Ольга Васильева, Чувашская Республика, 1999
Глава 5
КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ, ИНФОРМАЦИЯ
Культурное доминирование
Для Чувашии характерно русское доминирование в городской местности и паритет русской культуры и культуры превалирующей этнической группы в сельской местности. Большинство населения в городах предпочитает использовать русский язык не только на работе, но и дома. В сельской местности предпочтение отдается родному языку и на работе, и дома. Наблюдаются различия между городским и сельским населением по использованию языка в учебных и дошкольных учреждениях. В городе доминирует образование и воспитание на русском языке, в сельской местности - на языке своей этнической группы, за исключением мордвы, которые используют русский язык.
Таблица 29. Языки общения населения Чувашии на работе и дома (на 1000 жителей соответствующей этнической группы). Микроперепись населения Чувашии 1994 года.
| работа | В учебных заведениях | дом |
Язык своей этнич. группы | русский | чувашский | Язык своей этнич. группы | русский русский | чувашский | Язык своей этнич. группы | русский | чувашский |
чуваши в городе в селе | 74 375 | 460 35 | х) х) | 2 55 | 251 142 | 2 55 | 670 | 330 | 670 |
русские в городе в селе | x) 297 | x) 297 | x) 2 | x) 178 | x) 178 | x) 42 | 993 | 993 | 6 |
Татары в городе В селе | 15 141 | 440 111 | 7 90 | x) 109 | 213 84 | x) 4 | 672 | 321 | 7 |
мордва в городе в селе | 0 337 | 535 76 | 4 7 | 0 0 | все все | 0 0 | 526 | 466 | 7 |
х) нет данных
Источник: Таблица составлена на основе данных в статье: Ю.Марков, Е.Петрова “Жизнь течет, население меняется...” (микроперепись 1994 года) - “Советская Чувашия” - 1995 - 15 марта.
В Чувашии существуют некоторые диспропорции по образовательному уровню населения среди различных этнических групп (см. Индикатор 22). Доля русских специалистов с высшим и средним специальным образованием превышает их долю в составе населения, для чувашей, татар и мордвы ситуация обратная. Такая ситуация во многом обусловлена концентрацией высших учебных и средних специальных учреждений в г. Чебоксары, где сосредоточено основное русское население республики. Однако в последние десятилетия динамика изменения этого показателя у чувашского населения была выше остальных этнических групп.
В советский период и после перестройки предпринимались значительные усилия по развитию культуры народов Чувашии. С 1918 по 1980 гг. в Чувашии было издано 11864 различных книг и брошюр общим тиражом 82 млн. экз., из них на чувашском языке - 7916 наименований (66,7%) тиражом 56,5 млн. экз. (68,9%).
С 1949 года фильмы в Чувашии дублируются на чувашский язык. В республике действуют пять театров - Чувашский театр оперы и балета (создан в 1959 году), Чувашский академический театр (1918), Русский драматический театр (1922), Театр юного зрителя (1932), Театр кукол; действовало 11 сельских филиалов. Спектакли Чувашского музыкального театра, ТЮЗ и театр кукол идут на русском и чувашском языках. В 1997 году в Чувашии работали 15 русских, 5 татарских и 8 мордовских самодеятельных оркестровых, театральных, хоровых, фольклорных, хореографических коллективов..
Процессы либерализации общественной жизни повлияли формирование альтернативных творческих союзов. В настоящее время в республике существуют два Союза художников (124 художника входят в “старый” Союз под председательством Ревеля Федорова, 50 художников объединились в альтернативный Союз), два Союза писателей (“старый”, под председательством Хведера Агивера и Союз чувашских писателей под руководством Михаила Юхмы), Союз композиторов и Ассоциация композиторов, отметившая в 1996 году свое 30-летие. Государство рассматривает творческие Союзы как самоуправляемые организации, и частично финансирует организаторскую деятельность “старых” Союзов: в 1999 году каждый из Союзов получил около 20 тыс. рублей из бюджета республики.
Чувашская академия наук создана в декабре 1991 года. В 1997 году в Академии действовало три отделения (гуманитарных наук, естественных наук, физико-математических и технических наук), было избрано 11 почетных академиков, 18 действительных членов, 10 членов-корреспондентов.
В условиях экономического кризиса руководство Чувашии пытается защитить профессиональную культуру. Разрабатываются различные проекты в области культуры; специальные разделы в программах социально-экономического развития республики, городов, районов. Республиканское законодательство в области культуры и языков включает закон “О языках в Чувашской Республике” (октябрь 1990, в декабре 1994 и июне 1997 внесены поправки) и Государственную программу реализации Закона о языках в 1993-2000 и последующие годы (май 1993), Закон “О культуре” (июнь 1993) и Государственную программу “Сохранение и развитие культуры и искусства ЧР на 1994-2000 и последующие годы” (1994); Концепцию государственной национальной политики и программу ее реализации на 1998-2000 гг. (июль1998). В Чувашии принята Концепция государственной национальной политики и программа ее реализации в ЧР на 1998-2005 годы.
Механизм реализации национальной политики предусматривает “организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственных служащих, специализирующихся в области национальной политики; совместное решение с органами государственной власти субъектов Российской Федерации межрегиональным проблем в сфере федеративных и национальных отношений; осуществление информационного обеспечения основных направлений национальной политики, содействие освещению национальных проблем в средствах массовой информации и распространению знаний об истории и культуре чувашского народа и национальностей, проживающих в Чувашской Республике; открытие в г. Чебоксары Дома дружбы народов с размещением в нем штаб - квартир национально-культурных объединений Чувашской Республики; организация мониторинга состояния межнациональных отношений, кризисных ситуаций с последующей выработкой рекомендаций для органов государственной власти Чувашской Республики; осуществление государственной поддержки действующих в Чувашской Республике национально-культурных объединений, содействие их развитию”.
Однако у республики не хватает средств для полного выполнения намеченных планов. Например, в 1993 году дотации на книгоиздание составили в Чувашии 124 млн. руб. (этой суммы было достаточно для издания 7-8 наименований учебников), в Татарстане - 3177 млн. руб., в Башкортостане - 2000 млн. руб., в Удмуртии и Марий Эл - по 1000 млн. руб., в Мордовии - 400 млн.руб.[1]
В 1990-е годы развитие получили негосударственные издательские центры, однако 77% книжной продукции издается государственными и ведомственными издательствами: в 1998 году из 488 наименований книг и брошюр 218 было издано ЧГУ, 51 - издательством “Чувашия”, 25 - Чувашским книжным издательством, 32 - вузами и НИИ. Частными книжными издательствами (“Клио”, “Руссика”, “Патмар”) было издано 15% книжной продукции.
Из-за нехватки денег у населения большинство печатных СМИ были вынуждены снизить тиражи, это привело к возрастанию роли местных электронных mass-media, вещающих на русском и чувашском языке. При участии Татарстана летом 1996 года начал работу ретрансляционный пункт в Батыревском районе, где компактно проживает татарское население Чувашии.
В 1998 году в Чувашии действовали 7 национально-культурных центра, официально зарегистрированных Министерством юстиции ЧР, в том числе в Чебоксарах -- Чувашский общественно-культурный центр, Всетатарский общественный центр Чувашской Республики, Еврейский культурный центр, Марийский общественно-культурный центр. В местах компактного проживания татар - Татарский общественно-культурный центр (Батыревский район), мордвы - Мордовский культурный центр (Порецкий район), русских - Республиканский центр русской культуры (г. Алатырь).
Министерство культуры и по делам национальностей в 1994-95 заключило договоры о сотрудничестве с национально-культурными центрами, разработаны планы совместной работы, особенно при решении вопросов национального школьного образования и национальных праздников. Возросло число национальных школ, а также школ с изучением чувашского языка как предмета. Ежегодно проводятся фестиваль татарской эстрадной песни “Урмай мон” (с. Урмаево Комсомольского района), месячник татарской культуры в Чебоксарах, фестиваль народного мордовского творчества “Арта” (с.Напольное Порецкого района), фестиваль русской песни “Песни над Сурой” (г.Алатырь).
Однако, несмотря на усилия республиканского руководства по поддержке этнокультурного многообразия и на тот факт, что чувашское население доминирует в республике численно, для Чувашии характерно русское или русскоязычное культурное доминирование в городской местности, в сельской местности существует паритет культур (доминирующей этнической группы и русской). Более того, социальные функции русского языка усилились в условиях экономического кризиса, поскольку многие вынуждены выезжать из республики на заработки.
Религиозная жизнь
После присоединения Казанского ханства к России, на территории Чувашии сосуществуют две основные религии - православное христианство и ислам, а также элементы языческих верований, сохранившиеся на протяжении веков. В Чувашии русские и чуваши являются православными, хотя чуваши сохранили много дохристианских, языческих традиций. Татары придерживаются ислама сунитского толка. Марийцы сохраняют язычество.
Существует несколько версий, касающихся формирования религиозных верований чувашей. Часть чувашских историков (П. Денисов, В. Димитриев) придерживается точки зрения, что именно приверженность языческим традициям помогла предкам чувашей сохранить свою самобытность в Волжской Булгарии, в которой с X века ислам стал государственной религией[2]. Однако некоторые исследователи считают, что чуваши формально приняли ислам в X веке, но позже отказались от него: монголо-татарское завоевание привело к гибели четырех пятых болгаро-чувашей, что повлияло на религиозные ориентации предков чувашей.
После завоевания Казанского ханства, территории, населенные чувашами, вошли в состав Русского государства. В 1555 году была учреждена Казанская епархия, и начался процесс “христианизации инородцев”. Наряду с мерами насильственного характера применялись экономическое (например, указ 1764 года освобождал новообращенных от налогов) и культурное воздействие (организация православных школ, строительство церквей).
Однако религиозные верования чувашей сохранили языческую обрядность. Одной из главных причин стал языковый барьер: немногие чуваши понимали разговорный русский язык, не говоря уже о церковнославянском, на котором шли церковные службы. Только в конце XIX века, после создания чувашской письменности в 1871 году, начался перевод богослужебных текстов на чувашский язык, а в начале ХХ века было принято решение о проведении служб на местном языке. Как отмечает Л.Браславский, исследователь религиозных верований в Чувашии, “когда они (чуваши) впервые услышали богослужение на родном языке и узнали, о чем молятся, то были удивлены. Им говорили, что они ходят в церковь молиться за благоденствие русских”.[3]
Несмотря на бедность чувашских крестьян в трех уездах - Чебоксарском, Цивильском и Ядринском, где наиболее компактно проживали чуваши, шло строительство церквей. Если во второй половине XVIII века действовало 62 церкви, относящиеся с Казанской и Нижегородской епархиям, то к 1917 году - 153 церкви и три монастыря. В начале ХХ века по инициативе чувашской интеллигенции обсуждался вопрос о создании Чувашской епархии. В 1925 году в Чувашии действовало 338 культовых здания, из них 299 православных церквей.[4]
Политика закрытия церквей по решению ЦИК ЧАССР привела к тому, что к 1943 году на территории Чувашии осталось только 6 православных церквей. Однако в дальнейшем число церквей возросло, а в 1946 году была образована Чебоксарская (Чувашская) епархия. С 1976 года ее возглавляет архиерей Варнава.
Однако настоящий религиозный ренессанс начался в конце 1980-х годов, после провозглашения политики перестройки, особенно интенсивно - после принятия в октябре 1990 года Закона СССР “О свободе совести и религиозных организаций”. Если в 1985 году на территории Чувашии было зарегистрировано 37 православных общин, и за предыдущие 20 лет была построена только одна церковь (в 1978), то к началу 1994 года Министерство юстиции ЧР зарегистрировало 19 городских и 102 сельских православных приходов, 1 мужской и 2 женских монастыря. В Чувашии действовало 9 воскресных школ и 2 дома для престарелых под патронажем православной церкви; планируется открытие двухгодичного духовного училища. В епархии работает Библейская комиссия для перевода на чувашский язык текстов служб, Библии.
Развитие национального движения в конце 1980-х - начале 1990-х привело к появлению настроений и лозунгов по созданию независимой (или автономной в Московской патриархии) национальной, Чувашской православной церкви (ЧПЦ). По мнению части чувашских национальных лидеров, ЧПЦ должна возглавляться чувашом, быть адаптированной к чувашской культуре (сохранившей значительное влияние языческих верований) и полностью перейти на чувашский язык. Однако практических шагов в этом направлении не последовало, кроме небольшого обмена ударами: писатель Михаил Юхма, возглавлявший в 1991 году Библейскую комиссию, обратился к Алексию II с жалобой на Варнаву, обвиняя последнего в чувашефобии и нежелании вводить в богослужение чувашский язык. В ответ Варнава отстранил его от работы в Библейской комиссии, обвинив Юхму в стремлении ввести в православие языческие элементы.[5]
Чувашское национальное движение попыталось найти другой источник “традиционной чувашской веры”: одни рассматривали в качестве таковой ислам (М.Юхма), другие - язычество (И.Дмитриев). Однако если мусульманство не пользуется особой поддержкой, то язычество не только сохранилось в некоторых чувашских селах, но и получило интеллектуальную поддержку национальных лидеров. С 1990 года при НИИ языка, литературы и экономики ЧР работал симпозиум по древней чувашской религии - сардаш, под руководством Виталия Станьяла. В газетах (в частности, в газете “Чавашъен” с 1992 года) публикуются статьи об обрядовой практике чувашей. В 1993 году НИИЯЛЭ ЧР опубликовало книгу А.Салмина “Религиозно-обрядовая система чувашей”. Сторонники “реконструированного чувашского язычества” полагают, что “нельзя спешить с возрождением старочувашской веры, сначала следует составить канон, выверенный текст верований, догматики и обрядов, а уж потом предлагать народу. Тогда следует приступить к созданию жесткой дисциплинированной церковной организации наподобие римского католицизма”.[6]
Однако маловероятно, что в обозримой перспективе язычество может стать какой-либо альтернативой православию в Чувашии. Дело не только в спаде национального движения и нежелании “спешить” новых духовных пастырей, но и в отношении многих лидеров национального движения к религии. Президент Чувашского национального конгресса (1992-97), один из самых известных политиков Чувашии, филолог Атнер Хузангай отметил: “ЧНК всегда дистанцировался от религиозных дискуссий, полагая, что вопросы свободы совести и вероисповедания и политические процессы на должны смешиваться. Вопрос веры - это проблема сознания индивидуума, право его свободного выбора, политика - другое.”[7]
Впрочем, в 1992 году, на волне национального подъема, архиепископ Чувашский Варнава и представители духовенства Епархии рассматривали языческую угрозу вполне серьезно. В “Обращении к чадам православной церкви и жителям республики” отмечалось, что “особенно явственно грозит чувашскому народу стремление определенной группы возродить существовавшее до начала XVIII века язычество... Опыт и пример других регионов наглядно убеждают, а пионеры язычества уже открыто заявляют, что могут возникнуть кровавые бойни на религиозной почве”.[8]
Кроме традиционного, православного христианства в Чувашии действовали протестантские общины, старообрядческие общины, общины духовных христиан (скопцы, молокане) и общины истинно-православных христиан, образовавшиеся в 1920-годы из-за раскола ПЦ. Деятельность большинства из них остается малозаметной, другие (как протестантские общины) активизировали работу в 1990-е годы.
Протестантизм появился в Чувашии в начале ХХ века: впервые появление баптистов в чувашских селах отмечались в отчете по Казанской епархии в 1910 году[9]. Несколько общин евангельских христиан-баптистов, принадлежащих разным церковным организациям (Всесоюзному совету евангельских христиан-баптистов, Совету церквей евангельских христиан-баптистов), существовали в Чувашии в годы Советской власти, но были немногочисленными. В конце 1950-х годов появляются адвентисты седьмого дня и пятидесятники, небольшие общины которых действовали в Чебоксарах, Алатыре и Вурнарах. В настоящее время часть общин зарегистрировались в Министерстве юстиции Чувашии.
Ислам на территории Чувашии имеет более древние корни, чем православие. В 922 году ислам был признан государственной религией Волжской Булгарии, правители которой надеялись с помощью религии решить политические задачи (объединение государства, приобретение союзников в противостоянии с Хазарским царством) и экономические задачи (развитие экономических связей с Азией). Ислам оставался официальной религией и в период Золотой Орды, и во времена Казанского ханства. Предки чувашей сохраняли языческие верования, однако элементы мусульманства присутствуют в бытовой культуре.
Ислам в Чувашии исповедуют татары, проживающие в основном в Батыревском, Козловском, Комсомольском, Шемуршинском и Чебоксарском районах республики. По переписи населения 1989 года, в Чувашии проживало 35,7 тысяч татар. Согласно опросу сельского татарского населения, проведенному летом 1996 года, верующими себя назвали 55,6% опрошенных; регулярно исполняют обряды 43,6% (иногда - 36,7%, не выполняют - 10,8%), в мечети бывает 25,2% (время от времени 23%, не ходят в мечеть - 43,8%).[10]
В районах преимущественного проживания татар на территории Чувашии к 1917 году действовало 38 мечетей и несколько десятков медресе. К 1945 году на территории Чувашии осталось только 2 мечети. На 1 января 1997 года Центральном духовном управлении мусульман России и европейских стран СНГ (с центром в Уфе) было занесено в специальный реестр 31 мусульманская община, находящихся в Чувашии, Министерством юстиции ЧР зарегистрировано только 6 общин, другие - не подавали документы на регистрацию[11]. В 1994 году было создано Духовное управление мусульман Чувашской Республики, председателем которого стал Альбир Крганов (он также является руководителем Департамента внутренних дел при ЦДУМ). Резиденция ДУМ ЧР находится в селе Шыгырданы Батыревского района.
Раскол мусульманской общины и появление в России нескольких духовных центров в 1990-х годах (Высший координационный центр Духовных управлений мусульман - ВКЦ ДУМ, Совет муфтиев в Москве) повлияли и на мусульманскую общину в Чувашии. В 1995 году по инициативе чувашского отделения ВТОЦ была предпринята попытка создать альтернативное ДУМ Чувашии (с центром в Чебоксарах), ориентирующееся на Совет муфтиев в Москве. Его председателем был избран Марат Архипов. В свою очередь, муфтий Альбир Крганов собрал меджлис, на котором были представлены 25 из 27 мусульманских общин Чувашии. Меджлис единогласно осудил раскольническую деятельность ВТОЦ. Однако раскол мусульманских общин остается: согласно опросу татарского населения в Чувашии (1996), поддерживают ДУМ ЧР (с центром в Шыгырдан) 75,6% опрошенных, альтернативное ДУМ - 11,2%, не ответили на вопрос - 13,2%.[12]
На начало января 1997 года на территории Чувашии были зарегистрированы 14 религиозных объединений: Чебоксарско-Чувашская епархия, Духовное управление мусульман ЧР, Чувашская поместная церковь адвентистов 7-го дня, Церковь евангельских христиан “Новая жизнь”, Церковь “Чебоксарский христианский центр”, Христианская миссия “Благая весть”, Чувашская христианская миссия “Голос истины”, Новоапостольская церковь ЧР, Чувашское миссионерское библейское общество “Чере шыв” (Живая вода), Чувашская республиканская религиозная организация “Академия чувашской духовности”, Организация “Христова церковь любви и веры”, Чувашское природно-религиозное духовное объединение “Турас”, Религиозное объединение “Церковь последнего завета” ЧР, Чебоксарское городское объединение “Церковь Христа”.
В 1990-е годы церкви были возвращены сохранившиеся культовые здания; церковные реликвии, хранившиеся в музеях. В августе 1997 года по указу президента Чувашии памятники культовой архитектуры были переданы Чувашской епархии (в случае республиканской собственности), и начаты переговоры с федеральным правительством по поводу культовых зданий, находящихся в федеральной собственности.
В январе 1994 года в Чувашии принят Закон о свободе вероисповедания, согласно которому религия отделена от государства. Однако руководство республики, главы местных администраций часто встречаются с религиозными деятелями. В июне 1996 года Чувашию посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В октябре 1996 года указом президента Чувашии группа православных и мусульманских служителей культа была награждена Почетными грамотами за нравственное воспитание жителей. Муфтий Чувашии Альбир Крганов и настоятель Владимирского собора г.Новочебоксарска, протоиерей Илия стали членами Комиссии по правам человека при президенте Чувашии, созданной в августе 1997. В августе 1998 года на основании постановления КМ Чувашии был создан Межведомственный совет по взаимодействию с религиозными объединениями.
Следует отметить, что две традиционные религиозные конфессии Чувашии - православная и мусульманская - ведут плодотворный диалог на протяжении последних лет. Архиепископ Чувашский Варнава и председатель ДУМ Альбир Крганов не раз выступали с совместными заявлениями. Это отражает не только вековое сосуществование этих религий на территории Чувашии, но совпадение интересов представителей традиционных религий в противостоянии нетрадиционными религиями и различными сектами, деятельность которых активизировалась в последние годы. Причем, по различным оценкам, молодежь составляет 90-95% членов новых религиозных организаций.
МВД также уделяет повышенное внимание новым религиозным объединениям, особенно тем, с которыми связан рост криминальной активности, употребление наркотиков и рост числа самоубийств (“Свидетели Иеговы”, сатанисты, Чебоксарский христианский центр и др.) Необходимость закрытия сект обсуждается и в прессе. Например, после публикаций “Молодежного курьера”, Министерство юстиции отказало в регистрации религиозной организации “Свидетели Иеговы”.[13] Многие секты не зарегистрированы, но продолжают работу. В 1998 году только секта сайентологов “Путь к успеху” объявила о самоликвидации.
Языковая ситуация
В Чувашии принят Закон о языках (октябрь 1990) и Государственная программа реализации Закона о языках в 1993-2000 и последующие годы (май 1993). Согласно действующему законодательству государственными языками Чувашии являются чувашский и русский, хотя в действующей Конституции 1978 года и последующих редакциях вопрос о государственных языках не обсуждается. В Конституции гарантируются равные права граждан различных национальностей (ст.31), возможность получение образования на родном языке (ст.39). Закон об образовании детализирует последний пункт: “выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования”, т.е. “Чувашская Республика обеспечивает создание условий для дошкольного, начального общего, основного общего образования на русском и чувашском языках, а в местах компактного проживания представителей иных национальностей - на их родном языке” (ст.6.2).
Государственный статус чувашского и русского языков устанавливается Законом о языках в ЧР (ст.1). В преамбуле Закона устанавливаются “неотъемлемое право граждан любой национальности на развитие их родного языка и культуры”; в то же время подчеркивается, что “Чувашская Республика является единственным национально-государственным образованием чувашского народа. Забота о сохранении, возрождении и развитии чувашского языка как важнейшего национального признака и основы всей его духовной культуры возлагается на чувашскую государственность”. В местах компактного проживания других национальностей официальным языком может быть принят язык, отличный от государственных языков (ст.5).
Закон закрепил за гражданами право выбора (государственного) языка при обращении в органы власти и управления, сферу обслуживания и торговли и др. (ст.3). Согласно Закону о языках, судопроизводство в Чувашской Республике ведется на чувашском или русском языке (ст.12). В Конституции отмечается, что судопроизводство может идти на языке большинства населения данной местности; гарантируется право на ознакомление с материалами дела через переводчика и право выступать в суде на родном языке для лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство (ст. 148).
Законом гарантируется право на получение общего среднего образования на чувашском или русском языке, а в местах компактного проживания национальных меньшинств - на родном языке (ст.19), однако во всех учебных заведениях с другим языком обучения, чувашский язык изучается как предмет, а абитуриенты, поступающие в вузы Чувашии, имеют право сдавать вступительные экзамены на чувашском языке (ст.21). В Чувашии, в средствах массовой информации обеспечивается употребление государственных языков, а также учитываются потребности других проживающих в республике национальностей, хотя обеспечивается приоритет издания газет и книг на чувашском языке (ст.23).
Согласно Закону, сохраняется традиционная топонимика, однако все географические названия дублируются на государственные языки (ст.26). Все названия учреждений, тексты на официальных бланках исполняются на чувашском и русском языках (ст.28), остальная информация может выполняться на русском или чувашском языках (ст.29). В 1997 году во время подготовки к выборам президента, Чувашский национальный конгресс потребовал от ЦИК изменить анкету для кандидатов: анкета, разработанная ЦИК, была выполнена только на русском языке и не содержала сведений о знании чувашского языка.
Согласно ст.33, в Чувашии “не допускаются какие-либо привилегии или ограничения прав граждан по языковому признаку”, “проповедь вражды на языковой почве”, публичной унижение влечет ответственность по закону. Контроль за исполнением ведет Госсовет ЧР, органы местного самоуправления (ст.34).
Согласно Закону ЧР “О выборах президента Чувашской Республики”, “президентом Чувашской Республики может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, постоянно проживающий в Чувашской Республике не менее 1 года и владеющий государственными языками Чувашской Республики” (ст.3 Закона, ст.109-2 Конституции Чувашии).
Верховный Совет ЧР принял 28 мая 1993 года Государственную программу реализации Закона ЧР “О языках в Чувашской Республике” на 1993-2000 и последующие годы”, однако программа исполняется частично из-за отсутствия необходимых финансовых средств. Не хватает научно-методических пособий для преподавания чувашского языка как родного и неродного, учебников чувашского языка и литературы. С момента введения Закона в действие, правила орфографии чувашского языка успели измениться дважды: в 1992 году были введены новые правила, однако уже в ноябре 1993 года Верховный Совет ЧР отменил новые правила и восстановил старые.
Закон о языках и закрепленное в нем положение о необходимости владения государственными языками для государственных служащих и представителей ряда специальностей стал наиболее конфликтным вопросом в Чувашии. Хотя в Законе установлен 10-летний срок до ввода в действие этой статьи и отмечено, что “условие не должно вести к каким-либо ограничениям относительно граждан при занятии соответствующих должностей”, большинство русскоговорящих сотрудников опасаются, что незнание (или “недостаточное” знание) чувашского языка может стать если не причиной потери работы, то существенных ограничений при приеме на работу и продвижению по службе. Такому отношению способствуют редкие инциденты и время от времени вспыхивающие дискуссии в прессе. Типичной является дискуссия в газете “Советская Чувашия” (январь - апрель 1999) вокруг “бытового” конфликта между юристом Пилом Тымарланом и продавцом фирменного магазина “Чебоксарский хлебокомбинат” М. Ивановой[14].
Протагонисты Закона (умеренные и радикальные) справедливо отмечают, что отношение к чувашскому языку должно изменяться. Более того, с этим согласны и большинство русских жителей республики: по данным массового обследования сельского населения Чувашии, проведенного в 1995 г. совместно Министерством культуры и по делам национальностей ЧР, Чувашским государственным институтом гуманитарных наук и кафедрой этнологии МГУ, во время которого большинство опрошенных (78% чувашей и 64% русских) высказались за существование двух государственных языков. Однако республика не готова к ускоренному введению двуязычия: нет средств и специалистов для реализации масштабной программы перехода на чувашский как государственный язык. Например, в книжных магазинах Чувашии на протяжении ряда лет невозможно найти учебник чувашского языка или чувашско-русский словарь, включая изданный небольшим тиражом в 1995 году словарь Ашмарина. В таких условиях, Закон может стать только инструментом в борьбе за рабочие места.
Кроме того, протагонисты двуязычия не учитывают специфику языковой ситуации в республике: в основном русскоговорящий город и в основном говорящее по-чувашски село. Индустриализация и ускоренная урбанизация - процессы, которые наиболее активно развивались в 1970-80-е годы - стали причинами широкого распространения русско-национального двуязычия, которое, однако, было однонаправленным: подавляющее большинство русских не знает языки других этнических групп, проживающих в Чувашии.
Урбанизация привела к снижению доли лиц, считающих родным язык своей национальности, особенно в городах, в то же время произошло увеличение численности населения, считающих русский родным языком, сократилось и число лиц среди русских, татар и мордвы, свободно владеющих чувашским языком. Увеличение доли рассматривающих русский как родной язык для всех этнических групп стало причиной падения доли тех, кто свободно владеет вторым языком - русским. В 1926 году 0,2% всех чувашей и 10,3% в городе назвали русский язык родным, в 1970 году - 5,5% и 22% соответственно, в 1989 году - 14,9 и 30,5%.[15] По переписи населения 1989 года, число татар, признающих русский родным языком, было меньше, чем чувашей: в 1989 году 9,4% среди всех татар Чувашии и 22% в городе. Среди марийцев и мордвы - выше: соответственно, 34,5% и 27,9% среди всего населения, 36,8 и 42% в городе. Одной из причин этого явления стало сокращение преподавания на национальных языках в 1970-е годы, особенно в городской местности: в этот период чувашские школы перешли к обучению с V класса на русском языке. В 1980-е годы в городской местности знание чувашского языка зачастую рассматривалось как пережиток.
Следует отметить, однако, что для многих чувашей - городских жителей в первом-втором поколении знание русского языка было довольно слабым. Чувашский филолог, один из разработчиков Закона о языках Атнер Хузангай квалифицировал данную ситуацию как “функциональное двуязычие”, которое привело к “девальвации чувашского языка и русского литературного языка” при провозглашенной политике двуязычия.[16]
В сельских районах число людей, рассматривающих родным язык своей этнической группы, значительной выше: так, 100% чувашей в Красночетайском районе считают родным чувашский язык, в Батыревском - 99,8, Аликовском -99,4% и т.д. И напротив, в Порецком районе, где проживает много русских, в том числе и в сельской местности, только 70,2% чувашей рассматривают чувашский как родной язык. В Чебоксарах, по переписи 1989 года, русский считали родным 31,8% чувашей, 27,5 татар, 53,1% мордвы, 35,1% марийцев.
Таблица 30. Родной язык - язык своей этнической группы (%)
| 1970 | 1979 | 1989 |
всего | город | село | всего | город | село | всего | город | село |
чуваши | 94,5 | 78,0 | 99,3 | 89,8 | 72, | 98,4 | 85,0 | 69,4 | 98,5 |
русские | 99,8 | 100,0 | | 99,8 | 100,0 | | 99,9 | 99,9 | |
татары | 95,9 | 86,2 | 99,4 | 93,5 | 81,7 | 98,6 | 90,3 | 77,7 | 98,7 |
мордва | 85,3 | 65,6 | 93,7 | 79,8 | 63,7 | 90,2 | 71,8 | 57,8 | 86,0 |
марийцы | 76,6 | 75,7 | 81,1 | 66,6 | 65,7 | 72,5 | 64,2 | 62,8 | 75,2 |
Источник: Население отдельных национальностей Чувашской АССР. - Чебоксары. - март 1991.
Таблица 31. Национально-русское двуязычие (свободное владение русским языком)
| 1970 | 1979 | 1989 | 1994 |
| всего | город | Всего | Город | всего | город | всего |
чуваши | 58,3 | 70,7 | 68,1 | 68,0 | 69,2 | 65,5 | 72,7 |
татары | 44,1 | 75,6 | 56,4 | 75,4 | 61,4 | 72,5 | 62,2 |
мордва | 75,8 | 61,9 | 74,6 | 62,0 | 68,2 | 55,9 | 77,8 |
марийцы | 70,4 | 73,2 | 63,9 | 64,0 | 60,6 | 61,2 | *) |
*) - нет данных
Источник: Население отдельных национальностей Чувашской АССР. - Чебоксары. - март 1991; “Жизнь течет, население меняется” -“Советская Чувашия” - 1995 -15 марта.
Таблица 32. Национально-чувашское двуязычие (в %)
| 1970 | 1979 | 1989 |
всего | город | село | всего | город | седл | всего | город | село |
русские | 3,6 | 2,1 | 7,5 | 2,8 | 1.6 | 7.6 | 2,5 | 1,6 | 8,2 |
татары | 8,7 | 2,7 | 10.9 | 8,1 | 2.0 | 10.7 | 8,2 | 7,4 | 12,7 |
мордва | 0,9 | 0,4 | *) | 1,0 | 0.5 | * | 0,9 | 0,6 | *) |
марийцы | 5,9 | 1,6 | 28.1 | 4,0 | 1.1 | 22.4 | 3,9 | 1,5 | 22,2 |
*) - нет данных
Источник: Население отдельных национальностей Чувашской АССР. - Чебоксары. - март 1991.
Широкое обсуждение национальной проблематики, подъем национальных движений в конце 1980-х - начале 1990-х и меры, предпринимаемые руководством Чувашии для обеспечения свободного развития языков, способствовали изменению отношения людей к языку своей этнической группы. Возрождение языков связано и с обучением языку в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях: в 1994 году число школ, в которых национальные языки изучаются как предмет, возросло на 60 по сравнению с 1990 годом и достигло 183 для чувашского языка, 5 - для татарского (в районах компактного проживания татар), 2 - для мордовского языка (в Ибресинском и Порецком районах); число дошкольных учреждений возросло на 44 и достигло 232. Преподавание предметов на чувашском и татарском языках в начальных классах ведется в 84 сельских школах. Согласно микропереписи населения 1994 года, число лиц, назвавших родным язык своей этнической группы возросло на 0,6% (по сравнению с 1989 годом; у чувашей - на 1%.[17] В то же время увеличение мобильности населения при переходе к рыночным отношениям привело к росту числа людей, свободно владеющих русским языком, с 50,1% в 1992 до 52,9% в 1994. Кроме того, русский является языком высшего и среднего специального образования.
Значительную работу по изучению национальных языков проводят национально-культурные центры Чувашии. Министерством культуры и межнациональных отношений ЧР были заключены специальные соглашения с соседними регионами, направленные на сохранение и развитие языков в Чувашии. Например, Чувашия - в силу финансовых причин - не в состоянии обеспечить выпуск учебников и литературы для татарских школ республики. Для решения проблем национального образования в 1995 году между министерствами образования Чувашии и Татарстана подписано Соглашение о сотрудничестве в области образования и, в первую очередь, по обеспечению учебниками и литературой на татарском и чувашском языках соответствующих школ в республиках.
Школьное образование
В 1996/97 учебном году в республике функционировали 695 дневных общеобразовательных школ, в которых обучалось 224,7 тыс. учащихся. Согласно ежегодному посланию президента ЧР (1997 год), в Чувашии действовало 20 гимназий, 11 лицеев, 56 школ с углубленным изучением различных предметов, в которых обучалось 36 тысяч учащихся (16,1% от общего числа).
В 1990-е годы изменилось отношение к национальному образованию. В 1970-е годы, на основе постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР “Об улучшении преподавания русского языка в общеобразовательных школах”, многие национальные школы были переведены на русский язык обучения, в городских школах родной язык не изучался даже как предмет.
После принятия Закона “О языках Чувашской Республики” в 1990 году положение в школьном образовании начало изменяться: вновь было введено изучение национальных языков, начали функционировать национальные школы, чувашский язык как предмет изучается в нечувашских школах республики. В 1988 году в двух школах открылись этнопедагогические классы под руководством академика Г.Волкова с целью возрождения традиционной культуры воспитания.
В 1998 году в Чувашии функционировало 694 общеобразовательных школы, из них 460 - чувашских, 211 - русских, 20 - татарских, 3 - мордовских. В чувашских и татарских национальных школах обучалось 80829 учеников. В 172 русских и татарских школах 118380 учащихся изучали чувашский язык как предмет (в 1994 году - 78106 учеников)[18]. Изучение чувашского языка положительно воспринимается русскими родителями и учениками, несмотря на нехватку учебников, словарей и, зачастую, квалифицированных преподавателей.
Школы республики испытывают дефицит учебников: заказы Чувашии на федеральные учебники выполняются только на треть[19]. Учебников на чувашском языке, и главное - учебников чувашского языка не хватает, нет средств для издания достаточных тиражей. Учебники для татарских школ завозятся из Татарстана на основе соглашения о развитии сотрудничества между министерствами образования двух республик, подписанном в 1995 году.
В настоящее время в Чувашии принят пакет законов, регулирующих отношения в сфере образования: Законы “Об образовании” (январь 1993), “О республиканском комплекте учебников для общеобразовательных учреждений” (октябрь, 1997), “О республиканских нормативах бюджетного финансирования образовательных учреждений Чувашской Республики” (июнь 1998), Программа развития образования Чувашской Республики на 1994-2000 годы (октябрь 1994), Президентская программа “Новая школа” (январь 1997), Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики” (сентябрь 1998), Постановление КМ “Вопросы Министерства образования Чувашской Республики” (апрель 1998) и др.
Согласно Закону об образовании, “Чувашская Республика провозглашает политику в области образования приоритетной” (ст.1). “Государственная политика в области образования в Чувашской Республики основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности...
2) признание единства федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональной республики;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании, свобода выбора языка обучения;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений”.
В республике действуют и международные проекты в области школьного образования. Например, с 1994 года в Чувашии проводится апробация новых образовательных программ для национальных школ, проводимая Институтом “Открытое общество” (Фонд Сороса).
Высшее образование
На протяжении ряда лет по числу студентов на 1000 жителей Чувашия отставала от общероссийских показателей, однако данная ситуация изменилась в 1990-е годы: началось реформирование системы среднего специального и высшего образования. Наряду с государственными начали функционировать негосударственные высшие и средние специальные учреждения. Если в 1991/92 учебном году в Чувашии было 4 вуза, в которых обучалось 18,7 тысяч студентов, то к 1998 году, по данным Министерства образования, число вузов выросло до 22, в которых обучались 38,0 тысяч студентов по 108 специальностям.
Однако из 22 вузов только 12 имеют право на осуществление образовательной деятельности. Четыре из 12 - Чувашский государственный университет, Чувашский государственный педагогический университет, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Международный открытый университет Поволжья - местные, остальные являются филиалами московских и петербургских вузов. В нелицензированных вузах обучается около 5 тыс. студентов.
Основным высшим учебным заведением Чувашии является Чувашский государственный Университет, в рамках которого функционируют семь институтов: чувашской филологии и культуры, гуманитарный, экономики, финансов и права, естественных наук, медицинский, технический и Международный институт предпринимательства и менеджемента (совместно с Кейс Вестерн Резерв, Кливден, Огайо, США). В 1997 году в университете действовало 22 факультета, 111 кафедр, подготовка специалистов велась по 11 направлениям и 43 специальностям. В Университете преподавало 101 докторов наук и 467 кандидатов наук; в 1990 году - 56 и 396 соответственно. Университет является членом Ассоциации научных и учебных организаций-пользователей электронных сетей (RELARN). На 100 студентов дневной формы обучений приходится 10 компьютерных терминалов. В 1996 году издательством ЧГУ изданы 91 монография, 18 сборников научных трудов, 123 учебника и учебных пособий.
Таблица 33 Показатель численности студентов на 10000 жителей
| 1994 | 1995 | 1996 | 1997 |
Чувашия | 168,4 | 189,1 | 212,2 | 236,3 |
РФ | 172 | 178 | 191 | нет данных |
Источник: Л.П. Кураков, Н.В. Федоров, Состояние и перспективы развития Чувашской Республики. - М.: Пресс-сервис, 1997. - с.96
Образовательный процесс в Чувашии может быть охарактеризован заголовком одной из статей в прессе: “Задача-максимум: сделать Чувашию республикой со всеобщим высшим образованием”[20]. Однако уровень образования во многих высших учебных заведениях заставляет желать лучшего. Кроме того, в вузах практикуется взяточничество не только при поступлении в вуз, но и во время обучения. Часть таких случаев выявлена, виновные привлечены к ответственности (в том числе и уголовной).[21]
В условиях недофинансирования социальной сферы, многие вузы проводят коммерческий прием. Платное обучение расширяется: в 1995 году на условиях полного возмещения затрат обучалось 2595 студентов вузов и 2234 студентов в техникумах, в 1996 - 4906 и 2935 соответственно. В 1998 году на бюджетной основе обучался 61% студентов[22]. На коммерческой основе обучаются и студенты из-за пределов РФ. Например, в 1995 году в ЧГУ обучалось 320 студентов из 20 стран. По словам ректора Чувашского государственного университета Льва Куракова, ЧГУ получает из бюджета только 60% средств, остальные средства - за счет коммерческого обучения[23]. Однако все студенты, обучающиеся на коммерческой основе в ЧГУ, ЧГПУ, ЧГСХА, Чувашском филиале Юридического института МВД РФ, набраны сверх установленного лимита студентов, обучающихся бесплатно. В остальных вузах и филиалах плата за обучение колеблется от 4 до 7,5 тыс. рублей в год[24].
Преподавание в вузах республики ведется на русском языке (за исключением специальности “чувашская филология и культура”). В начале 1990-х годов планировалось введение обучения на чувашском языке. Однако этот шаг, по мнению многих студентов и преподавателей, может существенно сказаться на качестве высшего образования: незначительное число преподавателей могут обучать студентов на чувашском, не разработана и научная лексика на чувашском языке. В настоящее время, этот вопрос не обсуждается.
На волне национального подъема более низкий уровень образованности среди чувашей (по сравнению с другими этническими группами) стал предметом внимания национальных организаций (см. Индикатор 22). Звучали даже предложения по изменению правил приема для чувашей. И хотя такие предложения больше не обсуждаются, руководство Чувашии предприняло определенные шаги в этом направлении. Во второй половине 1990-х годов резко возросло число студентов из сельской местности, где в основном проживает чувашское население: в 1992 году они составляли только 20% всех студентов республики, в 1993 - 27,2%, в 1994 - 34,3%, в 1995 - 42,2%[25]. В 1993-94 гг. в сельских районах ЧГУ открыл 18 центров довузовской подготовки. В 1994 году были открыты два филиала Университета - в Алатыре и Батыреве; учебно-консультационный пункт в Ядрине, научно-образовательные центры в Новочебоксарске, Канаше, Вурнарах.
Руководство Чувашии рассматривает повышение образования как необходимый шаг для развития рыночной экономики, хотя у данного решения существует и более прозаический компонент - проблема молодежной безработицы, и как следствие, - роста правонарушений. Кроме того, данное решение призвано помочь избежать значительных затрат на социальную помощь сельским студентам, обучающимся в городе, и обеспечить село специалистами, которые ранее предпочитали оставаться в городах после окончания обучения. Оно может способствовать решению социально-демографических проблем в связи с быстрым старением населения в сельской местности: средний возраст в городской местности в 1989 году составлял 30,9 лет, в сельской - 36,9 из-за постоянного оттока молодежи. С 1996 года в республике наблюдается естественная убыль населения во всех сельских районах. Это может привести к нехватке трудовых ресурсов в сельской местности в недалеком будущем. В то же время, по данным обследования мигрантов в 1991 году, основная причина переезда сельских жителей в города связана с учебой (72,8%).[26]
Следует отметить, что рост числа студентов может обострить проблему занятости в перспективе. В настоящее время большинство выпускников высших учебных заведений не могут найти работу по специальности и вынуждены либо менять специальность, либо выезжать в другие регионы. На рынке труда высокий спрос на рабочих высокой квалификации (90%), и лишь 10% приходится на гуманитариев и инженерно-технических работников. Вероятно, что в обозримом будущем рост числа дипломированных специалистов будет усугублять проблему безработицы в Чувашии.
Средства массовой информации
В 1986 году в Чувашии издавалось 8 республиканских журналов (все на чувашском языке) и 65 газет (из них 35 - на чувашском языке). К 1 июня 1999 года издавались 139 газета и 8 журналов, действовало 8 информационных агентств (в основном, рекламных или консультационных). Пресса Чувашии издается на чувашском, русском и татарском языках. Пока не выпускаются республиканские газеты на марийском и мордовском языках, но Министерство культуры и межнациональным отношениям не раз поднимало этот вопрос.[27]
В 1999 году в ведении Госкомитета ЧР по печати находились 23 районных и городских газеты, 5 журналов, 11 республиканских газет, которым оказывается государственная поддержка (дотации на издание). В реестр газет и журналов, которые получают финансовую помощь, входят также газета Госсовета “Республика”, газеты “Молодежный курьер” и “Кладовая природы”. Остальные издания не получают бюджетного финансирования; большинство этих изданий является русскоязычными; стабильность и регулярность их издания определятся рыночной конъюнктурой.
В то же время получение финансовой поддержки сказывается на содержании материалов, которые появляются в прессе, прежде всего, в районной. Редактор районной газеты “Сентерушен” (Ибреси) К. Алимасов, жалуясь на маленький круг подписчиков газеты и полную зависимость редакции от денег, выделяемых районной администрацией, констатирует: “О какой “свободе печати” тут можно толковать?!”[28]
Республиканская пресса чувствует себя более свободной, но только благодаря покровительству президента Чувашии Николая Федорова. Например, именно его вмешательство и выступление на сессии Госсовета в июне 1999 года позволило продолжить выпуск газеты “Молодежный курьер”, на страницах которой постоянно публикуются материалы о чиновниках, превышающих служебные полномочия и нарушающих законодательство, о коррупции в органах власти. В мае 1999 года было объявлено, что издание газеты будет прекращено из-за финансовых проблем (Госсовет ЧР принял решение об исключении газет “Молодежный курьер” и “Советская Чувашия - Столица” из республиканского реестра, что означало прекращении дотаций) и отказа одного из соучередителей, Госкомпечати ЧР, от учредительства “МК”.[29] В республике склоны считать, что эти события и материалы газеты о коррупции чиновников непосредственно взаимосвязаны.
Большинство изданий, находящихся в ведении Госкомитета по печати, - газеты и журналы на чувашском языке: из 39 изданий, упомянутых в реестре в 1999 году, 21 - на чувашском, 6 - на чувашском и русском, 1 - на чувашском и татарском языках в 1999 году. Однако практически все упомянутые чувашские издания - это районные газеты. На республиканском уровне ситуация другая: в Чувашии издается татарская газета “Вакыт”, 4 газеты и все 5 журналов - на чувашском, газета “Чаваш ен”- на русском и чувашском, 5 республиканских газет на русском языке. Таким образом, можно говорить об учете специфики языкового доминирования в республике, хотя совокупный тираж чувашских изданий гораздо больше, чем русских. В 1995 году чувашские издания имели следующие тиражи: газеты “Хыпар” (“Вести”) - 46 тыс. экз., “Хресчен сасси” (“Голос крестьянина”) - 43 тыс., “Танташ” (“Ровесник”) - 20 тыс., журналы “Ялав” (“Знамя”) - 4 тыс., “Таван Атал” (“Родная Волга”) - 6 тыс., “Капкан” - 15 тыс., “Силсунат” (“Пегас”) - 11 тыс.. Тиражи русскоязычных газет составляли 44 тысяч у “Советской Чувашии” и 24 тысячи экземпляров у “Вечерней газеты”.
Среди изданий, печатающихся в Чувашии, подписка также выше у чувашских изданий: в 1999 году на газету “Хыпар” подписались 23,9 тыс. человек, на “Хресчен сасси” (с субботним выпуском) -28,2 тыс., “Самраксен хасаче” - 16,5, “Чаваш херараме” - 11.7. У русских изданий высокий рейтинг подписки у “Советской Чувашии” (15,1 тыс. - с субботним выпуском), у негосударственных газет “Поединок-2” (20,7 тыс.) и “Школьники” (12,2) и республиканских выпусков “АиФ” (7,7) и “Московский комсомолец в Чебоксарах” (9,4 тыс.).[30] Однако согласно опросам (газета “Пресса Чувашии”, апрель 1995, №1), только 30% тех, кто регулярно читает газеты, получают их по подписке, остальные предпочитают покупать прессу в киосках. Очевидно, что такой способ доступен, в основном, городским жителям, сельские жители получают газеты и журналы главным образом по подписке, что объясняет высокий рейтинг чувашских изданий в подписной кампании.
До перестройки в Чувашии действовала одна Гостелерадиокомпания, начавшая регулярное радиовещание с 1932 года и телевещание с 1962 года. По данным Комитета РФ по печати в ЧР, к июню 1999 года в республике было зарегистрировано 19 теле- и 41 радиопрограмм, действовало 16 телестудий (включая кабельные) в Чебоксарах, Новочебоксарске, Шумерля и Канаше. В 1996 году был построен ретрансляционный пункт в Батырево для трансляции передач Казанского телевидения.
Передачи на городском телеканале “Чебоксары-ТВ”, работающем в утреннем и вечернем эфире, идут на русском языке. На республиканском телеканале “Чувашское ТВ” даются два ежедневных информационных выпуска на русском и чувашском языках, различные программы на русском и чувашском языках. Аналитическая программа “Эрне” (“Неделя”), программа для сельчан “Апран Кайми”, детская программа “Сывар, аптраман тавраш” и др., действующие с 1995 года, уже завоевали популярность в республике. Программы “Чувашрадио” также идут на чувашском (основной эфир) и русском языках.
Союз журналистов Чувашии, созданный в 1959 году, объединяет 426 журналистов (1995). В 1995 году в республиканских газетах и журналах работало 342 человека, в телерадиовещании - 303, в районных и городских газетах - 338 человек, на предприятиях полиграфии - 896, в книгоиздании - 58.
Национальные организации не имеют периодических изданий. Чувашский общественно-культурный центр издает, хотя и нерегулярно, и небольшим тиражом, газету “Вучах” (“Очаг”), женский журнал “Пике” (“Сударушка”) и детский журнал “Путене” (“Перепелочка”). В феврале 1998 года ЧОКЦ начал издание газеты “Чувашский мир”, на страницах республиканской чувашской газеты “Хыпар”.
Лидеры Чувашского национального конгресса довольно часто публиковали свои материалы на страницах “Чаваш Ен” - газеты, издаваемой Кабинетом министров Чувашии, однако с лета 1999 года объем газеты резко уменьшился. ЧНК несколько раз предпринимал попытки издания общечувашской национальной газеты. Например, в июне 1995 года вышел первый номер газеты “Аталану”, однако на этом издание газеты прекратилось.
В Чувашии издаются и газеты политических партий - еженедельная “Чебоксарская правда” (орган КПРФ) и ежемесячная “Вестник ЛДПР”.
В 1994 году в Чувашии была разработана Концепция информатизации государственных органов в ЧР и начато создание компьютерной сети “СМИ Чувашии”, основная задача которой - создание общего информационного поля для государственных СМИ. В мае 1995 года в Чувашии принята Концепция информационной политики. В июле 1995 года создан Межведомственный совет по информационной политике.
Традиционные праздники и обряды
В Чувашии отмечаются все советские и православные праздники. В сельской местности сохранились и дохристианские празднования: сурхури (день зимнего солнцестояния), варлах каларни (вынос семян), акатуй (окончание полевых работ), сер уяве (праздник земли). С 1979 года празднование “акатуя” (у татар - сабантуй) приобрело общереспубликанский масштаб.
Государственный праздник Чувашии - 24 июня - День Республики (День провозглашения Чувашской автономии в 1920 году). В последнее время праздники, посвященные Чувашской государственности, длятся несколько дней. В эти дни традиционно проходят различные семинары по актуальным темам, фестивали народного творчества и народные гулянья; открываются выставки и ярмарки, которые стали своеобразным аналогом выставки достижений народного хозяйства Чувашии; проводятся награждения почетными грамотами и дипломами, вручаются государственные премии Чувашии.
С каждым годом праздник приобретает все больший масштаб и привлекает все большее число участников; изменяется и уровень проводимых мероприятий -- от республиканского к региональному и общероссийскому. Если в 1996 году в эти дни по инициативе правительства Чувашии прошла ярмарка-фестиваль “Хмель и пиво России” и выставка “Чувашия - новое время”, громко названная “международная”, то спустя год в дни, приуроченные к празднику, были организованы региональная конференция “Предпринимательство Поволжья: истоки, традиции, проблемы, тенденции развития”, региональный фестиваль “Родники Поволжья”, Дни Баварии в Чувашии; в 1999 году - по решению правительства России в День Чувашской государственности состоялись российские Дни потребительской кооперации и выставка “Потребительская кооперация-99”, а также региональная конференция “Реконструкция и модернизация жилищного фонда” и выставка “Народные художественные промыслы Поволжья”.
В отличие от соседних Татарстана и Башкортостана в Чувашии практически не отмечается 24 октября - день принятия Декларации о государственном суверенитете, хотя Чувашский национальный конгресс продолжает рассматривать Декларацию как основной документ, определяющий чувашскую государственность. В свою очередь, президент Чувашии Николай Федоров так охарактеризовал свое отношение к этой дате: “Суверенитет, как это формулируется в международном праве, означает независимость внутренней и внешней политики. Если мы признаем Россию живем в едином федеративном государстве, ни о каком суверенитете субъектов Федерации речи быть не может ... Когда в Татарстане, Башкортостане, Марий Эл праздновали пятилетие со дня принятия деклараций,... мы провели научно-практическую конференцию, где обсудили проблемы, которые возникли в связи с так называемой суверенизацией”.[31]
Все большую популярность в Чувашии получают различные конкурсы: конкурсы исполнителей народных песен, современной чувашской эстрады, различные конкурсы красоты.
Исторический дискурс
Границы расселения чувашей не совпадают с административной границей Чувашской республики. Чуваши Марий Эл (8993 чел.), Башкортостана (118509 чел.), Татарстана (134221 чел.), Нижегородской области (12206), Ульяновской (116539) в большинстве своем не являются переселенцами, а живут на данных территориях в течение многих столетий. В Чувашии также проживают народы, имеющие национальную государственность на сопредельных территориях. Однако в целом можно констатировать, что Чувашская автономная область была образована в 1920 году с учетом этнических, культурно-исторических, географических особенностей территории.
Доминирование чувашей в республике и отсутствие негативных межэтнических стереотипов способствовали тому, что всплеск мифических теорий о происхождении чувашей и их влиянии на развитие мировой цивилизации (например, о строительстве египетских пирамид чувашами, об открытии Америки чувашами, о чувашском происхождении Библии, и т.п.), характерный и для национального возрождения других этнических групп, не стал предметом ожесточенных споров, как это случилось, например, в северокавказских автономиях. В конце 1980-х - начале 1990-х годов появились концепции, негативно трактующие русско-чувашские отношения (например, о массовом уничтожении русскими чувашей в XII - начале XVII вв.). Однако “исторические сенсации” активно критикуются специалистами и не поддерживаются политической элитой, включая часть лидеров национального движения.
Следует упомянуть, что исследователи выдвигали различные теории о происхождении чувашей. Часть ученых считала, что предками чувашей являются хазары (А,Фукс), другие рассматривали буртасов в этом качестве (А.Риттих), третьи - гуннов (В.Бартольд), четвертые - финно-угоров (Н. Карамзин), болгар (В.Татищев, Н.Ашмарин, З.Гомбоц), шумер (Н.Марр) и т.д.[32]
В настоящее время общепризнанно, что этнические предки чувашей - племена болгар и сувар, которые в составе гуннов мигрировали с территории Центральной Азии, достигли в VII веке Средней Волги, где произошло их слияние с местными финно-угорскими племенами, предками современных мордвы и марийцев. Результатом первой волны миграции стало формирование верховых чувашей (вирьял). Низовые чуваши (анатри) начали формироваться в XIII веке: этому положила начало вторая волна переселений болгарских племен в междуречье Волги и Камы.
Территория, населенная предками чувашей, входила в состав нескольких государственных образований: Волжской Болгарии (конец IX - XII), Золотой Орды и Казанского ханства (XV-начало XVI вв.).
Консолидация чувашского этноса на основе сельского, не принявшего ислам, населения, продолжилась и в составе Золотой Орды, и Казанского ханства. Этнографы считают, что этот процесс завершился в начале XV века; в тоже время они до сих пор выделяют три этнографические группы чувашей - верховые, низовые, средненизовые, которые используют различные диалекты чувашского языка и сохраняют культурные различия. Чувашский язык относится к болгарской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи. Письменность на русской графике была создана чувашским просветителем Иваном Яковлевым в конце XIX века на основе низового диалекта.
Освоение данной территории Россией после падения Казанского ханства в 1552 году повлияло на этнодемографические процессы в регионе. Во-первых, с середины XVI в. начинается освоение этой территории русскими, однако резкое возрастание их численности произошло в XIX веке, вместе с отменой крепостного права и развитием капитализма в России, который повысил мобильность населения. Во-вторых, обращение в христианство привело к отатариванию тех родов, которые сближались с татарскими князьями для противодействия ограничительным мероприятиям русского правительства в отношении иноверцев.
Территория современной Чувашии входила в XVII веке Чебоксарский, Цивильский, Ядринский, Козьмодемьянский, Курмышский, Свияжский, Кокшайский, Алатырский и Симбирский уезды. После реформы Петра I в 1706 году Чувашия вошла в состав Казанской губернии, с 1714 г - Казанской и Нижегородской, с 1780 - в составе Казанской и Симбирской.
До 1917 года чуваши не имели каких-либо институтов для этнополитической консолидации. Формирование движения, выступающего за образование Чувашской автономии, происходило в короткий период между революциями 1917 года. В мае 1917 года Общечувашский национальный съезд в Симбирске учредил Чувашское национальное общество и выступил за предоставление автономии малым народам.
Вопрос о создании Чувашской трудовой коммуны был одобрен I Всероссийским съездом чувашских коммунистов в Казани в феврале 1920. 24 июня 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли декрет “Об автономии Чувашской области”. Первоначально в Чувашская автономия объединила Цивильский, Чебоксарский, Ядринский уезды Казанской губернии, пять волостей Козьмодемьянского, пять волостей Буинского и три волости Курмышского уезда - с общей площадью 11,6 тыс. кв. км и с населением, 93% которого были чуваши.
25 апреля 1925 года ВЦИК утвердил Декрет о преобразовании Чувашской автономной области в автономную республику, причем территория республики была увеличена. Создание АССР первоначально планировалось с присоединением районов компактного проживания чувашского населения в Ульяновской губернии, однако Чувашская АССР была провозглашена декретов ВЦИК на территории АО и Алатырского уезда Ульяновской губернии, населенного преимущественно русским и мордовским населением.
С 1929 по 1936 годы Чувашия вместе с Марийской и Удмурской республиками, а также Вятской областью была включена в состав Нижегородского края. Причем, эта акция в современном политическом дискурсе республики рассматривается нейтрально или положительно - как давшая толчок экономической и культурной модернизации региона.
Статус автономной республики в составе РСФСР сохранялся до 1990 года. В конце 1980-х в Чувашии сформировалось национальное движение, которое выступило за повышение статуса республики. 24 октября 1990 года Верховный Совет, в который на волне первых демократических выборов весной 1990 года было избрано много представителей чувашской интеллигенции, принял Декларацию о государственном суверенитете Чувашской ССР. Однако политическая элита Чувашии никогда не рассматривала Чувашию вне Союза или России.