Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

ВЛАДИМИР БРУТЕР
БОТНА – ПЛЮС, КИШИНЕВ, МОЛДОВА

ВОЗМОЖНОСТИ ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ
(ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА И НАСЕЛЕНИЕ В ВОЗРАСТЕ ОТ 30 ДО 50 ЛЕТ)

Группа еврейского населения представляет собой потенциально наиболее активный элемент в жизни еврейской общины Молдовы. От того, как эти люди будут себя идентифицировать и позиционировать как вне контекста еврейской жизни, так и внутри него, во многом, если не полностью зависит будущее еврейской жизни в Молдове.

Очевидно, что в этом вопросе существует множество проблем.

Во-первых, опыт предыдущей деятельности еврейских структур говорит о том, что более молодое и более активное население менее охотно позиционирует себя внутри общины и даже просто сотрудничает с ней. Вообще существует мнение, что эти люди не связывают свое будущие или перспективы с еврейскими структурами, хотя вполне допускают или предполагают воспользоваться своим еврейским происхождением для репатриации в Израиль, эмиграции в США, Германию или просто для получения определенных льгот для себя или для членов семьи.

Во-вторых. Ввиду многочисленности еврейской общины Молдовы в 70-80-х годах, в первую очередь в крупных городах, не было никакой принципиальной изолированности еврейского населения Молдова. Можно говорить об определенной отчужденности от нееврейского населения, но круг общения был настолько широк, как и количество родственных связей, что не требовалось или не ощущалось необходимости в построении внутренних защитных структур в отличие, например, от Москвы или Бухареста. После массовой эмиграции связи и личные, и родственные распались. Оставшиеся евреи были недостаточно знакомы друг с другом, и у них не было и не могло быть общего, или, по крайней мере, совпадающего в основных моментах, образа будущего. Если к этому добавить, что община и общинные структуры создавались сверху и являются скорее источником чем общим домом, то, понятно, откуда, в первую очередь у экономически активного населения, появилась отчуждение от еврейских структур.

В-третьих. Тяжелая экономическая ситуация в Молдове, и отсутствие понятной перспективы, в первую очередь экономической, приводит к продолжающейся активной эмиграции. Причем эмигрирует, в основном, экономически активное население – те, кто уверен в том, что они смогут устроиться на новом месте.

Все это усложняет вопрос поиска нового поколения, новых активных членов общины. В действительности, если создающиеся структуры рассчитаны на длительную перспективу, то моделирование и поиск тех, кто уже в ближайшем будущем составят ядро общины, является вопросом номер один.

 

Таблица 1.

 

 

Считают себя евреями

Не считают себя евреями

До 50 лет

76,6%

23,4%

Старше 50 лет

89,0%

11,0%

Участвует в деятельности общины

89,6%

10,0%

Не хотят участвовать в деятельности общины

84,6%

15,4%

Ближайший резерв

83,3%

16,7%

 

Практических отличий по отношению к своему еврейству у категорий нет. Наибольшие отличия имеются в возрастном диапазоне. Более молодые несколько в меньшей степени считают себя евреями. Между теми, кто участвует в деятельности общины и теми, кто не хочет участвовать, никакой принципиальной разницы нет.

Интересно и то, что внутри категории до 50 лет, разница между подкатегориями до 30, до 40 и до 50 практически не наблюдается. В подкатегории до 30 даже несколько больше тех, кто считает себя евреями, чем в категории от 40 до 50. Очевидно, что это связано с тем, что общая социально-политическая ситуация в Молдове предполагает стремление значительной части молодежи к большей этнической идентичности.

 

Таблица 2.

 

 

Не считают себя религиозными евреями

Считают себя религиозными евреями

До 50 лет

75,0%

25,0%

Старше 50 лет

59,4%

40,6%

 

Несколько больше, но так же в пределах естественного возрастного сдвига различия между религиозностью населения. Разница по этнической идентичности составляет 13 %, а по религиозной 15 %. При этом религиозных евреев значительно меньше половины, а в категории до 50 не более четверти.

Таблицы 1 и 2 ясно свидетельствуют, что намерения более тесно сотрудничать с общиной практически никак не зависят от самоидентификации человека, как этнической, так и религиозной.

 

Таблица 3.

 

 

Знают иврит или идиш

Не знают иврит или идиш

До 50 лет

48,8%

51,2%

Старше 50 лет

68,9%

31,1%

 

Таблица 3 подтверждает результаты первых двух таблиц. Различия между двумя основными возрастными группами несколько больше чем в случае определения идентичности. Между 30-летними и 50-летними опять-таки разница минимальна.

 

Таблица 4

 

 

Считают, что быть евреем в Молдове означает быть членом общины

Не считают, что быть евреем в Молдове означает быть членом общины

До 50 лет

91,4%

8,6%

Старше 50 лет

92,5%

7,5%

Участвует в деятельности общины

97,1%

2,9%

Не хотят участвовать в деятельности общины

76,9%

23,1%

Ближайший резерв

90,3%

9,7%

Хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

97,3%

2,7%

Не хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

86,5%

13,5%

Возможный резерв

92,9%

7,1%

 

Таблица 4 формулирует идеальную связь между намерением участвовать в деятельности общины и пониманием общины как таковой. Разница между теми, кто участвует или собирается, и теми, кто не участвует и не собирается, значительно меньше, чем можно себе представить.

Подобная близость позиций, в сущности, свидетельствует о том, что абсентеисты не против общины, и даже не против, вероятно, своего возможного участия в ее деятельности при и на определенных условиях.

Различия между участниками и абсентеистами примерно равны различиям между категориями "не хотят участвовать" и "не хотят быть более вовлеченными". По-видимому, это означает, что абсентеистов можно разделить на две группы – принципиальные и ситуационные. Очевидно, что привлечь к деятельности общины принципиальных абсентеистов будет значительно сложнее, чем ситуационных.

 

Таблица 5.

 

 

Тесная связь с Израилем

Слабая связь с Израилем

До 50 лет

57,8%

31,6%

Старше 50 лет

63,1%

28,0%

Категория "до 50 лет" считает себя частью еврейской общины

69,1%

30,9%

Категория "до 50 лет" в какой-то степени считает себя частью еврейской общины

55,9%

44,1%

Категория "до 50 лет" не считает себя частью еврейской общины

40,7%

59,3%

Участвует в деятельности общины

70,8%

19,6%

Не хотят участвовать в деятельности общины

46,2%

38,5%

Ближайший резерв

57,6%

33,1%

 

Таблицы 5-7 предназначены для определения практической идентичности. В отличие от идеальной идентичности, здесь определяются те не всегда видимые приоритеты, которыми обычно и руководствуются человек при принятии решения или определении позиции.

Для молдавского еврейства отношение к Израилю всегда было одним из ключевых вопросов мировоззрения. Для малоассимилированных евреев Молдовы (таблица 1) Израиль, в сущности, всегда оставался исторической родиной. Даже априори отношение к Израилю, на наш взгляд, должно было сказаться на общей позиции евреев Молдовы. Однако, полученные результаты значительно превосходят ожидания. Различие между теми, кто участвует в общине, и теми, кто не считает себя ее частью (принципиальными абсентеистами), по отношению к Израилю составляет около 30 %, что находится на границе устойчивого раскола.

На наш взгляд, это объясняет многое из последующего анализа. Если название категории "принципиальные абсентеисты" мы поменяем на "интегрированные евреи" (то есть те, кто успешно строен в современную систему отношений в Молдове), то это позволит ответить на некоторые вопросы.

Для значительной части евреев, активно участвующих в деятельности общины, еврейские структуры стали некоторым зонтиком защитой от молдавской действительности. Большинство из них, помимо еврейской общины, не сможет найти себе место в радикально изменившемся молдавском обществе. Значительная часть этой категории полагает также, что община – это своего рода медиатор, который должен им оказать содействие в последующем устройстве в Израиле. Отсюда и такая внушительная цифра в 70 %, имеющих тесную связь с Израилем.

Что касается "интегрированных евреев", то для них отношение к Израилю не является принципиальным. Они, "отправившись в самостоятельное плавание", в целом смогли справиться с проблемами и решить определенную часть своих проблем на новом старом месте.

Отсюда, первый вывод. Для абсентеистов нынешние общинные структуры в определенной степени лишены смысла, так как не являются мостом между ними и реально существующими молдавским официальными структурами.

 

Таблица 6.

 

 

Важно быть евреем

Не важно

Не решили

До 50 лет

66,4%

3,6%

 

Старше 50 лет

76,8%

23,2%

 

Категория "до 50 лет" считает себя частью еврейской общины

81,4%

13,4%

5,2%

Категория "до 50 лет" в какой-то степени считает себя частью еврейской общины

64,5%

21,5%

14,0%

Категория "до 50 лет" не считает себя частью еврейской общины

42,6%

40,7%

16,7%

 

Очевидна связь между цифровыми показателями в таблицах 5 и 6. Для 70 % тех, кто участвует в деятельности общины, важна связь с Израилем и для 81 % тех, кто считает себя частью общины важно быть евреем. Весьма характерны различия между "идеальной" таблицей 1 и

 

 

 

Считают себя частью еврейской общины

В какой-то степени считают себя частью общины

Не считают себя частью общины

До 50 лет

39,8%

38,1%

22,1%

Старше 50 лет

53,9%

36,4%

9,7%

Работающие специалисты с ВО хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

67,1%

25,7%

7,1%

Неработающие специалисты с ВО хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

47,7%

29,5%

22,7%

 

 

 

Хотят быть более вовлечеными в деятельность общины

Допускают большую вовлеченность

Не хотят быть более вовлеченными

До 50 лет

29,9%

59,0%

11,1%

Старше 50 лет

36,9%

42,8%

20,3%

Категория "до 50 лет" считает себя частью еврейской общины

41,2%

48,5%

10,3%

Категория "до 50 лет" в какой-то степени считает себя частью еврейской общины

25,8%

66,7%

7,5%

Категория "до 50 лет" не считает себя частью еврейской общины

16,7%

64,8%

18,5%

 

 

Считают еврейскую жизнь в городе активной

Считают ее слабой

 

До 50 лет

55,7%

20,9%

 

Старше 50 лет

60,5%

18,3%

 

Категория "до 50 лет" считает себя частью еврейской общины

70,1%

15,5%

 

Категория "до 50 лет" в какой-то степени считает себя частью еврейской общины

51,6%

25,8%

 

Категория "до 50 лет" не считает себя частью еврейской общины

37,0%

22,2%

 

Участвует в деятельности общины

74,6%

12,9%

 

Не хотят участвовать в деятельности общины

23,1%

30,8%

 

Ближайший резерв

53,0%

21,6%

 

Хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

65,2%

18,1%

 

Не хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

54,1%

20,9%

 

Возможный резерв

58,6%

18,4%

 

Работающие специалисты с ВО хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

78,6%

11,4%

 

Неработающие специалисты с ВО хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

65,9%

18,2%

 

 

 

Высшее образование и более

Среднее образование и ниже

До 50 лет

45,5%

54,5%

Старше 50 лет

48,3%

51,7%

Категория "до 50 лет" считает себя частью еврейской общины

47,4%

52,6%

Категория "до 50 лет" в какой-то степени считает себя частью еврейской общины

36,6%

63,4%

Категория "до 50 лет" не считает себя частью еврейской общины

57,4%

42,6%

 

 

Работают

Не работают

До 50 лет

64,8%

33,6%

Старше 50 лет

27,8%

6,0%

Категория "до 50 лет" считает себя частью еврейской общины

63,9%

34,0%

Категория "до 50 лет" в какой-то степени считает себя частью еврейской общины

67,7%

31,2%

Категория "до 50 лет" не считает себя частью еврейской общины

61,1%

37,0%

 

 

Остаются по корневым соображениям

Остаются по случайным стечения обстоятельств

Категория "до 50 лет" считает себя частью еврейской общины

33,0%

67,0%

Категория "до 50 лет" в какой-то степени считает себя частью еврейской общины

33,3%

66,7%

Категория "до 50 лет" не считает себя частью еврейской общины

48,1%

51,9%

 

 

 

 

Есть друзья-евреи

Нет друзей-евреев

Категория "до 50 лет" считает себя частью еврейской общины

93,8%

6,2%

Категория "до 50 лет" в какой-то степени считает себя частью еврейской общины

89,2%

10,8%

Категория "до 50 лет" не считает себя частью еврейской общины

85,2%

14,8%

 

 

Важно общаться с евреями

Не важно общаться с евреями

Категория "до 50 лет" считает себя частью еврейской общины

89,7%

5,2%

Категория "до 50 лет" в какой-то степени считает себя частью еврейской общины

75,3%

9,7%

Категория "до 50 лет" не считает себя частью еврейской общины

53,7%

22,2%

Хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

82,4%

7,7%

Не хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

65,2%

13,1%

Возможный резерв

78,2%

4,0%

Работающие специалисты с ВО хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

78,6%

11,4%

Неработающие специалисты с ВО хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

86,4%

6,8%

 

 

 

 

Считают наиболее важным в деятельности общины гуманитарную направленность

Считают наиболее важным в деятельности общины социальную направленность

Считают наиболее важным в деятельности общины культурную направленность

Считают община должна быть финансово-экономическим центром

Категория "до 50 лет" считает себя частью еврейской общины

77,3%

83,5%

26,8%

53,6%

Категория "до 50 лет" в какой-то степени считает себя частью еврейской общины

60,2%

81,7%

33,3%

51,6%

Категория "до 50 лет" не считает себя частью еврейской общины

48,1%

90,7%

18,5%

63,0%

Участвует в деятельности общины

66,7%

91,7%

16,3%

32,5%

Не хотят участвовать в деятельности общины

53,8%

100,0%

15,4%

38,5%

Ближайший резерв

57,1%

92,6%

14,3%

33,8%

Хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

68,8%

91,0%

17,2%

38,0%

Не хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

52,5%

94,7%

10,2%

28,3%

Возможный резерв

59,5%

91,7%

16,9%

34,4%

Работающие специалисты с ВО хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

67,1%

91,4%

21,4%

27,1%

Неработающие специалисты с ВО хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

75,0%

81,8%

11,4%

50,0%

 

 

Специалист с ВО

Инженер или тех.специалист с ВО или ССО

Научный сотрудник и/или преподаватель

Все остальные категории

Категория "до 50 лет" считает себя частью еврейской общины

27,8%

32,0%

16,5%

23,7%

Категория "до 50 лет" в какой-то степени считает себя частью еврейской общины

25,8%

31,2%

20,4%

22,6%

Категория "до 50 лет" не считает себя частью еврейской общины

40,7%

25,9%

13,0%

20,4%

 

 

Работает специалистом с ВО

Работает инженером или тех.специалистом с ВО или ССО

Работает научным сотрудником и/или преподавателем

Все остальные категории

Категория "до 50 лет" считает себя частью еврейской общины

29,9%

7,2%

7,2%

55,7%

Категория "до 50 лет" в какой-то степени считает себя частью еврейской общины

26,9%

15,1%

2,2%

55,9%

Категория "до 50 лет" не считает себя частью еврейской общины

35,2%

7,4%

5,6%

51,9%

 

 

 

Готов поменять профессию

Не готов поменять профессию

Категория "до 50 лет" считает себя частью еврейской общины

66,0%

22,7%

Категория "до 50 лет" в какой-то степени считает себя частью еврейской общины

63,4%

23,7%

Категория "до 50 лет" не считает себя частью еврейской общины

53,7%

31,5%

 

Считает, что еврейская община должна заниматься трудоустройством

Не считает, что еврейская община должна заниматься трудоустройством

Категория "до 50 лет" считает себя частью еврейской общины

55,7%

11,3%

Категория "до 50 лет" в какой-то степени считает себя частью еврейской общины

39,8%

8,6%

Категория "до 50 лет" не считает себя частью еврейской общины

38,9%

16,7%

 

 

 

Евреи по рождению

По выбору

По культуре

По воспитанию

По документам

По преданности еврейскому народу

По религии

Участвует в деятельности общины

92,5%

37,5%

63,8%

65,0%

76,3%

72,9%

40,0%

Не хотят участвовать в деятельности общины

92,3%

15,4%

7,7%

23,1%

84,6%

15,4%

15,4%

Ближайший резерв

89,2%

35,1%

46,5%

54,8%

69,3%

59,5%

26,0%

Хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

88,7%

44,8%

55,7%

54,8%

68,8%

70,1%

29,0%

Не хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

91,4%

32,0%

46,3%

57,4%

74,2%

58,2%

29,9%

Возможный резерв

90,5%

31,9%

51,5%

59,2%

71,8%

61,3%

31,0%

 

 

 

 

По отношению к Израилю

По реакции на антисемитизм

Психологически, подсознательно

По мнению окружающих

По политическим мотивам

Исторически

Участвует в деятельности общины

74,2%

65,0%

56,3%

32,1%

16,3%

78,3%

Не хотят участвовать в деятельности общины

38,5%

46,2%

15,4%

7,7%

0,0%

46,2%

Ближайший резерв

63,2%

64,1%

39,4%

24,0%

10,0%

69,7%

Хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

70,6%

72,9%

48,9%

33,5%

13,6%

72,9%

Не хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

62,3%

65,6%

36,5%

20,5%

10,7%

70,5%

Возможный резерв

66,0%

57,1%

46,6%

25,5%

11,3%

72,4%

 

 

 

Остаются из-за боязни потерять статус

Из-за любви к родине

Семья и среда общения

Исторические традиции

Считаю, что возможности в новой стране не лучше

Хорошее положение здесь

Участвует в деятельности общины

7,5%

5,4%

20,4%

26,7%

21,7%

1,7%

Не хотят участвовать в деятельности общины

0,0%

15,4%

23,1%

38,5%

53,8%

23,1%

Ближайший резерв

5,8%

7,6%

24,7%

27,0%

27,9%

5,0%

Хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

7,2%

6,8%

24,0%

29,0%

30,8%

2,7%

Не хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

6,1%

7,0%

21,7%

29,5%

27,0%

7,4%

Возможный резерв

5,5%

7,4%

24,2%

23,9%

23,0%

3,1%

Работающие специалисты с ВО хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

2,9%

5,7%

18,6%

25,7%

25,7%

0,0%

Неработающие специалисты с ВО хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

11,4%

9,1%

36,4%

36,4%

38,6%

9,1%

 

 

Проблемы со здоровьем

Нет средств чобы уехать

Нет документов

Не хотят уезжать дети

Участвует в деятельности общины

24,6%

12,9%

0,0%

2,5%

Не хотят участвовать в деятельности общины

15,4%

7,7%

7,7%

0,0%

Ближайший резерв

31,6%

18,6%

0,7%

0,6%

Хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

23,1%

15,8%

0,5%

2,3%

Не хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

37,3%

20,9%

0,4%

0,8%

Возможный резерв

27,3%

14,1%

0,9%

0,6%

Работающие специалисты с ВО хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

38,6%

20,0%

0,0%

2,9%

Неработающие специалисты с ВО хотят быть более вовлеченными в деятельность еврейской общины

9,1%

2,3%

2,3%

2,3%

 

 

 

Не хотят расширять свое участие в еврейской общине

Допускают расширение своего участия

Участвует в деятельности общины

37,9%

47,9%

Не хотят участвовать в деятельности общины

84,6%

7,7%

Ближайший резерв

60,4%

25,3%


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель