Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Беседа с В.Брутером. Беседовала Е.Шварц

Торжество Дональда Туска

О распаде правящей коалиции в Польше >>>

Итак, сегодня стали известны предварительные результаты внеочередных выборов в Польше. И уже сейчас очевидно, что побеждает оппозиция – «Гражданская Платформа» Дональда Туска, и, таким образом, уже можно с уверенностью говорить о том, что правительство в прежнем составе существовать не будет. И, таким образом, Ярослав Качиньский больше не будет премьер-министром. Следовательно, ситуация должна поменяться и внутри страны, и за ее пределами.

- Несмотря на то, что ПиС (Право и справедливость) формально выиграл предыдущие выборы, большинства в парламенте он не имел и тогда. И постоянно маневрировал между правительством меньшинства и какой-то очень странной коалицией, в которую входили «Самооборона», Лига польских семей и ПСЛ (Крестьянская партия). Коалиция несколько раз создавалась и несколько раз распадалась. В конечном итоге это привело к роспуску парламента.  Самооборона окончательно вышла из правительства. После этого большинства в сейме у правительства ПиС уже не могло быть по определению, и сам парламент проголосовал за самороспуск. Причем для Самообороны, у которой на этих выборах оказалось лишь немногим более 1% голосов,  решение о роспуске сейма стало катастрофическим. Собственно, на их месте я бы сидел в предыдущем парламенте, поддерживал бы правительство меньшинства и еще три года наслаждался бы своим депутатским мандатом. Зачем им были нужны досрочные выборы, я не понимаю. Но будем считать, что они поступили принципиально, и теперь могут своей принципиальностью всюду бравировать. Это вопрос первый.

Вопрос второй. У меня такое впечатление, что даже если бы разрыв между ПИС и ГП был бы меньше, то это ничего бы не поменяло – у Качинских нет партнеров по коалиции. Их, в принципе, кроме Лиги Польских семей, не было и в предыдущем парламенте, сейчас же их не могло быть по определению. Если гипотетически предположить, что ПиС пыталась бы сформировать коалицию с ПСЛ (крестьянская партия), то это в любом случае оказалось бы невозможным с точки зрения электоральных раскладов. ПСЛ набрала около 9% голосов, на 4,5% меньше, чем ЛиД  (левые и демократы). Для того чтобы ПиС и ПСЛ имели возможность сформировать коалицию, ПИС должен был опередить ПО (Гражданская платформа Дональда Туска) на 4 – 5 % голосов, что было практически невозможно. Ни один предвыборный опрос, даже в самом начале, когда рейтинги ПиС и ПО были примерно равны, не давал Качинским  такое преимущество над Туском. Т.е. даже если бы ПИС выиграла выборы, у них  не оказалось бы достаточного количества голосов, чтобы возглавить коалицию. В самом лучшем для них случае они бы одержали очередную психологическую победу и составляли бы  правительство меньшинства. При этом и Туск, и ПСЛ объявили о том, что они будут создавать коалицию,  еще до выборов. На сегодняшний день они могут рассчитывать на 240 – 245 голосов в сейме. Это реальное большинство, но как показывает опыт предыдущих парламентов, это неустойчивое большинство. Фракция ПО в 5 раз больше, чем ПСЛ, но  при этом ПО всецело зависит от ПСЛ. Уход ПСЛ в оппозицию (а это более чем возможно; программы партий заметно отличаются) означает роспуск парламента, другой коалиции в этом парламенте быть не может. И даже если коалиция ПО и ПСЛ сохранится, но в самой ПО будут происходить расколы (пусть даже только  ситуативные), новая коалиция  рискует лишиться большинства. Поэтому в наших восточноевропейских реалиях коалиция с таким большинством вещь хрупкая и неустойчивая.

При этом совершенно определенно, что Туск выиграл. Туск был фаворитом кампании 2005 года, а в начале этой кампании он уже таким явным фаворитом не выглядел. Главная причина, по которой Туска не поддержали в 2005 году – это то, что он для традиционалистской польской публики казался слишком либеральным.

- Но он и сейчас такой.

- Сейчас ситуация несколько поменялась. Есть усталость от предыдущих лет правления Качинских, есть недовольство оттого, что они устроили цирк с новыми выборами. Вполне могли бы этого и не делать. Во время избирательной кампании Туску удалось сделать то, чего ему не удавалось сделать раньше – привести на выборы молодежь, и тех, кто ранее не голосовал. Очень сильно выросла явка. Хотя, конечно, говорить о 55%-ой явке, что она сильно выросла, странно. Тем не менее, она выросла больше чем на 10%. Поляки от полного безразличия к выборам перешли к частичному безразличию. И если сравнивать с украинской динамикой, где явка уменьшилась с 67 до 63, то в Польше выросла с 45 до 55%. При этом в Украине она остается существенно более высокой.

- Эксперты отмечают, что Туск очень хорошо выглядел в эту избирательную кампанию. Ему удалось стать более привлекательным и даже харизматичным. И в том числе в этом видят причину его успеха – в его возросшей личной харизматичности.

- Туск не очень харизматичный. Я думаю, что харизма  - это вещь, которая не появляется на следующих выборах.  Hard core (твердое ядро) сторонников Туска не изменилось. Но имиджево ему удалось убедить поляков в том, что то, что происходило в последние два года в стране, им не нравилось. Я думаю, что это не успех харизмы, а имиджевый, успех правильно построенной избирательной кампании. Из тех, кто голосовал сейчас, около 20% не голосовали на прошлых выборах. Это очень большое количество, в первую очередь молодых людей,  которое определялось в последние минуты. Имея такой невостребованный ранее пул голосующих можно существенно изменить расклад.

- Как внутри Польши поменяется ситуация после того, как Туск станет премьер-министром?

- Я надеюсь, что она станет более прагматичной, менее надрывной, более стабильной по отношению к соседям, более рациональной. Я думаю, что Польша не будет пытаться себя позиционировать как вечный оппортунист в рамках ЕС. Отношения с ЕС должны сильно улучшиться, стабилизироваться. Я думаю, что Туск не будет излишне апеллировать к национал-патриотизму, национальным ценностям, не будет особых конфликтов, связанных с усиливающимся влиянием религии,  будет более толерантное отношение к этническим меньшинствам. И этого вполне достаточно. При этом будет сохраняться достаточно либеральная экономическая политика, хотя с этим могут быть какие-то проблемы, тем более что Крестьянская партия вовсе не сторонник либеральной экономической политики.

- Насколько президент может повлиять?

- Президент не может повлиять на действия правительства, у него в основном протокольные функции. У него есть контроль над некоторой частью внешней политики и обороной. Но, учитывая, что внешняя политика и оборона – это вовсе не те предметы, которые фигурировали в предвыборных дискуссиях, то полномочия Леха Качинского по отношению к действиям нового правительства будут сильно ограничены.

- Туск не скрывал и не скрывает своей проевропейской, в частности, прогерманской ориентации. И во время своей избирательной кампании он говорил о том, что Польша очень сильно испортила отношения, как с западными, так и с восточными соседями. С западными соседями более или менее понятно. Что касается восточных соседей, то, с одной стороны, это Украина, с другой стороны это Россия.

- Есть еще Литва и Белоруссия. И я думаю, что отношения Польши с Литвой очень интересны. Начиная со строительства новой атомной станции, которое Польша всячески блокировала в последнее время, и заканчивая тем, что литовское правительство угрожает реприватизацией Мажейкяйского нефтеперерабатывающего комбината в случае, если польский концерн Орлен, который владеет им сейчас, частично будет продан российским инвесторам. Т.е. отношения очень далеки от романтических.

Что касается отношений с Украиной, то в Украине пока еще нет премьер-министра. Если, например, премьер-министром будет Янукович, то отношения будут очень спокойными и вообще будут очень мало пересекаться. А если премьер-министром будет Тимошенко, то отношения, скорее всего, вообще не сложатся, потому что Туску совершенно непонятны такие понятия как реприватизация, ручное установление цен на бензин и признание воинов УПА, которые гораздо больше убили поляков, чем русских. В нескольких случаях в Волынской области они просто устраивали резню в польских селах. И поляки вряд ли могут признать таких героев. Если же будет какая-то нейтральная фигура типа Еханурова, то отношения, скорее всего, будут рабочими, спокойными, вполне конкретными, никаких сложностей в этом случае я не вижу. Единственно, что абсолютно точно, это то, что Туск с гораздо меньшим пафосом и желанием будет вмешиваться в ситуацию в Украине. В отличие от Качинских и Квасневского. За Туском такого не водится. Исключением является проведение совместного Чемпионата Европы по футболу в 2012 году. Здесь сторонам придется сотрудничать в любом случае.

Что касается отношений с Россией, то Туск никогда этим вопросом всерьез не занимался. Его в России очень мало знают, и я думаю, что это почти открытая книга и ее надо будет написать.

- Но все-таки какое-то исходное отношение к России у Туска есть.

- Как и у всякого европейского  либерала, у него отношение к России скептическое. Но это не значит, что отношения не могут стать рабочими. Больше, если говорить прямо, ничего никому и не нужно. У Польши нет планов относительно России, а у России нет планов относительно Польши.

- Тем не менее, отношения у нас с Польшей в последнее время были очень натянутыми.

- Они создавались в большой мере искусственно. Таким образом, Качинские пестовали польский патриотизм. Туск таких вещей делать не будет. Сами же отношения пока не построены. Они могут развиваться как в сторону прагматизма, так и в противоположную. Но я не думаю, что будут какие-то открытые конфликты, тем более что они никому не нужны. Заявления Ястржембского в Лиссабоне уже сами по себе говорят о том, что Россия готова пройти свою часть пути в том, чтобы отношения стабилизировались. Желание решить «мясную» проблему со стороны России, это своего рода ваучер, который адресуется новому польскому правительству.

- Мы с Вами регулярно возвращаемся к состоянию дел в Евросоюзе в целом. В последний раз мы констатировали кризисное состояние.

- Кризис и теперь никуда не делся. Но то, что страны ЕС все-таки парафировали документ о реформах в Лиссабоне  - это шаг вперед, конечно. Европейское чиновничество тем и хорошо, что оно умеет успешно работать с кризисом. Оно не позволяет кризисам разрушать ситуацию. Вопрос в том, что, принятый документ носит очень ограниченный характер. Он еще не вступил в силу и должен быть ратифицирован всеми 27-ю национальными парламентами. В ряде стран это будет представлять серьезную трудность, особенно в Великобритании, перед парламентскими выборами. И это не единственная страна, которая будет относиться с подозрением к  документу. Но Англия – самый главный евроскептик. Что касается того, что в 2009 году он вступит в действие, надо иметь в виду, что этот документ не является европейской конституцией. Но это создает некую промежуточную фазу между союзом 27-ми наций и тем, что можно назвать союзом в полном смысле этого слова. Этот документ закрепляет статус-кво. Поэтому мне кажется, что ЕС вышел из того тупика, в который  сам себя поставил, пытаясь ускорить сроки интеграции. Но столкнулся с  другой проблемой, потому что неинтегрированный ЕС не является сильным мировым игроком. Я думаю, что выборы в Польше очень сильно играют на руку интеграторам. От власти в Польше отстранена группа, которая была одним из основных европодрывников.

- Причем нанятых американскими парнями…

- Да, да. Все это делалось для того, чтобы снизить градус, на два шага отступить и сделать что-то реальное невозможным. Т.е. все делалось по принципу «три шага назад, один шаг вперед». Нам хотелось бы надеяться, что Туск будет вести себя иначе. В той европейской  части СНГ, которая в ЕС не вошла, все в основном считают, что Евросоюз должен стать как можно скорее сильным и стабильным партнером, потому что это дает и всем остальным больше возможностей. Я думаю, что следующий реальный этап интеграции – это выборы в Европарламент в 2009 году.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель