 4 февраля

[23] Ежегодный доклад Министерства Образования ЧР “Положение молодежи и важнейшие направления государственной молодежной политики в Чувашской Республике” (март 1999).

[24] “Советская Чувашия” - Чебоксары, 1999. - 18 февраля.


 [OV1]


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель