Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Вячеслав Игрунов о книге "В.Арсеньев. Китайцы в Уссурийском крае. Ф.Нансен. В страну будущего".1

 

После того как однажды в «Библио-глобусе» я обнаружил завалявшегося Крила, снова стал время от времени заходить в этот магазин, хотя он дороговат для меня. Например, книжки по Китаю в «Москве» стоят процентов на 10 дешевле, а 20-30 рублей за книжку для меня имеет значение. Вот и на днях обнаружил в одном экземпляре книжку В.Арсеньева «Китайцы в Уссурийском крае». Книга старая, изданная без аппарата, без редакторского предисловия, спаренная с отрывками из книги Ф.Нансена «В страну будущего» - сомнения были: ну что нового там можно найти? И правда, как выяснилось, практически ничего. Однако же взял. Может быть, ностальгические чувства сыграли роль: все-таки «В дебрях уссурийского края» и «Дерсу Узала» были едва ли не любимыми книгами детства, навсегда поселившими во мне желание забраться в уссурийскую тайгу. Но вероятнее всего, соблазнила тематика – так сегодня много говорят о засилье китайцев на Дальнем Востоке. Взял и не пожалел.

Прежде всего, всегда приятно читать книгу высококвалифицированного добросовестного исследователя. С другой стороны, был просто поражен тем духом тревоги перед «желтой» угрозой, которой пронизаны обе книги. Особенно книга Нансена, который видел в России европейский форпост на пути азиатского завоевания. Ну совсем, как сейчас. Впрочем, для Арсеньева, который рассматривал Маньчжурию, как очередной этап расширения Российской империи, это довольно понятно, а вот по непонятно как отобранным отрывкам Нансена не вполне ясно, чего же опасался этот, в общем, довольно демократичный человек. Так или иначе, читать было любопытно. Нансен подтвердил мое подозрение, что страх перед китайцами, в значительной мере, определяется боязнью конкуренции.

«Имеет значение то, что желтые, как уже сказано, хорошие ремесленники, которым приходится брать на себя большинство ремесленных работ, а потому они во многих местах являются почти что необходимым элементом. А что китайский торговец заткнет за пояс и русского и европейского – факт общеизвестный. И вот эти качества вместе взятые, и представляют, по отзыву русского писателя Болховитинова, большую опасность, нежели китайские войска и флот».

Практически о том же пишет и Арсеньев. Он приводит множество фактов значительно более высокой квалификации китайцев – как в сельском хозяйстве, так и в торговле. Он трезво оценивает качество русских работников. Однако тут же говорит о том, что китайцы должны быть выдворены за пределы России, ограничены в возможностях, а русскому мужику надо помочь. При том что страницами раньше сам же сокрушается по поводу иждивенчества русских и понимает, что государственные пособия развращают мужика. Этот национальный эгоизм свойственен, впрочем, не только нам, русским, но и европейцам, и китайцам, и всем прочим. Недостаток, может быть, извинительный, но страшный, поскольку он становится сегодня самым опасным источником конфликтов на планете, потенциально губительным для глобальной стабильности. Неизбежный переход к новым принципам цивилизации потребует болезненного преодоления этого эгоизма. Сколько крови при этом прольется, один Бог знает.

Я с любовью отношусь к китайской культуре, именно поэтому для меня важно подчеркнуть и опасные черты этой культуры. Как китайский простолюдин, постой крестьянин может относиться к тем, кого он считает ниже себя в культурном отношении, описано в книге Арсеньева в главе «Эксплуатация инородцев». Эту главу, как и главу «Хунхузы» просто страшно читать. И этот рассказ вполне корреспондирует с представлениями о поведении китайцев в Америке, в России современных. Так что знать о темных сторонах китайцев необходимо.

Но тут же хочу обратить внимание на некоторые извлечения из деревенских текстов, приводимых в книге. Хочу подчеркнуть, что речь идет о текстах, писанных простыми крестьянами, живущими на таких глухих задворках китайской империи, о которых в столице-то толком не знают. Представить себе, что в Европе так могли бы написать крестьяне, хоть в Средние века, хоть теперь, я не могу. Вот немного:

Вводная статья к собранию законов долины одной из рек.

«Законы одинаковы для неба и земли, людей и растений. В течение 100 веков они сменяются, как гости. Люди живут, как в сновидении, двигаясь вперед и возвращаясь обратно. Время мчится быстро. Поле и огород созревают и вянут, почему же не начинают они цвести сначала? В действительности природа не изменяется, но изменяется наше сердце. Мы томимся мелочами жизни и не замечаем, что время мчится и уходит безвозвратно. Мы знаем, что будущее может нагрянуть, но смысл настоящего скрыт далеко. Сегодня кажется так, завтра иначе. Спроси утренней порою у сражающихся врагов о дороге – нет у них времени для ответа. Мы стоим у ограды завесы неизвестности и жаждем знать, что находится за нею». (Стр. 210-211).

А вот текст из другого свитка:

«После Пань-гу (так называемого китайского Адама. — Перев.) царствовали три императора (Сань-хуан — Перев.), а затем пять императоров (У-ди; с 2852 по 2205 до Р.Х. - Перев.). Во времена же удельных княжеств (при Чжоуской династии, царствовавшей с 1122 по 255 год до Р.Х. — Перев.) отличались [взаимною дружбою] Цзо-Бо-тао и Ян-цзюэ-ай. При Ханьской династии (с 206 года до Р.Х. по 220 год после Р.Х. — Перев.) прославились Лю-Бэй, Гуань-Юй и Чжан-фэй. Всем известно, что среди пяти общественных отношений (у-лунь. — Перев.) считается также дружба. Что же касается дружбы, то она является добродетелью человека. Хотя наши люди, заключавшие это братство, не осмеливаются приравнивать себя по проницательности к прежним мудрецам, но все же они могут хотя бы несколько приближаться к древним. Так как единодушие Гуань-Чжуна и Бао-Шуя привели к большому успеху и дружба Линь-Сян-жу и Лян-по не знала недоразумений, то потомки их называются святыми и мудрыми. Хотя члены нашего братства не осмеливаются приравнивать себя к братскому союзу, заключенному в местности Тао-юань (вышеупомянутыми Лю-Бэем, Гуань-Юем и Чжан-Фэйем. - Перев.), но все же они не должны подражать союзу Сунь-Биня и Пан-Цзюаня (которые впоследствии сделались злейшими врагами*. - Перев.)». (Стр. 223-224).

Вот такие философско-поэтические тексты не нашедших себе места на родине китайцев, чья правовая практика – а тексты взяты из правовых документов – в целом ряде случаев вызывает содрогание.

Одним словом, старая книга со вполне современными тревогами, которую стоит почитать тем, кого беспокоит тема китайской иммиграции. Приведу здесь только «Заключение» из книги Арсеньева и пару-тройку цитат, важных, на мой взгляд, для понимания того, почему мы проигрываем китайцам на Дальнем Востоке. Кстати, из текста Арсеньева хорошо видно, что русские патернализм и иждивенчество, отсутствие солидарности вовсе не вызваны долгим господством коммунистов, как об этом любят говорить современные «либералы», но, напротив, хорошо были сформированы к XIX веку, а следовательно, имеют и еще более глубокие корни. Впрочем, свидетельств этому предостаточно, просто «заинтересованные лица» тщательно игнорируют их, а описания Арсеньева бьют в глаза.

Выдержки из книги:

  • Из главы «Исторические данные» (Текст дан как приложение к статье "Территориальные щедроты с открытыми глазами").

  • Из главы "Китайцы-земледельцы"

  • Из глав «Охотники и звероловы» и «Промыслы»


    1Издано: М.: Крафт, 2004.

     


  • Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

     

    Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель