Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Крымское время, 16.04.09, № 4, с. 4

Владимир Казарин: «Если ты просто пошлешь власть на три буквы, то ты с ней никогда не договоришься»

 

Владимир Казарин не нуждается в длинном представлении. Доктор филологических наук. Профессор. Заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы Таврического национального университета.

Ученый, имя которого известно далеко за пределами Крыма и Украины.

Многие годы Казарин был членом Коммунистической партии и одним из лидеров Крымской республиканской организации КПУ. Однако в 2004 году после конфликта с Леонидом Грачом его из этой партии исключили. Сегодня Казарин — беспартийный и утверждает, что едва ли еще раз вступит в какую-нибудь партию.

Тем не менее, уйдя из Компартии, Казарин остался в политике. А уйдя от Грача, пришел к Куницыну. Сегодня Казарин — первый заместитель председателя Севастопольской городской государственной администрации. Одни обвиняют его в том, что он продал русскую идею, пойдя на службу президенту Ющенко, и сравнивают пушкиноведа Казарина с Мазепой. Другие считают, что он едва ли не единственный настоящий защитник русской культуры в Крыму.

Кто в этих спорах прав?

Может быть, ответ на этот вопрос вам поможет найти это интервью.

— Вы председатель Крымского общества русской культуры, филолог-русист, доктор наук, профессор, ученый-пушкиновед. И в то же время вы являетесь одним из главных объектов критики для многих пророссийских организаций и политиков, например для «Русского блока», Русской общины Крыма или той же Российской общины Севастополя. Парадокс?

— Я только что получил бронзовую гоголевскую медаль от оргкомитета юбилейных мероприятий в Москве. Я могу вспомнить, как  в Кремле получал пушкинскую медаль от тогдашнего президента России Владимира Путина. Поэтому, наверное, нельзя сказать, что моя деятельность не оценена в России. Что же касается разного рода обвинений со стороны вышеназванных радикальных организаций, то, вы знаете, я рад тому, что я являюсь предметом критики с их стороны. Радикализм всегда заводит его носителей в тупик. Для меня показательна эволюция той же самой Русской общины. Сегодня ее активисты ходят по улицам Симферополя с ночными факельными маршами. Я убежден в том, что это не наша, не русская традиция. Равно как и традиция сожжения чего бы то ни было: сначала флагов, потом портретов и чучел, потом плохих книжек. Показательно, что такие же акции сегодня проходят на Западной Украине. Поэтому, если эти радикальные организации и их покровители, такие, как тот же Константин Затулин, начнут меня хвалить, это будет для меня знаком того, что я что-то делаю неправильно, что я сбился с правильного пути.

Знаете, я думаю, что самой большой русской культурной организацией в Крыму является не возглавляемое мною Крымское общество русской культуры и не Русская община Крыма, а те, кого часто называют «молчаливым большинством», — море разливанное вузовских преподавателей, учителей, музейных работников, библиотекарей, журналистов, инженеров, чью поддержку я постоянно ощущаю. Они не ходят с факелами по ночным улицам и не сжигают ничьих чучел. Это претит их мировоззрению. Так получилось, что я смотрел репортаж с сессии Симферопольского городского совета, во время которой активистка Русской общины госпожа Лантух разбила яйца на голове у мэра крымской столицы Геннадия Бабенко, в компании моих далеких от политики друзей. И я помню, что женщины, которые там были, охнули, увидев, что сделала Лантух. Понимаете, ну нельзя так с человеком поступать. Ты с ним спорь, полемизируй, но… Я не знаю, если у тебя эти яйца лишние, ты лучше пойди на улицу, подойди к первой встречной нищей или к бабушке, которая идет в магазин и перебирает копейки, хватит ли ей на булку хлеба или нет, и отдай эти яйца ей.

— Вы сказали, что довольны тем, что вас критикует радикальная часть русского движения. А вас не смущает то обстоятельство, что в последние несколько месяцев вас практически не критикуют украинские национал-патриоты, прежде никогда не упускавшие такого случая? 

— К счастью для меня, то, что вы говорите, неправда. В Севастополе у меня есть два самых ярых критика. С одной стороны, это Русская община Севастополя госпожи Ермаковой (эдакий севастопольский аналог господина Цекова). А с другой — такая украинская праворадикальная организация, как «Студенческое братство». Нет месяца, чтобы народные депутаты Украины, сочувствующие «братьям-студентам», не обращались с требованиями разоблачить антигосударственную деятельность Казарина в тех или иных вопросах и уволить его с работы.

— Тем не менее, вы сегодня работаете в Севастопольской городской государственной администрации, руководителя которой назначает президент Украины Виктор Ющенко. А гуманитарная политика, которую Ющенко и его министры проводят по отношению к Крыму, носит, я бы сказал, оккупационный характер. Всего несколько примеров. Фильмы в кинотеатрах в обязательном порядке переводятся на украинский язык, на телевидении действуют драконовские языковые квоты. В школах русский язык приравняли к японскому или китайскому, не дав возможности проводить тестирование выпускников по предмету «Русский язык». При этом я уже молчу о том, что русский язык, который является родным как минимум для 12—15 миллионов украинцев и на котором более или менее свободно говорит больше 40 миллионов украинцев, остается без какого бы то ни было официального статуса. Вместо того, чтобы решать эти вопиющие проблемы, Ющенко и другие украинские национал-патриоты, определяющие сегодня гуманитарную политику страны, с упорством, достойным лучшего применения, твердят, что все это, дескать, спекуляции, что никаких языковых проблем на Украине нет и т.д. и т.п. А сами тем временем продолжают гнуть свою палку. И знаете, я с вами согласен в том, что сжигать чучела — это плохо. Но, честно говоря, министр образования и науки Украины Иван Вакарчук своей последовательной и, на мой взгляд, абсолютно невменяемой политикой довел до того, что в Крыму есть известное количество людей, которые бы не чучело сожгли, а самого Вакарчука. Мой вопрос заключается в следующем. Вы работаете в государственной администрации, назначенной президентом Ющенко, который проводит в Крыму оккупационную гуманитарную политику. Нет ли здесь чего-то, что было бы для вас невозможным?

— Знаете, мы, русские, очень нетерпимый народ. Помните, что мы сделали с государем императором, а потом прошло время, и мы причислили его к лику святых? У нас, наверное, ни один лидер этой судьбы не избежал. Возьмите хоть Ленина, хоть Сталина, хоть Хрущева, хоть Горбачева. Если говорить о Ющенко, то, на мой взгляд, с его именем связан целый ряд очень важных существенных сдвигов в украинском обществе, значение которых в полной мере будет осознано завтра. Я приведу всего один пример. Безусловной заслугой Ющенко как человека и президента является блистательно реализованная по его инициативе и с его постоянным нажимом программа борьбы с сиротством. Он начал ее где-то три с половиной года назад. Тогда ситуация была ужасной. 80% усыновлений на Украине делалось иностранцами, а число сирот постоянно росло. Сегодня у нас 80% усыновлений делается украинцами, и полтора года надо простоять в очереди на усыновление. Это произошло потому, что государство приняло целый ряд мер: финансовой поддержки, обязательного предоставления жилья и т.д. и т.п. Или давайте обратимся, например, к теме голодомора, которая вызывает сегодня столько споров. Как бы то ни было, но именно по инициативе Ющенко мы обратились к этой проблеме, и она, став предметом ожесточенной полемики, одновременно стала теперь уже не снимаемой с повестки дня главой нашей общей истории. Вспомните советское время. Ни в одном школьном или вузовском учебнике мы никогда ничего о голоде не читали. И это неправильно, потому что нельзя нам, христианам, забывать свое прошлое и миллионы тех людей (2 или 8 — это пусть подсчитают историки), которые приняли мученическую смерть из-за чьих-то ошибок. Одновременно я скажу, что в деятельности Виктора Ющенко как человека, чему-то преданного, увлеченного есть и ошибочные решения, например присвоение звания Героя Украины Шухевичу. Причем я хочу сказать, что я, в отличие от многих нынешних критиков президента, публично говорил о том, что это ошибочное решение, еще тогда, когда оно было принято. В вопросе языка Ющенко проделал большую эволюцию за годы своего президентства.

3 октября прошлого года, в День учителя, я с удовлетворением слушал его доклад, в котором Ющенко говорил о том, что выпускники украинских школ должны свободно говорить как минимум на трех языках — на украинском, на русском и на каком-нибудь европейском языке: английском, французском, немецком. Я полагаю, что эта формула  абсолютно верная, и я не думаю, что против нее можно что-нибудь возразить.

— Беда только в том, что эта красивая формула имеет мало общего с реальной действительностью. Когда Ющенко говорил эти слова, в большинстве школ материковой Украины уже давно не изучали русского языка, и сегодня мы де-факто уже имеем поколение выпускников украиноязычных школ, которые просто не знают письменного русского языка. Вскоре после того, как Ющенко сказал эти слова, Нацсовет по телевидению и радиовещанию развернул очередную атаку на российские каналы, транслирующиеся в украинских кабельных сетях. В общем, президент Ющенко говорит одно, а делает другое.

— Ни в какой мере с вами не соглашусь. Это тоже наша русская традиция: с одной стороны, тотально ругать власть, а с другой — так же тотально ей подчиняться. Никита Сергеевич Хрущев не был очень большим интеллектуалом, но, с другой стороны, он не был и настолько глупым человеком, как его иногда представляют. И когда Хрущев говорил, что нам надо выращивать кукурузу, он был абсолютно прав. Другое дело, что, когда он это сказал, чиновники принялись сажать эту кукурузу вплоть до Вологодской области. Те же самые чиновники, которые раньше бежали впереди Сталина в борьбе с врагами народа, а потом побежали впереди Брежнева бороться с тлетворным влиянием Запада.

Почему у нас вечно во всем виноваты вожди, а мы сами никогда ни за что не отвечаем? Мы с Куницыным приняли Севастополь, в котором было 68 школ, в 67 из которых преподавание шло на русском языке и в 1 — на украинском. Так было до нас, так обстоит дело сегодня и так будет завтра. Потому что этого в Севастополе одинаково хочет и власть, и население. Когда мы с Куницыным уходили из правительства Крыма, в 96 процентах школ автономии обучение шло на русском языке. Почему сегодня таких школ в автономии осталось всего 89 процентов? Почему в цитадели Партии регионов — в Донецкой области, которая так много и велеречиво рассказывает о русском языке, — сегодня осталось всего 20 процентов школ с преподаванием на русском языке? Да потому, что все эти региональные вожди, доказывая на митингах одно, одновременно делают совсем другое. А мы в Севастополе, не сжигая чучел и не устраивая опереточных голодовок, в повседневной, рутинной полемике с вышестоящими инстанциями доказываем, что то или иное решение Киева — неправильное, что его нельзя реализовывать в нашем регионе. И с нами соглашаются. 16 лет вся Украина плакалась: ай-ай-ай, какая беда, в стране нет Всеукраинской олимпиады по русскому языку. По всем предметам есть, а по русскому языку нет. Нам в Севастополе эти плачи-разговоры надоели, и мы в 2006 году провели первую межрегиональную олимпиаду по русскому языку — к нам приехали 17 регионов, в том числе все области Западной Украины, а не приехали Донецкая, Луганская, Харьковская области и… Автономная Республика Крым. Чем все это в результате закончилось? В прошлом году министр образования и науки Иван Вакарчук, которого вы так ругаете, подписал приказ о том, что отныне олимпиада по русскому языку в Севастополе получает статус Всеукраинской. Я хочу сказать, что отстаивать свои права — это трудное дело, но гражданское общество для того и существует, чтобы поправлять власть. А если ты просто пошлешь эту власть на три буквы, то ты никогда с ней не договоришься.

— Владимир Павлович, если бы вы были депутатом Верховной Рады Украины, вы бы проголосовали за придание русскому языку статуса второго государственного?

— Во-первых, именно Куницын и я были в декабре 2005 года инициаторами проекта о придании русскому языку статуса регионального, который потом был реализован в половине областей Украины, включая Севастополь, но так и не реализован в АРК. Ревнуют крымские вожди к Куницыну. Во-вторых, если бы я был депутатом Верховной Рады Украины, я, по крайней мере, снова и снова этого бы добивался. Я убежден в том, что с нынешним недостойным депутатским корпусом эту проблему решить нельзя, однако, на мой взгляд, в обозримой исторической перспективе, в течение ближайших 5—6 лет, она может быть решена.

— Вы  большой любитель юбилеев, а в этом году на Украине на государственном уровне отмечаются сразу несколько юбилеев, которые не очень хорошо воспринимаются в Крыму, как-то, к примеру, недавно прошедший юбилей Мазепы или грядущий юбилей Полтавской битвы, или, правильнее, как это записано в указе президента Ющенко, заключения украино-шведского военного союза — против России, естественно. Будет ли этот юбилей отмечаться и в Севастополе, как это предписано президентским указом?

— Чтобы ответить на этот вопрос, я хочу сначала вернуться к минувшему гоголевскому юбилею. Я вам уже сказал, что мне приятно было получить российские награды, посвященные гоголевскому юбилею, однако вместе с тем я полагаю, что ни на Украине, ни в России мы во всей полноте его не отметили. Он должен был пройти на самом высоком межгосударственном уровне, потому что Гоголь — это великий сын Украины и России, человек, рожденный украинской землей и упокоившийся в российской, в московской земле. Однако, увы, разногласия между нашими странами зашли уже так далеко, что мы даже юбилей Гоголя праздновали порознь, каждый, в известном смысле, праздновал своего Гоголя. То же самое касается и юбилея Полтавской битвы. К сожалению, политические разногласия берут сегодня верх над историческим осознанием нашей общей судьбы, над глубоким пониманием подлинных национальных интересов Украины и России. Поэтому я думаю, что два этих юбилея как в зеркале отражают неудовлетворительное состояние наших межгосударственных отношений, и я хочу сказать, что ошибутся те, кто скажет, что в этой неудовлетворительности виновата только одна сторона.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель