Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Владимир Брутер, 2001 г.

МОЛДОВА НА СТАРТЕ

За полгода до президентских выборов фактически началась избирательная кампания.

11 апреля парламент Молдовы принял в третьем чтении бюджет на текущий год. Для нынешнего технического правительства – это действительно серьезный успех. На этом мандат премьер-министра Думитру Брагиша и его кабинета, полученный в декабре прошлого года, фактически закончился. Оставшееся до выборов время правительство будет исполнять обязанности, и пытаться решить главную задачу года – договориться с МВФ о возобновлении кредитования с тем, чтобы по возможности избежать дефолта.

Однако уже сейчас ясно, что никаких досрочных парламентских выборов в этом году не состоится. И, так как никто из нынешних членов кабинета не собирается принимать участие в президентской гонке, то на первый план выходят те, кого принято считать основными кандидатами. Уже сейчас все главные претенденты активно создают предвыборные коалиции, пытаясь привлечь на свою сторону как можно больше союзников.

Похоже, что, как и в 1996 году реальных президентов на Президентский дворец будет трое – нынешний президент Петр Лучинский, лидер молдавских коммунистов Владимир Воронин и единый кандидат от правых и правоцентристских сил, чье имя еще формально не определено.

Главной интригой выборов являются шансы нынешнего президента Петра Лучинского на переизбрание. За полгода до выборов можно с уверенностью констатировать, что Лучинского есть определенные, может быть даже достаточно серьезные, проблемы, от решения которых собственно и зависит, будет ли нынешний президент избран на второй четырехлетний срок.

ПРОБЛЕМЫ ПЕТРА ЛУЧИНСКОГО.

Главной проблемой для Лучинского уже давно является то, что можно назвать отсутствием политической индивидуальности. Если к этому добавить, что за время его пребывания в должности уровень жизни граждан Молдовы заметно снизился, то причины непопулярности действующего президента становятся более чем очевидными. Даже в лучшие для Лучинского периоды его рейтинг ненамного превышал 20%. Сейчас же в опросах общественного мнения он не поднимается выше третьего места, устойчиво проигрывая Воронину и экс-президенту Снегуру. Однако в тех же опросах, как и в России в 1996 году, большинство полагает, что Петр Лучинский сможет победить на выборах.

Ситуация действительно любопытная – в победу лидирующего по всем опросам Владимира Воронина верят меньше половины тех, кто собирается за него голосовать, а перспективы участия в президентских выборах идущего вторым Мирчи Снегура до сих пор не определены. Сам он неоднократно заявлял, что в выборах участвовать не собирается. С другой стороны рейтинг Лучинского не проявляет никаких тенденций к росту, и президентские аналитики откровенно опасаются, что при некоторых предвыборных конфигурациях Петру Лучинского может не хватить голосов для выхода во второй тур. На практике это означает, что необходимо сделать все возможное, чтобы рейтинг президента поднялся хотя бы до 22-25% и договориться с политиками второго плана о поддержке. Похоже, однако, что и первое и второе сделать будет весьма непросто. Для того, чтобы поднять рейтинг, нужны, по крайней мере, какие-то эффективные популистские меры и хотя бы какой-то образ будущего. Для того чтобы никто из политиков второго плана не преподнес Лучинскому неприятный сюрприз, играя на его поле, необходимо продемонстрировать полный контроль над ситуацией и … растущий рейтинг.

Пока, по крайней мере, получается не очень убедительно. Неожиданно заявляет о том, что Лучинский должен немедленно уйти в отставку, лидер социал-демократов Оазу Нантой – политик более близкий до этого к президентскому лагерю, чем к оппозиции. Ведет предварительные приготовления и публично допускает возможность своего участия в выборах мэр Кишинева Серафим Урекяну, которого президентская команда весьма активно пытается привлечь в свой лагерь. Даже вполне лояльная к Лучинскому Партия социальной демократии говорит о необходимости либо выдвинуть своего собственного кандидата, либо официально заключить с Лучинским политическое соглашение.

Поэтому предвыборные перспективы действующего президента сейчас, в самом начале избирательной кампании, выглядят весьма неустойчивыми. Как нам кажется, заключить предвыборный союз Петр Лучинский сможет только после того, как заявит свою предвыборную программу, которая будет, хотя бы в минимальной степени, соответствовать общественным ожиданиям. Это понимают и в команде президента, где активно работают над образом будущего Молдовы. Пока, однако, вопросов больше чем ответов, а времени остается все меньше и меньше.

В ПОИСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ.

На дальнем плане политической жизни республики последние месяцы происходили весьма интересные события, многие из которых оставались до последнего времени в тени таких рукотворных катаклизмов, как отключение газа и отключение системы центрального отопления с 1 марта.

Во-первых, произошел окончательный раскол и в партии власти и в правящей элите, в целом, на сторонников Лучинского и ушедшего в ноябре правительства (условно эту группу можно ассоциировать с председателем парламента Думитру Дьяковым). Во-вторых, впервые после двухлетнего обвального падения молдавской экономики, обозначился хотя и небольшой, но вполне реальный экономический рост. Большинство специалистов полагает, что основная причина роста молдавской экономики связана с хорошей экономической конъюнктурой в России. Традиционные молдавские товары потихоньку начали возвращаться в Россию после августовского кризиса. Тем самым российский вектор в молдавской политике вновь приобрел актуальность.

Два эти, весьма различных, события имеют на практике много общего. Мы уже говорили о том, что в правительстве Иона Стурзы, в значительной мере присутствовала ориентация на сближение с Европой и отдаление от России, что, в конечном итоге, сыграло не последнюю роль в его отставке. Уходя после этого в оппозицию "Альянс за Демократию и Реформы" (АДР) не мог не сделать упор на этом, объявляя себя евроориентированной политической силой. И вот сейчас, уже во второй раз за последний год, правящей элите Молдовы придется делать выбор, причем более чем обязывающий.

Первым и основным испытанием для новой оппозиции оказался бюджет на 2000 год. Вообще для постсоветских республик, и Молдова только подтверждает это правило, бюджет в концентрированном виде выражает отношение между центральной властью и региональными элитами. Можно как угодно относиться к правительству, но голосовать вопреки настроениям региональных элит против бюджета в целом означает для любой политической силы обречь свою партию на политическую изоляцию. Похоже, что нечто подобное произошло сейчас и в Молдове. Пока партии Альянса, и БДПМ, просто говорили о том, что они в оппозиции, это не оказывало особого влияния на отношениях внутри элиты. Но после того, как факт "неконструктивного" поведения стал очевидным местные организации ДДПМ оказались перед выбором – они с властью или против. И сразу же у сторонников президента появилась возможность расколоть не только парламентскую фракцию, но и движение в целом. Таким образом, на 15 апреля оказались назначены два альтернативных съезда ДДПМ – один пропрезидентский, другой оппозиционный. Оппозиционный съезд ДДПМ должен принять решение о переименовании движения и его преобразовании в партию. То есть двух движений с одинаковым названием все-таки не будет, а президент сможет сохранить избирательный символ "ласточку", который три года назад ДДПМ у него позаимствовал.

Тем временем тема России активно обсуждается уже внутри президентской команды. Причем происходит это весьма любопытно и настолько остро, что внутренние дискуссии продолжаются и в республиканских СМИ. Главные роли здесь исполняют лидер пропрезидентского движения "Република" Михаил Плэмэдялэ, премьер Думитру Брагиш и пресс-секретарь президента Анатол Голя, который от имени президента опровергает заявления, сделанные членами команды Лучинского. Главная дискуссия развернулась вокруг идеи о создании российской военной базы на основе расквартированной в Приднестровье бывшей 14-ой армии. Стоило Плэмэдяле, а потом и Брагишу допустить подобную возможность в обмен на различные встречные шаги России, как Голя заявил, что подобная возможность полностью исключена. Подобная "дискуссия" ведется и по другим предложениям членов президентской команды.

На наш взгляд, и имеющаяся информация это подтверждает, в команде Лучинского нет ни особой конкуренции, ни тем более прямого столкновения различных группировок. Речь идет о борьбе идей внутри самого президента. Как и значительной части молдавской элиты, Лучинскому очень трудно сделать выбор между Россией и Европой. Если в январе Лучинский заявляет, что "интеграция в Европу может стать объединяющей национальной идеей", то в апреле главной официальной новостью становится "небывалый успех молдавской правительственной делегации на переговорах в Москве". Тем не менее, выбор, хотя бы частичный, президенту и его команде придется делать уже в ближайшее время. Несмотря на то, что большинство молдавской элиты не настроено на долговременное сближение с Россией, в этом вопросе наметились определенные изменения. Сейчас позиция кристаллизуется, и высказывания Плэмэдялэ и Брагиша отражают появляющиеся новы веяния. Причем премьер отдельно подчеркнул, что Молдова не в том состоянии, чтобы иметь право на выбор комфортный и во всех отношениях приятный.

Однако сближение с Россией, может уже сейчас привести к серьезным проблемам в отношениях с международными финансовыми институтами. МВФ категорически настаивает на принятии программы приватизации винно-коньячной и табачной отрасли, обуславливая этим предоставление очередных кредитов, необходимых для избежания дефолта. Коммунисты и не только коммунисты против этого резко возражают. Продажа предприятий относительно стабильно работающих в основном на российский и внутренний рынок, объективно приведет к резким изменениям в уже сложившихся отношениях собственности в республике. Сейчас правительство пытается найти и сформулировать компромиссный вариант, но, похоже, что сделать это будет очень трудно. Границы возможного компромисса для фракции Компартии определил пленум ЦК в специальном заявлении, а совмещать позиции коммунистов и МВФ всегда сложно.

С другой стороны заметно активизировались сторонники объединения с Румынией. В марте, под эгидой Национал-либеральной партии, был создан Совет национального спасения, видящий своей целью создание условий для объединения с Румынией. Лидер партии – Мирча Русу, бывший секретарь одного из райкомов КПСС, всегда считавшийся маргиналом на молдавской политической арене, стал новым лидером унионистов. Учредительное заседание совета прошло с большим успехом, и главный конкурент Мирчи Русу на этом фланге, лидер ХДНП Юрие Рошка, поспешил отреагировать, предложив принять решение о немедленном выходе Молдовы из СНГ. Сейчас и Русу, и Рошка играют на одном поле, и, в сущности, мешают друг другу. Однако число сторонников объединения с Румынией неуклонно, хотя и не очень быстро, растет. Об этом говорят и данные опросов, и очереди у румынского посольства тех, кто хочет получить гражданство.

Наверное, впервые за уже почти десять лет независимости, острый политический и экономический кризис в Молдове привели к необходимости начать открытую политическую дискуссию о будущем страны и о том есть ли оно вообще. Обсуждение только начинается, но на наш взгляд в предстоящей избирательной кампании дискуссия о выборе пути не только будет весьма острой, но и окажет существенное влияние на итоги выборов.

ОППОЗИЦИЯ.

Тот факт, что у АДР большие проблемы, вовсе не означает, что правая оппозиция не сыграет самую существенную роль в предстоящей выборной кампании.

Еще недавно в кулуарах БДПМ активно говорили о том, что самым неприятным для блока будет необходимость поддержать во втором туре Петра Лучинского против Владимира Воронина, и то, что некоторые в руководстве движения подобный вариант допускают. Сейчас об этом уже никто не говорит – мосты сожжены, и ни о каком, даже кратковременном тактическом союзе между Альянсом и Петром Лучинским речь до выборов идти не будет. Подобное развитие событие само определило предвыборную стратегию альянса – не допустить выход во второй тур действующего президента, и объединить во втором туре все силы против кандидата от ПКРМ.

В борьбе против Лучинского у АДР есть и козыри, и проблемы. От того, кто лучше распорядится своими сильными сторонами, во многом зависит и итог декабрьского голосования.

Главные проблемы АДР – это трудности в определении единого кандидаты, и избираемость того , на котором партии, входящие в альянс смогут договориться.

Отношения между лидерами АДР весьма неоднозначны, и к единому мнению стороны пока не пришли. Если в декабре, сразу после отставки правительства, казалось, что единым кандидатом правых может стать Ион Стурза, то теперь основной вариант – это спикер парламента Думитру Дьяков. В качестве главной причиной подобной рокировки называются плохие отношения между Николаем Андроником, вторым человеком в ПВСМ и фактическим руководителем аппарата партии, и экс-премьера, в правительстве которого Андроник был первым заместителем. Подобная ситуация уже привела к ухудшению отношений между Андроником и Снегуром, который с точностью до наоборот согласен с кандидатурой Стурзы и не согласен с Дьяковым, который в 1996 г. сыграл решающую роль в поражении Снегура.

Как бы то ни было, ДДПМ фактически приняло решение о выдвижении Дьякова, и ПВСМ сейчас может либо с этим согласиться, либо выдвинуть кандидатуру Мирчи Снегура и окончательно расколоть правый альянс. Пока Снегур не принял окончательное решение, и на наш взгляд вероятность того, что он не будет участвовать в выборах, на данный момент, все-таки выше.

С другой стороны, рейтинг Снегура выше, чем у Дьякова, нет у спикера и необходимых имиджевых ресурсов. Многие полагают, что Дьяков Лучинскому не конкурент, а в этом случае сразу же возникают проблемы с консолидацией различных политических групп вокруг кандидата. Сейчас объединенный кандидат от правых (даже если будет не Снегур, а Дьяков) несколько опережает Лучинского по рейтингу. Главным, в таком случае, для каждой из сторон является наличие инициативы. Для каждой из сторон, развитие или потеря инициативы в значительной мере связаны с судьбой законопроектов о конституционной реформе. Альянс предлагает преобразовать Молдову из президентско-парламентской в чисто парламентскую республику, и парламент в мае проголосует этот законопроект.

Президент, в свою очередь, предлагает провести референдум, на котором будут приняты изменения в конституции, предполагающие переход к президентской форме правления. В интересном положении оказался Конституционный суд, пытающийся одновременно соблюсти закон и находиться на равном удалении от основных действующих лиц. В ноябре Конституционный суд подтвердил право президента инициировать референдум, оговорив, однако, что назначение референдума входит в прерогативу парламента. Затем суд принял решение, что инициатива депутатов АДР о преобразовании Молдовы в парламентскую республику также не противоречит основному закону. И, наконец, на минувшей неделе Суд решил, что в случае сбора достаточного количества подписей, парламент не может не назначить референдум, не оговорив, впрочем, механизм реализации данного решения.

Создалась крайне запутанная ситуация. Вполне возможен, например, вариант, при котором Парламент принимает законопроект о преобразовании Молдовы в парламентскую республику, а затем проводится референдум, на котором побеждают сторонники президентской формы правления. Все это возможно, однако, лишь в теории. На практике для каждой из сторон это не более, чем средство для развития инициативы, и никто всерьез не воспринимает вероятность положительного исхода, как в первом, так и во втором случае.

Впрочем, интрига вокруг голосования в парламенте будет присутствовать до последнего момента, и связано это с позицией коммунистов. Сейчас мало кто предполагают, что коммунисты поддержат законопроект, выдвинутый их принципиальными противниками. Уже никто не вспоминает и о февральском тактическом союзе между АДР и ПКРМ, закончившемся смещением со своих постов Юрие Рошки и его команды.

Пока вокруг предстоящего голосования ведется политический торг. Коммунисты не приняли еще окончательное решение. Их отношения с президентом далеки от идиллических, и если Воронин и Лучинский до майского голосования не договорятся о совместном плане на игру, то возможны любые сюрпризы.

Для АДР майское голосование – это единственная возможность обыграть Лучинского еще на старте, в противном случае их шансы кажутся не слишком хорошими, и для того, чтобы добиться нужного результата они готовы пойти на любые уступки, однако ключ к успеху прочно находится в руках коммунистов.

КОММУНИСТЫ.

Самая большая партия Молдовы, как всегда, демонстрирует полную уверенность в своих силах, а иногда даже и новые качества. Во всяком случае, известное утверждение о том, что коммунисты всегда верны своим принципам к сегодняшней ПКРМ относится все меньше и меньше. Лидер партии вполне определенно высказался по этому поводу, заявив, что "друзей и союзников у его партии нет, а интересы есть". Очевидно, что именно этим партия руководствовалась, проголосовав сначала с АДР за отставку Юрие Рошки и других представителей ХДНП со всех парламентских постов, а затем вместе с ХДНП за бюджет. Руководство партии подобная ситуация совершенно не тревожит. Лидеры ПКРМ объясняют подобные противоречия требованиями политической ситуации, и, судя по результатам опросов, на их уверенном лидерстве это никак не сказывается.

Однако, вовсе не все для коммунистов так комфортно, как это могло бы быть, учитывая общую ситуацию в республике и возможности крупнейшей партии. По тем же опросам коммунисты не выигрывают парламентские выборы в одиночку, а с партнерами у них в последние месяцы появились новые проблемы. Блок с Аграрно-демократической партией и Партией социалистов, одержавший уверенную победу на местных выборах, окончательно распался. Не найдя общий язык на дополнительных выборах в Тараклийском уезде, стороны так и не смогли вновь прийти к согласию. В результате аграрники оказались в команде Лучинского. Отношения с командой президента тоже складывались не лучшим образом, и теперь партии и ее лидеру Владимиру Воронину предстоит сделать очень непростой выбор.

Фактически, у коммунистов есть три основных стратегии на президентскую кампанию. Первая, которую принято считать основной. Воронин не собирается выигрывать президентские выборы, поскольку уверен, что в сложившейся ситуации управлять страной коммунисты не смогут. Поэтому, цели партии – выход Воронина во второй тур вместе с Лучинским, желательно с первым результатом. Во втором туре побеждает Лучинский, а коммунисты, оставаясь крупнейшей партией, подтверждают свою легитимность. Подобные предположения представляются достаточно обоснованными. Однако, они не учитывают тот факт, что коммунистов не устраивает победа любого другого претендента, кроме Лучинского, а гарантий того, что именно будет во втором туре соперником лидера ПКРМ, нет. Отношения между ПКРМ и президентом также нельзя в последнее время назвать хорошими, а без четких и взаимообязывающих договоренностей на сей раз, в отличие от 1996 года, коммунисты играть на Лучинского не будут. Слишком многие в партии категорически против подобного варианта.

Вторая. Коммунисты играют на победу, и не заключают никаких тактических союзов ни с нынешним президентом, ни с кем-либо другим. Именно к подобной стратегии склоняют руководство партии итоги опросов. Однако они отдают себе отчет в том, что победа Воронина может привести Молдову к полной экономической изоляции, что окончится крахом не только для страны, но и для партии. Необходимо учитывать и тот факт, что реализация стратегии максимального успеха всегда связана с большим риском, и, иногда приводит к неожиданным и крайне неприятным результатам.

Третья. Уже упоминавшееся майское голосование по поправкам к конституции вообще снимает вопрос о президентских выборах. Президент в этом случае будет избираться парламентом, а коммунисты, как крупнейшая парламентская фракция резко усиливают свое влияние и принимают самое активное участие в формировании правительства. Именно эти доводы приводят представители АДР, убеждая коммунистов проголосовать за поправки. Пока коммунисты не сказали ни да, ни нет, хотя все говорит о том, что они за поправки не проголосуют. В конечном итоге они понимают, что реализация подобного плана, приведет их к власти, но в ситуации еще менее выгодной, чем во втором случае. Поэтому, вероятность подобного развития событий, хотя и не исключена полностью, носит скорее теоретический характер.

В предвыборной кампании коммунистов может ожидать еще один неприятный сюрприз. До недавнего времени коммунисты оставались в Молдове единственной серьезной политической силой, ориентированной на Россию, и именно это (на выборах 1998 и 1999 годов за коммунистов голосовало от 50% до 60% русских и украинцев) позволяло ПКРМ иметь устойчиво высокую поддержку у значительной части избирателей. Сейчас же на этом поле активно готовятся сыграть и многие другие и, в первую очередь, президент Лучинский. Избирательная кампания, не успев начаться, уже поставила перед коммунистами много пока неразрешенных вопросов. Это значит, что для нынешнего лидера опросов и одного из фаворитов декабрьских выборов – Владимира Воронина, предвыборная гонка вовсе не станет легкой прогулкой. Коммунистам придется сильно постараться, даже если они и не собираются выигрывать выборы.

Такова достаточно запутанная и даже противоречивая ситуация в самом начале президентской гонки. В то же время, уже сейчас можно предположить, что президентом станет либо Петр Лучинский, либо Владимир Воронин, либо единый кандидат от правых. Два других кандидата с хорошим рейтингом – Серафим Урекяну и Николай Алексей все еще имеют определенные шансы побороться за победу, но отсутствие необходимых организационных структур с каждым днем эти шансы уменьшает. Скорее всего, если они все-таки примут решение об участии в выборах, то сосредоточат свои усилия в борьбе за третье призовое место. Несмотря на определенную ясность в вопросе о фаворитах, интрига в случае, если правая парламентская оппозиция договориться о выдвижении единого кандидата, будет сохраняться до самого последнего момента. У каждого из первой тройки есть и определенные преимущества, и очевидные проблемы. Поэтому, очень многое решится уже непосредственно в ходе избирательной кампании, а главный спор развернется вокруг нескольких принципиальных вопросов.

Первое. У Лучинского практически нет шансов выиграть выборы на старых заслугах. Избиратель в массе настроен более чем скептически в отношении прошедшего четырехлетия. От действующего президента ждут образа будущего. В дискуссию вынуждены будут включиться и остальные фавориты. Можно, таким образом, предположить, что выбирать будут не столько человека, сколько программу или образ будущего.

Второе. Сражение вокруг конституционных поправок будут, вероятно, главным политическим фоном. Несомненно, что большинство избирателей выступает за президентскую форму правления, однако вероятность проведения Конституционного референдума еще до декабрьских выборов весьма невелика. Если в конституционной дуэли все-таки окажется явный победитель, то он выиграет все - и президентскую должность, и правительство, и парламент, хотя более вероятно, что поединок закончится вничью или победой по очкам. В этом случае Лучинский получит определенную инициативу, но не более.

Третье. Улучшение экономической ситуации в России вновь актуализировало перед молдавской элитой проблему внешнеполитического выбора. С одной стороны, интеграции в Европу нет альтернативы, с другой, большая часть экономических интересов связана с Россией. Если последние 4-5 лет российский вектор в Молдове отстаивали лишь коммунисты, то сейчас там будет тесно, как никогда, а главными действующими лицами окажутся Лучинский и Воронин. С Россией связаны и остающиеся еще надежды на урегулирование ситуации с Приднестровьем. Сейчас уже очевидно, что Россия может согласиться на активное и результативное посредничество, только в расчете на долговременные партнерские отношения с единой Молдовой.

Четвертое. Приднестровский фактор в любом случае сыграет определенную роль. Последние месяцы политическая жизнь на левом берегу заметно активизировалась. На состоявшихся недавно местных выборах впервые приняла участие вполне оформившаяся оппозиция, одним из основных пунктов которой является определение статуса в отношениях между Молдовой и Приднестровьем на принципах федеративного или конфедеративного устройства. Если учесть, что выборы президента Приднестровья должны состояться через несколько месяцев после выборов в Молдове, то всем приднестровским политикам придется заявить о своих общемоллдовских предпочтениях, а это обязательно окажет определенное влияние на результаты.

Выборы в Молдове состоятся в декабре 2000 года, непосредственно в канун ХХI века. Все это выглядит более символично. С чем, уставшая от 10 лет кризиса страна войдет в новый век, с каким лидером, идеями, настроениями. Все это определится в следующие полгода, когда избирательная кампания и всенародное голосование назовут нового лидера страны.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель